«Написовашеся иногда со старцем Иосифом яко от Семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное рождение: наста же время Рождества, и место ни единоже бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается, прежде падший воскресити образ». Русский перевод: «Однажды отметилась в переписи со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давида, в Вифлееме Мария, имеющая во чреве бессеменно зачатый плод. Настало же время рождения, и не было нигде им места для пристанища, но как красная палата, явилась Царице пещера. Христос рождается, дабы воскресить прежде падший образ (Адамов)» Особенное место в богослужении сочельника занимают так называемые великие, или «царские», часы (часы навечерия). Они не присоединяются к другим службам, как обычно (1-й час к утрени, 3-й и 6-й перед Литургией, 9-й перед вечерней), а составляют специальную отдельную службу. В большинстве случаев они вычитываются и отчасти выпеваются рано поутру в день сочельника перед совершением Литургии Василия Великого. Но бывает и иной ход службы, случающийся примерно раз в 5-6 лет, когда сочельник совпадает с субботой или воскресеньем. Поскольку субботние и воскресные дни в Церкви выделяются среди прочих, и они по своему характеру не постные, а праздничные, тогда как день сочельника самый строгий в постном отношении, а богослужение его напоминает отчасти Великий Пяток страстной седмицы, то в случае совпадения последнего дня перед Рождеством с субботой или воскресеньем часы навечерия Рождества переносятся на пятницу, и в этот день Литургия не совершается вообще. Тогда в субботу (или воскресенье) сочельника поутру служится обычная Литургия (Иоанна Златоуста), предваряемая простыми часами (3-м и 6-м). Часы навечерия называются великими или царскими, в виду их исключительной непохожести на обычные и торжественности их совершения ( в Византии на таких службах могли присутствовать императоры). В службу каждого часа входят по 3 псалма, которые не меняются (1-й час: пс. 5, 89, 100; 3-й час: пс. 16, 24, 50; 6-й час: пс. 53, 54, 90; 9-й час: пс. 83, 84, 85). Но в данном богослужении остается только один обычный псалом, а два другие заменяются на мессианские, пророческие: 44 и 45 на 1-м часе, 66 и 86 на 3-м часе, 71 и 131 на 6-м, 109 и 110 на 9-м. Затем следуют специальные рождественские песнопения (стихиры), после чего читается сначала пророчество из Ветхого Завета (паримия), затем отрывок из апостольского послания и из Евангелия.

http://pravmir.ru/predprazdnuem-lyudie-x...

Обычай молитвенного освящения этих именно часов в христианской Церкви очень древнего происхождения и установился под влиянием ветхозаветного правила трижды в течение дня совершать в храме моление для принесения жертв – утренней, дневной и вечерней, а также слов Псалмопевца о прославлении Бога «в вечер, заутра и полудне» ( Пс. 54:18 ). Влияние Церкви Ветхозаветной особенно сказалось на службах, именуемых часами. Действительно, часы 3-й, 6-й и 9-й освящались молитвою уже в Апостольское время ( Деян. 2:3  и 15, 10:9 и 3:1). И такое молитвенное почитание этих часов с течением времени усилилось, коль скоро были приняты во внимание и священные новозаветные происшествия в эти часы. Именно: в 3 час – сошествие Св. Духа на Апостолов, в 6 час – Страдания Иисуса Христа в 9 час – Его Крестная смерть. Но кроме этих часов уже в первые века христианства освящались молитвою и другие часы дня и ночи – утренний, затем вечерний час «при заходе солнца», и ночной «при пении петухов». Правда, в период гонений молитва в эти часы была только частною, домашнею и краткою, состоящею из чтения псалмов и иногда одной только молитвы: «Отче наш». Общественная торжественная молитва во время гонений (во II и III веке) совершалась в воскресные дни утром и вечером. Но с течением времени, после прекращения гонений, домашние, частные молитвы, приуроченные к отдельным моментам дня и ночи, превратились в общественные повседневные службы. Однако, если при установлении сроков общественных повседневных служб усматривается некоторое влияние Церкви ветхозаветной, то при определении богослужебного содержания их православная Церковь руководствовалась воспоминаниями о христианских событиях, совершавшихся в эти часы. Поэтому во время повседневных служб читаются и поются не одни ветхозаветные псалмы, но, кроме того, молитвы и песнопения христианского происхождения, в которых говорится о воспоминаемых на часах событиях и которыми Церковь придала этим службам вполне христианский смысл и значение. 49. Священные события в повседневных службах

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Повечерие малое совершается «по вечери», т.е. после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании вечерни. Великое повечерие, совершаемое во дни Великого поста (не на бдении), начинается, по Уставу, «о часе 9-м» (Типикон, последование понедельника первой седмицы Великого поста), т.е. по-нашему примерно в 15 часов дня. Тогда как Великое повечерие на бдении в праздники Рождества Христова и Богоявления начинается, по Уставу, после полуночи, в 4 часа утра («о часе 10-м нощи» – см. Типикон, 25 декабря), а Великое повечерие на Благовещение начинается в 19 часов вечера («при часе 1-м нощи» – см. Типикон, 25 марта). Полунощница совершается в полночь или рано утром, сразу после ночного сна (в монастырях). Утреня, если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы (после небольшого перерыва). В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь (это самая ранняя утреня в году). Службы часов назначены Уставом на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по восточному счислению. В переводе на современное счисление получится следующее: – 1-й час ­­ 7 часов утра; – 3-й час ­­ 9 часов утра; – 6-й час ­­ 12 часов дня; – 9-й час ­­ 15 часов дня. Однако в наше время службы часов отдельно не совершаются: 1-й час присоединяется к утрени, 9-й час совершается непосредственно перед вечерней. Божественная литургия, по Служебнику, совершается «в третий (по-нашему 9-й) час дне. Но может ранее и позднее начатися, аще потреба сицевая будет». Протоиерей К. Никольский пишет, что ранний предел времени для служения Литургии – рассвет дня, тогда как поздний предел – полдень 304 . После полудня Литургия совершается только тогда, когда служится после вечерни и соединяется с ней. В современной приходской практике все службы суточного круга (за исключением полунощницы, которая, кроме Недели Пасхи, вообще не совершается в приходских храмах) делятся на две части: вечернюю и дневную (утреннюю). В вечернюю часть входят: 9-й час (к сожалению, не всегда совершаемый на приходах), вечерня, повечерие (иногда), утреня с 1-м часом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Под виноградником следует понимать Царство Небесное, а под хозяином виноградника – Бога. Ориген под виноградником понимал Церковь Божию, а рынок и места вне виноградника ( τ ξω το μπελνος) есть то, что вне церкви ( τ ξω τς κκλησας). Златоуст понимал под виноградником «повеления и заповеди Божии». Мф.20:2 .  и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; На наши деньги динарий равнялся 20–25 копеек (соответствует стоимости 4–5 г серебра. – Прим. ред.). Мф.20:3 .  выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, Мф.20:4 .  и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. В Евангелиях Матфея, Марка и Луки принят еврейский счет времени. О разделении дня и ночи на часы в допленных ветхозаветных писаниях нет никакого следа. Существовали только главные деления дня, отличавшиеся примитивным характером – вечер, утро, полдень (ср. Пс.54:18 ). Другими обозначениями времени дня были «зной дневной» ( Быт.18:1 ), σταθερν μαρ ( Притч.4:18 – «полный день»), «прохлада дня» ( Быт.3:8 ). Времена ночи различались иногда (кроме деления на стражи) выражениями ψ (вечер), μεσονκτιον (полночь), λεκτροφωνα (пение петухов) и πρω (рассвет). В Вавилонском Талмуде (Авода Зара, лист 3, 6 и сл.) встречается распределение дня на четыре части по три часа, служившее для распределения времени молитвы (в третий, шестой и девятый час дня; на это же встречается указание у Мф.20:3 ). Разделение на часы было заимствовано как иудеями, так и греками (Геродот, «История», II, 109) из Вавилонии. Арамейское слово час «шаа» в Ветхом Завете встречается только у пророка Даниила ( Дан.3:6 и сл.). В Новом Завете счет по часам является уже обычным. Двенадцать дневных часов отсчитывались от восхождения солнца до заката, и поэтому 6-й соответствует полудню, а в 11-м часу день кончался (стих 6). Смотря по времени года, часы различались по продолжительности от 59 до 70 минут. Таким образом, третий час равняется нашему девятому утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В состав общественного богослужения входят троякого рода молитвословия, песнопения и чтения: одни посвящены Церковью событиям, приуроченным к определенным часам суток, другие – к дням седмицы, третьи – к дням года. Поэтому церковные богослужения подразделяются на суточные, или дневные, седмичные и годичные. Совокупность каждого вида служб составляет так называемый круг. Круг суточных служб совершается в течение суток и затем повторяется снова. Так же седмичный и годичный круги. Существенное отличие всех служб может быть выражено следующим образом: службы суточные неизменны и составляют основание общественного богослужения, седмичные изменяются в своих молитвословиях, песнопениях и чтениях по дням седмицы, а годичные – по дням года в зависимости от воспоминаний, которые Православная Церковь усваивает каждому дню седмицы и года. Все службы совершаются не отдельно одна от другой, а вместе: к службам суточного круга присоединяются службы седмичные и годичные. Поэтому в одной и той же службе бывают молитвословия, песнопения и чтения, относящиеся к священным воспоминаниям, связанным с известными часами дня, днями седмицы и года. ДЕЛЕНИЕ СУТОЧНОГО ВРЕМЕНИ 1. По Священному Писанию Ночь (части ночи) День (части дня) 1-я стража Вечер            2-я стража Полночь            3-я      стража      Петлоглашение (пение петуха)      4-я      стража      Утро            1-й      час            3-й      час            6-й      час            9-й      час       2. По Типикону (византийское) Ночь (часы) День (часы)      1 2 3            4 5 6            7 8 9            10 11 12            1 2 3            4 5 6            7 8 9            10 11 12       3. Соответствие Типикона современному счету После полудня (2-я, вечерняя, половина суток) После полуночи Раннее утро Позднее утро После полудня (1-я, дневная, половина суток)      7 8 9            10 11 12            1 2 3            4 5 6            7 8 9            10 11 12            1 2 3            4 5 6       Имеется девять видов церковных служб: 9-й час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час и Божественная литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким рукоделием отшельник и занимался до десяти часов утра, сопровождая рукоделие непрерывной молитвой, чаще всего Иисусовой. В 10 часов - третий час. Потом рукоделие с молитвой до полудня. В час дня - шестой час. Если отшельник в этот день разрешал себе есть два раза, то после шестого часа он читал изобразительны - и вкушал пищу. Если же он в этот день должен был есть только один раз, то после шестого часа он занимался рукоделием с молитвой до 4-х часов вечера. В 4 часа - девятый час, затем - или изобразительны с вечерней (при одноразовом питании), или только вечерня и после неё - вкушение пищи. Затем повечерие и краткий сон. В полночь сон прекращается и начинается молитва и рукоделие в том же порядке. Такой подвиг поста, труда и непрестанной молитвы и привлекал к подвижнику благодать Святого Духа. Именно поэтому «отцы пустынники... сложили множество божественных молитв» (А.С. Пушкин ) и постепенно выработали чёткий устав их совершения. Созданное ими богослужебное богатство усваивали и большие монастыри с достаточно сложной хозяйственной деятельностью. В них, конечно, было невозможно сохранить время совершения всех суточных служб. А не исполнить их жалко! Поэтому в монастырях эти службы составили два блока: ночь и утро - полунощница, утреня, 1-й, 3-й и 6-й часы и Литургия или изобразительны. Второй блок вечером - 9-й час, вечерня и повечерие. Время служб не соблюдено, но содержание сохранено полностью. В мipckux приходских храмах пришлось сокращать и содержание. Причём, условия жизни в мipy оставляют очень мало времени для богослужения утром и гораздо больше - вечером. Поэтому, как правило, утром служится 3-й и 6-й часы - и литургия. А вечерня и утреня - вечером. И в этом нет ничего крамольного, никого из верующих это не пугает. Ведь Бог наш не связан временем, Он живёт в вечном настоящем. Поэтому и Церковь Его не очень следит за точностью во времени. Она в богослужении часто употребляет слово «днесь» , то есть, «сегодня». Например, Введение во храм Пресвятой Богородицы.

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/04/...

Утреня посвящена временам новозаветным: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, Его проповедь (чтение Евангелия) и Его славное Воскресение. Часы — собрание псалмов и молитв, которые читались христианами в четыре важные для христиан времена дня: час первый, когда начиналось для христиан утро; час третий, когда было сошествие Духа Святого; час шестой, когда Спаситель мира был пригвождён ко кресту; час девятый, когда Он испустил дух Свой. Так как нынешнему христианину, по недостатку времени и беспрестанным развлечениям и другим занятиям, не бывает возможно совершать эти моления в означенные часы, то 3-й и 6-й час соединены и читаются вместе. Литургия же — самое важное богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения. Литургия также является символическим описанием жизни и великого подвига Иисуса Христа, от рождения до распятия, смерти, воскресения и вознесения. Во время каждой Литургии, каждый участвующий в Литургии (и именно участвующий, а не просто «присутствующий») снова и снова подтверждает свою приверженность православию, т.е. подтверждает свою верность Христу . Вся служба, известная под названием «Литургии», совершается по утрам в воскресенье и праздничные дни, а в больших соборах, монастырях и некоторых приходах — ежедневно. Продолжается литургия около двух часов и состоит из следующих трёх основных частей: 1. Проскомидии. 2. Литургии оглашенных. 3. Литургии верных. Проскомидия Слово «Проскомидия» значит «принесение», в память того, что в древние времена христиане приносили всё нужное для совершения литургии — хлеб, вино и др. Так как всё это является приготовлением к литургии, то духовное её значение — воспоминание о первоначальном периоде жизни Христа, от Рождества до выхода Его на проповедь, бывшем приготовлением к Его подвигам в мире. Поэтому вся проскомидия совершается при затворенном алтаре, при задёрнутой завесе, незримо от народа, также как и вся первоначальная жизнь Христа проходила незримо от народа. Священник (по-гречески «иерей»), которому предстоит совершать Литургию, должен ещё с вечера трезвиться телом и духом, должен быть примирён со всеми, должен опасаться питать какое-нибудь неудовольствие на кого бы то ни было. Когда же наступит время, идёт он в церковь; вместе с диаконом поклоняются они оба перед царскими вратами, произнося ряд положенных молитв, целуют образ Спасителя, целуют образ Богородицы, поклоняются ликам святых всех, поклоняются всем предстоящим направо и налево, испрашивая сим поклоном себе прощения у всех, и входят в алтарь, произнося про себя псалом 5-й, от середины 8-го стиха до конца:

http://pravmir.ru/poyasnenie-bozhestvenn...

Для молитвы же внешней, особенно для общественного Богослужения, требовались определенные часы дня и ночи. Так было в церкви Ветхозаветной, где в скинии приносилась утренняя и вечерняя жертва. 1281 Кроме того, Царь Давид молился и повелевает молиться утром, 1282 в полдень, вечером и в полночь. Он говорит: вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой. Пророк Даниил молился в три времена дне. 1283 В Новозаветной церкви сам законоположник Иисус Христос и Его ученики – св. Апостолы молились и в полночь. 1284 Частью в подражание Иудеям, частью из желания молиться в минуты важнейших событий христианской церкви, христиане также собирались ежедневно для молитвы в определенные часы даже во времена гонений на христиан. Когда же гонители препятствовали им собираться в определенные часы дня, то они собирались для молитвы ночью. С прекращением гонений христиане распределили свои службы применительно к утвердившемуся Римскому обычаю делить день и ночь на четыре стражи. В уставе Студийском, напр., сказано: «да будет ведомо, яко по миновании второй стражи нощи или 6-го часа, в начало седьмого падает знамение водяных часов и по знаку его встает будильник и обходит спальни со свещею, возбуждая братию встать для утреннего славословия». 1285 Таким образом мало-помалу образовались ежедневно совершаемые службы церковные и с известного времени совершались церковью в три времени дня: 9-й час, вечерня и повечерие отправляются при окончании дня; полунощница, утреня и 1-й час совершаются от полуночи до рассвета; в 9-й час по нашему счислению 1286 совершается Божественная Литургия с последованием 3-го и 6-го часов. Самую же существенную часть всего повседневного Богослужения, к которой все другие части Богослужения тяготеют, как к своему центру, предшествуя ей и приготовляя тем христиан к важнейшему Богослужению, составляет совершение того священнодействия, которое Иисус Христос повелел творить в свое воспоминание. Это та вечеря Господня, 1287 которую Он установил пред временем своих страданий; на ней и теперь, как и прежде, глубочайшая тайна нашей веры, так сказать, постоянно опять воплощается; на ней воспоминается и празднуется самое высокое и искреннее соединение благодарной и молящейся церкви с её главою или сидящим одесную Бога Отца и однако невидимо и действительно – духовно присутствующим, Иисусом Христом, насколько она способна к тому.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Так как в притче о 10 девах Господь Иисус Христос изобразил Себя под образом жениха, пришедшего в полночь, то христиане, подражая мудрым девам, завели обычай освящать этот час молитвой, чтобы встретить Господа, бдящими. Полунощница состоит из псалмов 50-го и 118-го, изображающего блаженство людей непорочных, песни «Се жених грядет в полунищи…» и соответствующих молений. Утреня – это самая большая по объему и сложная по структуре служба суточного круга, состоящая из четырех частей, в которых наиболее полно осуществляются все элементы богослужения: и пение, и моление, и чтение, и богомыслие. Часы (5–8) Далее следуют маленькие службы суточного круга, одинаковые по своей структуре (начальные молитвы, три псалма, тропари, общая для всех часов молитва, и особая заключительная молитва в конце каждого часа.), которые установлены для того, чтобы совершать их именно в тот отрезок времени, с которыми связаны те или иные воспоминания и называются они часами. 3 час – это воспоминание сошествие Святого Духа на апостолов, 6 час – распятие Господа Иисуса Христа, 9 час – смерть Его кресте. Еще есть 1 час, но он был установлен, так сказать, «по случайному поводу» и поэтому не имеет конкретно с ним связанного воспоминания. Правда его наличие пытаются оправдать воспоминанием суда Пилата над Господом и не только этим, но содержание 1 часа ничего такого не предполагает. Дело в том, что он появился из-за усердия некоторых палестинских монахов, которые решили, что между утреней (в составе бдения) и 3м часом слишком много свободного времени и установили его совершение ( преподобного Кассиан Римлянин. Писания. Кн 3. Гл. 4 ). Сегодня 1 час стал практически постоянным приложением к Утрени. Но в этом качестве он не имеет особого значения и его в таком случае можно не совершать. Хотя если кому-то покажется крамольным такое мое предложение и захочется исполнить Устав полностью, то пусть тогда не забудет включить в свое келейное правило почасия или междочасия (упрощенный вид часов), которые Иерусалимский устав так же предписывает.

http://azbyka.ru/video/05-sutochnoe-bogo...

          1. Богослужение суточное. Круг его начинается всегда с вечера ( Быт. 1:5 ). В этом состоит отличие церковного времяисчисления от гражданского.           Первая служба, с которой начинается вечернее богослужение, есть девятый час. Это время дня, ознаменованное смертью Спасителя ( Мф. 27:46–50 ), через которую открылась всем новая эра в духовной жизни, и потому естественно с него начинать круг суточных служб 2 . По нашему времяисчислению девятый час падает на четвертый, пятый и шестой часы дня 3 .           Вторая служба – вечерня. Она бывает трех видов: малая, вседневная и великая. Малая вечерня совершается накануне праздников со всенощным бдением, которое начинается великою вечернею. Вседневная – обычно когда нет полиелея (на утрени), великая – под праздники (иногда в самый праздник) 4 .           Третья служба – повечерие. Их два: великое и малое.           Утреннее богослужение состоит из полунощницы, утрени и первого часа. Полунощница бывает трех родов: вседневная, субботняя и воскресная.           Утреня также делится на: 1) простую, или обычную, на которой славословие великое читается (а не поется); 2) праздничную со славословием великим, которое в данном случае поется (оканчивается словами «Святый Боже...»); 3) утреню с полиелеем и 4) пасхальную.           Первый час обычно (но не всегда) присоединяется непосредственно к утрене.           Наконец, дневное богослужение заключает в себе третий и шестой час и литургию.           Можно упомянуть еще о «последовании изобразительных» (оно же и «обедница») и никогда не совершаемых в приходских храмах службах – «междочасиях».           Часы бывают повседневные, великопостные, царские, пасхальные. Литургия также имеет несколько видов: их в настоящее время в Православной Церкви три – св. Иоанна Златоуста , св. Василия Великого и св. Григория Двоеслова (преждеосвященных Даров).           2. Седмичные службы. Они отличаются особыми песнопениями, посвященными памяти известных святых или воспоминаниям спасительных священных событий. Так, в первый день по субботе, то есть в неделю 5 , празднуется Воскресение Христово. В понедельник воспоминаются бесплотные небесные чины; во вторник – св. Иоанн, Предтеча и Креститель Господень, и с ним все пророки; в среду и пяток – предание Господа на смерть, Его страдания и смерть, и совершается посему служба св. Кресту; в четверток воспоминаются святые апостолы и св. Николай Чудотворец как представитель всех их преемников; суббота посвящена памяти всех святых и усопших отец и братий наших. Божия Матерь прославляется св. Церковью ежедневно, но особенно в среду, пяток 6 и воскресенье, дни страдания и славы Ее Божественного Сына, ибо и Она, по слову Писания ( Лк. 2:35 ; Ин. 19:25 ), участвовала в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010