Возражение 7 . Далее, согласно Книге притчей Соломоновых «а желание праведников исполнится» ( Притч. 10,24 ). Справедливое желание знать все вещи, поскольку «все люди желают знать от природы», и слава не покончит с природой. Следовательно, Бог наградит их способностью знать все вещи. Возражение 8 . Далее, незнание – это одно из наказаний настоящей жизни FS, Q A Все наказание будет удалено у святых с помощью славы. Следовательно, все неведение будет удалено и, соответственно, они будут знать все. Возражение 9 . Далее, блаженство святых пребывает в их душе раньше, чем в теле. Тела святых будут изменены при прославлении подобно телу Иисуса Христа ( Фил. 3,21 ). Следовательно, их души будут совершенны в подобии душе Иисуса. Душа Христа видит сейчас все вещи в Слове. Следовательно, все души святых также будут видеть все вещи в Слове. Возражение 10 . Далее, интеллект как чувства знает обо всех вещах, об образе которых он информирован. Божественная сущность показывает вещь намного яснее, чем любой другой образ. Следовательно, поскольку в этом блаженном видении Божественная сущность принимает форму нашего интелекта, представляется, что святые, видя Бога, будут видеть все. Возражение 11 . Далее, толкователь говорит, что «если активный интеллект был бы формой пассивного интеллекта, мы бы понимали все вещи» (De Anima III). Божественная сущность представляет все вещи более четко, чем активный интеллект. Следовательно, интеллект, который видит Бога в Его сущности, знает все вещи. Возражение 12 . Далее, низшие ангелы просвещаются высшими о тех вещах, о которых они не знают, по той причине, что они не знают обо всех вещах. После дня Страшного Суда один ангел не будет просвещать другого ангела; потому что всякое превосходство прекратится, как толкование замечает «А затем конец …когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» ( 1Кор. 15,24 ) и.т.д. Следовательно, низшие ангелы будут знать о всех вещах, и по этой же причине все другие святые, которые увидят Бога в Его сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

И то удивительно, что не лестью и не угождением, но поступая со всеми строго 77 для всех сделались достолюбезными... Итак, не огорчайтесь, если слова Мои кажутся вам неприятными. Ибо другие в своём заблуждении могут исправиться через вас; но вы, если подвергнетесь оному, погубите с собою и других. Сперва Он назвал их солью, а потом светом, дабы ты знал, сколько выгод от строгих слов (соль), и сколько пользы от чистого учения (свет)» (Злат. Мф. т. VII бес. 15, 158 стр.). Он же говорит: «Священник должен и приказывать и говорить со властию, а не все учить», (т, XI, 1 Тим., б. XIII, стр. 706). «Вы есте соль земли». Толков. Феофилакта: «Пророци бо рече во едино место послани быша, вы же всей земли есте соль, учением и обличением осоляюще согнитие, да не плодят черви безконечныя, сего ради не удержите терпкоту обличения, аще поношают вам и гонят вас .. Учитель бо рече аще возсмердится; сиречь аще не радит учити, обличити и лютити, но разленится, чим осолится; прочее же вон извержен будет от сана учительского 78 и попираем бывает, сиречъ презираем всеми». (Благов. Мф. л. 38). Из этих слов св. Златоуста и Феофилакта видно, что Христос, посылая апостолов на проповедь , поставил их учителями вселенной, да не простыми учителями, а учителями страшными, дав им власть и силу управлять народами и вести их к совершенству и спасению. Значит, называя учеников солью, Христос под солью разумел те права и силу. ( Лук. 24:49 ; Деян. 1:8 ), которые потом даны были апостолам для управления миром. В чём же заключались эти права и чем они могли сохранить мир от растления? Им было дано право не только учить и священнодействовать, т. е. очищать грешников от грехов благодатью Св. Духа, в таинствах, но и пасти верующих, (Мф. 28:19–20), т. е. наблюдать за ними, чтобы они соблюдали все заповеди Христовы. Покорных церкви, т. е. кающихся, разрешали бы от грехов, а не покорных наказывали ( Иоан. 20:23 ; Мф. 18:18 ), противников же и совсем извергали бы из церкви ( Мф. 18:17 ), чтобы предохранить прочих от заражения ( 1Кор. 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Акад. E. E. Голубинский, там же 544–546. В древнейшее время духовенство существовало на приношения ( 1Кор. 9:13, 14 ; Гал. 4:6 ; Διδαχ τν δδεα ποστλων, XIII) и на свой собственный заработок от гражданской профессии. Впоследствии, когда посторонние духовному званию занятия были запрещены, пользование церковными имуществами и доходами было организовано и епископы, дававшие посвящения, вместе с тем должны были и определять на должность, с которой клирик мог бы жить. Это требование столь упрочилось в католической церкви, что и в настоящее время юридически но могут быть посвящаемы лица, между прочим, sine titulo, без достаточного дохода. Титулами является: церковная должность (titulus beneficii), недвижимость или обеспеченное наследство, или доход (t. patrimonii et pensionis), обязательство третьего лица относительно содержания при отсутствии достаточных средств (t. mensae, в особенности t. mensae principis, ландесгерра) и т. д. Ординация без титула illicita, но valida; виновный епископ должен содержать посвященного до получения beneficii на свой собственный счет, а посвященный им становится irregularis ех delicto и подлежит наказанию. (см. У. Штутц, 12, 35, 53, 247 и указ. у него литературу Относительно содержания клира на западе см. Е. Loening, Geschichte des deutschen Kirchenrechts. Stragsburg Bd. I, s. 234–251; Bd. II, s. 632–750; специально о десятине там же стр. 676–680 и Herzog–Hauck, Realencyklopädie für prot. Theologie uud Kirche, 8 Aufl, Bd. XXI, s. 631–638, статья Sehling " a. Вышеупомянутое правило о нераздельности посвящения и определения на должность в сущности ведет свое начало с глубокой древности (Ап.. пр. 15; I Всел. 15, 16; Неокесар. 13) и особенно решительно подтверждено 6 правилом IV Халкид. соб. (Μηδνα πολελμνως χειροτονεσϑαι… Τος δ πολτως χειροτονυμνους, ρισεν γα σνοδος υρον χειν τν τοιατην χειροϑεσαν. Ралли и Потли, Синтагма т. II стр. 230). Однако такие т. наз. абсолютные ординации, т. е. посвящения без определения на должность широко практиковалась, как на Востоке и в России (крестцовые попы), так и на Западе, с тою разницею, что на Западе абсолютная ординация признавалась возможной все-таки только про наличности титула, т. е. достаточного дохода, а потому и не приводила к таким печальным результатам, как в России, где священники, становившиеся со временем безприходными, крестцовыми попами, первоначально посвящались правильно, с назначением на приход. Между тем, не зная и не имея возможности всегда знать, нужен ли для данного прихода посвящаемый, и найдет ли он на приходе пропитание, древне-русский архиерей, получавший к тому же за посвящения пошлины, рукополагая ставленника, исполнял пр. 6 IV Халкид. соб. лишь формально. Этому способствовала свобода перехода с прихода на приход и обычай наниматься у прихожан на приходскую службу с полной возможностью всегда отказаться и быть отказанным от должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пасхального агнца надлежало предварительно избрать и отделить от стада для жертвы; так и Христос от вечности предопределен был на страдание за род человеческий и волею Отца, как агнец, заклан был прежде сложения мира ( Апок. 13:8 ). – Для пасхальной жертвы требовался именно агнец, овча мужеского пола, а не агница; так и в жертву за грехи мира надлежало быть принесену Богомужу, Сыну Божию, восприявшему человеческую природу мужеского пола. – Агнец для пасхальной жертвы должен быть избран молодой, не старше одного года; так надлежало пострадать за нас такому существу, которое по Своей Божеской природе имеет вечную жизнь, не знает ни презрения, ни свойственного тварям оскудения сил. – Пасхального агнца должно было выбрать непорочного, без телесных недостатков и совершенного; так и Христа Писание называет Агнцем непорочным, пречистым, отлученным от грешников ( 1Пет. 1:19 ; Евр. 7:26 ), и приписывает Ему всю полноту духовных совершенств по Его божеской и человеческой природе. – Агнец пасхальный закалался к вечеру; Иисус Христос плотию смерть вкусил на кресте также вечером. – Попечением агнца на огне преобразован был крест Христа, ибо, по словам мученика Иустина, агнец был возлагаем на огонь на подобие креста, так как один рожен продевали от нижних частей его до головы, а другой, на котором вешали агнца, проходил поперек спины. – Об исполнении на Христе того преобразования, что не велено было сокрушать костей агнца, уже было сказано. – Кровью агнца жилища Еврейские спасены были от Ангела погубляющего; кровью закланного на кресте Агнца Божия, взявшего на Себя грехи всего мира, верующие в Него спасены от гнева Божия. – Снедение пасхальной жертвы вводило Израильтян в ближайшее духовное общение с Господом и положило начало изменению их бедственного состояния под игом Египтян на благополучное и отрадное; вкушение тела и крови Христовой вводит нас в теснейшее общение со Христом и чрез это общение становится для нас источником жизни вечно-блаженной. – Жертвенного пасхального агнца надлежало есть с опресноками и горьким зелием; соответственно сему жизнь в общении со Христом требует от нас того, чтобы она проводима была в безквасии чистоты и истины, без примеси кваса злобы и лукавства ( 1Кор. 5:7–8 ), и чтобы мы готовы были ради Христа вкушать горечь самоотвержения в борьбе с искушениями от плоти, мира и диавола. – Вкушавшие пасхального агнца должны были показывать вид собравшихся в дорогу; так и все, вступающие верою в общение со Христом, должны помнить, что они на сем свете суть странники и пришельцы, и в стремлении к жилищу небесному отревать пристрастие ко всему земному. (Более подробные указания на предызображение новозаветной пасхи ветхозаветною см. в книге С. Смирнова «Предъизображение Иисуса Христа и Его Церкви в Ветхом Завете»). VI. Паримия на праздник Сретения. Исход XII:51, XIII:2–3, 10–12, 14–16

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Отвечаю: Суд относительно наказания за грех касается всех грешников, тогда как суд относительно рассмотрения достоинств касается только верующих. Потому что в неверующих отсутствует основание веры, без которого все последующие труды лишены совершенства правильного намерения, в них нет смешения добрых и злых дел или добродетелей, которые требуется рассмотреть. Но верующие, в которых остается основание веры, имеют, по крайней мере, проявление веры, достойное похвалы. Оно, однако, без милосердия/милостыни не заслуживает поощрения, что само по себе ведет к добродетели, и, соответственно, их достоинства будут подвержены обсуждению. Следовательно, верующие, которые, по крайней мере, считались гражданами Царства Небесного, будут судиться как граждане, и смертный приговор не будет им вынесен без рассмотрения их добродетелей; тогда как неверующие будут судимы как противники веры, которые могут быть ликвидированы без обсуждения их заслуг. Ответ на возражение 1 . Хотя и очевидно, что те, которые умирают в смертном грехе, будут прокляты на муки вечные, тем не менее, поскольку у них есть смесь определенных вещей, связанных с добродетелями, следует, что, ради проявления Божественного суда, их достоинства будут рассматриваться, чтобы прояснить, что они справедливо изгнаны из Царства святых, гражданами которого они внешне казались. Ответ на возражение 2 . Рассмотренные в этом особом вопросе слова, адресованные верующим относительно осуждения, не будут ужасными, потому что они откроют определенные вещи, приятные для них, которые невозможно будет найти у неверующих, поскольку «без веры угодить Богу невозможно» ( Евр. 11,6 ). Но приговор осуждения, который будет им всем вынесен, будет ужасным для всех. Аргумент в противоположном значении рассматривает суд возмездия. Раздел 8. Будут ли судиться ангелы на страшном суде? Возражение 1 . Представляется, что ангелы будут судимы на грядущем суде. Ибо написано: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» ( 1Кор. 6,3 ). Но это не может иметь отношение к настоящему времени. Следовательно, это следует относить к суду грядущему.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Как мне не любить святых, не благоговеть пред ними! Я вижу в них усовершившуюся природу человеческую, вижу в них совершенство и красоту духа человеческого, возможную чистоту душевную и телесную, вижу в них обоженную природу мою – живые скинии Божественные; вижу олицетворенные добродетели христианские: кротость, смирение, незлобие, воздержание, чистоту, нестяжание, правду, терпение, любовь, самоотвержение, послушание, мужество, ревность к славе имени Божия, о сохранении заповедей Его, ревность к спасению душ человеческих, презрение мира, прелюбодейного и грешного, вседушное стремление к Царствию Божию. Курительный табак угашает молитву, становится преградою между Духом благодати и между нами – потому что всякое излишество от лукавого. Так, бывало со мною, когда я покурю табаку и потом стану молиться Богу, для меня молитва становилась в тягость и была неискрення. Вот отчего много курящие ленивы молиться Богу дома и в Церкви, а многие и вовсе не молятся. Диавол, клеветник и обольститель, посмеялся надо мною 5-го августа в собрании учителей гимназии, в педагогическом совете, следующим образом. После всех пришел в совет учитель чистописания и живописи Семен Николаевич. Поздоровавшись со всеми, он со мною не поздоровался. Я обиделся, и стала обида щемить мне сердце, то есть диавол, который стал мне клеветать на брата Семена – внутренно – разные разности. Часа два щемило мне сердце: я был сам не свой (каково самолюбие, честолюбие, гордость!); взирал не раз на икону Спасителя, и всякий раз получал облегчение. Однако же огорчение не прошло совсем, и я пред концом совета, простившись со всеми, с Семеном не простился. Во время совета думал я: как можно так презирать меня: я священник, духовный отец его, и он меня презирает – на что похоже? Потом и то думал: Господь терпел за нас поругания, биения, мучения, крест и смерть, а я не могу спокойно перенести такой безделицы, что брат не поздоровался, обошел меня своею честию! Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится... не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла... все переносит. Любовь никогда не перестает [ 1Кор. 13, 4 –8 ] – а я ?.. не стерпел, раздражился, стал мыслить зло... Забыл заповедь Господа: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [ Мф. 11, 29 ]. Какая кротость у меня, когда не хочу снести малейшей обиды или подозреваю брата во зле, коего у него нет? И еще заповедь: любите врагов ваших... если вы будете любить любящих вас... [ Мф. 5, 44, 46 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Так она называется с одной стороны: а) «благою» или «доброю» Деян.23 : 1Пет.3:16,21 . 1Тим.1:5, 19–3 . «прекрасной» «чистой» 1Тим.3:9 «непорочной» Деян.24:16 . С другой а) «порочной или худой» Евр.10:22 . б) «оскверненной» Тит.1:15 . 1Кор.8:7 . XIII. Нравственный Закон Образование нравственного закона и соединенного с его сознанием чувства долга; сущность нравственного закона и причина его разнообразия у различных лиц и народов Образование нравственного закона в падшем человеке происходит среди борьбы человека с живущими в нем наклонностями ко злу. Борьба со злом предполагает в человеке, с одной стороны его собственную злую волю, с другой – невольно возникающее в нем при каждом свободном действии движении нравственного чувства. Уже в первом грехе в раю, когда еще не могло быть речи о злой воле, преступление было делом воли прародителей; стыд и страх, напротив незваные, невольно, как противодействие этой воле, впервые создавшей зло. Тот же процесс совершается с тех пор и в каждом из людей. Каждый из актов этого процесса, по закону жизни души, оставляет в ней свои неизгладимые следы. Нравственное чувство невольно возмущается всякий раз, когда воля попирает его внушения; затем другими вольными действиями или намерениями успокаивается до нового случая; но след его невольного возбуждения, а равно и свободно созданного успокоения остается и делается чувство более прежнего восприимчивым к новым злым произвольным действиям. Когда этот новый случай представляется, возбуждение нравственного чувства, опять невольное, но более прежнего сильное, снова является, как мучительное противодавление воли. Время или доброе действие успокаивают и это противодавление; но след его, равно как и успокоение чувства, в душе становится еще положительнее, прочнее, тверже. Так идет процесс развития и дальше. Между тем следы однородных движений нравственного чувства как приятных, так и неприятных, по закону психической жизни, соединяются между собой и усиливаю друг друга. Когда этих следов накапливается в сознании целые ряды, происходит их обобщение, а с тем вместе и образование общего, первоначально темного инстинктивного правила, по которому одного рода действия относятся к одобряемым, нравящимся, т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vop...

Ответ на возражение 3. Хотя атрибуты сущности по своему содержанию первичны по отношению к Лицам согласно нашему пониманию, тем не менее, коль скоро они приписываются [Лицам], ничто не мешает тому, чтобы считать свойства Лиц первичными по отношению к тому, что Им приписывается. Так, цвет вторичен по отношению к телу, рассматриваемому как тело, но естественным образом первичен по отношению к «белому телу» как белый. Раздел 8. Верно ли приписывают святые отцы (Божественным) лицам атрибуты сущности? С восьмым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что святые отцы неверно приписывают Лицам атрибуты сущности. Так, Иларий говорит: «Вечность – в Отце, вид – в Образе, польза – в Даре» 586 . В этом высказывании он употребляет три собственных имени [божественных] Лиц: имя Отец, имя Образ, принадлежащее Сыну (35, 2), и имя Дар, принадлежащее Святому Духу (38, 2). Он также приписывает им три термина: «вечность» – Отцу, «вид» – Сыну, «пользу» – Святому Духу. Похоже, он делает это без достаточных оснований. Ведь «вечность» подразумевает непрекращающееся существование, «вид» – начало существования, а «польза» относится к действию. Однако сущность и действие не приписываются ни одному из Лиц. Следовательно, вышеприведенные термины неверно приписываются Лицам. Возражение 2. Далее, Августин говорит: «Единство – в Отце, равенство – в Сыне, а в Святом Духе – согласие равенства и единства» 587 . Это, однако, кажется неверным, так как одно Лицо не может получать наименование от формы того, что приписывается другому. Так, Отец мудр не мудростью рожденной, как было указано выше (37, 2). Но, как добавляет Августин: «Все три суть одно благодаря Отцу, все равны благодаря Сыну и все объединены Святым Духом». Таким образом, вышеуказанные [атрибуты] приписаны Лицам неверно. Возражение 3. Далее, согласно Августину, Отцу приписывается «сила», Сыну – «мудрость», Святому Духу – «благость». И это кажется неверным, поскольку «сила» есть часть власти, в то время как сила также приписывается Сыну согласно Писанию: «Христа, Божию силу " ( 1Кор. 1,24 ). Также она приписывается Святому Духу согласно словам Писания: «От Него исходила сила и исцеляла всех» ( Лк. 6, 19 ). Следовательно, сила не должна приписываться Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Итак, не на мне, а на вас лежит обязанность доказать. Если же, по вашим словам, Моисей называл опреснок хлебом, то весьма редка такая замена имени, и не новость, если изредка по ненадлежащему употреблению и не в собственном смысле говорил так, тогда как вообще и в ясных выражениях называет его опресночным. А то сказано так же, как если кто животным называет одноименно живописное, не имеющее сущности одушевленной и чувствующей, или мертвеца человеком, который смотрит вверх, живет, дышит, мыслит и рассуждает. Следовательно, если бы и здесь освящался опреснок, и по прошествии тени и по замене законного агнца хлебом жизни, и горьких трав – весельем ( Деян. 2:46 ), Божественное Писание говорило, что только это по выбору заимствованно из Иудейских обрядов, то явно бы передало об этом новозаветное Писание. А как единственное удержание его немыслимо; потому что какое основание тут опять существованию предметов сыновных? То посему нет и слова или предания об опресноке. Иное возражение. Не по тождеству имени хлебом назван опреснок, а как вид его, разделяемый на двое, на квасной и безквасный. Ответ. Неправильное разделение; все равно как если бы кто и одушевленное существо разделял на живущее и безжизненное, или человека на живого и мертвого. Ибо предметы одного рода, различаемые по виду, принимают и основание рода. А как хлеб получил название от изготовления из муки и кваса, опреснок же кваса не имеет, то не принимает и смысла хлеба, как и мертвый – определения человека. Значит, опреснок не есть вид хлеба. Иное возражение. Павел говорит: «не с закваскою нужно праздновать, а с опресноками» ( 1Кор. 5:8 ). Ответ. О нерассудительность латинян! Они 68 подумали, что апостол пишет о святой жертве. Поругатели святыни! Не сказал он «не с закваскою нужно праздновать, а с опресноками», но так: «не с закваскою порока, а с опресноками чистоты». Соедините это, и выдумка исчезнет; пот. что сказано иносказательно. И тут заключается символическое таинство. Когда Моисей выступал из Египта, то велел Иудеям не выносить кислого теста из него ( Исх. 12:15. 19. 20. 34. 39 ), то есть прикровенно – злобу Египетскую, выросшую из языческих гнусный капищ и быстро заражающую к чему ни прикоснется, подобно как и закваска может, противоположно злобе, квасить тесто и как бы оживлять, и соделывать хлеб здоровый, укрепляющий сердце ( Пс. 103:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tri-...

Возражение 7 . Далее, потенциальность бесполезна, если она не превращается в действие. В каком бы положении небесное тело не было сейчас помещено, оно в потенциальности на другое положение. Следовательно, если потенциальность не превращается в действие, она будет оставаться бесполезной, и она всегда будет несовершенной. Но она не может перейти в действие местным движением. Следовательно, оно всегда будет в движении. Возражение 8 . Далее, если вещь безразлична в отношении более чем одного изменения, или оба относятся к нему, или ничто. Солнцу безразлично быть на востоке или на западе, его движение не будет одинаковым везде, поскольку оно движется быстро к месту, которое более естественно для него. Следовательно, или никакое положение не относится к солнцу, или оба. Ни оба, ни никакое не могут оноситься к нему, если только не успешно движением; если оно стоит на месте, оно должно пребывать в определенном положении. Следовательно, солнечное тело всегда будет в движении, и подобным образом все остальные небесные тела. Возражение 9 . Далее, движение небес – это дело времени. Следовательно,если движение неба исчезнет, время должно тоже исчезнуть: если они должны исчезнуть, они исчезнут мгновенно. Мгновение определено как (Phys. VIII) «начало будущего и конец прошлого». Соответственно, будет время после последнего мгновения времени, что невозможно. Следовательно, движение небес никогда не прекратится. Возражение 10 . Далее, слава не двигает природу. Но движение небес – это естественно. Следовательно, оно не лишено славы. Этому противоречит: Утверждается, что ангел, который появился, «и клялся живущим во веки веков… что времени уже не будет» ( Откр. 10,6 ), а именно после седьмого ангела зазвучала труба, при звуках которой «мертвые воскреснут нетленными» ( 1Кор. 15,52 ). Если нет времени, нет и движения небес. Следовательно, движение небесных тел прекратится. Далее: «Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется» ( Ис. 60,20 ). Заход солнца и фазы луны вызваны движением небес. Следовательно, небесное движение прекратится наконец-то.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010