Авторы из лагеря протестантов в свое время обращали особое внимание на следующую цитату из IV книги святителя «Против Ересей»: «как хлеб от земли, после призывания Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей – из земного и небесного, так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения» 12 . Этой мысли пытались они дать толкование о соприсутствии в Евхаристии земного (хлеба и вина) с небесным – тела и крови Спасителя 13 . Но такое толкование оказывается явно натянутым и возможно только при вырывании цитаты из всего контекста творений Св. Иринея. Контекст самого приведенного отрывка о Евхаристии в данном случае есть возражение тем еретикам, которые говорили, что «плоть подвергается истлению и не участвует в жизни… Наше же учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему то, что Его, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа» 14 . В связи же с упомянутой борьбой святителя с гностиками, данное место, наоборот, имеет смысл, подтверждающий реальность воплощения Слова Божия, и тогда «земное» в евхаристии – это человеческая плоть Христа, а «небесное» – Его Божество. Такое значение указанной цитаты подтверждается и анализом словоупотребления у святого. Так в другом месте св. Ириней говорит о вещах «телесных, земных, сложных» 15 в противовес духовным, бестелесным, опровергая гностическое мнение, что твари суть подобия эонов из плиромы. А в толковании слов апостола Павла о том, что «плоть и кровь не наследуют Царства Божия»( 1Кор. 15.50 ), святитель прямо говорит: «Что же земное? Созданное (плоть). А что небесное? Дух» 16 . В виду такого употребления термин «земное» можно в данном месте смело заменить у св. Иринея на «телесное». Это понятие у него противостоит спиритуалистическо-гностическому отрицанию спасения плоти. Еще один библейский глагол появляющийся у св. Иринея, по сравнению с предыдущими отцами, это – γιγνομαι (становиться, делаться, происходить).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Игорь 23 июля 2016, 12:32 Отче Олег!Спасибо!Ваши уроки как таблица умножения.Эмоции в сторону.Услышал,принял,а дальше каждый применяет к своей ситуации. Храни нас всех Господь наш! 22 июля 2016, 21:04 Для кого сказаны тогда эти слова-...Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя . Исайягл 58.6-8. У нас в стране " оквы неправды " уже разрешены? Ярмо на шею людям олигархи накинули, узы его уже развязаны? Кто за правду голос свой возвысит? Роман Синельников 22 июля 2016, 16:50 В таком случае вопрос. Ну с личным пониманием справедливости всё понятно: гордыня и всё, что ей сопутствует. Но как быть в ситуации, когда люди берут на себя обязательства и фиксируют их договором? Разве справедливость не в том, чтобы этот договор был безукоризненно исполнен обеими сторонами? А как быть с законодательством? Люди приходят на выборы, тем самым заключая с властью срочный договор. Его можно не исполнять? Разве человек, не выполняющий своих обещаний по каким бы то ни было причинам (например, пообещавший и не женившийся), поступает справедливо? И вообще, как сочетается жизнь по обязательствам, в которые вписан каждый из нас (трудовые договоры, съём квартиры, кредиты…), и жизнь по любви? Сергей 22 июля 2016, 11:15 А широкий, пространный путь, по которому идут многие…………… О ком идет речь? Мне представляется, что на самом деле в России, да и во всем мире основная масса народа живет во многих скорбях и болезнях. «мы безумны,… и немощны, и бесчестны, и терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками» (1Кор.4:10–12), что было и есть сутью апостольского служения и признаком истинного христианства. На самом деле очень важно знать то, что и доныне для нас, современных последователей Христа, Господь устраивает возможность спасения. Пусть множество простого народа и не думает о том , что живет по Воле Божией, но на самом деле так оно и есть. Вспомним простого Александрийского сапожника: Я не делаю ничего особенного, просто за работой гляжу на прохожих и говорю себе – пусть все спасутся , один я погибну. Господь и доныне с нами, и процесс спасения не на минуту не приостанавливается. Разве может быть такое, что бы Его жертва была напрасна, а молитвы Его матери- пресвятой Богородицы и всех святых были не услышаны ?

http://pravoslavie.ru/95545.html

«Крещением сообразуемся Смерти и Воскресению Христову,— пишет святитель Тихон Задонский . — Ибо как Христос умер за грехи наши и восстал плотию, тако мы в Крещении умираем греху, которым духовно умерщвлены были, и восстаем духовно, и начинаем жить Богу » 4 . «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав…» — и нам даровал жизнь вечную; и благодать, подаваемая человеку в Крещении,— это плод жертвенной Смерти Христа (см.: Лк.12:50 ). В древней Церкви Таинство Крещения было неразрывно связано с пасхальным торжеством. Оглашенные получали Крещение и Миропомазание от Патриарха на вечерне Великой Субботы, когда в храме читались паримии. Затем крещеные торжественно входили в собор вместе с Патриархом при пении «Елицы во Христа крестистеся…» и в ту же ночь на Литургии святителя Василия Великого причащались Святых Христовых Таин. Крестившемуся даруется отпущение всех грехов — и первородного, и личных, содеянных до Крещения, ибо Бог крестною Смертию Сына Своего изгладил первородный грех и все грехи каждого человека от начала мира и до конца его. В Таинстве Крещения благодатью Святого Духа «восстанавливается сила духа и возвращается ему господство над душой, а через душу — и над телом» 5 . Грех теряет насильственную, непреодолимую власть над человеком, которому в Таинстве даются духовная свобода и благодатные силы для борьбы с врагом нашего спасения, действующим теперь на крестившегося извне, искушениями и обманом. Человек получает силу стоять за Истину до смерти, и смерти иногда ужасной и мучительной, что показали своим житием святые мученики. В Крещении человек освобождается и от вечного проклятия как последствия прирожденного греха, ему возвращается Божие благословение . Крещеные — дети Божии. Если же дети, то и наследники; наследники Божии, сонаследники же Христу ( Рим.8:16,17 ). В Таинстве человек опять приемлет Святого Духа и делается причастником Божественного естества. Человеческая душа обретает семя бессмертия: через обновление духа обновляется и тело. Верующий крестится мертвых ради ( 1Кор.15:29 ) — исповедует свою веру в воскресение мертвых и, таким образом, крестится в вере и надежде будущего воскресения. Спогребшись Христу крещением в смерть ( Рим.6:4 ), человек получает от Него силу бессмертия. Как Христос умер за всех и воскрес, так и все, умершие о Христе, воскреснут с Ним (см.: 1Фес.1:10 ; Еф.2:5 ). Смерть телесная для верующего человека — уже не смерть, а сон. Поэтому умершие во Христе именуются на языке Церкви усопшими.

http://azbyka.ru/rozhdenie-v-vechnuyu-zh...

Мнение о том, что тело создано для наказания согрешившей душе, есть не что иное, как «нелепость» (там же 1, 48). Ссылки оригенистов на слова святого апостола «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» ( 1Кор.15:50 ) вовсе не подтверждают мнения о непригодности плотской части человеческого существа к вечной жизни: здесь речь идет о нечистой земной жизни, о жизни «по плоти» («О воскресении» 2, 18). Основание нашего воскресения – это Воскресение Христово. В Христовой победе над смертью – залог нашего восстановления. Если наше тело, созданное нетленным, через грехопадение оказалось во власти тления, то это отнюдь не соответствует Божией воле. Богу не угодно, чтобы тление восторжествовало. Не напрасно воспринял на Себя Божий Сын человеческое тело; Он сделал это для того, чтобы спасти тело вместе с душою и воскресить его. Воскресение Христово – не только залог и основание нашего воскресения; можно сказать, что в событии Воскресения Христова дана как бы программа нашего воскресения. В самом деле, как воскрес Христос? Он воскрес в том самом теле, в котором пострадал и умер («О воскресении» 3, 12). Так точно и мы воскреснем с нашими телами, которыми обладаем в этой земной жизни. Но уничиженные теперь тела в воскресении восстанут для славы. Превращение, ожидающее наши тела в воскресении, – это возвращение к бесстрастию и к славе (там же 3, 14–16). Истина телесного воскресения возвещается как Ветхим, так и Новым Заветами. Для исполнения и завершения Божиих намерений относительно человека совершенно необходима смена состояний бытия по схеме: жизнь в условиях греха и тления – смерть – воскресение и вечная жизнь в блаженстве. Божественный план спасения заключается в том, чтобы «чрез разрушение и распадение тела грех весь до основания погиб, как бы вырванный с корнем, дабы не осталось ни малейшей части корня, от которого опять пошли бы новые отрасли грехов» («О воскресении» 1, 40). Если для ограниченного человеческого рассудка возможность материального воскресения представляется несбыточной фантазией, то для верующего в Божественное всемогущество нет оснований сомневаться в непреложном исполнении Божественных обетований (там же 2, 19–20; 2, 22; 2, 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Подобные примеры не только наводят на мысль, но и доказывают со всей очевидностью, что нет и не было никакого спора между дихотомистами и трихотомистами. 45 И очевидно прав, сказавший, что «в святоотеческой литературе никогда не было такого искусственного деления или противопоставления: все древнехристианские авторы признавали, что в человеке есть ум, но одни считали его отдельным самостоятельным началом, другие – частью души». 46 И хотя «трихотомическое описание человеческого состава... встречается в святоотеческой традиции реже, чем дихотомическое; однако и оно вполне традиционно для восточной патристики». 47 В конце концов, «принимать ли три или две части в человеке, различие не важное… Оно было бы важно тогда, если бы одна из сих частей не участвовала в повреждении прочих. Но после того, как и душа и дух и тело грешны – весь состав поврежден, принимать ли две части или три, все равно». 48 Если и считать этот предмет спорным, то спорным лишь терминологически. И «тем, кои не хотят различать духа и души, можно предложить, чтобы под словом – дух они понимали высшую сторону нашей нетелесной стороны, а словом – душа означали низшие действия и направления». 49 Именно так естественней всего понимать и слова св. ап. Павла, когда он «в двух случаях ( 1Сол. 5:23 , Евр. 4:12 ), по-видимому, различает в человеке дух, душу и тело, но душею и духом означаются у него не две части человеческого состава, а две стороны жизни душевной». 50 Другими словами, «слово – дух и душа, в отношении к природе человека означают не различные начала, а только высшую и низшую сторону одного и того же начала; отсюда и выражения его – духовный и душевный человек ( 1Кор. 2:14–15 )». 51 По словам преп. Иоанна Дамаскина : «Ум (дух) принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой». 52 Вообще святые Отцы предпочитали делить человеческое естество по более простому делению, 53 в виду возникавших разных ересей и заблуждений. 54 Во всяком случае, «с тех пор, как явились аполлинаристы и манихеи, которые, между прочим, проповедовали трехчастность человека...

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

После Св. Писания важным источником церковного права служить Св. Предание ( παρδοσις, traditio). Под именем предания разумеется не просто внешний образ сообщения известных правил от одного века другому или от одной церкви другой, но неизменное сохранение путем преемства в кафолической церкви основных принципов, как в учении веры, так и во всем церковном управлении, принципов, положенных Самим Основателем церкви, а после Него теми, которые первые учредили церковь и были ее пастырями 50 . В Св. Писании содержатся главные основы устройства церкви, ее управления и жизни, но не излагаются об этом подробности. Делали это уже сами апостолы, когда они, учреждая церковь , устно передавали известным лицам, как должно управлять ею. Апостол Павел пишет Тимофею, чтобы он имел в памяти слова, которые он говорил ему, ради доброго управления своего ( 2Тим. 1:13 ); а напоминая ему о том, что ему было передано устно, св. Павел советует передать это самое и другим, которые будут способны хранить его наставления и научать этому и других ( 2Тим. 2:2 ). Когда же апостол видел, что в известных церковных общинах, основанных им самим, слова его хранятся и служат руководством жизни, он выражался об этом самым похвальным образом ( 1Кор. 11:2 ; 2Сол. 2:15; 3:6 ). В своих посланиях апостолы дают лишь общие наставления пастырям церкви, как они должны управлять церквами, а относительно всего остального обыкновенно пишут, что устроят это сами, когда лично придут (Кор. 11:34), или же поручают тем же самым пастырям устроить нужное, применительно к тому, что заповедали им апостолы устно ( Тит. 1:5 ). Таким образом выходит, что апостолы придавали больше значения своим устным указаниям, чем тому, о чем они писали пастырям церкви ( 1Тим. 3:14–15 ). Поэтому главнейшие постановления, касающиеся устройства и жизни церковной, прежде нежели были формально утверждены законодательным предписанием, практически вступили в жизнь церквей, основанных апостолами, и здесь сохранялись чрез непрерывное предание от одного предстоятеля церкви другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Также милостью Божией человеческое тело было создано нетленным и бессмертным 41 . Святой Августин отмечает, что человек «был смертен по природе своей», но бессмертен милостью Божией 42 . Святой Афанасий Великий утверждает, что человеку в «жизни вечной» «даны дары от Бога и власть, нисходящая к нему от Слова Отца» 43 , и также отмечает, что «человек был по природе тленен», но «благодаря вмешательству Слова» он мог «избавиться от этого свойства своей природы» 44 , – что «благодаря присутствию Слова тление было над ним не властно» 45 . Благодаря этим дарам удел Адама отличался не только от удела остальных живых существ, населявших землю 46 , но и от удела современного человека 47 . Это особое, привилегированное положение и представляло собой то, что называют «райским состоянием» 48 . Чтобы дать определение этой избранности милостью Божией, святые отцы, комментируя текст Книги Бытия ( Быт. 2:8 ), отмечают, что человек не был сотворен в раю, но был помещен туда Господом 49 , и, таким образом, «обособляют» рай от остальной земли 50 . Эта «избранность» относится не только к душе человеческой, но и к плоти 51 . Так, святой Максим Исповедник говорит о «различии человеческой природы, какой она была до грехопадения нашего праотца Адама и какой стала теперь, когда человек находится во власти своего тела» 52 . Святые отцы отмечают, что современный человек не может представить себе то первоначальное состояние исходя из своего нынешнего, падшего 53 , и утверждают, что то было состояние, близкое к ангельскому 54 . По словам святого Григория Нисского и особенно святого Максима Исповедника , тело первого Адама не обладало той материальностью и объемностью,какие свойственны телу современного человека 55 ; оно имело свойства как бы оживленного, как говорит святой апостол Павел в 1Кор.15 , и стоит отметить в этом контексте, что святые отцы воспринимали воскресение как возвращение в рай 56 . Тем не менее человек был создан свободным, в его воле было сохранить или утратить эту благодать, то есть либо оставаться благодаря ей нетленным и бессмертным, либо, наоборот, потерять эти свойства, отвергнув её 57 . Таким образом, когда святые отцы говорят, что человек был создан нетленным и бессмертным, они не утверждают, что он не мог пострадать или умереть, но подчеркивают, что он, по благодати и по свободному выбору, имел возможность избегнуть этого. Для того чтобы нетленность и бессмертие оставались в человеке и стали его неотъемлемыми качествами, нужно было, чтобы человек сохранил благодать, ниспосланную ему Господом, и единство с Ним, следуя Божиему завету (см.: Быт.2:16–17 58 ) 59 . Так, святой Григорий Палама пишет: «Первоначально человек был не только творением Божиим, но также и сыном Его в Духе: эта благодать была дана ему вместе с душой через дыхание жизни (ср.: Быт.2:7 ); дана как “залог”: если бы он исполнил завет, то мог бы ещё более приблизиться к Господу и стать совечным ему, обретя бессмертие» 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

1Кор.15:50 . «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления». Объясн. Из предшествующих и последующих слов этой же главы видно, что апостол разумеет здесь тело, «сеемое в тлении»: ст.42, «в уничижении и немощи»: ст.43; «тело душевное»: ст.44, тело, созданное по образу перстного Адама, а не по образу Господа с неба: ст.47–49. Вот какая плоть не наследует царствия Божия, вот почему настоящее наше тело должно измениться: ст.51. Но плоть и Кровь Господа в таинстве Евхаристии нетленны, славны, как неразрывно соединённые с Божественным животворящим Духом Христа: ст.45; Ин.6:53 , и посему уничтожать их есть безумная дерзость: Евр.10:29 . Евр.10:19–22 . «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, т.е. плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полной верой, кроплением очистивши сердца от порочной совести и омыв тело водой чистой». Объясн. Кропление кровью Христовой совершается в таинстве Евхаристии, в котором тело Христово преломляется и кровь разделяется для множества верующих, чтобы каждый из них сделался причастником Божественного естества: Ин.6:56 . Здесь также речь идёт о телесном омовении, под которым нельзя разуметь ничего иного, как только крещение: 1Кор.6:11 ; Ин.3:5 . Омовение тела не может совершиться верой, для него требуется чувственная вода. Соответственно этому и кропление должно пониматься как видимое, телесное действие, посредством которого каждому христианину подаётся в Евхаристии часть Крови: 1Кор.10:16–17 . Евр.13:9–10 . «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии». Объясн. О Причащении здесь и речи нет. Под «яствами» разумеются ветхозаветные жертвы, которые сами были бессильны спасти людей от грехов и сделать их совершенными: Евр.9:8–12 . Под «жертвенником» – Голгофа и честный Крест: Евр.9:28 . На Голгофе распятым телом Христовым никто не питался, но питались и питаются все верующие Телом и Кровью Христовой под видом хлеба и вина: 1Кор.10:16:11:24–25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

ством таинственной евлогии, – а также и духовно, как Бог, благодатию и действием Своего Духа воссозидающий наш дух к новой жизни и делающий нас общниками Его божественной природы 17, 22–23. 114, – в одном теле Своем, благословляя верующих в Него посредством таинственного причастия, делает их сотелесными как Ему Самому так и друг другу 17, 20–21. 109. 111 ср. 6, 48–50. 34, –6, 53. 50–51, –6, 54. 53–54, –6, 57. 58–59, –6, 68. 93, –10, 26–28, –17, 3. 41, –17, 13. 79–80, – разделив одежды Спасителя на четыре части, распинавшие Его оставляют одну – нешвеный хитон, чем неизреченная премудрость Единородного дает как бы некое знамение таинственного промышления, посредством коего имели получить спасение четыре части вселенной, как бы разделившие между и (в то же время) нераздельно содержащие истинно святое облачение Слова, то есть тело Его, ибо, раздробляемый на отдельные части и освящая душу с телом посредством Своей плоти, Единородный всецело и нераздельно пребывает во всех один, будучи везде, так как по слову Павла ( 1Кор.1:13 ), Он отнюдь не делится 19. 23–24. 210. Христос – Искупитель (λυτρωτς) людей от греха и наказания смерти и Спаситель (σωτρ), уничтожающий в человеческой природе грех , тление и смерть и сообщающий ей жизнь, нетление и святость. Поклоняемся ему как Богу и Спасителю 6. 2–4. 419. Имея низкое о Нём представление и считая Его простым человеком, лишенным божества по природе, мы тем самым без всякого сомнения уже и не веруем в Него и не признаем Его Спасителем и Искупителем 8, 28. а. 86. Христос – Искупитель Он Истинный Агнец и Непорочная Жертва, ведется на заклание за всех, дабы отогнать грех мира, низвергнуть губителя вселенной, Своею за всех смертью упразднить смерть, разрешить проклятье, на нас бывшее, прекратить наказание, явиться Вторым Адамом – не от земли, но с неба ( 1Кор.15:47 ) и стать для человеческой природы началом всякого блага, разрушением тления, виновником вечной жизни, основанием преобразования по Богу, началом благочестия и праведности, путем в царство небесное 1, 29. б. 176–177. Посредник между Богом и людьми, Первосвященник, Ходатай, умилостивление за грехи наши, Молитвенник пред Отцом о наших благах, Соподатель и Сораздаятель нам божественных и духовных даров вместе со Своим Родителем 5, 46. б. 408, –17, 2. 35–36. Ходатайствует за нас как человек, Примиритель и Посредник Бога и чело-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бог противится гордым: Покоритесь Богу, противостаньте диаволу, ибо сказано: Бог гордым противится ( Иак.4:7–6 ). Подчиняйтесь друг другу, потому что Бог гордым противится ( 1Петр.5:5 ). Бог унижает гордых: Дом надменных разорит Господь ( Притч.15:25 ). Так говорит Господь: сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима ( Иер.13:9 ). Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; ибо пришел день твой. И споткнется гордыня и упадет, и никто не поднимет ( Иер.50:31–32 ). Я уничтожу высокоумие филистимлян ( Зах.9:6 ). Горе за гордость: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою ( Ис.5:21 ). Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах ( Лк.11:43 ). Верные а) свободны от гордости: Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои ( Пс.130:1 ). Любовь не превозносится, не гордится ( 1Кор.13:4 ); б) оплакивают гордость других: Душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу ( Иер.13:17 ). Увещание избегать гордости: Не величайся пред лицем царя и на месте великих не становись, потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои ( Притч.25:6–7 ). По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать ( Рим.12:3 ). Не превозносись один пред другим. Ибо что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? ( 1Кор.4:6–7 ). Наказание за гордость: Истребит Господь язык велеречивый, тех, которые говорят: «кто нам господин?» ( Пс.11:4–5 ). За гордость Господь посылает страшные наказания и в конец низлагает гордого. Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их. Господь вырывает с корнем народы и насаждает вместо них смиренных. Гордость не сотворена для людей ( Сир.10:16–21 ). Грядет День Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено: и на все кедры ливанские высокие и превозносящиеся, и на все высокие горы и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится, и один Господь будет высок в тот день ( Ис.2:11–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010