С богатым и в высшей степени разнообразным научным содержанием этого труда весьма обстоятельно ознакомил русских учёных людей Г. С. Дестунис в своей критико-библиографической статье на эту книгу, напечатанной в апрельской книжке за прошлый 1891 год «Журнала Министерства Народного Просвещения», поэтому интересующихся мы отсылаем туда, а на себя берём задачу восполнить замеченную нами неполноту каталога, указать некоторые неточности и ошибки в описании самых рукописей и обратить внимание наших читателей на особенность состава библиотеки о. Патмоса, имеющую глубокий научный интерес. В бытность свою на о. Патмосе при ближайшем знакомстве с рукописными хранилищами патмосской библиотеки мы заметили, что изданная « Πατμιακ βιβλιοθκη» не обнимает всего количества тамошних рукописей. Так, например, в боковом помещении (не главном) рукописей среди бумажного хлама мы нашли совершенно не описанные следующие рукописи: 1) сборник слов в 8 долю листа, 261 лист, писанный скорописью 17 в; 2) рукопись в 4 долю листа, 191 лист, писанная почерком 14–15 в. под заглавием « Θεοδωρ του, πισκ που Κρου εις τ ζητομενα πορα τς παλα ας διαθκις κα ες τν Γνεσινρμηνε α»; 3) сборник слов на Великий пост до недели ваий 18 столетия в 8 долю, 263 листа; 4) Триодь цветная с субботы праведного Лазаря 15 века в лист, 281 лист; 5) смешанный сборник слов 18 века в 4 долю листа, 266 слов; 6) Ευχολγιον 15 в. в 4 долю листа, 253 листа, без начала и конца, в нём содержатся молитвы утренние и вечерние, апостольские и евангельские чтения, чины пострижений в монашество и чин елеосвящения; 7) помянник 16 столетия, заключающий в себе любопытные сведения и хронологические даты для истории Иоанно-Богословского монастыря на о. Патмосе. При более внимательном пересмотре упомянутого книжного хлама, несомненно, отыщутся и другие рукописи, не вошедшие в изданный каталог г. Саккелиона. Осталась совершенно не описанной патмосская типикарница, содержащая в себе немало рукописей, из которых своими подписями некоторые из них имеют важное историческое значение для монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу» , и ирмос: «Любити убо нам…» (и до отдания праздника Рождества Христова). Отпуст в конце Литургии – как на утрене. По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Примечание. От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений – ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4е «зри»). «Аще праздник Рождества Христова случится быти в среду, или пяток: Разрешаем убо миряне на мясо, монаси на сыр и яица, и ядим убо от Рождества Христова по вся дни, до навечерия Святаго Богоявления» (Типикон, 25 декабря). С 26 по 30 декабря – попразднство Рождества Христова. 31 декабря – отдание праздника Рождества Христова. 1 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3е «зри». 3 Каждение на 17й кафизме не совершается. 4 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику… Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие…» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает. 5 По традиции, 1й припев поет священник или диакон.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Чтение: (когда положено?) Вел. Пн. и Вел. Вт. Вел. Ср. в нед. 50-цы. Вел. Сб. Общ. Богород. Пророка Даниила: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) 24 дек. Вел. Сб. Песнь 7-я. Песнь 8-я. Пророка Иоиля: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) Ср. Сыроп. на час. в нед. 50-цы. Ср. Сыроп. на вечер. Пророка Ионы: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) Вел. Сб. Песнь 3-я. Пророка Михея: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) в Ср. Преполов. 24 дек. в Ср. Преполов. Пророка Аввакума: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) Песнь 4-я. Пророка Софонии: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) Вел. Сб. в нед. Ваий. Пророка Захарии: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) в Пт. Сыроп. в нед. Ваий. Вел. Пт. на Вознес. Госп. Пророка Малахии: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) Паремия общая Предтечи. Евангелие от Матфея: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) в нед. пред. Р.Х. 24 и 25 дек. 24 и 25 дек. 24, 26 и 29 дек. 5 и 6 янв. по 50-це, 2 Вк., и 30 нояб. Седм. 1-й Вт. и 4 Вк. вел. Поста. Общ. Препод., 19 сент., 4 и 11 нояб., 1, 17 апр., 10 июл., 27 авг. Общ. Святителей, 19, 25 нояб., 15 дек., 18, 30 янв., 2 и 23 мая, 9 июн. по 50-це, 2 седм. Ср., Чт., Пт., Сб. Сыр. нед. Сб. и Вк. по 50-це 3 нед., Вк. 2 седм. Пн. 2 седм. Сб. о умирении Церкви, за творящ. милост., и во время безведрия. по 50-це, 2 седм. Пн. Общ. Прпод., 4 июля. по 50-це, 2 седм. Вт., Ср. 3 седм. Сб. 4 нед., Вк., и о недужных. 4 седм. Сб., и при Елеосвящении. 26 окт., и в страх труса. по 50-це, 5 нед. Вк. 6 нед., Вк. 6 седм. Сб., 16 нояб., и пред исповедью. 2 седм. Пт. 6 седм. Сб. 7 нед., Вк. Общ. Апостол. ед. 3 седм. Пн. Общ. Чт., общ. Бессребр., 17 нояб., 10 янв., при Елеосвящ. (3). по 50-це, 3 седм. Вт., Ср., Чт. и Пт. Общ. Мучен., 15 сент., 25 и 26 окт., 13 дек., 4 и 8 февр. 28 нояб. 3 седм. Пт. 1 нед., Вк. 1 августа. 24 окт., 11 нояб. на постр. монах. по 50-це, 7 седм. Сб., и 8 июля. 3 седм. Пт. и 7, Сб. Общ. Предт., 24 февр. по 50-це, 4 седм. Пн., Вт., Ср., Чт. Сыроп. Сб., и общ. Преп., 1 сент., 29 окт., 17 нояб., 1, 5 дек., 11, 15, 17, 28 янв., 11 февр., 17 мар., 1 и 17 апр., 3 и 6 мая, 12 июня, 5 и 31 июля, 30 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Согласно древним арм. Лекционариям, отражающим практику Иерусалимской Церкви V в., во время одной из процессий в неделю ваий пелся Пс 117 с припевом (антифоном) «Благословен грядущий во имя Господне, благословен грядущий» ( Renoux A. Le Codex Arménien Jérusalem 121. P., 1969-1971. 2 vol. (PO; N 163, 168)). В Типиконе Hieros. S. Crucis. 43, 1122 г., отражающем практику соборного богослужения Иерусалима X в., после 6-й песни канона утрени в неделю ваий (перед чтением утреннего Евангелия) указывается пение Пс 117 на 4-й глас, вслед за 20-м стихом к-рого совершался вход. Непосредственно перед чтением Евангелия вместо «Всякое дыхание» пели «Бог Господь» со стихом «Εξομολογεσθε τ Κυρ, τι Χριστς...» (греч.-        : парафраз Пс 117. 21 - Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Каз., 1894. С. 9). Типикон Великой ц. X в., а также все редакции Студийского и Иерусалимского уставов указывают Пс 117. 26a+27a, 1 в качестве литургийных прокимна и его стиха на праздник Входа Господня в Иерусалим. Этот же прокимен поется на литургии праздника и по принятому ныне Иерусалимскому уставу; кроме того, строки Пс 117 входят в избранный псалом недели ваий, из них составлен 3-й праздничный литургийный антифон , стихи 26a+27a являются причастном праздника. Наконец, парафраз Пс 117. 27 (                    ) содержится в ирмосе 9-й песни праздничного канона прп. Космы Маиумского, используемого и в наст. время. Пасха Согласно древним арм. Лекционариям, слова Пс 117. 24 пелись в Иерусалиме V в. вечером в Великую субботу (перед паремиями). Согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, отражающему практику VII в., эти слова были прокимном на литургии в 1-й день Пасхи (стих: Пс 117. 25 - Tarchnishvili. T. 1. [Pars. 1.] P. 114; [Pars. 2.] P. 143). В Типиконе Великой ц. прокимен тот же, но с 1-м и 2-м стихами Пс 117 ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 94); он же звучит на литургии 1-го дня Пасхи и в наст. время (с 1-м стихом). Кроме того, согласно Студийскому и Иерусалимскому уставам, отдельные строки из Пс 117 с тропарем Пасхи образуют начальный пасхальный антифон, к-рый поется перед утреней, литургией, вечерней (а также молебном или последованием погребения, если они совершаются) в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу (при этом «Бог Господь» в эти дни не входит в состав утрени).

http://pravenc.ru/text/ Бог Господь ...

Пятая книга Ветхого Завета у евреев называется «Деварим» («Слова»), по первому значимому слову книги; в греческой Библии она озаглавлена Δευτερονμιον, что переводится как Второзаконие. Греческое название означает, что в этой книге содержится повторение законов, изложенных в Книгах Исход, Левит и Числа. 2. Богослужебное употребление Пятикнижия в православной церкви Книга Бытие почти в полном объеме используется за богослужением; так как паремии из Книги Бытие являются рядовыми чтениями в седмичные дни Святой Четыредесятницы, то за шесть седмиц Великого поста вычитывается большая часть всей Книги Бытие. Кроме седмичных дней Великого поста, Книга Бытие употребляется в некоторые праздники. Так, рассказ о первых трех днях творения мира ( Быт.1:1–13 ) является 1-й паремией на Рождество Христово, Богоявление и в Великую Субботу. В Неделю ваий полагается чтение о благословении Иакова Иуде ( Быт.49:1–2, 8–12 ); в Великую Субботу (10-я паремия) – о жертвоприношении Исаака ( Быт.22 ); в праздники Богородичные – о лестнице, виденной Иаковом ( Быт.28:10–17 ). Книга Исход имеет широкое употребление. Благодарственная песнь Моисея, воспетая после перехода евреев через Чермное море (гл. 15), послужила основой для 1-й песни канона на утрене. В качестве же паремий из Книги Исход читаются: главы 1-я и 2-я – на вечерне в первые три дня Страстной седмицы; 2:5–10 (о спасении младенца Моисея из воды) – в Богоявление; 3:1–8 (о явлении Бога Моисею в купине) – в Благовещение Пресвятой Богородицы; 4:15–29 (о явлении Моисея перед израильтянами в Египте) – в Богоявление; 12:1–11 (об установлении Пасхи) – 3-я паремия Великой Субботы; 12:51; 13:1–3, 10, 12–16 (о посвящении первенцев Богу) – в праздник Сретения Господня; 13:20–15:19 (о переходе евреев через Чермное море) – 6-я паремия Великой Субботы; 15:22–27; 16:1 (об услаждении древом горьких вод Мерры) – в Воздвижение Креста Господня и Богоявление; 19:10–19 (о приготовлении евреев к заключению завета с Богом) – в Великий Четверг; 24:12–18 (о восхождении Моисея на гору Синай) – в Преображение Господне;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Паремия, положенная на вечерне в понедельник пятой седмицы Великого поста (Быт 13,12–18) XXII. Паремия, положенная на вечерне седьмой недели по Пасхе, на воспоминание первого Вселен­ского собора (Быт 14, 14–20) XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт 15, 1–15) XXIV. Паремия, положенная на вечерне в среду пятой седмицы Великого поста (Быт 17, 1–9) XXV. Паремия, положенная в праздник Обрезания Господня, 1-го января (Быт 17,1–7, 9–12, 14) XXVI. Паремия, положенная на праздник рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня (Быт 17:15–17,19, 18:11–14, 21:1–8) XXVII. Паремия, положенная на вечерне в четверток пятой седмицы Великого поста (Быт 18, 20–33) XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт 22,1–18) XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт 27,1–41) XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт 28, 10–17) XXXI. Паремия на вечерне во вторник шестой сед­мицы Великого поста (Быт 31, 3–16) XXXII. Паремия на вечерне в среду шестой седмицы Великого поста (Быт 43, 26–31, 45, 1–16) XXXIII. Паремия, положенная на вечерне в четверток шестой седмицы Великого поста (Быт 46, 1–7) XXXIV. Паремия на вечерне в субботу Ваий (Быт 49:1–2, 8–12) XXXV. Паремия на вечерне в пяток шестой седмицы Великого поста (Быт 49, 33, 50,1–26)     Епископ Виссарион [Нечаев] и его истолковательные труды Епископ Виссарион (в миру – Василий Петрович Не­чаев) родился 13 марта 1822 года в селе Каледине Крапивинского уезда Тульской губернии в семье диакона. Про­исхождение из духовного сословия располагало его к по­степенному постижению классической трехступенчатой системы обучения: духовное училище – семинария – ака­демия, что и было им блестяще исполнено. В 1844 году Василий Нечаев окончил Тульскую духовную семинарию, затем был принят в Московскую духовную академию, обу­чение в которой завершил магистром XVI курса (выпуска 1848 года) в числе лучших студентов. Курсовое (выпуск­ное) сочинение студента МДА Василия Нечаева было по­священо выдающемуся российскому иерарху, богослову и историку, святителю Димитрию Ростовскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «По днех осмих востания Твоего...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (единожды). Ектении, и отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго славнаго апостола Фомы и всех святых...» (святые храма и дня не поминаются). Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 1-я, глас 1-й: «На гору учеником...» (см. в Триоди). Примечание. «Начинаются же от днесь литии, сиречь исхождения в притвор. Такожде и Оглашения преподобнаго отца нашего Феодора Студита, в нихже поем: «Слава, и ныне», стихиру евангельскую...» (Триодь Цветная, в Неделю Фомину, на утрене, указание перед евангельской стихирой). «Внемли, яко литии в притворе прежде 1-го часа бывают и Оглашения Студитова. Потом час 1-й, и прочее обычно, и совершенный отпуст» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 3-е «зри»). Иными словами: 1) временно прерванные исхождения в притвор по воскресным дням для чтения Оглашений Студитовых и 1-го часа (в последний раз такое исхождение было в Неделю ваий), а по седмичным – для пения литии по усопшим (прекратилось с Великого Четверга) возобновляются с нынешнего дня, т. е. с Недели Антипасхи; 2) когда бывает чтение Оглашений (т. е. по воскресным дням), в притворе сначала произносятся Оглашения Студитовы и поется тропарь прп. Феодора Студита, а потом читается 1-й час; в седмичные же, непраздничные дни сначала читается 1-й час, и притом в храме, а затем уже бывает исхождение в притвор и в нем пение литии о усопших (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 676). Часы – обычные, трехпсалмные. (Об особенностях часов см. 28 апреля, Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи, п. 5.) На часах – тропарь и кондак праздника Триоди (Антипасхи). Литургия свт. Иоанна Златоуста.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-12/

Самая поздняя рукопись, содержащая «Службу Божию ТНК [ТПК, т. е. творение Николая Калачникова]», имеет вкладную запись: «в александрову слободу в монастырь», датированную 1777 г. (ГИМ. Син. певч. 112 (8 книг, партии 3-го хора утрачены)). Самое полное собрание концертов К. сохранилось в рукописи ГИМ. Син. певч. 355 (в 12-голосном комплекте отсутствует партия 2-го баса), всего содержащей ок. 250 произведений крупнейших мастеров партесного письма 1-й пол. XVIII в., в т. ч. В. Титова , В. К. Тредиаковского , архим. Герасима (Завадовского) и др. Реестр в партии 1-го баса дает указания на авторство К. 3 херувимских: 16, 17 - «Калачниковы» на л. 1 об., 19 «Калачникова» на л. 2. Названия концертов, принадлежащих К., встречаются в реестре 4 раза, группы названий объединены фигурной скобкой, в скобках дано пояснение, какому празднику посвящен концерт: 64-78: «Дверем заключенным» (в Неделю Фомину), «Мироносицы жены» (в Неделю мироносиц), «При овчей купели» (в Неделю о расслабленном), «Да радуется днесь светло» (в Неделю о самаряныне), «Господи, мимоходя путем» (в Неделю о слепом), «Тайныя днесь Духа трубы» (в Неделю св. отец), «Еже от века таинство» (Благовещению), «Днесь Христос прииде на Иордан» (Богоявлению), «Приидите вси духовно возвеселимся» (в Неделю всех святых), «Небеса убо достойно да веселятся» (Пасхи), «Ныне вся исполнишася света» (Пасхи), «Преподобне отче, измлада воздержанию» (Сергию чудотворцу), «Восхвалите согласно» (в Неделю ваий), «Приидите подражаим» (Богоявлению), «Приидем и мы» (Сретению); 98 «Восприемлему Тебе» (Вознесению); 176-184: «Приидите вси концы земнии» (Сергию), «Восплещем здесь песненно» (Кресту), «Гора яже иногда» (Преображению), «О, дивное чудо» (Успению), «Что хвалишися во злобе силне», «Озлоблен бых и смирихся», «На Тя, Господи, уповах», «Не подобаше ти, о Ироде» (Предтечи), «Искапайте горы сладость» (Предтечи); 248 «Просветившееся Духом» (общий пророкам). К этим 26 концертам следует добавить «концент на 12 голосов» «Спаси мя, Господи» с киноварной пометкой «КПК», к-рую можно расшифровать как «концерт Николая Калачникова» (ГЦММК. Ф. 283. 267-272, партии 1-го баса, 2-го тенора, 1-го дисканта, 1-го тенора, 2-го дисканта, 1-го альта).

http://pravenc.ru/text/1319931.html

Господских двунадесятых праздников всего семь: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне. Их общая принципиальная особенность заключается в том, что любой из этих праздников полностью отменяет воскресную службу Октоиха, если случится в неделю. Также есть иные общие особенности: отпуст с особой вводной фразой, праздничные антифоны на литургии и другие. Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры праздника на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника. На стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами; «Слава, и ныне»: праздника. По «Ныне отпущаеши…» тропарь праздника. Великая вечерня Кафисма: если праздник случится в воскресный день, то поется вся 1-я кафисма. Если в понедельник, то поется 1-й антифон 1-й кафисмы. Если в другие дни седмицы, то кафисмы нет (см. Типикон, 14 сентября). Стихиры на «Господи, воззвах...» : стихиры праздника на 10 или на 8, «Слава, и ныне»: стихира праздника. Прокимен дня. Однако если праздник случится в субботу, то поется праздничный великий прокимен, который с вечерни 1-го дня попразднства переносится на вечерню праздника (в связи с тем, что в субботу вечером поется «свой» великий прокимен «Господь воцарися…»). Паремии праздника – 3. Стихиры на литии: стихиры праздника; «Слава, и ныне»: праздника. Стихиры на стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами; «Слава, и ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши…» тропарь праздника (трижды). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Седальны по кафисмам: седален праздника; «Слава, и ныне»: тот же седален. Величание и избранный псалом праздника. Седальны по полиелеи: седален праздника; «Слава, и ныне»: другой (или тот же) седален праздника. Прокимен и Евангелие праздника. Стихиры по 50-м псалме. Четыре праздника имеют особые краткие стихиры, которые поются на «Слава» и «И ныне» вместо «Молитвами…», – это Рождество Христово, Богоявление, Неделя ваий и Преображение. На остальные праздники на «Слава» поется «Молитвами апостолов…» (разумеется, на «И ныне» поется «Молитвами Богородицы…»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

1 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир. 2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 3 При совершении седмичного богослужения в соединении со службой шестеричного святого седален святого поется дважды (ср.: Типикон 5 сентября; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 112). При описании субботнего богослужения об этой особенности в Уставе умалчивается (ср.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 162). 4 Устав допускает пение по входе на Литургии нескольких тропарей или кондаков, прославляющих одно и то же лицо, если эти тропари и кондаки сравнительно редко употребляются в годовом богослужебном круге (см., напр., в Неделю ваий и в Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382), а также в пред-попразднства и отдания двунадесятых Господских праздников в воскресные дни). 5 «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: “в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне, кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан”. Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества... Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то – Предстательство христиан...» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 308).

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-29/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010