Смотри, как ведет [Господь] к совершенству Отца тех, которые блюдут Божии повеления. Любя врагов, говорит Он, благословляя проклинающих и благотворя ненавидящим вас, будете совершенными и сынами Небесного Отца. Разве не потому Он совершен, что повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ? Ведь и без этого Он был, есть и будет совершенным и пресовершенным. Но вы будьте совершенными, имея любовь ко всем [людям] и молясь за врагов. Как говорит [Господь] в другом месте: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19:21) 42 . Итак, Преблагий 43 показал, что следует делать возлюбившим блаженное совершенство, а именно: любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих, продавать имение и раздавать нищим. Из любви к врагам и последующего рождается в душе покой и невозмутимость [духа] 44 , благодаря чему здесь возводится и свершается вместилище для Святого Духа 45 , и [человек] делается совершенным подражателем Христа, изрекшего: Прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23:34). А из продажи имения и раздаяния его нищим происходит тройная польза: нестяжательность, милостивость и следование Христу, как то сказано: вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Лк 18:28) 46 . Если же ты спросишь, что же будет с нами, то услышь неложное обетование о многом воздаянии, а именно о том, что вместо увядающих [и преходящих стяжаний] в веке сем, ты получишь во сто крат большее наследие в веке грядущем (ср. Мк 10:30) 47 . Но поскольку [наше] слово о любви, то к ней мы и возвращаемся. [Господь говорит]: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф 5:44–45) ; также: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14–15) 48 . Наконец, в притче о десяти тысячах талантов, приводящей в трепет, Он как бы подводит итог: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф 18:35) 49 .

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

«У предела левитов». Так как исчисление участков у Иезекииля идет с севера на юг, то это выражение должно было бы обозначать, что участок священников на юге граничит с левитским; но тогда храм не приходился бы, как то требуется 8 ст., в середине всей терумы (священного участка): посему левитский участок надо полагать на север, а не на юг священнического; следовательно, пророк здесь отступает от своего порядка в описании (с с. на ю.) и из всей терумы говорит ранее о центре ее – священническом участке в виду его особенной святости. Иез.48:13 .  И левиты получат также у священнического предела двадцать пять тысяч в длину и десять тысяч тростей в ширину; вся длина двадцать пять тысяч, а ширина десять тысяч тростей. «У священнического предела» с севера, см. объяснение 12 ст. – Длина – с в. на з., ширина с с. на ю. – «Вся длина…» – непонятное повторение (явно не в смысле 10 ст.), также как излишнее определение «вся» при длина; посему с LXX нужно понимать кол, весь, независимо: все ( παν, гаккол), т. е. священнический и левитский участок, и вместо «десять» читать «двадцать» (в ширину); так во всех почти код. LXX; слав. исправлен по-евр. на «десять». Тем более, что и 14 ст. относится явно не к левитскому лишь участку, а ко всему священному участку (лев. и свящ.). По обыкновению не названа единица меры; см объяснение Иез.45.2 . Таким образом левитский участок был равен священническому, но на самом деле больше его, так как не уменьшался громадною площадью храма (1 5 участка), соответственно большему числу левитов. Иез.48:14 .  И из этой части они не могут ни продать, ни променять; и начатки земли не могут переходить к другим, потому что это святыня Господня. «Что посвящено Богу, на то не имеет права человек; ибо что-либо священно, поскольку оно изъято от соприкосновения со всем не священным и отделено от него» (Берт.). Бог является собственником священного участка ( Иез.45.1 , ср. Иез.44.28 ), и, понятно, что служители его, пользующиеся только произведениями его, не могут отчуждать его. Ср. Лев. 25.32–34 . – «Не могут ни продать, ни променять», в евр. один глагол (макар) и не подходящие глагольные формы: в перв. случае в действ. зал. 3 л. мн.ч.. во втором в причинит. зал. З л. ед.ч.; между тем у LXX оба в страд, зал.: «не продастся, ни заменится», причем второй: καταμετρηθησεται (соб. отмеривать).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Упразднитеся умом своим от всего суетного, и уразумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс.45:11 ). Аз есмь Господь, возвещаяй истину; не рекох: суетного взыщите, но – обратитеся ко Мне умом и сердцем, и спасетеся ( Ис.45:19, 22 ). Приидите ко Мне, и Аз упокою Вас; возьмите иго Мое на себя ( Мф.11:28 ), и ходите во всех путех Моих, в нихже повелех вам, да благо будет вам ( Иер.7:23 ). Избранные Мои не имут трудитися вотще; будут в покоищи вси, иже взыскаша Мене ( Ис.65:23, 10 ). Неправеднии же возволнуются и почити не возмогут ( Ис.57:20 ), – все, которые ходят в суете ума их, помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божией ( Еф.4:18 ). Вы же спасайтеся от рода сего развращенного ( Деян.2:40 ); не сообразуйтеся веку сему, по преобразуйтеся обновлением ума вашего ( Рим.13:2 ), и ходите, дондеже свет имате, да тьма вас не имет ( Ин.12:36 ). А то наступит область темная ( Лк.22:53 ), исполненная неверия слову истины, и тогда всем сердцем, умом и помышлением обратитесь к попечению века сего, поработаете не Богу, но во зле лежащему миру (см. 1Ин.5:19 ). Берегитесь же, ибо дни века сего лукавы суть ( Еф.5:16 ); идите путем Господних повелений, идите, дондеже свет имате. Пришедший призвать из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет.2:9 ) не напрасно говорит: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете, ибо всех сих языцы ищут ( Мф.6:25, 32 ). Видите, – говорит пророк, – яко вси ослепоша, не разумеша смыслити; вси путемы своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство ( Ис.56:10, 11 ). Ибо возлюбиша человецы паче тьму, неже свет ( Ин.3:19 ); и за то им мрак темный во веки блюдется ( 2Пет.2:17 ). Не без причины же Давид умолял Господа: отврати очи мои, еже не видети суеты; преклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти ( Пс.118:37, 36 ). Ибо суета мира сего, подобно дыму, повреждает зрение душ наших. И блажен, кто может сказать, как Павел: все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и с Ним достигнуть воскресения из мертвых ( Фил.3:8, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Флп.3:20–21 . «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего Иисуса Христа), Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силой, которой Он действует и покоряет Себе всё». Объяснение. Правда, апостол Павел тела наши называет «уничиженными», но в том смысле, что они подвержены греху, болезням, алчут, жаждут; этих недостатков не будут иметь тела небесные: 2Кор.5:8 ; 1Кор.15:51–53 . Здесь же апостол говорит о прославлении христианских тел в будущей жизни, о том, что степени прославления праведников будут различны, что тленное облечётся в бессмертие и т.д. Но у него здесь вовсе нет и речи о том, что обязательно каждое тело должно истлеть: 1Кор.6:14:19 . Быт.3:19 . «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься». Объясн. По смерти человека тело его истлевает и обращается в прах вследствие греха, в нём живущего; вследствие греха и Бог изрёк Адаму: «Прах ты, и в прах возвратишься», но нельзя забывать второго Адама, нового, безгрешного, второго Человека: 1Кор.15:17 ; 1Пет.2:22 . Не по ветхому Адаму надлежит судить о христианах, а по Адаму новому – Христу: 1Кор.15:45–49 . От первого Адама мы наследовали грех, смерть и тление; но Христос уничтожил грех, победил смерть и дарует нам нетление: 1Кор.15:53–57 ; Пс.15:10 . Иисус Христос уничтожил грех, всех зовёт к святости, всем дарует нетление, но не все одинаково принимают дары Христовы: Гал.6:7–8:5:19–23 . Втор.34:6 . «И погребён (Моисей) на долине в земле Моавитской, против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня». Объяснение. И Православная Церковь , во исполнение приговора Божия: Быт.3:19 , погребает всякого человека, как бы он ни был свят и праведен, но после победы Христа над грехом и смертью даровано истинным сынам Христа избавление от тления «и смертное сие облечется в бессмертие»: 1Кор.15:53–57 . При всеобщем воскресении мёртвые восстанут в нетленных телах; но это ещё будет в своё время, а победа над тлением уже дарована от Христа святым: 1Кор.15:45–49 ср. 1Пет.1:23 . В Ветхом же Завете, до совершения искупления, не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 , тогда как в Новом Завете и четверодневный Лазарь, от трупа которого уже смердило, восстал по слову Спасителя: Ин.11:39–44 , а по воскресении Христовом и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли: Мф.27:52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Чтобы не пускаться в бесплодное рассуждение по данному вопросу, мы сопоставим учение Христа апостолов и Магомета по главным и основным пунктам религиозного веро- и нравоучения. Мы ограничиваемся только основными пунктами учения потому, что подробное сопоставление учения может составить целые тома и представить собою специальный предмет для исследования. Учение Христа Апостолов и Магомета по Корану О Боге и свойствах Божиих Мы, говорить от себя Бог в Коране, возбудили в них (Назарянах, т.е. Христианах) взаимную вражду и ненависть до дня воскресения (Кор.5:17). В среду их Мы бросили вражду и ненависть до дня воскресения (Кор.5:69). Для геенны Мы сотворили великое число гениев и человеков (7:178). Кто враждует с вами, с тем и вы враждуйте так же, как он враждует с вами (2, 190 Никто не благ, как только один Бог (Мф.19:17). Он благ к неблагодарным и злым ( Лк.6:35 ). Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45). Отец ваш милосерд ( Лк. 6:36 ). На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк.15:7:10 ). Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов ( Иак.1:17 ). Бог не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные, и исполняя пищей и веселием сердца наши ( Деян.14:17 ). Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благости к нам во Христе Иисусе ( Еф.2:4–7 ). Бог поступает с вами, как с сынами ( Евр.12:7 ). Когда Бог захочет сделать зло каким-либо людям, то Ему нет препоны (13:12). Введу их в заблуждение, возбужу в них страсти, внушу им обрезывать уши у скота, внушу им изменять творение Божие (4:118). Бог, если захочет, обездолит вас (2:219). Бог, кого хочет, вводит в заблуждение (6, 39; 4, 90, 142; 6, 125, 14, 4; 17, 99; 35, 9; 42, 42:45). Помощь только от Бога, сильного, мудрого для того, чтобы отсечь члены у тел неверных (т.е. чтобы калечить неверных, отсекая руки, ноги, голову), низложить их, и чтобы они воротились, не достигши желаемого (3:122). Бог вдохнул душе нечестие ее и благочестие ее (91:8). Мы даем им долгую жизнь только для того, чтобы они увеличили свои беззакония; а после им томительное мучение (3:172).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Это выполнил над Египтом Навуходоносор через пять лет по разрушении Иерусалима, как говорит Иосиф Флавий (Antiqut. lib. 10:сар. 11). Таким образом убежавшие в Египет Иудеи показали, что и милосердие небесное не в прок грешнику; он сам изобретет пути к своей погибели. В заключение этого отделения излагается краткая речь Варуху, сказанная в четвертый год Иоакима, изложенная в сорок пятой главе. Варух, ученик Иеремии, человек благочестивый и честный, разделяя участь своего учителя, терпел многие неприятности, упал духом и говорил: о горе мне! ибо приложил Господь скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя (45:1–3). На эту жалобу кроткой и чувствительной души Господь отвечает, что среди всеобщих бедствий и страшных переворотов Варух не оставлен без особенного небесного покровительства; ибо среди всех превратностей судьбы жизнь его останется неприкосновенной. Я наведу бедствие на всякую плоть, говорит Господь: а тебе вместо добычи оставлю душу твою во всех местах, куда не пойдешь (45:1–5). Третья часть книги Эта часть книги Иеремии простирается с сорок шестой по пятьдесят первую главу и содержит пророческие речи  об участи народов языческих : 1)  об участи Египта,  славнейшего и могущественнейшего из тогдашних государств; эта речь произнесена в четвертый год царствования Иоакима и излагается в сорок шестой главе. Первоначально здесь вспоминается страшное поражение непобедимого дотоле Египетского войска Навуходоносором при Кархемисе года за четыре перед тем (46:2–12 552 ); от описания этого прошедшего пророк переходит к изображению будущего и предсказывает завоевание Египта Навуходоносором, начавшееся лет через пять после разрушения Иерусалима, сопровождавшееся страшными опустошениями, с обетованием, однако же, что впоследствии Египет будет населен, как в прежние дни (46:13–26 553 ); при этом в успокоение царству Иудейскому пророк говорит: спасу тебя из далекой страны…. будете жить спокойно и мирно (46:27–28); 2)  об участи иноплеменников или Филистимлян и всей Финикии , произнесенная прежде, нежели Фараон поразил Газу, вероятно после своего поражения при Кархемисе на пути в Египет, и изложенная в сорок седьмой главе. Здесь предсказывается разорение Тира, Сидона, Газы, Аскалона и всего прибрежья морского; каковое разорение произведет, как вода всепотопляющая, поднимающееся войско от севера, т. е. войско Навуходоносора и царей Персидских (47:1–7 554 )

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Югом называет Эфиопию, которую третья книга Царств (10, 1) назвала Савою. Эта страна находилась на пределах вселенной, Сказал: «и се, боле Соломона зде» , потому что Соломон был царь одной Иудеи, а Христос — Царь неба и земли; тот беседовал о человеческой мудрости, а Этот — о Божественной. Показав, таким образом, путем сравнения чрезмерное лукавство их, предсказывает в притче бедствия, какие должны их постигнуть. Мф.12:43.   Егда же нечистый дух изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает . Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; Безводными местами называет пустыни, и разумеет души святых, не имеющие никакой влаги страстей, лишенные и не производящие никакого зла. Мф.12:44.   Тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох … тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». Домом его — называют человека, из которого он вышел не по своей воле, а по повелению Божию. Мф.12:44.   И пришед обрящет празден, пометен и украшен . И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; Это сказал об освобожденных от демонов; такие люди, по лености и нерадению своему, легко опять представляют убежище и пленяются демоном, Находит, сказано, прежний дом свой праздным, и не имеющим Духа Святого, или добродетели, а также пометенным и очищенным, т, е, приготовленным для принятия его, сверх того — украшенным, т, е. приятным для него. Мф.12:45.   Тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту … тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; Лютейших, т.е. могущих причинять еще более страданий. Убоялся войти, чтобы когда-либо опять не изгнали его, как одного и слабого. «Семь» иудеи принимали в смысле множества, Злой дух, который берет еще семь духов, злейших себя, есть чревоугодие, за которым следуют — блуд, сребролюбие, гнев, уныние, нерадение, тщеславие и гордость. Мф.12:45.   И будут последняя человеку тому горша первых … и бывает для человека того последнее хуже первого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего — слово произносится вслух для собравшегося народа. Это нельзя, впрочем, понять в том смысле, что Иисус произнёс молитву для того, чтобы снискать Себе славу; в действительности Его цель противоположная: показать народу, что у Него нет Своей отдельной, независимой от Отца власти и силы. Он воскрешает мёртвых только в силу власти, данной Ему Отцом, поэтому богословским комментарием к воскрешению Лазаря выступает отрывок 5:19–30. Ты послал Меня — та истина, в которую призваны поверить присутствующие при чуде. Этими словами выражается полное послушание Отцу и, следовательно, полная власть Иисуса. Именно поэтому само чудо, как нечто само собой разумеющееся, сопровождается краткими словами: иди вон, dearo букв. ‘иди сюда наружу’, см. 5:28–29; 10:3. Обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами — слово keir…a имеет тут значение ‘кусок ткани, которым обёртывают покойника’, засвидетельствованное в папирусах. И лице его обвязано было платком — ‘(носовой) платок’ представляет собой транслитерацию лат. sudarium; у слова sыdar ‘шарф, тюрбан’ в раввинистическом еврейском языке другое происхождение. Развяжите его, пусть идет — трудно представить себе, как закутанный Лазарь мог выйти из могилы без посторонней помощи, эта подробность представляет собой как бы одно чудо внутри другого. Этими словами Иисуса рассказ о самом чуде намеренно резко оканчивается — Иоанн даёт понять читателю, что сообщил всё, что нужно. 24. Заговор против Иисуса (11:45–54) Этот отрывок состоит из трёх частей. В ст. 45–46 говорится о том, что воскрешение Лазаря, как и другие чудеса, разделяет народ на верующих и противников, см. 7:43. В ст. 47–53 рассказано о заседании синедриона, и тут типичная Иоаннова ирония проявляется с особой силой: политическая катастрофа, которую вожди иудеев попытались избежать, устранив Иисуса, в действительности произошла, как верит Евангелист и большинство его читателей-христиан, именно вследствие того, что Он был отвергнут большинством Своего народа.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

языческим богам, ибо одному только Иегове – истинному богу – подобает божеское поклонение, и никому другому. Мф.4:11 . Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. «Диавол оставил» Его, по Его повелению ( Мф.4:10 ). – «Ангелы приступили»: «доколе продолжалась брань, Христос не допускал являться Ангелам, дабы сим не отогнать того, которого надлежало уловить. Но когда изобличил его во всем и заставил бежать, тогда явились и Ангелы» (Злат.). Мф.4:12 . Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею «Услышав, что Иоан отдан под стражу»: см. Мф.14:1–13 и прим. Это было уже спустя довольно долгое время после искушения. Евангелист опускает здесь повествования о событиях, описанных Иоанном во 2-й, 3-й и 4-й гл. (до ст. 45). Впрочем о некоторых из сих событий он упоминает, как увидим, после. – «Удалился в Галилею» из Иудеи, куда Он приходил на праздник Пасхи (ср. Ин.2:13–4:45 ). О Галилее см. прим. к Мф.2:22 . Мф.4:13 . и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, «И, оставив Назарет»: потому что жители его дурно приняли Иисуса, изгнав Его из своего города (см. Лк.4:14–31 ); или же, оставив – в смысле миновав, прошедши мимо, если предполагать (как есть основания к тому), что назаретская беседа, которую передает ев. Лука в упомянутом месте, была уже спустя несколько времени после поселения Господа в Капернауме.– «Поселился в Капернауме»: это был небольшой городок на северо-западном берегу Геннисаретского озера или Тивериадского моря; о нем не упоминается в Ветхом Завете, но часто в Евангелиях. Здесь и в окрестностях Иисус провел значительную часть времени Своего общественного служения; вот почему Капернаум и называется иногда Его городом ( Мф.9:1 ).– «В пределах Завулоновых и Неффалимовых»: еврейский народ, пред вступлением в Палестину, разделен был на 12 колен или родов, по числу детей патриарха Иакова, каковое разделение сохранялось более или менее точно до самого рассеяния иудеев, по разорении Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1Мак.10:37 . И из них будет охрана в великих крепостях царя, и из них же будет охрана при тех сборах царства, кои требуют верности; и те, что при них, и начальники да будут из них же; и пусть живут они по законам своим, как и повелел царь в земле иудейской. 1Мак.10:38 . И три околотка, присоединенные к Иудее от области Самарийской, пусть останутся в соединении с Иудеею так, чтобы она считались и были под одним начальством, и не подчинялись иной власти, кроме власти первосвященника. 1Мак.10:39 . Птолемаиду с околотком ея я отдал в дар святыням Иерусалимским для подобающаго святыням содержания. 1Мак.10:40 . И я даю ежегодно пятнадцать тысяч сиклей серебра из царских сборов с мест, подлежащих подати. 1Мак.10:41 . И все остальное, чего не отдали сборщики, как за прежние годы, так и отныне будут давать на работы при храме. 1Мак.10:42 . И сверх сего пять тысяч сиклей серебра, кои взимались с доходов святилища из ежегоднаго сбора, и все уступаются, как принадлежащия священникам служащим. 1Мак.10:43 . И все, которые укроются в храме иерусалимском и во всех имениях его, как должники царскими повинностями и всякою вещию, да будут свободны со всем, что у них есть в царстве моем. 1Мак.10:44 . И на построение и возобновление исправляемых святынь иждивение будет даваемо из сбора царскаго. 1Мак.10:45 . И на строение стен Иерусалима и на укрепления вокруг его иждивение будет даваемо из сбора царскаго, как и на строение стен в Иудее». 1Мак.10:46 . Когда же Ионафан и народ выслушали обещания сии, не поверили им, и не приняли их, ибо вспомнили о том великом озлоблении, которое он (Димитрий) причинил израильтянам, стеснив их сильно. 1Мак.10:47 . и мирволили Александру, потому что от него был почин предложений мирных, и споборствовали ему во все дни. 1Мак.10:48 . И собрал Александр царь рати великия, и ополчился супротив Димитрия. 1Мак.10:49 . И вступили в битву оба царя; и побежало ополчение Димитрия; и преследовал его Александр, и превозмогал их, 1Мак.10:50 . и продолжал битву весьма настойчиво, пока зашло солнце; и пал Димитрий в день сей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010