Интереснее всего изображение ангелов Сына и Духа. Крылья этих ангелов очень тонко и аккуратно, скажем даже - филигранно, и в то же время незаметно (!), разделены копием Сына. Они не перекрываются и не пересекаются. Разделены и крылья - и нимб Духа, который тонко, еле заметно, отделен копием или же тростью. Этим и выражено догматическое определение, Дух от Сына не исходит. У Сына и Духа нет дополнительного взаимного отношения! Еще многое можно сказать об этой иконе, о позах, цветовых решениях, пропорциях. Это не наша цель. Мы хотели лишь указать на догматический язык иконы, который никто не понимает, что крайне прискорбно. И действительно, за десятки лет изучения иконописи мы не встретили ни одного списка с Троицы, где был бы правильно передан догматический язык прп. Андрея Рублева. Вот это удивляет! Вот что значит - потеряна Традиция! Утрачен сам таинственный язык. Итак, икона - это символ нашей веры и наше догматическое исповедание. Тысячи святых отдали свои жизни и приняли мученическую кончину за Троичный догмат нашей веры. А мы даже не понимаем, о чем писал в своем трактате прп. Андрей. Давайте совершать наше спасение " ...со страхом и трепетом... " , а не с дерзким доверием уму и научным авторитетам.   + Комментарии Всего комментариев: 21 2019/06/17, 18:09:54 +++Сияние Пресвятой Троицы Истины,Любви и Софии++ + " Ибо три свидетельствуют на небе: Отец,Слово и Святый Дух;и Сии три суть едина " .(1Иоан.5:7). Святые Андрей ЖивоПремудрописец,Авраам,Иоанне Креститель,Апостолы Иоанн,Петр и Иаков,Сергий Радонежский,Александр Свирский и Собор Новомучеников и Исповедников Российских 20 века,молите Пресвятую Троицу Истины,Софии и Любви о Её полном Православном Уразумении. Как-то даже страшно по недостоинству касаться столь всевысокой и всепречистой темы Божией. Приходит последнее время подытоживать почти всю Мистическую Священную Историю Мира. И одну из первейших и главнейших её загадок-Тайну Пресвятой просветительнее и спасительнее её ничего нет,не было и не будет в Премудрой Библии,а значит в Святой Церкви Божией и во всём мироздании.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=99...

Итак, если желаем мы сохранить благодать, полученную нами в крещении – сей дар и залог нашего спасения, то во все течение жизни своей мы должны, яко добрые воины Христовы, прияв в десницу меч слова Божия, а в шуйцу щит веры, возложив на главу шлем спасения, оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира, не утомимо сражаться с сими врагами нашими, да тако возможем вся стрелы лукавого разжженные угасити ( Еф. 6, 14–17 ), умереть миру и распять плоть свою со страстьми и похотьми ( Гал. 5:24 ), и вся содеявше, наконец стати противу кознем диавольским ( Еф. 6:11 ). Блюдемся убо, братия, непрестанно, блюдемся, да лукавый не нападет на нас внезапу и да не поразит нас неожиданно: ибо того, кто блюдет себя, – лукавый, по свидетельству тайновидца Иоанна, боится сам и не прикасается ему ( 1Иоан. 5:18 ); блюдемся до конца жизни, и верно исполним обеты, произнесенные нами при купели крещения, дабы каждый из нас при кончине своей мог с апостолом Павлом сказать: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох; прочее соблюдается ми венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия ( 2Тим. 4:7:8 ). С другой стороны, самое звание христиан, которое мы носим на себе, не налагает ли на нас священной обязанности подвизаться в делах благочестия? Ибо спросим себя: кто мы? – Род избран, царское священие, язык свят, люди обновления ( 1Петр. 2:9 ). А посему мы, как род ибранный из всех племен, яже под небесем, в похвалу и славу благодати, должны оправдывать наше избрание добрыми делами, отличающими нас от всех других, и сих последних возбуждающими к прославлению Господа, в нас действующего, согласно с повелением небесного Учителя: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех ( Матф. 5:16 ); как язык святый и совершенный, не должны обезображивать себя гнусностию пороков, но должны усовершаться более и более и приближаться к своему высочайшему Первообразу, по увещанию Апостола в Апокалипсисе: праведный правду да творит еще, и святый да святится еще ( Апок. 22:11 ); как люди обновления, должны совлекаться ветхого человека с деяньми его, и облекатся в нового, обновляемого в разум, по образу создавшего его ( Кол. 3:9:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Конечно, этот свет всегда пробивается через толщу человеческого греха — и когда мы решаемся «ходить во свете, подобно как Он во свете» (1Иоан.1:7), мы сразу же спотыкаемся о самих себя. Слишком трудно идти против течения этого мира, который учит вражде и ненависти, слишком много тьмы обнаруживается и в своем собственном сердце. Но мы не оставлены на самих себя — Бог не устает прощать и спасать, и когда мы ищем Его помощи и руководства, мы всегда ее получаем. Поэтому важно не то, можем ли мы — не можем — а то, хотим ли мы. Если хотим — Бог поможет нам исполнить Его волю. Поэтому в каждой ситуации, в которой мы оказались, стоит задаться вопросом — как мы можем исполнить повеление Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:34,35) В эти дни доводится читать много комментариев о гонениях, которые претерпевает Украинская Православная Церковь. В интернете на нее изливается много злобы со стороны украинских националистов — да и просто несчастных, страдающих, озлобленных людей, которым подсунули удобный предмет для ярости и ненависти. Но негативные комментарии приходят и с нашей стороны. Украинским верующим ставят в вину то, что они прекратили поминать Патриарха Кирилла и вообще подчеркивают, что больше не связаны с Москвой. Сам Патриарх — и на это стоит обратить внимание — реагирует очень и очень сдержанно, мы не слышим от него каких-то резких и категоричных оценок. Только призывы ко всем, кто может его услышать — церковным и политическим лидерам мира — возвысить голос в защиту гонимой Украинской Церкви. Было бы очень хорошо, если бы и все мы придерживались принципа «не навреди», и следовали, в этом отношении, линии священноначалия. Но увы — довольно многие комментаторы высказывают в адрес украинских епископов обвинения в расколе. Раскол — действительно великое зло и грех, и, если подходить чисто формально, такое обвинение можно было бы выдвинуть. Вопрос в том, а нужно ли его выдвигать.

http://radonezh.ru/2023/04/18/lyubov-boz...

Мессиею признавали Иисуса лучшие из современников Его, озаренные откровением . Таковы были восточные волхвы (Мат. 2, 1) и пастыри вифлеемские ( Лук. 2, 10. 11 ). Захария зрел духом в сыне своем предтечу Мессии и говорил, что он даст уразуметь народу спасение во оставление грехов ( Лук. 1, 76 – 79 ). Праведному Симеону обещано было, что Он не увидит смерти до-толе, пока не увидит Христа Господня, и он увидав Иисуса, возрадовался о Нем, как о свете для язычников, как о славе израиля, а вместе нарек Его каменем преткновения для многих, предметом лютой скорби для матери ( Лук. 2, 26 – 38 ). Иоанн предтеча именовал Иисуса агнцем вземлющим грехи мира (Иоа. 1. 32–34. Мат. 21, 25). Иудеи соединяли с именем Мессии понятие о царе земном, который должен восстановить политическое значение народа Божия (Иоа. 6, 14. 15. Мат. 21, 8. 9) и если будет вместе и великим пророком – учителем; то только для иудеев . Такое понятие о Мессия разделяли с прочими и приближенные к Иисису ученики, прежде нежели они были просвещены духом Божиим (Мат. 20, 20, 21· Лук. 24, 21 Деян. 1, 6 ). Но это несправедливое понятие обличал в народе и учениках и Сам Иисус Христос ( Лук. 17, 20. 21; 13, 29 . Иоан. 6, 15. 18. 36–38. 10. 16. 4, 24 . Мат. 21. 43). Особенно же утешитель Дух истины, когда избранные Христовы мало по малу сделались способными носить тайны Иисусовы, вполне открыл им, и чрез них всем людям, славу сына человеческаго, указал в Иисусе Спасителя, предназначенного не для одних иудеев, по и для язычников, царя не земного, а вечного. И в учении апостолов имя Мессии – Иисуса стало после того именем единственного просветителя и Спасителя мира ( φς χοσμο, σωτρ). ( . Пет. 1, 11. Иоан. 5, 1 . Иоан. 20, 31 ) 76 II. О лице Иисуса Христа § 177. Нужда и содержание учения   Когда откровение показало во Иисусе определенного Отцем небесным Искупителя мира: то не должен ли человек -грешник обратиться со всем своим вниманием к сему единственному Спасителю, дарованному для человеков и рассмотреть: кто сей Иисус сам в себе? Св. апостолы показали нам, что христианину необходимо нужно иметь верное ведение о лице Христа Иисуса ( 1Иоан. 4, 2. 3. 2 Иоан. ст. 7. 2Петр. 2 , и).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Он погубил и душу и тело наше: он сделал нас по природе чадами гнева, мертвыми по преступлениям нашим ( Еф. 2: 3 ); Адамов грех сделал нас чрез всю жизнь рабами диавола ( Евр. 3: 14–15 ), по воле которого люди жили ( Еф. 2: 2 ), ненавидя друг друга ( 1Иоан. 3: 8–10 ); он разлучал нас с Богом, убив в нас веру и любовь к Нему, сделав нас врагами Бога ( Рим. 5: 10 ); он явился причиною страданий всего рода человеческого здесь, на земле, и многих там за гробом. Христос пострадал за всех людей, за грехи всего мира, но спасаются только те, кто очистится от первородного греха, для чего Он и установил крещение, которое «спасает нас воскресением Иисуса Христа“ ( 1Петр. 3: 21 ). А так как и теперь все дети рождаются с первородным грехом, ибо и теперь, вследствие навсегда поврежденной природы своей, все люди умирают ( Рим. 6: 23 ), то, чтобы освободить детей от этого всеобщего греха, с которым никто не может войти в царство небесное ( Откр. 21: 27 ), необходимо крестить и их, детей, чтобы они «омылись, освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего“ ( 1Кор. 6: 11 ); иначе они погибнут навсегда для вечной жизни. I 1) Сектант (духоборы и молокане): Никакого крещения водою не нужно: под водою в крещении нужно разуметь учение Христа: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во веки, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную“ ( Иоан. 4: 13–14 ). Объяснения православного: Под водою в приведенном месте должно разуметь благодать Св. Духа, что видно из подобного же места того же евангелиста Иоанна (7: 38). Но если под водою в духовном смысле разуметь учение Христа и веру в Него, то отсюда вовсе не будет значить, что не нужно водного крещения: учение и вера – одно дело, а крещение водою совсем другое, почему Спаситель и говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“ ( Мф. 28: 19 ). «Кто будет веровать и крестится, спасен будет“ ( Мр. 16: 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Он сам безвозвратно погибнет. Феодорит и Иероним видят здесь пророчество об антихристе, а Ефрем Сирин об Антиохе Епифане. Толковники, вслед за блл. Феодоритом и Иеронимом, относили предвозвещаемыя в 11 главе войны между „северными и южными“ царями к войнам преемников Александра Македонскаго: царей Сирийских и Египетских, с наиболее типичным по злобе к „царству святых“ Антиохом Епифаном. Но, сообразно характеру всех откровений, особ. 7 – 8 и 12 глав, а также и отдельным замечаниям (напр. 37 – 45 и др. стт.) бл. Феодорита и Иеронима, можно видеть здесь указания и на более отдаленные времена и отдаленных представителей царства зла и враждебного семени змия с антихристом и его разными „предтечами“ ( 1Иоан. 2, 18 – 3, 10 . 2Сол. 2, 3 – 4 . Апок. 13, 6 – 8 ) или „прообразами“, по наименованию бл. Феодорита. Постоянные „брани и слышания бранем“, упоминаемыя здесь в каждом стихе, переносят взоры христиан к таковым же „браням“, предвозвещаемым Христом, как предвестникам конца мира и второго пришествия Его ( Матф. 24, 6 ). Поэтому и в виду разногласия древних авторитетных толковников: Ефрема Сир., блл. Феодорита и Иеронима в определении имен Сирийских, Египетских и иных царей, к коим прилагаются ими пророчества сей главы, мы этих имен и не указывали, кроме Антиоха Епифана. Подробно они указываются в Толковой Библии (VII, 69 – 75 стр.), а также в творениях Феодорита, Ефрема Сир. и Иеронима, существующих в русском переводе. Из иностранных можем отметить: Knabenbauer. Com. in. Daniel. 287 – 315 рр. Здесь все подробно указывается и не только древния, но и новыя мнения излагаются. Желающие могут найти в этих трудах все нужные им ответы. А мы остаемся лишь при тойже „скромности“, которою заканчивали книгу пророка Иезекииля (155 стр. прим.): не все еще исполнилось в этом пророчестве, а многое и премногое ждет своего исполнения пред вторым пришествием Христа и всеобщим воскресением мертвых, предвозвещаемым в след. главе, начинаемой непосредственно словами: „в то время“ и соединяемой хронологически с настоящей 11 главой. Здесь, по нашему мнению, предначертывается „путь зла“ и семени змия ( Быт. 3, 15 ) во взаимных отношениях его членов между собою (постоянные войны) и к Царству Божию ветхозаветной и новозаветной Церкви Божией. Это семя „падет и некому избавить его“ (45 ст.) – вот его последний удел, а члены царства Божия – „воскреснутъ“ (12, 1 – 2). Вот что лишь несомненно и ясно предвозвещено в настоящей главе, а все детали и эпизоды безпрерывных войн разных северных и южных царей, без ясного руководства со стороны пророка, останутся лишь предметом гаданий и пререканий для толковников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Предостерегая нас от молитвы за ближних, неугодной Богу и бесплодной для них, св. апостол Иоанн Богослов дает нам другую заповедь: «если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин. 5, 16 ). Но все, умершие с истинным раскаянием, свободны от смертного греха уже по тому одному, что они раскаялись: «ибо грех к смерти есть (говорят отцы 7 Вселенского собора), когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают и жестоковыйно (упорно) восстают на благочестие и истину… В таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрязвятся от своего грехопадения» (правило 5). Следовательно, все умершие с истинным покаянием, хотя бы прежде и находились в смертных грехах, а тем более, если не находились, – принадлежат к числу тех ближних наших, за которых нам заповедано молиться без всякого сомнения и колебания. По этой заповеди апостольской, одни умершие в смертных грехах, в нераскаянности и вне общения с церковью, не удостаиваются её молитв. По учению апостольскому, молитвы наши за ближних могут быть для них вообще благотворны далее в нравственном отношении, в особенности «много может усиленная молитва праведного» ( Иак. 5, 16 ), и, в частности, наши молитвы за братии, не находящихся в смертном грехе, могут подавать им жизнь ( 1Иоан. 5, 16 ). Следовательно, хотя мы не понимаем, каким образом действуют наши молитвы на ближних наших, пока они находятся еще в настоящей жизни, тем не менее молитвы наши действенны и спасительны для них. Точно так же; не постигая и того, как могут действовать наши молитвы на братии наших, скончавшихся с истинным покаянием, мы не вправе сомневаться в действительности и спасительности для них этих молитв. «Если чего попросите во имя Мое, – говорит Христос Спаситель, – то Я сделаю» ( Ин. 14, 14 ). Итак, всякая наша молитва к Богу, а следовательно, и молитва за ближних, как живых, так и умерших, может быть сильна и действенна только тогда, когда возносится во имя Господа Иисуса, который есть «единый посредник между Богом и человеками» ( 1Тим. 2, 5 ). Иисус Христос примирил нас с Богом и искупил от всякого греха, когда принес ему на крест в умилостивительную жертву Самого Себя – собственное тело и собственную кровь ( Евр. 9:14–26, 10:10 ); и в таинстве Евхаристии доселе приносится Богу та же самая умилостивительная жертва, преломляется то же самое честное тело нашего Искупителя «за жизнь мира» ( Ин. 6, 51 ) и проливается та же самая честная кровь Его во оставление грехов ( Мф. 26:28 ; Лк. 22, 19–20 ). Следовательно, если когда наша молитва как за живых, так равно и за умерших братии наших, может быть угодна Богу и благотворна для них, то, преимущественно, в то время, когда она бывает соединена с приношением за них бескровной умилостивительной жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Таковые, по учению Апостола, живут по духу, а не по плоти 93 , свободны от закона греха и смерти, т. е. от осуждение на смерть за грехи, приобретают праведность и оправдание, примиряются с Богом, будут жить не только духом, но воскреснут и тела их, получат славу, в сравнении с которой временные страдания ничего не стоят; как любящим Бога, им все содействует ко благу, Бог дарует им все, и ничто не может отлучить их от любви Божией во Христе Иисусе. Это сказано в 8-й гл. послания к Римлянам, в которой с удивительною краткостью изображено все дело спасения, со всеми его плодами, как само в себе, так и осуществляемое в каждом человеке. В послании к Ефесянам тот же Апостол молит Бога, чтобы Христос вселился верою в сердца людей, для того, чтобы они, укореняясь и утверждаясь в любви, могли уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы исполниться всей полнотой Божией ( Еф. 3:17–19 ); убеждает Ефесян, чтобы они подражали Богу, как чада возлюбленные, чтобы жили в любви, подобно Христу, возлюбившему нас и предавшему Себя за нас в жертву Богу (5:1, 2), дабы наконец каждому сделаться мужем совершенным и прийти в меру полного возраста Христова (4, 13). При этом, по словам Апостола, грубые пороки, папр., блуд и любостяжание, препятствующие получить наследие в царстве Христовом, у христиан, как людей святых, не должны даже и именоваться (5, 3–5). У другого Апостола читаем: всякий любящий рожден от Бога ( 1Иоан. 4:7 ), – любящий Бога и брата (ст. 19–21). Там же читаем, что пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (ст. 16) Какая любовь здесь разумеется? Подобная той, которою Бог возлюбил людей, не любивших Его, и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (ст. 10. 11), любовь совершенная, которая состоит в том, что мы поступаем в мире сем, как Бог. Только такая любовь даст нам дерзновение в день суда (ст. 17), т. е. послужит к нашему прославлению и доставит вечную блаженную жизнь или царство небесное, которое будет дано в удел праведникам на страшном суде ( Мф. 25:34, 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

По учению Спасителя, Иисуса Христа, предназначение земной жизни человека состоит в том, чтобы получить спасение своей души и достичь вечного блаженства в Царстве Небесном. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» ( Матф.6:33 ). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ( 1Иоан.2:15–17 ). Поскольку главной целью жизни человека является спасение его души, то в первую очередь он и должен посвятить себя этому делу. А уже во вторую очередь он должен заботиться об удовлетворении своих телесных потребностей. Так человеку надлежит поступать потому, что Богом данная бессмертная душа важней, чем временное тело. Потому что только через душу человек познает Бога и служит Ему. А также потому, что душа имеет искру Божью и является Божьим творением. А тело человека недолговечно и бренно, и является лишь временным пристанищем (местом обитания) души. «Тело без духа мертво» ( Иак.2:26 ). Стремление к сокровищам земным (к роскоши, богатству, деньгам, наживе) отдаляет человека от Бога. «Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! ... В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род ... Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их» ( Пс.48:7–15 ). Желание приобрести «сокровища земные» заставляет человека думать не о спасении души от греха, а о том каким образом приобрести земные богатства. Это желание вытесняет из души человека все благородные чувства и превращает жизнь такого человека в служение маммоне (языческий бог богатства – не кто иной, как злой дух). Но «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Матф. 6,24 ). В конечном счете, приобретение земных богатств приводит человека к гибели, потому что он, поглощенный стяжательством, алчностью и наживой, перестает заботиться о своей душе и думать о Боге. Поэтому во время земной жизни человек и должен делать все, чтобы достичь главного – через приобретение сокровищ, на небе получить Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Христиане в этом мире являются посланцами примирения. «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор.5:19) Мы не можем примирить великие державы и военные блоки — но мы можем быть посланцами мира для людей, на которых мы имеем влияние. Мы не должны своими словами умножать ярость и ненависть. Как говорит Господь, «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:37) Ни один раздраженный и испуганный человек в сети не был переубежден такими же раздраженными и испуганными словами с другой стороны. Обмен нападками и обвинениями не приводит ни к чему, кроме умножения боли и страдания. Это понятная эмоциональная реакция падшего человеческого сердца — но реакция неверная. Не нужно входить в такой обмен ударами. Можно сказать по-другому: «Я сам глубоко скорблю о происходящем. Я понимаю, что ты встревожен — и, тебе, наверное, гораздо тяжелее, чем мне. Я плачу вместе с тобой». Это не значит, разумеется, что вы соглашаетесь с политической позицией собеседника или с его оценкой ситуации. Это значит, что вы видите в нем, прежде всего, страдающего человека — и брата. Ваш собеседник в сети — не враг, не предатель, не людоед — он просто испуганный мирный обыватель, как и вы. У вас намного больше общего с ним, чем с теми, кто отдает приказы той или иной стороне. Бог хочет, чтобы мы проявляли любовь друг ко другу. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Иоан.4:7,8) Конечно, на фоне Интернета, полного ярости, злобы и злорадства, это звучит как послание из иного мира — но это и есть послание из иного мира. Мы, христиане, люди не от мира сего, мы принадлежим к тому Небесному Иерусалиму, где «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:9) Он хочет, чтобы мы были источником любви и утешения друг для друга. Гнева и ярости в мире достаточно и без нас. Когда вы негодуете и проклинаете — возможно, вы и правы, в аду все правы. Это в раю все прощены. Но при этом вы только расшатываете свою психику и приводите себя во все более жалкое состояние.

http://radonezh.ru/2022/03/02/bog-utesha...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010