Православие и харизматизм Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 50, 51; 2007, 2008 9 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 50, 51; 2007, 2008 Посвящается моему учителю Сергею Сергеевичу Хоружему, без работ которого я не взялся бы за статью Глядя на Апостолов Почти всякий читатель Нового Завета бывает поражён величием жизни первых христиан. Христос наделил Апостолов исключительными духовными дарованиями. Например, Петру простилось отступничество от Христа (Ин 21:3–17), и тень его исцеляла больных (Деян 5:15); Ангел освободил его из темницы (Деян 12:3–11); ему явился Воскресший; он видел нетварный Свет Преображения и опытом узнал, что по благодати христиане причащаются Божеского естества (2 Пет 1:4). Невольно сравниваешь свою скудную духовную жизнь с содержательной жизнью Церкви апостольских времён — и хочется полноты духовной жизни; но это желание может принимать нездоровые формы и привести к прелести, — к состоянию, которое сопровождается бесовским обольщением. Можно загореться нездоровыми поисками чудес в своей жизни и найти их в переживаниях во время молитвы и в сбывающихся сновидениях; счесть себя особо облагодатствованным от Бога и не подозревать, что находишься в опасности духовной пагубы. Это прелесть. Но есть явление, с нею связанное и к ней не сводящееся. Проследим его по Новому Завету. Деян 8:9–24 сообщают, как обратился Симон. Он волхвовал среди самарян, творил много чудес. Его принимали за великую силу Божию. Крестился, и его духовность стала смесью язычества с элементами Ветхого и Нового Заветов. Симон с жадностью смотрел на чудесные дары Апостолов и принес им деньги со словами: Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа. Но Петр ответил ему: Ты помыслил дар Божий получить за деньги покайся в сем. Прелесть Симона вышла из берегов его личной жизни, собрала вокруг него общину. Прелесть вылилась в отправление обрядов, приносящих чудеса. Обрядовер Симон пожелал за деньги приобрести власть творить чудеса Духом Святым. Этот путь стяжания Святого Духа был расценен Апостолами как духовная катастрофа и получил в Церкви именование симония.

http://pravmir.ru/pravoslavie-i-harizmat...

Проповеди. Священник Петр Планк Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 Пятидесятница 15 июня 1997 г. Деян 2:1–11 День был выбран хорошо: Penthkost», Пятидесятница, 50-й день по иудейской пасхе — такой же великий, как и она сама, паломнический праздник иудеев. Первоначально это был праздник урожая (праздник седмиц, Исх 23:16), однако ко времени земной жизни Господа в этот 50-й день вспоминали также и заключение Завета на горе Синай (Исх 34:10). Город Иерусалим, несомненно, был полон народу: отовсюду прибыли паломники, чтобы отметить праздник. И вот они переживают нечто такое, что действительно напомнило былые события на горе Синай, у подножия которой располагался народ, чтобы при реве труб и порывах бури получить от Бога ветхий закон (Исх 19:16). Только на этот раз начинает говорить не один-единственный человек, как тогда — Моисей, который под конец спустился с горы с сияющим лицом, чтобы известить народ о воле Божией, — внезапно заговаривает группа из 12 мужчин, охваченная Духом Божиим. Что же говорят они? Поначалу об этом не сообщается; вместо того рассказывается, как они говорят, а именно: иными языками (см. Деян 2:4), то есть на языках, которые для них — чужие. Ясно одно: то, что они говорят, и то, как они говорят, — это не их собственные мысли и слова. Иной дух — Святой Дух — овладел ими, говорит посредством их, использует их как свои орудия. Он дает им провещавать (см. Деян 2:4); что и как — это чудо речи. Но происходит не одно только оно. Самые лучшие речь и язык не достигают цели, если рядом нет никого, кто бы их слышал и понимал. Однако как раз в этом нет недостатка. Огромная толпа людей стекается — и слышит, и понимает, и это — также именно чудо, когда толпа людей говорит на различнейших языках и различнейшие языки понимает. И откуда только они ни прибыли! Присутствует почти весь известный в те времена мир. От Тигра до Тибра, от Босфора до Нила — все, что только можно себе вообразить, имеет своих представителей. Попутно говоря, этот отрывок показывает, что иудаизм благодаря эмиграции и принятию этой веры другими людьми, очевидно, был готов развиться из национальной религии в мировую. Во всех частях Римской империи, а также и в соседнем Персидском царстве уже давно существовали большие и малые иудейские общины, где понимались и употреблялись какие угодно языки, только не еврейский и не арамейский, причем именно при богослужениях в синагогах. Для всех них Иерусалим с его храмом должен был сделаться тем же, чем позднее стали Мекка для мусульман и Рим для современного католицизма.

http://pravmir.ru/propovedi-petr-plank/

Саратов. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Спаса Преображения Год основания:1822. Перенесён из центра города, где существовал с кон. 17 в. Архитектор:Л.И. Руска и В.И. Суранов (1814-1822); В.А. Канарейкин (ограда 1902-1917) Ссылки:   Адрес: Россия, Саратовская область, город Саратов, проспект 50 Лет Октября, дом 5 Координаты: 51.557631, 45.992575 Проезд:трамвай 3, троллейбус 5, 10, автобус 6,11, 12, 18, 50, 53 до остановки " Стрелка " . Изменить описание объекта Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты В 1994 году в сохранившемся храмовом здании монастыря была обустроена церковь. 1 сентября 1994 года престол храма освятил Преосвященный Нектарий (Коробов), епископ Саратовский и Вольский. 19 августа 1997 года за алтарем храма был освящен поклонный Крест в память иноков Спасо-Преображенской обители и всех православных христиан, погребенных на уничтоженном в годы Советской власти кладбище монастыря. В 2007 году в храме велись ремонтные работы: заменена кровля, очищена штукатурка, демонтированы перегородки внутри храма. Ремонтные работы были продолжены в 2008 году. До 19 августа 2009 года на территории Спасо-Преображенского монастыря размещается Саратовский военный институт биологической и химической безопасности МО РФ (СВИБХБ). Распоряжением Правительства РФ 1593-р от 24 сентября 2010 г. комплекс зданий бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова передан Саратовской епархии. 22 марта 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил благословить открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря города Саратова и назначить игумена Пимена (Хеладзе) на должность наместника обители. По материалам Информационно-аналитического портала Саратовской митрополии " Православие и современность " Наиболее ранние упоминания о саратовском монастыре относятся к середине XVII века. К 1632 году московские Чудов и Новоспасский монастыри имели в распоряжении (вероятно, дарованные ещё Василием Шуйским) рыбные ловли в районе Саратова.

http://sobory.ru/article/?object=20234

Скачать epub pdf Глава 1-я – о святом крещении Дошедши до следующей по порядку буквы ( Β), считаю нужным прежде всего изложить постановления относительно святого крещения. 47-е правило святых Апостол повелевает – удостоившегося истинного крещения, как требует заповедь Господа и предание Апостолов, – не перекрещивать, а того, кто злочестиво от нечестивых более осквернен, чем крещен, – «ничтоже сумняся» – перекрещивать; а если крестившийся уже получил истинное крещение, а впоследствии от нечестивых был «осквернен», того помазать только миром, ибо и это признается частию божественного крещения; а того, кто не так делает, епископ ли будет то, или пресвитер, правило осуждает совершенным извержением, как посмевающегося кресту Господню и глумящегося над Его спасительною смертию. Ибо божественный Апостол говорит: волею согрешающим нам по приятии разума истины, к тому о гресех не обретается жертва ( Евр. 10, 26 ), – т.е. очищение посредством крещения: ибо смерть Христова едина и едино очистительное крещение. То же самое повелевает и 50-е (59-е) правило собора Карфагенского. 49-е правило святых Апостолов повелевает крестить, согласно Господню изречению, во Отца и Сына и Св. Духа, а не в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: ибо един безначальный Отец, по безвиновности, и един Сын, по неизреченному рождению, и един Утешитель, Дух Святый, по исхождению от нерожденного, а не так делающие епископы или пресвитеры подвергаются епитимии извержения. 50-е (правило святых Апостолов) повелевает совершать три крещения единаго тайнодействия, т.е. три погружения в едином крещении, и при каждом погружении произносить едино имя Святой Троицы, а не едино крещение, даемое в смерть Господню, т.е. единожды погружать крещаемого и единым погружением возвещать смерть Господню, как предлагает преисполненная неистовства ересь евномиан, о которой упоминает и 7-е правило II-ro Собора: ибо не рек Господь: в смерть мою крестите, но: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28, 19 ); а не так делающего епископа или пресвитера правило наказывает отнятием священства. Ищи еще во 2-й гл. буквы Α 7-е правило II Собора, из которого ты ясно узнаешь, кого должно перекрещивать и кого – только помазывать божественным миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Скачать epub pdf Идейная полемика в Византии 50-х гг. XIV в.: Николай Кавасила и Никифор Григора Исследования споров между паламитами и их противниками в 50-х гг. XIV в. во многом сформировали современные представления о духовной жизни поздневизантийского общества. При анализе полемики византинистами довольно часто упоминается небольшой псогос «Слово против нелепостей Григоры», созданный известным византийским интеллектуалом XIV в. Николаем Кавасилой 1 . Полный текст произведения издан А.Гарсиа в 1956 г. 2 . Этот труд уже подробно исследовался как литературное произведение жанра публицистики 3 , но до настоящего времени не существует полного перевода текста ни на один из европейских языков. Цель нашей работы – представить русский перевод памфлета, что поможет дополнить его анализ некоторыми новыми замечаниями. Появлению псогоса предшествовал ряд политических событий. В 1354 г., после отставки Иоанна Кантакузина и пленения Григория Паламы турками, противники паламитов получили надежду на реванш и отмену ненавистного томоса 1351 г., который для многих из них означал преследования, потерю должностей и заточение в тюрьмах и монастырях. Впрочем, взошедший на престол Иоанн V Палеолог не спешил с новой дискуссией, прежде всего опасаясь за свою власть, и, в немалой степени, из-за позиции своей жены. Императрица Елена, дочь Кантакузина, не одобрила бы осуждения своего отца и его духовного сподвижника Григория Паламы 4 . Сам же неукротимый эксимператор и монах, узнав о возможности новой дискуссии, активно занялся приготовлением к ней, выкупив для этого случая своего главного идеолога из плена 5 , хотя есть сообщение, что выкуп заплатили сербы 6 или «сербы и далматы» 7 . В 1355 г. по поручению папы Римского епископ Смирны Павел прибыл в Константинополь, чтобы узнать о паламитах. В первую очередь католическую церковь интересовало, как разногласия в православии могут повлиять на переговоры об унии 8 . Епископ остался недоволен беседой с Паламой и просил императора о новой дискуссии между Никифором Григорой и Григорием Паламой .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Тобольск. Кафедральный собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Заложили соборную церковь летом 1681 года, однако строительство началось только в апреле 1683 года после того как приехала артель устюжских строителей да из Москвы прислали опытных каменщиков во главе с подмастерьем Василием Ларионовым. В 1684 году строители уже завершали главный барабан, но тут " падоша у церкви столбы и обломились своды и верх весь паде внутрь " . Тем не менее работы были завершены, и в октябре 1686 года первая каменная церковь Сибири была освящена. Как и предшествующий ему деревянный, новый собор стал называться Успенским, но впоследствии был переименован в Софийский. Одновременно была закончена и каменная колокольня. Источник: С.П. Заварихин " В древнем сердце Сибири " . М., 1987 Тобольский Кафедральный Софийский Успенский собор, летний, каменный, построен в 1683 году на казенный счет. Два престола: во имя Успения Божией Матери и Софии, Премудрости Божией, в приделе - во имя Святителя Иоанна Златоустого. Зимний Покровский храм также каменный, построен в 1746 году на казенный счет, в нем два престола: во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в приделе - во имя преподобных Антония и Феодосия, Киевопечерских чудотворцев. Капитал церкви и причта 20 904 руб. находится в кредитном учреждении. Жалованье причту: настоятелю 588 руб., ключарю 441 руб., священникам по 366 р. 50 к., протодиакону 366 руб. 50 коп., диаконам по 264 руб., иподиаконам по 264 руб., псаломщикам по 205 руб. 80 коп. Для причта имеются три деревянных дома и три флигеля при них, приобретены покупкою на средства церковные и составляют собственность собора. Штат: протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона и 2 псаломщика; кроме того, открыты две штатные вакансии священников, 2 диаконов и 2 псаломщиков без права пользования жалованием и доходами. Попечительство при соборе есть, открыто 13 ноября 1898 г. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.

http://sobory.ru/article/?object=00976

Фоминское. Церковь Димитрия Прилуцкого. Димитриевская церковь Карта и ближайшие объекты Впервые деревянная церковь во имя прп. Димитрия Прилуцкого в Фоминском упоминается в 1551 г., когда село по залогу перешло от наследников Г.Н. Лихарева к Спасо-Геннадиеву монастырю, во владении которого оно оставалось до 1764 г. В первой половине XVII в. взамен прежнего клетского был возведен шатровый храм с такой же “об шти стенах” колокольней, освященный во имя св. вмч. Димитрия Солунского. В 1712 г. рядом с ней построили деревянную церковь в честь Преображения Господня. В начале 40-х гг. XIX в. взамен деревянного шатрового был возведен каменный одноглавый храм с трехярусной колокольней, освященный в 1842 г. В нем имелось два престола: 1) в холодном четверике – во имя прп. Димитрия Прилуцкого, 2) в теплой трапезной – во имя св. вмч. Димитрия Солунского. После строительства Димитриевского храма в Преображенской церкви перестали совершаться богослужения, но она сохранялась причтом и общиной еще свыше ста лет, вплоть до 60-х гг. XX в. являя собой редкий в Костромском уезде-районе пример состоящего из каменного и деревянного храмов ансамбля. Богослужения в Димитровском храме прервались в 1941 г., когда его настоятель, священник Геннадий Закедский, был мобилизован на трудовой фронт. Настоятель вернулся в Фоминское в конце 1944 г., но только в марте 1946 г. власти разрешили возобновить богослужения. Храм продействовал недолго: в феврале 1949 г. под нажимом властей о. Геннадия перевели в другой приход и 20 августа 1949 г. Костромской облисполком принял решение о его закрытии, как бездействующего. В 50-е гг. община неоднократно, но тщетно, принимала все меры для возвращения своего храма, в защиту которого выступали даже правления местных колхозов “Большевик” и им. Сталина. В 1968 г. из Фоминского в Кострому, в Музей деревянного зодчества, был перевезен деревянный Преображенский храм. Димитровский храм возвращен верующим в 1990 г. и восстановлен при большой помощи возглавляемого Героем Социалистического труда Л.М. Малковым колхоза им. 50-летия СССР.

http://sobory.ru/article/?object=24111

Часть 3. Антропологический и космологический контекст единения с Богом на примере текстов службы великого канона 1. Космологический контекст В четверток пятыя недели святых постов, клеплет в четвертый час нощи. И собравшымся нам в церковь бывает начало от иерея, по обычаю. И глаголем шестопсалмие, и поем Аллилуиа, и Троичны гласа... И чтем житие преподобныя Марии... Таже псалом 50... и абие начинаем Великий канон косно, с сокрушенным сердцем и гласом, творяще на кийждо тропарь метания три... припевая: помилуй мя, Боже, помилуй мя. В четверг пятой недели святого поста в четвертом часу ночи звонит колокол. И когда соберемся в храм, священник начинает утреню как обычно. И по шестопсалмии, пропев Аллилуйя и Троичны. И читаем житие преподобной Марии... Затем псалом 50... И сразу начинаем Великий канон – неспешно, с сокрушением сердца, на каждом тропаре делая по три земных поклона... произнося: помилуй меня, Боже, помилуй меня. Указания Триоди описывают не только чинопоследование, но и общую атмосферу службы Великого канона 415 . Определяются самые условия, при которых молитва бывает подлинна, действенна и плодоносна, то есть те рамки, которые могут помочь человеку сосредоточить все силы своего существа – ум, волю, сознание, душевные и телесные чувства, самое тело – на Боге, возводя их через это «притрудное припадание» к Нему к очищению, собранию воедино и просвещению, а тем самым и к полной отдаче Ему и единению с Ним. Пробуждение в «четвертом часу» (около полуночи), собрание в церковь , благословение священника, шестопсалмие (время чтения шестопсалмия прообразует ожидание Страшного суда, в храме гасится свет, и царит полная тишина), сразу за ним радостное ликование от присутствия Триединого Бога твари (Аллилуйя с троичными песнями) и, наконец, чтение Псалтири, подобно трубному звуку призывающей верных к великой всенощной битве 416 , – все это перестраивает наше обычное восприятие времени и пространства, и создает другие, не менее реальные условия, наиболее подходящие для деятельности по преимуществу человеческой – молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

Содержание История Иисуса Христа до первой пасхи служения. Ин.1:19–51, 2:1–11. а) Свидетельства Предтечи о Иисусе. б) Первые последователи Иисуса. События с первой пасхи до второй. а) Изгнание торжников из храма. б) Беседа с Никодимом, Ин.3:1–21. в) Последнее свидетельство Предтечи, Ин.3:22–36. г) Беседа с самарянкой. Ин.4:1–42 д) Второе чудо в Кане, Ин.4:43–54. Третье отделение: проишествия от 2-й до 3-й пасхи, гл. 5 и 6. а) Исцеление расслабленного (Ин.5:1–16) с учением о Сыне Божием, ст. 17–47. б) Насыщение 5 хлебами и 2 рыбами народа. Ин.6:1–13 в) Чудо на озере и беседа о небесном хлебе. Ин.6:16–71 Четвертое отделение: дела Христовы после третьей пасхи до четвертой а) Удаление из Галилеи и проповеди в храме в праздник, Ин.7:1–53. б) Новое прибытие Иисуса Христа в храм и проповедь его. Ин.8:1–59. в) Исцеление слепорожденного, Ин.9:1–41. г) Беседа о пастыре. Ин.10:1–42. д) Вечеря в дому Симона и вход в Иерусалим, Ин.12:1–50     Ни один евангелист не начинает так евангелия своего, как начинает св. Иоанн. Другие евангелисты начинают то с родословия Иисуса Христа (Матфей), то с рождения Его (Лука), то с крещения (Марк). Иоанн прежде, чем говорит что-либо о земной жизни Мессии Иисуса, предлагает учение о Слове. Тем более нужно особенное внимание к началу евангелия Иоаннова. В начале бе слово Кто это Слово у Иоанна? Вопрос разрешает сам св. Иоанн, когда в ст. 14 говорит о воплощении Слова и прямо называет Его единородным Сыном Божиим. Тем не менее? видно и то у св. Иоанна, что в ст. 1–4 Слово показывается нам в ином отношении, чем в ст. 5–18. В последнем случае описывается воплощение Сына Божия, как Мессии, Спасителя людей; а в ст. 1–4, показывается Сын Божий в Его божественной природе, без связи со званием Мессии. Откуда у Иоанна Слово его? Не у мудрости ли человеческой занял он Слово? Цельс, враг христианства, прямо говорит, что христиане выдумали называть Сына Божия Словом. Ориген , сколько ни спрашивал у учителей иудейских, известно ли у них наименование Мессии Словом, получал в ответ, что у них ни в книгах, ни в школах, ничего нет подобного (Cont. Cels. Lib. 2. с. 3). Так Слово Иоанна есть собственность его, его, как ученика откровения Божия. Об этом он и сам говорит. Прежде чем писал он евангелие, в своем апокалипсисе свидетельствовал: и увидел я отверзстое небо и се, конь белый, и седящий на нем называется верным и истинным… Он был облечен в одежду обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие ( Откр.19:11,13 ). Вот откуда, из откровения Божия, научился Иоанн о Слове! Он передает учение о Нем не человеческое. Это надобно твердо помнить и для того, чтобы при объяснении учения Иоаннова о Слове не справляться с учением мудрости людской.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

II. Женские монастыри I. Богородицкий девичий монастырь в Казани Каменных церквей 6 с 6 престолами; каменная богадельня дл. 7 с. шир. 4 с. Деревянного строения: настоятельских и братских келий 99, дл. 194 с. ш. от 3 до 8 с. Около монастыря каменная ограда, школ и гошпиталей нет. По древнему установлению должна быть игуменья, на лицо: игуменья, рядовых монахинь 84, белиц 11. Бельцов – протопоп 1, ключарь 1, попов 2, дьяконов 3, дьячков 2, пономарей 2, сторож 1, звонарь 1. Монастырских служителей: стряпчий 1, ему жалованье 3 руб., слуг 3 чел., им дается каждому по 1 руб. 50 к. в год. Затем монастырем по свидетельству Генералитета вотчин имеется крестьян и бобылей 86 душ, земли по даче по 10 четвертей в поле, сенных покосов на 10 копен. В разных местах рыбных ловель 2, с них собирается оброку по 56 руб. 72 коп. в год, каковые платятся в Казанскую Губернскую Канцелярию. Из Казанской Губернской Канцелярии ружного половинного жалованья в монастырь дается 228 руб. 55 коп., которые все расходуются в монастыре. Монастырские крестьяне исправляют в монастыре всякую монастырскую постройку и починку, да возят дров по 11 сажен. В Коллегию Экономии ничего не платится. II. Благовещенский девичий монастырь в Чебоксарске Каменного строения – церковь 1 с одним престолом и с двумя пределами, а в них два престола; под колокольней один предел с одним престолом. Келья 1 с сенями дл. 6 и шир. 2 саж. Деревянного строения – настоятельских и монашеских келий 25 дл. 110 саж. шир. 5 с. Около монастыря деревянная ограда. Школ и гошпиталей нет. По древнему установлению должно быть и есть игуменья, рядовых монахинь 57, бельцов попов два, дьякон 1, дьячков 2, пономарь 1. За тем монастырем ни вотчин, ни угодий, ни служителей нет. Монахини питаются рукоделием и мирским подаянием. III. Богородицкий девичий монастырь при г. Сызрани Каменного строения – церковь 1, деревянного – 1 церковь , в них три престола, деревянных келий 17, дл. 42 саж., шир. 2; школ и гошпиталей нет. Надлежит быть игуменье. На лицо Игуменья, рядовых монахинь 17, белиц 20. Бельцов – 2 попа, дьякон 1; отставных на пропитании и прочих служителей нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010