Ответ на возражение 2: Хотя Иисус как человек не имеет непобедимой власти, вследствие естетсвенной немощи человеческого рода, тем не менее, есть в его Человеческой природе непобедимая власть, полученная от Божественной природы: «все покорил под ноги его» ( 1Кор. 15:25–28 ; Евр. 2:8, 9 ). Следовательно, Он будет судить как человек, но властью Его Божественной природы. Ответ на возражение 3 . Иисус не смог бы искупить грехи людей, будь Он обычным человеком. Тот факт, что Он смог как человек искупить грехи человечества, и тем самым получить власть судить, очевидно, что Он Бог и, соответственно, Он почитается равно как и Отец, не как человек, но как Бог. Ответ на возражение 4 . По мнению пророка Даниила, порядок судебной власти ясно выражен. Эта власть в Боге как первоисточнике, и особенно в Отце, Который источник Троицы; отчего сказано вначале, что «воссел Ветхий днями». Но судебная власть была передана от Отца к Сыну не только из вечности в отношении Божественной природы, но также по прошествии времени в отношении человеческой природы, поскольку Он заслужил это. Следовательно, в связи с вышеизложенным далее говорится: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями… И Ему дана власть, слава и царство» ( Дан. 7:13, 14 ). Ответ на возражение 5: Августин говорит о своего рода назначении, с тем, чтобы проследить то влияние, которое оказал Христос на человеческую природу, до причин похожих на них. Поскольку мы сотворены по образу и подобию Бога, относительно наших душ, и мы такие же как и Иисус – человек, относительно наших тел, то он припысывает Божественной природе влияние, которое оказал Господь в наших душах, а тот эффект, который Он произвел или произведет в наших телах, он приписал Его плоти; хотя Его плоть, будучи инструментом Его Божественной природы, также производит впечатление на наши души, как утверждает Дамаскин (De Fide Orth. III, 15). Как следует из послания к евреям, Его «кровь очистит совесть нашу от мертвых дел» ( Евр. 9,14 ). Таким образом, «Слово стало плотию» есть причина воскресения душ; согласно Его человеческой природе Он Судия не только телесных, но и духовных созданий TP, Q A ad 1]. Раздел 2. Появится ли Он как Сын Человеческий в славе Своей?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Гал.6:6 .  Наставля­емый словом, делись всяким добром с наставля­ю­щим. Уже в то время были среди христиан особые учители веры для людей, мало в ней осведомленных (ср. Деян. 13:1 ; 1Кор.12:26 ; Еф.4:11 ). Тот, кто получает наставление в слове, обязан вознаграждать учителя всем благим ( «всяким добром»), т. е. земными дарами, материальными благами (ср. 1Кор.9:11 ; Рим.15:27 . Учение 12-ти Апостолов XIII,2; XV и сл.). Гал.6:7 .  Не обманывайтесь: Бог по­ругаем не бывает. Что по­сеет человек, то и по­жнет: Против этого положения Апостола иудействующие, по-видимому, немало восставали и вооружали Галатов, позволяя себе насмехаться ( μυκτηρζεσθαι – по-русски, не точно: «поругаться» – в выражении: «Бог поругаем не бывает»). Вместо того, чтобы говорить о себе, Апостол говорит о Боге, что над Ним нельзя насмехаться, как это делали иудействующие, насмехавшиеся, собственно, над Павлом. Таким образом, Апостол хочет сказать, что порядок, существующий в Церкви, есть воля Самого Бога. Бог , также, печется о том, чтобы человек всегда пожинал то, что посеет; здесь на земле, от известного семени получается такое же семя. Гал.6:8 .  сеющий в плоть свою от плоти по­жнет тле­ние, а сеющий в дух от духа по­жнет жизнь вечную. Теперь Апостол говорит не о том, что сеется, а о почве, в которую бросаются семена. От различия почвы зависит и различие получаемой жатвы. Кто бросает семена «в плоть», т. е. заботится о плоти, тот от этой почвы получит только тление. Напротив, кто сеет «в дух», на почве духа, тот получит от духа вечную жизнь, так что общее правило, приведенное в конце Гал.6:7 , здесь оказывается также приложимым. Апостол хочет этим сказать, что кто употребляет свое имение только для улучшения собственного благосостояния ( Рим. 13:14 ), кто равнодушно проходит мимо нуждающихся братьев, тот не получит ничего, кроме того, что может дать та почва, на которую он употребляет свое достояние, т. е. ничего кроме тления (ср. Кол.2:22 ; 2Пет.1:4, 2:12, 19 ). Тот же, кто, напротив, свое земное стяжание употребляет на благо общества, и именно на благо духовное, тот, – конечно, не от денег, а от Духа, на служение Которому он отдал себя, – получит вечную жизнь (ср. Мф.6:19–24, 19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Главное же заблуждение коринфян состояло в том, что они полагали, будто человек чрез воздействие Духа Божия должен терять самосознание, что в этой то потере самосознания и оказывается сила действия Св. Духа. Так сложился взгляд, что учитель стоит гораздо ниже пророка, а пророк – ниже говорящего языками. Можно сказать, что коринфяне ставили такое правило: чем больше духа ( πνεμα), тем меньше разума ( νος). Так и Платон говорил в своем «Федре»: «Безумию мы обязаны высшими благами», и в «Тимее»: «Никто из находящихся в полном обладании разумом, не имеет истинного, божественного вдохновения». К такому воззрению могли подать повод и некоторые места из Ветхого Завета (напр., Чис. 24:4 ; Ам. 3:8 ; Ос. 9:7 ). Против такого направления и приходилось бороться Ап. Павлу, – ему нужно было ввести в русло могучий, разбушевавшийся поток, и это требовало с его стороны чрезвычайной энергии и мудрости. Однако он удачно разрешил стоявший пред ним трудный вопрос и сначала – в гл. XII-й – рассмотрел дело с принципиальной стороны, затем – в гл. XIII-й – указал коринфянам на благодетельного гения, под защитою которого должны с пользою действовать духовные дарования – именно на любовь, и наконец – в гл. XIV-й – дал некоторые практические указания, которые должны были соблюдать христиане, имевшие духовные дарования. 1Кор.12:1–3 . Здесь находится приступ к речи о духовных дарованиях. Ап. проводит ясную разграничительную линию между действительными духовными дарованиями и похожими на них явлениями религиозного восторга и указывает общий признак, по которому можно узнать истинное христианское вдохновение: – это благоговейное отношение говорящего в духе к Иисусу. 1Кор.12:1 .  Не хочу оставить вас, братия, в неведе­нии и о дарах духовных. «Не хочу» – правильнее: «но не хочу». Это «но» имеет смысл противоположения последним словам XI-й главы. Ап. откладывает речь о «прочем» до личного свидания, но вопрос о духовных дарованиях он считает настолько важным, что теперь же приступает к его решению. – «О дарах духовных» – по греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Здесь ясное доказательство того, что святые угодники и по отшествии своём могут за нас ходатайствовать пред Богом и приводить нам на память наши христианские обязанности: 2Мак.15:14 ; Откр.8:3–4:5, 8 . 1Ин.2:1–2 . «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Объяснение. Единым ходатаем Иисус Христос называется в том смысле, что Он один имеет самостоятельное право ходатайствовать пред Отцом небесным об очищении людских грехов, что только чрез Него люди получили доступ к Богу: Еф.2:18 . Но как «наставник» в собственном смысле есть один Иисус Христос, и, однако, в несобственном смысле у нас имеется много иных Богом поставленных наставников в лице пастырей Церкви: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 , так и ходатай в собственном смысле один Иисус Христос, а не в собственном, по праву благодати Божией, являются ходатаями и святые люди: 2Кор.1:11 ; 2Пет.1:14–15 ; Еф.2:18 ; Иер.27:18 ; 2Мак.15:14 . Рим.8:26–27 . «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией». Объяснение. Ходатайство о нас Духа Святого не исключает ходатайства святых угодников Божиих, так же как не исключает их заступничества и ходатайства Сам Иисус Христос: Еф.2:18 ; Мф.10:41 ; апостол говорит о «ходатайстве многих»: 1Кор.2:11 . Поскольку Православная Церковь имеет потребность в ходатайстве Духа Святого, то каждая служба и моления церковные в ней начинаются молитвой Духу Святому – «Царю Небесный». Но кроме Духа Святого своими молитвами ходатайствуют за нас грешных и угодники Божии: Еф.1:16 ; Кол.1:9 ; Откр.8:4 . Отсюда ясно открывается, что святые как при жизни непрестанно молились (ходатайствовали) за христиан, так и по отшествии продолжают ходатайствовать: 2Мак.15:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Сосвидетельствует и ученик; ибо, говоря, что Дух от Бога ( 1Кор. 11:12 ), не прилагает «и от Сына». Но, говорит 2 , нет указания, что не исходит от Сына. Я сказал, что Евангельским выражением доказывается мое положение. Пот. что оно Изводителем Духа представляет Отца, и не иного; а если не иного, то значит один только (Изводитель). К примеру сказать, есть в нас или убеждение или предубеждение; и убеждением называется рассуждение о том, что истиннее, а предубеждением обычай; но опирающийся на обычай не доказывает. Итак сила сего доказательства понижена доказательством от противного, вводя нечто прибавочное «но не от одного». Впрочем, я из отцов достаточно представляю тоже, что из слов Христовых и Павловых. Дионисий великий , ученик Павлов, говорит: «один источник пресущественного Божества – Отец» 3 . И великий богослов Григорий, что «одно Начало и Причина Отец, и Он же только Изводитель 4 ». И мудрый Феодорит, усмотрев обоюдность в некоем неточном выражении св. Кирилла, говорит: если кто, говоря, что Дух от Сына или через Сына существует, думает, что Он имеет бытие от Него, как от Виновника, то таковый богохульствует; потому что это не предано Церкви. И апостол Павел говорит, что от Бога Дух не от Сына. С чем и Кирилл, согласившись, сказал, что Дух есть Дух Сына, как собственный Сыну и не чуждый (Ему по сущности). И великий Максим говорит: «един Бог , Отец единаго Сына и источник Духа Святого, Единица неслиянная, Троица нераздельная, Ум безначальный, единый Родитель единого существенно безначального Сына, и единой вечной Жизни, то есть Духа Святого, Источник» 5 . И священный Григорий Двоеслов так же 6 богословствовал латинским языком и писаниями. Памятниками сего служат и две доски, сохранившиеся в Римской сокровищнице. С ними согласен и учительнейший Дамаскин, провозгласивший, что Дух исходит только от Отца 7 . А за речью, что Дух исходит от Сына, следует, во-первых, обвинение в учении иному ( 1Тим. 6:8 ), противоречащем самому Христу, сказавшему: не называйте никого иного учителем на земле ( Мф. 23:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tri-...

207 Такое толкование св. отцов вполне согласуется и с ходом речи. Непосредственно за приведенными нами словами Спаситель, в объяснение их, говорить о власти церкви вязать и решить верующих (ст. 18), а эта власть дана была Господом не всем верующим, а только апостолам ( Иоан. ХХ, 21 – 23 ); от апостолов же она должна была перейти к тем, которым поручено «созидание тела Христова» – церкви, Eф. IV, 11–12 ; ср. 2Кор. Х:4–8 , XIII, 10. 209 Примеч. Нравственное назидание для верующих, заимствуемое от разных наименований церкви. „Церкви святой в Божием слове различные приписываются именования и уподобления, говорит св. Тихон Задонский . Она называется Христовым телом; ее чада суть ее члены, преблагословенную главу – Христа имеющие, и верою и любовию с сею главою соединенные ( Puмл. XII, 4, 5 ; 1Кор. Х, 17 ). Итак, ежели церковь есть тело Христово, и ты член сего благословенного тела: то рассуди сам, как свято и чисто жить тебе должно? Какую любовь, как к святейшей главе Оной, так и к святым Ее членам, т. е. истинным христианам иметь надлежит! – В святое сие общение ничто не входит скверное и нечистое. Свят Господь, Глава церкви; свято и тело Его – церковь . Очистим убо себе и мы от всякие скверны плоти и духа, творяще святыню во страсе Божии. Церковь называется домом Божиим; ибо в ней, как в доме Своем, кровию Христовою освященном, благоволит он милостиво обитать ( 1Tuм. III, 15 ; Ebp. III, 6 ). Ежели церковь есть дом Божий, жилище и град небесного Царя, а ты гражданин и житель православного града сего хочешь быть: то с какою охотою и усердием долженствуешь повиноваться закону небесного Царя, слушать Его и служить Ему, чтобы не лишиться гражданства и общения святых и благословенных граждан! Она именуется матерью верующих, которая рождает чад своих не от семене истленна, но неистленна словом живого Бога и пребывающа во веки, воспитывает их и возращает пищею слова Божия и святых тайн. Ежели церковь Христова есть матерь верных и твоя: как должно тебе ее любить, почитать, слушать, яко родившую тебя водою и духом! Именуется церковь двором овчим ( Иоан. Х, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Возражение 4. Никто не может получать помощь от другого, если между ними нет какой-то общности жизни. Как говорит Аристотель («Этика»), не существует общности между мертвыми и живыми, а поэтому заступничество или предстательство живых не приносит пользы мертвым. Этому противоречит сказанное: «Святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак. 12:45 ). Отвечаю: Это не было бы полезно, если бы это не было помощью для умерших. Следовательно, дела заступничества живых полезны для мертвых. И Августин говорит: «Не мал авторитет Церкви, которым она ясно одобряет обычай, по которому в молитвах, возносимых священниками Господу Богу у Его престола, имеет место похвала и препоручение усопших Богу» («О попеч. об ум.» ПЛ 40,593). Этот обычай был установлен самими апостолами, согласно следующих слов Дамаскина в его проповеди о делах заступничества за умерших: «Понимая природу Таинств, ученики Спасителя и Его святые апостолы установили поминовение тех, которые умерли в вере, поминовение, совершаемое в страшных и жизнеподательных Таинствах» («О тех, кто почил в вере» ПЛ 95,249). Это подтверждается и авторитетом Дионисия в его «Церковной иерархии», где он упоминает обычай Первоначальной Церкви в молении за умерших (ПГ 3,556), а кроме того утверждает, что дела заступничества живых полезны для усопших (там же ПГ 3,560). Поэтому мы должны верить в это без всякого сомнения. Христианская любовь, которая является узами, соединяющими членов Церкви, простирается не только к живущим, но также к умершим, которые умерли в этой любви, ибо любовь, являющаяся жизнью души, также как душа есть жизнь тела, не имеет конца и предела: «Любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ). Кроме того, умершие живут в памяти живых, и поэтому намерение живых может быть к ним направлено. Следовательно, дела заступничества и предстательства живых полезны для умерших в двух направлениях, такие как они полезны (и) для живых, а именно: и за счет уз любви, и за счет намерения, к ним устремленного. Однако мы не должны думать, что дела заступничества живых за умерших являются полезными для них в такой степени, чтобы изменить их состояние от не-блаженства к блаженству. Они полезны для уменьшения наказания или для чего-то подобного, что не влечет за собой изменения (кардинального) в состоянии умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Понятно становится, почему в Посланиях апостола Павла учение о любви обыкновенно стоит рядом с учением о Церкви; вся христианская мораль зиждется у апостола на догматическом учении о Церкви. Так, в Послании к Римлянам в 12 главе апостол сказал о Церкви как о теле. Эта речь оканчивается в восьмом стихе (4-8), а с девятого начинаются пространные речи о христианской нравственности (см.: Рим.12:9-15:6). В Первом послании к Коринфянам за учением о Церкви (см.: 1Кор.12:12-30) непосредственно следует " новозаветная песнь любви " (см.: 1Кор.12:31-13:13). Нечто подобное можно замечать и в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам. В такой же тесной связи идея Церкви с принципом любви стоит и у древнецерковных писателей. Приведем немногие примеры. Святой Игнатий Богоносец пишет траллийцам: " Приветствует вас любовь смирнян и ефесян " (XIII,I) Ясно, что здесь слово " любовь " () прямо заменяет собой слово ε - " Церковь " А вот высоко поэтическое описание любви, соединяющей членов Церкви, из трактата св. Киприана Карфагенского " О единстве Церкви " : " Только единомысленные, согласные и простосердечные живут и пребывают в доме Божием, в Церкви Христовой. Для того также Дух Святой явился в виде голубя. Это простое и кроткое животное, без горькой желчи, не уязвляющее, не терзающее свирепо когтями, любит людские жилища и знает одно только совместное гнездо; во время деторождения пары выводят вместе детей; во время летания не разлучаются друг от друга; проводят жизнь во взаимном сожительстве; поцелуями свидетельствуют о своем согласии и мире; во всем наблюдают закон единомыслия. И в Церкви должно быть знаемо такое же простосердечие, должна быть достигаема такая же любовь: братство должно в любви подражать голубям, а в кротости и тихости сравняться с агнцами и овцами " Такое-то изображение Церкви как союза любви и единомыслия служит для св. Киприана исходным пунктом всей его решительной полемики против современных ему церковных разделений. У апостола Павла только раскрывается связь Церкви с основным началом христианской жизни, которое есть любовь. У древних же полемистов идея апостола находит именно полемическое приложение. Совершенно такое же применение эта идея находит, как мы видели, и у А.С. Хомякова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/217/...

В виду вышесказанного, христианство твердо и решительно признает бытие Бога личного, всемогущего, вездесущего, всеблагого, всеведущего, вечного, всеправедного и всеблаженного, Творца мира и Отца духов ( Ин.4:24 , Исх.3:14–15 , Исх.42:8 , Пс.89:3 ; Рим.14:25 , Иак.1:17 ; Пс.138:7:10 , 1Ин.3:20 , Рим.11:33 , Еф.1:11 , 1Ин.1:5 , 1Ин.3:3 , 1Тим.6:15 , Лк.1:37 , Пс.32:9 , Мф.19:17 , Пс.144:9 , Пс.10:7 , Рим.2:6–11 , Пс.44:7 , 1Ин.4:14 …). При этом христианство, в полном соответствии с соображениями здравого разума, со всей ясностью проповедует, что Бог един по существу: «никтоже Бог ин, токмо един. Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли, якоже бо суть бози мнози и господие мнози, но нам един Бог Отец, из Него же вся и мы у Него, и един Господь Иисус Христос , Имже вся и мы Тем» ( 1Кор.8:2–6 ). Имея столь ясное и определенное понятие о существе и существенных свойствах Божьих, сообщенное людям Самим Богом ( Евр.1:1:2 ), христианство , далее, также ясно и твердо проповедует, что высшим законом, которым должна регулироваться нравственная деятельность человека, должна быть и может быть только всесвятая воля Божия. Помимо учения об этих, собственно недостойных своего имени, богах, мы видим в ламаизме еще учение об «Ади Будде», которое, на первый взгляд, является весьма похожим на христианское учение о Боге. Но это сходство не должно соблазнять и пугать нас, во 1-х, потому что учение об «Ади-Будде», как существе личном и обладающем всевозможными совершенствами, как то: всемогуществом, всеведением, благостью и т. д., признается далеко не всеми ламаитами, а во 2-х, учение это, составляет позднейшую вставку в ламаизме, ибо ламаизм обязан своим происхождением Тзонкабе, а этот последний жил и действовал тогда, когда христианство просуществовало уже XIII веков и христианские понятия и представления, без всякого сомнения, были известны ламаитам, если даже не принимать во внимание того христианского предания, по которому христианство было проповедано в Индии еще апостолом Фомой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

Строматы. III. 6. 53 (1)    А Павел в одном из писем явно приветствует свою супругу, которую не брал с собой только с целью облегчить свое служение [ Флп.4:3 ]. (2) Ведь в одном из писем он говорит: «Или не имеем власти иметь спутницей сестру жену, как и прочие апостолы?» [ 1Кор.9:5 ] (3) А они [апостолы], подобающим образом пребывая в служении и непрестанно проповедуя, имели спутницами женщин не как жен, а как сестер, которые были их сослужительницами [диакониссами] в отношении женщин, не покидавших свои дома, благодаря чему и на женские половины [гинекеи] незаметно проникало учение Господа. (4) Знаем также из Второго послания к Тимофею, какие наставления славный Павел преподал женщинам-диакониссам 23 . Origenes Ориген HOMILIA IN ISAIAM. VI. 3 Monumenta. P. 8: Origenes Werke/Hrsg, von H. Bährens. Leipzig: Teubner, 1925. Bd. 8 (GCS 33); PG. XIII. 242: Origenes. Opera omnia. P, 1857. T. 3. Сочинения Оригена (185–284) носят в основном экзегетический характер», поэтому до конца неясно, насколько упоминания церковных вдов отражали реалии христианских общин Востока III века, однако и Ориген , и Климент Александрийский рассматривали институт вдов как уходящий своими корнями в апостольскую эпоху – как часть прошлого – и, вероятно, вообще не знали его как современную им организацию 24 . В качестве особых заслуг Ориген вменял вдовам отказ от второбрачия и умение «умывать ноги святым», то есть в силу преклонного возраста и житейского опыта наставлять молодых женщин. Verum et quae constituuntur uiduae in Ecclesiis, «si sanctorum», inquit, «pedes lauit». Si autem uis apertius audire, quomodo «uidua lauat pedes sanctorum», audi Paulum in alio loco constituentem uiduis 25 et dicentem: «Bene docentes ut pudicas efficiant adulescentulas», lauantes sordes pedum iuuencularum. Et istae uiduae dignae sunt ecclesiastico honore, quaecumque sanctorum pedes lauant, sermone spiritalis doctrinae, sanctorum uero non masculorum, sed mulierum; docere enim mulieri non permitto neque principari uiro. Vult esse mulieres bene docentes, ut ad castitatem suadeant non adulescentes, sed adulescentulas. Indecens quippe est, ut mulier magistra uiri fiat; sed ut castitatem suadeant adolescentulis, et amare et liberos suos.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010