В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, музыка сначала предстает в негативном свете: «не оставайся долго с певицею (μετ ψαλλοσης, cum psaltrice), чтобы не плениться искусством ее» (9. 4), поскольку женщины легкого поведения, вероятно, играли на струнных инструментах (глагол ψλλω имеет это значение). Но в гл. 32 автор воздает музыке самую высокую похвалу, чем где-либо еще в Библии: «...и не возбраняй музыки. Когда слушают, не размножай разговора и безвременно не мудрствуй. Что рубиновая печать в золотом украшении, то благозвучие музыки в пиру за вином; что смарагдовая печать в золотой оправе, то мелодия музыки за вкусным вином» (Септуагинта: 32. 3b-6; Вульгата, синодальный перевод: 32. 5б-8). В греч. тексте здесь употреблен термин μουσικ (мн. ч.), в латинском - musica, без уточнения вида музыки. В др. месте (40. 20-21) автор книги пишет, что «вино и музыка веселят сердце» и «авлос и псалтерион делают приятным пение», однако он предпочитает «любовь к мудрости» и «приятный язык» (т. е. речь). В описании одежды Аарона автор следует за кн. Исход и упоминает золотые позвонки (45. 9; Вульгата, синодальный перевод: 45. 11; κδωνες, tintinnabuli), т. е. маленькие колокольчики или бубенцы. О Давиде сказано, что он «поставил пред жертвенником музыкантов (ψαλτδος), чтобы звучанием их услаждать песнопение (ξ χος ατν γλυκανειν μλη)» (47. 9; Вульгата, синодальный перевод: 47. 11). Судя по корню ψαλ-, автор мог иметь в виду исполнителей на струнных; в то же время следует учитывать приведенный выше анализ термина «псалом». В лат. тексте музыканты названы «cantores», что может означать также певцов; в Вульгате, как и в Септуагинте, имеются в виду не голоса, а звучание (in sono), производимое музыкантами. Т. о., вопрос о том, подразумевается ли здесь вокальная или инструментальная музыка или оба ее вида, остается открытым. В основанном на Числ 10 описании, как «сыны Аароновы... трубили коваными трубами» (50. 16; синодальный перевод: 50. 18), под словом σλπιγξιν подразумевают   Книги Маккавейские

http://pravenc.ru/text/2564322.html

в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и ОБРАЗ ИПОСТАСИ Его, и держа все словом силы Своей (а не Иеговы), совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте. БУДУЧИ СТОЛЬКО ПРЕВОСХОДНЕЕ АНГЕЛОВ, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. ИБО КОМУ КОГДА ИЗ АНГЕЛОВ СКАЗАЛ БОГ: «Ты Сын Мой. Я ныне родил Тебя?» И еше «Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?» ( Евр.1:2–5 ) (...) Если принять во внимание мнение «свидетелей Иеговы», что Иисус Христос – это бывший Архангел Михаил, который теперь просто совершенный человек, то, как же тогда понять то, на что указывает Св. Писание: «Пред ИМЕНЕМ Иисуса преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних». ( Флп.2:10 ; Рим.14:11 ). Если Иисус просто человек, то почему пред этим человеком должны преклоняться все живущие на земле и на небе? Ведь Бог Иегова строго нам заповедал в Св. Писании, чтобы мы поклонялись только Богу и Ему одному служили. ( Исх.23:24–25 ; Втор.6:13 ). Если еще в Ветхом завете Бог говорил: «...Я Бог , и нет иного. Мною клянусь:..что предо Мною преклонится всякое колено». ( Ис.45:22–23 ). Так как же это совместить с поклонением Иисусу Христу как человеку, если Бог Отец Собою клялся, что именно перед Ним преклонится всякое колено? Если Бог превознес Иисуса и дал Ему имя выше всякого имени ( Флп.2:9 ) и сказал, что перед ним тоже преклонится всякое колено, то вывод может быть только один, что Иисус тоже Бог. Если Бог Отец сказал, что нет иного Бога ( Ис.45:22 ), то ясно, что Бог Иисус не другой Бог , а тот же, Он ОБРАЗ ИПОСТАСИ Отца ( Евр.1:3 ), Он один из трех Лиц единого премудрого Бога». 9 Приведем еще ряд библейских цитат, свидетельствующих о Божестве Иисуса Христа в порядке, соответствующем Символу веры . Божество Иисуса Христа и Его единство с Богом Отцом Ин.20:28 : «Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой» – Фома исповедует Иисуса Христа своим Господом и Богом после осязания ран воскресшего Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

Ведь Исаия был за два поколения до вавилонского плена. Итак, каким же образом о Том, Кого проповедали за пятнадцать поколений ранее пророки, что Он — Бог, о Ком Моисей говорил: «Слушай, Израиль, Господь Бог твой — Господь един», о Ком то же самое восклицал Самуил, о Ком это же проповедовал, конечно, и Давид, о Ком тоже именно предсказывал и всякий пророк, — повторяю: каким же образом о Нем говорит пророк Исаия: « Ты Бог сокровенный » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом ), если только поистине не намекает на Спасителя, Который был, конечно, тогда, но оставался незнаемым? Словами « Ты Бог сокровенный » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом ) пророк порицает не свое неведение, но воспринимает на себя лицо народа. Учение « Ты Бог сокровенный » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом ) стоит в соответствии со словами: « Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее » ( Господи, высока Твоя мышца, и не ведеша ) (Ис. 24:11). И, однако, что он мог сказать: « Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом, Бог Исраилев, всех Спас ) (Ис. 45:15); послушай ангелов, говорящих и благовествующих пастырям: « не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам Спаситель Который есть Христос Господь » (Лук. 2:10, 11). «Ты Бог Израилев, всех Спаситель. Будут постыжены и посрамлены противящиеся Тебе; и со стыдом пойдут» (Ис. 45:15, 16), потому что станут подобными несуществующим и обветшают, как одежда. «Противящимися» он называет тех, которые проявляют противодействие слову. Если ты скажешь эллину или кому–либо другому, чуждому истинной религии, что есть Бог, то он не спорит; а если скажешь, что есть Христос, то он приходит в неистовство, как говорит в одном месте и блаженный Давид: « Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля! » ( Господь воцарися, да гневаются людие; седяй на херувимех, да подвижится земля ) (Пс. 98:1). Кто «восседает»? Не ясно ли, что Тот, к Которому говорит тот же самый пророк (т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Видя посланные колесницы, чтобы отправиться ему в Египет – " ожил " , сказано (Быт.45:27). Старый, преклонный летами, согбенный, Иаков вдруг помолодел духом, сказано: " ожил " . Что значит: " ожил " ? Как огонь в лампаде, когда оскудевает елей, начинает угасать; но лишь только прибавит кто-нибудь хотя немного елея в лампаду, огонь, уже готовый погаснуть, тотчас издает яснейший свет, – так и этот старец, уже готовый угаснуть от скорби ( " не хотел " , сказано, " утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю " [Быт.32:35], теперь узнав, что Иосиф жив и начальствует над Египтом, увидев и колесницы, " ожил " духом, из старца стал юношей, рассеял облако грусти, утишил бурю помыслов, и, наконец, успокоился. А все это устроил Бог, дабы праведник после таких страданий обрел, наконец, утешение, и сделался участником благоденствия своего сына; а с другой стороны, чтобы исполнились и сновидения, которые он сам же истолковал, сказав: " неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли " (Быт.37:10). Поверив виденному и слышанному, Иаков воскликнул: " довольно, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру " (Быт.45:28). Это весьма важно, говорит, превышает всякое разумение, и затмевает всякую человеческую радость, если еще жив сын мой Иосиф. " Пойду и увижу его " . Итак, поспешим, чтобы мне иметь свидание с ним, прежде, нежели умру я; весть эта воскресила дух мой, прогнала немощи старости, укрепила мой рассудок. Если мне придется увидеться, то я умру, насладившись совершенной радостью. Итак, ни мало не медля, праведник отправился в путь; он ускорял, спешил посмотреть на своего возлюбленного сына, увидеть царем Египта того, кого он считал уже давно умершим и добычей зверей. Пришедши к кладезю клятвенному он вознес благодарственную молитву Господу, и " принес жертвы Богу отца своего Исаака " (Быт.46:1).   2. Слыша это, научимся тому, чтобы, когда предпринимаем ли что-нибудь, беремся ли за какое-либо дело, или отправляемся в путешествие, – прежде всего, возносить молитвенную жертву Господу, и не иначе, как, испросив Его помощь, начинать предпринимаемое дело, и, таким образом, подражать благочестию древних праведников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Волхвы также приносят младенцу смирну — указывая на Его смерть и погребение. Сам Христос позже говорит о том, что цель Его прихода — умереть. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мар.10:45)» От Рождества начинается путь на Голгофу. «На час сей я пришел» (Ин12:27) Христос говорит о часе своей смерти. Царь и Бог, Творец мироздания становится человеком, чтобы прожить трудную жизнь и умереть тяжкой, мучительной и позорной смертью. Зачем? Апостолы много раз повторяют - «за грехи наши», чтобы освободить нас от тяжести наших преступлений и даровать нам прощение и новую жизнь. Он воскрес из мертвых и пребывает с верующими в Него. Он дарует прощение грехов и новую жизнь всякому, кто покается и уверует — и всякий может прийти и присоединиться к Его Царству, сделаться Его подданным, потому что Его Царство уже присутствует на земле. Как сказал Он сам, «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. (Лук.17:20,21)» Царство откроется явным образом в день Второго Пришествия, но оно уже  присутствует среди тех, кто верует во Христа — в Его Церкви. В Рождество мы приходим в храмы, чтобы поклониться нашему Царю и Богу — Тому, кто является нашим Царем сейчас и будет им в вечности.   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/analytics/zoloto-lada...

Для того чтобы осуществить высшее служение Первосвященника, Христос был абсолютно безгрешным в личном отношении и неповрежденным, непорочным, не причастным первородному греху по Своему человеческому естеству (ср.: Евр 7. 26-28). Вслед. этого смерть всесовершенного Богочеловека получает искупительный смысл для всего мира: «Он Самого Себя принес Отцу в выкуп не за одного Израиля, но за все народы, и стал Первосвященником исповедания всех людей» ( Greg. Nyss. De occursu Domini//PG. 46. Col. 1165). Будучи органично связан с образом Агнца Божия, образ Христа-Первосвященника содержит в себе идею Жертвы и раскрывает Личность и служение Совершителя жертвоприношения, Который «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр 5. 9-10). Христос-Новый Адам Этот образ широко представлен в Свящ. Писании, особенно в Посланиях ап. Павла (Рим 5. 12-21; 1 Кор 15. 21-22, 45-49), и в святоотеческом наследии. Он используется для того, чтобы пояснить подвиг Спасителя как И. ошибок, совершенных ветхим Адамом. Тайна спасения изъясняется здесь через сопоставление обоих Адамов, с помощью чего открывается смысл искупительного подвига Иисуса Христа, пришедшего в мир, чтобы исправить последствия людских грехов, осуществить предназначение человека и стать родоначальником нового человечества по духу: «Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные» (1 Кор 15. 45-48). В силу природного единства поступками первозданного Адама обусловлена жизнь всего человечества, его преступление отразилось на всех людях: после грехопадения они рождаются отчужденными от Бога, порабощенными диаволу, с искаженным образом Божиим, поврежденной природой: « ...родившись от Адама, уподобились ему, унаследовав проклятие и тление » ( Ioan.

http://pravenc.ru/text/674968.html

Если же это не так, то мы окунаемся в бездну предопределения, которое своим логическим завершением имеет торжество языческого рока. Там же, где царствует рок, нет места Божественной Любви. 1 См.: Геродот. История в девяти книгах. Клио. 91. «Наука». Л. 1972. С. 40. Это вполне можно сравнить с ободряющими словами прп. Сергия Радонежского благоверному князю Димитрию Донскому накануне Куликовской битвы: «Се зрел твою победу!» 3 Х. Генри Митер. Основные идеи кальвинизма. CRC World Literature Ministries. «Христианский мост», 1995. С. 51. 6 Теологумен (греч. theologoumenon) – богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан. 9 Прокопчук А., свящ. Предопределение в Евангелии от Иоанна//XVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Материалы. Том 1. – М.: ПСТГУ, 2007. С. 45. 10 «Резко выраженная идея предестинации избранных или данных Христу Отцом учеников содержит в себе несомненные догматические трудности для понимания. Очевидно, такой предестинационизм не соответствует всему духу Евангелия любви». Булгаков С. , прот. Богословие Евангелия Иоанна Богослова//Вестник РСХД. Париж, 1982. С.36. Цит. по: Прокопчук А., свящ. Указ. соч. С.42. 13 Кенозис (греч. κνωσις – уничижение, истощение) – святоотеческая концепция, полагающая Божественное самоуничижение Христа через Его воплощение в человеке вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти. 17 Можно, в качестве примера, вспомнить молящегося под смоковницей будущего апостола Нафанаила (см. Ин. 1:45–49 ), для которого слова Христа: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя ( Ин. 1:48 ) прозвучали как гром среди ясного неба, ибо Кто его мог видеть под этой самой смоковницей, если, как доносит до нас Священное Предание, сам Нафанаил молился под ней о пришествии в мир Мессии; или праведного Симеона Богоприимца: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк. 2:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Здесь мы подходим к самому глубокому и таинственному смыслу Крестной смерти Господа, как жертвы за спасение людей. Христос говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк. 10:45 ). Наиболее полно жертвенный смысл смерти Крестной раскрыт в Послании святого апостола Павла к евреям, в котором великий евангелист говорит о Крестной смерти, как о первосвященнической жертве, единожды принесенной Христом Духом Святым и дарующей нам вечное искупление: «Христос, Первосвященник будущих благ… со Своею Кровью однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному. И потому Он есть ходатай Нового Завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» ( Евр. 9:11–12, 14–15 ). В Послании к Евреям не раз акцентируется однократность принесенной искупительной и очистительной жертвы за грех: «Он (Христос) совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» ( Евр. 7:27 ); «Он однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха, жертвою Своею» ( Евр. 9:26 ); «освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр. 10:10 ). Важно отметить, что подчеркиванием исключительности жертвы Христовой, а также указанием на то, что Христос является Первосвященником Нового Завета, выражается мысль, что смерть Христова на Кресте является началом совершенно новых отношений между Богом и человеком. А указанием, что Сын Божий принес Себя в жертву Богу Отцу Духом Святым, отмечается Тройственный характер Крестной смерти: единое действие Пресвятой Троицы от Отца Сыном в Духе Святом совершаемое. В чем сущность искупительной и благодарственной жертвы Божественной любви и кому она была принесена, об этом много писали и спорили святые отцы. Наиболее полно и верно выразил учение Православной Церкви святой Григорий Богослов : «Кому и за что была пролита за нас кровь великая и знаменитая Бога, Первосвященника и жертвы? Ибо мы были во власти лукавого, проданные под грех и получившие взамен зла наслаждение. А если выкуп дается не кому-либо другому, а владеющему, я спрашиваю, кому он был уплачен и по какой причине? Если лукавому, то, увы, какое оскорбление… А если Отцу, то прежде всего как? Ибо не Им мы были пленены… Или ясно, что получает Отец, ни просивший, ни имевший в том нужды, но для строительства (т.е. спасения человека. – Прим. авт.), и так как было необходимо, чтобы человек был освящен человечеством Бога, чтобы Бог нас избавил от тирана, одолев его силою, и привел к Себе через посредство Сына» (Слово 45, 22. P. G. 36, 653). Это замечательное святоотеческое свидетельство понимает искупление как свободное действие Божественной любви и отмечает победоносную силу Креста, особо подчеркивая его таинство, невыразимость и непостижимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

И жил Ной после ( начала ) потопа триста пятьдесят лет «Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю» (Быт. 7: 6). «И жил Ной после ( начала ) потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» (Быт. 9: 28–29). Правильность вставленного слова подтверждает равенство 600+350=950. По аналогии, «Сим был ста лет ( как потоп водный пришел на землю ) и родил Арфаксада через два года после ( начала ) потопа…» (Быт. 11: 10), то есть в возрасте 102 года. Далее (см.: Быт. 11: 12–25), Арфаксад прожил 135 лет и родил Каинана. Через 130 лет Каинан родил Салу; через 130 лет Сала родил Евера; через 134 года Евер родил Фалека; через 130 лет Фалек родил Рагава; через 132 года Рагав родил Серуха; через 130 лет Серух родил Нахора; через 79 лет Нахор родил Фарру. Следовательно, Фарра родился в 2162+102+135+130+130+134+130+132+130+79=3394 году от С.Ч. «Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана»; из них старшим был Аран (см.: Быт. 11: 26–29). Поскольку Фарра умер в Харране в возрасте 205 лет, когда Авраму было 75 лет (см.: Быт. 11: 31–32; 12: 4–5), то Фарра родил Аврама в возрасте 205–75=130 лет. Аврам-Авраам родил Исаака в возрасте 100 лет (см.: Быт. 17: 1–6; 21: 5). Исаак родил Иакова в возрасте 60 лет (см.: Быт. 25: 25–26; 35: 28), то есть в 3394+130+100+60=3554 году от С.Ч. Иаков родил Иосифа (см.: Быт. 30: 22–24). В возрасте 17 лет Иосиф был продан братьями в египетское рабство (см.: Быт. 37: 2–28): проф. А.П. Лопухин отмечает, что тридцатилетний Иосиф 13 лет был рабом. В возрасте 30 лет Иосиф был представлен фараону (см.: Быт. 41: 14–16, 46); после семи лет изобилия и двух лет голода (см.: Быт. 41: 25–30; 45: 4–11) Иосиф послал своих братьев за отцом, предоставив им для скорости «колесницы по приказанию фараона и… путевой запас» (Быт. 45: 21). Иаков, прибывший в Египет с семейством, был представлен фараону в возрасте 130 лет (см..: Быт. 47: 7–9). Следовательно, Иаков-Израиль (см.: Быт. 32: 28) родил Иосифа в возрасте 130–(30+7+2)=91 год. И поскольку переехавшие в Египет братья по просьбе Иосифа назвали себя рабами фараона (см.: Быт. 46: 33–34; 47: 3–4), то началом плена будущего израильского народа следует считать 3554+91+17=3662 год от С.Ч.

http://pravoslavie.ru/89460.html

И таковой оказывается наследникБогу и Отцу, сонаследник же Христу (Рим. 8:17). Посему желающий приобрести драгоценную жемчужину (Мф. 13:45-46) пусть с радостью продаст все нынешние блага, чтобы поистине приобрести это самое поле, в котором он нашел сокрытое сокровище (ср. Мф. 13:44) жизни. Ибо когда кто-нибудь оставляет все житейское богатство, тогда обретает место, в котором сокрыта благодать Божия. Потому что совершенно подходяще для нас, познавших путь благочестия, чтобы все наше имение тотчас продать и вырученными от этого деньгами распорядиться по заповеди Господней (Мф. 19:21). И да не ослушаемся спасительного повеления под предлогом того, что хотим всегда исполнять заповеди. Ибо прежде из этого последует прекрасная беззаботность, а затем безупречная бедность. Посему говорит Апостол: наша брань не против крови и плоти (Еф. 6:12). И это он относительно подвижнических законов устанавливает. Так же как борцы не только раздеваются (ибо вначале перед борьбой принято раздеваться), но сбривают волосы, чтобы не росли волосы, и намазываются маслом, чтобы посредством масла сделаться скользкими для рук противника, и таким образом выходят на борьбу, так и мы: если желаем увенчаться, то совлекаемся ветхого человека с делами его (Кол. 3:9) и снаружи бреемся и, растратившись на милостыню, обнаженные от всякой заботы и без хитона, восходим на ристалище добродетели. Говорит он и к евреям: ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее (Евр. 10:34). Псалмопевец же: Богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61:11). Посему он прекрасно сказал: аще течет, ибо подобно потоку проплывают мимо нас все вещи этого мира. Сегодня они становятся достоянием этого [человека], завтра — того. Посему мы вместе с Давидом Давидово воспоем: И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках и: возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Пс. 118:45). И: нищ и убог… восхвалят Тя, Господи (Пс. 73:21; 113:25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010