Возражение. Как же у трех богоначальных Лиц царственное Их начало не делится? Ответ. Потому что вышеначальное и богоначальное начало не есть нечто приобретенное и привходящее, а естественное, соприсущее Божеству и совечное; естественные же свойства Пресвятой Троицы просты, несекомы, нераздельны. Посему и царская власть не двоится и не троится. Иное вопрошение. Почему Дух не называется рукою Божиею, а перстом Христовым? Пот. что Гугон, как говорят, приводит это свидетельство в своей книге 49 , и отсюда заключает, что Дух произошел от Христа, как перст происходит от руки. Ответ. Лжет это сын дьявола, отца лжи; потому что Дух называется и рукою и перстом Бога Отца. Ибо говорит Псалмопевец: руки Твои сотворили меня и устроили меня ( Пс. 118:73 ), сотворение относя к произведению души, а устроение к составу и расположению тела. И еще: небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь ( Пс. 18:2 ). А богоестественные руки Отца – Сын и Дух; потому что через Них получило бытие все, мысленное и чувственное, так как Сын осуществляет, а Дух совершает и освящает 50 , как научает тому священное Писание ( Рим. 11:36 . 1Кор. 8:6 . Еф. 2:18 . Евр. 1:3 . Ин. 1:3 ). Называется же перстом Дух, не по причине униженного отношения и умаления перед Отцом и Сыном, как нечестиво мыслили рассекавшие единое и неделимое Божество на неравные сущности, большие и меньшие 51 , а теперь повторяют и Итальянцы , а потому, что Он единосущен Отцу и Сыну, соединен с Ними и неразлучен, как перст единоестествен и сраслен с рукою 52 , и потому, что призывается для помазания и запечатления, и пишет Божески, и открывает неведомое и тайны премудрости Своей ( Пс. 50:8 ). Ибо при Нем созерцается и трость писчая ( Пс. 44:2 ), Он же вдохновляет художника на прекрасное ( Исх. 31:3 ) и есть орудие прекрасно и благочестиво поемого ( 1Цар. 16:18 ). И я, опять слыша Давида: руки мои сделали орган, и персты мои составили псалтирь (Псалом вне числа) и зная, что песнопения Давида внушены Богом и дела его к Нему возводятся и относятся, допускаю, что посредством Давида Бог Отец называет руками Своими Сына и Духа, и Их же опять перстами Своими по причине произведения высшего мира и нижнего, состовщаго из души и тела, Которым принадлежит и десятиструнное сочетание умных сил и чувственных, стройный и согласный их порядок и движение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tri-...

Ибо говорит: «руками апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» ( Деян. 5:12 ). А если Иоанн не исцелил хромого, то это не от немощи, а потому что подчинялись друг другу, как заповедано им ( Мф. 10:26. 27 ). А когда надлежало послать и грамоту повсеместную с указанием, от чего воздерживаться (пот. что говориться: «уклоняйся от зла и делай добро» – Пс. 33:15 ), то Иаков, первый в Иерусалиме архиерей, предложил воздерживаться от идоложертвенного, блуда, удавленины и крови, и сказанное им стало определением ( Деян. 13–29 ). Если же и от Духа Петрова изливается (благодать) на плоть, работающую Богу (см. Деян. 2:18 ); если и поставляет епископов: но с одинаковым достоинством проводники (благодати) и остальные. И говорит Дух Святой всем: «отделите Павла и Варнаву» ( Деян. 13:2 ). А если исследовать, кому, Петру или Павлу, принадлежит большинство епископских назначений, то не наклонятся ли весы к чашке Павла, как дознает (всякий), кто пересмотрит по именам деяния семидесяти апостолов и вникнет в послания сего апостола? Потому что он, хотя временем отстал, даже превзошел Петра в распространении благовестия, больше ходя во все стороны и трудясь, как сам, не хвалясь, засвидетельствовал с клятвою ( 2Кор. 11:21–31 ). Ибо как (хвалился бы) называющий себя извергом и говорящий «я недостоин называться апостолом» ( 1Кор. 15:8. 9 ), но знающий время как истинной похвалы себе, так и свидетельства умеряющего и охуждающего его, когда не должно (с похвалою говорить о себе). Ты же помысли, что не от времени зависит умаление, и старейшее начальство да не подымает бровь твою, и не думай, что честь достается даром, хотя бы добродетель не умножалась. Под честию же разумею не предшествие во входах, не правую сторону на кафедре, не середину между стоящими, а честь небесную, высочайшую, преславную. Потому что и когда ученики, как еще несовершенные, спрашивали, кто из них больший, Иисус огорчился и начертал высоту для всех ( Мф. 18:1 ). А если сказал Христос «скажите ученикам и Петру» ( Мк. 16:7 ), то это не для означения преимущества его, а чтобы показать, что за отречение не отвержен Петр, но поскольку горько плакался, то опять стоит в том же достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tri-...

Такому взгляду христиане не придают никакого вероятия; ведь они знают, что душа человеческая создана по образу Божию, а потому понимают, что существо, созданное по образу Божию, не в состоянии утратить свои характерные свойства и принять другие, присущие неразумным животным» (Против Цельса IV,83). О том, что вера в переселение душ противоречит церковному преданию, Ориген говорит и в Толкованиях на Евангелие от Матфея (PG XIII, 469; 1088 и XVII, 612). В тексте «Против Цельса» (1,16) есть упоминание о труде Татиана «Увещание к эллинам», в котором Татиан довольно ехидно отзывается о вере в переселение душ («смеюсь над бабьими сказками Ферекида, Пифагора, принявшего его мнение, и Платона, который был в этом его подражателем” ). Итак, по тем вопросам христианского понимания мира, Бога и человека, которые были ясно проповеданы апостолами, у Оригена была возможность учиться у прямых наследников апостолов, которые, по слову Климента, “хранили святое учение, в точности переданное им”. У Оригена просто не было необходимости обращаться к новоявленным гностическим лидерам для уяснения Евангелия. При этом Ориген весьма резко отличал христианское учение от оккультных откровений. Поясняя слова апостола о том, что христианам открыта “премудрость не князей века сего, которую никто из князей века сего не уразумел” ( 1Кор.2:6-8 ), Ориген говорит: “Я считаю необходимым сказать, что такое мудрость мира сего и что такое премудрость князей мира сего”. К первому относятся риторика, грамматика, геометрия, музыка, медицина. “Под премудростию же князей мира сего мы разумеем, например, египетскую так называемую тайную и сокровенную философию, астрологию халдеев и индийцев, обещающих высшее знание, а также многоразличные и разнообразные мнения греков о Божестве. Когда эти духовные силы увидели Господа и Спасителя, обещающего и проповедующего, что Он пришел в этот мир разрушить все догматы, ложно носившие имя знания (“гнозиса” — А.К.), то, не зная, кто скрывался в Нем, они тотчас начали строить ему козни: “предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его” ( Пс.2:2 ). Понимая эти замыслы их против Сына Божия, апостол говорит: премудрость глаголем не князей века сего” (О началах. III,3,1–2). Примечательно, что Ориген весьма далек от египетского патриотизма. Он считает, что у каждого народа есть свои добрые и злые ангелы, и вот – «Ангел управлявший Египтом, извлек огромную пользу из сошествия Христа с небес – чтобы обратить египтян к христианству. Ибо до пришествия Христа благие ангелы мало что могли сделать для блага тех, кто им был вверен. Когда египтянам помогали только ангелы египтян, то с трудом хоть один прозелит уверовал в Бога» (Беседы на Евангелие от Луки,13; см. также Толкование на Иоанна 12,50 ). Как видим, дохристианский Египет представлется Оригену довольно мрачным местом, в котором не было истинного знания о Боге…

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Ничего не сообщают и Ириней, и Ориген , которые знают Послания и приводят из них некоторые места. Даже Евсевий, которому мы обязаны первым связным известием о Посланиях Игнатия, имеющим весьма важное историко-литературное значение, дает сведения только о конце его жизни (Eus. Hist. eccl., 3:36). Позднейшие писатели, упоминающие о святом Игнатии, или заимствуют свои сообщения из Евсевия и Оригена , или же, при отсутствии определенных фактов, предоставляют широкий простор воображению, как это в настоящее время доказано относительно актов мученичества святого Игнатия. Древнейшие известия о страданиях Игнатия заключаются в Греческом повествовании, изданном (в 1689 г. Ruinart) на основании Cod. Colbertinus (X век) в Париже, и обычно называемом Martyrium Colbertinum; автор его выдает себя за очевидца описываемых событий, и его произведение, если бы оно было подлинно, было бы самым древним памятником письменности этого рода, но, в виду несогласия многих его сведений с Посланиями святого Игнатия и с другими достоверными известиями, большинством новейших критиков (Lightfoot, Funk, Th. Zahn и другими) оно признается подделкой, и происхождение его относят к IV или даже к V векам. Другим, независимым от первого, источником сведений о мученичестве Игнатия являются Мученические Акты, изданные (в 1857 году A. R. Dressel’eм) по Ватиканской Греческой рукописи, почему и называется Martyrium Vaticanum; но и эти акты появились не раньше V века и не имеют исторического значения. При таком состоянии источников о жизни и деятельности святого Игнатия с большей или меньшей степенью» уверенности можно сказать о нем только следующее. Святой Игнатий был родом с Востока, вероятно, из Сирии и, может быть, из Антиохии. На основании некоторых выражений в Посланиях Игнатия полагают, что он родился не от христианских родителей, а обратился ко Христу в зрелом возрасте и притом вследствие какого-то необычайного события, которое произвело на него сильное, впечатление, и что прежние отношения его к Церкви запечатлены были проявлением крайней враждебности. Об этом заключают на основании того самоуничижения, которое обнаруживает автор Посланий (ср. Еф. XXI:2; Магн. XIV; Трал. XIII: 1; Рим. IX:2; Смиру. XI: 1), пользуясь при этом теми именно выражениями апостола Павла (из 1Кор. 15:8–10 ), в которых последний указывает на свои прежние отношения к Христианству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Перевод четырёх сотниц пр. Максима и сотницы Феодора Эдесского одинаков, и не столько представляет признаков древности, сколько перевод следующих за ними главизн пр. Нила. В сотницах ρετ переводится всегда добродетель или добрая детель л. 2. 12 и об. 17 и об. 26 и об. и мн. др., νρετος 3. 15 об. и др. – добродетельный. В главизнах ρετ постоянно переводится добронравие 96 об. 100 об. 102. 108 об. и др., νρετος 96 об. – добронравный. В переводе главизн можно заметить ещё следующие слова и выражения: θυσιαστριον 98 об. 113. 114. требникъ, γκαλεν 118 об. творити, πντως или παντελς 99 об. 117. 116 об. 117 и др. бехма или τι 106. 115. имже. Л. 97. да мниши дивииство ( να μαλξς да смягчишь дикость); л. 99. всмъ бо запьемь держьс и не спсти гнва ( πσ μηχαν χρσαι πρς τ μ ξαι θυμν); 100. да все ( κληρονομσς); 101 об. бсъ ( πονηρτατος, так перевед. и 107); молитва зло спостатъ (бесам, λαν πολεμοσα). Тексты из св. Писания читаются: 10. надмщевос. ко ни смрть ни животъ Рим. 8:38 . ( ππεισμαι); 30 об. да не со всмъ миромъ осдимс 1Кор. 11:32 . ( σν τ κσμ); 10 об. келиани житниско 1Ин. 2:16 ( λαζονεα το βου); 21 об. коже носихомъ образъ перстнаго 1Кор. 15:49 . ( φορσαμεν τν εκνα); 94 об. в мр телесню исполнени хва Еф. 4:13 . ( ες μτρον λικας); 133 об. тмже щадитьмис внець 2Тим. 4:8 . ( πκειται); 134 даи же ем и Мф. 5:40 ( τ μτιον). Правописание Русское, без юсов. Буква , заменяемая иногда длинною и также употребляются правильно. Надстрочных знаков, кроме точки и кавычек ( ), поставляемых над чистыми гласными (хотя и не всегда), нет. В конце глав большею частью пишутся четыре точки 155 (по преж. кат. 108.). Св. Иоанна Дамаскина о православной вере, перевод Иоанна, экзарха Болгарского, пис. уставом, в два столбца, на пергам., в лист, XIII в., 210 л. Из подписи Никона патриарха по листам, одинаковой с прочился, видно, что сия рукопись была положена им в Воскресенский монастырь, именуемый Новый Иерусалим, в 1661 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Свакако су на то утицали поступци старозаветне Цркве у седам означавао и у се за свештенства Арона и синова да бивало седам дана и осмог коначно принети жртву Господ спалио ( Лев.8:35–9:1 ). Исто тако за седам дана бивало Соломоновог храма, а осмог празник ( 2Пар.7:8–9 ). И брачно седам дана ( Суд.14:12 ; Тов.11:18 ). Код проте Константина налазимо исти став као код проф. дословно преузео од 1394 С. Булгаков говори да су новобрачни у старини носили венце седам дана, али су ови тада били од миртиног, или маслиновог а не од метала, како о томе и проф. 1395 Прота К. Калиникос да су младенци по са венцима на глави, у сватова, одлазили где невеста расплитала косу, у знак према 1Кор.11:2–16 , а давао и тако симболички признавао за господарицу дома. вели: «За седам дана су носили венце, а осмог дана долазили у храм да свештеник скине венце са глава… Због тога молитве за венаца у осми дан, се наводе у на 1396 Много о и венаца новобрачних говоре проф. П. Трембелас и Фундулис. Из многих грчких рукописних и штампаних наводи проф. Трембелас, види се да у погледу времена и места венаца с новобрачних, као и молитава свештеник при томе чита, знатне разлике како у старини тако и данас, о чему и проф. Фундулис. 1397 Према рукописима из XI–XII в. по отпусту Чина младенци су са свештеником одлазили дома, у сватова, и ту у дому свештеник читао молитву: 1398 «Боже, Боже наш си дошао у Кану скидао венце и их у дому младенаца. У осми дан, или у дому или у цркви, уз молитву, скинуо би коначно венце и ако су били црквени, их у цркви. 1399 молитву наводи и париски Евхологион бр. 213, из XI в., али: «Господе Боже наш си благословио венац времена…», ону сада да се чита у осми дан. 1400 Неки рукописи наводе две молитве. 1401 Према Патмоском рукопису из XIII в., свештеник читао молитву и скидао венце дана по 1402 По рукопису Атинске народне библиотеке из истог века (бр. 670), после седам дана; по рукопису исте библиотеке (бр. 851) из XVI в., осмог дана. 1403 Упутство другог рукописа, исте библиотеке и истог века (бр. 1910), по отпусту Чина на свештенику да може скинути венце одмах по «Ако одмах разрешити венце, пошто кажеш молитву: се, реци ову молитву: Молитва на венаца…». 1404 Рукопис пак исте библиотеке бр. 664, XV в., по отпусту вели: «И одмах скида венце и они одлазе». 1405 Слично овоме бива и према савременим грчким и црквенословенским и Требницима, свештеник скида венце при речима: се, женише…, И ти невесто, се…», па после молитве «Боже, Боже наш, си дошао у Кану и врши отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

45 По Аристотелю, три начала вещей: вещество, вид (мысль, форма, зиждущее начало всякого предмета или явления, его понятие), и лишение, то есть относительное небытие, напр. отсутствие теплоты. 47 Можно думать, что Етериан где-либо сравнил предполагаемое им исхождение Духа от Сына с подаянием Духа от Сына. 48 Изречение в Илиаде Гомера, песнь 2, ст. 204: «Нет в многовластии блага; да будет единый властитель, царь нам да будет единый!» 49 Hugonis Eteriani De haeresibus Graecorum II, 8. Nam Patris et Filii una manus est et eadem; testetur dicens: Pater meus, qui dedit mihi, major omnibus est, et nullus potest rapere oves de manu Patris mei. Et post pauca iterum dicit: nullus rapiet eas de manu mea (Ioh X, 28. 29) Ecce una manus, non duae, Patris et Filii, qnoniam una causa unumque principium Spiritus existit uterque. De hac manu digitus prodit, Sanetus uidelicet Spiritus, sicut evangelistae testantur. Matthaeus enim ita scribit: si in Spiritu Die ejicio daemonia (XII, 28); Lucas vero: si in digito Die (XI, 20), digitum indubitanter dicendo Spiritum… 51 Таковы – еретики Донатисты (Augustini de haeresibus 69), Аполлинарий (Григор. Бог. письмо к Кледонию), и другие, о коих упоминают Василий В. в 70-м письме и Августин в книге de haeresibus 74. 54 Василия В. книга о Св. Духе, гл. 16. И вообще сюда относятся все места, где говорится о единосущии Духа Святого с Отцом и Сыном, так как быть в образе Божием равносильно выражению «быть в сущности Божией». Твор. VII, 45. 55 «Существа разнородные и одно другому чуждые не могут объяснять себя взаимно; но имеющие одну природу познаются одно из другого» – говорит св. Кирилл Ал., объясняя слова Христовы: если б вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего ( Ин. 14:7 ). См. его книгу о Св. и Живоначальной Троице. 58 Кажется, имеет в виду место из 2-й кн. De haeresibus Graecorum, главы 18: «то же утверждает и великий Василий в третьем слове о Духе, говоря, что по достоинству Он второй по Сыну, как от Него имеющий бытие, от Него приемлющий возвещаемое нам и всецело зависящие от сей причины, это преподает учение благочестия». – Что слова «от Него имеющий бытие» есть вставка латинян, см. в Тв. св. отцов 1846, часть 3, стр. 127 и дал. Так же Макария Бог . § 46. А может быть, где-нибудь Гугон ссылался на сказанное Василием Великим : «что Дух от Бога, о том ясно проповедал апостол, говоря: мы приняли Духа, который от Бога ( 1Кор.11, 12 ); а что Дух явился через Сына, сие апостол соделал явным, наименовав Его Духом Сына, как и Духом Божиим» – и проч. См. Васил. В. кн. 5 о Духе Святом. Творений Вас. VII, 198.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tri-...

108 Учение 12-и апостолов, XII, 3: всякий христианский пришелец должен «трудиться и есть»: исключение составляют только пророки и учители, оседло поселяющиеся в общине (XVI, 1,2). Они одни «имеют власть не работать» (см. прим. 85). 111 Рим. 15:16: «Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно». 112 Учение 12-и апостолов, XIII, 3: все начатки должно приносить пророкам, «потому что они ваши первосвященники». Ср.: Ипполит. Философумены, вступление, где епископам, как преемникам апостолов, приписывается «благодать первосвященства и учительства». 114 Ср.: Учение 12-и апостолов. X, 7: «Предоставьте пророкам возносить благодарения, какие захотят». 115 Это следует из 1Фес.5:19–21: «Духа не угашайте. Пророчества не уничтожайте. Все испытывайте, хорошего держитесь». Таким образом, община должна дозволить, чтобы дух, в особенности дух пророческий, действенно проявлялся в ее среде. – Противоположное впечатление, которым определилось господствующее мнение, производит, по крайней мере, по началу, 1Кор.14, согласно которой, по-видимому, все члены общины могут без правила и ограничения домогаться речи. Однако и здесь оправдывается вышесказанное, поскольку предписания, данные апостолом Павлом относительно рода и меры речи в собрании, предполагают, что община (к которой обращены эти предписания) в состоянии поддерживать порядок, согласно указаниям апостола. Коринфская община также ответственна за то, чтобы все было «благопристойно и чинно» Кор.14:40), хотя и здесь, согласно сказанному, встречается наставление " " Не запрещайте говорит языками» (1Кор.14:39). 117 Откр. 2:2 : «Испытал (ангел Ефесской церкви) тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы». 1 Ин. 4, 1 : «Испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». Учение 12-и апостолов. XI, 1–2: община не должна слушать учителя, учащего другому учению; XI, 3 сл. описывает признаки, по которым община может отличить истинного апостола и истинного пророка. Только «испытанному» и «истинному» пророку (XI, 11; XIII, 1) и «истинному» учителю (XIII, 2) позволяет община занять пророческое или учительское положение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

446 Допускающие мысль об участии святых в Страшном Суде прибавляют к этому, что и св. Ангелы вместе с Судиею возседают на престолах и участвуют в суде. 447 Особенно в этом отношении ясно место из Деян.1:11 : Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо, где вознесение на небо сопоставляется со Вторым пришествием, как возвращением. 449 Мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе (ες ρα) и так (κα οτω) всегда с Господом будем. Ες ρα не имеет для себя параллелей в новозаветных писаниях, но мысль Апостола совершенно ясна. Он имеет здесь в виду указать не место постоянного пребывания со Христом, как понимает это выражение Usteri (Entwickelung des Paulinischen Lehrbegriffes. S. 356, Anm.), а место встречи верующими Христа, после чего Он сходит в сопровождении их на землю для учреждения Своего царства. Посему и οτω заключительной фразы данного стиха относится не к предшествующему: на воздухе, но к последующему: всегда с Господом будем. 450 «Слова: и так всегда с Господом будем, говорит блаж. Августин, должны быть понимаемы не в таком смысле, якобы Апостол хотел сказать, что мы останемся навсегда с Господом в воздухе; Он и Сам не останется, конечно, там, потому что будет проходить его шествуя. Встречают идущего, а не остающегося на месте. О граде Божием, кн. 20, гл. XX; твор., ч. 6-я, стр. 229. 451 Oswald. Eschatologie. 359. Имея в виду восхищение праведных на воздух, он замечает, что места для судимых будет здесь достаточно, даже слишком достаточно (S. 333). 452 В настоящее время долина Иосафатова наполнена могилами евреев, которые приезжают из далеких мест, чтобы быть погребенными вблизи места будущего суда (ibid. S. 359). 455 Мнение, что и демоны должны будут предстать на Страшный Суд, основывается на Иуд.6 : ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком на суд великаго дня. Но в 1Кор.6:3 говорится более обще: Разве не знаете, что мы будем судить Ангелов (γγλους κρινομεν)? На основании этого места Ориген утверждал, что и добрые ангелы будут призваны на суд, чтобы дать отчет, насколько ревностно или небрежно исполняли они дело служения спасению людей и сообразно с этим получить воздаяние (In Numeros homilia XX, 3, Migne, s. gr., t. XII, col. 733; in Lucam hom. XIII – t. XIII, col. 1832).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Сам Господь Бог не устыдился воспринять наше естество, пострадать и умереть ради нас позорною смертию, а ты стыдишься изображать на себе крестное знамение, которое есть сила и слава наша? Какого презрения, какого ты наказания достоин? Или, лучше, какого сожаления, ибо ты находишься в крайнем ослеплении, или в прелести 77 вражией. Можем ли мы, братия, смотреть равнодушно на ваши беззакония и на вашу вечную погибель? На что же мы поставлены от Бога и Господа нашего Иисуса Христа пастырями? Разве на то, чтобы смотреть безучастно на ваши заблуждения? Или чтобы себя самих пасти? Или чтобы вашею волною 78 одеваться? Или чтобы величаться пред вами знаками отличия? Ищете выгод в торговле, во всем – а разве нет выгоды от молитвы, от христианской добродетели, что вы их пренебрегаете? О, свидетельствую Богом и своим опытом, что выгода величайшая: очищение грехов, свобода духа, свет, мир, дерзновение пред Богом и людьми. Икон не почитают, образы отвергают. Да для чего же Бог являлся и в Ветхом Завете в образе человека, и в Новом Завете Ипостасное Слово восприяло зрак рабий? Для чего показаны были Моисею образы на горе, по коим должна быть построена Скиния? Почему во всех других случаях образность допускаем, а в вере не допускаем? Почему образный язык в Евангелии? И как мне, приниченному 79 , телесному существу, обойтись в вере без образов? Моя вера может угаснуть, а образы могут ее воспламенить. Если образы не нужны, то не нужен был и небесный огонь в скинии, и светильники, и трапеза, и хлебы предложения; да зачем и лютеране и англикане употребляют чашу причащения, особенно при их веровании, что это не Тело и Кровь, а только образ Тела и Крови? Заблуждаются. На всякого христианина и христианку смотри как на Самого Христа и не дерзай мыслить о нем что-либо низкое, или озлобляться на него, или гордиться пред ним, или завидовать ему и пр. Нищета духа. Я первый из грешников. От Адама согрешили все – и прежде закона, и в законе... Или: Что ты имеешь, чего бы не получил? [ 1Кор. 4, 7 ]; Если... не имею любви, – то я ничто [ 1Кор. 13, 1 – 2 ]; да будет Бог все во всем [ 1Кор. 15, 28 ]; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною [ 1Кор. 15, 10 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010