Вопрос прихожанина. Все ли равно будут блаженны? Ответ Священника. Нет. Будут разные степени блаженства, по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах. Иная слава солнцу, и иная слава луне, и иная слава звёздам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Также и воскресение мертвых ( 1Кор.15:41:42 ). 917. Что будет с неверующими и беззаконниками? Вопрос прихожанина. А что будет с неверующими и беззаконниками? Ответ Священника. Они будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами. Иже не обретеся в книге животней написан, ввержен будет в озеро огненное ( Откр.20:15 ); и се есть вторая смерть ( Откр.20:14 ); идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его ( Мф.25:41 ); И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный ( Мф.25:46 ); Добрее ти есть со единым оком внити в царствие Божие, нежели две оце имущу ввержену быть в геенну огненную, иде же червь их не умирает и огнь не угасает ( Мк.9:47–48 ). 918. Как будет производится страшный суд многим миллионам людей? Вопрос прихожанина. Как будет производится страшный суд многим миллионам людей? Ответ Священника. Не нужно Судье небесному допрашивать каждого из нас: мы все совершенно известны Ему, Всеведущему. Да и сами себя и друг друга увидим, каковы мы и чего достойны; ибо сказано в откровении, все книги дел наших разогнутся тогда ( Откр.20:12 ), совести и сердца всех людей раскроются при свете Господнем, как говорит Апостол Павел: придёт Господь, иже во свете приведет тайные тьмы, и объявит советы сердечные ( 1Кор.4:5 ). Останется нам только выслушать приговор Владыки и Судии мира. Для сего Ангелы, по повелению Господню, разделят род человеческий на две части – праведных и верных поставят одесную Судии, а грешников нераскаянных и неверных – ошуюю. И вот какой приговор услышат стоящие одесную: придите благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие небесное от сложения мира; потом обратится к стоящим ошуюю, и они услышат страшное слово: идите от Меня проклятые в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его ( Мф.25:34–41 ). И все это тот же час исполнится: участь всех людей, всего рода человеческого решится на все бесконечные веки. Для праведных откроется славное царствие Христово, и царствию сему не будет конца, грешные низвергнутся в геенну, и мучени будут во веки веков ( Откр.20:10 ). 919. Какое различие между первым и вторым пришествием Господним?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Классификация Стэнли. По словам Стэнли 47 , харизмы распадаются на два класса: 1) харизмы исцелений, в точности соответствующие описанию чудес, совершенных апостолами Петром и Иоанном ( Деян. 3:1–10; 5:12–16; 9:33–42 ), и обстоятельствам, на какие намекает апостол Иаков 5:14–15 ; также ев. Марк 16:18; 2 ) харизмы учения, которые перечисляются у апостола под названиями: «пророки», «учители», «знание», «мудрость». В Деян. апостольских эти последние дары могут только подразумеваться в многочисленных речах, произнесенных апостолами. Но в Матф. 10:20 , Иоан. 16:13 , также в Рим. 12:6–8 , Ефес. 4:7,11 , 1Петр. 4:10–11 ; 1Кор. 7:40 об этих дарах говорится ясно. Из этой классификация не видно, к какому классу следует отнести, напр., «дары вспоможения» и «управления». Они, конечно, не могут быть отнесены к указанному Стэнли второму классу дух. дарований. Классификация Годэ. Годэ распределяет дары, упомянутые в 1Кор. 12:8 и след., на два класса: два первые («слово мудрости» и «слово знания») суть просветительные, а семь последующих (вера, дары исцелений, действия сил, пророчество, различения духов, роды языков, истолкование языков) происходят от сообщения (чудесной) силы, другими словами – от действии Св. Духа на человеческую волю 48 . Но такое распределение едва ли может считаться верным, потому что во втором ряду поставлены пророчество и различения духов, т.е. такие дары, происхождение которых не может быть объяснено в собственном смысле действием Св. Духа только на человеческую волю. Чувствуя это затруднение, Годэ замечает, что пророчество есть дар, в котором действует воля. Оно есть чудо в форме речи 49 , а о различении духов умалчивает. Подобные объяснения едва ли могут считаться удовлетворительными. Классификации Бенгеля, Мейера и Эдвардса. Соединяем эти классификации потому, что они основываются одна на другой, и последующие из этих классификаций представляются, так сказать, только расширением предшествующих. Эдвардс называет классификации Бенгеля и Мейера «наиболее вероятными». В основание своего разделения харизм Бенгель и Мейер принимают различие между словами «другой» (τερος) и «иной» (λλος); первым словом обозначается родовое различие или различие по роду; второе служить для обозначения видов. Классификация Бенгеля изложена им в толковании 12:8–10 и занимает всего несколько строк. Здесь, говорить Бенгель, указываются апостолом «три рода, ср. 13:8; и между ними словом λλω (оному) апостол мягко обозначает виды, каждый из них подчиняя роду. Так к в главе 15:39,40,41 словом «иной» отличаются виды, а «другой» – роды. Непеременно слово «иной» прилагается для отличения родов, а «другой» – для обозначения видов в Евр. 11:35 . Пророчество лучше относить ко второму роду, чем к первому, потому что во втором излагается то, что более имеет значения для внешних, для неверующих, чем то, что в первом роде, имеющее значение для верующих» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

А относительно Лазаря когда пишет, вместо того, чтобы прославить величие дела Христа и чрез это ясно показать, что Бог есть самовластно призвавший к Себе смердящего мертвеца из могилы и произнесением слова одушевивший (его) вздувшееся тело, ничего относительно этого не говорит, Лазаря же, друга Господа, Которого по справедливости Он любил за добродетель, в больного и мертвого грехами возвел, говоря иносказательно» (De engastr., c. XXI, S. 59). Заметим, что собственная гомилия Евстафиева (εις τ δεπνον Λαζου) представляет лишь раскрытие этих его теоретических соображаений о нормальном modus " e речи о Лазаре. 217 Как мы уже говорили ранее (см. выше), причину отсутствия в Библии родословия Мельхиседека Евстафий видит в его хананейском происхождении. К этому антиохийский епископ заключает от соседства Мельхиседека содомлянам и обитателю Дубравы Мамврийской (см. ркп. Cvh. библ. 28 (f. 187) и 38 (f. 32). Утверждать же последнее, если и можно, то почти исключительно на основании текста Быт. 14 . 219 Привидение, между прочим, сказало Саулу: «завтра ты и сын твой Ионафан будешь со Мною» ( 1Цар. 28:19 , между тем, судя по тексту Библии, как говорит Евстафий, следующий день Саул провел у волшебницы в Аэндоре и убит был Саул вместе с 3-мя своими сыновьями, а не с одним Ионафаном. Ibid., c. XIII (S.S. 46–47). 229 De engastr., c. XVII (S. 54); Caval., op. cit., fg.fg. 8–9 (p. 68), 12 (p. 69), 43 (p.p. 83–4); Hom. christ, c.c. XVI (p. 40), XIX (p. 42), XXII (p. 44), XXVI (p. 48); MPSG, t. XVIII, c.c. 693–4). 231 De engastr., c.c. X (S. 40), XIX (S. 56), XXI (S. 59); Caval., op. cit., fg.fg. 12 (p. 69), 15–16 (p. 72), 44 (p. 84), 56 (p.p. 90–1), 82–3 (p.p. 98–9); Hom. christ., c.c. V (p. 29), VII (p. 32), XIII (p. 37), XV-XVI (p.p. 39–40), XIX-XX (p.p. 42–3), XXIII (p. 45), XXVI (p. 48); MPSG, t. XVIII, c.c. 677, 680, 684, 688, 691–6. 244 MPSG, t XVIII, c.c. 679–682. Относительно термина «Премудрость» у Евстафия считаем нужным сделать одно замечание. В то время как во всех только что процитированных местах «Премудростью» антиохийский епископ называет Божественную природу Христа, в одном Евстафиевом фрагменте (Caval., op. cit., p. 79) мы находим диаметрально противоположное указываемому употребление настоящего термина. Вот этот фрагмент в дословной передаче: «Итак, если Он (т.е. Христос), соделался для нас, прежде всего, Премудростью ( 1Кор. 1:30 ), (то) ты усматривай (из сего), что тем (очевидно, апостолом) здесь человек Христос называется Премудростью (Sapientia)»... 245 De engastr, c. XVIII (S. 55); Caval., op. cit, fg fg 15–16 (p. 72), 56 (p. 91), 63 (p. 99); Hom. christ., c.c. XIV (p. 38), XIX (p. 42); MPSG, t. XVIII, c.c. 677–682, 687–8, 691–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

31 В поздних изданиях этого перевода используется слово «старшие», но только в Откровениях по отношению к 24 старцам у Божьего престола. 32 Мне поручали также большинство исторических предметов, касавшихся правителей и истории Египта, Ассирии, Вавилона (только правителей), Me до–Персии и других стран. 33 Она занимала 27 страниц (с 322 по 348), В пересмотренном издании 1988 года она уменьшилась до 20 страниц, и это было самым крупным изменением в издании. 34 «Помощь в понимании Библии», сс. 326–328, 330, 331. 35 В 1978 году согласно финансовому отчету, представленному Правлению, капитал Общества составлял 332 миллиона долларов. 36 Рим. 1:14 . 37 См. Исх. 20:16 ; Лев. 19:16 ; Пс. 14:3 ; 1Пет. 2:21–23 . 38 Пр. 17:17. 39 2Кор.5:11, 12; 7:2, 3 . 40 Мф. 12:36, 37 . 41 См. Пс. 36:5–9, 32, 33 ; Рим. 12:17–21 ; 1Пет. 2:21–23 . 42 «Сторожевая башня» от 15 августа 1982 года, рассматривая слова апостола Иуды о тех, кто «злословят высокие власти» (буквально: «злословят славных» — прим. персв.), (ст. 8), утверждает, что в число этих «славных» входят «назначенные христианские надзиратели», и предупреждает об опасной «тенденции пренебрегать властью, данной Богом» (см. также выделенную информацию на с. 29 того же номера журнала). 43 См. книгу «Все Писание богодухновенно и полезно», изданную в 1963 году, с. 341. 44 Деян. 4:5–23; 5:17–40 . 45 Мф. 5:11, 12 ; ср. Иак. 5:10, 11 . 46 См. 1Кор. 11:1 ; Еф. 5:1 ; 1Пет. 2:21 . 47 Термин «верный и благоразумный раб» взят из притчи Иисуса в Мф. 24:45–47 ; число 144000 взято из Отк. 7:4 и 14:3. 48 См. Книгу года Свидетелей Иеговы за 1983 год, с. 31. 49 В то время членами корпорации являлись Натан Норр, Фред Франц. Грант Сьютер, Томас Салливан, Мильтон Геншель, Лайман Суингл, Джон Гро (эти семь человек являлись также директорами Общества Сторожевой Башни), далее Уильям Джексон, Лео Гринлис, Джордж Гэнгас, Реймонд Франц. Салливана, Гро, Норра, Сьютера и Гринлиса сейчас нет в живых. 50 Все Правление собирается каждую среду. 51 Высшее образование обычно не одобряется, потому что считается, что оно может привести к потере веры и что атмосфера в учебных заведениях побуждает к развитию безнравственности.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti?full_tex...

54 Следуя славянскому переводу, нужно полагать, что в греческом списке, служившем для него основой, в 20 ст. , вместо ныне принятого в западных изданиях греческого текста слова – ιλοτιμομενον (Тишендорф), стояло ιλοτιμομαι (м. Codex graecus epist.Pauli Ch.Mattbacl. стр. 19); в таком случае в зависимости от этого последнего глагола следует поставить весь 19 ст. , с присоединением сюда слов – λγ κα ργ и все это место перевести в таком виде: «словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия как я старался исполнить благовествование Христово от Иерусалима и окрестности до Иллирика так и благовествовать не там " … Ср. толк. св. Иоанна Златоуста на это место с объяснением западного коментатора Гофмана Heiling Schrirt 1868 г. zwieit Abtheilung dritt. Theil. Стр. 602–607. 56 Обыкновенный рационалистический взгляд, повторяемый в несколько утонченном виде современными отрицательными критиками новозаветной истории Гаусратом, Кеймом и др. 57 Исключением может быть только одно событие, случайно упомянутое в первом послании к Коринфянам 15,32, о значении которого толковники впрочем спорят (Meyer, Krit. Exeget. Komment. uber d.N. Test. funft. Abtheil стр. 383, 384). 59 Schweyler, Das nachap. Zeitalt. Tubing. 1846; Ewald, Geschicht.d.Voks Israel Bd.6 2. Ausgab. 1858. Renan, Les Apotres Par. 1868 г. Dewette, Kurze Erklarung d.Apostelgesch. 4. Auflage von F.Onerbeck 1870 г. §3 и дал. Hausrath, Neutestamentlich Zeitgesch.zweit Theil, 1872. Стр. 347–375, 439–452. Hilgenfeld, Hist.Krit.Enleitung in d.N.T. 1875. Стр. 574–608. 60 Renan, Les Apotr.1886. стр. 60. Hausrath, Neutest.Zeitgesch. Die Zeit.d.Apostel 1872 г., стр. 280–284. 65 Meyer, Kommentar uber.d.N.T.drift. Abtheil. 1861 г. стр. 47,48. 112.113.214.215.401.402.; Dewette, erst.Band.viert. Auflang.von Overbeck 1870 г. стр. 18.69.70.150 и др. 67 Бл. Августин, например, говорит: «coeperunt loqui linguis omnium gentium» (Serm. 5 in. d. Pontic). 68 Meyer, Komment. uber d.N.T. dritte Abth.1861 г. стр. 47–56. М.Голубев , обозрение послан. к коринф.т.1 1861 г. стр. 259–270. Более благовидным из высказываемых возражений представляется то, по которому языкознание в том виде, в каком описано в кн. Деяний 2,6–12, не подтверждается дальнейшей апостольской практикой (Мейер); но такое языкознание, как дар, могло обнаруживаться только в минуты особенного озарения со стороны Духа Божия, подобно пророчеству ( 1Кор.14:29–31 ), и затем не быть принадлежностью лица говорившего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

19 . Когда несколько после эти святые животные раздельно описываются под частными подобиями, так что одно называется подобным человеку, другое – льву, третье – тельцу, четвертое – орлу: то что значит, что в этом месте обо всех вместе говорится: подобие человека в них? – Но кто в этом месте описывается человеком, если не Тот, о Ком написано: Иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек ( Флп.2:6–7 )? Итак эти животные, чтоб иметь силу к достижению святости, стремятся к уподоблению этому человеку. Ибо они не были бы святыми, если бы не имели подобия с этим человеком; потому что все, сколько есть в них внутреннего благочестия, сколько есть в них ревности к правде, сколько есть в них попечения о смирении, сколько есть в них пламени любви, – все это они заимствовали от самого источника милосердия, от самого корня смирения, от самой силы правды, т. е. от Ходатая Бога и человеков, Господа Бога. Славный Проповедник показывает, что он имеет подобие с этим человеком, говоря: подобни мне бывайте, якоже аз Христу ( 1Кор.4:16 ). К уподоблению Ему он и нас побудить желает, говоря: первый человек от земли, перстен: вторый человек Господь с небесе. И якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго ( 1Кор.15:47, 49 ). Ибо каждый Святой (человек) настолько возвышается до подобия сему Человеку, насколько подражает жизни своего Искупителя. Разногласить с Его заповедями и делами, что другое значит, как не далеко уклоняться от уподобления Ему? Но святые Проповедники наказывают жизнь нечестивых: а о самой Главе нашей написано, что Он, плакал об Иерусалиме ( Лк.19:41 ). Те радуются о добрых делах своих подчиненных, и любят праведно действующих: но об Искупителе нашем написано, что когда некоторый юноша сказал: вся сия сохраних от юности моея ( Мф.19:20 ), тогда он более возлюбил его. Святые Проповедники переносят нанесенные им оскорбления, и не воздают взаимными оскорблениями; но когда Искупителю нашему сказали: беса имаши ( Ин.8:48 ), тогда Он не воздал обидою за обиду, но кротко ответствовал: Аз беса не имам (там же, ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Если кто говорит, что Христос стал совершен через дела, и что Он, или по крещении, или по воскресении из мертвых, удостоен усыновления (подобно как язычники допускают богов сопричтенных), да будет анафема: ибо то не Бог, что получило начало, или преуспевает, или усовершается, хотя и приписывается это Христу ( Лк.2:52 ) относительно к постепенному проявлению. Если кто говорит, что теперь отложена Им плоть, и Божество пребывает обнаженным от тела, а не признает, что с воспринятым человечеством и теперь пребывает Он, и придет, то да не узрит такой славы Его пришествия! Ибо где теперь тело, если не с Воспринявшим его? Оно не в солнце, как пустословят манихеи, положено, чтобы прославиться бесславием; оно не разлилось и не разложилось в воздухе, как естество голоса и излияние запаха, и полет не останавливающейся молнии. Иначе как объяснить то, что Он был осязаем по воскресении ( Ин.20:27 ) и некогда явится тем, которые Его пронзали ( Ин.19:37 )? Божество Само по Себе невидимо. Но, как думаю, Христос придет, хотя с телом, впрочем, таким, каким явился, или показался, ученикам на горе, когда Божество победило плоть. Но как это говорим в отклонение подозрения, так и следующее пишем в исправление нововведения. Если кто говорит, что плоть сошла с неба, а не от земли и не от нас, да будет он анафема. Ибо слова Писания: вторый человек с небесе, и: яков небесный, тацы же и небесный ( 1Кор.15:47:48 ), и: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий ( Ин.3:13 ), и тому подобные; должно разуметь сказанными по причине соединения с небесным; так же как и сказанное, что все стало Христом ( 1Кор. 8:6 ), и что Христос вселяется в сердца наши ( Еф.3:17 ), относится не к видимому, но к умосозерцаемому в Боге, потому что срастворяются как естества, так и наименования, и переходят одно в другое по закону теснейшего соединения. Если кто понадеялся на человека, не имеющего ума, то он действительно не имеет ума и не достоин быть всецело спасен; ибо невоспринятое не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Все, здесь изложенное, составляло предмет наших академических чтений, с самого вступления нашего на академическую кафедру, – сначала по частям и вне системы, при объяснении отдельных мест Нового Завета, в виде экскурсов, – а в последние годы – в виде систематического обозрения основных понятий Нового Завета. Поправки. (Страницы корпусом, строки петитом и сверху страниц). 3 28 после: взаимоотрицающие – опущено: себя. 4 5 надо: «нового». 2 1– 22 Посланий. 6 19 философа. 20 наиболее. 9 8 вм. к надо: по. 27 «более». 12 39 прим. вм. политичность надо: эгоистичность. 13 8 Дан. 18 11 духе 24 35 дополнить: Ср. 2Пет.3:5–7 , – где Логосу усвояется миротворение и миропромышление, – ср. наше «Бог – Слово и воскресение Христово» стр. 9 сл. 26 13 вм. вражденных надо: враждебных. 33  20 Наполняющего. 38  25 оправдание (. 39  3– 4 последовательное движение... состоящее. 40 25 надо: 10). 27 надо: ( Рим.41   10 приб. Мф.5:48. 45 8 вм. была надо: было. 47 53 вм. Симон надо: Симона. 48 10 вм. оδ надо о. 38 authentici. 44 οκοδομεται. 3 Подпись Вундта на известном послании германских профессоров в защиту зверства Вильгельмовщипы может быть рассматриваема как временное и случайное падение добросовестности научного сознания в узкую политичность национального политиканства. 4 Замечательно в Новом Завете различие терминов γαϑν добро, благо – в нравственно-религиозном смысле и αλν – хорошее, прекрасное – в практическом и эететеческом: Мф.26:10–24 , – 1Кор.7:1,8,26 , – 9:15 др. мн. У греков термины не только не различались строго, но даже объединены были в одном составном слове αλογαϑα. He различаются и в Еврейской Библии и у LXX; евр. перев. и γαϑς и αλς. Столь же примечательно, что русский язык объективную – γαϑν и субъективную – μακαρισμς сторовы Добра обединяет в терминах от одного корня: благо и блаженство. 5 Агнцем, взявшим грех мира ( Ин.1:26–30 , – Деян.8:32 , – иску­пителем людей от суетной (греховно-плотяной и смертной) жизни, переданной от отцов (прародителей согрешивших) своею драгоценною кровью Агнца непорочного и чистого, предназначенного прежде сложения мира, но явившегося в последние времена для людей, уверовав­ших чрез Hero в Бога, воскресившего Его из мертвых и давшего Ему славу, чтобы у них (людей) была вера и упование на Бога ( 1Пет.1:18–21 ). На евр. и греч. жертва значит заклание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Вопрос 46. Кто прежде всех именова Бога на земли. Ответ. Проявлено яко диявол, егда ко Еве глаголаше. что яко рече вам Бог от всякого древа иже в раи, ясти. и не дивися сему, ангел бо сый иногда диявол, имеяше разум паче человека тогда. Вопрос 47. Где хощем глаголати, яко есть рай, овии убо глаголют. яко во Иерусалиме есть. овии же на небесех. Ответ. Ниедин же от обоих истинствует (Богослов сл.2, сл.15, Небеса сл.22) и яко убо во Иерусалиме несть рай, свидетельствует Адам на лобнем месте лежа. Еве же есть, яко не потребен бысть в раи. но изгнан бысть. яко на небесех несть рай, свидетелствует Писание, глаголющее, ( Быт.2:8 , Гранограф гл.100) и насади Бог рай во Едеме на востоцех. учит убо нас, яко от восток всея земли есть рай, отнюдуже и списатели опасни 564 глаголют. яко сего ради вся благовония ароматом на восточнейших землях, рекше индийских странах суть. яко близ места райского суща, якоже финицы мужескаго полу, приближающеся финики женскаго пола дыханием ветреным наюховающе плодоносити творят, тако и от рая ветреным дыханием благовоние исходящее ближнейшая тамошних мест древеса облагоюхавают. Вопрос 48. (Богослов сл.2, сл.15, Небеса сл.22) Тленен ли убо глаголати хощем рай, или нетленен. Ответ. Ниже тленен его глаголем, но сущих в нас садовьях же и плодах согнития и червей творению, ниже паки всячески нетленен по будущему веку нетлению же и необетшанию бывающему. но противо убо сущих в нас плодов же и садовию, всякия тли есть вышши, ( 1Кор.2:9 ) противу же славы будущих благ, ихже око не виде и ухо не слыша, вельми хужши есть и веруется. Вопрос 49. Колико (Чти Синаксарь в неделю сырную) время сотвори Адам в раи. Ответ. Недоведомое отцем вопросил еси ганание 565 , овии бо глаголют шестомесячное время. инии же множае. друзии же толико часов точию, елико Господь на кресте сотвори, мню же се истиннейше быти. Вопрос 50. Что (Богослов сл.2, сл.15,16, Шестоднев гл.5,6) бяше убо древо, от негоже плод снеде Адам. Ответ. Ниже се согласно реша отцы, и в правду, еже бо Божественное Писание волею утаи, никтоже известно рещи возможе. Темже овии убо смоков быти реша плод. инии же духовную пищу. друзии же Евино видение, мнит же ся неким никакоже ясти Адаму в раи. Но убо истинейши есть первое, еже о смокве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

15 . Прежде всего обрати внимание, как Цельс, клевеща и насмехаясь над [учением] о воспламенении мира (το κσμου κπρωσιν), которое разделяют и некоторые весьма рассудительные эллинские философы 66 , желает, чтобы мы, вводя это учение о воспламенении, превратили Бога как бы в повара. Но он не заметил, что очистительный огонь, как считали [и] некоторые эллины (которые, скорее всего, заимствовали это у древнейшего еврейского народа 67 ), охватит мир и, вероятно, всякого, нуждающегося одновременно в наказании и исцелении посредством огня. 68 И этот огонь будет жечь и не сожжет тех, кто не имеет в себе материи для этого огня, но он будет жечь и сожжет тех, кто построил здание из своих дел, слов и мыслей, образно называемое [в Св. Писании] «деревом, сеном или соломой» ( 1Кор.3:12 ). В самом деле, Слово Божие говорит, что Господь, «как огнь расплавляющий и как щелок очищающий» ( Мал.3:2 ) 69 , придет к каждому нуждающемуся, потому что к нему примешалась как бы злая текучая материя, возникшая вследствие порока 70 . Я имею в виду нуждающегося в огне, который расплавляет смешавшихся с «медью, оловом и свинцом» ( Иез.22:18 ). И это каждый желающий может найти у пророка Иезекииля (см. Иез.22:17–22 ). А о том, что мы считаем, что Бог разведет огонь не как повар, но как благодетель тех, кто нуждается в испытании и огне, засвидетельствует и пророк Исайя, у которого написано, что какому-то грешному народу было сказано: «У тебя были огненные угли, чтобы сидеть на них. Они будут тебе в помощь» ( Ис.47:14–15 ). 71 Слово [Божие] домостроительно говорит [здесь], что эти суровые [слова] подходят множеству читателей Св. Писания, чтобы внушить страх [Божий] тем, кто не может каким-то иным образом отвратиться от потока грехов. Но внимательный читатель даже здесь может ясно обнаружить, что наступит конец (τλος) этих суровых и тяжких [испытаний] для страждущих 72 . Достаточно здесь привести [слова] пророка Исайи: «Ради имени Моего покажу тебе гнев Мой, и Славу мою явлю тебе, чтобы не истребить тебя» ( Ис.48:9 ) 73 . Таким образом, мы были вынуждены дать объяснение тому, что не подходит для простых верующих, нуждающихся в более простых выражениях, чтобы не показалось, что мы оставили без ответа обвинения Цельса, который говорит: «Когда Бог, словно повар, разведет огонь» 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010