Сам и ныне призри на раба Твоего сего, егоже избрал еси и приял еси в ин удел (кн. VIII, гл. 41. 5//SC. 336. P. 256–259). Для Евхаристии, для суточных служб и для молений об умерших сборник предлагает молитвенные последования, которые организованы согласно одной общей структуре и активное участие в которых принимают диакон, собрание и его предстоятель; всего насчитывается девять последований (кн. VIII, гл. 6–11; 14–15; 35–39; 41), четыре из которых, помимо прочего, содержат благословение над собранием (кн. VIII, гл. 15; 37; 39; 41). В анафоре, которая составляет центральную часть евхаристического чинопоследования (кн. VIII, гл. 12), входит пространное воспоминание сотворения мира и домостроительства спасения 148 . В других молитвах содержатся воспоминания тех Божиих деяний, которые соответствуют предназначению этих молитв. Первейший и главнейший источник для этих аллюзий – Библия . Молитва над крещальным миром сопровождается таким указанием, предназначенным служителю: Сие и согласное с сим пусть говорит, потому что такова сила возложения рук на каждого. Ибо если бы какое-либо таковое возглашение бывало от благочестивого священника (ερες) не над каждым, то крещающийся только сходил бы в воду, как иудеи, и отлагал бы только нечистоту тела, а не нечистоту души (кн. VII, гл. 44. 3//SC. 336. P 104–105). Это замечание оправдывает наличие фактически целого Евхология в составе данного сборника, предлагающего молитвы, соответствующие домостроительству спасения. 50-е Апостольское правило (SC. 336. P. 290–295; Апостольские правила являются частью «Апостольских постановлений». – Ред.) демонстрирует ту же логику в отношении крещальных чинов. Рассматриваемый сборник содержит элементы мистагогии 149 , которая прилагает к Евхаристии термины νττυπα (кн. V, гл. 14. 7; кн. VI, гл. 30. 2//SC. 329. P. 250–251; 390–391; кн. VII, гл. 25, 4, SC. 336. P. 54–55) и μυστριον (кн. VI, гл. 23. 5//SC. 329 P. 370–371). Термин μυστριον прилагается то только к Евхаристии, со ссылкой на 1 Кор. 11:25 (кн. V, гл. 14. 7//SC. 329. P. 250–251; кн. VIII, гл. 5. 7; 12. 36; 14. 2; 15. 2//SC. 336. P. 148–149; 196–197; 210–213), то ко всей совокупности божественных даров, которые сообщаются в богослужении (когда речь идет об оглашенных и о кающихся – кн. VII, гл. 40. 1; кн. VIII, гл. 6. 7. 13; 8. 2. 5; 9. 5//SC. 336. P. 96–165). В этих отрывках таинства определяются как «святые, божественные, духовные». Тем же термином μυστριον обозначается и вся совокупность христианских реалий, в соответствии с 1Тим.3:16 : «Великое таинство благочестия» (кн. VIII, гл. 1. 1; 32. 2; 47; 50//SC. 336. P. 124–125; 236–237; 294–295).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Вознесение. О вознесении Иисуса с земли рассказывается в Деян.1:9–11 . Английское слово ascension связано с глаголом «восходить», которое в самом Новом Завете применяется к вознесению редко (см. Ин 20:17 ; Еф.4:8 Более употребительны другие слова, например: «был вознесен» ( Мк.16:19 ; Деян.1:2, 11, 22 1Тим.3:16 ), «был поднят» ( Деян.1:9 ). Перед нами красочная метафора, выражающая мысль: воскресшее тело Христа вернулось в непосредственное присутствие Бога, к месту власти и владычества. Воскресение. Перевод греческого слова anastasis («воскресение [из мертвых]»). Однако если греки верили в естественное бессмертие души, Новый Завет провозглашает воскресение тела силой Божьей. Обычно говорилось о воскресении верующих, но в Ин.5:29  упомянуто и о воскресении «делавших зло – в воскресение осуждения». Гемара. Корпус раввинистических мнений и комментариев на Мишну. Вместе с Мишной составляет Талмуд. Существует в двух формах или редакциях, получивших свое название от места составления: Иерусалимская (Палестинская) и Вавилонская. Иерусалимская гемара (на западноарамейском языке) была завершена приблизительно к середине IV века н.э., а вавилонская (на восточноарамейском языке, близком к сирийскому) – в конце VI века н.э. Герменевтика (от греч. hermeneuo – «интерпретировать»). Наука о методах экзегезы (особенно Писаний). Если под экзегезой обычно понимается искусство толкования текста согласно неким формальным правилам, то герменевтика – наука/искусство составления таких правил. Глоссолалия. Одна из форм экстатической речи, представляющая собой говорение на (иных) языках. Гностики, гностицизм. Гностики были членами нескольких раннехристианских сект, которые претендовали на высшее знание («гнозис») о духовном. Создание мира они приписывали властям и силам, возникшим как эманация высшего Божества Голгофа. Это слово, обозначающее место распятия Иисуса (возле Иерусалима, но вне городских стен), восходит к арамейскому gulgulta («череп»). В Евангелиях мы находим и греческий аналог, hranion, имеющий то же значение ( Мф.27:33 ; Мк.15:22 ; Ин.19:17, 18 ). Почему данное место называлось «Чертпом», неизвестно. Высказывались разные предположения: форму черепа имел холм; там находили черепа; на том месте регулярно проходили казни. Согласно одной древней легенде, там был найден череп Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

   Когда Фаллуса сказала это, — говорила Феопатра, — то Арета коснулась жезлом Агафы, которая, почувствовав, тотчас встала и отвечала.    По переводу 70 толковников.    По переводу 70 толковников. Речь VI. Агафа Глава I. Превосходство девы, соблюдающей свою красоту. Душа создана по подобию образа Божия, т.е. Сына. Диавол — обольститель души.    Так как ты, Арета, сама возбуждаешь великое дерзновение и уверенность и желание сказать что-нибудь хорошее, то и я постараюсь привнести что-нибудь к рассуждению об этом предмете по моим силам, а не соответственно тому, что уже сказано. Ибо я не могу рассуждать наравне с тем, что так прекрасно и блистательно отделано. Кажется, я навлекла бы на себя обличение в неразумии, если бы решилась равняться с превосходнейшими в мудрости. Итак, если вы будете снисходительны и к тем, которые говорят как случится, то я приступлю к речи, впрочем со всею тщательностью. Начну отсюда. — Девы! мы все приходим в сей мир одаренными красотою несравненною, сродною и близкою с Премудростью. Души в точности соответствуют родившему и образовавшему их в особенности тогда, когда они, сияя чистою красотою подобия (с Ним) и чертами того первообраза, созерцая который Бог образовал их имеющими бессмертный и нетленный вид, остаются такими. Ибо Он, — эта красота нерожденная и бесплотная, не имеющая начала и непричастная разрушению, неизменная, нестареющаяся и ни в чем не нуждающаяся, сам в Себе и по Себе Свет, обитающий в неизреченном и неприступном жилище (1Тим.6:16), преизбытком могущества содержащий и творящий и образующий все, создал душу по подобию своего образа. Потому она и разумна и бессмертна; ибо она, быв создана, по образу Единородного, как я сказала, имеет несравненную красоту. Потому и «духи злобы» (Еф.6:12), по нечистой любви к ней, строят козни, стараясь осквернить этот богоподобный и вожделенный вид ее, как изображает и пророк Иеремия в обличение Иерусалима: «у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд с любовниками твоими» (Иер.3:1—3), говоря о той, которая отдает сама себя на осквернение враждебным силам. Эти любовники суть диавол и ангелы его, которые своим вмешательством стараются запятнать и осквернить словесную и разумную красоту нашего ума и желают прелюбодействовать со всякою душою, обрученною Господу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если какая-либо женщина ради мнимого аскетизма пременит одежду и вместо обыкновенной женской одежды наденет мужскую, да будет анафема. Гангр. соб. прав. 13. Если какая-либо женщина ради мнимого аскетизма острижет волосы на голове, которые Бог дал ей для напоминания об ее подчиненности, да будет анафема, как нарушившая заповедь о подчиненности. Гангр. соб. прав. 17. Истинные обеты, т.е., добровольные, сознательные, разумные, данные ради высших нравственных целей должны быть непременно исполняемы; нарушающие такие обеты грешат. (Третья заповедь десятословия учит), чтобы дающие обеты пред Богом приводили их в исполнение, как заповедует Писание, говоря: если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его; ибо Господь, Бог твой, взыщет его с тебя и на тебе будет грех . ( Втор.23:21 ). – Испов., III, отв. на вопр. 58. Однажды причисленным к клиру и монахам определили мы не вступать ни в военную службу, ни в мирской чин; иначе дерзающих на это и не возвращающихся с раскаяньем к тому, что прежде избрали для Бога, анафематствовать. – IV Всел. соб. пр. 7. Деве, посвятившей себя Господу Богу, равно и монашествующему не позволять вступать в брак. Если же найдутся делающие это, да будут лишены общения (церковного). Впрочем, мы определили местному епископу иметь полномочие в оказании таким человеколюбия. – IV Всел. соб. пр. 16. См. также ниже немного правила, определяющие наказания за нарушение обетов девства и монашества. Если поставить во вдовический сонм молодую и она, не снесши вдовства по молодости, вступит в замужество, то причинит бесславие славному сонму вдовическому и воздаст отчет Богу не потому, что сочеталась вторым браком, но потому, что не сохранила обещания своего (пребыть безбрачною), впадши в роскошь в противность Христу ( 1Тим.5:11 ), потому что пришла сохранить обещание не с верою и страхом Божиим. Апост. Постанов. кн. III, гл. 1. Обет – а) девства: 1) понятие о нем; 2 ) девство выше вдовства; 3) возраст дев; 4) освящение дев совершает епископ. 1 и 2) Пр. 18 Вас. Вел. см. выше здесь же об обетах и ниже. – Гангр. соб. пр. 9. 3) VI Всел. соб. пр. 40 и Корф. соб. 140 (смотри выше).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Именно непорочности требует от иереев как настоящее правило, так и 9-е правило этого же Собора. А если требует от простых иереев, то насколько более от архиереев? 64 Обрати внимание: ясно, что диакониссу рукополагали в более зрелом возрасте, чем пресвитера и диакона (по VI Всел. 14), и что она исполняет определенное служение (IV Всел. 15), однако из «Апостольских постановлений» явствует, что она не совершала, как диакон, служение Божественных Таин в алтаре, но несла служение вне алтаря. Ибо «Постановления» говорят (кн. 3, гл. 9): «Если мы не позволяем женщинам учить в церкви (потому что учить жене не позволяю, – ясно говорит ап. Павел ( 1Тим. 2:12 )), то как позволить им священнодействовать? Поставлять священниц при богинях есть заблуждение эллинского безбожия, а не Христово законоположение» (PG l, 781B–785A). Итак, диаконисса рукополагалась (Там же. Гл. 15 и 16), во-первых, для просвещаемых, т. е. крещаемых, женщин: после того, как епископ святым елеем помазывал крещаемым главу, а диакон только чело, подходила диаконисса и помазывала все тело, ибо неприлично мужчинам видеть нагое женское тело. Во-вторых, для прочих служений женщинам (PG 1, 796A–797B): поскольку в те дома, где жены жили вместе с неверующими мужьями, из-за дурных подозрений неприлично было посылать диакона-мужчину, то посылалась женщина-диаконисса, согласно кн. 3, гл. 15. Диаконисса охраняла двери церкви, чтобы не вошла какая-либо оглашенная или неверующая женщина (кн. 2, гл. 57) (PG 1, 732A). Она испытывала тех женщин, которые с представительными грамотами приходили из одного города в другой: являются ли они православными христианками или осквернены какой-либо ересью, замужние они или вдовицы, – и после испытания, сообразно с обстоятельствами и положением каждой, назначала им место для стояния в церкви. Еще от диакониссы требовалось служить тем вдовицам, которые были занесены в церковный список. Она приносила им милостыню, поданную христианами, а также занималась и другими служениями (кн. 3, гл. 14 и 19) (PG 1, 792А, 801А).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Имея в виду, что власть суда и наказания, по церковным правилам ( 1Тим.5:19–21 ; Апост. пр. 32-е; I Всел. Соб. пр. 5-е; VI Всел. Соб. пр. 102-е; Антиох, пр. 6-е, 12-е, 20-е; IV Всел. Соб. пр. 9-е), принадлежит епископу и лицам пресвитерского сана может быть поручаема только от имени епископа (Апост. пр. 39-е; Лаод. пр. 57-е), совещание постановило принять особый проект, составленный преосвященным Алексием, архиепископом Литовским, за исключением и изменением некоторых его пунктов, а именно: П. 5: должность судебного следователя с должностью духовного судьи совещание признаёт несовместимой и полагает, что в целях лучшего производства следствий должны быть назначаемы особые лица на должности следователей. П. 10: вместо «пятью членами от местного земства» духовные судьи избираются «и представителями от приходов по одному». П. 16: члены епархиального суда избираются епархиальным собором. П. 30: охранение порядка в заседании суда возлагается на одного из членов. Пункты 32 и 33 (судебные заседания происходят публично, и каждое решение духовного суда, состоявшееся публично, может быть напечатано и обсуждаемо) совещание не находит возможным принять по следующим основаниям: публика и пресса могут быть полезны для духовных судов при непременном условии – веры и преданности православной Церкви. Между тем наиболее религиозный, трудящийся православный народ не будет посещать судебных заседаний, ибо для этого у него нет времени. В суд скорее придёт праздная городская публика и, конечно, не с целью назидания, а из праздного любопытства и ради интереса к скандальным подробностям процесса. Верующий же человек, помня поступок Хама, не пожелает из праздного любопытства видеть наготу своих духовных отцов. Пункты 88, 92, 96 и 97 относительно обвинителей (прокуроров) и защитников (адвокатов) в суде духовном совещание не считает возможным принять по следующим основаниям: суд духовный и по настоящему проекту предполагается без участия присяжных заседателей. Если же отвергается суд присяжных, то нет надобности принимать прокуратуру и адвокатуру, которые назначены исключительно для выяснения дела перед присяжными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начало этому процессу положил сам Александр, который после завоевания персидской державы стал активно использовать накопленный побеждёнными опыт создания и удержания большой многонациональной страны. Хотя титул «царя царей» он так и не принял, но в его придворный церемониал стали входить обычаи, удивляющие и даже шокирующие его соратников, такие как обязательное простирание ниц перед его троном. Этому примеру следовали диадохи и их преемники, а после них императоры Рима. Спустя столетия к практике Селевкидов обратился и Рим. Так, двор императора Диоклетиана стал напоминать персидский, что вызвало неприятие даже у языческих авторов, считавших практику «простирания ниц» перед называемым «Dominus et Deus» правителем неприличной для свободных граждан. Поэтому и правители Византии имели все основания следовать примеру предшественников и перенимали из персидской культуры то, что считали полезным для себя. Особо заметным этот процесс стал в V–VI веках, о чём свидетельствуют многочисленные примеры заимствований 565 . Подчёркивая свою победу, Ираклий совершил то, что тысячелетием ранее не сделал Александр Македонский: добавил к своему титулу «βασιλες βασιλων», что буквально соответствовало персидскому «шаханшах». Этот факт часто забывается, однако он заслуживает пристального внимания, поскольку открывает принципиально новую страницу не только в царствовании самого Ираклия, но и в становлении идеологии императорской власти Византии. Хотя в Ветхом Завете этот титул встречается по отношению к правителям Персии (см., например, Ездр.7:12 ; Дан.2:37 ), христианские тексты относят его только к Богу: Он есть Господь господствующих и Царь царей ( Откр.17:14 ; см. также 1Тим.6:15 ), И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует... На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» ( Откр.19:11–16 ). Учитывая уровень владения ромеев текстом Писания и порой даже болезненную внимательность к мелочам, употребление «βασιλες βασιλων» по отношению к императору не могло остаться незамеченным и уже по самому факту означало определённые претензии Ираклия на сакрализацию собственного статуса 566 и служило оправданием его вмешательства в дела Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако Фотина не без основания подозревали в склонности к теории  πλατνεσθαι – συστλλεσθαι:этого мнения держался сам Mapkeлл (Zahn, 151.152), и Несторий (sermo 12, n. 15, cf. nn. 16. 17, Migne, S. L., 48, 856) утверждает: Photinus – hoc appellat  Λογοπτορα – – accipieos ad hoc, pro sui sensus nequitia, illud bene in evangelio dictum: Uoahh. I, 1: »Vides», inquiens, «quia Deum extencum atque collecmum». Noэmoмy Цah, 195, поступает более смело, чем научно, когда, на основании Вигилия, очищает Фотина от всякой соприкосновенности с « πλατυσμς», объявляя слова Нестория за «das ganz unsichere Referat», и анафематиамы VI. VII npuзhaem «направленными не против Фотина, но против Маркелла·. «Совершенно ненадежный» будто бы «реферат» читается а) в проповеди Нестория, сказанной в церкви 13 декабря 430 г. б) при обстоятельствах слишком для него серьезных, чтобы он позволил себе «ненадежные рефераты» о Фотине (cp. sermo 4, nn. 13.14; sermo 12, n. 31): его самого гласно обвиняли, что он «мудрствует как Фотин»; а он с своей стороны к обвинителям применял слова Притч. 26, 4 ; 1Тим. 1, 7 , и потому, в) приводя – как это видно ив самых его выражений – буквальную цитату из Фотина, конечно позаботился выписать ее точно, чтобы не давать лишнего повода к инсинуациям своим недругам. Не излишне напомнить, что Вигилий писал лишь около 484 г. и притом в форме литературной фикции, выходящей из границ правдоподобия исторического, а по местам даже и догматического; hanp. I, 10:Photinus dixit: Ego Domino nostro Jesu Christo initium tribuo, PURUMQUE HOMINEM fuisse affirmo, et per beatae vitae excellentissimum, meritum, divinitatis honorem fuisse adeptum. Чем-нибудь в роде цитаты, приводимой Несторием. Фотин мог обмолвиться (вернее: проговориться) и на диспуте, а потом ватушевать lapsus linguae (respectivë неудобную откровенность) общими местами встиле Вигилия. An. VIII:  ε τις νδιθετον προφορικν λγον λγει τν Yν το Θεο,  αε. An. IX: ε τις νθρωπον μνον λγει τν κ Μαρας Yν, αε . Возможно, что здесь Фотин опять высказался с неудобною откровенностью, от которой исходят Вигилий и более ранние ересеологи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Подвиги мучеников, исповедовавших свою веру, являются и самой сильной проповедью. Далее, если мы обратимся к проповеди не только среди неверующих, но и среди христиан, то и здесь мы найдем многочисленные свидетельства в Слове Божием о том, что и миряне (впрочем, этого слова вовсе не знает Слово Божие, которое называет христиан просто: верующие, ученики, братия и т. п.) принимают участие в учительстве, так что существует даже особый дар учительства. Апостол Иаков делает следующее обращение ко всем верующим: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ), – здесь на всю братию возлагается обязанность учительства, связанного даже с душепопечительством (ср. также 1Фес.5:11 ; Евр.3:13 ; 1Пет.4:10–11 ; Гал.6:1 сл.). Известно, что в Коринфской общине (как, по-видимому, и вообще в первенствующей Церкви) миряне учили не только в частных, но и в церковных собраниях ( 1Кор.14:26 ; Кол.3:16 ), хотя в конце апостольского времени, в виду сильного распространения лжеучений, обязанность церковного учительства сосредоточивается на предстоятелях Церкви ( 1Тим.1:7; 3:2; 5:17 ), и в конце II века (Ириней) это становится господствующей практикой, а вместе с этим исчезает и сословие самостоятельных церковных учителей, которые занимают еще такое высокое место в Дидахе (начало 1 века). Лишение мирян права церковного проповедания настолько утверждается в Церкви, что позднее оно узаконяется отцами VI всел. собора (прав. 64, которое запрещает мирянам публичное ( διδσκειν ), т. е. церковное проповедание), хотя и оно допустимо, как мы знаем, с разрешения и благословения церковной власти. Но если миряне не имеют власти церковного, т. е. богослужебного, проповедания, как и активного участия в совершении священнодействия, во время которого слово проповедуется, то от них этим не отнимается права прицерковного, внебогослужебного, а уже тем более внецерковного проповедания. И во всяком случае, кроме богослужебного проповедания, известные ограничения в учительстве мирян вводились по соображениям дисциплинарно-практическим, но отнюдь не харизматическим, не в силу несовместимости его со званием мирянина. В Церкви нет места немоте, безгласию и слепому послушанию, ибо говорит апостол: «стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь игу рабства» ( Гал.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Соединение двух природ во Христе. Еретики несториане считали, что человечество и Божество во Христе лишь внешне соприкасаются, сохраняя самостоятельность, как у пророков. Но в таком случае непонятно, почему невозможно было спасти человечество через ветхозаветных праведников. Еретики монофизиты учили, что во Христе Божество и человечество со­ставили «единую сложную природу». Но если Христос не воспринял полностью нашу природу, то Он и не исцелил её. А «что не воспринято, то не уврачевано». Этим перечеркивается смысл Нового Завета. Согласно православному учению, божественное и человеческое начала во Христе соеди­няются в единой ипостаси , образуя единое существо , единую Личность . «Всякий человек вообще состоит из души и тела, а Спаситель состоит из Божества и человечества», писал Леонтий Иерусалимский . Ап. Павел говорит, что явление Бога во плоти это «великая благочестия тайна» ( 1Тим. 3, 16 ). Образ соединения Божественной и человеческой природ во Христе недоступен нашему пониманию, потому мы выражаем эту тайну в четырех отрицательных (апофатических) терминах ороса IV Вселенского Собора: неслитно , неизменно, нераздельно, неразлучно . Терминами «неслитно» и «неизменно» опровергает­ся ересь монофизитства. «Нераздельно» и «неразлучно» – несторианства. Вероопределение VI Вселенского Собора, согласно Свщ. Писанию, указывает на две естественные воли, и два естественных действия во Христе: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк.22,42 ). Тема 25. Спасение. Искупление В Свщ. Писании о спасении говорится с одной стороны, как о событии, уже совершившемся и от нас независящем: «Вы спасены, и это не от вас, а Божий дар» ( Еф.2,8 ). С другой утверждается необходимость для человека трудиться для достижения спасения: «Со страхом и трепетом совершайте свое спа­сение» ( Флп.2,12 ). Это значит, что спасение предполагает сотрудничество Бога и человека: «Ибо мы соработники у Бога» ( 1Кор.3,9 ). Объективная сторона спасения — это все то, что сделано для нашего спасения Богом и является для нас даром , потому что сами мы не могли бы сделать этого при всем желании.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010