2) Всех равно поражает смерть – богатых и убогих, славных и худородных, старых и младых; не разбирает она ни пола, ни возраста, ни состояния. Все мы подвержены смерти подобно как глиняные сосуды новые, равно как и ветхие подвержены разбитию, так и человеки. Ежели бы ты вопросил скудельника: который сосуд должен скорее расшибиться? – который прежде падёт на землю, – ответствовал бы: так и человеки не потому умирают, что суть ветхие деньми, но что смерть полагает каждому предел. 3) Смерть входит и в самый Наин, то есть α) во все состояния людей, которые суть духовный Наин Божий. (Наин толкуется – красивое, приятное). β) Смерть входит в мир, кой есть Наин Божий: единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть ( Рим.5:12 ). Красив был мир сей; но грех обезобразил его, и учинил Богу омерзительным. γ) Смерть входит во глубины морские, на гору Кармил, на небо, во ад, как говорит Бог чрез Амоса: аще сокрыются во аде, то и оттуду рука моя исторгнет я; и аще взыдут на небо, то и оттуду свергу я; и аще скрыются на версе Кармила, то и оттуду взыщу и возму я, и аще погрузятся от очию моею во глубинах морских, то и тамо повелю змиеви, и угрызет я ( Ам.9:23 ). Максимин Император не хотел верить, что он смертен. О, беззаконное мнение! О, гнусное богатых желание! и гроби их, – говорит Давид, – жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях ( Пс.48:12 ). δ) И сами праведники, и верующие во Иисуса Христа подвержены смерти: α) в рассуждении порчи естества нашего: плоть и кровь царствия Божия наследити не могут ( 1Кор.15:50 ); следственно, и праведники должны совлекаться тела сего ( 2Кор.5:4 ). β) В рассуждении сообразности нашей со Христом, как Павел говорит: аще бо с ним умрохом, то с ним и оживем ( 2Тим.2:11 ). γ) Для различия сей и будущей жизни. δ) Чтоб познали гнев Божий, за грех последовавший, хотя не на себе, но на беззаконных. Рассмотреть надобно, что делает смерть? Смерть 1) всё превращает и истребляет. Овен, виденный Даниилом, который все четыре страны света обходил, и всех животных избодал, есть образ смерти: и видех, – пишет, – овна бодуща на запад и на север, и на юг и на восток; и вси зверие не станут пред ним, и не бе избавляюща из руки его ( Дан.8:4 ): так и смерть всё превращает, и никто от неё не избавляется.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Вот все эти 59 случаев: (1) Мф. 12:10 – спросили ; (2) Мф. 16:1 – просили ; (3) Мф. 17:10 – спросили ; (4) Мф. 22:23 – спросили ; (5) Мф. 22:35 – спросил ; (6) Мф. 22:41 – спросил ; (7) Мф. 22:46 – спрашивать ; (8) Мф. 27:11 – спросил ; (9) Мар. 5:9 – спросил ; (10) Мар. 7:5 – спрашивают ; (11) Мар. 7:17 – спросили ; (12) Мар. 8:5 – спросил ; (13) Мар. 8:23 – спросил ; (14) Мар. 8:27 – спрашивал ; (15) Мар. 9:11 – спросили ; (16) Мар. 9:16 – спросил ; (17) Мар. 9:21 – спросил ; (18) Мар. 9:28 – спрашивали ; (19) Мар. 9:32 – спросить ; (20) Мар. 9:33 – спросил ; (21) Мар. 10:2 – спросили ; (22) Мар. 10:10 – спросили ; (23) Мар. 10:17 – спросил ; (24) Мар. 11:29 – спрошу ; (25) Мар. 12:18 – спросили ; (26) Мар. 12:28 – спросил ; (27) Мар. 12:34 – спрашивать ; (28) Мар. 13:3 – спрашивали ; (29) Мар. 14:60 – спросил ; (30) Мар. 14:61 – спросил ; (31) Мар. 15:2 – спросил ; (32) Мар. 15:4 – спросил ; (33) Мар. 15:44 – спросил ; (34) Лук. 2:46 – спрашивающего ; (35) Лук. 3:10 – спрашивал ; (36) Лук. 3:14 – спрашивали ; (37) Лук. 6:9 – спрошу ; (38) Лук. 8:9 – спросили ; (39) Лук. 8:30 – спросил ; (40) Лук. 9:18 – спросил ; (41) Лук. 17:20 – спрошен ; (42) Лук. 18:18 – спросил ; (43) Лук. 18:40 – спросил ; (44) Лук. 20:21 – спросили ; (45) Лук. 20:27 – спросили ; (46) Лук. 20:40 – спрашивать ; (47) Лук. 21:7 – спросили ; (48) Лук. 22:64 – спрашивали ; (49) Лук. 23:3 – спросил ; (50) Лук. 23:6 – спросил ; (51) Лук. 23:9 – предлагал ; (52) Ин. 18:7 – спросил ; (53) Ин. 18:21 – спрашиваешь ; (54) Ин. 18:21 – спроси ; (55) Деян. 1:6 – спрашивали ; (56) Деян. 5:27 – спросил ; (57) Деян. 23:34 – спросил ; (58) Рим. 10:20 – вопрошавшим ; (59) 1Кор. 14:35 – спрашивают . Что касается пункта 51 – предлагал , – то здесь следующая фраза: «Предлагал [πηρτα/эпирота] Ему многие вопросы» ( Лук. 23:9 ). В более буквальном славянском переводе это звучит так: «Вопрошаше же его словесы многими» . Итак, мы видим, что 59 раз в Новом Завете данный глагол употребляется в смысле вопрошения, и вдруг, когда появляется отглагольное существительное, оно почему-то должно принять смысл обещания… Не странно ли?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eperotim...

Может быть, и наш Спаситель заповедью о том повелел молиться, чтобы воля Отца исполнялась и на земле так же, как она исполняется на небе, не за живущих в каком-либо месте земли повелел молиться, чтобы они сделались подобными находящимся в каком-либо месте неба, но хотел молитве лишь тот предмет указать, чтобы всё земное, то есть злое и земным вещам сродное, походило на доброе, имеющее свою отчизну на небе ( Флп.3:20 ), дабы всё стало небом. Грешник есть земля, которой он всегда и останется, и возвратится он, некоторым образом, к своему происхождению, если не обратится (то есть превратится в пыль, если не покается и останется в состоянии не преображённом); а кто волю Божию творит и следует спасительным духовным законам, тот есть небо. Пусть по причине грехов своих оказываемся мы землёй; поэтому-то и должны молиться, чтобы и на нас воля Божия относительно нашего улучшения точно так же простиралась, как она начала уже действовать в тех, которые прежде нас небом стали или сказываются небом; или положим, что мы числимся у Бога принадлежащими уже к небу, а не к земле, – в таком случае молиться мы должны о том, чтобы, как на небе исполняется воля Божия, точно так же она исполнялась бы и на земле; я разумею – в злых людях, которые могли бы, так сказать, превратиться в небо, так что на земле не было бы более и земли, а всё стало бы небом. Если бы по этому истолкованию воля Божия на земле точно так же была исполняема, как исполняется она на небе, то земля не осталась бы и землёй, потому что (уясняя это другим примером), если бы воля Божия беспутным человеком была бы так же исполняема, как она исполняется воздержанным, то беспутные обратились бы в воздержанных; или если бы воля Божия, как она исполняется праведным, исполнялась и неправедным, то неправедные превратились бы в праведных. Оттого если воля Божия исполняется и на земле так же, как и на небе, то все мы станем небом; потому что, хотя плоть, которая не пользует нимало ( Ин.6:63 ), и сродная ей кровь не могут наследовать Царствия Божия ( 1Кор.15:50 ), всё же должно быть сказано, что оно и теми наследуется, кто свои плоть и землю, персть и кровь превратили в субстанцию небесную. Свщмч. Киприан Карфагенский

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

– Нам трудно поверить вашим доказательствам о мощах, потому что Апостол Павел написал: «то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия, и тление не наследует нетления» ( 1Кор. 15, 50 ). § II. Слова старика привели в восторг штундистов. Они громко повторяли: «тление не наследует нетления». Вот вам и мощи!.. Я успокоил возбужденных сектантов; попросил их выслушать чтение из послания к Коринфянам, гл. 15, со стиха 36 до конца. Когда чтение было окончено, я спросил: о чём пишет Апостол в 15 гл. 1 посл. к Коринфянам? В стихе 42 этой главы Апостол говорит: «так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» ( 1Кор.15:42 ). Ясно отсюда, что в 15 гл. I посл. к Коринф. Апостол Павел назидает христиан рассуждениями о воскресниии мертвых при втором пришествии Христовом. После этого пришествия наступит царство Христа и Бога со всеми святыми. Святые в том царстве будут различаться по славе друг от друга так, как солнце отличается от луны, а звезды – одна от другой ( 1Кор.15:40–41 ). В это последнее царство Христово святые праведники не могут войти со своими тленными телами: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» ( 1Кор.15:50 ). Что же сделается с их телами? Апостол пишет: «не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновенье ока, при последней трубе» ( 1Кор. 15, 51, 52 ). Значит, тела человеческие, при последнем суде Христовом, утратят свою грубую плотяность и получат одухотворенность , подобную той, какую имело прославленное тело Христово: оно могло проходить сквозь затворенные двери ( Ин.20:19 ; Лк.24:36–37 ). Таким образом подумайте, друзья, справедливо ли вы 15 гл. 1 Кор. приводите против православного учения о св. мощах. Ведь мы не говорим, что наши праведники с мощами своими войдут в Царствие Божие, которое наступит после второго пришествия Христова. Мы веруем, что лишь до времени всеобщего суда Божия Господь хранит на земле тела праведников нетленными. При последней же трубе, эти мощи изменятся «во мгновение ока» ( 1Кор.15:52 ) и получат необходимую для будущей славной жизни духовность ( 1Кор.15:53–54 ). Наша вера, как видите, утверждается на Слове Божием. Вы теперь доказывайте, что Господь создал тление и смерть и что нетленных тел на земле быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

3. Согласно с предвечными советами Божьими, многократно и многообразно предвозвещенными Богом. Весь Ветхий Завет со всеми своими откровениями и обетованиями, событиями и делами, законом и установлениями, символами и прообразованиями, служил ясным и громким указанием на Иисуса Христа, Искупителя мира и Сына Божьего (Ис. 53:4. 5). И вот этот Иисус, Сын Божий, предвозвещенный Моисеем и пророками, идет теперь с двенадцатью учениками в Иерусалим, чтобы исполнить предвечный совет Божий о спасении грешного человеческого рода. В живейшем сознании Своего сыновнего общения с Богом Отцом, с неустрашимым мужеством победителя смерти, с полной уверенностью в Своем могуществе над гробом и адом, идет Он на встречу крестной смерти — и « в третий день воскреснет .» Великая тайна креста « Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет » и т. д. (32–34). Что это — « внутрь меня явил мне мудрость », о которых говорит Давид (Псал. 50: 8)? Тайны существуют везде. Тайны природы. Мы видим ежедневно глазами солнце, но никто не знает, что это за свет, который от него исходит. Тайны в религии (1Кор. 2:10 ). Особенно тайны Евангелия (2 Кор. 4:3; Ефес. 5:32 ). 1. Креста Христова. Спаситель возвещает ученикам Своим о Своих страданиях, но « слова сии », по замечанию евангелиста Луки, « были для них сокровенны, и они не разумели сказанного » (Лук. 18:34; ср. l Кор. 2:14 ). а) По отношению к Его лицу. Сын человеческий и вместе Сын Божий (Филип. 2:8; Евр. 12:2; 1 Тим. 3:16 ). б) По отношению к причине и действию этого креста. Так решено, чтобы « Христос умер за грехи наши, по Писанию » (1Кор. 15:3–4 ), но почему? Неисследимы пути Его (Рим. 11:33–34 ). Далее говорится: нет ни в ком другом спасения (Деян. 4:12 ). Бог во Христе примирил мир с собой (2 Кор. 5:19; Ефес. 2:16 ). Кто верует в Него, получит жизнь вечную. Все это — сокровенные истины, служащие соблазном для иудеев и еллинов (1Кор. 1:23; Гал. 3:1 ). Горы Голгофы мы не можем перешагнуть нашим умом.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

во исполнение Царствия Небесного». Это значение Царствия Божия указуется с особой силой в творениях святого Симеона Нового Богослова . 47 Вообще все богослужение, которое отмечено печатью глубокого реализма, принадлежит к области Царствия Божия. Богослужение имеет значение не только воспоминания, нравоучения или даже молитвы, нет, оно в символике своей содержит и силу тайнодействия Царствия Божия на земле. В Небесном Иерусалиме, сошедшем с неба на землю, Тайнозритель не видел храма, «ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» ( Откр.21:22 ). Но в настоящем веке, пока еще не совершилось Царствие Божие, мы нуждаемся в храме. Цель жизни христианской есть приобретение Святого Духа, учил преподобный Серафим, но это и есть Царствие Божие, или «правда, мир и радость о Дусе Святе» ( Рим.14:17 ). О ниспослании «божественной благодати и дара Святого Духа» молится Церковь пред освященными Святыми Дарами. И это освящение Духом Святым, Его усвоение и есть совершение спасения, и посему Царствие Божие есть и спасение. Но спасение именно и есть предначинающееся вкушение жизни будущего века, еще в волнах времени. Вечная жизнь начинается здесь, и кто не обретает ее здесь, тот и вообще ее не знает. Ранее всеобщего воскресения обоняется воня будущего века, предвкушается вечное блаженство, хотя и в скорбях, в покаянии, в борении. Это совмещение вечного со временным есть тайна духовной жизни, которой настойчиво учат писатели церковные. «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит, но перешел от смерти в живот» ( Ин.5:24 ). И к этому духовному благу спасения относятся все апостольские тексты о Царствии Божием, где оно изображается как духовное достижение человека: Рим.14:17 ; 1Кор.4:20 ; 1Кор.6:9–11 ; 1Кор.15:50 ; Гал.5:19–23 ; Еф.5:5 . Таково прямое и непосредственное, религиозное, духовно-мистическое, «имманентное» значение Царствия Божия. Это есть святость. «Будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят ( Лев.20:7 – Прим. ред.)». И святость дает прямое и непосредственное боговедение и богообщение, и притом в такой полноте, что оно является уже сущим, пришедшим, а не только чаемым и уповаемым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

8. В злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху. Прем.1:4 . 8–9. Старайтесь иметь со всеми мир и святость, без чего никто не увидит Господа ( Евр.12:14 ; Кол.3:12–15 сл). 10. Не то угодно Богу, если мы терпим наказание за преступление, но то, если мы, помышляя о страданиях Христовых, переносим скорби, страдая неправедно ( 1Пет.2:19–20 ). 11–12. Искушение, которым испытывает Бог нашу веру, должно принимать с радостью ( Иак.1:2–3 ), а в подвиге терпения ободрять себя примерами других ( Иак.5:10 ). Кто уклоняется от креста Христова, тот не имеет и радости Его в прискорбиях жизни ( Ин.14:27–16:33 ; 2Кор.8:2 ). 13. Не полезна человеку мудрость, если он делает худо ( Мк.9:50 ; Сир.19:21 ). Сила мудрости – добрые дела (ст. 16). 13–14. Многие люди составляют мир, и весь мир подобен земле ( Еккл.12:7 ). 14. Христианские учители подобны небесным светилам и суть светильники, светящие и горящие; на них всякий смотрит, как на город (Иерусалим), стоящий на верху горы (Сиона). 15. Служитель слова Божия или наставник в Христианской вере ( Евр.13:7 ) не должен скрывать в себе духовной мудрости и познания о Боге ( 1Кор.12:8 ), но должен служить и другим полученным от Бога дарованиям ( 1Пет.4:10 ). 16. Хорошо иметь познание о Боге, но добрые дела лучше всякого познания ( 1Кор.13:1–2 ), и суть истинный наш свет и слава ( 1Пет.2:12 ). Итак, отвергнем дела тьмы, и облечемся во всеоружие света ( Рим.13:12 ), помышляя, что истинно (свято), что честно, что справедливо, что чисто (беспорочно), что любезно (Богу), что достославно, что составляет добродетель и похвалу ( Флп.4:8 ). Пастыри и учители Церкви обращают на себя общее внимание (ст. 14): посему никому ни в чем не должны полагать претыкания, дабы не порицали их служения, но во всем должны являть себя, как служители Божии ( 2Кор.6:3–4 ). 18. Нравственный Божий закон, как закон чистый и вечный ( Пс.18:10 ), имеет обязательную силу во всем, для всех и навсегда ( Сир.15:20 ). 19. Между заповедями о любви к ближнему, нет ни одной, которую бы можно было нарушить. Ибо кто сохранит весь закон и после того в одном чем-нибудь, против Бога согрешит, то становится виновен во всем ( Иак.2:10 ), как бы преступник всех заповедей: потому что и одно преступление по суду Божию ведет к осуждению ( Рим.5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Интересно, что первым вопросом, фигурирующим в Ветхом Завете, является вопрос Бога направленный к человеку: «Адам, где ты?» ( Быт. 3:9 ), тогда как в Новом Завете первый вопрос раздается с уст человека: «Где родившийся Царь Иудейский?» ( Мф. 2:2 ). Там Бог ищет согрешившего человека, а здесь кающийся человек ищет Бога. В Ветхом Завета дано было повеление людям любить Бога ( Втор 6:5 ), а в Новом – объявлено о том, что Бог возлюбил человека ( Ин. 3:16 ). Все это не разделяет Библию на две части, но лишь дает видеть план откровения Божия в двух разных периодах истории: до Христа и после Христа. В Ветхом Завете мы видим Христа в духе; в Новом мы уже видим Иисуса во плоти. В Ветхом Завете все направлено ко Христу; в Новом – все идет от Христа. В Ветхом Завете Христос – ожидаемый Мессия Израиля; в Новом – Христос – Спаситель всего мира. В Ветхом Завете праведники ожидали прихода Мессии; в Новом – верующие ( Церковь ) ожидают прихода Христа. Там ожидали Христа, как Искупителя; здесь ожидают Христа, как Царя царей и Праведного Судию. Немного о первой книге Библии Бытие – книга начал: начала неба и земли, жизни, греха, смерти и жизни из смерти чрез искупление ( Быт. 3:21 ). Начавшись живым Богом, книга кончается повестью об умершем человеке, Иосифе (50:26). Это результат падения Адама, «ибо, одним человеком грех вошел в мир, а с грехом смерть». Однако целью Бога всегда было – вернуть человека на путь жизни, поэтому уже в 3-й главе 15 ст. Бытие дается первый намек на грядущего Избавителя. Бытие – родословная книга Адама (гл. 5), в то время, как Первое Евангелие – родословная книга Иисуса Христа – второго Адама ( Мф. 1 гл.). К одной из этих родословных имеют отношение все люди, живущие на земле: плотские к родословной Адама земного ( 1Кор. 15:47 ), верующие, духовные – к родословной Христа – Адама Небесного ( Гал. 3:26 ); одни пишутся в книге смерти, другие – в книге жизни. «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» ( Откр. 20:15 ). Удивительно, что список людей плотских дается в Библии всегда впереди списка людей Христа. Потомки Каина (4:17) стоят впереди потомков Сифа (5:6); потомки Иафета и Хама впереди потомков Сима (10:2,6, 11:10); потомки Измаила – впереди потомков Исаака (25:12, 19); потомки Исава даны прежде потомков Иакова (36:1, 37:2). На первый взгляд такой порядок кажется странным, но он находится в полном согласии с учением Библии вообще. «Не духовное прежде, а душевное, потом духовное» ( 1Кор. 15:47 ). Люди, чьи имена даются прежде, являются детьми плоти «людьми мира, которых удел в этой жизни» ( Пс. 16:14 ); люди же, имена которых следуют за первыми представляют собою последователей Христа, исповедующих, что «они странники и пришельцы на земле» ( Евр. 10:13 ), стремящиеся к лучшему, небесному ( Евр. 10:16 ). Не это ли разумел Христос, когда говорил: «вот есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» ( Лк. 13:30 ). Гармония книги Исаии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Нельзя говорить о монтанистах, будто они, подобно галатам (см.: Гал.4:10), наблюдают дни, месяцы и годы. Ведь и Церковь имеет некоторые определенные дни для поста и празднеств: Пасха и после нее 50 дней празднества, " стояния " и посты в 4 и 6 дни недели и др. (De jej. Cap.14). Не могут к монтанистам относиться и слова апостола Павла, осуждающие тех, кто запрещает некоторые роды пищи (см.: 1Тим.4:3). Это осуждение относится лишь к тем, кто заповедует постоянное воздержание для разрушения и для пренебрежения дел Творца; таковы - Маркион, Татиан, пифагорейцы и другие. У монтанистов такого запрещения пищи нет. Они пользуются сухоядением две недели в году, и то за исключением субботних и воскресных дней, - и это делается ради Господа. Поэтому обвинять их в ереси нельзя, как и апостол Павел говорит, что ради пищи не нужно разрушать дела Божия (Рим.14:20). Хотя апостол и позволил есть все, что продается на торгу, кроме идоложертвенного (1Кор.10:25), но не полагал он в пище Царствия Божия (см.: Рим.14:17). Господь Иисус Христос не безразлично относился к пище. Зачем истолковывать в пользу своей чувственности то, что Он иногда ел и пил! Ведь постился Тот, Кто возвестил блаженство не сытым, но алчущим и жаждущим. Исаия не сказал, что Богу не нужен пост. Он лишь указал, какой пост Богу не нужен (см.: Ис.58:6). Бог желает дел справедливости, однако не без жертвы, а такая жертва есть душа, очищенная постами. Язычники и иудеи знают цену постов. Сухоядение сравнивают с постами в честь Изиды и Кибелы, но из этого-то сходства сухоядения с языческими постами и видно его Божественное установление, потому что диавол всегда подражает установлениям Божественным. Из истины получается ложь. Из религии суеверие образуется. Язычник постится ради идола - христианину ли не поститься ради Бога! Затем следуют у Тертуллиана весьма резкие выражения по адресу психиков. " Ты сделал из своего брюха бога, из легких - храм, из желудка - алтарь. Твой жрец - повар, твой святой дух - пар от кушаний; твои духовные дары - приправы; твое пророчество - икание после обжорства! Если говорить правду, то ты - ветхий человек, потому что так много ты занят едою " (De jej. Cap.16-17). Такое же резкое суждение распространяет Тертуллиан и на всю жизнь психиков, в частности, на их агапы, которые завершаются блудом. Психики - люди без духа; у них лишь тело и душа; они - homines solius animae et carnis Им остается лишь постоянно проповедовать: будем есть и пить, ибо завтра умрем (1Кор.15:32), тогда как монтанисты не задумываются открыто заповедовать: будем поститься, братья и сестры, чтобы не умереть завтра внезапно.

http://predanie.ru/book/217286-postnoe-i...

В армянском переводе иерусалимского Лекционария (памятник отражает несколько более позднюю практику V в.) нет таких подробностей, какие описаны у Эгерии, но он дает представление о том, что в целом служба совершалась по тому же чину. Сначала — собрание в Мартириуме (антифон: Пс.142:10в; чтение: Деян.2:1-21 — о сошествии Святого Духа), в девять часов утра молящиеся переходят на Сион. Во втором часу после полудня собрание на горе Елеон, а именно — на месте Вознесения. После антифона и чтений (Апостол тот же, что и в Мартириуме, Евангелие: Ин.16:5-14 ; эти чтения о Святом Духе заменили чтения о Вознесении Господнем) совершается троекратное коленопреклонение. Во время собрания на Сионе поется антифон: Пс.142:10в и читается Евангелие: Ин.14:5-24 22 . От VII в. до нас дошел древнейший чин богослужения Пятидесятницы. В иерусалимском Лекционарии по версии VII—VIII вв. (в грузинском переводе) описание богослужения праздника начинается со службы в Соборной церкви (т. е. Мартириуме), где совершается Литургия. В некоторых рукописях описывается и вечерня, где указывается тропарь 3го гласа «Видехом свет истинный» (в византийской традиции это песнопение 2го гласа) и прокимен 5го гласа «Дух Твой благий наставит мя на землю праву» (Пс.142:10в, со стихом Пс.142:1 ). На Литургии поется тропарь 6го (по некоторым рукописям, 2го) гласа «Сын Твой воистину Тебя умилостивил», прокимен 3го гласа «Послеши Духа Твоего, и созиждутся…» ( Пс.103:30-31 , со стихом Пс. 103:1 ). Чтения: Притч. 14:27-15:4 ; Прем.7:15-29 , Ис.63:14в-16а, Соф.3:7-13 , Деян. 2:1-21 , 1Кор.12:1-14 , «Аллилуия» 5го гласа и Евангелие: Ин.14:15-21 . На умовение рук поется тропарь 4го гласа «Вознесся в Царство Твое, Господи» (это изменяемое песнопение Литургии апостола Иакова). В третьем часу пополудни все поднимаются на гору Елеон с пением псалма 147: «Похвали, Иерусалиме, Господа». На месте Вознесения Господня указан прокимен 3го гласа «Не отвержи мене от лица Твоего» ( Пс.50:13 ), то же чтение Деяний, что и на Литургии, «Аллилуия» 5го гласа «Вознесу Тя, Господи Боже мой, Царю мой…» ( Пс.144:1-2 ; в этом аллилуиарии можно видеть отголосок празднования Вознесения в пятидесятый день по Пасхе) и Евангелие: Ин.16:5-15 , затем совершается троекратное коленопреклонение. С места Вознесения молитвенное собрание спускается вниз, в церковь Воскресения, с пением псалма 64: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе», в храме Воскресения прокимен «Дух Твой благий» и Евангелие: Ин.16:5-15 (по другой рукописи: сначала идут в храм Воскресения с пением псалма 135 и припевом: «Видехом свет истинный», а из храма Воскресения — на Сион, с пением псалма 64) 23 .

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010