1330 Iustis prior est accusator sui, venit amicus eius et investigavit eum. В Пешитте приходит «товарищ» ( 1332 Для получения такого результата толковник меняет порядок слов, литературно переводит словосочетание «первый в тяжбе его» ( ) – «обвинитель в начале речи», вводит конструкцию ς δ ν для контрастного перехода между двумя частями притчи, переводит слово проникает в пассивном залоге без местоимения. 1335 Как представляется, δικαιοσνη κακα для переводчика – очень близкие понятия, различающиеся лишь акцентами (на правоте и невинности соответственно), для выражения которых он жертвует поэтическими преимуществами созвучия, имевшего место в оригинале. 1338 Хиазм – литературный прием, «при котором ключевые слова-понятия выстроены в синонимичный, антитетический или обратный параллелизм вокруг центральной темы» (Брек Дж., прот. Хиазм в Священном Писании. С. 40). 1339 Современные комментаторы насчитывают до 76 таких «doublets» и считают их следствием коррекции первоначально свободного пер. по евр. оригиналу, причем «в отличие от современных критиков текста переписчики тщательно копировали старые варианты вместе с новыми» (Clifford. Proverbs. P. 29). Почему такая скрупулезность проявлена предполагаемыми древними редакторами практически только в отношении книги Притчей, неясно, однако нельзя отрицать несомненного педагогического эффекта от повторения одной мысли «на разные лады». 1341 Albright W.F. New Light on Early Recensions of the Hebrew Bible//Qumran and the History of the Biblical Text. Cambridge, 1975. P. 142. 1342 Таубершмидт исходит из концепции «динамического параллелизма» (Дж. Кугель, Р. Альтер, А. Берлин), т.е. усматривает функцию известного приема евр. поэзии не только в симметрии формы, но и в развитии содержания. «Переводчик Притчей LXX... воспринял динамический параллелизм еврейского оригинала так, чтобы самому создавать стихи, более подходящие по смыслу и грамматически» (Tauberschmidt G. Considerations for Old Testament Translation//Journal of Translation. 2005. Vol. 1. 1. P. 69). См. тж.: Idem. Secondary Parallelism: A Study of Translation Technique in LXX Proverbs. Leiden, 2004.248 p. Об «учебном стихотворении» (Lehrgedicht) как одном из притчевых жанров см.: Schmidt J. Studien zur Stilistik der alttestamentlichen Spruchliteratur. Miinster in Westfalen, 1936. S. 31–33.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

5. В полемике с Варлаамом св. Григорий написал три трактата «в защиту священнобезмолвствующих», т.е. исихастов. Эти три трактата стали первой частью его трех триад об исихазме. Варлаам отвечал Паламе, обозвав исихастов «омфалопсихи», т.е. «пуподушники». Он обвинил монахов в мессалианстве, что, так как он был в фаворе при дворе, попахивало политическим доносом и могло иметь самые серьезные последствия. Варлаам пользовался полным доверием императора. Переговоры, проведенные им с папскими легатами, были сочтены имперским правительством успешными, и через несколько лет ему поручили еще более ответственную дипломатическую миссию: в 1339 г. он отправился в Авиньон как посол императора Андроника II к папе Бенедикту XII. Варлаам должен был провести переговоры о соединении Церквей и запросить о крестовом походе против турок. Переговоры были весьма неудачными. Папа выдвинул условие, что о крестовом походе может идти речь только после воссоединения Церквей, в то время как Варлаам пытался доказать ему, что мощное западное войско, которое разобьет турок, как раз станет тем аргументом, который подвигнет византийцев к объединению с папой. Папу, однако, эти доводы не убедили. Тогда же Варлаам написал новый трактат, в котором излагалась его собственная программа соединения Церквей. Смысл ее был в том, что, поскольку об исхождении Св. Духа наверняка ничего неизвестно, следует выкинуть filioque из Символа веры. Таким образом простой народ успокоится, а богословы пусть думают, что хотят. Этот аргумент в Авиньоне также не сработал. Бенедикт XII ответил, что, может быть, это грекам неизвестно наверняка об исхождении Св. Духа, а вот святому престолу все уже давно известно, и от греков требуется лишь наконец признать свои ошибки и согласиться с единственно верным мнением. Эта неудавшаяся миссия стала началом конца карьеры энергичного калабрийца. Варлаам вернулся в Константинополь несолоно хлебавши, а там столкнулся с широкой оппозицией монахов, которые тоже отрицали, что вопрос о Св. Троице можно решить по-варлаамовски, т.е. простой ссылкой на «незнание» Бога. Монашеская точка зрения выражала общественное мнение большинства византийцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/434823/

При этом назначается специальный релятор, который должен возглавить составление доклада о чуде (positio super miro). Сначала факт чуда, если речь идет об исцелении, должен быть рассмотрен на заседании специальной медицинской комиссии; затем он рассматривается комиссией экспертов-богословов. Доклад о чуде и мнения экспертов рассматриваются в ходе очередного ординарного собрания кардиналов и епископов Конгрегации, которые представляют свое решение на рассмотрение папы. После подписания соответствующего декрета папа отдает распоряжение об опубликовании бреве о беатификации достопочтенного и назначает дату церемонии причисления к лику блаженных. Для последующей К. причисленного к лику блаженных необходимо удостоверение хотя бы одного чуда, происшедшего уже после беатификации. При этом мученики не составляют исключения (для беатификации мученика наличия чудес не требуется), и процедура признания чуда происходит по той же схеме, что и при беатификации, начиная с диоцезальной стадии. Постановление папы о К. издается не в виде бреве (как в случае беатификации), а в форме буллы . В функции Конгрегации канонизации святых помимо руководства процессами беатификации и К. входит также рассмотрение возможности присвоения титула Doctor Ecclesiae - «Учитель Церкви» (при получении согласия Конгрегации доктрины веры) и вопросов, связанных с признанием подлинности мощей (апостольская конституция «Pastor bonus» от 28 июня 1988). В настоящее время титул «Учитель Церкви» присвоен 33 лицам. 20 авг. 2011 г. папа Бенедикт XVI в ходе своего визита в Испанию объявил о намерении присвоить этот титул Иоанну (Хуану) Авильскому († 1569), событие назначено на 7 окт. 2012 г. Св. Беда Достопочтенный. Миниатюра из «Liber Canononum». XI в. (Vat. lat. 1339. Fol. 12) Юридический термин canonizatio aequipollens был, по-видимому, введен кард. Просперо Ламбертини (буд. папа Бенедикт XIV) по аналогии с эквиполентной беатификацией. В его время было принято различать формальную беатификацию и эквиполентную беатификацию.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Иное дело – дело Православия вообще – для Святейшего Синода. И по подготовке к нему, и по обязанности забота об этом есть его прямая непосредственная цель. Не знаю, что для будущей судьбы России важнее: союз ли Англии с Германиею или отлучение Константинопольским собором России от единения с Православною Церковью. С точки зрения министерства иностранных дел, это событие, конечно, есть не более как ничего не значащий инцидент, на который едва ли следует обращать внимание. Сомневаюсь, чтоб так же на это событие посмотрел Святейший Синод. Должен сознаться, что, когда дело дойдет до такого крупного события, конечно, Святейший Синод будет призван к тому, чтоб высказать свое веское мнение. Но оберну вопрос в другую сторону и скажу, как бы отнеслось министерство иностранных дел, когда бы оно призвано было высказать только мнение о совершившемся факте, напр[имер], заключении оборонительного союза между Англиею и Германиею; не вправе ли оно было сказать, что союз этот следовало бы предупредить; но настоящее есть порождение прошедшего, и, если оно лишено было возможности целым рядом мер предупредить его, оно может только преклониться перед совершившимся фактом. Из этого очевидно, что система, по которой Святейший Синод поставлен только в косвенные, через посредство министерства иностранных дел, сношения с единоверною Восточной Церковью, не может быть признана правильною. Скажу даже более, продолжение такой системы грозит в недалеком будущем такими событиями, которые могут привести к непоправимым последствиям. Но если нелогичность такой системы отчасти умеряется в Константинополе присутствием императорского посла, личности, которая, следует предполагать, и по своему положению, и по выбору из тысяч, облечена особым выдающимся доверием, то едва ли то же можно сказать о Иерусалиме, где мы видим примеры представителей императорского правительства, по целому году управлявших консульством, недавно оставивших школьную скамью и, конечно, ни наукою, ни жизнью, ни опытностью не подготовленных к этой деятельности 1339 . Между тем, если Константинополь вообще занимает в Церкви выдающееся место, то для нас, русских, – Иерусалим, и по святости связанных с ним воспоминаний, и по массе не гуляющих туристов, а поклонников из низшего сословия, бесспорно имеет преобладающее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Симеон пользуется как традиционными для мистической литературы образами, так и такими, которые характерны только для него са­мого. Мы уже упоминали, что Симеон часто употреблял традиционный образ солнца: он говорит о видении Бога как солнца 1333 , о солнце, сияющем в его сердце 1334 , о солнце сияющем в его руках 1335 , об умственном солн­це 1336 , невыразимо приятном для чувств солнце 1337 , не­достижимом солнце 1338 , незаходящем солнце 1339 , бли­стающем солнце 1340 , о солнечном круге 1341 , солнечных лучах 1342 , красоте солнца 1343 , о свете превосходящем солнечный 1344 . Образ луны встречается у Симеона лишь изредка 1345 ; чаще возникает образ звезды 1346 . Среди других образов и терминов, связанных с мистикой света, укажем еще на λαμπς (светильник, лампада) 1347 , λαμπηδν (светильник, фонарь) 1348 и λχνος (лампа, све­тильник) 1349 ; αγλη (сияние) 1350 , φος (сияние, свет) 1351 и σλας (свет, свечение) 1352 ; φωτς νεφλη (облако света) 1353 и μαζς φωτοειδς (световидный сосец) 1354 . В «Главах» встречается поразительный образ молнии, которая ос­лепляет своим блистанием 1355 . Примечателен также об­раз раковины, которая под воздействием проникшего в ее раскрытые половинки солнечного луча производит жемчужину 1356 . Иногда различные образы объединены в одно описание Божественного света: «Я вижу Тебя, как солнце, созерцаю, как звезду, рассматриваю, как све­тильник, зажженный внутри сосуда, и ношу в недре, как жемчужину» 1357 . В других случаях разные образы указывают на разные стадии видения света: «Ты быва­ешь видим вдали, как восходящая звезда, мало помалу расширяешься... и видишься, как солнце» 1358 . В описаниях света у Симеона всегда преобладают теплые и яркие тона. Свет, о котором говорит Симе­он, – не холодное свечение луны, но ослепительное сияние солнца или горение огненного пламени. Образ огня занимает значительное место в мистицизме Симе­она: Бог есть огонь, Он пришел как огонь и ввергнул огонь на землю ( Лк. 12:49 )... В тех, кого он зажег, он устремляется вверх, как большое пламя, и дости­гает небес...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

795 Paris, gr. 1218, fol. 506v; Paris, gr. 1278, fol. 118v. 796 Barlaam . Epistola ad Palamam I/ed. G. Schirô//ASCL. 1936. Fasc. 3—4. P. 324. 797 Gregorius Palamas . Epistola ad Acindynum I//Coisl. 100, fol. 70. 798 См. в особенности проект унии, который он предложил константинопольскому Синоду, прежде чем отбыть в Авиньон в 1339 г.; изд. в: Gianelli С . Un progetto di Barlaam per l’unione delle Chiese//Miscellanea Giovanni Mercati. Vol. 3. Città del Vaticano, 1946 (ST, 123). P. 185—201. Дошедшие до нас протоколы встреч Варлаама с Бенедиктом XII подтверждают, что его взгляды были типично византийскими; см.: PG 151, col. 1331—1342. 799 Nicephorus Gregoras . Florentius//Ed. cit. S. 492. 800 Joannes Cantacuzenus . Historiae, II, 39//Ed. cit. Vol. 1. P. 543 [Антология. T. 2. С. 544]. 801 Idem . Contra Barlaam et Acindynum, 1//PG 154, col. 696; то же в: Bandim AM. Catalogus codicum manuscriptorum Bibliothecae Mediceae Laurentianae varia continens opera Graecorum patrum. Florentiae, 1764. P. 343). Начало рукописи: « Προομιον εις τος παρα το μοναχο Χριστοδολου συγγραφντας λγους [Предисловие к словам, составленным монахом Христодулом]…». Χριστδουλος — псевдоним Кантакузина. 802 Barlaam . Epistola ad Palamam I/ed. G. Schirô//ASCL. 1935. Fasc. 1. P. 66. 803 Варлаам неоднократно называет его φλος (Ibid.//ASCL. 1936. Fasc. 3—4. P. 324; Idem . Epistola ad Palamam II//Marc. gr. 332, fol. 135v; cp.: Κατα Μασσαλιανν , nö Gregorius Palamas . Pro hesychastis, III, (1, 1)//Coisl. 100, fol. 196v [Триады. C. 299—300]), и Палама использует то же слово, обращаясь к Калабрийцу (Epistola ad Barlaam I//Coisl. 100, fol. 77). 804 Gregorius Palamas . Epistola ad Acindynum I//Coisl. 100, fol. 69. 805 Idem . Epistola ad Acindynum II//Coisl. 100, fol. 75v. 806 Idem . Pro hesychastis, II, (1,1)//Coisl. 100, fol. 140v [Триады. C. 127]. 807 Nicephorus Gregoras . Historia Byzantina, XIX, 1/ed. L. Schopen. Vol. 2. Bonn, 1830. P. 923. 808 Некоторые авторы утверждают как бесспорный факт, что Варлаам был настоятелем монастыря в Константинополе (Jugie М . Barlaam de Seminaria. Col. 1818; Stniloae D. Op. cit. P. 23). Это утверждение основывается, как представляется, лишь на сомнительном упоминании в латинском протоколе переговоров, которые Варлаам вел в Авиньоне с Бенедиктом XII. В действительности в тексте стоит: «Barlaam, dictus abbas monasterii D. N. J. C. Salvatoris Constantinopolitani [Варлаам, называемый настоятелем константинопольского монастыря Г. Н. И. X. Спасителя]». Ни один греческий источник не подтверждает эти сведения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

1336 Порядок курсов такой: 1) Лассон излагал собственно Логику и к ней, как сказано, делал дополнения гносеологического и метафизического характера. 2) Дильтей делил свой курс на две больших части, из которых в первой излагал реалистическую Теорию знания (общая теория внешнего и внутреннего восприятия; время; реальность внешнего мира; пространство; теория релятивизма), а во второй – начала Логики, как учения о законах и формах мышления (отдел 1-й: о законах мышления и категориях; отд. 2-й; о суждении, понятии, определении и т. д.). 3) Гижицкий шел обратным путем – начинал Логикой, в которую обильно вводился психологический элемент (ощущение, восприятие, ассоциация представлений, суждение, понятие, законы мышления), продолжал Теорией познания (Гносеологией) собственно (пространство и время, реальность внешнего мира, категории – ?) и заканчивал почему-то снова Логикой, но уже очищенной от психологического элемента (суждения, умозаключения, классификация, методы и т. д.). 1337 Мы излагаем теорию Дильтея отчасти по его чтениям, а главным образом по его обширной речи, читанной в заседании Берлинской академии наук: Beiträge zur Lösung der Frage vom Ursprung unseres Glaubens an die Realität der Aussenwelt und seinem Recht (Sitzungsberichte der Königlichen Preussischen Akademie der Wissenschaft zu Berlin. 1890, Ss. 977–1022). 1339 Sitzungsberichte, S.s. 982. – Своими предшественниками в раскрытии этого тезиса Дильтей называет Локка, Беркли, Raffel’я (Voraussetzungen, welche den Empirismus Locke’s u. s. w. zum Idealismus führten. 1887, S. 13), Michalsky (Kant’s Kr. d. ч. V. und Herder " s Metakritik, 1883 и продолжение в Zeitschrift für Phil. und Philos. Kritik. B. 84–5:1884; здесь будто бы взято из его университетских чтений), Риля (D. phil. Kriticismus, II, 2. Ss. 128–176. II, 1, S. 18). 1341 Vorträge und Abhandlungen, Bd. III Ueber die Gründe unseres Glaubens an die Realität der Aussenwelt, 1884, s. 225. 1343 Проф. Гижицкий в общем, при решении этой, как и других проблем, примыкает к Дильтею; но высказывает и некоторые собственные соображения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

431 Ernst von Dobschütz, Das Decretum Gelasianum, De libris recipiendis et non recipiendis, in kritischen Text (Texte und Untersuchungen, xxxviii, 4; Leipzig, 1912). 433 Первые два списка приводятся в Hennecke–Schneemelcher–Wilson, New Testament Apocrypha, i, pp. 49–52; третий опубликовали John Macdonald и A. J. В. Higgins в New Testament Studies, xviii (1971), pp. 66–69. Другой документ, касающийся Самаритянских хроник, агиографическая сирийская рукопись 875 г., сейчас находится в Британском музее (Wright,Catalogue, p. 1105). Он содержит утверждение, что «в одной из самаритянских деревень… еретики иродиане… признают только евангелиста Марка, три послания Павла и четыре книги Моисея…» (см. F. Nau, «Le canon biblique samaritano–chrutien des Hйrodiens», Revue biblique, xxxix 1931., pp. 396400). 434 Неутолимый аппетит на апокрифическую литературу можно проиллюстрировать популярностью второсортной и вводящей в заблуждение книги Уильяма Хоуна (William Hone) под названием Apocryphal New Testament, bang all the Gospels, Epistles, and other pieces now extant… and not included in the New Testament by its Compilers (London, 1820). Она выдержала массу переизданий в Великобритании и Америке. Суровую критику этой книги и распространенного заблуждения, что Новый Завет составлен в определенный момент однократным действием церковных властей, см. в M. R. James, op. cit., pp. xiv–xvii. 437 Sundberg предлагал IV век, но его аргументы по меньшей мере неубедительны; см. ниже критику Фергюсона (Ferguson). 438 Муратори, названный «отцом средневековой истории», был неутомимым исследователем и плодотворным писателем, который за свою жизнь опубликовал 46 томов формата in folio, 34 – in quarto, 13 – in octavo, и еще много в 1/12. 439 Он включен в издание Муратори Antiquitates Italicae Medii Aevi, iii (Milan, 1740), pp. 851–854. Отредактированный текст Ε. S. Buchanan поместил в Journal of Theological Studies, viii (1906–1907), pp. 537–545. Одним из лучших изданий канона Муратори до сих пор остается S. P. Tregelles, Canon Muratorianus; The earliest Catalogue of the Books of the New Testament (Oxford, 1867), с факсимиле. Дискуссию о работе Tregelles см. в Life and Letters of Fenton John Anthony Hort,by A. F. Hort, i (London, 1896), p. 397, и в Earle Hilgert, «Two Unpublished letters Regarding Tregelles» Canon Muratonanus», Andrews University Seminary Studies, ν (1967), pp. 122–130. Дополнительную библиографию см. в H. Leclerq Dictionnaire d " Archйologie Chrâienne et de Liturgie, xii (1935), col. 543–560 (с хорошими фоторепродукциями) и G. Bardy в Supplйmenm au Dictionnaire de la Bible, v (1957), cols. 1339–1408.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

В связи с быстрым распространением ислама в ходе тюрк. завоеваний в регионах с традиционно греч. правосл. населением и захватом османами Никеи (1331) был поднят вопрос об отношении Церкви к христианам, вынужденно перешедшим в ислам, и к тем, кто сохраняют правосл. веру на территории мусульм. гос-в. В 1338-1339 гг. Свящ. Синод обещал жителям Никеи, перешедшим в ислам, спасение души в случае их возвращения в православие. В 1337/38 г. митрополит г. Филиппы был осужден за развратное поведение и гос. измену. В 1339 г. ему были возвращены все доходы, но в сане он не был восстановлен. Тогда же различные церковные штрафы были наложены на жителей Янины за нарушение клятв верности императору. В мае 1340 г. И. К. потребовал от митрополита Трапезунда положить конец скандалу, вызванному конкубинатом Трапезундского имп. Василия Великого Комнина . В этих случаях имп. Андроник III, очевидно, использовал патриарший суд в собственных политических целях. Сложными были взаимоотношения К-польской Церкви с Русской митрополией; иногда в этих связях И. К. становился объектом манипуляции со стороны различных сил. Так, в июле 1339 г. митрополит Киевский Феогност обратился в Свящ. Синод с запросом о процедуре канонизации своего предшественника митр. Петра . Взойдя на престол, И. К. дал краткий ответ о действующих на этот счет церковных правилах, ибо канонизация местных святых не входила в компетенцию К-польского Патриархата. Но Феогност использовал ответ И. К. как подтверждение канонизации митр. св. Петра К-польской Церковью. Вероятно, подобного рода недоразумение было и в случае возведения в сан митрополита еп. Феодора Галицкого, рукоположенного митр. Феогностом. И. К. преобразовал Галицкую епархию в митрополию после 1341 или в нач. 1347 г. Однако в 1347 г. правительство победившего Иоанна Кантакузина ликвидировало Галицкую митрополию, причем в ее создании обвинили опального И. К. Хрисовулы об упразднении были отправлены вел. кн. Симеону Гордому, митр. Феогносту и литов. кн. Димитрию (Любарту). Личное вмешательство императора в церковные дела заставляет думать, что ликвидация митрополии была связана с деньгами Московского вел. кн. Симеона Гордого, которые Кантакузин вместо восстановления купола собора Св. Софии отдал тур. наемникам, приведшим его к власти.

http://pravenc.ru/text/469604.html

Наветы великого князя московского, не укрывшись от сведения современников, попали и в Новгородскую летопись, где, под 1339 г., сказано: «Ходи князь велики Иван в орду, его же думаю приславше Татарове, возваша Александра и Василия Давыдовича Ярославского и всех князей в орду» 46 . В ожидании суда над Александром тверским, Калита возвратился в Москву, откуда, осенью 1339 г., снова послал в орду сыновей своих Семена, Ивана и Андрея, вслед за которыми предстал Узбеку и несчастный князь тверской, 28 октября того же 1339 г. обезглавленный и рознятый по составам, вместе с 14-тилетним сыном своим, Федором. Мученическая смерть Александра тверского, пятнающая память Калиты, доставила государю московскому верховную власть над Тверью, князья которой Константин и Василий, братья Александровы, в знак зависимости своей от Калиты, поспешили прислать в Москву тверской соборный колокол отменной величины, составлявший славу и гордость Тверитан. Сам Калита, радуясь гибели кровного врага своего, уже снаряжал, по повелению ханскому, сильную рать на князя Ивана Александровича смоленского, дерзнувшего вступить в союз с Гедимином литовским и желать полной независимости от хана. По этому поводу, в самом начале 1340 г., явился на Русь ордынский воевода Товлубий и повел полчища своих к Смоленску, куда в тоже время, шли: с одной стороны – князь Иван Коротополь рязанский, а с другой – полки московские, вверенные великим князем, остававшимся в Москве, начальствованию двух воевод, под знаменами которых находились князья: суздальский, ростовский, юрьевский, друцкий и фоминский, родич князя смоленского. Поход этот, не стоивший Смоленску ничего, кроме взятки, по всей вероятности, данной смолянами Товлубию, замечателен только как последнее событие княжения Ивана Даниловича Калиты, который, вследствие внезапной болезни, умер в Москве 31 марта 1340 г., успев, подобно своему отцу, распорядить уделы детям и, в последний час жизни, принять схиму. Но, на этот раз, смерть государя московского, благодаря систематическому труду всей жизни Ивана Даниловича Калиты, уже не могла ни лишить Москву приобретенного ею значения, ни сколько ни будь изменить порядок вещей на Руси, созданный усилиями и искусством собирателя русской земли, как прозвали Калиту его современники.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010