Церкви, как внешнему божественному учреждению, принадлежат известные права и прежде всего право власти законодательной. Первый Законодатель и судия христианской Церкви есть Сам Господь наш Иисус Христос ( Иак.4:12 ). Он, впрочем, не давал законов в смысл строго-юридическом, но, будучи божественным учителем религии и нравственности, Он в Своем евангельском учении указал только нравственные начала, как основное руководство для всего поведения христианина и, вообще, для устройства церковного порядка. Применение же этих начал к жизни, сообразно с внешними ее условиями, или устройство общества верующих на основании преподанного Им учения ( Мф.28:20 ), Спаситель поручил Своим апостолам, облекши их властью законодательною: слушаяй вас, сказал Он, Мене слушает ( Лк.10:16 ). Таким образом, в христианской Церкви первыми законодателями в более строгом (церковно-юридическом) смысле этого слова, были апостолы, которые определяли как общие законы всей церкви, так и частные положительные правила относительно, например: избрания, постановления и служения священных лиц в церкви ( 1Тим.3:1 ; Тит.1:5 ), священных действий ( 1Кор.11:20–34; 14:26 ), церковного управления ( 1Пет.1:12 ) , христианских браков ( Еф.5:22–23 ; 1Кор.7:1–17; 10:11 ), судных дел церкви ( 1Кор. 6:1 ), повиновения власти ( Рим.13:1, 6, 7 ; 1Пет.2:13; 3:1 ) и др. Сила законодательной власти апостолов выражалась в том, что они, требуя от верующих во Христа безусловного послушания своим постановлениям, подвергали непослушных отлучению от Церкви ( 1Кор.5:2,5 ; 2Кор.10:5, 8, 11 ; 2Сол.3:14 ) и лишали их через то благодатных средств ко спасению во Христе. Апостолы, в свою очередь, передали богодарованную им власть церковного управления своим ближайшим преемникам – пастырям церкви, уполномочив их благоустроять общество верующих так, как подобает в дому Божию жити ( 1Тим.3:15 ); верующих они обязывали к послушанию пастырям ( 1Пет.5:5 ; Евр.13:17 ), и церковным правилам навсегда усвояли силу закона ( Гал.6:16 ; Флп.3:16 ). Но как апостолы, так и их ближайшие преемники, давая те или другие церковные законы, действовали не прямо от своего лица, a во имя Св. Духа и авторитета св. вселенской соборной Церкви. Так, апостолы, отменяя на иерусалимском (апостольском) соборе ветхозаветный обрядовый закон, говорили: изволися Духу Святому и нам ( Деян.15:28 ); a отцы вселенских соборов говорили: «все они (отцы Церкви) от единаго и тогожде Духа быв просвещены, полезное узаконили» Притом, законодательная власть в Церкви всегда приписывалась только высшим иерархам, епископам (Апост. пр.37; IV всел. 19; VI всел. 2, 8; VII всел. 6; Вас. Вел. 47), не приурочиваясь ни к одному из них в частности, как видимой главе Церкви (Апост. пр. 34), но принадлежа исключительно собору иерархов, представляющему собою высший орган управления церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

VI. Божественное оных книг начало, и оттуда проистекающая истина учения, в сих книгах преподаемая Как история, в сих книгах повествуемая, есть истинная, так и учение, в них преподаемое, начало свое имеет от Бога, и для того есть истинно. Ибо, 1) все те Божественного откровения сияют в ней характеры, которые в 1 части, § 1, 3, исчислены. 2) Сам Христос свидетельствовал, что Его учение есть от Бога ( Ин.12:49 ), и что Он сказал истинное, в том нет никакого сомнения; ибо в подтверждение сего Он премногие и превеликие творил чудеса, и предвещал будущее ( Мф.23:38, 24:2 ). Но кто не знает, что только одному Богу свойственно есть предвещать будущее и творить чудеса? А притом Христос, умерши, в третий день паки воскрес, и Свое восстание прежде еще Своей смерти представлял в знак и доказательство того, что Его учение есть Божественное ( Мф.16:1 –4). – 3) Писавшие мужи оные книги представляли свидетельства, что они все, что написали, прияли от Бога ( Деян.15:28 ; Рим.15:18,19 ; 1Кор.11:23 ; 1Фес.2:13 ; Иоан.14:26; 16:13 ). Снеси также – 4) Бесчисленное также множество всякого возраста и состояния людей за то, что те учение признавали за Божественное, уверены будучи таинственно Святым Духом, жесточайшие мучения и смерть с охотным духом претерпели. 5) Вышеестественную имеет оно силу просвещать слепых, и мертвых духовно воскрешать, и проч. ( Иоан.6:63 –68; 1Петр.1:23 ; 1Кор.1; 2 . Рим.1:16 ). VII. Богодухновенность книг Нового Завета Что сии книги написаны непосредственным Божиим вдохновением, о том всякому известно. Ибо, 1) в праздник оной Пятидесятницы Богодохновение на апостолов излиялося; и хотя Марка и Луку к числу апостолов оных причитать не надобно, однако и их обоих история засвидетельствована мужами богодухновенными, что есть истина и богодухновенная; Маркова засвидетельствована Петром, а Луки Павлом, и потому-то некоторые из древних Евангелие Марково Петровым, а Евангелие Луки Евангелием Павловым называли. Тертуллиан книг. 4, гл. 5 против Маркиона, и Иероним в каталоге о Церк.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

В армянском переводе иерусалимского Лекционария 11 , выполненном в V веке, для литургии Великого Четверга указаны следующие чтения: Быт.22:1–18 , Ис.61:1–6 , Деян.1:15–26 , затем прокимен (из Пс.54 ), проповедь и отпуст оглашенных. Чтение из Книги Бытия представляет собой отрывок о жертвоприношении Авраамом Исаака, которое, как и установленное после Исхода жертвоприношение пасхального агнца, был прообразом Жертвы Христовой (недаром Лекционарий называет сам день «Четвергом ветхой Пасхи»); из Исаии – пророчество о наступлении мессианских времен; из Деяний святых апостолов – рассказ о предательстве Иуды; на предательство намекает и выбор прокимна. Тем самым, сам выбор чтений соотносил Великий Четверг с воспоминанием ветхозаветной Пасхи и предательства Иуды. Вслед за отпустом оглашенных Лекционарий упоминает совершение двух литургий подряд, как у Эгерии, со следующими чтениями: прокимен (из Пс.22 ), Апостол 1Кор.11:23–32 и Евангелие Мф.26:17–30 . Этот прокимен имеет явный евхаристический подтекст, а Апостол и Евангелие содержат рассказы о Тайной Вечере. Таким образом, вторая серия чтений открывала более сокровенное (недаром оглашенных к этому времени выводили из храма) значение Великого Четверга как дня Тайной Вечери. Вслед за литургиями Лекционарий упоминает шествие в Сионскую горницу, чего во времена Эгерии еще не было, где молящиеся слушали те же прокимен и Апостол, что на литургии, но другое Евангелие: Мк.14:12–26 (параллель к Мф.26:17–30 ) 12 . Следом начиналось шествие, посвященное Страстям Христовым 13 . В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику уже VI–VII веков 14 , чин евхаристического богослужения Великого Четверга претерпел некоторые изменения. Во-первых, здесь уже не упоминается практика совершения двух литургий подряд. Во-вторых, здесь также не говорится и о проповеди после первых трех чтений (которые соотнесены со службой вечерни) – видимо, после V века эта проповедь исчезла вместе с институтом оглашенных (хотя формальный отпуст оглашенных еще упомянут). В-третьих, сам набор этих чтений изменен, что иллюстрирует следующая таблица, в которой следует обратить внимание прежде всего на перестановку чтения из Книги Деяний святых апостолов из «вечерней» части в «литургийную», с заполнением образовавшейся пустоты паремией из Книги Притчей:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Гл. VI ст. 13–14. За такую веру в Бога и любовь к Нему Авраам удостоился от Господа клятвенного заверения о том, что все, все, Богом обещанное, сбудется непременно. Мною клянусь, говорит Аврааму Бог . Благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое… И благословятся в семени твоем все народы земли ( Быm. XXII, 16–18 ). Мною клянусь, говорит Господь. Господь клянется. Клятва обыкновенно употребляется в особенных, важных случаях или для удостоверения показаний и свидетельств, или для возвышения самого дела, в котором принимают участие разные лица. И Господь, вступая в завет, в договор, с Авраамом, обещал ему и его потомству, что из рода Авраамова явится, непременно явится Спаситель мира, что люди должны жить постоянно верою в Спасителя, ожидать себе от Него всяких благ и довольства в мире и блаженств за гробом. Для укрепления такой веры Господь поклялся Аврааму. Ст. 16. Но обыкновенно люди клянутся кем-либо или чем-либо высшим, например Богом, Ангелами, святыми угодниками, небом, землею, отчизною, своею головою, своею жизнью ( Mф. V, 34–36 ). И клятва, по общечеловеческому благоговению к Святому Имени Бога, в удостоверение недоумений и сомнений решает всякий спор. Ст. 17. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования, т. е. достойным потомкам праведного Авраама, непреложность, неизменность Своей воли о спасении людей чрез потомка же Авраамова, употребил в посредство клятву. И так как Бог никем высшим Себя Самого не мог клясться, то Он поклялся Самим Собою ( Ebp. VI, 13 ). Видите ли, православные, какую любовь являет к нам, людям, Господь еще задолго до явления Спасителя в мире. Он все средства употребляет к тому, чтобы люди сохранили веру в данные Им обещания о Спасителе; не раз Он являлся ветхозаветным праведникам; не раз Он напоминал голосом без явлений, наконец, даже клянется. Клятва в устах Божиих есть последнее слово, заверяющее в неизменности обетовании. Ст. 18. Все это, т. е. обетование и клятву, в которых невозможно Богу солгать, в которых Он бывает верен Себе и неизменяем, Господь делает и дает для того, чтобы мы, находящиеся нередко в скорбях, несчастьях и обидах, имели твердое утешение и несомненную надежду на Господа. А Он говорит, что без Него и волос главы нашей не погибнет ( Лk. XXI, 18 ), что кого Он любит, того и наказует ( Ebp. XII, 6 ), что Он не допустит кому-нибудь из нас подвергнуться испытанию и скорбям свыше наших сил ( 1Кор. Х, 13 ), что претерпевший до конца спасется ( Mф. XXIV, 13 ). Как же нам не надеяться на нашего Любвеобильного Отца, Который нас бережет, щадит, охраняет святыми Ангелами?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Вопрошают некоторые: что Ной чрез целый год в ковчеге делал? На сей вопрос ответствует Златоуст: „Ной упражнялся в благочестии, молитве, и кормлении животных» 19 . Подлинно, постоянная в благочестии душа! живой всегдашнего упражнения в добродетели образец. Многие из нас тогда только стараются о честности, когда видят приближающееся зло; а как оно прошло, и мы начнём жить в благополучном состоянии, то и не помыслим о Боге, не ведая, что Бог ковчег спокойствия нашего разрушить может. От сего предъоберегая нас, Спаситель говорит: мняйся стояти да блюдется, да не падет ( 1Кор.10:12 ). § V В Ноевом ковчеге окошко не с боку, а сверху было сделано, дабы, то есть Ной не устрашился падением городов, погибелью людей, и множеством воды. И ты, о христианин! во время несчастия вперяй весь твой ум и сердце в небеса, в Господа твоего. Ибо ежели будешь смотреть на десно или на лево, то есть искать будешь помощи в сынах человеческих или в благих мира, то не обрящешь её, и придёшь в страх и отчаяние, имеющее разрушить храмину постоянства и веры твоей. Бог един есть избавитель твой, к Нему воздыхай, и от Него единого жди помощи. Не оставит Он тебе искуситися паче, еже можеши ( 1Кор.10:13 ). Изведёт тебя, якоже Ноя от бед, и спасёт, и даст в наследие землю, и обогатит тебя сторицею. § VI И откры Ное покров ковчега, егоже сотвори ( Быт.8:13 ). Сие уверяет нас о том, что мы некогда все с телесами воскреснем, когда Бог повелит и нам, якоже Ною: изыди из ковчега ты, и жена твоя, и дети твои, и звери, и скоты ( Быт.8:16–17 ). Исходи, то есть из гроба твоего, из ковчега твоего, в котором ты по повелению Моему земля еси, и в землю отъидеши ( Быт.3:19 ) почивал, хотя по собственной своей воле ты себе оный соорудил. Открой покров совести твоей. Изводи Мне налицо жену, то есть веру твою, добрые дела твои, кои суть сыновья твои; изводи и не укрывай от меня скотов твоих – развращённых твоих поступков, и худых дел, да с ними или остудишься, или оправдаешься. Ах! сколь страшное приказание! но миновать сего не можно: кийждо бо от своих или прославится, или постыдится. Ижденем убо из сердец наших нечистые скоты – грехи наши – ещё в сей жизни, да в день общего всех воскресения, и о нас, якоже о Ное сказано будет: и благослови Бог Ноа и сыны его ( Быт.9:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Евр.5:9 . Итак, 2702 говорит, усовершившись, то есть всё это совершив чрез послушание, Он сделался для нас виновником спасения вечного – вместо Адама, который непослушанием своим был для нас виновником смерти. Но не так, как воцарилась смерть Адама и над не согрешившими, так и жизнь царит и над не оправданными ( Рим.5:13 сл.); ибо, хотя Он и есть Податель жизни, но Он дарует её только тем, кои повинуются, а не тем, кои отвращаются от Него. Евр.5:10 . А назван Он Первосвященником не от людей, но от Бога, – и не по подобию Аарона назван, но по подобию Мелхиседека. 2703 Евр.5:11–12 . Многие у нас речи должны быть сказаны вам о лице и свойствах этого самого Мелхиседека, 2704 – не потому, что это трудно для раскрытия и непонятно, но по немощи слуха вашего, – и потому, что хотя вы должны быть (бы уже) учителями по давности времени, однако во время совершенства вашего оказалась необходимость, чтобы мы как детей снова вас учили тому, какое (есть) начало слова Божия, и —272— вы сделались младенцами, нуждающимися уже в молоке, а не в твердой пище. Евр.5:13 . Всякий, кто в молоке имеет нужду для пищи, то есть у кого надежда спасения его и прибежища полагается в земных обетованиях закона, – тот неопытен в слове правды, то есть в распинании плоти нашей, посредством коего возвещается правда Божия. Евр.5:14 . Совершенным же свойственна (есть) твердая пища, то есть страдание, написанное в новом благовестии (Евангелии), – о коих (совершенных) сказано: приготовьте Господу народ совершенный ( Лк.1:17 ; Мк.1:3 ; Ис.40:3 ), у которых чувства, благодаря мерилу веры, приучены, – то есть ими самими, а не законом, – к различению добра и зла. VI Евр.6:1 . Но теперь, оставив начаток Христова слова, который восприняли вы как молоко (ибо доселе вам не угодно было сделаться совершенными в нём, так как вы не воздерживались от исполнения закона Моисеева, так что немощность ваша вынуждала даже и учителей ваших быть немощными вместе с вами – Гал.2:11 сл., 1Кор.9:20–22 , – Деян.16:3 и др.), – вот поспешите теперь – к совершенству устремимся, которое возвещается в Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примечания: 14. Ср. Деян.11:29; Рим.15:26; 1Кор.16:1-2; хотя здесь идет речь о нуждающихся вообще, но, в связи с другими местами Св. Писания, нужно разуметь и духовенство, тем более что тогда оно не составляло особого сословия. Tertull., Apolog. c.39. [Migne, s.l., t.1, col.467-478]. 15. " Епитрахильные доходы " , т.е. вознаграждение за требоисправления. " Сборы " - доходы натурою. А под именем " конгруи " в православных поместных церквях в Австро-Угрии разумеется жалованье, обеспеченное за духовенством законом. Ср. подробнее об этом в " Церк. Ведомостях " за 1910 г. стр.2163-4 и сл. (Ред.) 16. См. мое " Прав. црквено право " , 164 и сл. [ср. рус. пер., 138 и след.]. Правило 5. Епископ, или пресвитер, или диакон, да не изгонит жены своея под видом благоговения. Аще же изгонит, да будет отлучен от общения церковнаго: а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священнаго чина (Трул. 12, 13, 48; I Всел. 3; Гангр. 1, 4, 9, 10; Карф. 4). Православная церковь всегда признавала, как признает и теперь, что духовные лица могут жить в законном браке. Это свое учение она основывает на Св. Писании и на Предании церкви первых времен. В Деяниях Апостольских (21:9) читаем, что ап. Филипп имел четыре дочери. Об ап. Петре и о других Апостолах также имеем свидетельства из времени св. Отцов, что они были женаты Апостольские постановления (VI, 17) говорят о браке священнослужителей, как об обычном явлении. Это правило со всей строгостью провозглашает законное значение брака епископа, пресвитера и диакона, а следовательно и всех прочих клириков. В толковании 13-го правила Трулльского Собора мы говорим подробнее об этом вопросе. Во время издания этого Ап. правила среди некоторых возобладало мнение, что брак есть нечто нечистое и что его нельзя терпеть, особенно у духовных лиц. При этом указывалось на христианское благочестие, требующее, чтобы человек, особенно священник, всего себя посвящал Богу; если же таковой имеет жену и детей, то, естественно, он должен посвятить свою любовь им, и, следовательно, не может всего себя предать Богу

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Но этого мало: в древнерусской полемической литературе высказывались о лютеранах суждения более резкие и крайние. Так, царь Иоанн Васильевич Грозный отказывал Роките даже в христианском звании: «ты нес християнин, понеже христова учения развращаеши, а святых апостол и святых отец учения отметаеши» 73 . Точно также братья Лихуды лишали лютеран и кальвинистов христианского имени: «Лютеры же и Кальвины именующиеся, христиане имяноватися не можете. Понеже бо яже Лютера и Кальвина мудрствуете, и тезоименитства их наследницы бысте. Благословно бо вам явися, яко ихже злословие имеете, сих имети и наименование» 74 . А священник Наседка, отметивши в своем сборнике легкость и снисходительность взгляда лютеран па плотские грехи, приходит к тому печальному и крайне резкому выводу, что лютеранская церковь «несть церковь Божия, но дом бесовский, и мерзость запустения» 75 . II. Учение о св. иконах Догмат о почитании св. икон в предшествовавшую митрополиту Стефану Яворскому эпоху подвергался возражениям с двух сторон: во-первых, со стороны отечественных вольнодумцев, во-вторых, со стороны протестанТов.По словам Иосифа Волоколамского, еретики жидовствовавшие совершенно отрицали поклонение иконам Спасителя, Божией Матери и святых 76 . Лютеране, по свидетельству острожского священника Василия, ненавидят иконы 77 и кощунственно относятся к церковному украшению, подобно туркам в святых местах Палестины, «обдираючи и пустошачи храмы, в имя Господне на молитву украшенные и свою мерзость становят 78 . Если они и пишут иконы, то «почести ради, а не поклонения» 79 . Основаниями, на которых утверждались еретики, как домашние, так и иноземные, в своем отрицании икон, служили: ложно понимаемая вторая заповедь закона Моисеева ( Исх.20:4, 23 ), запрещение Божие относительно поклонения чему-либо, кроме Бога ( Втор.6:13 ) 80 , мнимая опасность обоготворения икон 81 и отсутствие положительных узаконений о почитании икон в св. Писании 82 . Кроме того, лютеране не находили возможным изображать Бога в чувственном виде по тому соображению, что считали Его не видимым и не постижимым 83 . Начало иконопочитания они относили к позднейшему времени: по их мнению, иконные изображения появились в христианской церкви не ранее VI вселенского собора 84 . В частности, лютеране с особенною силою вооружались против изображений св. угодников Божиих 85 , против внешних знаков чествования икон: поклонения пред ними, каждения, возжения свечей, надписания именем первообразного и названия чудотворными 86 , а еретики жидовствовавшие учили, что не следует изображать на иконах Св. Троицу в том виде, в каком Она представляется православными иконописцами, так как Аврааму являлся один Бог с двумя ангелами, а не Св. Троица 87 . Они же не признавали св. храмов на том основании, что сам человек составляет собою церковь , по слову св. апостола Павла ( 1Кор.3:16 ; 2Кор.6:16 ) 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Особенно трудно пришлось ему в Великую Субботу: не зная, чем заглушить свою боль, он взялся читать на литургии паремии, коих насчитывается до 15-ти. Читал их с особенным одушевлением, стоя на одной ноге. После Пасхи болезнь стала уси­ливаться все больше и больше, и он принужден был отправиться в Москву. Там в больни­цах сделали ему две мучительных операции: вынули отделявшиеся небольшие косточки. Но эти операции не улучшили его здоровья, а потому он решил отправится в лаврскую боль­ницу, чтобы там умереть. Во время пребывания своего в городских больницах и вообще во время всей болезни не оставлял он своего монашеского правила: каноны, акафисты, молитвы вычитывал сполна, сидя или лежа; удивляться надо было его терпению: он никогда ни на кого не пороптал, но только повторял одно и тоже: “Видно на все воля Божия”. Много горя видел он от этой болезни, много слез пролил, много раз обращался к врачам, прибегал и к Врачу Небесному, бывал в святых местах, у чудотворных икон, источников, просил угодников Божиих, но – исцеления не получал. Какую же тут надо было иметь веру, какое непоколебимое упование на Промысл Божий и преданность в Его волю! Воистину твердыя души было делание сие! Оправдались на нем слова Священного Писания: верен же Бог , Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести ( 1Кор. 10:13 ). Преподан был избыток благодати сему рабу Божию, терпеливому страдальцу, и, укрепляемый ею, он все претерпел до конца. Видя свое крайнее истощение, он особоровался и, часто причащаясь св. Христовых Таин, в мирном духе ожидал последнего дня своей жизни. Накануне своей смерти он собственноручно написал письмо своему старцу о. Серапиону, прося его поскорее придти из пустыни, чтобы проститься с ним и благословить его. Но, не дождавшись старца, утром 29 сентября, по принятии св. Таин, радуясь духом, отошел ко Господу. Прибыли пустынножи­тели и после отпевания похоронили его на братском кладбище Боголюбовой киновии. VI. Послушник Павлуша

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

41 Cp. 1Кор.15:28 ; Кол.1:19;3:11 ; Еф.1:23 . Ср. ст. 35. Архаическое Богословие, отражающееся и в других произведениях Мелитона (напр., О душе и теле, § 3 и 19). Ср. НЗ параллельные места к гом; апокрифические тексты: «Невидимый, Который видит все; Невместимый, Который вмещает все» и т.д. (Керигма Петра 10 (39) – Клим. Алекс. Стром. VI, 5, 39, 3, р. 451 9 sq. Stahlin, там же литература): «Я стал всем во всем» (слова Иисуса в Epistola apost. 13 и 14, переведено с франц. по Perler); «Я – свет, который на всех; Я – все: все вышло из Меня и все вернулось ко Мне… [Ев. Фомы 77 (=81 Doresse, перев М. К. Трофимовой); памятник ранее приписывался гностикам, ср. Хосроев, 7]; гностические тексты: «Спаситель, сущий из всех, есть Все» (Ирин. ПЕ I, 3, 4), ср. Клим. Алекс. Извл. из Феод., где гностическому Спасителю прилагаются имена Логоса, Сына, Единородного, Жизни, Истины, Человека или Сына Человеческого, Церкви, Христа или Духа (SC 23, предисл. на с. 24 F.Sagnard " a), и аналогичные места у самого Клим. Алекс. Пед III, 12, 101, 2. По стоикам (SVF II, 305, 1021; Диог. Лаэрт. 7, 147), Бог, имманентный миру, называется разными именами согласно разнообразным отношениям Его к миру. Модалист Ноэт утверждал, что «Отец – все, из Которого (ξ ο) Сила – Слово» (Иппол. Прот. Ноэта 11, 1). Все эти примеры у Perler, 140–1. Таким образом, в одни и те же выражения вкладывался совершенно разный смысл. 45 рождает BCG: рождается А. Комментарий к этому стиху см. в Предисловии, с. 435–6. В архаической формулировке не различаются внутрибожественный план (ст. 59) и отношения св. Троицы к миру (ст. 60). Нет никакой необходимости суживать значение слова «рождает» лишь возрождением к новой жизни крещаемых (Racle 1962, Perler в SC), несмотря на Acta Joh. 95. Ср. ст. 395 и 802, а также коммент. 4 к актам Иустина (ред. β, гл. 4, 8). Модалистская интерпретация этого стиха (Воппег; ср. также комментарий к ст. 54) должна быть признана некорректной. Ср. даже у св. Григория Паламы : «...апостолы единого Бога и Отца нашего Иисуса Христа» (Триады II, 3, 18. Перев. В. В. Бибихина, с. 207 и там же примеч. 139 по П.К. Χρστου и Мейендорфу со ссылкой на это место Мелитона).

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010