к Филимону, 20) Епафрас, о котором упоминает апостол Павел ( Кол.4:12–13 ), 21) Архипп, епископ колосский ( Кол.4:17 ), 22) Сила, епископ коринфский ( Деян.15:40–41 ), 23) Силуан, епископ солунский ( 1Пет.5:12 ; 2Кор.1:19 ), 24) Крискент, епископ галатийский ( 2Тим.4:10 ), 25) Крисп, епископ на острове Егине ( Деян.18:8 ), 26) Епинет, 27) Андроник, 28) Стахий, 29) Амплий, 30) Урван, 31) Наркис, 32) Апеллий, 33) Аристовул, 34) Иродион, 35) Руфъ, 36) Асигкрит, 37) Флегонт, 38) Эрм, 39) Патров и 40) Эрмий, о которых упоминает апостол Павел в послании к римлянам ( Рим.16:13–14 ), 41) Агав, пророчествовавший об апостоле Павле ( Деян.21:10–11 ), 42) Лин, после апостола Петра епископ Антиохийский, 44) Гай, 45) Филолог, 46) Лукий, 47) Иасон, 48) Сосипатр, 49) Олимпан, 50) Тертий, 51) Эраст, 52) Куарт, о которых также упоминает апостол Павел в посл. к римлянам ( Рим.16:15–23 ), 53) Онисифор ( 2Тим.1:16 ), 54) Климент, епископ римский ( Флп.4:3 ), 55) Сосфен ( Деян.18:17 ), 56) Аполлос ( Деян.18:24–25 ), 57) Тихик ( Ефес.6:21–22 ). 58) Епафродит (Филипис. XI, 25), 59) Карп ( 2Тим.4:13 ), 60) Кодрат, 61) Марк, он же и Иоанн ( Деян.12:25 ), 62) Зина (Тимоф. III, 13), 63) Аристарх ( Деян.19:29 ), 64) Пуд ( 2Тим4:21 ), 65) Трофим ( Деян.20:4 ), 66) Марко ( Кол.4:10 ), 67) Артема (Тимоф. III, 12), 68) Ахила ( Деян.18:2 ), 69) Фортунат и 70) Ахаик, о которых упоминает апостол Павел в 1 посл. к коринфянам ( 1Кор.16:17 ). Все почти они, как мы отчасти уже указали, были епископами в разных новоустроенных церквах, и все они почти окончили жизнь свою мученически за имя Христово. К ним причисляют иногда и других, потрудившихся в деле проповеди Христовой; например, Дионисия Ареопагита ( Деян.17:34 ), Симеона Нигера (там же Деян.13:1 ), а за ними и Лазаря, воскрешенного Спасителем, и Иосифа Аримафейского, и Никодима, тайного ученика Иисусова, и Гамалиила, учителя апостола Павла, и крещенного Филиппом евнуха, и сотника Корнилия и других. О всех подобных благовестниках выше упомянутый церковный историк Евсевий говорит следующее: «легко усмотришь, что у Спасителя было учеников более семидесяти, если обратим внимание на свидетельство Павла, который говорит, что, по воскресении из мертвых, Спаситель явился сперва Кифе, потом двенадцати апостолам, затем более пятисот братий единою, из коих иные, по его словам, уже умерли, а большая часть еще жили в то время, как он писал это».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мф.27:52 .  и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли Смерть Христа и Воскресение сопровождалось удивительными явлениями не только здесь, на земле, но и в загробном мире. Они были совершенно новы. Если раньше воскресали люди, получая такое же смертное тело, как и прежде, то теперь воскресение походило на Воскресение Самого Христа, святые воскресали с новым, прославленным телом и явились многим в Иерусалиме, хотя, как и Сам Христос, не жили среди них. Кто были эти святые и как они были узнаны, совершенно неизвестно. Мф.27:53 .  и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Апостол Павел говорит, что «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ) и что «Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол.1:18 ). Если бы в Евангелии не было слов «по воскресении Его», то могло бы казаться, что Христос не был «первенцем» и что святые раньше Его воскресли. На этом основании думают, что выражение «по воскресении Его» не было в первоначальном тексте и является позднейшей вставкой, сделанной для соглашения этого известия с вышеприведенными словами апостола Павла. Нам неизвестно в точности, в чем заключалось само явление. Но если, как объяснено выше, тела воскресших святых были подобны Телу Самого Христа, то могли являться в Иерусалиме так же, как и Он, после Его воскресения. Выражение евангелиста «по воскресении Его» нет никаких оснований считать позднейшей и неподлинной вставкой. Можно только думать, что евангелист среди страшных событий как бы предупреждает радость Воскресения и относит события, совершившиеся после, к прежде бывшему времени. Мф.27:54 .  Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. (Ср. Мк.15:39 ; Лк.23:47 .) Упоминание о сотнике показывает, что, кроме распинавших Христа воинов, на месте распятия был еще отряд в сто человек под начальством сотника. Это было вполне естественно и возможно ввиду стечения огромной толпы. Сотники называются по-разному в Новом Завете: κατοντρχος, χης (см. комментарии к Мф.8:5 ), κεντυρ ον (centurio) и ταξαρχος. О сотнике, бывшем при распятии, известно мало. По преданию, он назывался Лонгин, принял после крещение и проповедовал Христа на своей родине в Каппадокии, за что и принял мученическую смерть. И само Лицо Распятого, и «все бывшее» при распятии произвели на него сильное впечатление, и он произнес слова, которые слышал или сам из уст Христа на суде, или от других: «воистину Он был Сын Божий». Но если во время смерти Христа и последовавшего за ней или во время нее землетрясения сотник принужден был оставаться с воинами на Голгофе, то другие, оставив все свои насмешки и издевательства, начали быстро расходиться по домам от страшного голгофского зрелища, ударяя себя в грудь ( Лк.23:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

От души советую вам г. Б., бросить душепагубный раскол и не вступать в бесполезные прения для защиты его. Глава Церкви, Господь Иисус Христос, да отнимет от вас дух празднословия и прекословия и да просветит вас светом истины, до сих пор не узнаваемой вами. 34. Опыт злоупотребления словами Св. Писания Кому не известно, что апостол Павел, как предназначенный быть апостолом язычников, больше прочих апостолов и с большим успехом, чем каждый из них, потрудился в распространении среди язычников Евангелия? Кому также не известно, что никто из апостолов не оставил после себя столько письменных памятников проповеднической деятельности, сколько апостол Павел? От него дошло до нас 14 посланий, почти ежедневно читаемых на литургии. И какие драгоценные послания! На них, после Евангелия, зиждется все христианское богословие. В них евангельское учение нашло себе лучшее истолкование, так что, по справедливому выражению св. Златоуста, уста Павла поистине суть уста Христовы. Но, к сожалению, как учение Христа Спасителя подвергалось и подвергается превратным толкованиям со стороны невежд, еретиков и изуверов 24 , так и учение апостола Павла не избежало подобной участи. Уже при жизни его, как видно из свидетельства св. апостола Петра, невежествующие и неутвержденные в вере, к собственной своей погибели, превращали (т. е. превратно понимали) слова св. Павла ( 2Пет.3:15–16 ). Поводом к невежественному и несогласному с учением Веры разумению слов апостола могла служить высота и глубина выражаемых в них истин и многозначительная сжатость выражения. Апостол Петр не сказывает, какие именно места в посланиях ап. Павла были превращаемы невеждами и неутвержденными в вере; зато нам известны опыты позднейших кривотолкований его посланий. Так одни из кривотолков в словах апостола о Христе, Который, по соединению в Его лице божеской и человеческой природы чрез воплощение от Духа Свята и Девы Марии, – есть Господь с небесе и человек небесный ( 1Кор.15:47–48 ), – думали видеть подтверждение своему лжеучению, будто Иисус Христос не заимствовал плоти Своей от Пресвятой Девы Марии, а только прошел сквозь нее, как чрез канал, с телом тончайшим, принесенным с неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Таинство крещения есть дверь в христианскую Церковь . Подобно многим своим предшественникам Толстой отвергает крещение детей. «В крещении младенцев, – пишет в своем «Ответе» Св. Синоду, – вижу явное извращение всего того смысла, который могло иметь крещение для взрослых, сознательно принимающих христианство » 22 . Что касается Св. Писания, то мы должны сознаться, что в нем нет такого места, в котором было бы ясно сказано: «крестите младенцев». Но зато в Писании нет и запрещения крестить их. В словах Ев.: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ), может показаться на первый взгляд, как будто содержится повеление научить народы прежде, чем крестить их, и, в таком случае, конечно, исключается младенческое крещение. Но в подлинном тексте приведенное место читается несколько иначе: «делайте все народы Моими учениками 23 , крестяще их... и учаще содержать все, что Я заповедал вам». Здесь, следовательно, дано повеление апостолам – приобретать народы в число учеников Христовых и пользоваться для этого двумя средствами: крещением и учением. Если, таким образом, придавать особое значение порядку, в каком здесь перечисляются различные установления, то разбираемое место свидетельствует не против, а в пользу крещения детей, так как на первом месте поставлено крещение, а научение – на втором. В Д. Ап. довольно таких мест, в которых говорится о крещении целых семейств ( Деян.16:15, 33, 18:8 ; ср. 1Кор.1:16 ). Но особого внимания заслуживает ( Деян.8:9–13 ). Здесь говорится о том, как Симону Магу внимали в Самарии все, от малого до большого, а затем, когда поверили Филиппу, то крестились и мужчины и женщины. Справедливо думать, что как в крещеных семействах находились вместе с взрослыми и дети, так и в Самарии от руки Филиппа крестились и те малые, которые дотоле внимали Симону. – Толстой берет интеллектуальную мерку, определяющую достоинство человека, хотящего принять христианскую веру, и ошибается. Что малые дети не понимают крещения, пусть так; но много ли смыслят они о царстве Божием? И, однако, его обетовал им Сам Христос ( Мк.10:15–16 ; Лк.9:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Что за нелепость! Единым является по природе Сын, как отцы соборно разъяснили, а именно по Божеству, не свойствами. Сказав об одном, он показал единую природу, но три, в свою очередь, показал ипостаси. Латинянин. Говорит Христос: Всё, что имеет Отец, есть Моё ( Ин. 16:15 ). Разве не так? Христианин. Да, это так, но кроме рождения. Латинянин. Если кто не имеет Духа Христова, – как говорит апостол, – «Он и не Отца» (ср. Рим. 1:9 )? Христианин. Да, то, чем обладает Сын, принадлежит Отцу, и то, чем обладает Отец, принадлежит Сыну, за исключением свойств. Латинянин. После воскресения Христос дунул в лица учеников и сказал им: Приимите Дух Святой ( Ин. 20:22 ). Он сказал, а ты что скажешь? Христианин. Мы же в ответ скажем, что это ясно относилось к апостольским дарованиям дара Духа; не сущность, а энергию Он преподал 47 . Посмотри же, что говорит Пётр после этого: Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил его на нас (ср. Деян. 2:33 ). Латинянин. А что же вы скажете о чистилище? 48 Христианин. Что такое чистилище, и из какого Писания вы услышали о нём? Латинянин. От Павла, говорящего, что огнём испытываются: Если у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасётся, но так, как бы из огня ( 1Кор. 3:15 ). Христианин. Поистине, он бесконечно наказывается. Латинянин. Мы говорим так, что если кто согрешил, пойдёт исповедуется и получит епитимию соответственно греху, и, вдруг умрёт, не отработав епитимию, бросают его ангелы во огнь очищающий, то есть в ту огненную реку, пока он не выполнит оставшийся срок, который получил от духовника, будучи не в силах выполнить из-за преждевременной и скорой смерти. И после исполнения оставшегося срока, как сказано, выходит в итоге чистым в ту вечную жизнь. Веруете ли и вы, что это так, или нет? Христианин. Мы не только не принимаем этого, но и предаём анафеме, как и отцы, соборно: Итак, вы заблуждаетесь, – согласно Господнему гласу, – не зная ни Писания, ни силы Божией ( Мф. 22:29 ). Так вот, если мы скажем, что имеет конец наказание, то, очевидно, имеет конец и наслаждение праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

32 Воскресных, Евангелий 11 (одно от Матфея, два от Марка, 3 от Луки и 5 от Иоанна). Начинаясь от недели всех святых, ряд их продолжается в следующие недели, потом повторяется несколько раз в продолжение года. 33 Неделя 32 (о Закхее) должна непосрадственно предшествовать недели о мытаре и Фарисее, относящейся уже к постной Триоди. Если после недели, следующей за Богоявлением, до начала Триоди останется несколько недель, то Еванг. чтения недель 31, 30, а иногда и 29-й, повторяются. 34 В Малороссии есть древний обычай, во дни великого поста закрывать местные иконы другими, изображающими страсти Господни и скорбь Богоматери. 35 В синаксаре на сей день пишется, что для молитв Церкви, совершенных к 1-й седмице в. Поста, прощен был и бывший гонитель икон Имп. Феофил, пред смертию раскаявшийся в своем заблуждении. 36 Кроме повечерия против понедельника, на коем читается особенный канон Пророкам–древним подвижникам, на прочих читаются каноны тем святым, коих память приходит в субботу Лазареву и следующие за нею дни; (до нед. Фоминой). 38 В первых двух днях – на богослужении 1-го часа, и в последнем – по окончании всех часов дневных; после чего крест взимается и относится в алтарь. 41 Каждый день бывает три великих чтения (на 3, 6 и 9 часу), и все четыре Евангелия прочитываются в девять чтений. 42 В В понедельник, в церк. песнях, есть еще воспоминание Иосифа, проданного своими братьями, как прообраза Христова. 45 В древности, пред литургиею вел. субботы, были крещаемы оглашенные, потому, вместо трисвятого, поется на ней «Елицы во Христа креститеся» и пр. 47 Читаются канон Иисусу Христу, Богоматери, Ангелу Хранителю и канон дневной (напр. Предтече – во вторник, Апостолам – в четверг). Для больных есть кратчайшие молитвы. 48 По сей причине Диакон посвящается и на литургии преждеосвященной, но Пресвитер и Архиерей – только на совершенной литургии. 51 Апостол: 2-й. Римл. 15:1–7. 3-й. 1Кор. 12:27–13:8. 4-й. 2Кор. 6:16–7:1. 5-й. 2Кор 1:8–11. 6-й. Гал. 5:22–6:2. 7-й. 1Сол. 5:14–23. 52

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

3 . Услышав все это, душа познает, что не имеет ничего собственного, но что все принадлежит Господу, прекрасному и пригожему Жениху. Всем сердцем поняв благосклонность, любовь и (добрую) волю, проявленные к ней (Господом), отвечает (Ему): «Вот, Господи, вот тело непорочное и душа чистая; обними меня всю, защищаемую десницей ( Песн. 2:6 ) Твоей и обретающую покой на груди Твоей». И Господь являет Себя душе в двух ликах: в язвах Своих и в славе Света Своего. Душа зрит и страсти (Господни), которые Он претерпел ради нее, и преосиянную славу Божественного Света Его; она преображается в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа ( 2Кор. 3:18 ), преуспеяет соответственно обоим ликам (Христа): соответственно лику страсти (Его) и соответственно лику славного Света (Его); в некотором роде она забывает (даже о собственной) природе, (целиком) охваченная Богом, слившись И смешавшись с Небесным Человеком ( 1Кор. 15:47–48 ) и со Святым Духом и сама став духом. Ведь как некий нищий, весьма нуждающийся и бродящий от двери к двери в поисках дневного пропитания ( Иак. 2:15 ), а затем сразу и внезапно ставший царем, обретя благоденствие, забывает прежнюю нищету, так и душа, обогатившаяся богатством небесным, уже не вспоминает о своей прежней бедности. Ибо если Христос, будучи по естеству образом Божиим, забыл в некотором роде (Свое Божественное) достоинство, приняв образ раба и сделавшись подобным человекам ( Флп. 2:6–7 ), то тем более душа, приняв в себя сущность, силу и естество Божии, забывает о своем прежнем безобразии. 4 . Поэтому будем взывать к Господу и ожидать, что Он, по (Своей) любви (к нам), явится и отныне освободит нас от мрака, чтобы таким образом при Воскресении и (наше) немощное тело просветилось светом, сущим в душе, и сопрославилось с душой. Господь близок ( Флп. 4:5 ) нам, если мы взыскуем Его искренним сердцем. Ведь всякий, внимающий (этим) словам, пусть уповает на то, что он принимает Слово, сущее в ипостаси, и научается от Него всякой правде. Виждь же ты, уповающий быть наследником Божиим и смешать (свою) душу с Духом Господним, какое житие и какую святость жизни должно воспринять тебе, к какому образу бытия обратиться и как вести себя. Ибо все это ты должен делать и являть, насколько то в твоих силах. Аминь. Поучение 4. О небесном состоянии христиан

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

45 Здесь речь об исследовании самих пророков, к какому именно времени относятся предрекаемые ими события: такое исследование ни у одного пророка не видно так ясно, как у Даниила. 46 Вопрос, почему умолчано здесь о Данииле, принадлежит, собственно, к изъяснению книги Сираха. Он умалчивает и об Ездре, об Иове, под именем которых также известны канонические книги; умалчивает и о многих древних праведниках (Мельхисидеке). Видно, что он не предположил делать подобный и полный очерк древних пророков. 47 Боговдохновенен человек, в котором глаголет Дух Святой; а на сколько кто говорит или пишет вне влияния Св. Духа, он простой писатель. В чем же степени? То, что под вдохновляющим влиянием Св. Духа избранный Его орган является или в состоянии духовного восхищения или в близости к обыкновенному порядку духовной жизни, – это никак не указывает на разные степени вдохновения; этим выражается только то, что Дух Св. осеняет избранного или со стороны обыкновенного порядка жизни духовной, или со стороны чрез­вычайной. У апост. Павла первое из Боговдохновенных состояний представляется как состояние ума, другое – как состояние духа ( 1Кор.14:15 ): этим объясняется, что Дух Св. осеняет, вдохновляет и движет или те силы человека, которыми он действует в общедоступной сфере, или силы, выступающие из этой сферы. Здесь не степени, а только видоизменения Боговдохновенности. 48 По этому мнению, Даниил говорит в Дан.1:1,2 о решительном низложении Иоакима. Это было ужо в 7-й год царствования Навуходоносора. Между тем по Данииловой книге, спустя три года после сего, следовал только еще дру­гой год царя Навуходоносора. 49 Ибо жены его были на пире, а эта со вне вошла в пиршествующую комнату, и стала говорить, как очевидица минувшего. 50 Замечательно, что в другом сочинении Евсевий – prae paralio Evangel, – цитирует место это, опуская сии слова. Видно, что он не много дорожил ими, согласно, без сомнения, с маловниманием древности к имени древнейшего царя – Дария. Этим и объясняется малоупотребительность этого имени в древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

I Удовлетворение правосудию Божию Иисусом Христом соответствует а) качеству и b) мере преступления. а) В преступлении первого человека заключались 1) нарушение воли Божией, выражением которой служила данная ему заповедь, и 2) оскорбление Бога, ибо человек хотел быть равным Ему и не воздал Ему подобающей славы, как Всевысочайшему своему Творцу, Господу и Благодетелю. Посему и удовлетворение должно было состоять в совершенном исполнении закона и очистительной жертве за грех . А потому 1) Искупитель был под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем ( Гал.4:5,6 ). Он оказал послушание, к которому не был обязан, как Сын Божий, как Высочайший и Независимый, и потому оно вменяется в заслугу человечеству. 2) Отец Небесный не ведевшаго греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о нем ( 2Кор.5:21 ). Иисуса Христа предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды своея, за отпущение прежде бывших грехов ( Рим.3:25 ). Он принес жертву, к которой не был обязан, как безгрешный, в вознаграждении за которую Он не имеет нужды, как Вседовольный и всеблаженный, и потому обилие плодов ее изливается на человечество. b) В первом человеке вси согрешиша ( Рим.3:23 ), в грехе первого человека, как в семени, заключались все грехи всех племен последующих, потому жертва Иисуса Христа должна простираться на всех людей, на все грехи человеков и на все времена. Жертва, принесенная Им, действительно есть 1) жертва удовлетворительная за всех людей. Ап. Павел ( Рим.8:32 ) говорит: Бог Сына своего не пощаде, но за нас всех предал есть его. Сие распространение искупления на весь род человеческий Св. Писание объясняет чрез сравнение Иисуса Христа с Адамом . Как с Адамом все подверглись проклятию, потому что все суть с ним едино πо естественному от него происхождению, так все верующие сделались причастными искупления, совершенного Иисусом Христом чрез Его страдание и смерть; потому что все суть с Ним едино чрез веру в Него и подражание Ему. Якоже единого прегрешением во вся человеки вниде осуждение, такожде и единого оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни ( Рим.5:18 ). В сем смысле Иисус Христос называется Адамом последним, человеком вторым, небесным ( 1Кор.15:47,48 ), и, как родоначальник нового духовного племени, ( Евр.2:11 ) не стыдится нарицать человеков своею братиею. 2) Жертва, удовлетворительная за все грехи Ап. Иоанн ( 1Ин.1:7 ) говорит, что кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает нас от всякого греха, а посему, как пишет Ап. Павел ( Рим. 8:1 ), ни едино ныне осуждение сущим о Христе Иисусе. 3) Жертва, сила которой простирается на все времена; почему Иисус Христос ( Откр.13:8 ) называется Агнцем заколенным от сложения мира, и ( Евр.10:14 ) Апостол говорит, что Он единем приношением совершил есть во веки освящаемых.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Вопрос. Не запрещает ли вторая заповедь икон? Ответ. Запрещает боготворить их, но не запрещает почитать, как изображения священные, и употреблять их для благоговейного воспоминания дел Божиих и Святых Его, ибо в сем случае иконы суть книги, написанные, вместо букв, лицами и вещами. См. Григорий Великий Письма, кн. 9. Письмо 9 к Серен. Епископу». 192 В учении о четвертой заповеди, при объяснении того, что разумеется под именем седьмого дня или субботы в христианской Церкви, добавлено: «(кроме воскресного дня и другие) во славу Божию и в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых (установленные праздники и посты). См. Православное Исповедание, ч. 3. вопрос 60. ч. 1; вопрос 88». 193 В учении о пятой заповеди вопрос: «как должно разуметь то, что почитающим родителей в заповеди обещается долголетность (или, как в изданиях 1823–1824 годов: «продолжение дней»)? с ответом на него изменен и дополнен следующим образом: «Вопрос. Для чего преимущественно к заповеди о почитании родителей присоединено обещание благополучия и долголетней жизни? Ответ. Для того чтобы очевидною наградой сильнее побудить к исполнению такой заповеди, на которой утверждается порядок семейственной, а потом и всякой общественной жизни. Вопрос. Каким образом исполняется оное обещание? Ответ. Примеры древних патриархов или праотцов показывают, что Бог дает особенную силу благословению родителей. См. Быт. гл. 27. Благословение отчее утверждает домы чад. Сир.3:9 . Бог по премудрому и праведному Своему провидению особенно хранит жизнь и устрояет благополучие почитающих родителей на земле; к совершенному же награждению совершенной добродетели дарует бессмертную и блаженную жизнь в отечестве небесном». 194 бб) Новые доказательства из Священного Писания приведены в конце статьи о Браке (из 1Кор.7:8–9,32–33:38 ); 195 в учении о двенадцатом члене (из Мк.9:47–48 ), 196 в конце учения о пятом прошении Молитвы Господней (из Мф.5:23–24 и Рим.12:18 ); 197 в учении о пятой заповеди (о почтении к Государю, из 1Пет.2:17 ); 198 в учении о десятой заповеди (из Притч.15:26 ); 199 из писаний Св. Отец: в учении о первой заповеди (из писаний св. Василия Великого , Григория Богослова и Кирилла Иерусалимского ); 200 в учении о пятой заповеди (из писаний св. Иоанна Дамаскина ) 201 и некоторые другие. Кроме того, в учении о пятом члене в подтверждение истины определения ада, как духовной темницы, сделана ссылка на Октоих гл. 5, стихиры 2, 4. 202 г) Наконец, что касается прибавлений для готовящихся или принадлежащих к военному званию, то поскольку они не стояли в связи с обстоятельствами и отношениями 1824–1827 годов, быв прямым последствием Высочайшего повеления 14 августа 1826 года, 203 мы их до времени оставим в стороне, а теперь перейдем к Краткому катехизису с Священной Историей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010