Духе. Нунции почему-то во хотели согласиться на такое требование; после долгих просьб они, однакож, уступили. 142 Еще с Вриением вел он несколько войн и всегда выходил из них победителем. По смерти же Вриения (1237 г.), при Балдуине II (1237–1261 г.), он окончательно овладел всеми областями латинской империи, оставив Балдуину только Константинополь. 144 До сих пор мы излагали эти сношения между Никеею и Римом по истории Флери (цит. Vading, ап. 1249. Boll. 19 Mart, t. 8, р. 6О). Флери говорить, что греч. апокрисиарии принуждены были воротиться назад, не имея возможности по причине разбоев и войн добраться до Рима. Илья же Минятий (камень соблазна), напротив, передает все то, о чем мы говорим далее, т. е., что послы греческие достигли Рима и принесли оттуда ответ. 148 Что это было так во все время от Лионского собора до Флорентийской унии, увидим в последствии. Теперь же укажем только на некоторые факты. Народ лишает погребения поборника унии М. Палеолога, своего императора, и сын его, любивший своего отца, принужден подчиниться воле народа (Виз. ист. Григора, стр. 117). Варлаам, посол Андроника III младшего, признавался в 1339 г. папе, что император послал его на запад тайно, опасаясь народа, готового убить его за попытку соединиться с Римом. Imperator – говорить он – non audet manifestare se, quod velit uniri vobiscum, quoniam, si manifestaset se, multi ex principium suis etiam, ex popuio, timentes, ne forte si ipse vellet, sicut fecit M. Palaeologus, quaererent opportunitatem interficiendi illum. Rayn. an. 1339 n. 19 et. Leo Allat. Me perp. cons. p. 799. Стоить указать также на письмо Петрарки к поп, в котором, он побуждает папу к новому завоеванию Конст. Сравнивая мусульман с греками, он находит, что греки неприязненнее к латинянам, чем мусульмане. «Те – враги, эти – схизматики хуже врагов... Если кто из наших взойдет в их базилики, они очищают эти базилики, как бы оскверненные человеческою кровью или злодеяниями», Rayn. ап. 1366 п. 24. Наконец всем известно поведение греч. народа во время .окончательного падения империи, когда турки стояли уже под стенами столицы. И тогда не хотели и думать о союзе с латинянами, хотя это было единственное средство спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

71–274. Ditt. Syll. 1087; cp. 1081 s. Id. 1091. О Пифаидах см. Α. Boemius, Die Pythais, Studien zur Geschichte der Verbindungen zwischen Athen und Delphi , Dissen., Upsal, 1918; C. Daux, Delphes aux IIe et Ier siècles , Paris, 1936, стр. 521–583, 708–729. F. Delph. III, 2, 11. Id. 12. Id. 47, 9. Id. 47. Id. 137; 138. Надпись F. Eph., II, 21, 1. 53 sq., сообщает нам, каким образом в 44 году по Р. X. в результате вмешательства проконсула Павла Фабия Персика профессиональные исполнители гимнов, находившиеся до сих пор на государственной службе, были заменены хором эфебов. Приведенная причина — соображения экономии (содержание хора поглотило бы большую часть городских доходов!), но не исключено, что данная мера была вызвана политической задней мыслью: ср. Ch. Picard, Ephèse et Chros, Recherches sur les Sanctuaires et les Cultes de l’Ionie du Nord , Paris, 1922, стр. 252–254; и, наконец, F. К. Dörner, Der Erlass des Statthalters von Asien Paulus Fabius Persicus , diss. Greifswald, 1935, стр. 38–39. F. Eph. II, 21, 53 s. IG. 2 II, 2086, 30. Ditt. Syll. 450; Michel 902–904. Pol. IV, 20, 5. Arstd. XLVII KAI; 30. Robert, Et. Anat. 29. Ditt. Syll. 695, 29. Michel, 499, 8–12. Robert, Et. Anat. 19. Ditt. Syll. 450, 5. FF. Delph. III, 2, 11, 20–22. Id. 47, 15; 14. Luc. Salt. 16. О танце в греческом образовании ср. латинскую диссертацию: М. Emmanuel, De Saltationis disciplina apud Graecos , Paris, 1896, стр. 15, 73, прим. 9, 74… Pol. IV, 20, 5. Luc. Salt. 10. IG. 2 II, 2312, 72–74. Ap. ath. XIV, 631 A. Luc. Salt. 79. Id. 1–2. Ditt. Syll. 577, 578; Michel, 913. Ditt. Syll. 578, 9; 13; 15. Id. 578, 16–19. Plut. Quaest. Conv. IX, 736 D. Id. Mus. 1141 D–1142 A. Aristox. Ap. Ath. XIV, 632 A. VIII, 1337 b 29 s.; 1339 а II s. Id. 1338 b 38 s. Id. 1341 b 9–19. Id. 1340 b 20–40; cp. 1339 а 35 s. Образование настоящего музыканта предполагает практику: я подтверждаю от своего имени и для нашего времени эту аристотелеву доктрину, ар. [Н. Davenson], Tratté de la Musique selon l’esprit de Saint Augustin, Baudry, 1942, стр.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

Успех Варлаама при дворе привел к его назначению в качестве греческого представителя при переговорах о соединении церквей. После удаления с престола императора Андроника II Старшего (1326) переговоры с латинянами возобновлялись постоянно. В 1333-1334 годах Варлаам вел собеседования с папскими легатами в Константинополе, а в 1339 году сам отправился в Авиньон, где был принят папой Венедиктом XII. В период переговоров Варлаам составил несколько трактатов против латинского учения об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (Filioque): в этих трактатах, а также в проектах соединения Церквей, представленных им папе в 1339 году, Варлаам проводил точку зрения, согласно которой ни одна сторона - ни греки, ни латиняне - не могут " доказать " правильности своего учения по той простой причине, что Бог всецело непознаваем и что рассуждения о Нем не могут покоиться на чувственном опыте. Что же касается " мистических озарений " , то они у латинских и греческих отцов различны. Следовательно, соединение Церквей может быть достигнуто, даже если обе стороны останутся при своих мнениях: Бога все равно ни те, ни другие, по существу, не знают. Этот подход Варлаама оказался приемлемым для некоторых византийских гуманистов, которые, так же как и Варлаам, предпочитали ограничиваться в области богословия доводами, заимствованными из греческой философии, и оставались, по существу, чужды подлинной святоотеческой традиции византийского богословия. Само собою разумеется, доводы Варлаама были также удобны политикам, которые интересовались соединением церквей только в той мере, в какой оно могло способствовать западному крестовому походу против турок. К несчастью для Варлаама, папа Венедикт XII резко отверг его доводы; с точки зрения латинской Церкви никакой релятивизм в догматах, определенных Римским престолом, не был допустим: от греков требовалось признание и Filioque, и всего латинского богословия как единственно истинного. Но разочарование калабрийский монах пережил не только в связи с позицией папы: с Варлаамом начал переписку, а затем и прямой спор св. Григорий Палама, за которым последовало большинство монашества и других богословских сил византийской Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1179...

Понятие «гражданина мира», коему была уготована столь великая судьба, прежде всего в стоической мысли, появилось на заре эллинистической эпохи у Диогена Синопского и было подготовлено Антифонтом и Теофрастом: см. J. Mewaldt, Das Weltbürgertum in der Antike, Die Antike , II (1926), стр. 177–190. Tert. Apol. 38,3. Gell. XIII, 16, 1. Παιδεα=humanitas=culture: ср. мои заметки в Saint Augustin et la Fin de la Culture antique , Paris, 1938, стр. 552–554, с цитатой Р. de Labriolle, Pour l’Histoire du mot Humanités, Les Humanités, Classes de Lettres , VIII (1931–1932), стр. 427, 478–479. Aeg. XI (1930–31), 485. Seg. VII 39. Id. 3. Pol. VII–VIII. DL. II, 85.   Id. V, 42. Id. VIII, 15. Id. VII, 175. Id. VII, 4. Quint. I, 11 17. DL I, 9. Id. VI, 75. Leg. I, 644b. Monost. 275. Plut. Lib. educ. 8 E. Jr. LII, 13. Or. XLIII, 11,1. DL II, 115; cp. Plut. Lib. educ. 5 F6 A. Παιδεα и жизнь по ту сторону могилы: я здесь резюмирую тезис, установленный (с некоторыми нюансами) в результате фронтального исследования Р. Воуапсé, Le Culte des Muses chez les Phibsophes grecs, Etudes d’Histoire et de Psychobgie religieuses , Paris, 1936; F. Cumont, Recherches sur le Symbolhme funéraire des Romains , Paris, 1942; моя собственная работа в Μουσικς νρ, Etude sur les Scèanes de la Vie intellectueUe figurant sur les monuments funéraires romains , Grenoble, 1938 (надо учесть полезные дополнения, приведенные в Отчете A.-J. Festugière, Revue des Etudes grecques , LII (1939), стр. 241–243, и Post-face , добавление, стр. 315–323, к римскому изданию, 1954); см. также Le Symbolisme funéraire des Romains , Journal des Savants, 1944, стр. 23–37, 77–86. [Plat.], Ax. 371 cd. IG. XIV, 2000. Poll. II ‚4=Censor. XIV, 3–4; Arist. Pol. VII, 1336 а 23–24; VIII, 1338 b 39 – 1339 а 8.   Pol. VIII, 1339 а 5. Образование рабов еще не стало объектом систематического изучения (см. некоторые указания, сообщенные Е. Ziebarmh’oм, Aus dem griechischen Schulwesen², стр. 39, прим. 1; Μ. Rostovtseff, The Social and economic history of the hellenistic world (II), стр. 1106; (III), стр. 1600, прим. 51) к моменту появления нашего первого издания; теперь мы располагаем хорошим исследованием: Cl. А. Forbes, The Education and Training of Sfaves in Antiquity , в Transactions of the Amer. Philol. Society , 86 (1955), стр. 321–360.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗВЕНИГОРОД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Центр Звенигорода. Фотография с сайта ru.wikipedia.org Звенигород , город в Московской области России , в пределах Одинцовской епархии . Население 12,9 тыс. жителей (2010). Расположен в 3,5 км от одноимённой железнодорожной станции (конечный пункт одноколейной железнодорожной ветки от станции Голицыно), на левом берегу реки Москвы, в 30 км к западу от Москвы , на Клинско-Дмитровской гряде Смоленско-Московской возвышенности. Через город проходит Малое Московское Кольцо. Предположительно был основан Юрием Долгоруким в 1152 году. Впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 году: " А се даю сыну своему Ивану Звенигород " . Так город становится центром удельного Звенигородского княжества Ивана Ивановича , сына Калиты, которое существовало в 1339 — 1492 годах, хотя первые звенигородские князья обычно жили в Москве. Князья создавали здесь опорные пункты, держали дружину и собирателей дани. Центром древнего поселения стал кремль на западной окраине нынешнего города. Звенигородцы издавна называют это место Городком. По завещанию Дмитрия Донского 1389 года Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу , который превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений и жил здесь почти постоянно до 1425 . В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. Вокруг кремля была создана система земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями, остатки валов сохранились и поныне. В основании вала были поставлены деревянные бревенчатые срубы, заполненные плотной глиной. Внешняя сторона вала также была густо покрыта глиной. Подобную крутую (до 70 градусов) наклонную плоскость достаточно было слегка полить водой, чтобы сделать ее скользкой и недоступной для нападающих. Вся верхняя площадка вала и внутренний его скат были тщательно вымощены мелким булыжником, так, что даже в самую сырую погоду воинам легко было взойти на боевую площадку вала. По углам кремля были поставлены четыре башни, одна из которых была проездной. Кроме того, крепость защищали широкие овраги. По тем временам это было мощное фортификационное сооружение.

http://drevo-info.ru/articles/18157.html

   Успех Варлаама при дворе привел к его назначению в качестве греческого представителя при переговорах о соединении Церквей. После удаления с престола императора Андроника II Старшего (1326), переговоры с латинянами возобновлялись постоянно. В 1333—1334 гг. Варлаам вел собеседования с папскими легатами в Константинополе, а в 1339 году сам отправился в Авиньон, где был принят папой Венедиктом XII. В период переговоров Варлаам составил несколько трактатов против латинского учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque): в этих трактатах, а также в проектах соединения Церквей, представленных им папе в 1339 году, Варлаам проводил точку зрения, согласно которой ни одна сторона — ни греки, ни латиняне — не могут «доказать» правильности своего учения по той простой причине, что Бог всецело непознаваем и что рассуждения о Нем не могут покоиться на чувственном опыте. Что же касается «мистических озарений», то они у латинских и греческих отцов различны. Следовательно, соединение Церквей может быть достигнуто, даже если обе стороны останутся при своих мнениях: Бога все равно ни те, ни другие, по существу, «не знают».    Этот подход Варлаама оказался приемлемым для некоторых византийских гуманистов, которые, так же, как и Варлаам, предпочитали ограничиваться в области богословия доводами, заимствованными из греческой философии, и оставались, по существу, чужды подлинной святоотеческой традиции византийского богословия. Само собою разумеется, доводы Варлаама были также удобны политикам, которые интересовались соединением Церквей только в той мере, в какой оно могло способствовать западному крестовому походу против турок.    К несчастью для Варлаама, папа Венедикт XII резко отверг его доводы: с точки зрения Латинской Церкви, никакой релятивизм в догматах, определенных Римским Престолом, не был допустим: от греков требовалось признание и Filioque, и всего латинского богословия как единственно истинного. Но разочарование калабрийский монах пережил не только а связи с позицией папы: с Варлаамом начал переписку, а затем и прямой спор св. Григорий Палама, за которым последовало большинство монашества и других богословских сил Византийской Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3286...

Длина Беломорско-Балтийского водного пути 221 км Длина канала Москва – Волга 128 км Мощность 2-х ГЭС Углич и Рыбинск 44000 квт. Объем водохранилищ общий 26 миллиардов м3 воды «Куйбышевстрой» Общие сведения: Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10.VIII.1937 г. 1339 строительство начато в 1937 г. Срок окончания не установлен. Ориентировочная стоимость стр-ва 4–5 миллиардов рублей Объем, работ: Земляных работ 47.000.000 м 3 Скальных 40.000.000 м 3 Рефупирование песка 95.000.000 м 3 Бетонных работ 6.000.000 м 3 Характеристика: Объем водохранилища 30 миллиардов рублей Судовой ход выше луки протяженностью 700 км будет иметь глубину не меньше 5 м, ниже водохранилища 3–3,5 м. Возможна ирригация площади 2–2,5 млн. га и снабжение дешевой электроэнергией (0,6 коп. за квт. час) I. Русловой узел – у ст. Красная Глинка (выше города Куйбышева 30 км) Плотин 1 шт. бетонный водослив земляная плотина Гидростанция, мощность 2,5 млн. квт. II. Деривационный узел – на Переволжском водоразделе ниже гор. Куйбышева 80 км. Судоходный канал. Шлюз двухкамерный в две нитки, пропускная способность 80 млн. т. Нефтеперекачечное уст-во, пропуск, способн 18 млн. т. нефти. Объем капиталовложений на 1938г 270 млн. р. На 19.11.1938 г. з/к 17,9 тыс. чел. Пика 1938 г. з/к 55т. чел. План капитальных работ на 1938 год (в натуральном выражении) Наименование работ План 1938г. Гражданское строительство Сантехнические работы (водоп. и канал.) Железнодорожные ветки Шоссейные дороги Земляные работы Бетонные и жел-бетон. работы 27.900 Бутовой кладки 20.000 Металлоконструкций Рефупирование «Соликамстрой» Общие сведения: Согласно постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10.VIII.37 г. 1339 проектно-изыскательские работы начаты в 1937 году. Начало строительства 1939 г. Должно быть окончено в 1943 г. Ориентировочная стоимость стр-ва 2–2,5 миллиарда руб. Объем работ: Земляных и скальных работ 71.000.000м 3 Бетонных работ 2.782.000м 3 Характеристика: I. Водохранилище на водоразделах рек Камы, Печоры и Вычегды. II. Две гидростанции:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1339 Это явное противоречие между ортодоксальными канонами и полуарианскими вероисповеданиями привело к возникновению различных гипотез, связанных с этим Антиохийским синодом. См. Hefele, i, p. 486 sqq. 1341 Всего в Сардикийском соборе принимало участие сто семьдесят епископов (так говорит Афанасий), из которых девяносто восемь были с Запада и семьдесят шесть – с Востока, то есть евсевиане. Созомен и Сократ, напротив, утверждают, что участников было триста. Подписанные акты собора утрачены, сохранился только список имен пятидесяти девяти епископов у Илария. 1343 Отступничество Либерия подтверждается ясными свидетельствами большинства ортодоксальных отцов церкви, Афанасия, Илария, Иеронима, Созомена и других, а также тремя посланиями самого Либерия, которые Иларий приводит в своем шестом фрагменте и сопровождает некоторыми замечаниями. Иероним пишет в своей «Хронике»: «Liberias, taedio vietus exilii, in haereticam pravitatem subscribens Romam quasi victor intravit». См. также его Catal. script, eccl., с. 97. Вероятно, он подписал так называемую третью Сирмийскую формулировку, то есть сборник полуарианских постановлений, принятый на третьем соборе в Сирмии в 358 г. Гефеле (i, 673), рассматривая ситуацию со своей католической точки зрения, говорит в его оправдание лишь, что он отрекся от никейского слова (ομοοσιος), но не от никейской веры. Но так как именно термин μοοσιος был причиной стольких раздоров, да и сам Либерии позже называл его «оплотом против всякой арианской ереси» (Сократ, Η. Е., iv, 12), то мы не можем принять оправдание Гефеле как удовлетворительное. 1344 Ортодоксы и полуариане ненавидели его и называли θεος. Он был выдающимся диалектиком, врачом и богословом из Антиохии и умер около 370 г. в Константинополе. 1345 Он был учеником и другом Аэция и популяризировал его учение. Он умер в 392 г. О нем см. в Klose, Geschichte и. Lehre des Eunomius, Kiel, 1833, и Dorner, l. с, vol. i, p. 853 sqq. Дорнер называет его диаконом, но при посредничестве епископа Евдоксия Константинопольского (а ранее Антиохийского) он получил епископство в Кизике уже в 360 г., до того, как возглавил арианскую партию. Феодорит, H. Е., 1. ii, с. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Хронологические рамки этого периода определяют по-разному. На наш взгляд, правомерно говорить о временном промежутке от правления Бейбарса (1260–1277 гг.) до Александрийского крестового похода 1365 г. На христиан Мамлюкского государства с частотой примерно раз в двадцать лет обрушивались жестокие гонения, приведшие к тяжелейшему кризису коптской и других христианских общин. В 1283 г. в Каире вспыхнули беспорядки на почве недовольства засильем чиновников-христиан. Султан приказал секретарям диванов перейти в ислам под угрозой смерти, что те и сделали беспрекословно. 192 Фигура чиновника из коптской среды, принявшего ислам в зрелом возрасте по карьерным соображениям, становится типичной для мамлюкской бюрократической системы. В первой трети XIV в. верхних ступеней административной иерархии достигли вчерашние христиане-копты Карим ад-Дин аль-Кабир и ан-Нашв. Оба последовательно занимали пост назир аль-хасса, распорядителя султанских имуществ, поднялись до положения второго человека в государстве и были казнены (в 1323 и 1339 г. соответственно) из-за интриг мамлюкской олигархии. 193 Самая известная из антихристианских кампаний прошла в Мамлюкском государстве в 1301 г. Под влиянием общественного мнения, возмущенного «дерзостью» и «засильем» христиан, мусульманские правоведы постановили, что «назаряне (христиане. – К.П.) должны отличаться ношением синих тюрбанов... а иудеи – ношением желтых тюрбанов... И чтобы не ездили на лошадях, не носили оружия... И чтобы освобождали середину дороги для мусульман... И да не возвышают голосов своих над голосами мусульман, не строят зданий выше зданий мусульман, не выставляют своих пальмовых ветвей, не бьют в била, не покупают рабов-мусульман». 194 Приведение этого указа в исполнение сопровождалось нападениями на церкви в Каире, Александрии и Файюме. В мае 1321 г. по Египту прокатилась новая волна погромов церквей и монастырей. В один день и час от Асуана до Думьята было разрушено 60 христианских храмов. Султанские власти были бессильны навести порядок. Летом того же года в Каире начались катастрофические пожары. По обвинению в поджогах было схвачено несколько христиан, которые под пытками признались в организации заговора с целью отомстить мусульманам за недавние погромы. 195

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) в больницах, тюрьмах и морских плаваниях аналогичным полномочием обладает капеллан (кан. 566 § 2); 3) в обстоятельствах крайней срочности (casus urgentior), когда кающемуся очень трудно оставаться в состоянии тяжкого греха в течение времени, необходимого для вынесения решения полномочным настоятелем, любой исповедник на внутреннем суде может разрешить от канонической санкции latae sententiae (за исключением суспенсии), если только она не объявлена и не зарезервирована за Святым Престолом (кан. 1357 § 1). При этом остается в силе обязательство кающегося вновь обратиться к покаянию через месяц, под угрозой повторного наложения санкции); 4) в случае угрозы смерти любой священник, в том числе не имеющий полномочия принимать исповеди, законным и действительным образом освобождает от любой канонической санкции (кан. 976). Таковы существенные элементы кодексных норм, касающихся снятия канонической санкции. Отсюда нетрудно сделать вывод о совершенно особой природе канонических санкций, и прежде всего отлучения, которое всегда служило образцом санкции в Церкви. б) Природа и характер применения канонических санкций Шестая книга Кодекса канонического права озаглавлена De sanctionibus in Ecclesia (О санкциях в Церкви, каноны 1311_1399), как бы указывая на то, что в Церкви нет наказаний в собственном смысле, но только санкции. Из дальнейшего станет ясно различие между этими двумя понятиями. Здесь же необходимо сразу напомнить о том, что Кодекс канонического права говорит также о наказаниях. Канон 1312 разделяет их на три основных категории: цензуры (каноны 1331_1340), искупительные наказания (каноны 1336_1338) и целительные наказания, или покаяния (каноны 1339_1340). Первые, известные также как врачующие наказания, имеют непосредственной целью исправление или улучшение преступника. Вторые, прежде именовавшиеся отмщающими, непосредственнонаправлены на возмещение причиненного общине вреда, и лишь косвенным образом – на исправление самого преступника. Третьи служат орудием предупреждения возможных преступлений в будущем или соответствующего пастырским задачам применения первых двух категорий канонических санкций. Именно на уровне их применения необходимо иметь в виду следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010