Jewish elements in gnosticism 1369 are sufficient to warrant a removal of the old premise of a demarcation between all Judaism and gnosticism; it can no longer be held with greater rigidity than a precise demarcation between Christian orthodoxy and Christian gnosticism. 1370 But this does not warrant reading later gnostic tendencies back into earlier Jewish texts (with or without «gnosticizing» tendencies of their own). Qumran, for instance, may have some dualistic roots in Iranian thought, 1371 but while it helps explain certain features of incipient gnosticism, it is not «gnostic» in the fully developed sense. 1372 Some ideas in the Fourth Gospel may find parallels in Jewish mysticism, 1373 which may have been one of the formative influences in gnosticism. 1374 Mysticism as broadly defined appeared in Hellenistic religion and Hellenistic Judaism, 1375 but it also appears in later rabbinic Judaism, which sometimes had to guard against it. 1376 Esoteric teachings surrounding creation 1377 and mystical experiences regarding the throne-chariot, 1378 derived from Gen 1 and from Ezek 1 and 10 respectively, were focuses of the revelatory quests 1379 –seeing the glory of the invisible God and understanding his inscrutable works. 1380 This could lead to destruction for those inadequately prepared for it. 1381 Rabbinic thought ultimately adopted some elements of mysticism, while keeping it from the mainstream of rabbinic teaching; 1382 responsibility to the community remained the primary focus, 1383 and rabbis emphasized prayer and study for all Jews rather than mystical elitism. 1384 Some mystical elements are clearly prerabbinic 1385 and exist in the Tannaitic stratum of rabbinic literature (in less developed form than in Amoraic literature). 1386 It is possible that some emphases in the Fourth Gospel, such as Jesus as the only one who has seen heaven ( John 3:13 ) and as the sole locus for vision of the divine (1:18; 14:8–9), were offered to counter contemporary claims in Jewish mysticism. 1387 But esoteric Judaism is not gnosticism in the precise sense of the latter term, and cannot warrant reading later gnostic developments back into an earlier period. 1388 Thus, for instance, despite the parallels between mystical tendencies in the Dead Sea Scrolls and gnosticism, both merely reflect common elements of their milieu; 1389 in contrast to gnosticism, no early recorded form of Jewish mysticism eliminated the demarcation between Creator and created. 1390 4. Pre-Christian Gnosticism in General

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

 Житие. С. 337.  Там же. С. 340.  Об этом см. в частности  Василик В.В.  Жизнь и творчество св. Романа Сладкопевца//Ежегодная богословская конференция Свято-Тихоновского Богословского института. М., 2000. С. 84.  Житие... С. 349  Там же. С. 351.  Там же. С. 362.  Достаточно упомянуть " нудизм " Франциска, чтобы понять разницу между ним и преп. Сергием, его духовное нездоровье и полноту духовного здравия преп. Сергия. Параллель между ними проводил еще Борис Зайцев. См.  Зайцев Б.  Преп. Сергий Радонежский//Жизнь и житие преп. Сергия Радонежского. М., 1992. С. 180-240.  Некоторые исследователи сомневаются в факте посещения князем Димитрием преп. Сергия, указывая на то, что путь на Юг, к Дону, пролегал в стороне от обители преп. Сергия, находившейся на северо-востоке от Москвы. Но этот довод можно опровергнуть тем, что решение о выступлении против Мамая принималось заранее и князь Димитрий имел время для того, чтобы съездить к преп. Сергию. Некоторые исследователи связывают благословение преп. Сергия с Вожской битвой 1378 года. См. в частности  Кучкин В.А.  Антиклоссицизм//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. 2003. 1 (11). С. 114—115.  Житие. С. 400.   Случевский К.К.  Государственное значение Святого Сергия и Троице-Сергиевой Лавры. М.: Унив. тип., 1892.  См. в частности  Прохоров Г.М . Византия и Русь в эпоху Куликовской битвы. СПб., 2000. О балканском исихазме см.  Амфилохий (Радович) , митр. Синаиты и их влияние на духовную жизнь Сербии XIV века//Основы православного воспитания. Пермь, 2000.  Петр (Пиголь) , игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999.   Яблонский В.  Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908.   Ключевский В.О.  Значение преп. Сергия для русского народа и государства//Житие и жизнь преп. Сергия. М., 1992. С. 273. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии М 8 октября 2019, 13:09 Преподобный Сергий,помолись и заступись за нас пред Господом!!!!!! Фаина 29 ноября 2016, 08:55 Святой преподобный Сергий Радонежский! Вымоли сыну моему Андрею посещение свыше для того, чтобы преобразилось внимание его и открылись внутренние родники его души и разума, чтобы сам он твоими молитвами потянудся к Богу, получил исцеление души и тела, отче Сергие! Аминь!

http://pravoslavie.ru/72332.html

Главная мысль, объединяющая все песни И. п.,- причиной катастрофы, постигшей Сион, являются грехи многих поколений иудейского народа, нарушавших завет с Богом (Плач 1. 8-9; 3. 37-42; 4. 13-14; 5. 7). При этом пророк не ограничивается описанием бедствий и обличением народа, но вселяет в него надежду, указывая выход из той бездны, в к-рую Господь попустил врагам ввергнуть Свой народ,- обратиться к Господу, «как древле» (Плач 5. 21). В ранней и средневековой Церкви И. п. привлекал большое внимание экзегетов ранней Церкви; мн. стихи были включены в состав созданных в полемических целях иудеохрист. собраний свидетельств Свящ. Писания, подтверждающих истинность христ. веры, т. н. тестимоний. Богатую традицию толкования имел Плач 4. 20. Сщмч. Иустин Философ цитирует его в форме, неск. отличной от варианта LXX ( Iust. Martyr. I Apol. 55. 4-5: «Дыхание перед лицом нашим Христос Господь»). Та же цитата встречается у сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Dem. 71). Подобное толкование есть и у Тертуллиана ( Tertull. Adv. Marcion. III 6. 7). Ориген также видит в этом месте ветхозаветное указание на Христа ( Orig. Cant. Cantic. 2. 3; Idem. De princip. II 6. 7). Ориген - автор первого в раннехрист. экзегетической лит-ре комментария к И. п., сохранившегося фрагментарно ( Idem. Selecta in Threnos//PG. 13. Col. 605-662), интерпретирует текст постишно. После установления исторического смысла автор обращается к выявлению духовного: душа, созерцающая небесные тайны, попадает под власть демонов и только Христос может освободить ее (Ibid. 12//PG. 13. Col. 608b). Сохранились др. раннецерковные комментарии: блж. Феодорита Кирского ( Theodoret. Interpretation in prophetam Jeremiae//PG. 81. Col. 779-806 (Threni)), прп. Ефрема Сирина ( S. Ephraem Syri Hymni et sermons/Ed. T.-J. Lamy. Malines, 1886. T. 2. P. 217-228), Олимпиодора Александрийского ( Olimpiod. Alex. Fragm. in Lamentationes Jeremiae//PG. 93. Col. 725-761). Средневек. авторы составили ряд комментариев: Раббан Мавр ( Rabanus Maurus. Expositio super Jeremiam//PL. 111. Col. 1181-1272), св. Пасхазий Радберт ( Paschasius Radbertus. Expisitio in Lamentations Jeremiae//PL. 120. Col. 1059-1256), Гвиберт Ножанский ( Guilbertus Abbas S. Mariae de Novigento. Tropologiae in Lamentationes Jeremiae//PL. 156. Col. 451-488), Руперт Дойцский ( Rupertus Tuitiensis. In Jeremiam//PL. 167. Col. 1378-1420), Гуго Сен-Викторский ( Hugo de S. Victore. In Threnos Jeremiam//PL. 175. Col. 255-322).

http://pravenc.ru/text/293616.html

Лит.: Кузнецов И. И., свящ. Покровский (Св. Василия Блаженного) собор в Москве: Св. Василий и Иоанн Христа ради Юродивые: Лобное место. М., 1900. С. 19-21, 23. Рис. 17, 19, 23, 27, 28; он же, прот. Св. блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Моск. чудотворцы//Зап. Моск. археол. ин-та. М., 1910. Т. 8. С. 10, 11, 20, 22-24, 266, 366, 374-375, 379-387, 395-396; Большакова. Подлинник иконописный. С. 125; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 374; Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//ГмМК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 45-46. Илл. 3-4; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. 53, 56, 74, 75, 76, 77, 128, 164, 169, 179; Т. 2. 88. С. 71-72. Рис. 17; Баталов А. Л., Успенская Л. С. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). М., 2002; Преображенский А. С. Инок и юродивый: сопоставление двух типов святости в рус. иконографии позднего средневековья//Иконопись рус. Севера: Сб. ст. (в печати). А. С. Преображенский Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак МАКСИМ († 11.11.1433 (1434?)), блж., Христа ради юродивый, Московский (пам. 11 нояб., 13 авг.- обретения мощей, в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАТРОНА Дмитриевна Никонова (1881 (по др. сведениям, 1883 или 1885) блж. (пам. 23 февр., 19 апр., в Соборе Московских святых и в Соборе Тульских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/150789.html

Но возможно и другое смешение. Нельзя запретить несвященникам, мужчинам и женщинам, осуществлять духовное окормление 1371 . Такое духовное отцовство или материнство предполагает исповедь в грехах и логически завершается молитвой духовного отца. Так, среди просьб, которые Бог удовлетворяет легче всего, Иоанн Златоуст считает именно молитву об отпущении грехов 1372 . Не будем забывать также, что таинство отпущения грехов в восточном обряде осуществляется в «умоляющей» форме 1373 . Епитимии и дела покаяния Известны сочинения, озаглавленные Εξομολογητρια, соответствующие латинским книгам о покаянии, где перечислены как различные категории греха, так и покаяния и епитимии, которые следует налагать за каждый из них 1374 . Символические книги Православной Церкви говорят тоже о покаянии, но многие настаивают на их педагогическом характере, следовательно, тот, кто их установляет, «не должен одинаково ударять по благочестивым и безразличным» 1375 . Этот упор на педагогический характер канонических покаяний часто мотивируется полемикой против значения умилостивления, которое придается им на Западе 1376 . Тем не менее одно остается бесспорным: епитимии, которые накладывает духовник, являются делами христианского praxis (делания). Так, творить добро, без сомнения, составляет подлинное покаяние, которое снимает грехи и очищает душу исполнением заповедей Бога 1377 . Книга тайн неба и земли 1378 , памятник эфиопской книжности, утверждает: «Когда грехи верующего станут великими, как горы, и многочисленными, если его праведность будет подобна искре, толика этой праведности возобладает и сотрет все грехи». Поскольку христианский praxis весьма многообразен, имеется множество средств получить отпущение грехов. Существует любопытное греческое сочинение, озаглавленное «Св. Афанасий и св. Иоанн о различных способах совершать свое спасение и о покаянии» 1379 . Автор перечисляет средства получить отпущение грехов: 1) не осуждать других; 2) прощать оскорбление; 3) быть смиренным; 4) слезы; 5) молитва; 6) милостыня и дела милосердия; 7) болезни и волнения; 8) обращение к истинной вере; 9) непрестанная молитва; 10) исповедывать Христа перед неверным тираном.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Она, подобно другим храмам XII века, строена из камня и кирпича в виде параллелограмма с выдавшеюся у северозападного угла круглою башнею или столбом. На восточной стороне три выдавшиеся полукружия досягают до самой кровли церкви. На стенах украшения состоят из окон с углубленными (в стенах) полукружиями над ними. Окна все разделаны по новому устройству. Из них с восточной стороны против престола два окна вверху и внизу и одно окно против жертвенника. С южной стороны вверху 4 окна, из коих одно относится к диаконику в алтаре. На северной стороне два окна вверху, а третье видно извнутри во главу. На западной стене три окна вверху. К стенным орнаментам относятся также углубления со многими небольшими полукружиями, выделанными у карнизов под кровлею храма и глав. Кровля на церкви на четыре ската, прежде до 1378 года 1123 , крыта была свинцом, а теперь покрыта листовым железом и окрашена медянкою. Подобная кровля и на трех главах 1124 , из коих большая на средине храма, а две на углах западной стороны оного. Трибуны все с просветами по четыре окна в каждом, исключая юго-западного, где только два окна. Яблоко над главами и кресты железные вызолочены. Главный вход в церковь с западной стороны чрез паперть. Пол в ней из путиловской плиты. Величиною церковь без пристроек в длину от горнего места до западной стены 8 саж. ¼ арш., из коих до иконостаса 2 саж. 2 арш. 1 вершок, – в ширину 5 саж. без ¼ арш., а в вышину 10 саж. Толщина стен от 1½ до 2-х аршин. Величина древней круглой башни в длину и ширину без стен по две сажени. Своды церкви поддерживаются шестью колоннами, или столбами, из коих два средние осмигранные, а прочие четырехгранные. К двум алтарным приделан иконостас, коего помост в сравнении с церковию приподнят на две ступени. В алтаре горнее место и около него седалища устроены из дерева. В стене алтаря устроены три шкафа, а по сводам его голосники. – К настоящей церкви с юго-восточной стороны пристроена ризничная палата, выступающая небольшим полукружием к востоку.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Паисьин Успенский мужской монастырь близ Галича (ныне Костромская область), известен с конца XIV в. в связи с деятельностью прп. Паисия Галичского ( † 1460 г.), с 1764 г. третьеклассный, в 1919 г. закрыт. В советские годы его помещения использовались под склады. В 1994 г. возрожден как женский. Свято-Троицкий Макариев-Унженский мужской монастырь, основан в XV в. прп. Макарием Желтоводским и Унженским († 1444 г.) на реке Унже (ныне город Макарьев Костромской области). В XV–XVI вв. запустел, возобновлен в конце XVI в. строителем Давидом Хвостовым. С 1764 г. третьеклассный, с 1854 г. первоклассный. Закрыт в 1919 г., мощи прп. Макария были вскрыты, часть зданий разобрана, на территории разместились машинно-тракторная станция и склады. В 1970-х гг. началась реставрация архитектурного ансамбля. В 1993 г. монастырь возобновлен как женский, в 1995 г. сюда возвращены мощи прп. Макария. Л. 614 об. без записей. На нижнем колонтитуле в правом углу буквенное обозначение числа 8. Чудов (во имя Чуда святого архистратига Михаила в Хонех) монастырь в Московском Кремле, основан в 1365 г. митрополитом Московским св. Алексием ( † 1378 г.), с 1764 г. первоклассный. Разрушен в конце 1920-х гг. Авраамиев Городецкий Покровский мужской монастырь близ Чухломы (современная Костромская область), основан во 2-й половине XIV в. прп. Авраамием Галичским (Чухломским) ( † 1375 г.). После 1764 г. заштатный. Упразднен в 1928 г., на территории размещались детский дом, зернохранилище, машинно-тракторная станция, школа. Восстановлен в 1992 г. Воскресенский мужской монастырь в Соли Галицкой на реке Солде, основан в 1335 г. В советское время закрыт и пришел в запустение. Сегодня здания монастыря находятся в аварийном состоянии. Александрова Спасская пустынь близ Соли Галицкой, основана прп. Александром Вочским ( † 1-я половина XV в.). В 1725 г. приписана кПредтеченскому Иаково-Железноборовскому мужском монастырю. Упразднена в 1764 г. Далее в тексте пропуск. На нижнем колонтитуле справа буквенное обозначение числа 10.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

Параллелизм в некоторых миниатюрах отличается наивным характером, например: Моисей лежит в корзине – Иисус Христос в виде дитяти лежит в закрытой книге (Евангелие); Моисея вынимают из воды дочь фараона и служанки – Иисуса Христа вынимают из книги апостолы и  церковь . Это – черта средневекового богословия, нашедшая с течением времени еще более широкое применение в Библии бедных. Подобный же параллелизм – в латинской Библии XII в. той же библиотеки (lat. 11560); роскошь раззолоченных миниатюр, фантастические, причудливые формы дьявола, буквализм, подобный буквализму наших лицевых псалтирей, – ее отличительные черты. Превосходная Библия Филиппа Смелого 167), заключающая в себе свыше 5000 миниатюр, сделанных пером и тушью миниатюристами братьями Мануэль, как полагает Ваген 210 , в конце XIV в. 211 . Число миниатюр, относящихся к Евангелию, простирается свыше 500: одни из них – исторические, другие выражают параллелизм Ветхого и Нового заветов, третьи – нравоучительные, четвертые – литургические. Стиль – западный, обработанный, как предполагает Куглер, нидерландскими художниками; трактование сюжетов местами не чуждо тривиальности, таково, например, изображение спящих волхвов, обнаженных, но с коронами на головах 212 . Французская Библия в переводе Коместора с глоссами Гюйара де Мулен XIV в. 1) 213 ; там же Библия XIII-XIV вв. 398), Библия XIV в. 2), Библия Коместора с глоссами 5), Библия XV в. 8), Библия lat. 18; 1378–1394; ср. 22 и 23; fr. 897. Кроме перечисленных кодексов Евангелий и Библий существовали на Западе сборники, в которых заключается свободное изложение или целой евангельской истории, или некоторых частей ее. Таков итальянский кодекс национальной библиотеки в Париже XV в. (ital. 115) «Vita Chrissti», миниатюры которого подробно передают события из жизни Спасителя и Богоматери, с примесью апокрифических и бытовых элементов (ср. fr. 407, XV в. в двух томах; там же французское печатное издание 1501 г. с посредственными гравюрами в числе 121 и старопечатное немецкое с 16-ю гравюрами).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

С любовью ожидаем визита Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского Феодора. Патриарх Мелетий (1871–1935) – 261-й Вселенский Патриарх (1921–1923 г. как Мелетий IV). Единственный в истории Православия предстоятель, последовательно возглавлявший три различные Поместные Православные Церкви: 1918–1920 годы – Архиепископ Афинский и всея Эллады (как Мелетий III); 1926–1935 годы – Папа и Патриарх Александрийский (как Мелетий II). Созданная в начале 1920-х годов Ассоциация русских людей в Марокко поныне является основой для правового признания марокканскими государственными властями имущественного и юридического статуса патриаршей приходской общины. Храм Воскресения Христова в Рабате является официальной резиденцией и собственностью Ассоциации Русской Православной Церкви в Марокко, созданной на деньги русских эмигрантов, зарегистрированной в Королевстве Марокко и действующей по уставу, согласно указу короля (дахир 1-58-376 от 3 жумада 1378, то есть 15 ноября 1958 г.). В уставе, в частности, сказано: «Ассоциация имеет целью обеспечить православное богослужение по-восточному обряду в православных церквях, находящихся в каноническом подчинении Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси… Ассоциация может иметь отделения (приходы) во всех населенных пунктах Марокко». Президентом ассоциации является настоятель храма. скрыть способы оплаты Комментарии Надежда Александровна Бородина 25 сентября 2014, 13:41 Добрый день! Добрым людям! ...Еще раз посмотрела и перепроверила архивные документы. В ночь с 8-9 октября иеромонах Анастасий был ранен. Приход в Танжер судна 16 октября. Смерть наступила в частном Французском госпитале - 18! октября что подтверждают 3 источника - рапорт капитана крейсера и медицинские отчеты...и книги - очевидцев. Все даты указаны по старому стилю. Прошу в Октябре помянуть усопшего иеромонаха АНАСТАСИЯ в России и в Марокко (бывшего в 1904 году французской колонией) ...Поклон руководителям сайта. Попробуйте переслать весточку электронной почтой родственнику Анастасия. В этом году 110 лет со дня его смерти.

http://pravoslavie.ru/41745.html

Феофан 681–685. Александр 686–688. В Антиохии: Стефан 660–661. Фома 662–681. Междупатриаршество 682–683. Георгий 684–707. Стефан правятель 708–742. Он же патриарх 743–744. Феофилакт 745–751. Феодор 751–773. Междупатриаршество 774 –776. Феодорит 777–794. Вдовство 795–812. Иов 813–843 . Вдовство 844–846. Николай 847–869. Стефан один день. Феодосий (Фаддей) 870–889. Евстафий 889–892. Св. Симеон 892–903. Илия 904–931. Вдовство 932–933. Феодосий 934–940. Макарий 941–944. Вдовство 945–952. Агапий 953–959. Христофор 960–969. Феодор 970–975 12. Агапий 975–986. Иоанн III 987–1010. Макарий 1011–1012. Елевферий 1013–1024. Николай 1024–1029. Вдовство 1029–1033. Илия 1033–1034. Феодор 1034–1042. Василий 1043–1052. Петр 1053–1057. Феодор (Феодосий) 1057–1076. Эмилиан 1078. Никифор Маврос 1080–1092. Иоанн IV 1092–1098. Феодосий. Аристарх. UoahhV † 1140. Сотирих 1155–1156. Афанасий 1156–1170. Симеон 1178. Феодор Валсамон 1186–1203. Иоаким I. Иерофей. Симеон. Неизвестный 1232. Евфнмий I 1254–1260. Феодосий Приниепс 1261–1283 Арсений 1283–1286. Кирилл II. Дионисий I. Кирилл III. Дионисий II. Софроний II. Иоанн VI. Mapk I . Игнатий II 1344–1351. Вдовство до 1359. Пахомий 11359–1366. Вдовство 1367–1368. Михаил I 1369–1374. Вдовство 1374–1376. Mapk II † 1378. Вдовство 1379–1385. Пахомий вторично или II 1386–1387. Нил 1387–1395. Михаил II 1395–1400. Вдовство 1400–1412. Пахомий II с 1 июня 1413 но 9 окт. 1414. Иоаким II † 1425. Mapk III 1427–1430. Дорофей I 1435–1452, † 8 сент. Михаил III 1452. Марк. Иоаким III. Григорий. Дорофей II Сапонис 1484. Михаил IV Мавердис 1523, † 1540. Дорофей III 1541. Иоанн IV Джума 1543–1576. Макарий II Хилал антипатриарх его. Михаил V 1576–1582. Иоаким V Дов антипатриарх. Михаил VI 1582. 1585. Иоаким VI 1586–1587. Иоаким III 1593. Дороаей IV 1608. Афанасий с 1618. Игнатий III с 1628. 1630. Кирил IV. Евфимий II 1636. Евтихий. Макарий 1648–1672. Кирилл V 1672... Неофит. Кирилл вторично. Афанасий с 1686, одновременно с Кириллом, который † 1721 или после 1723. Афанасий один † 1724-(или 1728).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010