82 Свт. Герман (ок. 645–740) занимал патриарший престол с 715 по 730 г. За твердый отказ следовать политике иконоборчества был отстранен от патриаршества императором Львом Исавром, после чего император нашел послушного кандидата Анастасия и сделал его патриархом. Анастасий издал послание в пользу иконоборцев, послужившее официальной санкцией для дальнейшего разгорания смуты. 83 Лев III Исавр (ок. 680–741) – византийский император, талантливый политик и полководец, отец Константина Копронима. Именно он положил начало иконоборчеству. 84 Евсевий Кесарийский Памфил (260–339) – историк, христианский мыслитель и епископ. 85 Никифор Каллист († 1350) – монах константинопольского Софийского монастыря. Оставил обширные исторические труды, а также написал ряд богослужебных текстов и последований. 86 Господь избрал из Своих последователей семьдесят апостолов ( Лк.10:1–2 ). Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен в V–VI вв. Список носит символический характер, туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. Таким образом, в этот день Церковь вспоминает не только семьдесят апостолов, но и все первое христианское поколение. 87 См.: Деян.17:34 . 88 Деян.16:1–3 ; 1Тим.12. 89 Книги Еноха – апокрифические книги. Первая из трех книг Еноха – весьма значимый ветхозаветный апокриф, на который ссылается в своем послании апостол Иуда, брат Господень ( Иуд.1:5 ). 90 Свт. Амвросий (340–397) – епископ Медиоланский, богослов, проповедник и автор ряда богослужебных текстов. 91 Еще один важный аспект – дидактический, т. е. в иконе не должно быть никакой вымышленной аллегоричности. Например, изображение Бога Отца, Которого никто никогда не видел ( Ин.1:18 ), в образе старца с седой бородой является отступлением от соборного разума Церкви и богословия иконы. 92 Павел Флоренский (1882–1937) – выдающийся философ и ученый. Разделил участь большинства православных священнослужителей в период большевистских гонений. В 1933 г. был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь. Через четыре года после ареста был расстрелян по приговору особой тройки НКВД.

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

В древней Церкви церковное дело считалось делом всякого христианина. Тогда никому из верующих нельзя было бы сказать: «Тебе нет дела до того, как будет решен тот или другой церковный вопрос; ты должен вполне положиться на своего епископа и людей ему близких, угодных; что они определят, то и исполняй». Древняя Церковь не забывала, что «уши народа бывают иногда святее сердец епископских», по прекрасному выражению св. Илария Пиктавийскаго 73 ; что «не все епископы суть епископы», как говорит блаж. Иероним. Нет, не одно епископство, не одна высшая иерархия, хотя бы и с тайными комиссиями, но вся Церковь есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3, 15 ); поэтому «совершеннейший собор не есть судилище одних только епископов» 74 . Источники Источниками и пособиями для автора служили: 1) Евсевия Памфила , – Церковная История в русском переводе. Спб. 1858. 2) Св. Киприана Карфагенского ,-Творения в русск. переводе. Часть 1. Киев 1879. 3) Socratis, Historia ecclesiastica (Migne, Ser. graec. t. LXVII). 4) Sozomeni, Historia ecclesiastica (Migne, Ser. graec. t. LXVII). 5) Theodoriti, Historia ecclesiastica (Migne, Ser. graec. t. LXXXI1). 6) Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. T. 1, Казань 1859. T. II, – 1861; T. ИП – 1879; T. IV – 1878: T. V – 1889; T. VI – 1882; T. 40;II – 1873 г. 7) Baronii, Annales ecclesiastici, una cum critica Pagii; tt. 1-XV. Lucae. 1738–1744. 8) Hefele, Conciliengeschichte. 1 Bd. Freiburg. 1855. 9) Иванцова Платонова Прот. – Проф., «К исследованиям о Фотии – Патриархе Константинопольском». Спб. 1892 г. 10) Langen, Geschichte der Pomischen Kirche. Bd. 1-IV. Bonn. 1881–1893. 6 Евсевий – Церковная История V, 16,п. 10; стр. 266. По словам другого писателя второго века, Серапиона Антиохийского, приведенным тем-же Евсевием (V, 19, стр. 274), монтанизм возбудил к себе полное отвращение всего братства, живущаго на земле. 8 Арсиноэ – город в Египте, в провинции Гептаномос, принадлежавший Александрийскому Патриархату. Hefele, I, 108.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

В некоторых изданиях Священного Писания содержатся также книги: а) Книга Товия, б) Книга Иудифи, в) Книга Премудрости Соломона, г) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, д) Книга пророка Варуха, е) три книги Маккавейские, ж) Третья книга Ездры, з) Плач Иеремии; и) Послание Иеремии. Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь. Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» — греческое и означает благовестие, ибо учение Христово — примирение людей с Богом и вечное блаженство — есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

В результате только за два десятилетия (80–90-е гг.) количество мужских монастырей выросло с 450 до 503 (53), а женских вместе с общинами – с 168 до 325 (157), соответственно число монахов и послушников увеличилось с 6481 и 2902 до 8578 и 8090, а монахинь и послушниц с 4759 и 14 071 до 10 082 и 31 533 169 . 2.3. Пострижение в монастырь Существенным отличием в законодательстве о монастырях в синодальный период был возраст пострижения. До XVIII в. возраст пострижения определялся каноническими правилами, которые, однако, называли разнившиеся цифры. В частности, правило 40-е VI Вселенского собора для мужчин и женщин установило возраст не менее 10 лет; 140-е правило Карфагенского собора для девушек – 25 лет, но если ее целомудрию угрожает опасность, то епископ имел право постригать раньше 25 лет. Василий Великий для девиц назвал возраст пострижения в 16–17 лет 170 . В законодательных актах допетровского периода о каких-либо возрастных ограничениях в пострижении сведений нет. В указе от 8 июня 1701 г. Петр I первоначально ограничил возраст пострижения для женщин 40 годами 171 . В Прибавлении к Духовному регламенту со ссылкой на Послание апостола Павла к Тимофею: «вдовица рече да причитается не меньши шестидесяти лет» ( 1Тим. 5 ) 172 , для вдов был определен возраст пострижения «не меньши шестидесяти лет», а для девиц – 50–60 лет: «А буде которая младая девица, похощет в девстве пребывати, с намерением прияти монашество, то разсмотря прилежно, аще нелестно и не некоторыя ради нужды или, пристрастия, или лицемерия, избирает девственное житие, дати таковую в монастырь честный, и добре заключенный, под начал честной и постоянной старице, девица же да пребывает не пострижена до шестидесяти, или поне до пятидесяти лет, а буде прежде оных лет похощет ити замуж не возбраняти ей». В то время для мужчин возраст пострижения составлял всего 30 лет. По мнению В. Ивановского, Петр I считал мужское монашество «рассадником высших иерархических и административных должностей», женское же монашество для него было лишь «исторически авторизованным», с чем он был вынужден считаться 173 . В реальности пострижение осуществлялось раньше 25 лет 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ведь самая ограниченность и действительность постепенного развития воспринятой Им человеческой природы была делом Его воли, а воля эта простиралась до подчинения законам человеческой жизни. Не ясно ли, как и на самом деле учит священное Писание, что самоуничижение Сына Божия было не призрачно, но действительно ( κεκενσθαι ο δοκσει, λλ νεργε) 289 . Такова христология Кирилла. В истории учений о кенозисе она занимает исключительное место. Восторженное отношение к великому александрийскому святителю отцов III вселенского собора и такое же отношение к его памяти отцов V вселенского собора, непреклонная верность его вероучению даже со стороны отцов IV 290 и VI вселенских соборов – всё это дает право назвать Кирилла doctor incarnationis 291 ! Его христология по справедливости признана правилом веры для всех времён 292 . Но эта христология построена на идее кенозиса, – она есть собственно учение о самоуничижении Иисуса Христа. Поэтому в христологии Кирилла Александрийского мы имеем совершеннейший тип святоотеческого учения о кенозисе. Христология Феодорита Кирского с точки зрения кенозиса а) В продолжительной и упорной борьбе Кирилла с Несторием Феодорит был противником Кирилла. Несмотря на это, христология Феодорита в некоторых пунктах до буквы сходна с христологией великого александрийского святителя. Кирский пастырь исходит из того положения, что воплощение Сына Божия было откровением божественной сущности, или божественной жизни, в человеческой видимости. Вот как он рассуждает в диалогах «Эранист» – в сочинении, направленном против монофизитов, которых сам Феодорит мог представлять себе прямыми преемниками Кирилла. Он принимает 293 положение своего собеседника «эраниста», что в воплощении Сын Божий «явился на земле и обращался между людьми» ( Вар. 3:38 ) 294 , и сообразно с этим объясняет «Слово стало плотию» ( Ин. 1:14 ) в том смысле, что «Бог», говоря словами апостола Павла ( 1Тим. 3:16 ), «явился во плоти». Божественное естество невидимо, а плоть видима; посредством видимой плоти открылось невидимое божественное естество, совершая чрез неё чудеса и являя свое могущество 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Если выбираешь собаку – значит ты добрый человек и верный друг; во как! а ты и не ведал, что столь прекрасен. Публичные люди, заполняя графы анкет, сознательно или нетпиарили, выгодно подавали себя; так, некий тогда широко известный поэт, трус и приспособленец, вписывал любимым девизом строку из Гейне: «бей в барабан и не бойся». Архимандрит Софроний (Сахаров) . Подвиг богопознания. М., 2003, с. 251. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 98. Святитель Иоанн Златоуст , собр. соч., СПб, 1898 (репринт), т. 1, кн. 1, с. 539. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 121. Там же, с. 247. Там же, с. 296. Святитель Григорий Нисский . Изъяснение Песни песней Соломона. М., 1999, с. 65 – 72. 1Тим. 4:16 . Преподобный Иустин (Попович) . Проблема личности и познания. Собрание творений, т. 1, с. 257, 265. Рим. 7:14 . Святитель Игнатий Брянчанинов . Приношение современному монашеству. Собр. соч. т. 5, М., 2001, с. 379. Святитель Игнатий Брянчанинов . Аскетические опыты. Указ. изд., т. 2, с. 136. Пс. 63:7 . Иак. 1:24 . Евагрия монаха наставления о подвижничестве. Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 545. Преп. Никита Стифат . Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 89. Быт. 3:8 . Стихотворение святителя Григория Богослова . Собрание творений, АСТ, 2000, т. II, с. 138. Поучение преподобного Антония Великого . Отечник. Собр. соч. святителя Игнатия Брянчанинова , т. VI, М., 2001, с. 38. Григорий Богослов , Собрание творений, т. II, АСТ, 2000, с. 107. Там же. Святитель Игнатий Брянчанинов , указ. изд., т. IV, с. 190. Преподобный Макарий, указ. изд., с 99. Евагрия монаха наставления о подвижничестве. Добротолюбие, указ. изд., т 1, с. 575. Евагрий монах, Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 580. Творения аввы Исаака Сирина , указ. изд., с. 44. 1Кор. 15:10 . Иак. 1:5 . выражение свт. Григория Нисского . Преподобный Макарий, указ. изд., с. 192. Архимандрит Софроний (Сахаров) . Духовные беседы, указ. изд., с. 214. Епископ Каллист (Уэр) . Внутреннее царство. Дух и лimepa, 2004, с. 27.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Если и признать на минуту, что обновленческое движение носило в себе зачатки каких-то идей, то и в этом случае история застаёт обновленцев именно в тот момент, когда они вторгаются в жизнь Церкви, насилуя православное сознание в духе клерикализма и личных интересов. Совершенно очевидно, что «идеи» уступают место захватническим тенденциям и утрачиваются вслед за тем, как их «носители» выходят на рубежи жизни и становятся её хозяевами. Дальнейшее же шараханье идеологов обновленчества то вправо, то влево в бесплодных поисках связи с церковным телом лишь подчёркивало отсутствие идейных оснований для такого рода связи. Именно такая идейная безнадёжность, махнувшая на все рукой, произвела на свет разного рода обновленческих авантюристов, отбросов церковного общества, устремившихся к высоким иерархическим местам, развязала руки враждебным родине элементам, типа Василия Смелова и Серафима Ляде, оказавшихся в стане врагов. Сама же обновленческая организация в целом встала на путь отрицания церковных традиций, св. канонов, преданий и освященных веками обычаев, разшатывая устои Церкви. Обновленцы похитили церковную власть. Выступая, как антипод монашества – этого здорового начала в Церкви, они унижали церковную иерархию, низводя её на степень представительства, т. е. сделали прямой вызов православному учению об иерархическом принципе, основанному на словах Господа нашего Иисуса Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас...» ( Ин. 15:16 ). В отмену 12-го правила VI Вселенского Собора ввели сепаратно брачный епископат. В нарушение Апостольских указаний Слова Божия ( 1Тим. 3:12 ) ввели второбрачие клира. Апостольское преемство власти они грубо попрали, приравняв пресвитеров, диаконов и мирян, в смысле прав в Церкви, к епископату. Они затем ввели у себя единоличное управление с патриаршими элементами и титулованиями, без всякого собора, по личному капризу их Первоиерархов, разорвали единство церковное с православным Востоком и другими автокефальными Церквами. Применяя пресловутое богослужебное и литургическое творчество, вводили в церковный обиход чуждые Церкви последования.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Итогом деятельности православных богословов середины VI в., учение которых нашло свое выражение в решениях Пятого Вселенского собора 553 г., является безусловное признание во Христе двух совершенных и различных природ, Божественной и человеческой. Наряду с этим исповедуется вера в единое Лицо Спасителя, поскольку два естества соединены в единую Ипостась воплотившегося Бога Слова. В «Послании Восточных Патриархов» говорится: «Веруем, что Сын Божий... восприял на Себя в собственной Ипостаси плоть человеческую, зачатую в утробе Девы Марии от Святаго Духа, и вочеловечился» 997 . В Священном Писании отмечается, что Лицо Христа есть именно Лицо Божественное: Слово стало плотию ( Ин.1:14 ). Слово в корпусе Иоанновых писаний обычно обозначает Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия. 2.4.3. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств Ап. Павел говорит, что явление Бога во плоти есть великая благочестия тайна ( 1Тим.3:16 ). Сам по себе образ соединения двух естеств недоступен нашему пониманию, поэтому выразить эту тайну мы можем только в отрицательных терминах, т. е. апофатически. Существует четыре термина, посредством которых описывается соединение двух природ. Они содержатся в оросе IV Вселенского собора, хотя они и не были изобретены отцами этого Собора. Эти термины встречаются уже в творениях свв. отцов III-V вв., в частности у свят. Кирилла Александрийского . Неслитно (греч. συγχ τως). В результате соединения природы не слились между собою так, чтобы составилась из них новая природа, отличная от исходных. Обе пребывают в Лице Спасителя как две различные природы. Неизменно , или непреложно (греч. τρ πτως). В результате соединения ни Божественная природа не изменилась в человеческую, ни человеческая не преложилась в Божескую, но и та и другая остались целыми в Лице Спасителя. Каждое из естеств сохранило тождественность своих качественных определений. Нераздельно (греч. διαιρ τως). Хотя две природы во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не образуют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в единой Ипостаси Бога Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Некоторые учения Павла были особо рассмотрены в работах немецких ученых: Tischendorf: Doctnna Pauli apostoli de Vi Mortis Christi Satisfactoria (Leipz., 1837); Räbiger: De Christologia Paulina (Breslau, 1852); Lipsius: Die paulinische Rechtfertigungslehre (Leipz., 1853); Ernesti: Vom Ursprung der Sünde nach paulinischem Lehrgehalt (Wolfenbüttel, 1855); Die Ethik des Paulus (Braunschweig, 1868; 3 d ed., 1881); W. Beyschlag: Die paulinische Theodicee (Berlin, 1868); R. Schmidt: Die Christologie des Ap. Paulus (Gött., 1870); A. Dietzsch: Adam und Chnstus (Bonn, 1871); H. Lüdemann: Die Anthropologie des Ap. Paulus (Kiel, 1872); R. Stähelin: Zur paulinischen Eschatologie (1874); A. Schumann: Der weltgeschichtl. Entwickelungsprocess nach dem Lehrsystem des Ap. Paulus (Crefeld, 1875); Fr. Köstlin: Die Lehre des Paulus von der Auferstehung (1877); Η. H. Wendt: Die Begriffe Fleisch und Geist im biblischen Sprachgebrauch (Gotha, 1878). II. Христология Павла тесно переплетена с его сотериологией. В посланиях к римлянам и галатам преобладает сотериологическая сторона, а в посланиях к филиппийцам и колоссянам – христологическая. Христология Павла очень богата и наряду с христологией Послания к евреям подготавливает почву для христологии Иоанна. У Павла это учение даже более развито, чем у Иоанна, – просто в его богословской системе оно не столь выделяется. Вот основные отрывки, в которых идет речь о личности Христа: Рим. 1:3–4 (κ σπρματος Δαυειδ κατ σρκα… υις θεο κατ πνεμα γιωσνης); Рим. 8:3 ( θες τον εαυτο υν πμψας ν μοιματι σαρκς αμαρτας); Рим. 8:32 (ος το ιδου υιο οκ φεσατο); Рим. 9:5 (ξ ν Χριστς τ κατ σρκα, ν π πντων, θες ελογητς εις τους αινας – однако пунктуация в этом тексте неоднозначна, и славословие Павла может относиться как к Богу, так и ко Христу); 1Кор. 1:9 ( κριος ημν – этот титул встречается очень часто); 2Кор. 5:21 (τον μ γνντα μαρταν); 2Кор. 8:9 (πτχευσεν πλοσιος ν, " να μεις τ εκενου πτωχεα πλουτσητε); Флп. 2:5–11 (знаменитый отрывок ο κνωσις); Кол. 1:15–18 (ος στιν εκν του θεο το αορτου πρωττοκος πσης κτσεως, τι ν ατφ κτσθη τ πντα… τ πντα δι» αυτο και εις αυτν κτισται…); Кол. 2:9 (ν ατ κατοικε πν τ πλρωμα της θετητος σωματικς); 1Тим. 3:16 (ος φανερθη ν σαρκ…); Тит. 2:13 (το μεγλου θεο και σωτρος ημν Χριστο Ιησο, однако здесь, как и в Рим. 9:5 , толкователи расходятся во мнениях относительно структуры текста).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь . Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» – греческое и означает благовестие, ибо учение Христово – примирение людей с Богом и вечное блаженство – есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св. Стефане и св. Иакове, о Соборе Апостольском и о жизни первых христиан. Деяния св. Апостолов были написаны около 64 г. VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010