2) На вторник, среду, четверток (исключая 5-й седмицы – день чтения Великого канона), пяток и субботу (исключая 5-й седмицы – день акафиста) Великой Четыредесятницы. 3) На вторник, среду Страстной седмицы. Посему великое повечерие не совершается: 1) На сырную среду и пяток, если в эти самые дни или накануне их (т. е. во вторник и четверток) случится Сретение (Тип., 2-го февраля), или храмовой праздник (Тип., храм. гл. 28). 2) Великое повечерие не совершается в посту на понедельник, так как канун сего дня есть день праздничный, воскресный. 3) Великого повечерия не бывает накануне того дня, в который читается на 5-й седмице Великого поста канон святого Андрея Критского , т. е. на четверток или на вторник 274 . 4) Не бывает великого повечерия и на, субботу 5-й седмицы Великого поста, субботу акафиста. Великое повечерие в соединении с утренею совершается на праздничные дни, на которые, вместо малой вечерни, отправлялась вечерня вседневная или великая, именно: 1) На Рождество Христово и Богоявление, в какие бы дни седмицы ни случались эти праздники. 2) На дни храмовые, если они бывают: а) в субботу 1-й седмицы Великого поста (Тип., храм. гл. 32) 275 ; б) во вторник, среду, четверток, пяток и субботу 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы (Тип., храм. гл. 35). На день Благовещения, если он случится: а) до Недели ваий – во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., послед. 25 и 26 марта); б) во вторник, среду и четверток Страстной седмицы (Тип., 25 и 26 марта). Малое повечерие читается во все дни не в посту, равно и в пост, в те дни, в которые, как видели, не указано великого повечерия. Есть дни, в которые в храме не положено читать повечерия, а назначено читать его в келии, например: в 5-ю Неделю Великого поста на день чтения Великого канона и на день акафиста (Тип., послед. среды и пятка 5-й седмицы Великого поста). Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Они совершаются (та или другая, смотря по дню седмицы) на разные праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти праздники совершаемо всенощного бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

кондакарии значится: τ το κουκου, т.е. упражнение некоего Кукула или Кукузеля. Но в конце кондакарии архимандрита Амфилохия, в примечании, упомянуто, что Кукула или Кукузеля должно принимать не за творца; потому что Кукузель известен как отличный певец, и потому мог быть не более как только композитором напева (см. конд. Арх. Амфилохия, стр. 13). Означенные кондак с икосами всего скорее можно отнести к трудам св. Романа Сладкопевца, на следующих основаниях: 1) Кондак означен самаогласным, – составленным без подражания какому либо другому известному песнопению: только св.Роман, как древнейший из всех песнописцев сего рода мог составлять кондаки и икосы без подражания другим песнописцам; 2) никто из церковных песнописцев так часто не воспевал Господа, носимого на раменах херувимских и прославляемого ликами ангельскими (икос 1-й), как св. Роман; 3) Выражение 5-го икоса: долгов Решителю находит к себе пространственное объяснение в 9-м икосе св. Романа в неделю Ваий, который весь состоит из объяснения, каким образом мы соделались нравственными должниками перед Богом; в последних икосах (17,18 и 19-м) на Великую среду говорится о том же пространно, в творении св. Романа (см. конд. и икосы св. Романа на руск. Наречии, стран. 103 – 104); 4) В томже, 5-м, икосе выражение: μψυχον τ κεφλαιον буквально почти тождествует с выражением св. Романа Сладкопевца в последнем икосе на Велик. среду: το τς ψυχγς κεφαλιου. Здесь, по обещанию, упоменем что кондак самогласный с икосами первомученнику Стефану, которые Питра приписал Кукулу (Cuculus) (см. конд. и косы разн. церк. песнописцев на русск. наречии, стр. 27 –28), составляет творение также св. Романа, во 1-х потому, что песнопение самогласное; во 2-х: В кондаке и 2-м икосе св. Стефану встречается выражение совершенно Романовское, как напр.: наименование Господа Земледелателем (Γεωργς), каковое не однократно встречается у св. Романа, как напр.: в 3-м икосе Собору св. дванадесяти апостолов, где Спаситель именуется также Земледелателем в духовном смысле, как Земледелатель на нивах сердец человеческих (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таково жало зависти: лишь только оно вонзилось в душу, поражает всего человека; зависть ослабляет силу помышления о добре, до крайности извращает чувства, пользование коими есть средство к познанию, и не позволяет помышлять о полезном, укреплять слух памятью и правильно созерцать видимое. Станем же, возлюбленные, избегать сих душевредных страстей. Будем удаляться тщеславия ( Флп. 2:3 ), из-за которого пал первым падением первый из бесплотных ( Ис. 14:12 ). Станем избегать зависти ( 1Петр. 2:1 ), и в особенности потому, что она для того, кто имеет ее, является гибелью, нисколько или мало опечаливающею того, кому завидуют. Будем удаляться самомнения и честолюбия, которыми прогоняется уразумение истины. Станем избегать неблагодарности ( 2Тимоф. 3:2 ), и хуления (Колосс. 3:8). Ибо все это низвергло архиереев и книжников иудейских в бездну погибели ( Матф. 23:13 ), привело их в неистовство Христоубийства ( Марк. 11:18 ) и сделало неразумнее младенцев ( Матф. 21:15–16 ). Не будем подражать неразумию иудеев, но возревнуем благодарению детей. Будем следовать не богоборству старейшин, но богословствованию младенцев, – не слепоте завидующих, но богопознанию воспевающих, – не злобе убивающих, но незлобию младенствующих. Будем и мы, как дети, ибо Господь говорит: аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в царство небесное ( Матф. 18:3 ). Будем детьми по незлобию, не записывая в своей душе ничего дурного или лукавого, но, освободившись от образов злочестия и приняв и вписав в своей душе благочестивую веру, (станем стремиться) к тому, чтобы войти в царство небесное ( Матф. 5:20 ). Принесем Господу ваии сострадания и человеколюбия, дабы нам войти в вечную радость праведников ( Матф. 25:46 ). Выйдем в сретение Ему, грядущему на жребяти осли ( Ин. 12:15 ), предавшему позору безумие иудеев и присвоившему Себе усыновление народов ( Ин. 12:20–23 ). Станем сретать Его, постилая одежды свои ( Марк. 11:8 ). Как же будем постилать? – Именно, станем раздавать их бедным, ибо Он принимает на Себя их нищету и восклицает: понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе ( Матф. 25:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Призвал Иаков сыновей своих и сказал им: “Соберитесь, чтобы я возвестил вам, что случится с вами в последние дни. Соберитесь и послушайте меня, сыны Иакова, послушайте Израиля, (послушайте) отца вашего. Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Руки твои на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Детеныш льва Иуда, от ростка, сын мой, ты взошел. Возлег, уснул он, как лев и как львенок: кто пробудит его? Не прекратится князь от Иуды и предводитель от чресл его, доколе не придет Тот, Кому назначено, и Он – ожидание народов. Привязывая к винограду осленка своего и к лозе – сына ослицы своей, Он вымоет в вине одежду свою и в крови грозда одеяние своё. Радостны очи его от вина, и зубы его белее молока!” Быт 49:1–2, 8–12 Пророчества Софониева чтение: [Глава 3, ст. 14 – 19.] 2. Пророчества Софонии чтение Тако глаголет Господь: радуйся дщи Сионова зело, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля. Отъят Господь неправды твоя, и избавил тя есть из руки враг твоих: воцарится Господь посреде тебе, и не узриши зла ктому. Во время оно речет Господь Иерусалиму: дерзай Сионе, да не ослабеют руце твои. Господь Бог твой в тебе, Сильный спасет тя: наведет на тя веселие, и обновит тя в любви Своей, и возвеселится о тебе во украшении, яко в день праздника. И соберу сотреныя твоя: горе, кто приимет нань поношение? Се Аз сотворю в тебе, тебе ради, глаголет Господь, во время оно, и спасу утисненную, и отриновенную прииму, и положу я в похваление, и имениты по всей земли. Так говорит Господь: Радуйся безмерно, дочь Сиона! Провозглашай, дочь Иерусалима! Веселись и наслаждайся от всего сердца своего, дочь Иерусалима! Устранил Господь преступления твои, искупил тебя из руки врагов твоих! Господь, Царь Израилев – посреди тебя: (и) больше ты не увидишь зла. В то время скажет Господь Иерусалиму: “Дерзай, Сион, да не ослабеют руки твои: Господь Бог твой среди тебя, Сильный спасет тебя; привлечет на тебя радость, обновит тебя в любви Своей, и возрадуется о тебе с наслаждением, как в день праздника. И соберу Я сокрушенных твоих. Увы! Кто принял на нее поношение? Вот, Я действую в тебе ради тебя в то время – говорит Господь; и спасу угнетенную, и отвергнутую приму, и сделаю их похвалою и знаменитыми на всей земле. Соф 3:14–19

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

И вот, среди такого множества народа, среди восклицаний: „Осанна, Царь Израилев!» – в славе и почете идет Господь наш. Но как? по-царски ли? в позлащенной ли царской колеснице? на убранных ли царских конях? – нет! как и предсказал пророк Захария: „Скажите дщери Сионовой: вот Царь твой идет к тебе кроткий“ ( Захар. 9:9 ). Христос восседает на молодом осленке и поучает всех смирению и кротости, – поучает не только простых людей, но и поднявшихся до царских ступеней и обладающих богатством и славою мира сего. Не хвалитеся, сказал Он, и не глаголате высокая в гордыни, ниже да изыдет велеречие из уст ваших (1 Царств. 2:3). При поучении же смирению, Господь наш, сидя на ослице, явно поражает славу и гордость мира сего и показывает непостоянство человеческое и тщеславие. Иисус Христос как будто говорит всем: как трость, колеблемая ветром, так и вы, люди, колеблетесь в непостоянстве своем. Сейчас вот вы встречаете Меня с ветвями, а чрез несколько дней как обесчестите Меня! Сейчас режете ветви с деревьев, а чрез несколько дней будете рубить и обтесывать эти же самые деревья для креста. Ныне ветви подстилаете Мне под ноги; а чрез немного дней жезлы, бичи возложите Мне на хребет Мой, бия и возлагая многие раны. Ныне восклицаете: осанна Царь Израилев, а чрез немного дней воззовете: распни, распни Его. Ныне со славою встречаете Меня, а чрез немного дней с поруганием будете изводить Меня на пропятие. О непостоянство человеческое! непостоянство славы и почести мира сего! Мы же здесь учимся у Господа нашего смирению и кротости и тому, чтобы не желать и не искать временной чести и славы; а если кому дал их Бог и без искания, то не превозноситься ими, и не уповать на них: всяк бо холм смирится, говорит Предтеча Христов ( Лук. 3:5 ), т. е. всякая гордынная высота падет долу. Я, грешный, помышляю: почему Господь наш изволил не иначе входить, а только сидя на осле? и приходит мне на ум выше реченное толкование, что ослица есть образ иудеев, а осленок – язычников. Что такое были иудеи в то время? – самые лютые, злые грешники, совещавшиеся на убиение Христа, как говорит о них Давид: поучишася тщетным, и князи собрашася на Господа и на Христа Его ( Пс. 2:1, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Паримии часов в. пятницы, как и вся эта служба, несомненно, Иерусалимского происхождения: в Константинополе вместо нее служилось обычное великопостное последование третьего и шестого часа (тритекти) с паримией из Зах.11:10—13. Нужно думать, что подбор паримий в названных часах очень древнего происхождения. Еще Сильвия Аквитанка описываете аналогичную этим часам иерусалимскую службу, продолжавшуюся от 6 до 9 ч. (т.е., от до 3 пополудни) в. пятка: на ней, по ее словам, бывают одни только чтения, — «сначала произносится какой-либо псалом из тех, в которых говорится о страданиях (Христовых), затем бывают чтения из апостола, — т. е. или из послании, или из Деяния, — относящиеся к страстям, равно как читаются места из Евангелия, повествующие о страданиях; читаются также пророчества о страданиях Господа».    Несомненно, к глубокой древности относится, если не местонахождение, то, по крайней мере, выбор паримий первого часа в. четвертка — Иер. 11:18—12,15 (устав в. константанопольской церкви полагаете её на тритекти этого дня и утрени в. субботы 37,1—14: это, т. ск., два классических пророчества; первое — о страданиях Христа и о злобе против Него Иудеев, а второе — о воскресении. Их мы можем найти среди паримии страстной седмицы — сирско-монофизитской, армянской и западных церквей. То же самое можно сказать о паримиях недели Ваий: первая (Быт. 49:1—12) и третья (Зах. 9:9—14) у несториан полагаются на литургии этого дня, как рядовые зачала из закона и пророков.    Остальные паримии страстной седмицы находятся в тесной связи с паримиями 40-цы, поэтому их удобнее рассматривать вместе с последними. С внешней стороны данная связь проявляется в порядке находящихся при них прокимнов. Последние берутся из псалмов в той непрерывной последовательности, в какой они расположены в Псалтири: у паримии 6-го часа понедельника первой седмицы стоит прокимен из первого псалма и у последней паримии в. среды — прокимен из 137-го псалма. Несомненно, что такой порядок прокимнов был принять после того, как уже определилась вся система паримий 40-цы и первой половины страстной седмицы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1 вопр. А где в Триоди Цветной упомянутые нами трипеснцы? Дело в том, что на протяжении всей книги мы их не найдем. А обнаружим их только в приложении, где говорится, что в прежних (т.е. дореформенных) триодях они предназначены были для пения на блаженнах литургии, а по нынешнему современному уставу они должны употребляться на повечериях. А поскольку повечерия на приходах не совершаются, то и трипеснцы практически выпадают из богослужения. 2 вопр. Почему она называется “Цветная”? Это название осталось от того деления, согласно которому Постная Триодь заканчивалась св. Четыредесятницей, в канун Лазаревой субботы, а все дальнейшие богослужения «носили» разные цвета (имеются в виду богослужебные облачения): от Недели ваий, Страстной седмицы и всего последующего пасхального цикла, отчего и получили название Триоди Цветной. Итак, в Цветной Триоди находятся все необходимые нам в дальнейшем молитвословия пасхальных богослужений и иных, следующих за ними. 3. Когда петь упомянутые нами пасхальные последования? В те же самые соответствующие богослужениям суточного круга промежутки времени, которые мы с вами обсуждали на 7ом занятии. Только вместо третьего, шестого, девятого часов, а также повечерия и полунощницы вы поете, так называемый, пасхальный час. Хотя более точно его лучше называть “вместочасием”. А вместо Утрени и Вечерни (или утренних и вечерних молитв) вы пока можете совершать соответственно утром — пасхальный канон, а вечером – петь пасхальные стихиры. Найти их можно в той же Триоди или в молитвословах. Итак, радуяся и торжествуя во Христе, упражняйтесь в означенных нами пениях и песнех духовных, поминая, что ПАСХА НАША – ХРИСТОС! Не прощаюсь с вами. До скорой встречи! Рекомендуемые видео Самое популярное Сейчас в разделе 237  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398 поделиться: ©2024 Православное видео к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек

http://azbyka.ru/video/18-pashalnye-moli...

Высказанные нами выводы позволяют понять, почему южнославянские гимнографические сборники представляют чрезвычайно пеструю картину, отражающую отсутствие кодифицирующего и унифицирующего фактора в богослужебной практике. В развитии южнославянской литургической книжности переплетаются две противоположные тенденции. С одной стороны, стремление сохранить то, что унаследовано из ранних источников, обусловливает архаизирующее направление. С другой стороны, постоянные непосредственные контакты с греческой практикой создают предпосылки открытости по отношению к частному редактированию в соответствии с греческими образцами. Эти факторы объясняют разнообразие сербских и болгарских гимнографических сборников, структура которых была обусловлена повсеместной сменой уставов либо реформами своих соотечественников . Для выявления особенностей первоначального хиландарского богослужения мы обратимся непосредственно к его письменным первоисточникам – к комплексу богослужебных книг, определяющих регулярное совершение богослужения в Хиландаре, посмотрим на их состав, структуру и отношение к греческим богослужебным книгам евергетидской традиции. В первой группе гимнографических сборников хиландарской традиции XIII века относятся Триоди – богослужебные книги, содержащие песнопения подвижных дней годичного круга богослужения. Триодный сборник РНБ. F.n.I.92 отражает литургические особенности подвижных дней годичного круга хиландарского богослужения XIII века. Эта Триодь существенно отличается от других славянских триодей XII–XIII веков, так как в ее состав входят не только гимнографические тексты, но и богослужебные указания Евергетидского синаксаря (далее ЕС). Именно Евергетидским типиконом обусловлены состав, структура, гимнография и синаксарные правила Триоди РНБ. F.n.I.92. Чтобы себе яснее представит степень зависимости, используем компаративный метод и сопоставим последования недели ваий сербской Триоди конца XIII века с Евергетидским типиконом по изданию А.А. Дмитриевского. Триодь F.n.I.92: «“Блажен муж”; “Господи, воззвах”; стихиры на 8, всего три стихиры, 1-я дважды, 2-я и 3-я трижды». Евергетидский типикон: Вечер: «Блажен муж»; «Господи, воззвах»; стихиры точно так же.

http://pravoslavie.ru/28177.html

И другой: се Бог наш, се Господь Сам приидет и спасет нас ( Ис. 35:4 ); посему очи слепых отверзлись сегодня. Один на восток взывает ко Господу: се муж, Восток имя Ему ( Захар. 6:12 ); а другой обращается с повелением к западу: путесотворите возшедшему на запады: Господь имя ему ( Пс. 67:5 ). Один говорит: востани, севере (Песн. Песн. 4:16 ), а другой взывает: воздвиже юг ( Псал.77:26 ), совокупивши же все это, и ясно указуя на крест, Давид созывает проповедников от востока, и запада, и севера, и моря. Иеремия поет, как бы перстом указывая язычникам на Грядущего: сей Бог наш, не вменится ин к нему. Изобрете всяк путь хитрости. Посем на земли явися и с человеки поживе ( Варух. 3:36, 38 ). Один говорит Иерусалиму: радуйся и веселися дщи Сионя ( Захар. 9:9 ), а другой повелевает детям: хвалите, отроцы Господа ( Пс. 112:1 ), – и дети отвечают: Осанна! Благословен грядый во имя Господне! Псалмопевец, услышав их, взывает ко Господу: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу ( Пс. 8:3 ). Господь повелевает народам: оставите детей приходити ко Мне ( Марк. 10:14 ). Дети хорошо послушались голоса Елисаветы: сия сказала Деве и Богородице: благословен плод чрева Твоего ( Лук. 1:42 ); а дети рожденному от Нее (Девы) восклицают: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь! грядый откуда? – с неба или от Девы, грядый и происходящий. грядый куда? – на страдание. Во имя Господне, то есть во имя Отца, как и Сам Христос сказал: Аз изыдох от Отца, и иду ко Отцу ( Ин. 16:28 ). Слышишь ли догмат богословский из уст детей неопытных в слове? Дети по самой природе узнали Владыку твари, а отцы их оказались невеждами; те прославили как Бога, а сии распяли как врага; те воспевают: осанна, а сии кричат: да распят будет ( Матф. 27:22 ); юный и еще необразованный возраст мудрствует, а почитающие себя мудрыми объемлются мраком; дети свои подостлали одежды, а отцы Его одежды разделили. Те совлекаются своих одежд, предобразуя наготу синагоги, вместе же внушая и нам совлечься ветхого человека и покориться Христу; а эти об одежде Его метали жребий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И другой: се Бог наш, се Господь Сам приидет и спасет нас ( Ис. 35:4 ); – чрез Которого отверзлись сегодня очи слепых. Один взывает на восток ко Господу: се муж. Восток имя Ему ( Захар. 6:12 ); а другой обращается с повелением к западу: путесотворите возшедшему на запады: Господь имя ему ( Пс. 67:5 ). Один говорит: востани, севере (Песн. Песн. 4:16 ), а другой взывает: воздвиже юг ( Псал. 77:26 ). Совокупивши же все это, и ясно указуя на крест, Давид созывает проповедников от востока, и запада, и севера, и моря. Иеремия поет, как бы перстом указывая язычникам на Грядущего: сей Бог наш, не вменится ин к нему. Изобрете всяк путь хитрости. Посем на земли явися, и с человеки поживе ( Варух. 3:36 , 3н). Один говорит Иерусалиму: радуйся и веселися дщи Сионя ( Захар. 9:9 ); а другой повелевает детям: хвалите отроцы Господа ( Пс. 112:1 ), – и дети отвечают: Осанна! Благословен грядый во имя Господне! Песнословец, услышав их, взывает ко Владыке: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу ( Пс. 8:3 ). Господь повелевает народам: оставите детей приходити ко Мне ( Марк. 10:14 ). Прекрасно дети последовали голосу Елисаветы; сия сказала Деве и Богородице: благословен плод чрева Твоего ( Лук. 1:42 ); а дети Рожденному от Нее (Девы) восклицают: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь! грядый откуда? – с неба или от Девы, грядый и происходящий. грядый куда? – на страдание. Во имя Господне, то есть во имя Отца, как и Сам Христос сказал: Аз изыдох от Отца, и иду ко Отцу ( Ин.16:28 ). Слышишь ли догмат богословский из уст детей неопытных в слове? Дети по самой природе узнали Владыку твари, а отцы их оказались невеждами; те прославили как Бога, а сии распяли как врага; те воспевают: осанна, а сии кричат: да распят будет ( Матф. 27:22 ). Юный и еще необразованный возраст мудрствует, а глаголющии себе быти мудри, объюродеша ( Римл. 1:22 ), дети свои подостлали одежды, а отцы Его одежды разделили. Те совлекаются своих одежд, предобразуя наготу синагоги, вместе же внушая и нам совлещись ветхаго человека и покориться Христу; а эти об одежде Его метали жребий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010