в) Третий пример. Ап. Павел в 1 посл. к Тимофею ( 1Тим. 3:2 ) говорит, что епископу подобает быти «единые жены мужу»: 5 правило св. апостолов запрещает епископам отпускать своих жен «под видом благоверия», а 12 правило VI вселенского собора «не прощает по постановлении епископства жити епископом с своими женами», угрожая ослушникам извержением из сана («Кормч.», л. 180 на об.). Таким образом православная церковь изменяла или даже уничтожила некоторые правила апостольские, делая это «на спасение и на лучшее поспешение людем промышляюще» (Объясн. 12 пр. VI всел. соб.). Если так она поступала с установлениями самих апостолов, не касающимися сущности веры Христовой, то тем более могла исправлять на лучшее подобные же постановления последующего времени. Доказать это не трудно. Так, напр., отцы Неокесарийского собора постановили 15-м правилом иметь в городе по семи диаконов, как писано в «Деяниях Апостольских», «аще град и велик есть» («Кормч.», л. 56 об.). Но отцы VI вселенского собора 16-м правилом упразднили это постановление и решили напротив, что «каяждо церковь да имать колико может пресвитер, или диакон, и прочих причетник», на том основании, что отцы Неокесарийского собора «не добре разумеша», сказанное в книге «Деяний Апостольских» о семи диаконах: там говорится не о служащих тайнам, а о служащих трапезам («Кормч.», л. 182). Если обратимся к церковным богослужебным чинам, то и здесь увидим, что многое в них изменилось: или добавлялось, или сокращалось, или совсем уничтожалось. Ясное свидетельство об этом мы находим у св. Прокла, п. Константинопольского, в трактате о предании литургии: «Апостолы и по них последовавшие учители совершали божественную службу весьма пространно; христиане же, охладев во благочестии, не стали приходить к слушанию литургии, по причине долговременного ее продолжения; св. Василий, снисходя сей слабости человеческой, сократил оную, а по нем еще более св. Златоуст умалил» (см. так. же «пролог», 23 день октября). Некоторые богослужебные чины не только изменялись, но и совершенно выходили из церковной практики. Таковы, например, чин летопроводства, чин пещного действия, братотворения и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

16 . Рассуждено также и сие: если от каких бы то ни было судей церковных судное дело перенесено будет к другим судьям церковным, имеющим высшую власть, то да не будет никакого нарекания тем, коих, приговор отменен будет, если не могут быть обличены, что или по вражде, или по пристрастию осудили, или неким угождением прельщены были. «Некиим угождением прельщены были» надо понимать как разного рода подкуп. 17 . Если же по согласию обеих сторон судящихся избраны будут судьи, то хотя бы число их было менее определенного в правилах, да не будет позволено переносить суд к другим. 9 прав. IV Всел. Собора допускает обращение к третейскому суду, т.е. избранным по соглашению обеими спорящими сторонами судьям. В этом случае настоящее правило не допускает апелляции. 18 . Детям священников не представлять мирских зрелищ и не смотреть оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления. Ср. IV Всел. 14; VI Всел. Собора 24 и 51. Настоящее правило требует от детей священников такого поведения, которое не вызывало бы ни у кого соблазна и нарекания на их отца согласно наставлению ап. Павла ( 1Тим. 3:4 ; Тит. 1:6 ). 19 . Рассуждено, да не бывают епископы и пресвитеры, и диаконы откупателями ради корысти или управителями, и да не приобретают пропитания занятием бесчестным или презрительным. Ибо долженствуют взирать на написанное: никто, воинствуя Богу, не обязуется куплями житейскими ( 2Тим. 2:4 ). Ср. Ап. 81; IV Всел. 3. Часть 2 20 . Чтецов, приходящих в совершенный возраст, побуждать или ко вступлению в супружество, или к обету целомудрия. По 26 пр. Апост. чтецы могут вступать в брак, что не дозволено другим членам клира. 21 . Рассуждено также, чтобы клирик, давший в займы деньги, столько же денег и получал, а давший вещи получал, сколько дал. Ср. Ап. 44; I Всел. 17; VI Всел. 10; Лаод. 4; Карф. 5; Василия Вел. 14; Григория Нисск. 6. 22 . Диаконы да не будут поставляемы ранее двадцати пяти лет возраста. Ср. VI Всел. 14. 23 . Чтецы во время Богослужения да не кланяются народу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Откровение содержится в Церкви, поэтому любое внецерковное учение не может быть правильным. Любое философское внецерковное учение уже ложно по факту своего возникновения. Если некое учение возникает вне Церкви, то нельзя относиться к нему как к Истине. Все внецерковные учения ложны, потому что Господь дал всю полноту истины Церкви: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3, 14–16 ). Прямо сказано: « Церковь – столп и утверждение истины». Как записано в Катехизисе, «не должно искать истину вне Церкви, в нее, как в богатую сокровищницу, апостолы положили все необходимое для спасения». Вне Церкви может быть только частичная истина, но абсолютной Истины вне Церкви нет. Вопрос Понтия Пилата «что есть Истина?» не имел смысла, поэтому Христос молчал. Имеет смысл вопрос «Кто есть Истина?». Истина – это Личность, и точка зрения этой Личности – Истина. Решения Церковных соборов. Высшим проявлением церковной власти является Вселенский собор. Голос Вселенского собора – это голос Святого Духа. Рассмотрим, что значит голос Вселенского собора, что относится к постановлениям Вселенского собора, которыми недвусмысленно и четко описывается Истина? Это: 1) оросы  (греч. ρος – «предел», «граница») – вероопределения, граница вероучения ( Символ Веры и другие определения); 2) документы, одобренные Вселенскими соборами (их очень много, например: Томос папы Льва (соборное послание святителя Льва Римского к Флавиану, архиепископу Константинопольскому), послание святого Кирилла Александрийского к Несторию, послание святого Целестина ); 3) канонические правила. Все, что выражено в этих документах, для нас не подлежит обсуждению. Если не существует постановления Вселенского собора на данный момент, мы руководствуемся 19-м правилом Трулльского собора (так называемого V-VI Вселенского собора): «Недопустимо истолковывать Священное Писание иначе, чем его истолковывали учителя Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Для духовно-учебных заведений может быть установлено «Управление духовно-учебным округом» при митрополите области, подчинённое советам духовных академий. Советы и правления миссионерские должны быть в непосредственном заведовании епископа, как первого миссионера епархии. Братства, с развитием церковно-приходской жизни в её общине, потеряют значение и по силе вещей придут к вымиранию. Вспомогательные и эмеритальные кассы духовенства, как их собственность, должны находиться в бесконтрольном ведении духовенства, и дела их не должны иметь никакого отношения к епископу; ими должны ведать уполномоченные от участников этих касс. Епархиальные свечные заводы должны находиться в ведении и под контролем пресвитериума и епархиальных съездов духовенства. Е. Суд церковный В предложении г. обер-прокурора Святейшему Синоду от 28 июля сего года указывается на необходимость пересмотра епархиального суда согласно с каноническими соборными началами. Тут же сказано, что 30 лет назад был учреждён Комитет, работавший над выделением из консистории церковного суда и об организации его в соответствии с канонами церковными и началами гражданской судебной реформы, завершившейся изданием Судебных Уставов 20 ноября 1864 года. Можно привести целый облак свидетельств непререкаемой важности о том, что судебная (а не административная только) власть в Церкви принадлежит епископу епархии: слово Божие ( Мф.18:15–19 ; 1Тим.5:19–20 ); правила апостольские и соборные (Апост. 12-е, 13-е, 32-е; I Всел. Соб. 5-е; IV Всел. Соб. 9-е; VI Всел. Соб. 102-е; VII Всел. Соб. 4-е; Антиох. 4-е, 6-е, 9-е, 12-е, 20-е; Сард. 13-е, 14-е; Карф. 9–12-е, 14–16-е, 29-е, 37-е, 38-е, 52-е, 73-е, 117-е, 121-е, 139-е, 141-е, 142-е и др.); догматико-символические книги, догматические писания и др. Нельзя не усматривать ошибки вышеупомянутого Комитета в том, что он руководился главным образом желанием провести безусловное отделение администрации от суда в церковном управлении, даже с полным устранением епархиального архиерея от епархиального суда, – и затем стремлением реформировать духовно-судебную часть, выходя не из понятия о Церкви и её задачах, а из тех начал, на которых совершено было в 60-х годах преобразование суда по гражданскому, военному и морскому ведомствам. Результат деятельности этого Комитета – «Проект основных положений преобразования духовно-судебной части», – как известно, не получил и не мог получить Высочайшего утверждения, как несообразный ни с историей церковного суда, ни с принципами церковного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV. Особенности 1) Представляет прообразование доброго епископа, или пастыря, образ церковного правления и наставление пастырям. – 2) Научает, что всем во Христа верующим надобно о сем не высокомудрствовать, и от других научишися желать: ибо нет толь совершенного человека, который бы не требовал наставления; и что тому, кто поставлен других научать, надобно и самому от совершеннейших научаться. – 3) Показывает различие между наемниками и истинными Божиими слугами, и как в зеркале представляет учителям, по Божескому ли постановлению свою исправляют должность, или нет. V. Разделение Содержит в 5 главах 1) Приступ, или общее увещание о исполнение должности на себя принятой. 1Тим.1 . 2) Наставления различные: 1. О учреждении общенародного собрания в рассуждении молитве, одеяния и служения жен. 1Тим.2 . 2. О установлении общественных церковных должностей. 1Тим.3–4:1–7 . 3. О благоразумном дел правлении. 1Тим.4:8–5 :1с до конца. 4. О управлении домашними делами. 1Тим.6:1–19 . 3) Заключение. 1Тим.6:20,21 . VI. Места особливого примечания достойные . § 29. О Послании святого апостола Павла к Титу I. Лицо, к которому от Павла писано Оно есть Тит ( Тит.1:4 ), которое имя почтенного означает. Тит был родом грек ( Гал.2:3 ), и как во Христа уверовал, то всегдашний был Павлов спутник ( Гал.2:1,2 ; 2Кор.2:12; 7:6,13,14; 8:23 ), и послан от оного к разным церквам, особливо для собирания милостыни ( 2Кор.8:6,16 ; именуется от Павла общник и поспешник (Кор.8:23), брат ( 2Кор.2:12 ) и присный чадо ( Тит.1:4 ), из коего последнего названия не без причины заключается, что он Павлом к вере приведен. Примечания достойно то, что Павел Тита не обрезал, а причину сего показывает сам ( Гал.2:3–5 ). В то время, когда Павел сие послание к Титу написал, Тит был епископом Критских Церквей, то есть, тех, кои Павел собрал в Крите во имя Христово ( Тит.1:5 ). О сем острове Страбон в кн. 10, стр. 731; известно, говорит, есть сие, что в прежние времена оный был преизрядными снабжен законами; после в весьма худшее пришел состояние; ныне он называется Кандия, и состоит под турецким владением. В которое время сии Церкви от Павла насаждены, о том точно не известно; а вероятно, что между первыми и последними узами, которые Павел претерпел в Риме. Ибо Лука в Деян. о сем острове Крите, от Павла обращенном, нигде не упоминает, и не умолчал бы он, поколику и о меньших делах не опускал писать. Когда же Павел, будучи там, не мог все в порядок привести по причине краткости времени, то Тита оставил, дабы то исправил ( Тит.1:5 ). Сии Церкви не токмо из язычников, но и из иудеев состояли ( Тит.1:10,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

В самом деле, в приведенных у Гилла местах из послания ап. Павла к Тимофею ( 1Тим. 4:14; 5:22 ) не только нет указаний на то, чтобы «любая Церковь чрез возложение рук отделяла и рукополагала какого-либо брата на занятие в Церкви поста», чтобы таким способом Церковь «передавала рукоположениями свои права и свой авторитет исполнения возложенного на него поручения» и чтобы в то же время Церковь просила Господа подтвердить избрание брата Своим благословением и наделением благодатью Духа Святого», – так, не только ничего такого нет в указанных Гиллом местах из послания ап. Павла к Тимофею, но наоборот: поставление в Ефесе пресвитеров чрез возложение рук ап. Павел предоставил не всей Ефесской Церкви, а исключительно «истинному отцу в вере» Тимофею ( 1Тим. 5:22 ); ему же, а не всей Ефесской Церкви, ап. Павел предоставил право «оказывать сугубую честь достойно начальствующим пресвитерам», принимать «обвинение на пресвитера... согрешающих обличать» ( 1Тим. 5:17–22 ) и сам Тимофей был рукоположен во епископы не всею Ефесской Церковью , а ап. Павлом, и чрез это рукоположение получил «дар Божий» ( 2Тим. 1: 6 ), или «дар священства» ( 1Тим. 4:14 ). Известно, что и в Критской Церкви ап, Павел предоставил право «поставлять по всем городам пресвитеров» не всей Критской Церкви и не каждой в отдельности «городской церкви» на Крите, а исключительно «Титу, истинному отцу по общей вере» и притом поставлять так, как «приказывал» ему ап. Павел ( Тит. 1:4–5 ). И надо удивляться, до какой степени дошло дерзновение у Гилла и «Всесоюзного совещания евангельских христиан-баптистов» в извращении текста и смысла посланий ап. Павла к Тимофею, сказанное в которых они не только «отменили», но и подменили своими «человеческими вымыслами», ложно приписав их ап. Павлу! Наконец, и ссылка Гилла на избрание семи учеников в Иерусалиме ( Деян. 6 ) также извращает повеление двенадцати апостолов. Эти «семь учеников», по повелению апостолов, были избраны «множеством учеников» не для того, чтобы они «постоянно пребывали в молитве и служении слова», что принадлежало только апостолам, а исключительно для того, чтобы «пещись о столах», заведовать «ежедневным раздаянием потребностей» в устранение происходивших неурядиц. И когда семь учеников были избраны, то и в этом случае не вся Церковь, а только апостолы: «помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:16 ). Необходимо отметить здесь и ошибочность сектантов в отождествлении «семи учеников», хотя и названных «диаконами» ( Деян. 21:8 ), с третьем степенью священства – «диаконами» ( 1Тим. 3:8 ; Фил. 1:1 ). В то время, как говорит св. Иоанн Златоуст , в церквах еще не было ни епископов, ни пресвитеров, ни диаконов, а только апостолы»... Посему «вышереченные седмь диаконов не должны приемлемы быти за служителей таинствам, но суть те, которым поручено было домостроительство для общей потребности тогда собранных; а они были для нас в сем случае образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся» (VI Вселен. Собор, прав. 16-е).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Наконец, третье: с трепетом спасайтесь, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп. 2:13 ). То есть все от Бога, даже захотеть доброго, – о каких же «заслугах» или «наших» собственных условиях можно говорить? Послание к Фессалоникийцам Первое Ничего нового. В подтверждение лишь предыдущей мысли можно указать, что верен Призывающий, Который и совершит (ср.: 1Фес. 5:24 ), то есть и начало, и конец Спасения – от Христа. Первое Послание к Тимофею (Три Пастырских Послания) О разных пастырских вопросах. Между прочим, и суть проповеди: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников ( 1Тим. 1:13 ) – то же Сам Он говорил (см.: Мф. 9:13 ; Мк. 2:17 ; Лк. 3:32 ). Значит, мы спасаемся Им, грешники. И про себя апостол говорит: из которых я первый ( 1Тим. 1:13 ). И это верно и всякого принятия достойно! Он помилован ( 1Тим. 1:16 ). Догнал [достиг – помиловал] его Христос (см.: Флп. 3:12 ). За что и как? – Чрез единого Посредника между Богом и человеками, человека Христа Иисуса, предавшего Себя для Искупления всех (ср.: 1Тим. 2:3–6 ). Спаситель называется и Посредником, как и в Послании к Галатам (см.: Гал. 3:20 ), но с объяснением: человек! Почему? – Чтобы объяснить, что именно потому Бог Отец благоволил принять к Себе человечество, что к Нему вошел первый человек, Сын Божий, Иисус Христос; а в Нем, с Ним вошло и все человечество. Сравнение: семья прогневала царя; сослана в ссылку, не допускается жить в царской столице, но один из родственников их смог достигнуть царя и войти в любовь; а чрез это любовь царя уже распространяется и на все родство (то есть Тело Христово, члены Его, Церковь ). Потому и необходимо было, что Христос был не только истинный Бог, но и истинный, полный, совершенный человек (отсюда защита человечества Христова на Вселенских Соборах – III, IV, V, VI). В 3-й главе находится известное место, где говорится, что все дело Христово, все наше «благочестие» (так на языке греческом, а по-русски говорится: «вера») – тайна. Беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе... принят верою в мире, вознесся во славе ( 1Тим. 3:16 ). Все это великая тайна, открывшаяся как факт (а не как разумение [понимание]) теперь через Церковь даже ангелам (см.: Еф. 3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

74 При буквальном и формальном переводе слова вполне справедливо назвать Фиву диакониссой. 75 Например, Ветринский И. Я . Указ. соч., с. 185; Colson J . Op. cit., pp. 64–67. Подобная точка зрения могла основываться на мнении поздних христианских комментаторов. Например, толкуя 1Тим 5:9 , Псевдо-Иероним (VI в.) писал: “Он (ап. Павел — А. П. ) возжелал, чтобы так избирались диакониссы…” ( Ps.-Hieron . Comm. in 1Tim. 5 .//Monumenta…, p. 48). Свт. Епифаний (кон. IV в.) косвенно свидетельствовал о том, что диаконисс “именовали вдовами” ( Epiph . Panarion hжresum. 79. 4. 1.//Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte, T. 3. Berlin, 1985. Рус. пер.: Творения святого Епифания Кипрского . Т. 5. М., 1882. 76 Witherington B. Op. cit., pp. 149–151. 77 New Documents Illustrating Early Christianity. V. 1/Ed. Horsley G. H. R., Conno­ly A. L. Masquarie Univers., 1987, p. 239. 78 Ps.-Hieron . Comm. in Rom. 16 .//Monumenta…, p. 48. 79 Свт. Иоанн Златоуст . 11 Толкование на 1Тим. 3. 11 .//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 11. Кн. 2. СПб., 1905, с. 691. 80 Ps.-Hier . Comm. in 1Tim. 3 .//Monumenta…, p. 48. 81 Рус. перев. в кн.: Плиний Младший. Письма. М.–Л., 1950, с. 344. 82 CA VI. 17. 4; Epiph. Pan. нжг. 79. 4. 1; Iustinianus . Novellж. VI. 6; CXXIII. 13. Corpus iuris civilis. Vol. 3. Novellж. Berolini, 1904. 83 Codex Theodosianus. XVI. 2. 27.//Theodosiani libri XVI. T. 1. Pars 2. Berolini, 1905.; Iustinianus . Nov. CXXIII. 30; 43. 84 Трулльский соб. (692 г.), кан. 48.//Правила святых апостол с толкованиями. М., 1876, сс. 608–609. 85 Халкидонский соб. (451 г.), кан. 15.//Правила святых апостол…, с. 369. 86 Халкидонский собор, кан. 15; Трулльский собор, кан. 14, 40; Iustinianus . Novellж. CXXIII. 13. 87 CA III. 11. 3; Халкидонский собор, кан. 15; Трулльский собор, кан. 14, 40; Iustinianus . Novellж. VI. 6. 88 По одной версии, это особая одежда диаконисс, доходившая до пят ( Несе­ловский А . Чины, хиротонии и хиротесии. Каменец-Подольск. 1906, сс. 68–70), по другой — монашеский головной покров до плеч ( Троицкий С. В . Указ. соч., сс. 194–201).

http://azbyka.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-ra...

1280 Cp. E. Феофан. Толков. Паст. Посл. ( 1Тим.6:17 ), стр. 414: в случае подчинения человека страсти сребролюбия «внутренний, естеством человеческим требуемый и определяемый строй извращается: становится во главу, чему следовало быть в ногах». Cp. itfid. (ст. 11), стр. 395: «весь строй внутренний тогда у человека бывает темен: грудью пресмыкается он по земле н питается землею». 1281 В приведенных словах св. отец перечисляет те доводы, которые обычно приводились сребролюбивыми монахами в защиту своего стремление приобретать и копить деньги н которые им самим казались благословными ( ε’λογα. Нил C. De octo spirit. malitiae col. 1449C, 1452A), справедливыми u разумными (justos et rationabiles. И. Кассиан. De coenobior. instit. lib. VII, c. 7, col. 296), тогда как в сущности, по аскетическому учению, проистекали из недостатка веры в Бога (ср. Нил C. Lib. cit. col. 1449BC. И. Лествичник. Gr. XVI, col. 924D). Под ξενιτει’α, вероятно, следует разуметь переход инока из одного монастыря в другой отдаленный монастырь (ср. Евагрий. Rer. monach. c. VI, col. 1257B. И. Кассиан. De coenobior. institut. lib. VII, c. 7, col.· 297A), для совершения которого деньги казались необходимыми «сребролюбивым» монахам. Ξενιτει’α имело в аскетической письменности и другое, более глубокое и вполне положительное значение. Ср., напр., И. Лествичник. Gr. III, col. 664С, т. е. странннчество есть отлучение от всего, чтобы сделать мысль свою неразлучною от Бога. 1282 Cent. III, §§ 16, 17 и 18. T. ХС, col. 1021AB. Cp. Cent. I, § 75, col. 977АВ. Cp. И. Златоуст. Exposito in psalmum XLVIII n. 8 T. LV, col. 234. Cp. E. Феофан. Толков. Паст. Посл. (VI, 10), стр. 387. 1284 По учению св. Григория H., любостяжательность ведет за собою гнев ( ργη) к равным, гордость ( περηφανι’α) к низшим, зависть ( φθο’νος) к высшим. De virginitate c. IV. T. XLVI, col. 344BC. По наблюдению преп. Нила C., гнев необходимо возбуждается на препятствующих приобретению денег. De monastica exercitatione c. LV, col. 788C. Cp. И. Златоуст. Exposit. in Psalm. CXIX , c. III. col. 34:3. И. Кассиан. Collat. V, c. X, col. 622. По словам Аввы Дорофея, гневаются обыкновенно или за имение или за снеди. Doctr. II C. II. col. 1644A. Е. Феофан. Толков. Паст. Посл. ( 1Тим.6:12 ), стр. 397: …. «самое широкое поле для расположения сего зелия (т. е. гнева) представляет любоимание. Не тронь, это мое. Таков закон любостяжания. Тронет кто, – и пошли неудовольствия».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Из этого обширного хранилища Божественной истины, как бы извлечение представляют нам писания св. Апостолов. Конечно не все вообще предметы Христианского учения, в подробности, но важнейшие и нужнейшие истины веры и спасения заключены в письмена, для того, чтобы они представляли сокращенный образа здравого учения, устно преданного ( 2Тим. 1:13 ), чтобы служили его напоминанием ( 1Тим. 1:18 ; 2Тим. 2:2 ; Тит. 1:5 ) и подтверждением ( Лк. 1:4 ). Особенные цели, по требованию обстоятельств, давали каждому из этих писаний особенное направление: но единство истины давало равную важность и слову и посланию ( 2Фес. 2:5 ), то есть, не писанному и писанному учению. Притом, хотя писанные послания первоначально назначаемы были для известных мест, обществ и лиц Христианской Церкви: но, по намерению самих св. писателей, должны были передаваться от одних лиц и обществ к другим ( Кол. 4:16 ), и таким образом делались достоянием и поучением для всей Христианской Церкви. Итак в самом начале Христианства открываются два главные источника Христианского вероучения, а вместе и два способа сохранения и распространена его в Церкви: а) св. Предание и б) св. Писание. Первое сохранено в живом голосе самой Церкви; последнее заключено в св. Библейском каноне. В отношении к тому и другому источнику Божественной истины, надобно заметить следующее: а) Св. Церковь имеет свыше особенное назначение и полномочия сохранять в чистоте и целости св. Писание и св. Предание, которые вверены Ей от Иисуса Христа и Апостолов, как источники истины и веры, как сокровища Божественного откровения и залоги нашего спасения ( Рим. 3:2 ; 1Тим. 3:15 ; Вас. В. пр. 91). 5 б) Поэтому Церкви принадлежим право и долг – наблюдать в обществе верующих правильность разумения и изъяснения Св. Писания, также неповрежденность Священного текста и верность его в чтениях, изданиях, разных переводах и пр. Равно Церкви принадлежит наблюдать и охранять священное Предание от всякой примеси ложных сказаний, не согласных с духом его нововведений в церковном порядке и вообще всякого повреждения. Таким образом VI вселенский Собор, рассмотрев книгу Апостольских постановлений, содержащую в себе предания Апостольских времен и обычаи первых веков Христианства, и заметив в ней повреждения, сделанные еретиками, исключил эту книгу из церковного употребления (VI Всел. пр. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010