В послании чувствуется дух иудаизма и часто встречаются ссылки на ВЗ, используются афоризмы, а некоторые изречения расположены так, что это напоминает стиль Иисуса. Посланию свойственна весьма стройная христология, большое внимание уделяется основанному на вере долготерпению, и особенно подробно автор останавливается на теме взаимосвязи веры и проистекающих из нее дел (2,14–26). Содержание I. Стойкость в вере (1,1–27) А. Приветствие (1,1) Б. Искушения (1,2–11) В. Испытания веры (1,12–18) Г. Повиновение слову Божию (1,19–27) II. Вера (2,1–26) А. Вера и закон (2,1–13) Б. Вера и дела (2,14–26) III. Язык (3,1–12) IV. Небесная и земная мудрость (3,13–18) V. Повиновение воле Божией (4,1–17) А. Источник раздоров злые вожделения (4,1–6) Б. Приближение к Богу (4,7–10) В. О злословии (4,11.12) Г. Покорность провидению Божию (4,13–17) VI. Долготерпение (5,1–20) А. Суд над богатыми (5,1–6) Б. Учение о долготерпении и примеры (5,7–11) В. Клятвы и обеты (5,12) Г. Сила молитвы (5,13–18) Д. Помощь согрешающим братьям (5,19.20) Глава 1 1 Иаков, раб. Иаков именует себя рабом или слугой Бога и Христа. Рабами называли тех, кто не принадлежал себе, а являлся собственностью своего господина. То, что Иаков именует себя рабом Бога и Господа Иисуса Христа, указывает не только на его глубочайшее смирение, но и свидетельствует о его полном уверовании в своего земного Брата как Мессию и Искупителя ( 1Кор. 15,3 ). С богословской точки зрения очень важно отметить, что автор говорит о себе как о рабе одновременно и Бога, и Господа Иисуса. 1 С великою радостью принимайте. Весь этот стих требует глубокого богословского осмысления. Здесь можно видеть призыв к принятию страдания с позиции уверенности в Божием всесилии. братия мои. К своим единоверцам Иаков обращается как к своим родственникам, членам одной семьи Божией. искушения. Т.е. различного рода тяжелые обстоятельства, нередко связанные с гонениями, которым подвергались христиане. 1 испытание. Восприятие искушений как «великой радости» основывается на знании того, что все они ниспосылаются Богом не бесцельно. Эти испытания веры служат тому, чтобы развивать терпение. Терпение же, в свою очередь, создает зрелый христианский характер ( Рим. 5,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

13 . Если некая жена, ради мнимого подвижничества, переменит одеяние и, вместо обыкновенной женской одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвой. Ср. VI Всел. 62. 14 . Если какая-нибудь жена оставит мужа и отойти восхочет, гнушаясь браком, да будет под клятвой. Ср. Гангр. 1 и параллельные правила. 15 . Если кто детей своих оставляет и не питает, и не приводит, по возможности, к подобающему благочестию, но, под предлогом отшельничества, не радит о них, да будет под клятвой. Правило направлено тоже против евстафиан, учивших, что родители должны оставлять детей для того, чтобы отдаваться аскетической жизни. Ср. Карф. 44. 16 . Если какие-нибудь дети, под предлогом благочестия, оставят своих родителей, особенно верных, и не воздадут подобающей чести родителям, да будут под клятвой. Впрочем, правоверие да будет ими соблюдаемо предпочтительно. Если родители, под предлогом благочестия, не должны покидать детей, то и дети обязаны заботиться о родителях и почитать их, – даже и в том случае, если родители еретики. Только если действительно перед детьми станет вопрос о том, кому повиноваться: Церкви или родителям, требующим от них чего-либо несогласного с Православием, они должны предпочтительно соблюдать правоверие. Ср. пр. 17, 18 и 19. 17 . Если какая-нибудь жена, ради мнимого подвижничества, острижет свои волосы, которые Бог дал ей в напоминание подчиненности, то таковая, как нарушающая заповедь подчиненности, да будет под клятвой. Женщины не должны стричь своих волос, по указанию Апостола Павла, в знак подчиненности ( 1Кор. 3 и сл.). Евстафиане, отрицая брак, побуждали жен бросать своих мужей, во имя ложно понятого аскетизма, и, в знак независимости, позволяли им стричь волосы. 18 . Если кто, ради мнимого подвижничества, постится в воскресный день, да будет под клятвою. Ср. Ап. 64 с толкованием и параллельными правилами. 19 . Если кто из подвижников без телесной нужды, кичась, разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая, притом, в полном разуме, да будет под клятвой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

1) Старца не брани, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 2) стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою. 3) Вдовиц чти, тех, кто суть истинные вдовицы. 4) Если же какая вдовица имеет детей или внучат, пусть сперва научится управлять своим домом и взаимно воздавать должное родителям, ибо сие благоприятно пред Богом. 5) Истинная же сущая вдовица и одинокая, да уповает на Бога и пребывает в молениях и молитвах ночь и день; 6) ибо та, которая в сластолюбии пребывает, заживо умерла. 7) И сие предписывай, чтобы были беспорочны. 8) Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, отрекся от веры и хуже неверного. 9) Вдовица избирается не менее, как шестидесяти лет, бывшая женою одного мужа, 10) имеющая за себя свидетельство добрых дел, если она воспитала детей, если принимала гостей, если омывала ноги святым, если терпящим бедствие предоставляла [потребное], если следовала всякому доброму делу. 11) Молодых же вдовиц избегай, ибо они, когда ими овладеет чувственность, [притом, что они якобы] во Христе, желают вступать в брак. 12) Они подлежат осуждению, ибо обесценили прежнюю веру; 13) вместе же с тем они, будучи праздны, приучаются обходить дома и бывают не только праздны, но и болтливы, и любопытны, говоря чего не должно. 14) Итак, я хочу, чтобы молодые [вдовы] вступали в брак, рождали детей, были домохозяйками, не подавая противнику никакого повода к злословию; 15) ибо некоторые уже совратились назад, вслед за сатаной. 16) Если кто из верных имеет вдов, да довольствуют их, и да не обременяют Церковь , чтобы хватило истинным вдовицам. 17) Пресвитерам, которые хорошо начальствуют, достойно подобает оказывать сугубую честь; наипаче тем, которые трудятся в слове и учении. 18) Ибо Писание говорит: «Не заграждай рта у вола молотящего» ( Втор. 25:4 ; 1Кор. 9:9 ); и: «Достоин трудящийся награды своей» ( Мф. 10:10 ; Лк. 10:7 ). 19) Обвинение против пресвитера не принимай, кроме как при двух или трех свидетелях. 20) Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. 21) Заявляю пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами, чтобы ты сохранил сие без предубеждения, ничего не делая, уклоняясь в иную сторону. 22) Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся соучастником в чужих грехах. Храни самого себя чистым. 23) Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов. 24) Грехи некоторых людей явны, предваряя к суду, у некоторых же и последуя [за судом]. 25) Подобным образом и добрые свершения явны; а если и иными являются, скрыться не могут. Глава VI

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Затем, брак, чтобы быть угодным в очах Божиих, должен еще заключаться о Господе ( 1Кор.7:39 ), на него должно быть призвано благословение Церкви, чрез что он становится таинством, в котором брачущимся подается Божественная благодать, освящающая и возвышающая их союз, во образ союза Христа с Церковью ( Ефес.5:23–32 ), и содействующая им в исполнении ими взаимных обязанностей. Иногда, как напр. у некоторых в стране сей, церковное венчание почитается лишним. Но если мы без помощи Божией не можем творить полного и истинного добра ( Иоан.15:5 ), если все довольство наше от Бога ( 2Кор.3:5 ), если Бог производит в нас добрые хотения и действия ( Филип.2:13 ), то ужели не нужна благодать Божия супругам, чтобы свято выполнить высокие обязанности? Нет, истинный православный христианин не может удовольствоваться одним гражданским браком без церковного венчания. Такой брак останется без высшего христианского освящения, так как только к браку, благословленному Церковью, – этою сокровищницею благодати, – привлекается благодать Божия; гражданский же брак в основу и охрану брачной жизни кладет не зиждительные религиозно-нравственные начала, не духовно-благодатную силу Божию, а одни юридические обязательства, недостаточные для нравственного совершенствования. Ваш брачный союз, возлюбл., благословлен ныне Св. Церковию, и чрез иерея Божия преподана вам Божественная благодать. А ты, жена, к тому же берешь себе мужа не только из храма, но и от храма, из ряда служителей Божиих. Уповаем посему, а вместе и молим Господа, в Св. Троице славимого, да подаст Он вам долгожитие, благочадие, преспеяние живота и веры, любовь совершенну, и да исполнит вас всех сущих на земли благих, да сподобит вас и обещанных благ восприятия, молитвами Святыя Богородицы, иконою которой вас благословляю, и всех святых. Аминь (молитва в чине венч. пред отпустом). 18/31 января 1902 г. г. Сан-Франциско АПВ, 1902, т. VI, 3, с. 61–62. Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк/Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 45–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Кроме того, каждый православный христианин должен твердо и без сомнения веровать всем догматам веры, в которые верит Кафолическая и Православная Церковь , в те, которые были переданы апостолами Церкви от Господа нашего Иисуса Христа, разъяснены и утверждены Вселенскими соборами (VI собор, правило 28). Он должен действительно и искренне веровать в них, как повелевает Апостол: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ). И снова, в другом месте: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Из чего видно, что догматы веры получают свой авторитет и утверждение в некоторой степени от Священных Писаний, в некоторой степени от церковного Предания и учения соборов, и Святых Отцов. Святой Дионисий [Ареопагит], объясняя это, говорит таким образом: «Ибо сущность нашей иерархии составляют богопреданные слова. Самыми досточтимыми словами мы считаем те, которые преданы нам богодухновенными священносовершителями нашими в священных книгах и богословских писаниях; равно как и те, коим наши вожди научены были от тех священных мужей более невещественным способом наставления, который некоторым образом подходит к способу наставления небесной иерархии, от ума уму при посредстве слова телесного, хотя более невещественного, без писания» 2 . То есть догматы Церкви бывают двух видов: одни переданы письменно – те, которые содержатся в Божественных книгах Священного Писания , а другие переданы апостолами устно. Эти самые были объяснены соборами и Святыми Отцами. На этом двойном основании строится наша вера, которую надлежит не только хранить в тайне сердца, но и устами возвещать и исповедовать без страха и сомнения, согласно священному Псалмопевцу: «Я веровал, и потому говорил» ( Пс. 115:1 ; 2Кор. 4:13 ); мы веруем и потому говорим. Вопрос 5. Сколько членов кафолической и православной веры? Ответ. В соответствии с Символом первого собора, состоявшегося в Никее, и второго, состоявшегося в Константинополе, членов (τ ρθρα) православной и кафолической веры двенадцать. На этих соборах все, что относится к нашей вере, изложено так подробно и точно, что мы должны верить ни больше, ни меньше, чем сказано здесь, и мы не можем понимать или истолковывать это иначе, чем те отцы. Однако, некоторые из этих членов сами по себе ясны и очевидны, а другие заключают в себе нечто сокровенное, откуда узнаются и прочие [истины] 3 . Вопрос 6. Какой первый член веры?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Примечания: 2. Климент Александрийский, Строматы, VI, 7,61. 3. Дионисий Ареопагит, Послание 10//Сочинения, Спб. (издательство Олега Абышко), 2002, стр.854 (р.п., там же, стр.855). 4. Прем.7:30; 8:2. 5. Одним из ключевых в богословии св. Максима является понятие " логосов " , точного соответствия которому нет в русском языке. Дореволюционный исследователь богословия преподобного отца С.Л. Епифанович разъясняет, что " В отношении к Богу логосы это божественные идеи или хотения; в отношении ко всякой вещи ее формирующий принцип, по которому она получила бытие, ее определение, закон; в отношении к деятельности ее смысл, цель, намерение, план, правило. Как предмет нашего познания, логосы являются божественными озарениями нашего ума и воспринимаются (субъективно) как помыслы, созерцания, истины " ( " Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие " , М., " Мартис " , 1996, стр. 65, Примечание 1). Все логосы превечно содержатся в Логосе Слове Божием как Его энергии, посредством которых все бытие причастно Богу. Логосы промысла суть божественный замысел о мipe в целом и каждом творении в отдельности, каким оно должно быть согласно воле Творца; логосы суда оценка Богом того, как творение реализовало этот божественный план своего бытия. Существуя вне времени в Боге, они являются началом и концом временного бытия, одни предшествуя его возникновению, а другие следуя за его прекращением, и являя Логоса одни Творцом, без Негоже ничтоже бысть, еже бысть (Ио.1:3), а другие Судией, Которому Отец весь суд предаде (Ио.5:22). 6. Быт.1:27; 5:1. 7. Григорий Богослов, Слово 38, 11 (р.п. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского., т.1, Спб., издательство П.П. Сойкина, стр.527) 8. Там же. 9. Еф.3:11, ср. Рим.8:28. 10. Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 7, там же, стр.102 (р.п. стр.103). 11. 1Кор.12:3. 12. Пс.105:2, ср. Мк.7:37. 13. Ис.35:6, Мк.7:32. 14. Пс.105:2. 15. Ис.35:5, Мк.7:32. 16. Ио.16:33. 17. Ио.14:22. 18. Дионисий Ареопагит, Послание 10, стр.854 (р.п., там же, стр.855).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/948/...

Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». Святитель Софроний Иерусалимский (VI–VII века) писал: «Кругловидное острижение волос на главе священника означает терновый венец, а двойной венец, образуемый волосами, изображает честную главу верховного Апостола, которую в насмешку остригли ему не уверовавшие и которую благословил Христос». На латыни такого рода стрижка (выстриженное в форме круга место на голове) называлась tonsura («стрижка, обстригание»). На Руси выстриженная маковка клириков тоже была распространена и получила название гуменцо. Это слово образовано от «гумно», которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. В просторечии священническое гуменцо именовалось поповой плешью. Сверху выстриженное место прикрывалась шапочкой специального покроя, скуфьей. Со временем гуменцо исчезло с голов православных священников, однако произошло это не сразу. Так, например, в своих воспоминаниях святитель Филарет Московский (XIX век), рассказывал, что он еще встречал старых клириков с гуменцом. Поэтому можно сказать, что власоращение пережило долгий период сосуществования с устоявшейся практикой выстригать маковку. Стригли ли волосы во времена Ветхого Завета? У египтян было принято брить лицо и стричь волосы на голове ( Быт.41:14 ). Израильтянки, как и жители Ассирии и Вавилонии, носили длинные волосы. Назореи, посвятившие себя Господу, не должны были стричь волосы либо на период обета ( Числ.6:5 ), либо вообще никогда ( Суд.13:5 ). Остальные израильские мужчины, как правило, не сбривали волосы совсем ( Иез.8:3 ), носили волосы средней длины ( Иез.44:20 ), время от времени укорачивали волосы ( 2Цар.14:26 ). Впрочем, некоторые отдельные мужчины, например, Авессалом ( 2Цар.14.26 ) имели длинные волосы. Волосы старательно умащивались мазями и елеем ( Пс.22:5 , Еккл.9:8 ). Законом запрещались некоторые виды стрижки волос, связанные с языческими культовыми обрядами ( Лев.19:27 ; Лев.21:5 ; Втор.14:1 ) или принятые у других народов, например, у арабов, которых нередко называли «стригущими волосы на висках» ( Иер.9:26 ; Иер.25:23 ; Иер.49:32 ). Остриженные волосы у женщины были признаком того, что она совершила прелюбодеяние. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Гибель Авессалома. 1852–1860 гг. Что означают слова апостола Павла: «Не сама ли природа учит нас, что, если муж отпускает волосы, – то для него это бесчестье; а жена, если отпускает волосы, – то для нее это слава, потому что волосы даны ей вместо покрывала?» ( 1Кор.11:14-15 )

http://azbyka.ru/volosy

Профессор А.И. Осипов в книге «Из времени в вечность» пишет о спасении всех людей, в том числе и тех, которые были противниками Богу: «победою Христовою все, не только праведно жившие, но даже и мертвые, некогда непокорные, были и будут освобождены из ада. Все они, пройдя в нем огненный искус страстей, приняли и примут Спасителя, получат дар благодати Крещения, и, таким образом, став членами Церкви Христовой,спасутся» 9 . Автор, цитируя Священное Писание и многих святых отцов 10 , утверждает, что это учение о конечности вечных адских мук является православно-церковным, как и учение о вечном аде: «Таким образом, – говорит профессор, – учение о полном и окончательном уничтожении вечности ада Воскресением Христовым, содержащееся в творениях святых Григория Нисского и Григория Богослова , Афанасия Великого , Иоанна Златоуста , Ефрема Сирина , Епифания Кипрского , Амфилохия Иконийского , Исаака Сирина , Максима Исповедника и других святых Отцов, а также находящееся в многочисленных богослужебных текстах (особенно пасхальных и воскресных) – это не частное мнение одного-двух Отцов, но учение столь же православно-церковное, как и учение Отцов, утверждавших обратное» 11 . Окончательно подтверждает свое мнение А.И. Осипов ссылкой на определение Пятого Вселенского Собора и говорит, что на этом Соборе был осужден только оригенистический апокатастасис 12 , в то время как «никто из отцов не возвысил голоса, чтобы причислить к еретикам и святителя Григория Нисского, самого известного выразителя учения о всеобщем спасении» 13 . Однако профессор в данном случае не самостоятелен и ссылается на митр. Илариона (Алфеева), который пишет, что «VI Вселенский Собор включил имя святого Григория Нисского в число святых и блаженных отцов, а VII Вселенский Собор даже назвал его отцом отцов. Что же касается Константинопольского Собора 543 года и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом. Отцы Соборов сознавали, что существует еретическое понимание всеобщего спасения (оригенистический апокатастасис, находящийся в связи с идеей предсуществования душ), но существует и его православное понимание, основанное на 1Кор 15, 24–28 » 14 . Таким образом, митр. Иларион и за ним А.И. Осипов считают, что на Пятом Вселенском Соборе был осужден только оригенистический апокатастасис.

http://azbyka.ru/pyatyj-vselenskij-sobor...

Церковь Христова празднует память св. Григория 17 ноября. Василий Великий в послании к клирикам Неокесарии среди многого другого о Григории говорит и то, что он, будучи истинным учеником ап. Павла, не покрывал головы, когда молился; избегал клятв, довольствуясь словами «да» и «нет»; никого не называл безумным; ненавидел злословие 32 . В 29-й гл. сочинения «О Святом Духе» свт. Василий пишет о нем так: «Где же мы поместим Григория и его речи? Не с апостолами ли и пророками поместим мы мужа, который ходил в едином с ними Духе, все время жизни шествовал по стопам святых и всю жизнь со тщанием жительствовал по-евангельски; мужа, в котором действие Духа являло во всей силе знамения и чудеса и которого из-за преизбытка этих дарований сами враги истины называли вторым Моисеем?» 33 Итак, этот муж помимо прочих сочинений 34 написал в 252 г. и данное каноническое послание, – о чем говорит Милиас в т. 1 «Синодикона» – разделенное на 12 или 11 правил. Оно было косвенно утверждено правилом IV Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2. Благодаря такому утверждению оно некоторым образом получило силу правил Вселенских соборов. Послание содержится в т. 2 «Пандект» и в т. 1 «Синодикона», с. 107. Григорий отправил его или самому Дионисию Александрийскому , или Максиму, преемнику Дионисия, по Евсевию (кн. 7, гл. 28) 35 , потому что называет адресата своего письма папой. Очевидно, этот папа спросил божественного Григория о тех, кто вкусил идоложертвенное и сделал нечто другое во время варварского нашествия как на Понтийскую, так и на Александрийскую область. А о том, что и в Понте, и в Александрии при тех же императорах последовали одинаковые гонения, каждый может узнать как из жития этого святого, так и у Евсевия (там же. Гл. 11) 36 , который повествует о бедствиях, выпавших на долю Египта при Дионисии. Во святых отца нашего Григория, архиепископа Неокесарийского, чудотворца 12 правил, на которые разделено его каноническое послание С толкованиями Правило 1 Не пища тяготит нас, священнейший папа, хотя пленники и ели то, что предлагали им победители, – тем более когда все согласно утверждают, что варвары, совершившие набег на наши страны, не приносили жертв идолам. Апостол же говорит: Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое ( 1Кор.6:13 ). И Спаситель, очищающий всякую пищу 37 , говорит, что не входящее оскверняет человека, но исходящее (см. Мф.15:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

1Кор.13:4–7 . Итак, любовь есть самый лучший путь потому, что без нее и самые высокие дарования не приносят пользы самому, ими обладающему. Теперь Ап. доказывает высшее достоинство любви обратным путем. Любовь – говорит он, – без которой все остальное – ничто, приносит с собою все, что делает человека добродетельным. Она – мать всех добродетелей. 1Кор.13:4 .  Любовь долготерпит, мило­серд­с­т­ву­ет, любо­вь не завидует, любо­вь не пре­воз­носит­ся, не гордит­ся, «Любовь долготерпит». Ап. перечисляет пятнадцать свойств любви. «Долготерпение» обнаруживается в отношении к разным оскорблениям, какие причиняются человеку ближними. – «Милосердствует» ( χρηστεεται), т. е. постоянно стремится оказать услугу ближнему. – «Любовь не завидует». Отсюда начинается перечисление восьми отрицательных определений понятия любви (до выражения 6-го стиха: «а сорадуется истине»). Эти определения раскрывают содержание понятия «долготерпения» и имеют между собою тесную связь. Так, кто имеет зависть к преимуществам, какими обладает другой, – тот превозносится, говоря о своих собственных достоинствах, гордится, т. е. весь наполнен чувством самодовольства, презирает других (ср. 1Кор.4:6 ). 1Кор.13:5 .  не бес­чин­ствует, не ищет своего, не раз­дражает­ся, не мыслит зла, «Не бесчинствует». Под «бесчинством» ( ασχημοσνη) нужно разуметь отсутствие вежливости, учтивости, которое замечалось у некоторых коринфян, напр., в том, что они не давали иногда говорить на богослужебных собраниях людям, обладавшим более полезными для Церкви дарованиями, говоря все время сами. И вообще указанные сейчас четыре определения любви имеют в виду злоупотребление духовными дарованиями. Следующие четыре более относятся вообще к христианской жизни. – «Не ищет своего». У всякого из нас есть свои права, но любящий ближнего совсем забывает об этих правах и заботится только о том, чтобы другие были удовлетворены. Счастье состоит в том, чтобы давать и в том чтобы служить (Друммонд. Самое великое в мире, стр. 21). Некоторые коринфяне думали иначе (см. гл. VI и VIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010