6408         Duke, Irony, 73. 6409 Sophocles Ajax 185; Ant. 955–965; similarly being detained by a deity, P.Lond. 23.5–35; 42.9–13; Nilsson, Piety, 172. Cross-cultural anthropological studies indicate hyperarousal and changes in brain activity during possession trances (Goodman, Demons, 20, 126; cf. further examples in Goodman, Henney and Pressel, Trance). 6410 E.g., Homer Od. 18.15,406; 19.71; much less seriously, cf. 23.166,174,264. Crowds were not always as respectful as teachers would like (e.g., Eunapius Lives 460; Acts 2:13); here some are degrading though not yet fully hostile. 6411 Aune, Environment, 56. Boring et a1., Commentary, 283, cites Porphyry De abstinentia 2.42, although this may betray the influence of Christian ideas. 6412 E.g., PGM 1.80–81, 88–90, 164–166, 181–185, 252–253; 2.52–54; 1 En. 65:6; LA.B. 34:2–3; Ascen. Isa. 2:5; b. Sanh. 67b; cf. CD 12.2–3 (false prophets); T. Jud. 23:1; Irenaeus Haer. 1.13.3–4; Aune, Prophecy, 45. Some pagans felt that particular deities enabled magic (cf. Graf, «Initiation»); the use of angels became dominant in medieval Jewish «good» magic (Fass, «Angels»). 6413 See PGM 5.107–109; 13.345; Gager, «Magician»; idem, Moses, 134–61; on God as magician in some late Jewish sources, see Hayman, «Magician.» 6414 Much Jewish teaching condemned magic, e.g., Exod 22:18; Deut 18:10, 14 ; Wis 17:7; Jub. 48:9; 1 En. 65:6; L.A.B. 34; Ps.-Phoc. 149; Ascen. Isa. 2:5; 2 Bar. 60:2; 66:2; m. Sanh. 7:11; Sipra Qed. pq. 6.203.2.2; b. Sanh. 65b-66a, bar.; 67b; Sebu. 15b; p. Hag. 2:2, §5; Roš Haš 3:8, §1. 6415 E.g., Apuleius Metam. 2.5; Smith, Magician, 75–76; Theissen, Stories, 239–42 (though some regard them as charlatans, e.g., Plato Rep. 2.364BC; Plutarch Bride 48, Mor. 145C). 6416 Nevertheless, in late antiquity many Jews increasingly practiced magic or used amulets to defuse it (e.g., PGM 4.1222, 3040–3041; 13.815–818; CIJ 2:62–65, §819; 2:90f, §849; for more detail, see Jacobson, «Vision»; Isbell, «Story»; Kotansky, «Amulet»; Schäfer, «Magic Literature»; Goodenough, Symbols, 2:153–295; 12:58–63; in the rabbis, cf. " Abot R. Nat. 25A; b. Sanh. 65b; Goldin, «Magic»), as did many Christians in a later period (Gitler, «Amulets»). Pagans also incorporated Jewish elements (e.g., PGM 1.298–305; 4.2355–2356; Deissmann, Studies, 321–36).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Журнал « Братское слово » был посвящён изучению церковного раскола и разрешён к изданию указом Святейшего Правительствующего Синода Русской православной церкви совету братства святого митрополита Петра в городе Москве; выпускался под редакцией секретаря Николая Ивановича Субботина . Данное печатное периодическое издание выходило с 1875 по 1876 год четыре раза в год; в 1876 году выпуск «Братского слова» временно прекратился. Семь лет спустя, в 1883 году, выпуск издания. При «Братском слове» издавались «Материалы для истории раскола за первое время его существования», которые будущий академик Украинской академии наук Н. П. Василенко охарактеризовал как «в высшей степени ценные сборники». Журнал, прекратил своё существование в 1899 году. Указатель к «Братскому слову» за 15 лет существования Архивы журнала «Братское слово»: 1875. 1–2 1875. 3–4 1875. Критические заметки о 1 книжке Братское слово (ХЧ 1875. Критические заметки о 2 и 3 книжках братского слова (ХЧ 1876. т. 1 1876. 3–4 1883 г. 1884. т. 1 1884. т. 2 1885. т. 1 1885. т. 2 1886. т. 1 1886. т. 2 1887. т. 1 1887. т. 2 1888. т. 1 1888. т. 2 1889. т. 1 1889. т. 2 1890. т. 1 1890. т. 2 1890. 15–16 1890. 18–20 1890. 8–9 1891. 11–12 1891. 13–14 1891. 13 1891. 15–17 1891. 19 1891. 8–9 1891. т. 2 1892. 1 1892. 2 1892. 3 1892. 7 1892. т. 1 1893. т. 1 1893. т. 2 1894. т. 1 1894. т. 2 1895. т. 1 1895. т. 2 1897. т. 1 1897. т. 2 1898. т. 1 1898. 5 1899 Содержание 1875 3–4 Книга 3 Отдел 1. Из материалов для истории раскола в начале XVIII столетия: Иеросхимонаха Иоанна, основателя Саровской пустыни, сказание об обращении раскольников заволжских. 1700–1705 г. С. 12–207. Отдел 2. Опыт сличения церковных чинопоследований по изложению церковно-богослужебных книг московской печати, изданных первыми пятью российскими патриархами. Иеромонах Филарет (окончание). С.208–230. О просфорах на проскомидии. Свидетельства древле-письменных и древле-печатных книг. Его же. С.231–253. Отдел 3. Записка игумена Павла о трех беседах с беспоповскими наставниками, происходивших в городе Режицах 26, 27 и 28 февраля 1875 года. С.254–315.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Chronicon Moreae (recensio Π)//The Chronicle of Morea/ed. J. Schmitt. London: Methuen, 1904. P. 3–597. Concilium universale Chalcedonense anno 451//Acta conciliorum oecumenicorum (ACO). T. 2.1.1–2.1.3/ed. E. Schwartz. Berlin: De Gruyter, T. 2.1.1–2.1.2:1933; T. 2.1.3:1935 (T. 2.1.1–2.1.2: r 1962; T. 2.1.3: r 1965). T. 2.1.1: P. 3–32, 35–52, 55–196; T. 2.1.2: P. 3–42, 45–65, 69–163; T. 2.1.3:3–136. Constitutiones apostolorum (fort. compilatore Juliano Ariano)//Les constitutions apostoliques: in 3 vols./ed. B. M. Metzger. Paris: Éditions du Cerf, 1985, 1986, 1987. (Sources chrétiennes; vol. 320, 329:336). Vol. 1: P. 100–338. Vol. 2: P. 116–394; Vol. 3: P. 18–310. Cyrillus Alexandrinus. Expositio in Psalmos//PG. T. 69. Col. 717–1273 . Dionysius Areopagita. De ecclesiastica hierarchia//Corpus Dionysiacum II: Pseudo-Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia, de ecclesiastica hierarchia, de mystica theologia, epistulae/ed. G. Heil, A. M. Ritter. Berlin; Boston: De Gruyter, (Patristische Texte und Studien; Bd. 67). S. 61–132. Dositheus II Patriarcha. Δωδεκβιβλος Δοσιθου Α–Β [libri 1–2]//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου: ν τ./κδ. . Δεληδμος. Τ. Α. Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1982. Σ. 35–519. Dositheus II Patriarcha. Δωδεκβιβλος Δοσιθου Γ–Δ [libri 3–4]//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου: ν τ./κδ. . Δεληδμος. Τ. Β2, Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1982. Σ. 3–492. Dositheus II Patriarcha. Δωδεκβιβλος Δοσιθου Ε– [libri 5–6]//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου: ν τ./κδ. . Δεληδμος. Τ. Γ, Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1982. Σ. 9–452. Dositheus II Patriarcha. Δωδεκβιβλος Δοσιθου Ζ–Η [libri 7–8]//Δοσιθου Πατριρχου εροσολμων στορα περ τν ν εροσολμοις Πατριαρχευσντων, λλως καλουμνη Δωδεκβιβλος Δοσιθου: ν τ./κδ. . Δεληδμος. Τ. Δ, Θεσσαλονκη: κδοτικς Οκος Βασ. Ρηγοπολου, 1983. Σ. 9–477.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   Т. 2. С. 724.    Т. 3. С. 436.    Т. 1. С. 598. Ср.: Т. 3. С. 332 (св. Феодор Эдесский).    Т. 3. С. 373.    Т. 2. С. 607.    Т. 3. С. 428.    Т. 3. С. 431. Ср.: Т. 2. С. 677 (св. Исаак Сирианин).    Т. 2. С. 209.    Т. 5. С. 134 (прп. Никита Стифат).    Т. 5. С. 25.    Т. 2. С. 726.    Т. 5. С. 377.    Т. 5. С. 225 (св. Григорий Синаит).    Т. 1. С. 445. Ср.: Т. 3. С. 357 (прп. Феодор Эдесский).    Т. 2. С. 208 (прп. Нил Синайский).    Т. 2. С. 217.    Т. 5. С. 399.    Т. 2. С. 653.    Т. 4. С. 202. Ср.: Т. 2. С. 346 (св. Ефрем Сирианин).    Т. 2. С. 498. Ср.: Т. 5. С. 280 (ср. Григорий Палама).    Т. 2. С. 584    Ср.: Т. 5. С. 378 (свв. Каллист и Игнатий).    Т. 5. С. 427—428    Т. 2. С. 137—138.    Т. 5. С. 168.    Т. 2. С. 583—584.    Т. 2. С. 137—138 (св. Иоанн Кассиан Римлянин).    Там же.    Т. 5. С. 311. Ср.: Т. 3. С. 439 (св. Илия Екдик).    Т. 2. С. 281.    Т. 5. С. 69.    Т. 2. С. 459. Глава 12. Препятствия к чистой молитве и пути их преодоления... 12.1. Празднословие, нецеломудрие, сребролюбие — несовместимы с чистой молитвой    При чистой молитве, по словам святого Кассиана Римлянина, «недопускаемы развлечения, пустословие, многословие и шутки, а пагубное возбуждение плотской похоти и сребролюбие должны быть с корнем исторгнуты». Итак, празднословие, нецеломудрие и сребролюбие — вот препятствия, от которых должен освободиться молящийся.    Насколько вредно для молитвы празднословие, показывают следующие слова святого Илии Екдика: «Не пребудет с тобой молитва, если замедляешь в суетных помыслах внутри и в пустых беседах вне; но она скоро возвращается к тому, кто ради нее многое отсекает в себе». «Молитва, подкрепляемая слезами, — говорит святой Илия Екдик, — извергает из души во вне все враждебные ей помыслы; но их возвращает опять блуждание ума, усиливаемое празднословием, которое изгнавший изгоняет вместе и всегубительное зло дерзости (несдержанности во взорах, речах и движениях)».    Нецеломудрие также стоит в ряду крупных препятствий к молитве. Не хранящий целомудрия этим самым отвергает себя от единения с Богом, как об этом говорит святой апостол Павел: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1Кор.6:15). Нецеломудренный нарушает заповедь Господа: «а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28), учившего о недопустимости не только греховных дел, но даже и мыслей. Поэтому святой Исаак Сирианин призывает «возлюбить целомудрие, чтобы не постыдиться во время молитвы своей пред Богом».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

56, 64//PG. 86 (2). Col. 2104-2105; ДВС. Т. 4. С. 127-128); свт. Анастасия I Синаита, архиеп. Антиохийского, из апологии в защиту книги папы св. Льва; свт. Иоанна, еп. Скифопольского, из 8-й кн. против Севира (Apologia//ACO II. Vol. 2 (1). P. 362. 18-364. 9; ДВС. Т. 4. С. 130). Затем были прочитаны тексты еретиков: Фемистия, из 41-й гл. 2-го «Опровержения» против томоса Феодосия (ACO II. Vol. 2 (1). P. 370. 6-16; ДВС. Т. 4. С. 130-131) и из 5, 34 и 42-й глав 1-го «Опровержения» (ACO II. Vol. 2 (1). P. 374.1-5, 9-10; 13-19; ДВС. Т. 4. С. 131-132); Анфима Трапезундского из книги к имп. Юстиниану (ACO II. Vol. 2 (1). P. 370. 21-372. 5; ДВС. Т. 4. С. 131); Севира Антиохийского, из 2-го послания к комиту Икумению, из послания к акефалу Павлу, из соборного послания к Анфиму Трапезундскому, из послания к Феодосию (ACO II. Vol. 2 (1). P. 376. 1-380. 3; ДВС. Т. 4. С. 132-133); Феодосия, пресв. александрийского, фрагменты из книги к имп. Феодоре (ACO II. Vol. 2 (1). P. 380. 9-11, 14, 18-21; 382. 1-21; ДВС. Т. 4. С. 133-134); Павла акефала, из послания к Иакову (ACO II. Vol. 2 (1). P. 382. 25-384. 21; ДВС. Т. 4. С. 134), из послания к Теодору I, папе Римскому (ACO II. Vol. 2 (1). P. 386. 16-388. 9; ДВС. Т. 4. С. 135); папы Теодора I, из догматического послания к еретику Павлу (ACO II. Vol. 2 (1). P. 386. 3-11; ДВС. Т. 4. С. 134-135); по просьбе представителей Римской кафедры было прочитан текст «Из недоумений Аполлинария», дабы видна была согласованность рассуждений Макария и Стефана с изложением Аполлинария (ACO II. Vol. 2 (1). P. 390.1-4; ДВС. Т. 4. С. 135). В заключение были прочитаны изложения веры епископов и клириков, к-рых еп. Мелитинский Феодосий причислил к составителям поданной им хартии, в них они решительно заявили о своем дифелитизме и согласии с посланием папы св. Агафона (см.: Mansi. T. 11. P. 387-455; Hardouin. T. 3. P. 1198-1252; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. T. 5. P. 164; ACO II. Vol. 2 (1). P. 390-398; ДВС. Т. 4. С. 136). 11-е деяние 20 марта 681 г. Иером. Георгий, апокрисиарий местоблюстителя Иерусалимского престола, представил соборное послание свт. Софрония Иерусалимского, направленное им К-польскому патриарху Сергию, но не принятое последним ( Mansi. T. XI. P. 462-509; ACO II. Vol. 2 (1). P. 410-494; ДВС. Т. 4. С. 140-163). Оно было прочитано. По предложению представителей папы св. Агафона были прочитаны т. н. известительное Слово Макария к императору, его же послание к Луке, африкан. мон., писавшему о ереси максимиан. В одном из мест Макарий рассматривал покойного папу Гонория как безусловно принадлежащего к монофелитству ( Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. T. 5. P. 165). Собор прекратил чтение этих «душевредных сочинений», решив сделать из них извлечения, чтобы сверить их с высказываниями еретиков Фемистия из «Опровержений на книгу Феодосия», Аполлинария из «Недоумений» и Анфима из «Слов к имп. св. Юстиниану» (ACO II. Vol. 2 (1). P. 506-512; ДВС. Т. 4. С. 165-167). 12-е деяние

http://pravenc.ru/text/Вселенский VI ...

Alexius Aristenus. Scholia in concilia oecumenica et localia//Alexios Aristenos: Kommentar zur Synopsis canonum/hrsg. L. Burgmann, K. Maksimovi, E. S. Papagianni, Sp. Troianos. Berlin; Boston: De Gruyter, 2019. (Forschungen zur byzantinischen Rechtsgeschichte. Neue Folge; Bd. 1). S. 21–214. Apophthegmata patrum (collectio alphabetica)//PG. T. 65. Col. 72–440. Athanasius. Expositiones in Psalmos//PG. T. 27. Col. 60–545, 548–589. Athanasius. De virginitate [Sp.]//Λγος σωτηρας πρς τν παρθνον/ed. E. von der Goltz. Leipzig: Hinrichs, 1905. (TU. N. F; Bd. 14). S. 35–60. Basilius Caesariensis. Regulae morales//PG. T. 31. Col. 692–869. Basilius Caesariensis. Constitutiones asceticae [Sp.]//PG. T. 31. Col. 1320–1428. Callistus I Patriarcha. Vita Gregorii Sinaitae//Kallistos I Patriarch von Konstantinopel. Leben und Wirken unseres unter den Heiligen weilenden Vaters Gregorios’ des Sinaïten/hrsg. H.-V. Beyer. Ekaterinburg: Izdatel " stvo Ural " skogo universiteta, 2006. (Texte und Untersuchungen zur Geistesgeschichte; Bd. 2). S. 106–226. Callinicus III Patriarcha . Narratio brevis//Καλλινκου γ Πατριρχου Κωνσταντινουπλεως. Τ κατ κα μετ τν ξοραν πισυμβντα κα μμετροι πιστολα/κδ. . Τσελκας. θνα: Μορφωτικ δρυμα θνικς Τραπζης, 2004. Σ. 79–269, 271–429. Catena in Acta (catena Andreae) (e cod. Oxon. coll. nov. 58)//Catenae Graecorum patrum in Novum Testamentum/ed. J. A. Cramer. Vol. 3. Oxford: Oxford University Press, 1838. (Hildesheim: Olms, r 1967). P. 1–424. Chronicon Moreae (recensio Π)//The Chronicle of Morea/ed. J. Schmitt. London: Methuen, 1904. P. 3–597. Concilium universale Chalcedonense anno 451//Acta conciliorum oecumenicorum (ACO). T. 2.1.1–2.1.3/ed. E. Schwartz. Berlin: De Gruyter, T. 2.1.1–2.1.2: 1933; T. 2.1.3: 1935 (T. 2.1.1–2.1.2: r 1962; T. 2.1.3: r 1965). T. 2.1.1: P. 3–32, 35–52, 55–196; T. 2.1.2: P. 3–42, 45–65, 69–163; T. 2.1.3:3–136 . Constitutiones apostolorum (fort. compilatore Juliano Ariano)//Les constitutions apostoliques: in 3 vols./ed. B. M. Metzger. Paris: Éditions du Cerf, 1985, 1986, 1987. (SC; vol. 320, 329, 336). Vol. 1: P. 100–338. Vol. 2: P. 116–394; Vol. 3: P. 18–310.

http://mospat.ru/gr/authors-analytics/90...

в сан архимандрита (РНБ. 1271.7. Л. 48). В 1792 г. преподобный добился разрешения устроить в Нямце типографию, но этот замысел был осуществлен только в 1807 г. попечением митр. Вениамина (Костаки) . П. был погребен по поручению митр. Иакова еп. Хустским Вениамином (Костаки) в Вознесенском соборе (Великой ц.) Нямецкого мон-ря (РНБ. 1271.7. Л. 54 об.). 6-9 июня 1988 г. канонизирован на Поместном Соборе РПЦ, 20 июня 1992 г. канонизирован Румынской Православной Церковью. Мощи П. были обретены 23 сент. 2013 г. и после исследований выставлены для поклонения. Сочинения Основные произведения и переводы П. написал в Нямецкой лавре, в ее б-ке хранится 35 автографов преподобного. Также рукописи П. находятся в б-ке АН Румынии, БАН, б-ке мон-ря Секу, архиве скита св. Илии Пророка на Афоне. Самое раннее из известных посланий П.- послание мон. Афанасию, написанное на Св. Горе в 1757-1758 гг., оно посвящено в основном полемике об уставах братств (на слав. языке: Яцимирский. Слав. и рус. рукописи. 1905. С. 557. 24. (совр. местонахождение неизв.); Б-ка Рильского мон-ря. 5/25. Л. 13-77 об.; Арх. скита св. Илии Пророка на Афоне. 234; на румын. языке: Bucur. Acad. Romana. Bibl. rom. 5110. Fol. 1-86v; 4301. Fol. 145-246; 1960; 1274; BMNN. 2119.3.82. Fol. 212v - 262v; Cuvinte i scrisori duhovniceti. 1999. Vol. 2. P. 21-83). Летом 1763 г. П. записал устав своего братства в виде послания митр. Гавриилу (Каллимаки); устав содержал правила, согласно к-рым община П. жила еще на Афоне. Он основывался на писаниях свт. Василия Великого , прп. Феодора Студита , прп. Нила Сорского , предполагал богослужение на 2 языках. П. не ограничивался только предписанием нестяжательности и послушания настоятелю и братии. Устав широко охватывал и деятельность настоятеля, основной заботой к-рого было духовное возрастание каждого пасомого. Игумен должен был являть образ смиренномудрия и любви ко всему братству. Устав требовал избрания настоятеля из среды братии. Также было регламентировано времяпрепровождение братии в кельях; основными занятиями являлись творение Иисусовой молитвы, пение псалмов, чтение Свящ. Писания, отеческих книг и занятие рукоделием, определенным настоятелем. В уставе имелся и пункт об устройстве больницы для ухода за больными и престарелыми монахами. Вход в обитель жен. полу запрещался, если пребывание женщин в мон-ре не было вызвано войной или к.-л. бедствиями (на румын. яз.: Bucur. Acad. Romana. Bibl. rom. 1494. Fol. 1-29; 2119; 2139; на слав. яз.: Bucur. Acad. Romana. Bibl. slav. 485. Fol. 1-23v; НАРМ. 2119.2.22. Л. 6-23; 2119.2.31. Л. 1-31; 2119.2.32. Л. 2v - 29; 2119.2.33. Л. 2v - 18v; 2119.2.34. Л. 1-48; 2119.2.35. Л. 1-68; 2119.2.36. Л. 1-48; 2119.2.37. Л. 1-33; Ганицкий. 1881; Яцимирский. Слав. и рус. рукописи. 1905. С. 533-538; Cuvinte i scrisori duhovniceti. 1999. Vol. 2. P. 84-105; BMNN. 2119.2.38. Fol. 1-12; 2119.2.39. Fol. 1-26; 2119.2.40. Fol. 1-22; 2119.2.41. Fol. 1-20; на польск. яз.: O modlitwie umysu. 1995. S. 133-146).

http://pravenc.ru/text/2578651.html

58. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина , подвижника и отшельника, бывшего епископом града Ниневии. Слова подвижнические. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. 59. Преподобного и богоносного отца нашего аввы Исаии , отшельника египетского, Духовно-нравственные слова. 2-е изд. Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1911. 60. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 1. M., 1859. 61. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 2. M., 1860. 62. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 3. M., 1860. 63. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского. 2-е изд. Ч. 1. Письма. Киев, 1891. 64. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского. 2-е изд. Ч. 2. Трактаты. Киев, 1891. 65. Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые в Московской Духовной Академии/Творения святителя Кирилла Александрийского . Т. 49, Ч. 2. ТСЛ, 1882. 66. Преподобного отца нашего Макария Египетского , духовные беседы, послания и Слова. 4-е изд. ТСЛ, 1904. 67. Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе. Ч. 1. Нравоучительные сочинения. ТСЛ, 1910. 68. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника , нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911. 69. Невидимая брань, блаженной памяти старца Никодима Святогорца : В 2 ч. 2-е изд./Пер. с греч. еп. Феофана. M., 1892. 70. Творения преподобного отца нашего Нила подвижника Синайского. Ч. 1. M., 1858. 71. Творения преподобного отца нашего Нила подвижника Синайского. Ч. 2. M., 1858. 72. Творения преподобного отца нашего Нила подвижника Синайского. Ч. 3. M., 1859. 73. Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика Петра Дамаскина . Кн. 1. M., 1874. 74. Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика Петра Дамаскина . Кн. 2. M., 1874. 75. Слова преподобного Симеона Нового Богослова . Вып. 1. 2-е изд. M., 1892. 76. Слова преподобного Симеона Нового Богослова . Вып. 2. 2-е изд. M., 1890. 77. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова . Сергиев Посад, 1917.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В Ленинградском кодексе (ок. 1008), авторитетной масоретской рукописи, воспроизводимой в издании BHS, книга делится на 2 т. н. открытых раздела (каждый начинается с новой строки); 1-й такой раздел соответствует 1-2-й главам, 2-й - 3-4-й главам. Каждый из открытых разделов делится на 2 второстепенных, закрытых раздела (между ними ставится пробел внутри строки). Границы закрытых разделов проведены между стихами 2. 10 и 2. 11, 4. 3 и 4. 4. Композиция книги построена на основе 2 параллельных друг другу по сюжету повествований: И. совершает 2 путешествия - морское (главы 1-2) и сухопутное (главы 3-4) ( Magonet. 1992. P. 937). Каждый рассказ о путешествии состоит из 3 эпизодов: Бог обращается к И.; И. на корабле/в Ниневии; И. обращается к Богу/Бог отвечает ему. Обращаясь к И., Господь в обоих случаях говорит: «Встань, иди в Ниневию» (Иона 1. 2 и 3. 2). Затем И. оказался среди язычников (моряков в 1-м путешествии, ниневитян - во 2-м), к-рым грозит гибель (в 1-м случае из-за И., во 2-м - из-за их грехов). Когда И. открыл им волю Бога, то в обоих случаях язычники прониклись страхом Божиим и спаслись от гибели. Однако И. не мог разделить их радость и в своем несчастье молится Богу. В 1-м путешествии его несчастье объективно (И. выброшен за борт и проглочен рыбой), а во 2-м - субъективно (И. опечалился). Две молитвы И. тоже различны по смыслу: во чреве рыбы И. славит Бога как Спасителя своей жизни, а в Ниневии - упрекает Его и хочет смерти. Можно увидеть в композиции книги др. план. В главах 1-2 дается завязка сюжета: Бог хочет обличить ниневитян устами И., но этому помешало бегство пророка. К началу 3-й гл. это препятствие преодолено, а к ее концу разрешен и исходный конфликт: Бог простил раскаявшуюся во грехах Ниневию. Т. о., 3-я гл. завершается ложной (предварительной) развязкой, за которой в 4-й гл. неожиданно начинается новый виток сюжета ( Crouch. 1994. P. 103-105). Интерпретация жанра Книги прор. Ионы в современных исследованиях Большинство исследователей согласны, что эта книга не является историографическим произведением, подобно Книге Судей Израилевых или 1-4-й Книгам Царств.

http://pravenc.ru/text/578248.html

ААЭ. 1. 172. С. 142; Макарий. 2-е изд. 6. С. 169, 170, 171, 172. Максим Грек. Соч. 1. С. 530. Голубинский. 2. 1. С. 703; 2. 2. С. 221. Сперанский М. История древнерусской литературы. Московский период (1921). С. 146; Гудзий. Ук. соч. (1938). С. 279; Макарий. 2-е изд. 7. С. 295; Жмакин. Ук. соч. С. 259 и др. О сочинениях Даниила см.: Жмакин. Ук. соч. С. 263–270. Там же. С. 263. Макарий. 2-е изд. 6. С. 203. Жмакин. Ук. соч. С. 263 и след. Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. С. 345–367. Памятники старинной русской литературы. 4. С. 194–199 («Смиренного Даниила, митрополита всея Руси, о смирении и о съединении»). Ср.: Макарий. 6. С. 206–207. См. об этом лучше всего: Филарет. Обзор. 1–2. Голубинский. 2. 2. С. 181–182, 184–187. Макарий. 10. С. 226–227. Ключевский. Жития. С. 297, 298; о собрании Миней И. Милютина см.: Там же. С. 298 и Макарий. 11. С. 222. ПДП. 188 (1916). О других, менее значительных агиографических сочинениях: Филарет. Обзор. 1. 303, 316, 319, 351, 354, 360, 367, 369; Макарий. 11. С. 220–222. О св. Димитрии Ростовском см. монографию: Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. 1651–1709 (1891). Голубинский. 2. 2. С. 192; Софийский временник, в: ПСРЛ. 6. Макарий. 2-е изд. 6. С. 207–209; Никольский. Кирилло-Белозерский мон. 1. 1. С. LXVIII; Голубинский. 2. 1. С. 740. Розанов С. «Никоновский» летописный свод и Иоасаф как один из его составителей, в: ИОРЯС. 1930. 13. С. 277; Стоглав. Гл. 100; Шахматов А. Иоасафовская летопись, в: ЖМНП. 1904. 5. Голубинский. 2. 1. С. 740. Там же. С. 620. Розанов. Там же. С. 268–270. Лавров Н. Заметки о Никоновской летописи, в: ЛЗАК. 34 (1927). 1. С. 55. Эта летопись носит название Никоновской, потому что рукопись ее принадлежала патриарху Никону. Серебрянский. Ук. соч. С. 21, 39–46, 339–341, 345, 370. Многими сведениями об игумене Корнилии я обязан искусствоведу Н. Е. Андрееву (Прага), который сообщил мне о своих исследовательских работах, проведенных им в Псково-Печерском монастыре в 1937–1938 гг., и о своей монографии по материалам этих исследований, которая, к сожалению, во время войны 1939–1945 гг. была без всяких оснований конфискована немецкими властями и пропала.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010