Благо великое скрыто не только в нашем знании, но и в нашем неведении Если вы следите за логикой развития сюжета, то уже поняли, что неделя мне, скорее всего, покажется слишком длинной, и торг пойдет на дни. А когда останется последний день, начнется паника и внимание переключится на часы. Затем на минуты. И вот когда метроном начнет отсчитывать секунды, закричит душа, растоптавшая без всякой пользы отпущенное время: «Благословен Бог, скрывший от человека год и месяц, день и час смерти его! Праведен Ты, Господи. И лукав я – человек». Благо великое скрыто не только в нашем знании, но и в нашем неведении. Благо великое скрыто не только в силе и успехах наших, но и в слабости, и в поражениях. И не надо знать ничего тайного, потому что знать и не сделать, знать и дурно распорядиться – намного хуже, чем согрешить по неведению. Не буду спрашивать кукушку: «Сколько мне осталось?» Буду разве читать псалом Давида: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой» (Пс. 38: 5). Буду читать, хотя и в случае отсутствия явного ответа постараюсь ни чуточку не расстроиться. Рейтинг: 9 Голосов: 203 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Игорь 5 октября 2018, 13:32 А я не согласен с Батюшкой. Знать день своей смерти это дар Божий, который не каждый выдержит. Написано о слабо верующем, подойдет и для неверующего, а глубоко верующий христианин будет более внимателен к себе - глубже веровать, больше каяться и т.п. Но, это мое мнение. Я ревную об этом Даре и знаю, что не недостоен его. Сергей 31 января 2016, 13:24 Открывается это знание многим людям: например, тяжело заболевшим. Наталия 6 мая 2015, 18:44 Христос Воскресе! Хочется написать русскую мужицкую мудрость Умирать собираешся, а пшеничку то сей. Давайте сеять. Наталия Мария 6 мая 2015, 11:26 Спасибо автору за живую откровенность, за обнажение человеческой немощи и противоречивости. Нельзя не согласится с автором, так то оно так, но чувство от прочтения рассуждений автора остается пессимистичным и безысходным. Даже если и дано будет знать время ухода - ничего не изменится в жизни человека, и НИКОГДА не изменится. И даже будет хуже в случае, если желание знать час смерти будет удовлетворено «потому что знать и не сделать, знать и дурно распорядиться – намного хуже, чем согрешить по неведению». Мне кажется, все эти метания и желания проявление гордыни. Я думаю, что человек знает главное – он умрет, воцерковленный человек знает, как к этому подготовится. Дело человека благодарить Бога за знание или незнание и делать, что от него зависит. Очень понравилось «Благо великое скрыто не только в нашем знании, но и в нашем неведении. Благо великое скрыто не только в силе и успехах наших, но и в слабости, и в поражениях.» Благо великое нам немножечко открылось…

http://pravoslavie.ru/79078.html

В числе сонаследников чина тритекти, кроме литургии, оказались также и часы. На их долю досталось чтение пророчеств с тропарями и прокимнами, а также временное пользование титулом «тритекти» (в применении к 3-му и 6-му часу) и вообще более видное положение в великопостном богослужении. 7. Устав службы тритекти «Чин тритекти в посты», как показывает и самое название, предназначался исключительно для постового и, главными образом, для великопостного богослужения. В частности, по уставу, великой к-польской церкви, тритекти совершалось в среду и пяток сырной седьмицы, в течение всего великого поста ежедневно, кроме суббот и воскресений, и на страстной седьмице, до великой пятницы включительно. 57 Служба, по уставу, должна была начинаться после утрени или первого часа; 58 но в виду предварявших её огласительных чтений, начало её обычно отодвигалось до 5–6-го часа, т. е. до полудня. 59 Славянские рукописи о времени совершения тритекти обычно выражаются так: «на заутрени пение в тритекти», 60 – как будто тритекти соединялось с утреней; или же: «час а пение в тритекти», 61 как будто первый час и тритекти совершались вместе. Встречается еще и такое выражение: «на заут(рени) на литургии в среду съропустьную пение в тритекти глас г». 62 Подобное выражение может означать как-то, что тритекти совершалось утром, пред литургией, так и то, что положенное на тритекти «пение» (тропарь пророчества) с прокимнами и пророчеством одинаково исполнялось и на утрене, и пред литургией на 6-м часе. Напр., тропарь «Кресту Твоему» в крестопоклонную среду полагалось петь и на тритекти, и на утренней службе «50-го псалма»; 63 а теперь он поется на 6-м часе пред литургией. Тропари на тритекти каждый раз меняются. Чтения тоже бывают разные; так, в среду сырную читается пророчество Иоиля, в пятницу – Захарии, в течение всего поста – Исаии, в понедельник, вторник и среду страстной седьмици – Иезекииля, в величий четверг – Иеремии, наконец, в в. пятницу – Захарии. Чтения предваряются и заключаются особыми прокимнами. 64 Все эти тропари, прокимны и чтения положены теперь на 6-м часе, а в великий четверг, и пятницу – на 1-м. В страстную седьмицу на тритекти полагалось иногда и чтение Евангелия. По крайней мере такое чтение положено по чину, открытому проф. А. А. Дмитриевским в одном Евангелии X в. и представляющему собою не что иное, как сокращенный чин тритекти. – Чин этот полагается так.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

По сему расписанию для философии назначено 14 часов в неделю – все до обеда, именно: в среду и субботу по три часа (8, 9 и 10), в остальные дни по два часа (8 и 9); для реторики столько же и те же часы: для латинского языка в классах синтаксическом (иначе – высший грамматический), среднем и низшем грамматическом – 30 часов в неделю, по три часа до обеда каждодневно и по три часа после обеда во все дни, исключая четвертка и субботы; для информаторического класса столько же и те же часы; для медицинского класса 8 часов в неделю (4 и 5-й после обеда во все дни, кроме четвертка и субботы); для класса российского красноречия 8 час. (10-й и 11-й во все дни, кроме четвертка и субботы); для математического класса 9 часов (2-й и 3-й после обеда во все дни, кроме вторника и субботы); для истории и географии 6 часов; для греческого синтаксиса 6 час. для греческой грамматики 8 часов. Предметы преподавания разделены были на ординарные и экстраординарные: первыми должны были заниматься все ученики, последними – некоторые, по выбору начальства и собственному желанию. К экстраординарным предметам отнесены были: 1) медицина, которая преподавалась ученикам философии и отчасти риторики; 2) высшее красноречие, которым занимались также ученики философии и риторики; 3) математика, которой учились немногие ученики философии, преимущественно же риторики; 4) греческий синтаксис – преподавался ученикам философии и риторики; 5) греческая грамматика, которой занимались немногие ученики риторики, а большей частью ученики синтаксического класса. В таком виде началось учение в новом – втором курсе Пермской семинарии, но в этом виде оно продолжалось не всегда, или лучше сказать, очень не долго. Впоследствии некоторые из предметов учения исключены из семинарской программы, другие вновь прибавлены, некоторые классы были соединены, другие разделены и т.д. Так в 1808 году указом Святейшего Синода предписано: «в Высочайшем Его Императорского Величества указе изображено: хотя указом Нашим в 17 день июля 1802 года и повелели Мы в духовных училищах учредить класс врачебной науки с тем, чтобы для преподавания оной, пока не будут иметь сии училища собственных своих учителей, отряжать врачебным управам искусных членов, или из других, по городам находящихся, медицинских чиновников, но как из дошедших сведений видим Мы, что во многих семинариях совсем не преподаются врачебные лекции за недостатком медицинских чиновников, да и в начертаниях правил об образовании впредь духовных училищ класса врачебной науки по семинариям более уже не полагается, и для того повелеваем: во всех духовных академиях и семинариях преподавание врачебной науки и класс сей ныне отменить».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Примечание. Юноша назвал Иисуса Христа благим учителем; но Иисус заметил, что благость принадлежит только Богу. А так как юноша не мог признать Его Богом, а только простым человеком, то название благим в его устах было не более, как лестью. Стало быть, этим замечанием Иисус Христос не отрицал Своей Божественности, а только исправлял неправильное употребление Божественного имени. Притча о работниках в винограднике    (Мф. 20:1-16).    В подтверждение Своего учения о первых и последних и в предостережение Апостолов от опасности самомнения, Небесный Учитель сказал притчу о домохозяине, который, наняв работников для своего сада в начале дня — по динарию за день — потом последовательно призвал для работы в своём саду и в 3-й, и в 6-й, и в 9-й, и в 11-й часы дня праздно стоявших на торжище людей; по окончании же дня заплатил и пришедшим последними по динарию, и первым не прибавил ничего к условленной плате, а на недовольство их таким, по-видимому, несправедливым распределением платы отвечал указанием на свою благость и на своё право раздавать свои дары по своему произволу, хотя бы и не заслужившим их, но без нарушения справедливости к тем, которые сами, при условии о плате, оценили свой целодневный труд не дороже динария.    О предмете притчи разногласят толкователи. Обыкновенно относят её к разновременно званным в Царство Божие. Одни (Ириней, Ориген, Иларий) относят к Ветхому и Новому Завету, приравнивая делателей, званных в разные часы дня, к Адаму, Ною, Аврааму, Моисею, а напоследок к Апостолам, из которых первые больше потрудились под законом естественным и Моисеевым, а последние при обилии благодати снискали равное с первыми благоволение. Другие (Златоустый, Иероним) относят к различным возрастам званных: юности, мужеству, преклонным летам и старости.    Но кажется, лучше всего признать, что в этой притче сделано предостережение Апостолам, которые, не понимая тайн Царствия Божия, воображали, что они по своей близости к Мессии, как первые званные в Его Царство, будут первыми в Царстве Небесном и должны будут получить наивысшую награду от Него то есть впадали в общий Иудейский грех относительно Мессии. Иисус Христос, в лице Петра, к которому обращена вся речь, научает Апостолов и всех верующих, что смирение есть главное условие получения награды от Бога. Званные в последний час дня работники смиренно заявили о том, что они не были никем наняты на работы и без всякого договора пошли в виноградник, предоставив самому господину оценить их труд. Первые же кичливо гордились своим целодневным трудом и ставили свою заслугу выше последних; но они получили только мзду свою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Из «чина действия, каким образом совершалось» коронование, оказывается, что государь утреню «слушать изволил с вечера», а к обедне благовест начался в половине 8 часа. В 1795 году был напечатан «чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе». В конце его помещено расписание: «В какие часы котораго дня чрез весь год к вечерням, утреням, всенощным, литургиям и часам благовест производится». По этому расписанию в день Св. Пасхи положено совершать благовест «к утрени в час пополунощи, к литургии в шесть часов пополунощи». В начале текущего столетия 17 этот чин с тем же расписанием был повторен изданием. Преосвященный Августин в 1815 году, 8 апреля, только подтвердил прежние указы не начинать в Москве благовеста раньше соборного. Приснопамятный Филарет, митрополит московский, навсегда узаконил полуночный благовест к пасхальной заутрене. В марте 1849 года он предписал московским церквам следующие пункты: «1) Вообще не начинать благовеста к церковным служениям ранее благовеста Успенскаго собора. «2) Пред утренею в день Святыя Пасхи на колокольнях должны быть причетники надежные и осмотрительные; и не излишне им иметь при себе часы для предосторожности против преждевременнаго погрешительнаго благовеста. «3) Если будут в Кремле пред утренею Пасхи пушечные выстрелы (которых должно быть три в продолжение часа), то также по предосторожности, не руководствоваться ими для благовеста. «4) Для начатия благовеста к утрене Пасхи слушать успенскаго колокола и первый удар в него прослушать в молчании, а по второму начинать благовест. «5) Колокольням, отдаленным от Кремля, которыя могут не услышать кремлевскаго колокола, начинать благовест по благовесту тех церквей, которыя ближе их к Кремлю, а не обращать внимания на те, которыя далее их. «6) Благочинные должны наблюдать за точным исполнением сего распоряжения и о нарушителе донести немедленно». Распоряжение это через консисторию представлено было всем московским соборам, монастырям и церквам. В следующем же 1850 году было отпечатано и разослано по всем церквам Москвы и подробное расписание часов благовеста всего года, под названием: «Указание времен церковнаго Богослужения, по уставу Московскаго Большого Успенскаго собора».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Китайский календарь . Общее понятие о нем на основании изысканий и сведений Фритче, Шлегеля, Дуоляйтля, арх. Палладия, арх. Иакинфа, иер. Исаии. Древнее происхождение сего календаря, исправления его за 1122 г. до P. X. Чэу-Гуном; осложнения счисления времени и разные виды оного по циклам, смешение астрономических знаков и астрологических понятия о них. – 1. Деление времени: китайский год, месяц, неделя, день и ночь, час и его части ши-чэнь, 8 четвертей па-кэ: секунды мяо, минуты фын, пять страж ву-цзин, вставочный месяц жун-юэ, полный юэ-да, малый юэ-сяо, час-чэнь по направлении хвоста северной медведицы и образование XII знаков чжи, назыв. ши-эрр-чжи или ди-чжи, (12 пней, ветвей земных). – 2. Цикл XII месяцев дворцовых «гун», назыв. «ши-эрр-гун», происхождение сего названия от расположения 13 отд. императорского дворца, название самых месяцев, начертание оного у даосов. – Цикл десятеричный небесных столбов «ши-гань» или «тянь-гань» из коих 5 муж. начала (ин) и 5 женск. начала (инь), их частные названия. – 3. Цикл «Цзя-цзы» или состоящий из 60 годов и проистекающий от комбинации 10 небесных столбов (тянь-гань) с 12 земными пнями или ветвями (ши-эрр-чжи), самые названия каждого года сего цикла в его шести десятках. – 4. Цикл седмиричный астрономический для лунных домицилей (су) в четырех четвертях года, по семи в каждом; название этих четвертей: В. – дракон, С. – черепаха или черный воин, З. – тигр, Ю. – красная птица. Подробная таблица III-й) этих XXVIII домицилей сравнительно с такими же европейцев, индийцев, парсов, арабов, китайцев и по Иделеру. – 5. Цикл тройного деления времени у китайцев, (по Сы-мя-цзяну) в эпохи: царство человеческое, царство земное, царство небесное и самая таблица сего распределении 1). – Сравнительная таблица II) циклов: XII ветвей (ши-эрр-чжи), им соответствующих животных, XII зодиака Европы, XII часов и страж китайских, знаков компаса, китайские часы, соответствующие европейским и их названия. – 6. Цикл «Цзе-ци» или XXIV атмосферических перемен, названия оного и русский перевод. Китайские соответств. знаки, зодиака, солнечная долгота, европ. зодиак, и дата по григорианскому времясчислению (Табл. IV). – Пояснительные подробности к циклам XXVIII домицилей лунных и XII месяцев года, «Цзе-ци», о китайском високосном вставочном месяце чрез 4 г. – Пояснения к таблице VI (к § 68) систем Фуси и Вэнь-вана, Шао-яу-фу (круглое начертание 64 знаков, planetarium Скалигера, календари и зодиаки, китайский, индийский, монгольский, буддийский)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, после которых непосредственно следует 1-й час. Часы совершаются великопостные, с великими поклонами; 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе, но на них перед каждым часом не бывает благовест; на всех часах стихословия кафизм не положено; постный тропарь «Заутра услыша...» на 1-м часе и постные тропари и на других часах не поются, а читаются. После молитвы 9-го гласа «Владыко, Господи...» сряду бывают изобразительные, но они начинаются не пением «Блажен», как в дни Великого поста, а самыми изобразительными псалмами: «Благослови, душе моя...» и «Хвали, душе моя...», и затем, после «Единородный Сыне...», следуют «Блаженны» поскору (без пения): «Во Царствии Твоем...», «Помяни нас, Господи», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик небесный...» и проч., как в Великом посту, кончая великими поклонами. Вечерня непосредственно после этих поклонов следует: «Приидите, поклонимся» трижды, «Благослови, душе моя...» ( Пс.103 ), и совершается вечерня обычная, вседневная, но с некоторыми особенностями великопостной вечерни. После «Свете Тихий» и прокимна (прокимен поется) на этой вечерне полагается паремия и прокимен перед и после нее; по «Трисвятом» же и «Отче наш» не поются, как в Великом посту, тропари «Богородице Дево, радуйся...» и проч., а положен тропарь: в среду – святого Минеи, в пяток – Триоди («Боже отец наших...»), «Слава и ныне», Богородичен по гласу тропаря; после следующей затем ектении («Помилуй нас, Боже...») и возгласа («Яко милостив...») положены «поклоны три великие» и молитва «Всесвятая Троице...», и далее, как на великопостной вечерне. Литургии в среду и пяток сырные не бывает. В среду и пяток сырные разрешается пост и дозволяется вкушать, как и в течение всей сырной седмицы, сыр, яйца и рыбу. В среду сырную вечера (накануне четвертка) повечерие поем малое и «поем канон Минеи на ряду в субботу хотящего прилучитися святаго». В пяток (накануне субботы) на малом повечерии «поем канон усопших, Октоиха, на ряду гласа». В субботу сырную утреня совершается с великим славословием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

По 9-й песни, светилен гласа троичен, трижды. На Слава в вышних, поклоны три. На стиховне октоиха. Таже, благо есть: единожды. И трисвятое: и поклоны три. По Отче наш, тропарь: В храме стояще: Господи помилуй, 40. честнейшую: иерей, Сый благословен: Таже, небесный царю: и поклоны 3 великия: и прочих 12. И последи поклон великий, с молитвою святаго ефрема. Такоже и час 1-й, с поклоны, якоже и в великую святую 40-цу: точию без кафисмы. Заутра же услыши глас мой, царю мой и Боже мой: поскору без пения. Подобно же и прочия часы. [Смотри] В сию же 40-цу на часех и на повечерии, не стихословим с пением, ниже тропари поем со гласом: но вся тропари, и богородичны, и С нами бог, скоро без пения глаголем. Поем же и междочасие 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа, По отпусте же, хотящии спастися, от своих келлий да не исходят до клепания церковнаго: но ови убо на пение укрепляются, овии же на чтение со вниманием, друзии же на рукоделие упражняются: вся же таковая творят с разсуждением настоящаго. Служебницы же внемлют о службах своих. В час же третий клеплет в малое било, и собравшеся во храм, благословившу иерею: Предстоятель, или чтец глаголет: Слава тебе Боже наш: царю небесный: и Трисвятое, и поклоны 3. По Отче наш: Господи помилуй 12. Приидите поклонимся: трижды. и поклоны три: и обычныя псалмы. Слава, и ныне, аллилуиа, трижды, и поклоны 3. Таже тропарь, глас 6, [среди церкве глаголется от священника, или от канонарха:] Господи, иже пресвятаго твоего духа: весь до конца. Тоже глаголет первый лик, дважды: Вторый, единожды. Глаголет же священник: Стих, Сердце чисто созижди во мне, Боже: Стих: Не отвержи мене от лица твоего: Таже, Слава: Посем учиненный чтец глаголет: И ныне, Богородице, ты еси лоза истинная: и Господь Бог благословен: Трисвятое, и поклоны 3. По Отче наш, тропари, глас 8: благословен еси Христе, Боже наш: Слава, Скорое и известное: И ныне, Надежда и предстательство: Господи помилуй, 40. и молитва: Иже на всякое время: Господи помилуй, трижды. Слава, и ныне: честнейшую херувим: иерей, Боже ущедри ны, и благослови ны: и поклоны 3 великия, с молитвою: Господи и владыко живота моего: и прочих 12, и последи великий поклон, с молитвою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра: выражение показывает, что это не был собственно ветер шумящий, а шум подобный (как бы) тому, какой бывает от сильного ветра, но – без ветра (ср. Злат. и Феофил.). Направление силы, производивший этот шум, было сверху вниз, с неба к тому дому, в котором было собрание учеников Господних. Этот шум был так силен, что слышен был не только собравшимся в доме, но и посторонним (ст. 6) не на малое, вероятно, расстояние. – Наполнил дом: шум этот как бы сосредоточился в доме, к которому принесся с неба, и наполнил его собой. – Где они находились: точнее – где они сидели. До наступления часа молитвы (ст. 15) собравшиеся представляются сидящими, вероятно, слушая поучение; впрочем сидели может быть употребляется в общем смысле – пребывали, может быть пребывали в молитве и молении (как Деян.1:14 ). В обычные, назначенные часы молитвы верующие в Господа, вероятно, ходили в храм (ср. Деян.3:1 ; Лк.24:53 ), но вот в час третий (ст. 15), который был также час молитвы, они сподобились того, чего ожидали по обетованию и о чем, конечно, молились. 3. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, И явились им: т.е. они увидели в этом шуме. – Языки разделяющиеся, как бы огненные» выражение показывает, что это были языки не огненные, а только подобные (как бы) огненным, но без огня, как выше – шум без ветра. «Прекрасно говорит: как бы огненные, как бы от несущегося ветра, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе» (Феофил., ср. Злат.). Шум был знаком сошествия Св. Духа на собравшихся, удостоверением для слуха, языки – удостоверением для зрения. Как шум, так и языки были явлением сверхъестественным, только в образе естественном (как бы ветер, как бы языки); сверхъестественность явления ясно видна из действий его на учеников Христовых, которые изображаются далее; слышимое же и видимое в явлении, внешнее явления было только оболочкой, как бы одеждой внутреннего, невидимого и неслышимого, – сошествия Св. Духа или силы и даров Духа, принятых апостолами под этим внешним покровом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Примечание. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 592–593), каноны поются следующим образом: в 1-й, 3-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды); в 4-й, 8-й и 9-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы на 8. Библейские песни – великопостные. Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в предпразднство Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви. Катавасия – по 3-й, 4-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона предпразднства, а по 4-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца). По 3-й песни – седален предпразднства, глас 4-й: «Нашествием Духа Всесвятаго...». «Слава, и ныне» – ин седален предпразднства, глас 3-й: «Днесь вся тварь...». По 6-й песни – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земным начало спасения...». (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.) На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни может петься «Достойно есть» . Светилен Троичен гласа (в данном случае – 1-го). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Языка, егоже не ведяше...». Окончание утрени – по великопостному чину. Часы совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля). Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что 1-й час совершается «с поклоны, по обычаю». По этой причине допустимо совершение часов в данный день в полном соответствии с великопостным чинопоследованием.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-06/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010