(7) Тут же отправлены понтифики, которые хлопочут около той, которую придется закопать, придется убить. Она, простирая руки то к Весте, то к другим богам, все время восклицала: «Цезарь считает прелюбодейкой меня! я совершала жертвоприношения, и он победил и справил триумф» 454 . (8) Говорила она это из угодничества или насмехаясь, из уверенности в себе или из презрения к принцепсу, неизвестно, но говорила, пока ее не повезли на казнь, не знаю, невинную ли, но как невинную несомненно 455 . (9) Даже когда ее спускали в подземелье и у нее зацепилась стола 456 , она обернулась и подобрала ее, а когда палач протянул ей руку, она брезгливо отпрянула, отвергнув этим последним целомудренным жестом грязное прикосновение к своему словно совершенно чистому и нетронутому телу. Стыдливость блюла она до конца, λοιπων πρνοιαν σχεν ευσχμων πεσεν. [о том заботясь, чтоб упасть прилично (Еврипид, «Гекуба», 569).] (10) А кроме того, Целер, римский всадник, которого обвиняли в связи с Корнелией, упорно кричал, когда его секли розгами в комиции: «что я сделал? я ничего не сделал! 457 » (11) Домициан, опозоренный и жестокостью и несправедливостью, неистовствовал. Он схватил Лициниана под предлогом, что он прятал у себя в имении отпущенницу Корнелии. Люди, к нему благожелательные, предупредили его: если он не хочет розог и комиция, пусть прибегнет к сознанию, словно к милости: он так и сделал. (12) Об отсутствующем Геренний Сенецион сказал нечто вроде κειται Πτροκλος, [пал наш Патрокл (Илиада, XVIII, 20).] а именно: «из адвоката я превратился в вестника: Лициниан отступился» 458 . (13) Домициану это было настолько приятно, что уличаемый своей радостью, он воскликнул: «Лициниан нас оправдал» – и даже добавил, что не надо насиловать его совесть. Он разрешил ему ухватить, что сможет, из своих вещей до распродажи с аукциона; ссылку, словно в награду, определил сносную 459 . (14) Оттуда он перебрался с разрешения умилосердившегося над ним Нервы, туда, где ныне учительствует и мстит судьбе в своих предисловиях.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Подобное гипнотизирующее влияние помешанных вожаков религиозно-эпидемических движений на женщин – обычное явление. О Радаеве свящ. Минервин доносил в 1850 году: «И столько сильны действия его обольщения, что оными пораженное сердце впадает в крепкое страдание тоски, и не могут с ним переносить разлуки, в особенности женского пола. Если они удерживаются силою наказания, или какою-бы то ни было строгостью воспрещения от свидания с ним, то впадают в какое-то безумие и начинают юродствовать» (Дело Нижегородской угол. палаты о Радаеве, ч. 1, л. 67, и Дело о нём же Нижегород. консистории, л. 34). Интересный случай в этом роде описан д-ром Липмановым (Врач, 1896, 37, с. 1034–1035: «Случай гипноза в состоянии бодрствования»). – При таком взгляде на инцидент с Гликерием, нет надобности, как это делает Ramsay (The church in the roman empire, p. 457–458), предполагать, будто своим хороводом Гликерий воспроизводил языческую религиозную церемонию, издавна совершавшуюся в Веназе на празднике в честь Зевса, и, как director of ceremonies (церемониймейстер), назвал себя патриархом и облекся в его одежду, подобно тому как in the old pagan festival the leader of the festival wore the dress and bore the name of the deity whom he represented. 992 Ср. Печерский, На горах, ч. 3, гл. 10: «У Якова Бема сказано: у святых ангелов есть дружеское лобзание и обнимание и приятнейшая круговая пляска». См. Jacob Bêhme, L’aurore naissante, Paris, 1800, t. I, p. 63, 212–213 993 Лукиан (Περ ρχσεως, 24) говорит, что Гезиод (см. Theogon. 3) сам видел, как музы плясали (ρχενται) у источника, кружась около жертвенника Зевса (το πατρς βωμν περιχορεουσαι). Cp. Plutarchi vitae Theseus, c. 21: Тезей χρευσε περ τν… βωμν. 994 См. Daremberg et Saglio, Dictionnaire des antiquités grecques et romaines, t. I (P. 1873), κκλιος χορς; K. F. Hermann, Lehrbuch der griechischen Antiquitäten, 2 Theil, 2 Aufl. 1858, Heidelberg, § 29 (о праздничных песнях и плясках), S. 172, 174; J. H. Krause, Die Gymnastik und Agonistik der Hellenen, 2 Bd., Leipzig 1841, S.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9 Особенный – по египетскому сказанию – способ наказания и спасения людей с большим правдоподобием объясняется тем, что для египтян разлитие Нила было благодетельным явлением, вследствие чего существовавшее предание о потопе получило у них такое изменение, что осужденные на истребление люди погибают не в волнах потопа, а уничтожаются иным, особым способом, и что разлитие напитка служит средством спасения. Таково объяснение аббата Vigouroux в La Bible et les decouvertes modernes, 1, 219, что принимает и Lenormant Les origines de l, histoire, 1, 454. 10 Разумеется особенно соч. Ebers,a: Aegypten und die Bücher Mose , s, и Chabas: Etudes sur l ‘ antiquité historique и его же Mélanges Egyptologiques. 12 Так, например, Ewald в Geschihte des Volkes Israel bis Christus 1865, 2, 90; Chabas в Mélanges Egyptologiques, Troisième série, 2, 139; Ebers в Aegypten und die Bücher Mose , s, 261, 265, 269. 13 Разумеется, особенно, исследование об этом Лепсиуса в его «Die Chronologie der Ägypter», 1849 15 Rosch, Theologische Studien und Kritiken, 1878, Heft 4; E. Riehm, Handwörterbuch des biblischen Altertumskunde, 764. 17 Conférence, sur la religion des anciens Egyptiens в Annales de philosophie chrétienne. 1869. t. XX. 327–337. То же воззрение на этот предмет, которому де Руже остался верен до конца своей жизни, изложено в Mélanges d’archéologie égypt. et assyrienne, 72, по Revue des Questions historiques. 1878, Octobre. 462. 18 Felix Robiou, Croyances de l’ Égypte á l’ époque des pyramides и Annales de philosophie chrétienne. 1869, XIX, 287. 291. 19 В напечатанной в Revue des Questions hist. 1878, October, статье. Les doctrines religieuses de l’ancienne Egypte d’après les travaux récents, Ф. Робиу, рассматривая вновь обнародованные религиозные египетские тексты, не только не отказывается от прежде высказанного им взгляда на историю египетской религии, во и находит новые ему подтверждения. См. в назван. Книжке Revue стр. 457–467. 20 Сочинением Le Page Renouf (Lectures on the origin and growth of Religion) мы пользуемся в немецком его переводе: Vorlesungen über Ursprung und Entwickelung d. Religion, erläutert an der Religion d. alten Aegypter» 1881. S. 86.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Поэтому следует поддержать иную возможность исправления неканоничной службы Клима: Константин мог заново освятить кафедральный собор, где служил киевский митрополит, то есть Св. Софию Киевскую, тем самым «очистив» ее от «Климовой службы». Подобное предположение высказывали еще П.П. Соколов 10 и, вслед за ним, А.В. Карташев 11 . В его пользу теперь можно выдвинуть и очень сильный аргумент: такое действие находит прямую параллель в аналогичном поступке грека-митрополита Ефрема Киевского, который прибыл из Константинополя в 1052 году на смену неканонично (с точки зрения Патриархии) поставленного русина Илариона. Об этом сообщают месяцеслов Мстиславова Евангелия под 4 ноября и недавно опубликованное граффито из Св. Софии Киевской 12 . Вполне вероятно, что и в Киеве, и в Константинополе середины XII века еще помнили об аналогичной коллизии столетней давности 13 . Низложение ставленников Клима (и их последующая реабилитация) Помимо «Климовой службы», были «испровергнуты» и совершенные им «ставления». Несомненно, речь идет о поставлениях в диаконский, священнический и, если таковые были (точных данных нет), епископский сан. Но что следует под этим понимать – только лишь запрещение в священнослужении или же полное извержение из сана? Митрополит Макарий (Булгаков) считал возможными обе интепретации [Макарий (Булгаков). Кн. 2. С. 292]. Е.Е. Голубинский писал о «запрещении» « всхъ священниковъ, поставленныхъ Климентомъ» [Гoлyбuhckiй. Т. 1, 1-я пол. С. 312]. П.П. Соколов утверждал, что сан был «возвращен» (неясно, в какой форме) только диаконам, а епископам и священникам – нет [Соколовъ. С. 90]. М.Д. Приселков, полностью вопреки тексту летописи, заявил, что « изъ всхъ nocbящehiй Климента соборъ нашелъ возможнымъ признать ставлеше поповъ... и дiakohobъ, потребовавъ отъ нихъ письменнаго отреченя отъ npuзhahiя Клима митрополитом» [Приселков. С. 389] – таким образом, в его интерпретации священники и диаконы не подверглись даже запрещению, в отличие от лишившихся признания (читай, извергнутых из сана) епископов (хотя таковые неизвестны). А.В. Карташев – видимо, опираясь на Соколова, – настаивал на сохранении сана (следовательно, запрете, а не извержении) только за диаконами, тогда как священникам пришлось, по его словам, «поголовно. перепоставляться», а епископы в сане восстановлены не были [Карташев. Т. 1. С. 174]. А. Поппэ полагал, что «все хиротонии Клима были аннулированы, только рукоположенные Климом диаконы были утверждены в своих должностях задним числом» [Поппэ. С. 456–457]. К оговоркам различных авторов относительно возвращения сана «только диаконам» мы вернемся ниже, а пока отметим, что в пользу полного извержения из сана – по крайней мере, священников и епископов, – недвусмысленно высказываются Соколов, Карташев и Поппэ тогда как версию с запрещением, причем в расплывчатых выражениях, однозначно поддерживает только Голубинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Об Акафисте см.: E. Wellesz. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Idem. A Hystory of Byzantine Music and Hymnography. 2nd ed. P. 191—197. См. также: С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы. С. 243—249. 437 См. Н. Успенский. Св. Роман Сладкопевец и его кондаки. — Журнал Московской Патриархии 1, 1967. С. 72. 438 J. Grosdidier de Matons. Romanos le Melode. Paris, 1977. P. 254—255. 439 Сохранился комментарий св. Ефрема Сирина на «Диатессарон». О «Диатессароне» как общем источнике Ефрема и Романа, а также о связи между Романом и Ефремом см.: W. L. Petersen. The Diatessaron and Ephraem Syrus as Sources of Romanos the Melodist (полные выходные данные см. выше). О влиянии Ефрема на Романа см. также: S. Brock. From Ephrem to Romanos. — Studia Patristica 20. Ed. E. A. Livingstone. Louvain, 1989. P. 139—151. 440 Н. Успенский. Св. Роман Сладкопевец. — ЖМП ? 1, 1967. С. 70. 441 Introduction. — SC 99, 51. 442 См. Григорий Богослов. Слово 27, 3 (О богословии 1-е). 443 Евагрий. О молитве 61. 444 С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы. С. 230. 445 4 Цар. 6:5—7. 446 Кондак 38, 3—8 (SC 128, 288—296). 447 Ср. А. Васильев. О греческих церковных песнопениях. Т. 3. СПб., 1896. С. 623. 448 Св. Григорий пользовался античными размерами, хотя в его время разница между долгими и краткими гласными уже не воспринималась на слух. Поэзия св. Григория не предназначалась для литургического употребления; скорее она носила дидактический характер. 449 Кондак 40, вступление (SC 128, 380). 450 О гомеотелевтах см.: С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы. С. 234—249. 451 Букв. «в победу». Ср. 1 Кор. 15:54; Ис. 25:8. 452 Кондак 41, вступление (SC 128, 430—432). 453 Кондак 40, 17 (SC 128, 408). 454 Греческое выражение «сгибать чей-либо хребет» означает «ставить кого-либо в бедственное положение». 455 Кондак 42, 1—6, 8—10, 12, 23 (SC 128, 460—482). 456 Проповедь о Господе нашем 1 (см. цитату выше). 457 Нисибийские песнопения 38, 18 (см. цитату выше). 458 См. замечания Ж. Гродидье де Матона в SC 128, 488. Ученый, впрочем, не видит достаточных оснований для сомнений в подлинности данного кондака. 459

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

е. исполняя повелеваемое и остерегаясь запрещённого, а также отвращаясь одних примеров, а другим как можно больше подражая, – совершать дела Педагога по Его подобию, чтобы таким образом исполнилось изречение: «по образу и по подобию» 1469 . Однако, эта любовь, отличающая новозаветное воспитание от ветхозаветного, всецело основанного на страхе 1470 , собственно только сообщает известный характер христианскому страху и надежде, но не служит непосредственным мотивом в добродетельных поступках воспитываемых. Непосредственными же мотивами и являются страх и надежда. Климент в 8–10 главах первой книги Paed. показывает, что Педагог совершает своё воспитание при посредстве угроз и похвал, причём, в основе тех и других лежит Его благость и любовь к человеку. Со стороны верующих этому соответствуют страх и надежда, покоящиеся на любви. В верующем, говорится в Strom. II:12. 457 (24–29), смешаны страх и любовь. Если страх бывает двойной, то страх по отношению к Богу не таков, какой бывает по отношению к зверю, которого я боюсь и ненавижу, но какой бывает по отношению к отцу, которого я боюсь и люблю. Подобная же мысль в Paed. 1, 9. 149 (24–32): «страх бывает двоякого вида: один вид его бывает со стыдением – такой страх имеют граждане к добрым начальникам и мы к Богу, как благоразумные дети к своим отцам; другой вид его соединён с ненавистью: такой страх имеют рабы к суровым владыкам, – такой же имели и евреи, видевшие в Боге сурового владыку, а не отца». Итак, вера на первой ступени богопочитания понимается по преимуществу, как акт моральный, как послушание Логосу, основанное на мотивах надежды и благоговейного страха. Из представленных выше предварительных соображений понятно, почему она носит такой характер и почему заботиться о развитии её интеллектуальной стороны в период воспитания ещё преждевременно: нужно было сначала воспитать в воле навыки к добру и потом уже приступать к ведению блага полному и всестороннему. Вера, как уже было указано, служит основанием нравственной жизни христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Обе стороны конфликта апеллировали к суду Л. Чиновник, к-рого Л. вскоре отправил в Александрию, ограничился наказанием непосредственных виновников убийства патриарха Протерия, но не выдвинул обвинений против Тимофея Элура. Понимая, что захват Александрийской кафедры монофизитами ставит под вопрос всю религиозную политику империи, Л. некоторое время склонялся к мысли о созыве нового Вселенского Собора. Однако К-польский патриарх св. Анатолий (449-458) и папа св. Лев I Великий (440-461) категорически возражали против этого, тем более что сам Тимофей Элур ратовал за созыв нового Собора, который, как надеялись монофизиты, мог бы позволить им пересмотреть халкидонские вероопределения. В кон. 457 или нач. 458 г. Л. разослал всем епископам империи окружное послание («Энкиклион»; греч. Εγκκλιον), в котором провозглашал верность к-польского правительства постановлениям Халкидонского Собора, а также призывал всех обсудить вопрос о признании Тимофея Элура патриархом Александрии и известить К-поль о своих решениях. К «Энкиклиону» прилагались ходатайства, направленные в адрес Л. обеими сторонами александрийского конфликта ( Zach. Rhet. Hist. eccl. IV 5-8; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 9-10; Ioan. Nic. Chron. 88; Theoph. Chron. P. 111-112). Почти все епископы поддержали халкидонское вероисповедание Л. и высказались против Тимофея. Вопреки большинству осмелился выступить только еп. Амфилохий Сидонский, к-рого Л. потребовал немедленно низложить, но заступничество Аспара позволило тому остаться на кафедре. Этот вопрос занял довольно много времени, как можно судить из посланий папы Л. к императору. Летом 458 г. Тимофей был низложен, арестован и выслан из Александрии в Гангру (ныне Чанкыры, Турция) ( Zach. Rhet. Hist. eccl. IV 7-9; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 10-11; Ioan. Nic. Chron. 88; Theoph. Chron. P. 111). Арест Тимофея сопровождался новыми беспорядками в Александрии, а на пути следования от Берита до Гангры он встречал сочувствие значительной части народа. В Гангре Тимофей, получая большие суммы денег из Александрии от своих приверженцев, раздавал их бедным, чем вызвал резкое недовольство местного епископа, т. к. тем самым вторгался в сферу его полномочий. Через неск. лет Тимофей был сослан в Херсон (Крым), где содержался до конца жизни Л. ( Zach. Rhet. Hist. eccl. IV 7-12).

http://pravenc.ru/text/2463279.html

В поисках себя: Идентичность и дискурс. Харьков, 1999; Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной 412 Хоружий С.С. Современные проблемы православного миросозерцания. М., 2002//www.wco.ru/biblio/author21.htm 418 См.: Шукуров Р. Введение, или предварительные замечания о чуждости в истории//Чужое: опыт преодоления. М., 1999. С. 10–11. 420 См.: Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «Чужом»//Логос. 6. С. 90. 443 См.: Лихачёв Д.С. Избранные работы в трёх томах. Л., 1987. Т. 1. Развитие русской литературы веков. С. 37–45. 450 Миссионерские сведения о расколе. Исторический очерк раскола о селе Самодуровка Хвалынского уезда в связи с развитием православия. Саратов, 1936. 451 Чернец В., свящ. Православная миссия среди старообрядцев Саратовского Поволжья в XIX в.//Труды Саратовской православной духовной семинарии. Вып. 2. Саратов, 2008. С. 144. 452 См.: Крючкова О.Ю. Христианское и языческое в русской народной традиционной культуре (на материале текстового корпуса говора с. Белогорное Саратовской области)//Известия Саратовского ун-та. Серия «Филология. Журналистика». 2008. Т. 8. 453 Бойко Е.С. Тексты-апокрифы в социуме староверов на Енисее//Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: Матер, межд. науч. конф. (Чита, ЗабГГПУ, 30–31 октября 2009 г.). Чита, 2009. 456 Солженицын А.И. Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви//Солженицын А.И. Собр. соч.: В 9 т. М., 2001. Т. 7: В Советском Союзе. 1967–1974; На Западе. 1974–1989. С. 164. 457 Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛаг. 1918–1956. Опыт художественного исследования//Солженицын А.И. Малое собр. соч.: В 7 т. М., 1991. Т. 5. С. 424. 460 Солженицын А.И. Интервью с Бернаром Пиво для французского телевидения//Солженицын А.И. Собр. соч.: В 9 т. Т. 7... С. 367. 461 Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛаг. 1918–1956. Опыт художественного исследования//Солженицын А.И. Малое собр. соч.: В 7 т. М., 1991. Т. 5. С.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эта делегация была первой из многочисленных делегаций племен, начавших прибывать в 9 г. х. в Медину присягать на верность Мухаммеду и исламу, за что год получил название «год делегаций». Но до начала этого триумфального шествия ислама Мухаммеду пришлось предпринять еще несколько военных акций. На южной границе владений ислама в сафаре (20.V-17.VI 630 г.) отряд в 20 человек проник почти до границы Йемена в район вади Биша у Табалы и напал на стада бану хас " ам. Через два месяца Алкама б. Муджаззаз был послан в Джудду (Джидду) предотвратить высадку эфиопского десанта. На восточной границе небольшой отряд в начале раби I (с 18 июня 630 г.), посланный в район ад-Дарии к калбитам с предложением принять ислам, встретил отказ и вынужден был вступить в бой с родом ал-курата из бану килаб. Мусульманское предание сообщает, будто они были такими тупыми бедуинами, что с послания Мухаммада с призывом принять ислам смыли чернила и залатали им кожаное ведро 455 . В том же месяце Мухаммад послал Али с отрядом в 150 человек при 50 конях в область племени тайй уничтожить святилище божества Фалс, почитавшегося в виде скалы, похожей на человека. Али на рассвете напал на кочевье рода легендарного своей щедростью Хатима ат-Таййи, захватил множество скота, пленных и разрушил святилище, в котором среди прочих сокровищ были три превосходных меча, доставленных Мухаммаду в качестве особой доли 456 . В разгар лета сирийские торговцы принесли в Медину слух, что Ираклий готовит огромное войско для нападения на Аравию и что арабы племен лахм игассан собрались в Заиорданье. В ответ Мухаммад стал собирать армию для нанесения упреждающего удара. Историки сообщают, что под его знаменами собралось 30 тыс. человек, из них 10 тыс. конных. Последняя цифра явно завышена и заставляет сомневаться в точности сведений о численности всей армии 457 . Тем не менее подготовка к походу даже меньшей армии требовала значительных средств, а садака, собранная в начале года, была или истрачена, или недостаточна. Поэтому Мухаммад обратился с призывом жертвовать, кто что может, для снаряжения армии в поход. Абу Бакр отдал последние остатки своего состояния, вывезенного из Мекки, Умар – половину того, что имел, а самый богатый из мухаджиров, Абдаррахман б. Ауф – 8 тыс. дирхемов, Усман будто бы снарядил за свой счет треть армии 458 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Присланные на эти послания ответы были против Тимофея, единогласно признанного достойным низложения. Все также единогласно высказались за неизменное следование определениям Халкидонского собора. 49 Св. Лев также получил послание от императора с просьбой высказать свой взгляд на события в Александрии. Св. Лев написал по этому поводу довольно обширное послание (Ер. CLVI от 1 дек. 457 г.). Он убеждал императора держаться· определений Халкидонского собора, против которого так сильно ратует неудержимая ярость и слепое нечестие еретиков. Эти люди предначертали себе дело, достойное всякого презрения и отвращения. Еретики, притворно принимающие вид будто они содержат веру Никейского собора, говорят, что на Халкидонском соборе постановлено противное Никейскому собору. Но это совершенно ложно; этого никак не могло случиться. И так, нужно всеми силами стараться обуздать незаконные дерзости. Нужно прогнать похитителя чужого права и преобразовать престол Александрийской церкви по древней вере. Все другие еретики не только не могут быть допущены к достоинству священства, но заслуживают быть лишенными самого имени христианского. И так, нисколько не нужно колебаться относительно того, как поступить с еретиками, совершившими столько беззаконных святотатств, проливших кровь примернейшего первосвященника. Для императора великое дело – присоединить к диадеме из десницы Господа венец веры и восторжествовать над врагами церкви. Чтобы не слишком длинно растянуть страницы настоящего послания, св. Лев говорит, что он изложил в другом послании (послание это Ep. CLXV) то, «что согласно с кафолической верой». Это письмо послано было с особым посольством 17 августа 457 года. Оно представляло из себя ни что иное, как письмо к палестинским монахам, дополненное некоторыми вставками. К нему приложены свидетельства отцов церкви о таинстве воплощения, которые, по мнению Баллерини, суть те же, что были приложены к 28 посланию при отправлении его на IV Вселенский собор. В одно время (10 дек. 457 г.) с посланием к императору св. Лев написал к Юлиану Косскому (Ep. CLVII). Св. Лев просит его ходатайствовать пред императором об освобождении Александрийской церкви от преступников. «Какое, говорит он, может быть место в церкви совершившим такое неслыханное преступление, даже если бы они приняли вселенскую истину?» Но не щадя еретиков, св. Лев утешал и ободрял православных египетских епископов, живущих в Константинополе. Он послал им вторично утешительное послание (Ер. CXVIII от 1 дек. 457 г.), в котором выражает надежду, что император по своему благочестью постарается освободить Египет от всего, что сделано здесь неистовством еретиков, и возвратить церквам их пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010