Заметки по иконографии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 29 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 1. Из иконографии святителя Макария Памятник 1000-летия Руси в Великом Новгороде В 1862 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде был открыт памятник 1000-летия России 1 . “Многих привлекло это уникальное сооружение, на котором размещено почти 130 фигур. Подобного памятника в России ещё не было” 2 . На горельефе памятника Тысячелетия России в разделе просветителей, способствовавших развитию русской культуры и насаждению просвещения в Русском государстве, имеется изображение святителя Макария. В описании этого памятника читаем: “Макарий, Митрополит Московский (1482–1565), церковный и политический деятель, на горельефе изображён сидящим за типографским станком, на котором расположены листы бумаги; правая его рука находится на наборе Макарий произвел систематизацию и обработку существовавшей церковной и светской литературы. Принимал деятельное участие в открытии первой русской типографии” 3 . Горельеф памятника Тысячелетия России. Раздел просветителей В процессе проработки идеи памятника М. Микешин высказал императору Александру II идею представить на памятнике “известных военных и героев, просветителей, государственных деятелей, всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума, науки способствовали возвеличиванию России” 4 . Для консультации о составе исторических деятелей скульптор обратился к тогдашним историкам: Н. И. Ко­с­то­марову, Ф. И. Бу­­с­­­лаеву, М. П. Погодину, К. Н. Бес­ту­жеву-Рю­мину и другим. В его мастерской собирались деятели русской культуры того времени. “В своих мемуарах Микешин описывает оживлённые споры, происходившие на этих собраниях, горячие дебаты о достоинствах каждого отдельного исторического лица и о правомерности изображения его на памятнике. Это был поистине захватывающий эпизод истории русской культуры!” 5 . Появление среди просветителей святителя Московского Макария произошло, судя по всему, благодаря Ф. И. Бу­с­лаеву 6 .

http://pravmir.ru/zametki-po-ikonografii...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находится близ г. Хуст Закарпатской обл. (Украина). Основан в 1934 г. иером. Мелетием (Рущаком (в схиме Лука)); 26 авг. 1902 - 30 сент. 1983), пострижеником Русского во имя великомученика Пантелеимона монастыря , духовным чадом прп. Алексия (Кабалюка). После возвращения с Афона в июне 1934 г. с благословения еп. Мукачевского и Пряшевского Дамаскина (Грданичкого ; впосл. митрополит Загребский) иером. Мелетий поселился в 5 км от города, в урочище Колесарево (Камень), в небольшой пещере, выкопанной на склоне горы. Вскоре местный житель Василий Росоха, хозяин этого участка, передал в дар буд. обители полгектара земли. Иером. Мелетий обратился в епархиальное управление за разрешением на устроение мон-ря и получил его 13 июля 1934 г. ( Сергий (Цьока), иером. 1960. С. 385), после чего начал строительство небольшой кельи и часовни во имя вмч. Пантелеимона. 9 авг. 1936 г. он освятил часовню и служил в ней 1-ю литургию. В П. м. поступили неск. молодых послушников. Иером. Мелетий ввел в обители афонский устав (сохр. до наст. времени), согласно к-рому богослужение начиналось в 12-м часу ночи и продолжалось до утра, а в праздник - с вечера до утра, трапеза полагалась 2 раза в день. К кон. 30-х гг. XX в. в скиту была построена ц. во имя вмч. Пантелеимона (ГА Закарпатской обл. Ф. Р-1490. Оп. 4д. Д. 14. Л. 46). Церковь вмч. Пантелеимона. 30-е гг. XX в. Фотография. 50-е гг. XX в. Фото: Ю. В. Данилец Церковь вмч. Пантелеимона. 30-е гг. XX в. Фотография. 50-е гг. XX в. Фото: Ю. В. Данилец В 1941 г. в П. м. поступил иером. Серафим (Шандра), с дек. 1946 г. он стал настоятелем обители. Несмотря на полученное в кон. 1944 г. запрещение принимать новых послушников, братия ежегодно увеличивалась на 1-2 чел. В 1950 г. в П. м. числились 6 монахов и послушник, некоторые из них служили на приходах (Там же. Л. 41). Насельники обители занимались домашним хозяйством и различными ручными работами.

http://pravenc.ru/text/2578880.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ прп. (пам. 29 окт.- обретения мощей, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Карельских святых - 21 мая), архим., основатель Авраамиева ростовского в честь Богоявления мон-ря - первого мон-ря в Сев.-Вост. Руси. Согласно житию, А. Р. чудесным образом получил от ап. Иоанна Богослова жезл, к-рым сокрушил чудского каменного идола Велеса. На месте, где стоял истукан, преподобный построил мон-рь. Митр. Макарий (Булгаков) определял время подвигов святого первыми десятилетиями существования христианства на Руси, В. О. Ключевский - 1073-1077 гг., А. А. Титов - XI - нач. XII в., Е. Е. Голубинский и А. П. Кадлубовский, не считавшие А. Р. основателем Богоявленского мон-ря,- XIV в. Эти разногласия порождены многочисленными противоречиями в тексте жития преподобного. Прп. Авраамий Ростовский. Покров. 50-е гг. XVI в. (ГМЗРК) Прп. Авраамий Ростовский. Покров. 50-е гг. XVI в. (ГМЗРК) Митр. Макарий (Булгаков) выделил 3 редакции жития А. Р., впосл. подробно рассмотренные Ключевским. Редакции различаются прежде всего в описании жизни А. Р. до его прихода в Ростов. В 1-й редакции подробно изложены 2 эпизода: сокрушение преподобным идола и борьба святого с бесом. Древнейшие списки 1-й редакции восходят к кон. XV в., на ее основе была составлена проложная память. 2-я редакция, мало распространенная и известная по спискам XVI-XVII вв., содержит обстоятельный рассказ о юных годах А. Р.: названо место его рождения - г. Чухлома, рассказано о путешествии в Новгород, о том, что святой крестился и принял монашеский постриг на Валааме. Исследователи предполагают влияние на эту редакцию жития прп. Авраамия Галичского . По мнению Т. В. Буланиной, создание 3-й редакции можно отнести к сер. XVII в. В ее основе лежит 2-я редакция, дополненная житийными подробностями: языческое имя А. Р. Иверк, в Крещении он был назван Аверкием, мощи А. Р. были обретены 29 окт. 1210 г.

http://pravenc.ru/text/62956.html

«Медицинская газета»: Пощади жизнь 63% россиян считают, что человече­ская жизнь начинается с мо­мента зачатия. Этой позиции придерживается абсолютное большинство российских женщин (74%) и около половины мужчин (50%) 11 июля, 2010 63% россиян считают, что человече­ская жизнь начинается с мо­мента зачатия. Этой позиции придерживается абсолютное большинство российских женщин (74%) и около половины мужчин (50%) Перед вами 12 статей, задача которых сделать рекламу абортов убыточной. Они были опубликованы в самых раскрученных СМИ. Помогите нам выбрать три лучших текста – буклет с ними будет издан и роздан в женских консультациях и, может быть, спасет не одну жизнь.  Русская Православная Церковь считает эмбрион человеком и предлагает наложить полный запрет на получение и использование эмбриональных тканей и клеток в науке и медицине. Письмо РПЦ с перечнем соответствующих поправок в проект федерального закона «О биомедицин­ских клеточных технологиях» направлено, как сообщи ли «МГ» в синодальном отделе по церковной благотвори­тельности и социальному служению, главе Минздравсоцразвития России Татьяне Голиковой. Пойти на аборт… Согласно официальной статистике, в прошлом году в России родилось 1 млн 814 тыс. детей, а абортов было сделано 1 млн 230 ты с. Неофициальная статистика говорит о 3,5-4 млн абортов. Наша страна занимает первое место в мире по их относительному числу (ко­личество на душу населения): по данным Минздравсоцразвития России, на каждую тысячу новорожденных у нас приходит­ся 1022 аборта, при этом 90% их совершаются не по наличию медицинских и социальных по­казаний, а просто по желанию женщины. «Если мы сократим аборты в 2 раза, исходя из цифры 4 млн, то за 20 лет у нас будет 40 млн населения только по программе сокращения абор­тов. А если к этому добавить программу стимулирования семей, рождаемости?!», — об­ратился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл к участникам недавней встречи премьер-ми­нистра РФ с руководителями религиозных общин России в Даниловом монастыре. Выска­зав одобрение программы РПЦ по поддержке российской се­мьи, Владимир Путин выразил готовность «настраивать все государственные структуры на самое тесное сотрудничество с религиозными организациями» в этой сфере.

http://pravmir.ru/medicinskaya-gazeta-po...

Мученичество святого апостола Павла Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 29 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 От переводчика “Желательно, — писал святитель Иоанн Златоуст, — чтобы кто-нибудь в состоянии был рассказать нам полную историю Апостолов, чтобы не только о том, что они писали и говорили, но и о прочем их образе жизни, что они ели и когда ели, когда сидели и куда ходили, что делали каждый день, в каких странах бывали, в какой дом входили и где плавали, обо всём этом рассказал бы подробно, — такой великой пользы исполнено всё, что они делали! Если о друге всякий спрашивает, где он живёт, что делает, куда идёт, то неужели, скажи мне, нам не следует знать всё это о всеобщих учителях вселенной? Кто живёт духовно, того и одежда, и походка, и слова, и дела, вообще всё приносит пользу слушающим” 1 . В работах, посвящённых жизни и трудам святого апостола Павла, основное внимание уделяется его трём апостольским путешествиям и путешествию в узах в Рим, поскольку исследователи ограничиваются самым надёжным источником — Священным Писанием (Деяниями Апостолов и Посланиями апостола Павла). Большой промежуток жизни Апостола языков — от освобождения из первых уз до мученической кончины (около 5 лет, с 63 по 68 гг.) — остаётся неосвещённым 2 . Сведения, доставляемые преданием Церкви, как правило, игнорируются — их используют немногие и фрагментарно 3 . Но и тогда о четвёртом апостольском путешествии святого Павла на Запад упоминается лишь вкратце. Описания же вторых римских уз и кончины святого апостола Павла мы в научных трудах не найдём. Но кончине святого всегда уделяется большое внимание: завершение жизненного пути — венец праведной жизни. О завершении жизни святого апостола Павла мы знаем, что он был усечён мечом при Нероне. Об этом факте упоминают святитель Климент Римский, святитель Дионисий Коринфский, Тертуллиан, Евсевий Кесарийский и многие Отцы, жившие после IV века. Это предание стало устойчивой агиографической традицией. Но при каких обстоятельствах апостол Павел был подвергнут заключению, какому именно, сколько оно продолжалось и какова была мученическая кончина апостола Павла, нам известно крайне мало. Но нельзя полагать, что римские христиане первого века ничего не знали о кончине великого Павла, а если и знали, то ничего не сохранили. Поистине, думать так — значит оклеветать тех, кто своими глазами видел апостолов Петра и Павла и слушал их проповедь, тех, кто стойко претерпел страшные “иллюминации” во время гонения Нерона, тех, вера которых возвещается во всем мире (Рим 1:8). Скорее нам следовало бы обвинить себя за то, что мы не в должной степени пользуемся тем колоссальным богатством, которое сохранила для нас святая Церковь за более чем два тысячелетия своего существования.

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatog...

Наиболее аргументированной представляется т. зр. тех исследователей, к-рые предполагают, что М. происходил из Хотьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря на р. Паже, с к-рым у родственников прп. Сергия были давние связи ( Никон (Рождественский), архим. 1904. С. 41; Бурейченко. 1960. С. 19; Клосс. 1998. Т. 1. С. 30; Назаров В. Д. «Великий светильник»// Сахаров А. Н., Назаров В. Д., Боханов А. Н. Подвижники России: Ист. очерки. М., 20063. С. 97; Аверьянов. 2006. С. 65-66; Miller. 2010. P. 17-19). Попытку оспорить ее предпринял В. А. Кучкин , к-рый первоначально также полагал, что М., «вероятно, настоятель Хотьковского монастыря» ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 78). На основании сведений, содержащихся в актах сер. XV - нач. XVI в., исследователь заметил, что в 40-50-х гг. XV в. «храм Покрова в Хотькове возглавлял священник («поп»), а не игумен». Поэтому, по мнению Кучкина, «очевидно, в Хотькове стояла церковь, а не монастырь Покрова. «Манастырь» ружной грамоты 1506 г., скорее всего, бытовое название богадельных изб вокруг церкви Покрова в Хотькове, где находили приют престарелые и увечные. Такой «манастырь» стал формироваться не ранее 2-й пол. XV в. (в упомянутой грамоте 40-50-х годов XV в. намека на его существование еще нет)» ( Он же. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2002. 2(8). С. 123). При этом исследователь не принимает в расчет того, что после разорений населенных пунктов Радонежской волости в период «Литовщины» 1372 г. и Едигеевой рати 1408 г., а также череды эпидемий и голода в Московском великом княжестве между 1406 и 1427 гг. (вслед за тем последовала ликвидация Радонежского удела в 1426/27) небогатая Хотьковская обитель могла запустеть, фактически превратившись на определенное время в приходской храм. В посл. трети XIV - 1-й четв. XV в. практическая ценность в полном восстановлении Хотьковской обители была невелика, т. к. всего в 9 верстах от нее находился более авторитетный и интенсивно расширявшийся Троицкий на Маковце мон-рь. Т. о., вопрос о существовании в XIV в. Хотькова мон-ря и возможности игуменства в нем М. вряд ли стоит считать закрытым.

http://pravenc.ru/text/2563406.html

Насколько богата Церковь, или Повседневная жизнь сельского батюшки в начале ХХ века Источник: Нескучный сад Несколько лет назад мой знакомый сельский священник подъезжал на автобусе к своему храму и услышал беседу двух мужиков, обсуждавших кирпичный особняк, выросший в чистом поле. Один авторитетно заявил: «Это попа особняк. Недавно построил». Второй мужчина глянул в окошко и согласился. Это разговор – прекрасная иллюстрация к тем мифам, которые на протяжении веков складывались вокруг Церкви. Никакого особняка у моего знакомого батюшки нет, но образ жадного попа, который в темном углу считает в сундуках свои накопленные сокровища, так прочно въелся в наше сознание, что даже реальности сложно его развенчать. Этим летом разговоры о богатстве Церкви вновь оживились после того, как суд отказался принимать иск Общества по защите прав потребителей к храму Христа Спасителя. На просторах интернета пошли разговоры о том, что каждый человек может теперь прийти в церковь и за рубль пожертвования взять себе любую икону, книгу или крестик, поскольку Церковь не занимается торговлей, а в свечном ящике мы видим не цены, а «минимально рекомендованные суммы пожертвований». Разумеется, в жизни не может быть минимальной суммы пожертвований, но не будем спешить обличать всех священников в алчности и в желании сделать миллионные доходы от продажи свечек. Лучше посмотрим на то, как тот же вопрос решался до 1917 года. Для начала несколько цифр. Митрополит Евлогий (Георгиевский) в своих воспоминаниях рассказывает, что Александр III стал выплачивать беднейшему духовенству от 50 до 150 рублей в год. На эти цели Синод первоначально выделил полмиллиона рублей. 50 - 150 рублей в год получали не все священники, и это была очень маленькая сумма. Для сравнения скажем, что в 1913 году минимальная зарплата рабочего была 20 рублей в месяц, Преподаватель Закона Божьего в Шуйской женской гимназии получал 102 рубля, фельдшер - не менее 37, а депутат Госдумы -350 рублей в месяц. Чтобы приблизительно представить эти суммы в наших деньгах, можно умножить 1 дореволюционный рубль на 500 (на самом деле в зависимости от методики подсчетов 1 царский рубль равняется от 250 до 1108 современных, мы возьмем среднее значение). При таком подсчете максимальное годовое жалование священника будет равно 25-75 тысяч в год.

http://pravoslavie.ru/55671.html

Особый статус Литургии в Великий Четверг проявляется в целом ряде ее особенностей: 1) традиционно она связана с вечерним богослужением (50 правило Карфагенского даже разрешает в Великий Четверг по причине совершения Литургии вечером приступать к Евхаристии не натощак; впрочем, это правило отменено 29 правило Трульского.), поскольку является воспоминанием вечери; 2) за Литургией в этот день (и, если не возникают экстраординарные обстоятельства, только в этот день года) освящается миро (это связано с древней традицией совершения на Пасху или в Великую субботу таинства Крещения, а Великий Четверг понимается как день подготовки); 3) во мн. традициях до или после Литургии в Великий Четверг совершается особый чин умовения ног, напоминающий о самоуничижении Господа и о преподанном Им за Тайной вечерей уроке смирения; 4) византийская особенность Великого Четверга- совершение в этот день чина омовения св. престола (ныне почти вышел из практики), на-поминающего о подготовке апостолами Петром и Иоанном горницы для совершения Христом пасхальной вечери (Мф 26. 19; Мк 14. 16; Лк 22. 8-13) и также приготовляющего храм к пасхальному триденствию (Великим пятнице и субботе и 1-му дню Пасхи); 5) в Великий Четверг могут совершаться особые чины покаянного характера, подготавливающие верующих к Причащению и к Пасхе, напр., в древней иерусалимской традиции (и вслед за ней в армянском обряде) служба 3-го часа в Великий Четверг имеет характер покаянной, в традиции Милана в Великий Четверг совершается таинство Покаяния, а в сравнительно поздней (вероятно, послевизантийского) практике РПЦ и Св. Горы Афон - общее Елеосвящение; 6) в связи с особым статусом Литургии в Великий Четверг за ней обычно стремятся причаститься даже те, кто привык к редкому приобщению (это отражено, в частности, в том, что из всего 2 святоотеческих слов, помещенных в совр. Большом Требнике, одно слово, о том, с каким внутренним состоянием следует причащаться, предназначено для чтения в Великий Четверг (Гл. 67)); 7) в византийской практике за Литургией в Великий Четверг принято запасать Св. Дары для больных (см. Запасные Дары); 8) трапеза после Литургии в Великий Четверг, также отчасти будучи воспоминанием Тайной вечери, имеет особый статус - в древности существовал даже обычай (осужденный 50 прав. Лаодик.) устраивать в Великий Четверг обильную трапезу, а в позднейших Типиконах (в т. ч. и в совр.) этот день имеет несколько более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Панихида в Беслане В Беслане завершается трехдневная Вахта памяти по погибшим в школе 51 час 50 минут на руинах школы горят свечи. Столько времени – с 9:15 1 сентября до 13:05 3 сентября – провели заложники в захваченном террористами спортзале. 3 сентября, 2011 В Беслане завершается трехдневная Вахта памяти по погибшим в школе 51 час 50 минут на руинах школы горят свечи. Столько времени – с 9:15 1 сентября до 13:05 3 сентября – провели заложники в захваченном террористами спортзале. Беслан. 2004. Дети. И каждый четвертый погиб. Всего 334 человека. Из них — 186 детей. Каждый год в первый день сентября в 13.05 во дворе разрушенной школы звенит колокол, зажигают свечи и отпускают в небо белые шары. Почтить память ушедших близких приезжают даже те, кто давно не живет в Беслане.   3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Все три дня, которые семь лет назад унесли жизни трехсот тридцати четырех человек, – это дни скорби и памяти. Погибших в бесланской школе вспоминают в эти дни по всей стране. На три траурных дня в Беслане прервались работы по возведению мемориального комплекса во дворе школы Вокруг спортзала уже установлены 103 колонны, чуть позже появится стеклянный купол. Но монтаж фасада мемориала будет проводиться уже после 3 сентября. По инициативе Международного общества движения «Добрые дети мира» в городе открылась архитектурно-скульптурная композиция «Добрый Ангел Мира». Памятник жертвам этого страшного теракта появился и в селе Коста-Хетагурова Карачаево-Черкесии. Скульптурные композиции памяти есть уже во Владикавказе, Петербурге, Флоренции и Москве. К подножию столичного памятника, установленного на площади перед храмом Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках, все эти три дня москвичи несут цветы и свечи. Для большинства из тех, кто пережил кровавый ужас Беслана, этот страшный теракт не закончился в сентябре 2004 года. Он продолжается. Каждый день для них – это мужество и выдержка в борьбе со своим горем, с болью потери близких. Многие уехали из Беслана, чтобы быть подальше от напоминания о тех пятидесяти часах. Некоторые не помнят всех тех событий: самые маленькие заложники пережили теракт, еще не родившись – среди заложников оказались шесть будущих мам. Но время не лечит эту глубокую бесланскую рану.

http://pravmir.ru/v-beslane-pominali-pog...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Насколько богата Церковь, или Повседневная жизнь сельского батюшки в начале ХХ века " Жизнь рядового сельского батюшки до революции была несладкой " Источник:  Нескучный сад Как жили священники в начале ХХ века: цифры, факты, воспоминания и чеховский рассказ " Кошмар " . Сельский " поп-мироед " из советской пропаганды на самом деле был вынужден занимать у кулака, чтобы снарядить детей в школу, крестьяне торговались из-за треб, а если дом священника сжигали бунтовщики, то это была трагедия для семьи: восстанавливать его было не на что. Этим летом разговоры о богатстве Церкви вновь оживились после того, как суд отказался принимать иск Общества по защите прав потребителей к храму Христа Спасителя. На просторах интернета пошли разговоры о том, что каждый человек может теперь прийти в церковь и за рубль пожертвования взять себе любую икону, книгу или крестик, поскольку Церковь не занимается торговлей, а в свечном ящике мы видим не цены, а " минимально рекомендованные суммы пожертвований " . Разумеется, в жизни не может быть минимальной суммы пожертвований, но не будем спешить обличать всех священников в алчности и в желании сделать миллионные доходы от продажи свечек. Лучше посмотрим на то, как тот же вопрос решался до 1917 года. Для начала несколько цифр. Митрополит Евлогий (Георгиевский) в своих воспоминаниях рассказывает, что Александр III стал выплачивать беднейшему духовенству от 50 до 150 рублей в год. На эти цели Синод первоначально выделил полмиллиона рублей. 50150 рублей в год получали не все священники, и это была очень маленькая сумма. Для сравнения скажем, что в 1913 году минимальная зарплата рабочего была 20 рублей в месяц, Преподаватель Закона Божьего в Шуйской женской гимназии получал 102 рубля, фельдшер – не менее 37, а депутат Госдумы – 350 рублей в месяц. Чтобы приблизительно представить эти суммы в наших деньгах, можно умножить 1 дореволюционный рубль на 500 (на самом деле в зависимости от методики подсчетов 1 царский рубль равняется от 250 до 1108 современных, мы возьмем среднее значение). При таком подсчете максимальное годовое жалование священника будет равно 25-75 тысяч в год.

http://religare.ru/2_96820.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010