1203) Иоаким (I) (?) Дорофей (Иерофей) (?) Симеон II ибн Абу Шаиб (1206 - ок. 1240) Давид (после 1240 - после 1247) Евфимий I (после 1247-1273/74) Феодосий V Виллардуэн (июнь 1275 - ок. 1283/84) Арсений I (ок. 1284/85-1285/86); Кирилл II (26.09.1287-1308) Дионисий I (ок. 1309 - после 1316) Кирилл III (? - ?) Дионисий II (? - 1322) Софроний (1322 - ?) Иоанн VI (?) Марк (?) Игнатий II (до нояб. 1344 - до 1359), переехал в Дамаск Пахомий I (не позднее 1359-1365) Михаил I (1368 - 17.08.1375) Пахомий I, вторично (авг. 1373 - 1375/6) Марк I (весна (?) 1376 - 10.04.1378) Пахомий I, в 3-й раз (апр. 1378 - 19.12.1386) Нил (?) Никон (нач. 1387 - 11.01.1395) Михаил II (7.02.1395 - 8.04.1404 (?)) Пахомий II (1.06.1412 - 9.10.1412) Иоаким I (1413-1425) Марк II (1426/27-1433/34) Дорофей I (1434/35 - 8.09.1451) Михаил III (Марк) (14.09.1451-1456?) Марк III (ок. 1456-1457/58) Иоаким II (до 20.06.1458 - после 1.06.1459) Григорий III (?- ?) Михаил IV (ок. 1470...74 - до 1484) Дорофей II ибн ас-Сабуни (до 1484 - после 1500) Михаил V ибн аль-Маварди (до 1523/24 - после июля 1529) Дорофей III (1529/30-1530/31) Иоаким III (1530/31 - до нояб. 1534) Михаил VI Саббаг (до 10.11.1534-1542/43) Иоаким IV ибн Джума (ок. 1543 - 20.01. 1576) II ибн Хилал (ок. 1543 - ок. 1550) Михаил VII (до 17.06.1576 - ок. 1583) Иоаким V Дау (25.05.1581 - 7.10.1592) Иоаким VI ибн Зияде (1593-1604) Дорофей IV ибн аль-Ахмар (1604-1611) Афанасий II Даббас (1612 - февр./март 1619) Игнатий III Атыйя (2.05.1619 - кон. 1633/нач. 1634) IV Даббас (2.05.1619-1627) Евфимий II (Мелетий Карама) (1.05.1634 - 1.01.1635) Евфимий III (нач. 1635 - 11.11.1647) Макарий III аз-Заим (12.12.1647 - 12.06(?). 1672) Кирилл V аз-Заим (2.07.1672 - 6.01(?).1720) Хиосец (нояб. 1672-1681/82) III Даббас (25.06.1686 - окт. 1694; янв. 1720 - 13.07.1724) Сильвестр (17.09.1724 - 13.03.1766) VI Танос (с 1724 - см. Мелькитская Церковь) Филимон (28.04.1766 - 5.07.1767) Даниил (6.08.1767 - 15.12.1791) Анфим (кон. дек. 1791 - 20.07.1813) Серафим (авг. 1813 - 19.02.1823) Мефодий (13.05.1823 - 24.06.1850) Иерофей (окт. 1850 - 18.03.1885) Герасим (30.05.1885 - 27.02.1891, впосл. Патриарх Иерусалимский) Спиридон (2.10.1891-1898) Мелетий II (Думани; 15.04.1899 - 8.02. 1906) Григорий IV (Хаддад; 5.07.1906-1928) Александр III (Тахан; 31.01.1931 - 17.06. 1958) Феодосий VI (Абурджели; 14.11.1958 - 19.09.1970) Илия IV (Муаввад; 27.09.1970 - 21.06. 1979) Игнатий IV (Хазим; 02.07.1979-05.12.2012) Иоанн X (Юханна Язиджи; с 17 дек. 2012) Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ II Карма [Карама, Карме] (1572 - 1635), патриарх Антиохийский (с мая 1634), выдающийся церковный и лит. деятель

http://pravenc.ru/text/115764.html

13 — рубежа XIV и XV веков, МДА, 49 — первой трети XV в. Троиц. 181 и 183 — 30–х годов XV в., Троиц. 180—1443 г. 56. Акты московских монастырей и соборов 1509—1609 гг. из архивов Успенского собора и Богоявленского монастыря. М., 1984. 5. См. также: Назаров В. Д. Генеалогия Кошкиных–Захарьиных–Романовых и предание об основании Георгиевского монастыря//Историческая генеалогия. 1993, 1. С. 22—31. 57. Цитируеи по рукописи Троиц. 745. Л. 94 об. 58. Макарий (Булгаков). История русской церкви. СПб., 1898. Т. 2. С. 187. Но многие источники (особенно XVI–XVII вв.) носят легендарный характер и нуждаются в тщательной проверке. 59. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855. С. 7—8. 60. Тихонравов Н. С. Древние жития Сергия Радонежского. Отд. I, с. 132. 61. Вздорнов Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV—XV вв.//Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1968. Т. 23. С. 190—191. 62. Тихонравов Н. С. Древние жития Сергия Радонежского. Отд. 1. С. 54. 63. 1 октября 1405 г., через 26 лет после закладки, была освящена на Симонове каменная Успенская церковь (Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 460). 64. Тихонравов Н. С. Древние жития Сергия Радонежского. Отд. 1. С. 126—127. 65. Византийские источники, правда, свидетельствуют о поставлении Федора в ростовские архиепископы от митрополита Пимена (ок. 1387 г.) вдали от Руси, «у турок». См.: Русская историческая библиотека. Т. VI. Приложения. Стлб. 215—218. 66. В некоторых работах данный эпизод связывается со сражением на Воже 1378 г. (Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы//Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 114—119; Он же. Сергий Радонежский//Вопросы истории. 1992, 10. С. 85—87). Но в Житии ясно сказано, что Дмитрий выступил против Мамая (т. е. в 1380 г., а на Воже он дрался с Бегичем), что обетный монастырь он решил посвятить Успению Богородицы—значит, молился 15 августа или накануне (а это как раз обстановка 1380 г., в 1378 г.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Также трудно обнаружить здесь и большие братские могилы. Судя по летописному сообщению, битва была хотя и упорной, но скоротечной, и русские понесли незначительные потери. К тому же следует учитывать, что соединенное войско состояло по крайней мере на одну треть из рязанцев, которые имели возможность своих погибших захоронить в других местах. Как известно, Вожская битва произошла «месяца августа в 11 день... въ среду», а на воскресенье 15 августа приходился один из самых почитаемых православной церковью праздников – Успение Пресвятой Богородицы. В селе Глебово-Городище находится каменная церковь Успения, построенная в 1694 году. На месте современного храма раннее существовала деревянная Успенская церковь , упоминаемая в документах под 1676 годом С. 204]. Исследователи не раз отмечали, что в период между Вожской и Куликовской битвами в Москве и ее окрестностях возводится ряд церквей, посвященных Успению. Так, непосредственно после Вожской победы, в 1379 году, были заложены храмы Успения в Коломне, в монастыре «на Страмыне», в Москве у большой коломенской дороги в Симоновом монастыре. Н. С. Борисов пишет, что «подобное посвящение московских и подмосковных соборов, построенных или заложенных накануне Куликовской битвы, по-видимому, было вызвано не только особым политическим значением культа Богоматери для Москвы, но, очевидно, и тем, что битва на реке Воже – «мать Куликовской победы» – произошла 11 августа 1378 года... за несколько дней до празднования 15 августа Успения Богоматери» С. 131]. По всей вероятности, Успенская церковь в селе Глебово-Городище поставлена в честь победы русского оружия в Вожской битве. Таким образом, все вышесказанное позволяет утверждать, что битва на Воже 11 августа 1378 года произошла в среднем течении реки в районе сел Пальные и Глебово-Городище. Окончательное решение о локализации места Вожской битвы должны дать комплексные исследования с широким участием в них представителей естественных наук. Литература и источники 1 . Назаров В. Д. Русь накануне Куликовской битвы//Вопросы истории. 1978. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Евр. 1:3. 1378 Точное изложение православной веры 3, 18 — PG 94, 1076D. 1379 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 42 — PG 25, 84В. 1380 Там же, 44 — 88С. 1381 Лк. 6:19. 1382 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 4,18 — PG 94,1181 С. Ср.: Кирилл Александрийский (псевдэпиграф), О Троице, 23 — PG 77, 1164D 1383 Григорий Богослов, Слово 25, 16 — PG 35, 1221С. 1384 Он же, Песнопения таинственные, 3, 84–89 — PG 37, 414D–415A. 1385 В упомянутом сочинении Григория Нисского таких слов нет. См., также, выше: примечание к 2, 19, 93. 1386 Григорий Нисский, К Евномию 1, 46 — Jaeger 1, 161–162 — PG 45, 393D–396A. 1387 Мф. 26:64. 1388 Лк. 24:49. 1389 Максим Исповедник, Προς Μρινον — PG 91, 200А. 1390 Афанасий Александрийский [Sp.], Sermo in annuntiationem deiparae, 9 — PG 28, 929A. 1391 См.: там же, 3 — 920С. 1392 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 19; 20 — PG 26, 573С–576А. 1393 Там же, 580А. 1394 Иоанн Дамаскин. Изложение православной веры 4, 18 — PG 94,1181С; Кирилл Александрийский (псевдэпиграф), О Троице, 23 — PG 77, 1164D. 1395 Григорий Нисский, Adversus Apollinarem, 5 — PG 45, 1132D. 1396 Он же, Contra Eunomium, 3, 1 — PG 45, 593 С/W. Jaeger (ed.), Gregorii Nysseni opera, vols. 1.1 & 2.2. Leiden: Brill, 1960, p. 437. 1397 Василий Великий, Против Евномия 5 — PG 29, 772D. 1398 1 Кор. 1:24. 1399 Василий Великий, О Святом Духе, 8, 19 — Bruche, 141/PG 32, 104А. 1400 См.: Кирилл Александрийский, De sancta trinitate dialogi, 7 — PG 75, 1097B; Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 33 — PG 75, 573C. 1401 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 8, 2 — PG 3, 889D. 1402 Пс. 92:1. 1403 Афанасий Александрийский [Sp.], Disputatio contra Arium, 37 — PG 28, 488C. 1404 Он же, Orationes très contra arianos, 3, 35 — PG 26, 400C. 1405 Там же, 3, 36 — 401В. 1406 Ср.: Кол. 1:17. 1407 Ин. 1:3. 1408 Афанасий Александрийский, Orationes très contra arianos, 3,61 — PG 26,452BC. 1409 Притч. 8:23. 1410 Афанасий Александрийский, Orationes très contra arianos, 3, 65 — PG 26, 460B. 1411

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Знамение от иконы Пресв. Богородицы в Устюге. 8 июля. Иноки Печерские: Арефа. 24 окт. Кукша священномуч., и Пимен постник. 27 авг. Арсений, еп. Сербский. 28 окт. Василий и Константин Всеволодовичи, князья Ярославские. 3 июля. Константин, сын Феодора, киязя Смоленского. 19 сент. Евфросиния, преп. Суздальская. 23 сент. Григорий Синаит. 8 авг. 1303.             Даниил, князь Московский. 4 марта. Прокопий, юродивый Устюжский. 8 июля. 1314.             Явление Томской иконы Пресв. Богородицы. 8 авг. 1319.             Михаил Ярославич, вел. кн. Тверской. 22 ноября. 1321.             Давид, сын Феодора, князя Смоленского. 19 сент. 1326.             Петр, митрополит Киевский. 21 дек. 1347.             Антоний, Иоанн и Евстафий, мучч. Литовские. 14 апр. 1353.             Феогност, митрополит Киевский. 14 марта. 1375.             Аврамий, преп. Галичский. 20 июля. 1378.             Алексий, митрополит Киевский. 12 февр. 1380.             Установление Дмитриевской субботы. 25 окт. 1383.             Явление Тихфинской иконы Пресв. Богородицы. 26 июня. 1385.             Дионисий, архиеп. Суздальский. 20 июня. 1389.             Лазарь, князь Сербский. 15 июня. 1391.             Сергий, преп. Радонежский. 25 сент. Димитрий, преп. Прилуцкий. 11 февр. 1392.             Иаков, еп. Ростовский. 27 ноября. Мефодий, преп. Песношский. 4 июня. Николай Кочанов, юродивый Новгородский. 27 июля. 1393.             Празднование Коневской иконе Богоматери. 10 июля. 1395.             Перенесение Владимирской иконы Богоматери в Москву. 26 авг. 1400.             Стефан, еп. Пермский. 26 апр. 15 век             Григорий Палама, архиеп. Солунский. 14 ноября. 1404.             Евфимий преп., архимандрит, Суздальский. 1 апр. 1406.             Киприан, митрополит Киевский. 16 сент. Стефан, преп. Махрищский. 14 июля. 1407.             Савва, преп, Звенигородский. 3 дек. Евфросиния преп., в мире Евдокия, вел. кн. Московская. 7 июля. 1409.             Арсений, еп. Тверской. 2 марта. 1412.             Сергий, преп. Вологодский. 7 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Амовжи †1472 г., 8(21 января); Пафнутий Боровский (†1478 г., 1(14) мая), великий молитвенник, проникавший в души, знавший все тайные мысли; Зосима Соловецкий (†1478 г., 17(30) апреля); Макарий Калязинский (†1483 г., 17(30) марта), строитель монастыря в Тверской губернии; Тихон Медынский (†1492 г., 16(29 июня), живший в дупле дерева. Преподобные: Нил Сорский (†1508 г., 7(20) мая), сторонник отобрания от монастырей имущества, требовавший от всех «умного делания,» по смерти завещавший бросить тело свое в пустыню: «потому что оно согрешило перед Богом и недостойно погребения, пусть растерзают его звери и птицы.» Расходившийся с ним во многом, но тоже великий подвижник преподобный Иосиф Волоколамский, или Волоцкий (†1515 г., 9(22) сентября, грозный обличитель ереси жидовствующих. Александр Свирский (†1533 г., 30 августа (12 сентября), основатель монастыря в Костромской губернии; Корнилий Комельский (†1537 г., 19 мая (1 июня); Даниил Пере-яславльский (1– 1540 г., 7(20) апреля), с детства подвергавший себя лишениям и истязаниям, посвятивший себя особому подвигу – попечению об умерших; Нил Столбенский (†1554 г., 7(20) декабря), подвизавшийся в дремучих лесах в Осташковском уезде. Просветители: чуди – преподобный Кирилл Челмский (1– 1378 г., 8(21) декабря); далеких тундр – преподобный Антоний Сийский (†1556 г., 7(20) декабря), которого особенно чтила супруга Грозного, благочестивая царица Анастасия, и служба коему составлена ее старшим сыном Иоанном. Просветители лопарей: преподобные Лазарь Мурманский (†1391 г., 8(21) марта), Феодорит, Митрофан и Трифон Печенгский, или Кольский (†1583 г., 15(28) декабря). Преподобные: Галактион Вологодский († 1612 г., 24 сентября (7 октября), приковавший себя к стене, убитый поляками; Иринарх, затворник Ростовский (†1616 г., 13(26) января), носивший длинную цепь; Симеон Верхотурский (†1642 г., 12(25) сентября); Мое, игумен Почаевский †1651 г., 28 октября (10 ноября), все ночи проводивший в молитве в пещере, от великих подвигов покрытый язвами и гнойными ступьями, пятьдесят лет подвизавшийся на Почаевской горе и скончавшийся на сотом году подвижнической жизни; Макарий, игумен Каневский (†1678 г., 7(20) сентября; Дионисий, архимандрит Троицкий (†1633 г., 12(25) мая) и сонм других угодников Божиих, просиявших за это время на Русской земле… Огромное значение на русскую жизнь оказывали монастыри. «Неудивительно, – писал историк Соловьев, – что монастырь привлекал к себе многих, и лучших людей.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Важеозерско-Никифоро-Геннадиевская пуст., общ., при оз. Важе, в 57 в. от г. Олонца. переименованная в 1909 г. из „Задне-Никифоровской“. Основана в 1-й пол. XVI в. пр. Никифором на месте подвигов пр. Геннадия (см. 9 февр.). В 1886 г. она была упразднена; в 1800 г. приписана к Александро-Свирскому мон.; с 1846 г. стала самостоятельной. Недалеко от пустыни, в пещере, почивают мощи препп. Никифора и Геннадия. Мон. принадлежит в С.-Петербурге (на Московской ул.) подворье, при котором устроен дом трудолюбия. Кирилло-Челмогорская пуст., зашт., общ., в 50 в. от г. Каргополя, на горе Челме. Основана в 1378 г. пр. Кириллом (см. 8 дек.). В храме Богоявления покоятся под спудом его мощи. Муромский Успенский , общ., в 40 в. от г. Пудожа, на бер. Онежского озера, при впадении р. Муромки. Основан в XIV в. пр. Лазарем (см. 8 мар.). В 1787 г. был упразднен; в 1867 г. восстановлен. При мон. дом для престарелых и убогих. Палеостровский Рождественский Богородицкий , зашт., в 140 в. от г. Петрозаводска, в 40 в. от г. Повенца, на острове Палье Онежского озера. Основан в XV в. пр. Корнилием (см. 19 мая) и учеником его Авраамием 87 . Главная святыня мон. – мощи пр. Корнилия, покоящиеся под спудом в соборном храме Рождества Богоматери. Ежегодно 19 мая и 8 сент. совершаются крестные ходы к месту подвигов пр. Корнилия – в скалистую пещеру, которая находится в 300 саж. от мон. на бер. озера. В. Спасо-Преображенский , близ Каргополя, на бер. р. Онеги. Основан в XIV в. иноком Вассианом. Троицкий Александро-Свирский , 1 кл., в 36 в. от г. Олонца, в 270 в. от Петербурга. Основан в конце XV в. пр. Александром Свирским (см. 30 авг.). Он состоит из двух монастырей: Троицкого, воздвигнутого на месте келий собравшихся некогда около пр. Александра братий, и Преображенского, построенного на месте подвигов и кончины преподобного в 200 саж. от Троицкого мон. В Преображенском соб., в серебряной вызолоченной через огонь и украшенной раке, возобновленной в 1893 г., открыто почивают мощи пр. Александра, в приделе его имени. Монастырский Троицкий собор, построенный в 1698 г., служит замечательным памятником древнего зодчества. Ежегодно в день Св. Троицы совершается перенесение мощей преподобного в Троицкий собор, где они и остаются до следующего дня, а затем таким же порядком переносятся обратно в Преображенский. В ризнице хранятся: деревянный гроб, в котором положены были мощи пр. Александра до их открытия, а также риза, поручи, вериги его и часть посоха, обретенная с мощами во гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

† 1367, 20 марта Свт. Феодор Добрый, еп. Тверской (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1367, 8 декабря Прп. Кирилл Челмогорский. † ок. 1367 г. Прп. Вассиан Строкинский, Каргопольский (8 декабря). † 1373. 15 октября Свт. Иоанн, еп. Суздальский. † 1375, 20 июля Прп. Авраамий Галичский. † 1377, 5 мая Прп. Варлаам Серпуховской. † 1377, 26 мая Прп. Гедеон Серпуховской (5 мая). † 1378, 12 февраля Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, Московский (20 мая; 5 октября). Прп. Феодора Нижегородская (в миру блгв. кнг. суздальская Василисса–Анастасия) (2 июня; 28 марта; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1379, 25 апреля Прп. Сильвестр Обнорский. † 1380, 8 сентября Прп. Александр (Пересвет), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Андрей (Родион Ослябя), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок.1380 г. Прп. Леонтий Стромынский (20 июля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1384, 23 марта Прп. Пахомий Нерехтский (15 мая). † 1384, 29 мая Прп. Илия келарь. Радонежский (6 июля – Собор Радонежских святых). Св. прав. Иулиания Новгородская (21 декабря; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † 1385, 6 мая Прп. Михей Радонежский. † 1385, 15 октября Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский (26 июня). † 1388, зима Прп. Исаакий молчальник. Радонежский (30 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Афанасий «Железный посох», Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Феодосии Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1389, 19 мая Св. блгв. вел. кн. московский Димитрий Донской. † после 1389 г., 17 нюня Прп. Исаакий Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 нюня Прп. Кирилл Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Климент Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никита Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никифор Алфанов, Новгородский (4 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Дата кончины – по Никоновской летописи (ПСРЛ. Т. 11. C. 1). 1901 Никоновская лет. сообщает под 1376 г.: «Того же лта изо Царяграда на Русь митрополитъ поставленъ на Филоемъ, Патриархомъ Цареградскимъ; князь же велики Дмитрей Иванович не его, рекъ ему сице: «есть у нас митрополитъ Алексй, а ты почто ставишся на Живаго митрополита?» Онъ же поиде съ Москвы въ и тамо живяше» (ПСРЛ. Т. 11. С. 25). Воскресенская лет. добавляет, что митрополит Киприан послал грамоты в Новгород с требованием признания своей власти, на что Новгородский архиепископ ответил, что подчинится, если Киприана признает Великий князь (ПРСЛ. Т. 8. С. 25). Проф. A. С. Пашков дополняет, что митрополит Киприан перенес кафедру в Киев из Новогрудка; время перенесения устанавливается точно (11.06.1376) на основании цитаты из письма Киприана преподобному Сергию Радонежскому от 1378 г., где сказано: «...a как въехал есмь за Киев, две лете и 14 дний до сего дни, еже есть иуниа месяца 23 день...» (Павлов A. С. Ук. соч. С. 40). В 1380 г. был приглашен в Москву Великим князем: всть къ великому князю яко Митяй умре, Пиминъ въ митрополиты сталъ; князь же не въсхот Пимина въ рече: «азъ не послахъ Пимина стати на но послахъ его яко единого отъ служашихъ Митяю, что се нын слышу такова», и посла на по митрополита Феодора игумена Симановскаго, отца своего духовнаго, и поиде съ Москвы на великое по митрополита, зовуши его на Москву отъ великого князя. же исъ на Москву, въ четвертокъ 6 недли по Пасце, на празникъ ... князь же Ивановичь его съ великою и (ПСРЛ. Т. 8. С. 32). В 1382 г. отбыл в Киев из-за конфликта с Великим князем (ПСРЛ. Т. 8. С. 48). (См. Митрополия России); 7.10.1383 возвратился в Москву по приглашению Димитрия Иоанновича, но вскоре опять был изгнан и отбыл в Киев, где был радостно встречен (ПСРЛ. Т. 11. С. 81). По Никоновской лет. в 1387 г. вернулся из Константинополя, где разбирался конфликт между ним и Пименом. Итогом разбирательства стало назначение Пимена митрополитом в Московской Руси, а Киприана в Киевской (Литовской) (ПСРЛ. Т. 11. С. 93).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из письменныхего поучений дошло до нас два в форме окружных посланий, одно ко всей пастве, а другое под названием «христианом области нижегородской и городецкой». Скончался 1378 г. и погребен около своего предшественника, м. Петра. Память его празднуется всею русскою церковию 12 февраля. Более замечательным представляется первое его поучение; оно надписывается так: «Поучение Алексия митрополита из апостольских деяний к христолюбивым христианам». По содержанию оно может быть разделено на три части: в первой святитель сказал, о своей обязанности учить духовных чад, предлагает им изъяснение двух притчей — о семени и винограднике; во второй говорит сначала о взаимной любви, страхе Божием и других общехристианских добродетелях, а потом дает частные наставления князьям, боярам и простым людям и, наконец, внушает — почтение к пастырям церкви и говорит о покаянии, милостыне и добрых делах. В третьей части св. Алексий говорит исключительно хождении в церковь, о важности церковной молитвы и о том, с каким расположением должно входить в нее и стоять в ней. В заключение св. Алексий снова упоминает о своей обязанности наставлять паству, желает ей успеха в добрых делах и возбуждает надежду на получение небесного царствия. Мысли свои святитель везде подкрепляет словом Божиим и выражает их языком простым и удобопонятным. Поучение Алексия митрополита, из апостольских деяний к христолюбивым христианам Бр., я хочу напомнить вам о том, что душеполезно и спасительно, поелику, дети, я должен руководить и учить вас, порученную мне паству, как пишет ап. Павел к Тимофею, еп. ефесскому; чадо Тимофее! учи, моли, запрети благовременным и безвременным ( 2Тим. 4:2 ). Поэтому, дети, пусть всякий из вас будет скор на слышание и медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией ( Иак. 1:19, 20 ). Прежде всего, дети, предлагаю вам притчу правдивых уст Спасителя, как Он сказал в Своем евангелии: вышел сеятель сеять свое семя. Одно пало при дороге, а другое упало на камень, а иное между тернием, а иное на добрую землю ( Лк.8:5, 8 ). Семя есть истинное слово Божие, а земля — сердца человеческие. Итак, дети, земля сердца вашего да не будет подобна тернистой почве, которая не способна приносить плода духовного, по лености и небрежности: или — каменистой, не боящейся Бога, и — почве при пути, т. е. пусть сердце не прилепляется к временным благам, и не делается достоянием диавола, и не попирается его ногами, от которого да избавит нас Господь. Но да будет земля сердца вашего добра на принятие истинного слова Божия, евангелия, принося плод духовный, одно тридцать, другое шестьдесят и по сто ( Мф.13:8 ).

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010