Содержание     «Не бойся дщи Сионя, се Царь твой грядет тебе кроток и спасаяй» (Иоан. 12:15).    Благодушествуй, радуйся и веселись, Церковь Христова, слыша и видя грядуща к тебе Царя славы, Спасителя нашего. Исходи на сретение Его: поспеши, да узришь кроткое и милостивое Его лицо. Износи радостные знаки твоего к Нему благоговения, покланяйся «на место, идеже стоясте нозе Его» (Псал. 131:7). Восклицай от усердия духа: «Благословен грядый во имя Господне» (Псал. 117:26). «Отверзите врата», о вы, чувства мои, «и возьмитеся врата», грехом затворенныя, «и внидет Царь славы» (Псал. 23:9).    О, Боже, снисходяй на моления рабов Твоих! прииди и, невидимым Твоим присутствием, посети нас. Се, отверст Тебе новый Иерусалим; се, уготовася храм в жилище Твое и в место упокоения Твоего. Призри на веру людей и на место, идеже призвано благословенное имя Твое. Нет приношения, которое достойно было бы величества Твоего, но приими милостиво Твоя от Твоих Тебе приносящих.    Подлинно, возлюбленнии, храмы, посвященные имени Господню, — святейшее пред очами Его на земле здание. В них собираемся мы на службу Его, в них совершаем священныя таинства, в них приносим молитвы свои; они нам суть духовное училище ко всякому благому делу, в них снисходит на нас Дух Утешитель, укрепляет в немощах, утешает в печалях, успокоивает боязни и смущения совести. Однако, со всем тем, дабы сии вещественные храмы были достойны присутствия Божия, надлежит прежде и паче всего, да душевый наш храм будет освящен. «Вы» бо «есте», по Апостольским словам, «храм» Бога живаго, «и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16).    В настоящий день дети еврейския с непорочным сердцем сретали Спасителя, в Иерусалим входящаго; мы всегда видим сей торжественный вход Иисуса Христа, когда к священной трапезе приступаем и чрез святое причащение Его приемлем внутрь самих себя. О сем великом таинстве христианскаго служения в сей час, хотя кратким словом, побеседуем: ибо и сии храмы наипаче для совершения тайны сей освящаются, и причащение сей святыни творит нашу душу храмом Божества, да и наступающие святые дни должны предуготовить нас к сей духовной таинственной трапезе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ [Ассеманиев кодекс, Ватиканское глаголическое Евангелие, Ватиканский глаголический кодекс] (Vat. slav. 3), Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг. Наиболее вероятна датировка А. Е. 1-й пол.- сер. XI в., в болг. лит-ре его принято датировать не позднее рубежа X-XI вв. Открытым остается вопрос о памяти вмч. Георгия под 26 нояб. в месяцеслове А. Е. Если она отражает киевский, а не к-польский (освящение храма в Кипарисии) праздник, то кодекс датируется не ранее чем 50-ми гг. XI в. А. Е. входит в сложившийся в XIX в. т. н. старослав. канон - ограниченный круг глаголических и кириллических рукописей X-XI вв., используемых при изучении древнейшего периода истории слав. лит. языка и письма, привлекается для всех реконструкций древнейшего (см. Кирилл (Константин) , равноап.; Мефодий , равноап.) перевода евангельского текста, один из главных источников словарей старослав. языка. Ассеманиево Евангелие Ассеманиево Евангелие Название получило по имени своего открывателя и первого владельца - префекта папской б-ки И. С. Ассемани , нашедшего рукопись в 1736 г. в одном из мон-рей Иерусалима, куда она попала, как предполагают, не ранее XIV в. В Ватиканскую б-ку А. Е. поступило после смерти владельца от его племянника С. Э. Ассемани . Рукопись введена в научный оборот М. К. Бобровским , составившим в 1820 г. ее описание, хотя еще при жизни И. С. Ассемани М. Караман отмечал глубокую древность памятника, датируя его не позднее 1081 г. А. Е. написано на пергамене, состоит из 158 л. (конец утрачен) размером 23×17,5 см. Письмо - глаголица («вполне округлая», по терминологии И. В. Ягича ); тип почерка, возможно, испытал влияние «бисерных» почерков греч. рукописей. За исключением л. 41 об.- 42, 117-158, А. Е. написано в 2 столбца. Первая страница написана монументальным уставным письмом, на л. 29 и нач. л. 30 особый (неск. более поздний) почерк по смытому и частично выскобленному тексту. Рукопись содержит евангельские чтения на все дни с Пасхи до Пятидесятницы, далее на субботы и воскресения до Великой субботы, месяцеслов, 11 утренних воскресных Евангелий и указатель чтений на утренях в двунадесятые праздники (обрывается указаниями в Неделю ваий). Перевод греч. текста в А. Е. отличается большой точностью, однако не обладает жесткой зависимостью от оригинала в порядке слов и грамматических конструкциях. Лексика А. Е. характерна для древнейших слав. Евангелий-апракос.

http://pravenc.ru/text/76682.html

65. Краткая черновая записка, составленная для собора, о причинах, побудивших патриарха Никона оставить престол 109 1 . За что Церковь Божию и патриаршеский престол оставил и, не совершив божественную литургию, из церкви пошёл? 2 . В грамоте к константинопольскому вселенскому патриарху писал: гнев имея на митрополита Газского Паисия, и благочестивого царя, и священный собор, и бояр, и весь синклит, и всех православных христиан Росийского царствия написал еретиками, будто отлучились от восточной Церкви и соединились с западным костёлом, а Церковь Соборную Православную и в ней опочивающих святителей великих бесчестил! 3 . Перед великими судьями, святейшими вселенскими патриархами, и по вопросу великого государя и всего освященного собора, как был, говорил 110 : гнева ради царёва оставил Церковь Божью и престол патриаршеский, а того в Святой Божьей Церкви, как пошёл от неё, не говаривал с клятвой, и кроме клятвы, что оставляю Церковь Божью и престол патриаршеский волею, грехов своих ради, и к тому не буду патриарх. 4 . Он же Никон патриарх говорил: что он по поставлении своём на патриаршеский престол и по шести летах будет мучим от царя, почему то разумел, и совет имел шесть лет неправдой? 5 . Как оставил церковь Божию и патриаршеский престол, и после того времени писал к великому государю, в прошлом 166-м году, в трёх грамотах, именуя себя прежде бывшим патриархом, а в 4-й грамоте о действе цветоносной недели на митрополита о священном седалище великого архиерея всея Росии олюбодействовати незаконно без совета священного собора, и непреподобно, и святой недели Ваий деяние действовать, а о возвращении написал, ниже к возвращению зря, яко пёс к своей блевотине, к любоначалию и власти. 6 . В письме же написано об избрании патриарха, аще хочет благозаконно и праведно и божественно избрание патриаршеское, да призовётся его смирение со благоволением честно, и яко божественное дело начав соборно и благочестиво да сотворится избрание, и его же божественная благодать изберёт на великое архиерейство и благословив благословится от него. А те все грамоты письмо его Никона, бывшего патриарха, рука, и письмо об избрании и о благословении на патриаршество, и у того письма припись его же, Никонова, рука. 110 Некоторые из слов 3-й статьи в подлиннике вычеркнуты, очерчены чертой и надписаны над зачёркнутыми строками. Для доказательства, что начало 3 пункта прочитано верно, текст его помещён здесь: 3. Перед великими судьями святейшими, как был перед великим государем (очерчено) перед святейшими вселенскими патриархами и перед освященном собором и перед всеми боярами (зачёркнуто) и по вопросу великого государя и всего освященного собора говорили: гнева ради и т. д. Читать далее Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Разделы портала «Азбука веры» Фотий Константинопольский, свт. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы Всякий праздник и всякое торжество, по поводу коего радуется сонм верующих, прекращает взаимные несогласия и споры, соединяет людей разномыслящих и нарушивших разногласием союз любви, содействуя водворению единомыслия стройным созвучием песнопений... Беседа произнесенная в храме Святой Софии в пятницу первой Недели Великого Поста Я являюсь перед вами, предупредив назначенный срок и поспешив заранее предложить вам дань долга: ибо добровольное исполнение долга, предлагаемое исполнителями в виде дара, не в силах удержать ревности отсрочками и проволочками времени. Беседа вторая на Благовещение Пресвятой Богородицы «Коль возлюбленна селения твоя, Господи сил» (Пс.83:2), воскликну я в настоящее время вместе с пророком Давидом, видя дворы церкви переполненными сонмом разумных овец, собравшихся в многоцветном украшении и разнообразии. Беседа первая на Благовещение Пресвятой Богородицы Радостно празднество настоящего дня; во все концы земли оно несет светлое торжество и возвещает веселие, которое прекращает древнюю печаль, отменяет осуждение мира, утверждает возстание древле падшего и всем нам обещает спасение. Ангел беседует с Девою... Беседа на Вознесение Господне После воскресения из мертвых Спаситель «денми четыредесятми» являлся ученикам (Деян.1:3). Но Он был доступен видению их только одиннадцать раз, и это – естественно: учеников было одиннадцать, и Он совершил одиннадцать явлений. Беседа в Неделю Ваий Когда Церковь возвещает восклицание детей «осанна в вышних» (Мф.21:9) и до моего слуха достигает звук этого громкого и боголепного приветствия, я всецело проникаюсь радостным расположением духа... Самое популярное Сейчас в разделе 37  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/propovedi/1/fotij-konst...

Скачать epub pdf ОТДЕЛ III О БОГОСЛУЖЕНИИ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ (от Пасхи до Недели Всех Святых) ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ, ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ Триодь Цветная содержит в себе молитвословия, прославляющие Воскресение Господа Иисуса Христа и события, совершившиеся после Христова Воскресения. Цветная Триодь начинается с первого дня Пасхи и простирается до Недели Всех Святых. Греческое название ее – Пентикостарион (Пятидесятница). Триодь называется Цветной потому, что в древности иногда излагала вместе последование Страстной седмицы и Недели Ваий, именуемой также Цветоносной; первоначальное название Триоди Цветной объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем появления цветов, которые служат прекрасным символом духовной красоты и изящества самих песнопений Цветной Триоди. Триодь Цветная, по построению, подобна Постной Триоди, а также отчасти Октоиху. В Триодь Цветную входят частично и песнопения Октоиха с прямым указанием, какого гласа эти песнопения поются в каждую седмицу и Неделю. Главнейшие воспоминания, которым посвящено богослужение Цветной Триоди, относятся к трем важнейшим событиям: Воскресению Христову, Вознесению Господню и Сошествию Святого Духа на апостолов. Все дни от Пасхи до Пятидесятницы по отношению к этим праздникам можно назвать днями предпразднства или попразднства. Поэтому по особенностям богослужения весь период пения Цветной Триоди разделяется на три отдела: 1. Пасхальная седмица; 2. Недели после Пасхи – от Недели апостола Фомы до отдания Пасхи; 3. Недели от отдания Пасхи до Вознесения Господня и от Вознесения Господня до Недели Всех Святых. Цветная Триодь как собрание творений многих песнотворцев, живших в разное время, формировалась в течение V-XIV вв. Много песнопений Цветной Триоди, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных творений – канон на Святую Пасху, принадлежат святому Иоанну Дамаскину . Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же отцам, которые составили Постную Триодь, – святым Феодору и Иосифу Студитам, но и после них Триодь пополнялась до XIV века. Читать далее Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий/Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРЕЗОВСКИЙ Михаил Андреевич (1868 - 5.11.1940), свящ., хоровой дирижер, композитор, педагог. Окончил Кишинёвскую ДС (1889). В 90-х гг. посещал занятия А. К. Лядова в С.-Петербурге, а также учился в муз. школе В. П. Губора в Кишинёве. В 1891 или 1892 г. назначен регентом Кишинёвского архиерейского хора, к-рым руководил более 25 лет. Служил преподавателем пения в учебных заведениях Кишинёва, устраивал концерты хоровой духовной и светской музыки. В 1909 г. принимал участие в работе II Всероссийского съезда хоровых деятелей в Москве. Б.- автор не только духовных сочинений, но и светских кантат и обработок народных песен. Духовно-муз. переложения и сочинения композитора были опубликованы в Москве в изд-ве П. И. Юргенсона . В «Литургии св. Иоанна Златоуста на 3 голоса по напевам обиходно-обычным и др.» (цензура 1900; переиздана Православным центром «Живоносный источник» в 1996) Б. соединил разные напевы, причем основные песнопения представлены им в неск. вариантах. Были выпущены также отдельные песнопения: 1-5 (цензура 1901) - «Тебе поем» (киевского распева) для смешанного и муж. хоров, «Милость мира... Тебе поем» (на литургии Василия Великого), «Бог Господь» и Тропарь св. Николаю Чудотворцу (греч. распева), «Тебе, Бога, хвалим» (греч. распева); 7-17 и 19-21 (изд. 1911) - Херувимская (молдав. распева), «Милость мира», Кондак к акафисту на Покров Пресвятой Богородицы, «Достойно есть», «Господи, спаси благочестивыя» и Трисвятое, Тропарь св. Иоанну Златоусту (для муж. хора), «Милосердия двери» (для однородного хора), «Разбойника благоразумнаго», «Плотию уснув», «Взбранной Воеводе» 1 и 2), Стихира в Неделю ваий (знаменного распева), «Преславная днесь» (знаменного распева), «Царю Небесный» (знаменного распева). Переложения и сочинения Б. отличают ярко выраженная напевность, хорошо развитая фактура (правда, иногда перегруженная из-за удвоений), они грамотно изложены с указанием источника заимствованного напева (композитор использует различные распевы вплоть до местного), в то же время не выдержаны с т. зр. принятых в то время норм гармонии и голосоведения. Наиболее удачными являются 7 (Херувимская) и 20 («Преславная днесь»). А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/78132.html

Пятница ваий, утреня. Канон 2-й, песнь 5-я, тропарь 1-й и песнь 9-я, тропарь 1-й: «Двоицу ученик Твоих, внегда хотел еси достигнути в Вифанию, Христе, посылаеши привести Тебе жребя, на неже никто от человек вседе: кроме бо Тебе, Спасе, никтоже бессловесныя языки повину» . Никто не мог подчинить себе язычников, по неразумию подобных бессловесным животным, кроме Христа. Давид мог их держать в руках лишь насилием, страхом и принуждением или чрез своих слуг, или попущением Божиим, дабы они окончательно не развратились и не пришли в состояние, худшее бессловесных, но это было не свободно. Христу же язычники покорились свободно. И это знамение, ибо всякому насилию, а значит и диавольскому, будет конец. Пятница ваий, повечерие. Канон, песнь 7-я, тропарь 5-й: «О, что косниши, Лазаре, глаголет [ад], гряди вон, зовет стоя Друг твой: изыди убо, да аз ослабу прииму; отнележе бо тя снедох, на блевание пища устроися ми» . Итак, праведник для ада то же, что рвотное для тела. Как последнее расстраивает жизнь его, так и праведник – зло. Такова сила праведности. Посему проси у Бога оставление грехов своих, да примешь освящение всего себя и оправдание благодатию Святого Духа, и будешь чужд диавола и непреступен ему по душе, хотя бы он и старался погубить тебя страданиями плоти или чрез мир, но лишь изблюет тебя. Неделя ваий, повечерие. Трипеснец, песнь 9-я, тропарь 4-й: «Нас же всех благодати сынов, Спасе, благослови» . Таковое дерзновение вдыхает Святая Церковь в верующих. Великий Понедельник, утреня. Стихира 1-я на хвалитех: «Грядый Господь к вольной страсти апостолам глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий... Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним...» . Смерть для сласти не только греховной, но даже естественной приводит к воскресению духа и свободы его для жизни вечной в Боге. Отсюда господство его над естеством. Великий Четверг, повечерие. Трипеснец, песнь 5-я, тропарь 3-й: «Прия хлеб в руце, на предание Иуда, льстивый ученик, имже и предание содела Тебе, простирающе нозе, ихже Сам еси омыл и лентием отерл» . Если Господь умыл ноги и предателю Своему, то и нам нужно смиряться пред врагами своими, оказывая им любовь и почтение 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды (как в навечерие). Примечание. Великое освящение воды начинается по заамвонной молитве пением тропарей, глас 8-й: «Глас Господень...», и проч. По окончании чина водоосвящения, при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспоим, вернии...», священнослужители входят в алтарь, и следует окончание Литургии по обычаю: «Буди имя Господне...» (трижды), псалом 33-й и отпуст. Отпуст краткий праздничный (см. в конце утрени). По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Во время целования Креста все окропляются святой водой. Примечание. На трапезе разрешение на сыр, яйца и рыбу, а мирянам – и на мясо: «На трапезе бывает утешение братии велие. Ядим рыбу, и сыр, и яица, и пием вино; мирстии же мясо, аще будет и в среду, или пяток» (Типикон, 6 января). С 7 по 13 января – попразднство Богоявления. 14 января – отдание праздника Богоявления. 1 Существует мнение, что данная статья Типикона имеет русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагает по современному счету. Ср.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 2 Ср.: Минея, 6 января; Типикон, 25 декабря, 3-е «зри». 3 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику... Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие...» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает. 4 При отмене пения «Честнейшую» возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», в традиции Русской Церкви не произносится (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 310; в греческой богослужебной традиции данный возглас обычно сохраняется). Если 9-я песнь канона поется с припевами, то 1-й припев, по традиции, возглашает диакон (или священник), совершающий каждение. Каждение на утрене на 9-й песни канона никогда не отменяется (ср.: Минея, 1 сентября).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-19/

Входный стих – праздника: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты – Иерей во век по чину Мелхиседекову». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника, глас 4-й, «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу» , и ирмос: «Любити убо нам...» (и до отдания праздника Рождества Христова). Отпуст в конце Литургии – как на утрене. По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Примечание. От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений – ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4-е «зри»). «Аще праздник Рождества Христова случится быти в среду, или пяток: Разрешаем убо миряне на мясо, монаси на сыр и яица, и ядим убо от Рождества Христова по вся дни, до навечерия Святаго Богоявления» (Типикон, 25 декабря). Вечером в день Рождества Христова после 9-го часа служится великая вечерня . С 26 по 30 декабря – попразднство Рождества Христова. 31 декабря – отдание праздника Рождества Христова. 1 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри». 3 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику... Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие...» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-07/

Также в отличие от стихир на Господи воззвах и стиховных хвалитные воскресные стихиры имеют и Богородичен воскресного содержания, но общий для всех гласов «Преблагословена еси». Он исчисляет все плоды воскресения (в трех однородных парах), прославляя их косвенную Виновницу. Для Богородична выбран 2-й глас, как глас самый радостный в стихирном напеве (им поются стихиры на Господи воззвах на Рождество Христово и Крещение; ср. параллельный ему 6 гл. для «Воскресение Христово»). Ввиду большого значения этого Богородична он не отменяется в воскресенье и при совпадении последнего с двунадесятым Богородичным праздником (служит еще Богородичном 2 гл. по 2 кафизме). Отступления от указанного порядка в пении хвалитных стихир делаются для великих, полиелейных и шестеричных святых (см. Тип., гл. 3, 4 и 5), для пред- и попразднства, случающихся в воскресенье (см. 7 и 9 сентября), для Недель св. отец и триодных (см. 11 октября и Четыредесятницу). История Воскресные стихиры, именно 4 первые из них, даются известным иерусалимским «Последованием» IX-XII в. 2636 и, несомненно, имеются ввиду Ипотипосисом некоторых редакций, предписывающим их удвоять, Евергетидским уставом, тоже предписывающим удвоять и указывающим количество их – 4 2637 . Студийско-Алексиевский устав, имевший кроме хвалитных стихир на каждой праздничной и воскресной утрени отдельно (после ектений) и стиховны, указывает 3 воскресных хвалитных, помещая 4-ю, очевидно, на стиховне (в триодные недели она удвоялась) 2638 . По старообр. уст. стихи – с 1 ст. 150 пс. и «Всякое дыхание» – отдельный стих 2639 . Евангельские стихиры принадлежат, как показывает и нынешнее надписание их, императору Льву VI Мудрому (886–911) и назначаются упомянутым иерусалимским последованием для пения тотчас после Евангелия на Славу и ныне 2640 . Они, может быть, – остаток древнего обычая петь Евангелие, сохранившегося доныне в Римской Церкви (например, в Неделю ваий на процессии поется Мф. 21 и Ин. 12 ; ср. нашу стихиру в Нед. ваий «Прежде шести дней Пасхи»). По песненному последованию на евангельской стихире происходил вход с Евангелием (Вступ. гл., 347). – Песнь «Преблагословена еси» в уставе Великой Константинопольской церкви IX в. и по Синайскому Канонарю (IX-X в.) служит входным тропарем на литургии 3-го дня Пасхи. Она на нынешнем месте воскресной утрени в Евергетидском уставе 2641 и в песненном последовании при Симеоне Солунском (Вступ. гл., 347). Но по Студийско-Алексиевскому уставу здесь Богородичен настоящего гласа 2642 . В старопеч. и у старообр.: «благословен Бог (ср. ниже: «Сый благословен Бог», «Слава Тебе Боже, упование наше») изволивый тако», без «Слава Тебе» 2643 . Славословие великое

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010