Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Аствацацин мон-ря Нораванк. Вид с запада. 1331–1339 гг. художественная школа в средневек. Армении, представленная памятниками архитектуры, резьбы по камню и иллюминированными рукописями; получила название по одноименной области в пров. Сюник, южнее оз. Севан. Сложилась во 2-й пол. XIII в., была одним из наиболее значительных очагов христ. культуры в Закавказье, развивавшейся в мусульм. окружении до сер. XIV в. Активному монументальному строительству в В.-д. способствовала деятельность 2 княжеских семей, Прошянов (Хахбакянов) и Орбелянов. Памятники архитектуры этого периода представляют собой развитие уникальных композиций: 2-ярусная церковь-усыпальница, увенчанная сквозной ротондой (напр. ц. Богородицы мон-ря Нораванк, 1331-1339); церковь, состоящая из алтарной части, выходящей на площадь под открытым небом (напр. ц. Зорац (Войсковая) в Ехегисе, 1320); гавиты (притворы) со сталактитовыми сводами на скрещивающихся арках (напр. церкви в мон-рях Нораванк, Аратес). Свойственные провинциальному зодчеству небольшие размеры построек, камерный характер образов сочетаются с виртуозностью исполнения. Тимпан над окном зап. фасада притвора ц. св. Карапета. Мон-рь Нораванк. XIII в. Тимпан над окном зап. фасада притвора ц. св. Карапета. Мон-рь Нораванк. XIII в. Памятники В.-д. XIII-XIV вв.- яркие образцы традиц. для Армении синтеза архитектуры и фасадной скульптуры. Скульптуры выполнены в технике высокого или низкого рельефа, объемные изображения выделены на фоне резьбы, напоминающей кружево, органически сочетаются орнаменты и надписи. Композиции рельефов с изображениями Христа и Богородицы на фасадах не имеют аналогий в архитектуре, их расположение свидетельствует о существовании иконографической программы и гармонично связано с конструкцией и декором постройки. В ц. Аствацацин мон-ря Нораванк изображение Богородицы (тип Одигитрия) присутствует на тимпане нижнего входа, изображение Христа с апостолами Петром и Павлом - на тимпане верхнего входа, куда ведут консольные лестницы зап. стены, из колонок ротонды выступают фигуры, составляющие композицию с образами ктиторов, на др. фасадах представлены геральдические образы животных. Тимпан входа в гавит мон-ря Нораванк также украшен образом Одигитрии, выше, на тимпане окна, представлена Св. Троица (кон. XIII или 1-я четв. XIV в.). В ц. Богородицы в Арени (1321) наряду с образом Одигитрии на тимпане присутствуют образы евангелистов на 4 парусах. Одухотворенностью и величием отличается образ Богоматери «Умиление» в церкви мон-ря Спитакавор (1321).

http://pravenc.ru/text/153851.html

В 1-й пол. 1339 г., пока калабрийский философ находился в Зап. Европе, где в Авиньоне перед папой Римским Бенедиктом XII он выступал с политическими речами по поводу объединения Церквей (это была секретная миссия, порученная ему императором без офиц. мандата), свт. Григорий Палама ответил на его трактаты 2-й «Триадой» (ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 465-613), построенной по тому же плану, что и 1-я (опровержение языческой философии; изложение сути исихастской молитвы и того, каково есть истинное и спасительное знание Бога, получаемое посредством благодати), но содержащей публичное опровержение писаний Варлаама. По возвращении, зимой 1339/40 г., Варлаам обнародовал новое, отредактированное собрание антиисихастских трактатов под заглавием «Против мессалиан». Вскоре после этого свт. Григорий возвратился на Афон, где добился подписания наиболее авторитетными монахами Святогорского томоса (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 567-578; PG. 150. Col. 1225-1236) - документа, осуждавшего идеи Варлаама, хотя и не упоминавшего его имени. Примерно в то же время он написал в ответ на трактаты «Против мессалиан» 3-ю «Триаду» (ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 615-694), в к-рой изложил учение об обожении, о Фаворском свете как нетварной энергии Божества, а также свое понимание различия между божественной сущностью и энергиями. В нояб. 1340 г., после обвинений со стороны Варлаама Калабрийского афонских монахов в мессалианстве (RegPatr, N 2201), было принято соборное послание о призвании свт. Григория Паламы и монахов для разбирательства (RegPatr, N 2204). После жалобы Григория Акиндина, что послание было направлено не лично свт. Григорию Паламе, но Фессалоникийской Церкви,- это ставило свт. Григория в положение обвиняемого,- весной 1341 г. было составлено новое послание; передать его свт. Григорию Паламе должен был Акиндин (RegPatr, N 2205). В нач. мая 1341 г. было решено созвать Собор (несмотря на попытки патриарха Иоанна XIV Калеки решить дело патриаршим судом) для решения спора между Варлаамом и афонскими монахами (RegPatr, N 2206). Заседание Собора, на котором Варлаам выступил обвинителем, состоялось 10 июня 1341 г.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

В 1-й пол. 1339 г ., пока калабрийский философ находился в Западной Европе, где в Авиньоне перед папой Римским Бенедиктом XII он выступал с политическими речами по поводу объединения Церквей (это была секретная миссия, порученная ему императором без официального мандата), Г. П. ответил на его трактаты 2-й «Триадой» , построенной по тому же плану, что и 1-я (опровержение языческой философии; изложение сути исихастской молитвы и того, каково есть истинное и спасительное знание Бога, получаемое посредством благодати), но содержащей публичное опровержение писаний Варлаама. По возвращении, зимой 1339/40 г., Варлаам обнародовал новое, отредактированное собрание антиисихастских трактатов под заглавием «Против мессалиан», «чтобы,— как замечает Филофей,— этим самым обмануть многих, по невежеству наиболее доверчивых» . Вскоре после этого Г. П. возвратился на Афон, где добился подписания наиболее авторитетными монахами Святогорского томоса — документа, осуждавшего все основные идеи Варлаама, хотя и не упоминавшего его имени. Примерно в то же время (Филофей говорит о написании 3-й «Триады» еще до отъезда Г. П. из Фессалоники — см.: Encomium//PG. 151. Col. 593) он написал в ответ на «Против мессалиан» 3-ю «Триаду» , в к-рой изложил учение об обожении, о Фаворском свете как нетварной энергии Божества, а также свое понимание различия между божественной сущностью и энергиями. Окончательное разрешение конфликта произошло на Соборе 1341 г . (несмотря на попытки патриарх а Иоанна Калеки решить дело патриаршим судом), на к-ром Варлаам выступил обвинителем. Филофей сообщает, что по прибытии Г. П. в Константинополь на суд епископов были представлены его сочинения и речи против Варлаама, к-рые убедили большинство в соответствии этих сочинений Православию . Собору предшествовали предсоборные заседания, на одном из к-рых вернувшийся в Константинополь император Андроник III пытался примирить обе стороны , в частности посредством запрета Варлааму обвинять Г. П. в ереси. Заседание Собора состоялось 10 июня 1341 г . Варлаам выдвинул обвинения против учения исихастов о способе молитвы и о Фаворском свете, к-рый Варлаам считал тварным. Г. П. получил право на защиту, и было рассмотрено собрание трактатов Варлаама «Против мессалиан» (зачитывались отрывки из текстов, к-рые монахи опровергали цитатами из св. отцов), после чего обвинитель превратился в обвиняемого. Итогом Собора явилась полная победа Г. П.: Варлаам был осужден (хотя и не предан анафеме) в возведении хулы на священнобезмолвствующих и по совету великого доместика Иоанна Кантакузина просил прощения у святителя .

http://patriarchia.ru/db/text/329454.htm...

В ряде справочных изданий в качестве 1-го упоминания О. У. м. указывается 1205/06 г., что является ошибкой. При описании похорон 1-й жены владимирского кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо блгв. кнг. Марии Шварновны († 19 марта 1205) в ряде летописей упоминается игум. Отроча мон-ря Михаил (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 425; Т. 7. С. 112; Т. 25. С. 104), однако в данном случае речь идет о смоленском Отроче мон-ре. Автор «Повести о Тверском Отроче монастыре» (согласно исследованиям С. А. Семячко, ее первоначальный вариант датируется приблизительно 70-80-ми гг. XVII в. ( Семячко. 1994. С. 39)) заимствовал данные об основании О. У. м. из поздней (2-я пол. XVII в., списки XVIII и XIX вв.) легенды об отроке вел. кн. Тверского Ярослава (Афанасия) Ярославича Григории (в «Сказании о Отроче мон-ре, еже есть во Твери» Пискаревского летописца речь идет об отроке вел. кн. мч. Михаила Ярославича Феодоре, см.: ПСРЛ. Т. 34. С. 98-99), к-рый из-за несчастной любви удалился от мира и при содействии князя устроил эту обитель. Хотя уже в заглавии «Повести...» датой основания обители указан 1265 год, далее в тексте говорится, что это произошло «на четвертое лето» после заключения брака вел. кн. Ярослава Ярославича и блгв. вел. кнг. Ксении Юрьевны . Однако, по летописным данным, их брак был заключен именно в нач. 1265 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 145), а женился вел. князь в Новгороде на дочери не пономаря (как гласит легенда), а влиятельного новгородского боярина. «Повесть...», как отмечает Семячко, содержит топографические подробности, к-рые «характерны не для 2-й пол. XIII в. (время действия П.), а для 2-й пол. XVII в.» ( Семячко. 1998. С. 197). В «Повести...» также говорится об основании Ярославом Ярославичем и Ксенией Юрьевной каменного Успенского собора в О. У. м., к-рый, если считать эти сведения верными, должен был быть построен в уже существовавшем мон-ре. Если следовать «Повести...», то храм должен был быть построен до смерти Ярослава Ярославича в 1271 г. В «Повести...» фигурирует митрополит Киевский и всея Руси (1308-1326; назван митрополитом Московским) свт. Петр , причем уже в качестве почитаемого святителя (канонизирован в 1339), есть и др. анахронизмы.

http://pravenc.ru/text/2581733.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИЛЛИЙ [Греч. Αχλλιος] († ок. 330), прп. (пам. 15 мая), еп. Ларисский. Род. в благочестивой семье, в юности овладел светскими науками, в т. ч. философией. При имп. Константине I Великом за свои добродетели был поставлен епископом г. Ларисса (Фессалия, Греция). Во время своего епископства А. воздвигал церкви и странноприимные дома, разрушал языческие капища. На I Всел. Соборе выступил в числе обличителей Ария и его приверженцев. При жизни А. прославился исцелениями, изгнанием нечистых духов и др. чудесами. Мирно скончался в глубокой старости. Свт. Ахиллий Ларисский. Роспись церкви Кремиковского мон-ря. Болгария. XV в. Свт. Ахиллий Ларисский. Роспись церкви Кремиковского мон-ря. Болгария. XV в. В 986 г. болг. царь Самуил перенес мироточивые мощи А. из Лариссы в столицу Болгарии г. Преспу (совр. Айос-Ахилиос на оз. М. Преспа), где в честь святого была построена базилика. Ок. 1015 г. часть мощей А. была возвращена в Лариссу, др. часть осталась в Преспе до 1072 г. В средневек. период почитание А. было распространено в Фессалии, Македонии, Сербии и Болгарии. Основным центром в Сербии стал Арилье , куда, по преданию, были перенесены мощи святого из Преспы (в наст. время сохранился только гроб). Пустая каменная гробница А. есть в крепости Лариссы. Мощи А. 14 мая 1981 г. были положены Серафимом, митр. Ларисским, в одноименном кафедральном соборе Лариссы. Часть мощей в наст. время находится в мон-ре Б. Метеоры. Греч. жития А. IX и XIII вв. изданы Д. Софианосом; краткие содержатся в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 457) и в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 686). 15 мая в большинстве греч. календарей отмечается день преставления А. Кроме того, в ряде визант. рукописей под 8 февр. также указывается память А., предположительно это день перенесения его мощей ( Kuli J. Ricerca sulle commemorazioni giornaliere bizantine nei Minei. R., 1992. P. 89, 150-151). А. особо почитался у юж. славян. Его память отмечена в месяцесловах Ассеманиева Евангелия XI в. (Л. 146), болг. Тырновского Евангелия 1273 г. ( Тиханов. С. 12), Драгиина Евангелия 2-й пол. XIII в.; РНБ. Гильф. 4. (Л. 205об.) и др. Служба А. включена в нек-рые болг. Минеи: Драганову кон. XIII в. ( Срезневский. Трефологий. С. 422) и Sin. slav. 25, 1339 г. ( Иванова. С. 11-22) и др. Краткое житие А. вошло в состав нестишного Пролога, переведенного на Руси во 2-й пол. XII в. (древнейший рус. список 1-й пол. XIV в.- РГАДА. Тип. 173. Л. 93об.- 94 и Тип. Л. 67об.), и помещено в ВМЧ. Южнослав. житие в составе Стишного Пролога ошибочно объединяет жития А. и мч. Архилия, «иже в Тривалех убиеннаго».

http://pravenc.ru/text/77188.html

Т. А. Артюхова Почитание И. Ч. у южных славян Вероятно, в авг. 1205 г., после победы над войском крестоносцев и взятия Филиппополя (ныне Пловдив), мощи И. Ч. были увезены болг. царем Калояном из Мосинополя в Тырново. На эту дату указывает то обстоятельство, что в ряде южнослав. нестишных Прологов Житие И. Ч. помещено не под 4 дек. и 13 февр., как в греч. Синаксарях, а под 31 авг.: ГИМ. Хлуд. 189, кон. XIII (?) - 1-я пол. XIV в., РГБ. Рум. 319, нач. XIV в., Пролог дьяка Симона (Сремска-Митровица. Музей церк. искусства. 323, 1560 г.); в Лесновском Прологе 1330 г. в этот день отмечена только память И. Ч. без Жития. Возможно также, что сведения об И. Ч. были помещены в конце Пролога (31 авг. являлось последним днем церковного года), потому что данный тип церковной книги не предусматривал чтений на переходящие праздники, в т. ч. в день Пятидесятницы, когда, как подчеркивает Житие, совершалась память И. Ч. Предполагают, что греч. проложное Житие И. Ч. было переведено в Болгарии в связи с перенесением мощей ( Евтимий, патр. 1990. С. 279). В правление царя Иоанна Асеня II, между 1221 и 1237 гг., мощи были переложены в новую раку в мон-ре апостолов Петра и Павла в Тырнове, построенном царицей Анной († 1237) ( Иванова. 1982. С. 32). Повесть о перенесении мощей И. Ч. (в отличие от аналогичных сочинений о перенесении мощей свт. Илариона Могленского , мч. Михаила Воина и прп. Параскевы (Петки) ) и специальные посвященные ему слав. гимнографические тексты в рукописной традиции не обнаружены, хотя Повесть о перенесении мощей Иоанна Чудотворца, возможно, существовала и послужила источником для написания Похвального слова свт. Евфимием , патриархом Тырновским (1375-1393). Др. факты почитания святого в Болгарии до посл. четв. XIV в. также не выявлены. Предполагается, что для церковного празднования памяти И. Ч. могли использоваться песнопения в честь прп. Иоанна Дамаскина , также чествуемого 4 дек. Память И. Ч. без Жития указана под 13 февр. в ряде южнославянских нестишных Прологов: БАН Болгарии 72, кон. XIII в.; Лесновском, 1330 г. (САНУ. 53); РНБ. Погод. 58, 1339 г. и др. В 1-й пол.- сер. XIV в. краткое Житие И. Ч., снабженное двустишием Христофора Митилинского, четырежды переводилось на славянский язык в составе стишного Пролога (в т. ч. при служебных Минеях по Иерусалимскому уставу) и отдельно ( Иванова. 1982. С. 32-36; ср.: Юфу. 1963. С. 253-258).

http://pravenc.ru/text/471555.html

Л., 1978; ДРИ. М.; Л., 1980. [Вып.:] Монументальная живопись XI-XVII вв.; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982; Лаурина В. К., Пуришев В. Н. Новгородская икона XII-XVII вв. Л., 1983; Греков А. П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалёве. М., 1987; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М, 1989; Трифонова А. Н. Рус. икона из собр. Новгородского музея. СПб., 1992; Малков Ю. Г. Фрески Гостинополья//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы, Русь. С. 351-378; Стерлигова И. А., сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; она же. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Царевская Т. Ю. Фрески ц. Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новг., 1999; она же. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси 2-й пол. XIV в. М., 2007; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде. М., 2002; он же. Георгиевская ц. в Ст. Ладоге. М., 2003; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI -1-я четв. XII в. М., 2004; Смирнова Э. С., Сарабьянов В. Д. История древнерус. живописи. М., 2007; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI вв. М., 2008; Дмитриева С. О. Фрески храма Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 г. М., 2011; Слуцкая И. А. Роспись 1702 г. Знаменского собора в Вел. Новгороде и проблемы монументальной живописи кон. XVII - нач. XVIII в.: Дис. СПб., 2011; Геров Г. Церковь Спаса на Ковалёве. Новг., 2013; История рус. искусства: В 22 т. Т. 2. Ч. 1: Искусство 20-60-х гг. XII в. М., 2015. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января О начале полемики вокруг исихазма в эпоху паламитских споров Сведения о начале споров вокруг исихазма в эпоху паламитских споров имеются в разных источниках. Однако они неоднозначны и разнятся в зависимости от автора. Постоянный автор портала Д.С. Бирюков пытается разобраться в этом вопросе. Статья Сведения о начале споров вокруг исихазма в эпоху паламитских споров, зачинателем которых был Варлаам Калабрийский, дошли до нас из различных источников . Одно из самых ранних описаний принадлежит свт. Григорию Паламе. Свт. Григорий пишет во 2-й «Триаде» (1-я пол. 1339 г.): …Вот я и печалюсь, думая о приезжем из Сицилии философе [т.е. Варлааме. – Д.Б.], проповеднике внешних наук. Увидев его в монашеском одеянии, я было обрадовался, думая себе, что он поступит мудро, сблизившись до прохождения божественной науки с нашими лучшими монахами, которые, распрощавшись со всем остальным, посвящают в исихии свою жизнь Богу: он станет для нас, рассуждал я, тем книжником, который подобен сокровищу, являющему по Господню слову старое и новое. Но все вышло наоборот, и о ком я радовался в доброй надежде, о том теперь душевно горюю. Он сошелся с некоторыми из наших, притом самыми простыми, притворяясь учеником ( Προσηλθε μν γρ τισι τν μετρων, κα τοτων τος πλουστροις, τν μαθητιντα ποκρινμενος ), а потом отшатнулся от них, заявив свое осуждение, и стал писать против них сочинения, где пространно и несдержанно их ругал. С этими сочинениями он взял на себя смелость выступить не перед ними самими, а перед слушающими его и шумящими вокруг его юнцами, переубеждая тех, кто готов отказаться от отеческого образа мыслей, и монахов, не имевших опыта безмолвной жизни. Начал разноситься слух, что-де исихасты держатся нетерпимых убеждений; он им дал самое низменное имя, назвав омфалопсихами, а их так называемую ересь — омфалопсихией. Не выделив поименно никого из осуждаемых и в то же время утверждая, что встречался с сильнейшими из нас (τος κρεττοσ τε τν μετρων ), он этим дал понять, что ставит под сомнение всех .

http://bogoslov.ru/article/2363267

Среди участников Переяславского Собора помимо еп. Тверского Андрея, князей и вельмож в Киприановской редакции Жития свт. Петра названы еп. Ростовский Симеон, архимандрит ярославского Спасо-Преображенского мон-ря Прохор (впосл. епископ Ростовский), «еще же и лучшии от игумен и черноризець и священник множество» (Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 104, 106). В отсутствие вел. кн. Михаила Ярославича, находившегося в Орде, Собор оправдал митрополита. В июле 2014 г. при проведении археологических работ в Спасо-Преображенском соборе была найдена свинцовая подвесная печать К-польского патриарха Афанасия I (1289-1293, 1303-1309), к-рая, наиболее вероятно, была привешена к документу, связанному с подготовкой Переяславского Собора. Собор в честь Преображения Господня в Переславле-Залесском. 1152 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Собор в честь Преображения Господня в Переславле-Залесском. 1152 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев В 1339 г. убитого в Орде Тверского блгв. кн. мч. Александра Михайловича отпевали в Переяславле епископы Тверской Феодор Добрый и Ростовский Гавриил (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 51). Это событие свидетельствует о том, что в 1-й пол. XIV в. на Переяславской земле сохранялись права Ростовских архиереев. В 1353-1362 гг. существовала временно учрежденная Переяславская епископия, в Переяславле пребывал еп. Владимиро-Волынский Афанасий († 1362). Он вынужден был переехать в Сев.-Вост. Русь, после того как в 1340-1348 гг. польск. католики захватили земли его епархии или сразу после кон. 1352 - нач. 1353 г., когда власти Великого княжества Литовского (ВКЛ), в т. ч. волынский кн. Любарт, признали Киевским митрополитом поставленного Тырновским патриархом Феодорита, непризнанного К-полем (в 1355 К-поль признал Литовскую митрополию, включившую без согласия Киевского митрополита в свой состав Волынскую епархию). По-видимому, старейший епископ митрополии, находящийся на кафедре с 1328 г., Афанасий присутствовал в марте 1353 г. на погребении митр. Киевского свт. Феогноста в Москве как «епископ Волынский» ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. С. 373); в духовной вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого от марта-апр. 1353 г. он назван «владыкою Переяславьским» (ДДГ. 3. С. 14). Фактически он исполнял должность наместника митрополита в Переславле, сохраняя за собой права на Владимиро-Волынскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕНА МАРКОС [эфиоп.    ] (2-я пол. XIII - нач. XIV в.), святой Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 3 тахсаса (29/30 нояб.)). Извлечения из пространного Жития З. М., изобилующего описаниями чудес, изданы Э. Черулли по единственной рукописи, хранящейся в Ватиканской б-ке. Отец З. М., Зара Йоханнэс, был родным братом Цага за-Аба, отца эфиоп. св. Такла Хайманота . В 8 лет З. М. был рукоположен во диакона. Он женился на Марьям Кебра, но по обоюдному согласию З. М. удалился в пустыню, а его жена - в мон-рь Дэбрэ-Мамас. Наставником З. М. в подвижнической жизни стал его двоюродный брат Такла Хайманот. В нач. XIV в. З. М. основал мон-рь Дэбрэ-Бэсрат в обл. Морэт на северо-западе Шоа, к-рый в наст. время более известен как Дэбрэ-Зена-Маркос. Вместе с учениками З. М. активно занимался проповеднической деятельностью среди язычников в областях Годжам, Хагара-Мехур, Эндагабтан и др., а также на территориях, подвластных мусульм. правителю Адаля. Особого успеха он добился в обл. Гураге, в тексте Жития он назван «апостол Гураге». Для того чтобы крестить новообращенных, З. М. был рукоположен во иерея копт. Александрийским патриархом Вениамином II (1327-1339). По преданию, З. М. посещал Аксум , храмы Лалибэлы , встречался с эфиоп. подвижниками Самуилом Вальдеббским , Иясус Моа , Евстафием , Габра Манфас Кеддусом . Память З. М. совершается в день его кончины; в обл. Шоа и особенно торжественно в Дэбрэ-Бэсрат, где находится его могила,- в 3-й день каждого эфиоп. месяца. Ист.: Cerulli E. Gli atti di Zena Marqos, monaco etiope del sec. XIV//Collectanea vaticana in honorem Anselmi M. Card. Albareda. Vat., 1962. Vol. 1. P. 191-212. (ST; 219). Лит.: Belaynesh Michael. Zéna-Marqos//DEB. Vol. 1. P. 216; Raineri O. Ze  na   Ma  rqos//Enciclopedia dei Santi: Le Chiese Orientali. R., 1999. Vol. 2. Col. 1389-1390; Derat M.-L. Däbrä B « rat//EncAeth. Vol. 2. P. 15; Sokolinskaia E. Morät//Ibid. Vol. 3. P. 1016. С. А. Французов, С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/199725.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010