В ряде справочных изданий в качестве 1-го упоминания О. У. м. указывается 1205/06 г., что является ошибкой. При описании похорон 1-й жены владимирского кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо блгв. кнг. Марии Шварновны († 19 марта 1205) в ряде летописей упоминается игум. Отроча мон-ря Михаил (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 425; Т. 7. С. 112; Т. 25. С. 104), однако в данном случае речь идет о смоленском Отроче мон-ре. Автор «Повести о Тверском Отроче монастыре» (согласно исследованиям С. А. Семячко, ее первоначальный вариант датируется приблизительно 70-80-ми гг. XVII в. ( Семячко. 1994. С. 39)) заимствовал данные об основании О. У. м. из поздней (2-я пол. XVII в., списки XVIII и XIX вв.) легенды об отроке вел. кн. Тверского Ярослава (Афанасия) Ярославича Григории (в «Сказании о Отроче мон-ре, еже есть во Твери» Пискаревского летописца речь идет об отроке вел. кн. мч. Михаила Ярославича Феодоре, см.: ПСРЛ. Т. 34. С. 98-99), к-рый из-за несчастной любви удалился от мира и при содействии князя устроил эту обитель. Хотя уже в заглавии «Повести...» датой основания обители указан 1265 год, далее в тексте говорится, что это произошло «на четвертое лето» после заключения брака вел. кн. Ярослава Ярославича и блгв. вел. кнг. Ксении Юрьевны . Однако, по летописным данным, их брак был заключен именно в нач. 1265 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 145), а женился вел. князь в Новгороде на дочери не пономаря (как гласит легенда), а влиятельного новгородского боярина. «Повесть...», как отмечает Семячко, содержит топографические подробности, к-рые «характерны не для 2-й пол. XIII в. (время действия П.), а для 2-й пол. XVII в.» ( Семячко. 1998. С. 197). В «Повести...» также говорится об основании Ярославом Ярославичем и Ксенией Юрьевной каменного Успенского собора в О. У. м., к-рый, если считать эти сведения верными, должен был быть построен в уже существовавшем мон-ре. Если следовать «Повести...», то храм должен был быть построен до смерти Ярослава Ярославича в 1271 г. В «Повести...» фигурирует митрополит Киевский и всея Руси (1308-1326; назван митрополитом Московским) свт. Петр , причем уже в качестве почитаемого святителя (канонизирован в 1339), есть и др. анахронизмы.

http://pravenc.ru/text/2581733.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Тверских святых (воскресенье после 29 июня) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ УГРИН († 1015), отрок, св. страстотерпец (пам. 24 июля, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128911.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Нораванк [Новый монастырь], средневек. арм. мон-рь в обл. Вайоц-Дзор (Армения). Расположен в живописном ущелье одного из притоков р. Арпа, в исторической области Вайоц-Дзор пров. Сюник. Основанный в X в. вблизи древней ц. св. Фоки, приобрел известность в XII в. С нач. XIII до 1-й пол. XIV в. являлся резиденцией Сюникского митрополита, а также был некрополем княжеского рода Орбелянов, чем обусловлена застройка Н. репрезентативными сооружениями, 3 из к-рых являются усыпальницами. Основными источниками по истории Н. являются соч. «История области Сисакан» Степаноса Орбеляна, 230 надписей на стенах церквей, хачкарах, надгробных плитах, а также колофоны рукописей. Ансамбль мон-ря занимает относительно ровную площадку и состоит из сгруппированных воедино 4 построек и отдельно стоящей вертикальной доминанты - 2-ярусной церкви-усыпальницы. Древнейшая, зальная церковь Н.- Сурб-Карапет (св. Иоанна Предтечи) сооружена в 1105 г. из грубо тесанного камня сыном сюникского кн. Хасана еп. Ованнесом X Капанеци, при к-ром мон-рь приобрел поместья и вступил в пору расцвета. После того как церковь раскрыта раскопками 1982-1983 гг., прояснился вопрос об идентификации не только этой, первой, церкви мон-ря, но и примыкающей к ней с севера ц. Сурб-Степанос-Нахавка (первомч. архидиак. Стефана), к-рая была возведена в 1216-1221 гг. еп. Саргисом I и кн. Липаритом Орбеляном. Церковь Сурб-Степанос-Нахавка принадлежит к распространенному в то время типу купольной постройки, внутри - крестообразная, по углам в 2 яруса расположены приделы. Большой гавит перед ней, созданный в 1261 г. кн. Смбатом II Орбеляном, служил притвором и усыпальницей. В 1275 г. кн. Тарсаич Орбелян с севера от церкви Сурб-Степанос-Нахавка возвел церковь-мавзолей Сурб-Григор-Лусаворич (свт. Григория Просветителя; архит. Сиранес), где были похоронены Смбат II Орбелян, а позже Тарсаич и др. представители рода. В 1339 г. к юго-востоку от этой группы построек кн. Буртел Орбелян возвел 2-ярусную церковь-усыпальницу Сурб-Аствацацин (Пресв. Богородицы), известную также под названием Буртелашен (т. е. построенная Буртелом; архит. Момик). Все постройки мон-ря возведены из белого известняка, который, как окружающие скалы, приобрел красноватый оттенок в результате окисления породы.

http://pravenc.ru/text/2577953.html

Д.С.Бирюков. О начале полемики вокруг исихазма в эпоху паламитских споров Сведения о начале споров вокруг исихазма в эпоху паламитских споров, инициатором которых был Варлаам Калабрийский, дошли до нас из различных источников. Одно из самых ранних описаний принадлежит свт. Григорию Паламе . Свт. Григорий пишет во второй Триаде (1-я пол. 1339 г.): ...Вот я и печалюсь, думая о приезжем из Сицилии философе [т. е. Варлааме. – Д. Б.], проповеднике внешних наук. Увидев его в монашеском одеянии, я было обрадовался, думая себе, что он поступит мудро, сблизившись до прохождения божественной науки с нашими лучшими монахами, которые, распрощавшись со всем остальным, посвящают в исихии свою жизнь Богу: он станет для нас, рассуждал я, тем книжником, который подобен сокровищу, являющему по Господню слову старое и новое. Но все вышло наоборот, и о ком я радовался в доброй надежде, о том теперь душевно горюю. Он сошелся с некоторыми из наших, притом самыми простыми, притворяясь учеником ( Προσλθε μν γρ τισι τν μετρων, κα τοτων τος πλουστροις, τν μαθητιντα ποκρινμενος), а потом отшатнулся от них, заявив свое осуждение, и стал писать против них сочинения, где пространно и несдержанно их ругал. С этими сочинениями он взял на себя смелость выступить не перед ними самими, а перед слушающими его и шумящими вокруг него юнцами, переубеждая тех, кто готов отказаться от отеческого образа мыслей, и монахов, не имевших опыта безмолвной жизни. Начал разноситься слух, что-де исихасты держатся нетерпимых убеждений; он им дал самое низменное имя, назвав омфалопсихами, а их так называемую ересь – омфалопсихией. Не выделив поименно никого из осуждаемых и в то же время утверждая, что встречался с сильнейшими из нас ( τος κρεττοσ τε τν μετρων), он этим дал понять, что ставит под сомнение всех 127 . Свт. Григорий обвиняет Варлаама в том, что он встречался с самыми простыми монахами, при том что коварно говорил о своих встречах с сильнейшими из них, и таким образом порочил исихастское учение в целом. Этот топос, согласно которому возмущение Варлаама учением исихастов берет начало с его встречи с самыми простыми монахами, проговариваемый свт. Григорием неоднократно 128 , после свт. Григория становится общим местом, причем как в паламитских, так и в антипаламитских источниках. Однако от него имеются и небольшие отступления: так, свт. Филофей Коккин в Житии свт. Григория Паламы , очевидно, следуя свт. Григорию, говорит, что «под предлогом смиренномудрия он [Варлаам] сблизился с некоторыми самыми простыми и неучеными монахами, занятием которых были умная молитва и трезвение, и, притворившись невеждою в подвижнической жизни, просит у них наставлений в оной» 129 , однако в Житии святого Исидора (360) свт. Филофей утверждает, что Варлаам общался с наиболее выдающимися ( πρ τοις) монахами 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН II ИОАННОВИЧ Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Красный (30.03.1326, Москва - 13.11. 1359, там же), вел. кн. Владимирский (1354-1359), кн. московский (1353-1359). Из династии Рюриковичей , 3-й сын вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты и его 1-й супруги вел. кнг. Елены, младший брат вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Род. в день памяти прп. Иоанна Лествичника . В 1339 г. вместе с отцом и со старшим братом кн. Симеоном И. И. ездил в Орду, осенью был вновь отправлен Иоанном Калитой к хану вместе с Симеоном и младшим братом Андреем. После смерти отца (31 марта 1340) И. И. стал 2-м по старшинству князем московского дома, т. к. 2-й сын Иоанна Калиты Даниил умер в младенчестве. По завещанию отца (1339) И. И. получил треть Москвы, Звенигород с 12 волостями к западу от Москвы и 10 сел. В правление вел. кн. Симеона Гордого (1340-1353) И. И. активно участвовал в политической жизни Руси. Весной 1340 г., после смерти отца, вместе с братьями и со многими рус. князьями он побывал в Орде, где его старший брат получил ярлык на Владимирское великое княжество . Зимой 1340/41 г. И. И. участвовал в совместном походе князей Сев.-Вост. Руси на Торжок, имевшем целью принудить новгородцев выплатить ордынскую дань («черный бор») и освободить захваченных ранее новгородцами великокняжеских наместников и сборщиков налогов. В 1344 и 1350 гг. вместе с вел. кн. Симеоном Гордым И. И. вновь побывал в Орде. В 1348 г. возник конфликт между Симеоном Гордым и его младшими братьями, противившимися намерениям вел. князя поставить Московское княжество под свой единоличный контроль. Одним из последствий конфликта стала опала с конфискацией владений влиятельного московского боярина Алексея Петровича Хвоста (Босоволкова), состоявшего в доверительных отношениях с И. И. В итоге князья пришли к соглашению. Старший брат пошел на уступки И. И., который получил ряд земельных владений, ранее принадлежавших Босоволкову. В ответ И. И. и кн. Андрей обещали поддерживать вел. князя и не принимать на службу опального боярина и членов его семьи.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Аствацацин мон-ря Нораванк. Вид с запада. 1331–1339 гг. художественная школа в средневек. Армении, представленная памятниками архитектуры, резьбы по камню и иллюминированными рукописями; получила название по одноименной области в пров. Сюник, южнее оз. Севан. Сложилась во 2-й пол. XIII в., была одним из наиболее значительных очагов христ. культуры в Закавказье, развивавшейся в мусульм. окружении до сер. XIV в. Активному монументальному строительству в В.-д. способствовала деятельность 2 княжеских семей, Прошянов (Хахбакянов) и Орбелянов. Памятники архитектуры этого периода представляют собой развитие уникальных композиций: 2-ярусная церковь-усыпальница, увенчанная сквозной ротондой (напр. ц. Богородицы мон-ря Нораванк, 1331-1339); церковь, состоящая из алтарной части, выходящей на площадь под открытым небом (напр. ц. Зорац (Войсковая) в Ехегисе, 1320); гавиты (притворы) со сталактитовыми сводами на скрещивающихся арках (напр. церкви в мон-рях Нораванк, Аратес). Свойственные провинциальному зодчеству небольшие размеры построек, камерный характер образов сочетаются с виртуозностью исполнения. Тимпан над окном зап. фасада притвора ц. св. Карапета. Мон-рь Нораванк. XIII в. Тимпан над окном зап. фасада притвора ц. св. Карапета. Мон-рь Нораванк. XIII в. Памятники В.-д. XIII-XIV вв.- яркие образцы традиц. для Армении синтеза архитектуры и фасадной скульптуры. Скульптуры выполнены в технике высокого или низкого рельефа, объемные изображения выделены на фоне резьбы, напоминающей кружево, органически сочетаются орнаменты и надписи. Композиции рельефов с изображениями Христа и Богородицы на фасадах не имеют аналогий в архитектуре, их расположение свидетельствует о существовании иконографической программы и гармонично связано с конструкцией и декором постройки. В ц. Аствацацин мон-ря Нораванк изображение Богородицы (тип Одигитрия) присутствует на тимпане нижнего входа, изображение Христа с апостолами Петром и Павлом - на тимпане верхнего входа, куда ведут консольные лестницы зап. стены, из колонок ротонды выступают фигуры, составляющие композицию с образами ктиторов, на др. фасадах представлены геральдические образы животных. Тимпан входа в гавит мон-ря Нораванк также украшен образом Одигитрии, выше, на тимпане окна, представлена Св. Троица (кон. XIII или 1-я четв. XIV в.). В ц. Богородицы в Арени (1321) наряду с образом Одигитрии на тимпане присутствуют образы евангелистов на 4 парусах. Одухотворенностью и величием отличается образ Богоматери «Умиление» в церкви мон-ря Спитакавор (1321).

http://pravenc.ru/text/153851.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИЛЛИЙ [Греч. Αχλλιος] († ок. 330), прп. (пам. 15 мая), еп. Ларисский. Род. в благочестивой семье, в юности овладел светскими науками, в т. ч. философией. При имп. Константине I Великом за свои добродетели был поставлен епископом г. Ларисса (Фессалия, Греция). Во время своего епископства А. воздвигал церкви и странноприимные дома, разрушал языческие капища. На I Всел. Соборе выступил в числе обличителей Ария и его приверженцев. При жизни А. прославился исцелениями, изгнанием нечистых духов и др. чудесами. Мирно скончался в глубокой старости. Свт. Ахиллий Ларисский. Роспись церкви Кремиковского мон-ря. Болгария. XV в. Свт. Ахиллий Ларисский. Роспись церкви Кремиковского мон-ря. Болгария. XV в. В 986 г. болг. царь Самуил перенес мироточивые мощи А. из Лариссы в столицу Болгарии г. Преспу (совр. Айос-Ахилиос на оз. М. Преспа), где в честь святого была построена базилика. Ок. 1015 г. часть мощей А. была возвращена в Лариссу, др. часть осталась в Преспе до 1072 г. В средневек. период почитание А. было распространено в Фессалии, Македонии, Сербии и Болгарии. Основным центром в Сербии стал Арилье , куда, по преданию, были перенесены мощи святого из Преспы (в наст. время сохранился только гроб). Пустая каменная гробница А. есть в крепости Лариссы. Мощи А. 14 мая 1981 г. были положены Серафимом, митр. Ларисским, в одноименном кафедральном соборе Лариссы. Часть мощей в наст. время находится в мон-ре Б. Метеоры. Греч. жития А. IX и XIII вв. изданы Д. Софианосом; краткие содержатся в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 457) и в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 686). 15 мая в большинстве греч. календарей отмечается день преставления А. Кроме того, в ряде визант. рукописей под 8 февр. также указывается память А., предположительно это день перенесения его мощей ( Kuli J. Ricerca sulle commemorazioni giornaliere bizantine nei Minei. R., 1992. P. 89, 150-151). А. особо почитался у юж. славян. Его память отмечена в месяцесловах Ассеманиева Евангелия XI в. (Л. 146), болг. Тырновского Евангелия 1273 г. ( Тиханов. С. 12), Драгиина Евангелия 2-й пол. XIII в.; РНБ. Гильф. 4. (Л. 205об.) и др. Служба А. включена в нек-рые болг. Минеи: Драганову кон. XIII в. ( Срезневский. Трефологий. С. 422) и Sin. slav. 25, 1339 г. ( Иванова. С. 11-22) и др. Краткое житие А. вошло в состав нестишного Пролога, переведенного на Руси во 2-й пол. XII в. (древнейший рус. список 1-й пол. XIV в.- РГАДА. Тип. 173. Л. 93об.- 94 и Тип. Л. 67об.), и помещено в ВМЧ. Южнослав. житие в составе Стишного Пролога ошибочно объединяет жития А. и мч. Архилия, «иже в Тривалех убиеннаго».

http://pravenc.ru/text/77188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Панорама с. Коломенского. 1930 г. Худож. Сухов по рис. Дж. Кваренги пригородное дворцовое село, загородная резиденция московских князей и рус. царей, тесно связанная с развитием Российского гос-ва и Русской Православной Церкви; исторически сложившаяся зона на юго-востоке совр. Москвы. Район К. с 1-й пол. I тыс. до Р. Х. был заселен земледельческими племенами; их укрепленный поселок, известный как Дьяково городище, просуществовал ок. тысячелетия - до VI-VII вв.; слав. селища появились в XI-XIII вв. Точное время оформления великокняжеского села К. с его приселком Дьяково не установлено. В духовных грамотах (1336, 1339) московского кн. Иоанна Даниловича Калиты К. названо селом; в актах XIV-XV вв. устойчиво упоминается как часть великокняжеского хозяйства. До нач. XVI в. К. не выделялось среди др. великокняжеских дворов. 8 сент. 1527 г. вел. кн. Василий III впервые останавливался в К. во время похода против войск царевича Ислам-Гирея I. Кроме того, источники сообщают о приезде в К. вел. кн. Василия III 3 сент. 1532 г. в связи с освящением Вознесения Господня церкви в Коломенском . С этого момента Московские вел. князья начинают проводить в К. много времени. С превращением К. в XVI в. в офиц. царскую резиденцию связана постройка 2 каменных церквей: храма-колокольни во имя вмч. Георгия Победоносца (предположительно изначально посвящена арх. Гавриилу) при ц. в честь Вознесения Господня, на месте древнего сельского кладбища, и ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Дьякове (60-70-е гг. XVI в.). Строительство 3 каменных храмов в течение XVI в. в дворцовом селе, даже с учетом формирования в нем царской резиденции, крайне редкое явление. Загородный двор Московских вел. князей окончательно превратился в их парадную резиденцию и оставался ей до нач. XIX в. и даже позднее. Дворец царя Алексея Михайловича в с. Коломенском. Гравюра. XVIII в. Дворец царя Алексея Михайловича в с. Коломенском. Гравюра. XVIII в. Царь Иоанн IV Грозный охотно бывал в К.: справлял именины, проводил летние месяцы, иногда принимал послов и купцов. Из К. он отправился в поход на Казань (1552) и в «поход» с казной и вооруженной свитой (3 дек. 1564), останавливался здесь на 2 недели перед началом опричнины; сюда послал царицу Анастасию во время пожара Москвы (1560); здесь назначал воевод, отбывавших к «берегу» (1570), сюда приехал из Москвы, подожженной крымским ханом Девлет-Гиреем (1572).

http://pravenc.ru/text/1841788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕНА МАРКОС [эфиоп.    ] (2-я пол. XIII - нач. XIV в.), святой Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 3 тахсаса (29/30 нояб.)). Извлечения из пространного Жития З. М., изобилующего описаниями чудес, изданы Э. Черулли по единственной рукописи, хранящейся в Ватиканской б-ке. Отец З. М., Зара Йоханнэс, был родным братом Цага за-Аба, отца эфиоп. св. Такла Хайманота . В 8 лет З. М. был рукоположен во диакона. Он женился на Марьям Кебра, но по обоюдному согласию З. М. удалился в пустыню, а его жена - в мон-рь Дэбрэ-Мамас. Наставником З. М. в подвижнической жизни стал его двоюродный брат Такла Хайманот. В нач. XIV в. З. М. основал мон-рь Дэбрэ-Бэсрат в обл. Морэт на северо-западе Шоа, к-рый в наст. время более известен как Дэбрэ-Зена-Маркос. Вместе с учениками З. М. активно занимался проповеднической деятельностью среди язычников в областях Годжам, Хагара-Мехур, Эндагабтан и др., а также на территориях, подвластных мусульм. правителю Адаля. Особого успеха он добился в обл. Гураге, в тексте Жития он назван «апостол Гураге». Для того чтобы крестить новообращенных, З. М. был рукоположен во иерея копт. Александрийским патриархом Вениамином II (1327-1339). По преданию, З. М. посещал Аксум , храмы Лалибэлы , встречался с эфиоп. подвижниками Самуилом Вальдеббским , Иясус Моа , Евстафием , Габра Манфас Кеддусом . Память З. М. совершается в день его кончины; в обл. Шоа и особенно торжественно в Дэбрэ-Бэсрат, где находится его могила,- в 3-й день каждого эфиоп. месяца. Ист.: Cerulli E. Gli atti di Zena Marqos, monaco etiope del sec. XIV//Collectanea vaticana in honorem Anselmi M. Card. Albareda. Vat., 1962. Vol. 1. P. 191-212. (ST; 219). Лит.: Belaynesh Michael. Zéna-Marqos//DEB. Vol. 1. P. 216; Raineri O. Ze  na   Ma  rqos//Enciclopedia dei Santi: Le Chiese Orientali. R., 1999. Vol. 2. Col. 1389-1390; Derat M.-L. Däbrä B « rat//EncAeth. Vol. 2. P. 15; Sokolinskaia E. Morät//Ibid. Vol. 3. P. 1016. С. А. Французов, С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/199725.html

Службы, написанные Д., сохранились в списках, составленных немного позже его кончины. Так, служба архиеп. св. Арсению содержалась в т. н. Оливеровой Минее 1342 г. на сент.-дек. (старое собрание НБС в Белграде, 62), пропавшей во время первой мировой войны; служба архиеп. св. Евстафию входит в пергаменную Минею на янв. (РНБ. F. n. I. 69) сер.- 3-й четв. XIV в. Не позднее XV в. служба св. Арсению Сербскому получила известность на Руси ( Naumow A. Wiara i historia: Z dzejow literatury cerkiewnoslowianskiej na zemiach polsko-litewskich. Krakòw, 1996. S. 55; Турилов A. A. Южнослав. памятники в лит-ре и книжности Литовской и Московской Руси XV - 1-й пол. XVI в.: Парадоксы истории и географии культурных связей//Слав. альм., 2000. М., 2001. С. 258, 279. Примеч. 105). Службы Сербским архиепископам, написанные Д. согласно канонам церковной традиции, в поэтическом смысле уступают творениям старшего его современника Феодосия Хиландарца . Текст службы архиеп. св. Арсению почти вдвое превышает текст, посвященный архиеп. св. Евстафию, и с художественной т. зр. представляет больший интерес. Иконография 2 прижизненных изображения Д. сохранились в стенописях ц. Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1337): молодой Д. и свт. Николай изображены над входом в храм в стороне от образа Богоматери «Живоносный Источник»; в ктиторской композиции представлен Д. (старше по возрасту, чем в предыдущей композиции) с моделью печской церкви в руках, прор. Даниил подводит его к Богоматери, восседающей на престоле. В соборе Дечанского мон-ря Д. изображен как «второй ктитор» (между 1339 и 1348). Посмертные изображения архиепископа находятся в стенописях мон-ря Ораховица и в притворе («припрате») ц. Спаса (XIX в.) в Кучевиште ( Сп. ликове Милоша Часопис за културу. Београд, 1933/1934. Бр. 1. С. 23). Начиная с ктиторской композиции, Д. изображается маститым старцем с черной окладистой заостренной бородой, в архиепископском облачении, с обширным гуменцом. Соч.: Животи и архиепископа српских/Изд. Загреб, 1866. Лондон, 1972р; То же/Пер. Л. вступ. ст. Н. Београд, 1935; То же/Ред. Г. MkДahujeл. Београд, 1988; Службе. Канони. Акатисти. Београд, 1970. 2. С. 7-47 [служба архиеп. Арсению]; С. 50-75 [служба архиеп. Евстафию]; Die Konigsbiographien/Hrsg. S. Hafner. Graz, 1976.

http://pravenc.ru/text/171272.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010