При совершении всенощного бдения, которое, как самое название (всенощное бдение) показывает, должно продолжаться всю ночь, не положено полунощницы (Тип., гл. 2 и сн. Тин., гл. 7). На субботу 5-й седмицы Великого поста, день чтения акафиста, «полунощницу» (и повечерие малое) поем в келиях» (Тип., послед. пятка 5-й седмицы Великого поста). И в последовании Типикона на Великую среду читаем: «Ведомо же буди, яко от сего святого дня (вечера среды Великой) полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмах и мирских поют в церквах» (Тип., посл. вел. среды вечера). Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) утреня праздничная с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением: «Святый Боже» и проч.; в) утреня, не только с великим славословием, но и с полиеем 276 и г) утреня пасхальная. На все виды сих служб ясно указывается в Месяцеслове и Триодионе Типикона самыми знаками праздников и названиями: «праздник со славословием», праздник с полиелеем», «с бдением», «праздник Пасхи». Следует только заметить, что в Великом посту есть несколько дней, которые, как и вообще все подвижные праздники года, не обозначаются знаками праздников, но в которые, по уставу, отправляется утреня с великим славословием. Эти дни суть субботы: а) сырной седмицы; б) пятой седмицы Великого поста; в) седмицы ваий, и г) Страстной седмицы (Тип., послед. сих субб.). Службы часов 1-го, 3-го, 6-го и 9-го бывают: а) вседневные (не великопостные); б) великопостные; в) царские, и г) пасхальные. Часы вседневные совершаются, обыкновенно, в таком порядке: час 1-й бывает сряду за утренею, 3-й и 6-й вместе совершаются пред литургиею, что обыкновенно и называется часами, а 9-й час бывает пред вечернею. Великопостные же часы совершаются так: 1-й час соединяется с утренею, а 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе, за ними бывает чин Изобразительных и затем вечерня (в некоторые дни после вечерни и литургия). Царские часы совершаются вместе: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й и за ними бывает чин Изобразительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

(Типикон, гл. 17) Вид Суббота Неделя Понедельник Вторник Четверг Пятница богослужения Утреня 2, 3, 17 10, 11, 12 19, 20, 1 1-й час 3-й, б-й, 9-й час 19, 20, – Вечерня Чтение кафизм в 5-ю седмицу св. Четыредесятницы Вид Суббота Неделя Понедельник Вторник Четверг Пятница богослужения Утреня 20, 1, 2 1-й час 3-й, 6-й, 9-й час Вечерня Порядок чтения великопостных часов 1-и час читается непосредственно за произнесением священником в конце утрени молитвы святого Ефрема Сирина . Чтец: «Приидите, поклонимся...» (3) и обычные псалмы: 5-й, 89-й, 100-й, затем чтец – «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3), «Слава», и читается рядовая кафизма, как обычно разделенная на три «Славы». 3-ю «Славу» кафизмы чтец заканчивает: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3), после чего священник произносит тропарь часа 116 : «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». Хор повторяет. Священник – 1-й стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Хор: «Заутра услыши...». Священник – 2-й стих: «Яко к Тебе помолюся, Господи...». Хор: «Заутра услыши...». (Такой же порядок исполнения тропаря и на остальных часах.) Священник: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Чтец: «И ныне» – «Что Тя наречем, о Благодатная...». Хор: «Стопы моя направи по словеси Твоему...» и прочие стихи. Чтец: Трисвятое по «Отче наш», Богородичен дневной (в понедельник, вторник и четверг: «Преславную Божию Матерь...»; в среду и пятницу – «Скоро предвари...» 117 , «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Честнейшую...». Священник: «Боже, ущедри ны» 118 и молитву св. Ефрема Сирина с поклонами (3 + 12 + 1). Чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12). Священник: «Христе, Свете истинный...». Хор: «Взбранной воеводе...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...», и бывает полный отпуст. 3-й, 6-й и 9-й часы: Служба 3-го часа начинается как обычно: по возгласе священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и прочее. Часы же 6-й и 9-й начинаются чтением: «Приидите, поклонимся...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Ночью шел дождь, окончившийся к 7 час. В 9 1/2 поехали на моторе Орлова на бригадный маневр по Волконскому шоссе. У Косрова перегнали обоз отряда Дерфельдена. Маневр разыгрался скоро и толково; отбой был дан в 11 1/4. Мама также приехала. Объехав и поблагодарив войска, сел в автомобиль. Вернулись домой в 12 1/4 — почти из-под Царского Села. Завтракали одни. Играли в теннис. Погода стояла отличная. В 6 час. принял Коковцова. До обеда покатался на электр. кат. Целый вечер читал. 5-го августа. Пятница. Стоял отличный солнечный день. Утром были доклады. В час был завтрак в Большом дворце в честь императора Австрийского. Вернулся около 3 ч. и принял гр. А. П. Игнатьева. Играли в теннис. В 6 час. поехали в манеж Уланского полка ко всенощной, отслуженной перед всем Преображенским полком. После службы обедали там же с офицерами под шатром — как бы на биваке. Уехали в 9 1/4. Читал. 6-го августа. Суббота. Стояла дивная погода. Сегодня обнародовано учреждение Государственной Думы. В 12 час. на площадке перед дворцом состоялся великолепный парад Преображенскому полку и 1-й батарее Михаила Павловича. Гадон замечательно представил полк. Назначил командира моей роты Оболенского и полк. ад. Свечина флигель-адъютантами. Вернулись домой в 3 1/4 и показали маленького Алексея Гадону и некоторым Преображенцам. Читал до 8 ч. Поехал с Мишей (деж.) сюрпризом в Уланский Манеж, обедал с офицерами и провел весьма приятные часы в полковой семье. 7-го августа. Воскресенье. Вернулся в 4 часа домой; Гадон сопровождал верхом. Спал до 10 час. Чувствовал себя отлично и бодро. В 11 час. поехали к обедне, завтракали на Ферме. Играли в теннис. После чая принял доклад Глазова. Обедал Андрей (деж.). Занимался целый вечер. Начался дождь. 8-го августа. Понедельник. Отличный день с периодическими ливнями. Аликс уехала в Царское. Завтракал С. Долгорукий (деж.). Принял сенатора Пестовского. Гулял. В 4 ч. началась охота на уток у Бабигона. Брали загонами три главных пруда. Участвовали: д. Владимир, д. Алексей, Николаша и Петя. Всего убито 84 утки; мною 18. Вернулся домой в 6. Обедал кн. Орлов. Весь вечер занимался. До 8 час. принимал Булыгина. 9-го августа. Вторник.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Самый звон в колокола бывает неодинаков. Звон соответствует службе. Иной звон бывает при службе праздничной, иной – при будничной, иной – при великопостной, иной – при некоторой заупокойной. Главным образом различаются два рода звона: благовест и собственно звон. Благовестом называется тот звон, при котором ударяют в один колокол, или в несколько колоколов, но не все вместе, а по очереди в каждый колокол. В последнем случае благовест называется «перезвоном» и «перебором» 225 . Слова «благовест» нет в Типиконе; в нем для означения благовеста употребляются слова: бить, клепать, знаменать, ударять; название же «благовест» весьма хорошо соответствует церковному звону. Собственно, звоном называется тот звон, при котором ударяют в два и более колоколов вместе. В грамоте Новгородского Митрополита Корнилия (1692 г.) читаем: к божественным службам благовестити и сперва в один колокол, по благовесте же в подобное время звонити в рядовые дни в два колокола, а в воскресные дни и Господские праздники и нарочитых святых благовестити и звонити по уставу 226 . Когда звон в несколько колоколов бывает в три приема, тогда он называется три-звоном или трезвоном. Ударяют во вся кампаны и клеплют довольно три звоны. (Тип., послед. пасхи, утреня): «Трезвон в двои», т.е. в два колокола (Тип., часы в вел. среду). «Трезвон во вся» (хромовая 35 глава в Типиконе). Благовест в продолжение дня бывает три раза к общественному Богослужению: к вечернему, утреннему и дневному. Ибо хотя в православной Церкви считается девять вседневных служб общественного Богослужения (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й и 6-й часы, литургия, 9-й час), но в приходских церквах в большую часть года они совершаются по три вместе, именно: 1) 9-й час, вечерня, повечерие. 2) Полунощница, утреня и 1-й час. 3) 3-й и 6-й часы и литургия. В монастырях эти службы иногда совершаются отдельно между собою, и к ним бывает особый звон. Так, кроме вечерни, там бывает особый звон к повечерию. Типикон указывает все случаи, когда и как надо звонить.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часы, изобразительны и вечерня Великопостные часы – 3-й, 6-й и 9-й – обычно совершаются вместе с изобразительными и вечерней. Перед каждым часом ударяют в колокол количество раз, соответствующее часу (3 раза, 6 раз и 9 раз), а перед вечерней – без счету. 3-й час. Иерей в епитрахили, пред Царскими вратами (завеса не открывается), совершив три поклона, произносит возглас: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...» и прочее 3-го часа, как обычно. По окончании третьего псалма – «Слава, и ныне» – «Аллилуиа», и читается рядовая кафизма, разделенная на три «Славы». Порядок чтения тот же, что и на утрени (но только в начале перед чтением 1-й «Славы» певцы не поют: «Господи, помилуй» и «Слава», а все это произносит чтец). После кафизмы иерей (пред Царскими вратами) глаголет тропарь часа, глас 6-й: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся» и стихи: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей»; «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». По исполнении тропаря и поклонов иерей: «Слава», чтец: «И ныне» и Богородичен: «Богородице, Ты еси Лоза истинная...» и прочее. После молитвы «Иже на всякое время...» иерей на солее произносит: «Боже, ущедри ны...» Чтец: «Аминь». Иерей читает молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами. Чтец: «Владыко Боже...» и начинается 6-й час. 6-й час. Псалмы и кафизмы читаются в том же порядке, что и на 3-м часе. После кафизмы тропарь часа с коленопреклонениями, глас 2-й: «Иже в шестый день же и час на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Стихи: «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего»; «Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя». Иерей произносит: «Слава». Чтец: «И ныне» – Богородичен 6-го часа: «Яко не имамы...» и тропарь пророчества. Иерей: «Вонмем». Чтец – «Прокимен, глас 4-й: «Весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет». Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Иерей:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По указанию еп. Езника Петросяна, во время Великого поста в будние дни утром к 2 указанным службам добавляется час восхода, в полдень вместе совершаются 3, 6 и 9-й часы, а вечером - одна из 3 служб: час мира (в понедельник, вторник и четверг), час покоя (в среду и пятницу) или вечерний час (в субботу и воскресенье); Тафт сообщает, что час мира и час покоя совершаются ежедневно вместе. В соборе св. Иакова арм. Иерусалимского Патриархата из суточных служб ежедневно (ок. 3 часов пополудни) совершается только вечерний час. По данным Тафта, состав современных ночного, утреннего и вечернего часов в основном соответствует описанным выше древним чинам. В приходах Киликийского Католикосата в наст. время существует краткий чин утреннего часа: двойной гимн (Великое славословие), возглас священника, Трисвятое, песнопение «Прославленная и Благословенная...», Евангелие и пространный гимн «В начале Слово создало...». В конце утрени появилось второе евангельское чтение ( Taft. Liturgy of the Hours. P. 222; Скабалланович. С. 333). Сосуд для св. мира. 1815 г. Вавилон (Музей-сокровищница Эчмиадзин) образуют, как и во всех вост. обрядах, единое чинопоследование; Крещение в древних арм. литургических комментариях понимается как таинство нового духовного рождения от воды и Духа, Миропомазание - как запечатывание новокрещеного духовной печатью (это отражено даже в арм. названии Миропомазания: [кнунк] от [кник] - печать). Таинства могут совершаться над детьми или взрослыми любого возраста. Арм. чинопоследование Крещения и Миропомазания первоначально было заимствовано из вост.-сир. обряда ( Winkler. Das armenische Initiationsrituale. P. 47-75); со временем оно приобрело в общем такой же порядок, как в визант. и др. вост. обрядах (см. таблицу, показывающую развитие чина: Initiation chrétienne. Р. 30-35). На 8-й и 40-й дни по рождении младенца совершаются особые чины, имеющие тот же смысл, что и в правосл. традиции ( Conybeare. P. 86-88; молитвы 1-го дня нет). В рукописях говорится о трехнедельном сроке оглашения перед Крещением, во время к-рого крещаемый (если это младенец, то оглашение состоит только из литургических элементов) научается от вардапета основам веры; оглашение включало в себя и литургические элементы: возложение рук на кандидата ко Крещению, молитву (Ibid.

http://pravenc.ru/text/76130.html

Таким образом писатели первой половины III b. знают уже, не считая утрени с литургией и вечерни, до 6 молитвенных часов (а с этими службами — 8): утренняя молитва, 3, 6 и 8 часы, вечерняя молитва и ночная молитва, может быть даже не одна (св. Киприан: «ночные часы»). Молитвы 3, 6 и 8 часов имели следовательно такой приблизительно характер, как утренние и вечерние молитвы. Отсюда и ныне у некоторых восточных христиан (например армян), сохранивших весьма древнюю церковную практику, утренние и вечерние молитвы считаются церковной службой наравне с другими (как и в некоторых древних греческих и славянских часословах). Замечательно свидетельство св. Киприана, что «ныне и времена моления и таинства возросли»: на его глазах как бы происходило и умножение и усложнение этих второстепенных церковных служб. Молитвенные часы по каноническим памятникам III b. Естественно, что канонические памятники III b., которые относятся скорее к его второй половине, чем к первой (на каковую падают вышеупомянутые свидетельства), знают уже и несколько большее количество молитвенных часов и более общественно-богослужебный характер за ними. Свидетельства канонических памятников о молитвенных часах важны для нас и тем, что они говорят о практике разных церквей: сирской, египетский, римской и тем не менее указывают однообразную практику. Небольшая же разница в этой практике у разных церквей может говорить за то, что эта практика вырабатывалась независимо. В виду особой важности этой эпохи для выработки ритуала богослужебных часов, которому теперь клались первые основы, мы приведем параллельно все предписания этого рода в канонических памятниках III b. Начнем с «Завещания», как дающего более краткие указания.   «Завещание» в своих предписаниях о молитвенных часах делает различие между клиром (частнее епископом и пресвитером) и мирянами, требуя от первого большего усердия и тщательности в соблюдении этих часов. При этом место об епископо-пресвитерских часах молитвы в Завещании имеет в сирской рукописи и в арабском переводе для коптской церкви характерные разности (отмеченные у нас курсивом) 1.  «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» в сирской редакции: Да будет епископ постоянно у алтаря, пребывая в молениях долго и ночью, особенно же в предписываемые ночные часы, именно в первый, в полночь и в первый час зари, когда появляется рассвет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Разделы портала «Азбука веры» «Часы» и так называемые «стражи» – это основные единицы измерения времени в рамках суточного цикла, используемые в гражданском быту и христианском богослужебном обиходе. Современный час – это внесистемная единица времени, равная 60 минутам, или 3600 секундам. 1 сутки=24 часам. Деление на часы впервые отмечается в Древнем Египте. Уже в XXI веке до Р. Х. египетские жрецы пользовались системой из 24х часов: 10 часов дня, 2 часа сумерек и 12 ночных часов. Позднее была принята более простая система, употреблявшаяся и в Вавилонии: дню и ночи стали отводить по 12 часов. У вавилонян этот принцип заимствовали греки (Геродот. История, II, 109). Римский dies civilis, «гражданский день» (в значении сутки) начинался в полночь и полуночью заканчивался. Древние евреи считали за полный 24-хчасовой день (сутки) период времени от одного вечера до следующего вечера. Эта традиция сохраняется и в православном богослужебном календаре: богослужения соответствующему дню или празднику начинаются в предыдущий день вечером: в городских храмах, как правило, – в 18 часов (в монастырях и сельских приходах обычно в 17 или даже 16 часов). «День» (в узком значении) продолжается от 6 часов утра до 18 часов вечера, а «ночь» – с 18 часов вечера и до 6 часов утра. Таким образом, «1й час дня» нашего Церковного Устава начинается с 6 часов утра, 3й час – с 9 часов утра, 6й – с полудня, 9й – с 15 часов (заканчивается к 18-ти часам). Вечерние богослужения (или т. наз. «Всен о щное бдение», «Всенощная») предписывается начинать в «1й час нощи» (то есть с наступлением 18-ти часов). Единственное исключение составляет Пасха, праздничное богослужение которой начинается с наступлением именно «римского дня» – сразу после полуночи. Римляне евангельских времён для военной караульной службы делили ночь (от заката до восхода солнца) на 4 стражи (vigiliae): prima, secunda, tertia, quarta, – считая по 3 часа в каждой страже. Эта система определяла ритм жизни и оккупированной римлянами Иудеи (с 63 г. до Р. Х.), и мы встречаемся с ней в книгах Нового Завета, откуда она перешла в наш богослужебный Устав.

http://azbyka.ru/chasy-i-strazhi

   Следованная Псалтирь назначается, главным образом, для богослужебного употребления, в то время как Малая Псалтирь для домашнего и для чтения по усопшим. О нотных книгах    Нотные богослужебные книги назначены для употребления их клиросными певцами. По своему содержанию и составу они соответствуют богослужебным книгам простым. Обиход церковный нотного пения содержит те песнопения, которые постоянно, или чаще других, поются на вечерне, утрени и литургиях, как неизменяемые, так и изменяемые из Октоиха, Миней и Триодей. Есть и особый Октоих нотного пения, содержащий ноты для воскресных служб на все 8 гласов, затем Ирмологий нотного пения, Праздники нотного пения и Триодь нотного пения постная и цветная. Для обучающихся нотному пению назначен Учебный обиход нотного церковного пения. Слово «Обиход» значит домашнее или всегдашнее употребление. 8. Понятие о богослужебных кругах    Церковные молитвословия, употребляющиеся в богослужении, связаны или с временем дня, в которое богослужение совершается, или с днем недели (по церковному седмицы), или с днем года (определенным месяцем и числом). Так различаются три круга богослужения: 1. суточный круг, 2. недельный, или седмичный и 3) годовой. Из соединения этих трех элементов и составляется богослужение каждого данного дня. 1. Круг суточного богослужения    Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями.    Церковно-богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Следованная Псалтирь назначается, главным образом, для богослужебного употребления, в то время как Малая Псалтирь для домашнего и для чтения по усопшим. О нотных книгах Нотные богослужебные книги назначены для употребления их клиросными певцами. По своему содержанию и составу они соответствуют богослужебным книгам простым. Обиход церковный нотного пения содержит те песнопения, которые постоянно, или чаще других, поются на вечерне, утрени и литургиях, как неизменяемые, так и изменяемые из Октоиха, Миней и Триодей. Есть и особый Октоих нотного пения, содержащий ноты для воскресных служб на все 8 гласов, затем Ирмологий нотного пения, Праздники нотного пения и Триодь нотного пения постная и цветная. Для обучающихся нотному пению назначен Учебный обиход нотного церковного пения. Слово «Обиход» значит домашнее или всегдашнее употребление. 8. Понятие о богослужебных кругах Церковные молитвословия, употребляющиеся в богослужении, связаны или с временем дня, в которое богослужение совершается, или с днем недели (по церковному седмицы), или с днем года (определенным месяцем и числом). Так различаются три круга богослужения: 1. суточный круг, 2. недельный, или седмичный и 3) годовой. Из соединения этих трех элементов и составляется богослужение каждого данного дня. 1. Круг суточного богослужения Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями. Церковно-богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010