О жизни Г. С.-В. сохранились скудные сведения; точно не известны ни год, ни место его рождения. На основании нек-рых фактов из жизни Г. С.-В. можно отнести дату его рождения предположительно к времени между 1096 и 1100 гг. Существует 3 т. зр. на вопрос о месте рождения Г. С.-В.: его родиной считают Саксонию, Фландрию или Лотарингию. 1-я опирается на рукопись XII в., содержащую «Хронику» Г. С.-В., свидетельство Альберика Труа-Фонтенского (см.: Albericus Triumfontium. Chronica//MGH. SS. T. 23. P. 828) и др. писателей XIII в. Этого мнения придерживались и в Сен-Викторском аббатстве, поскольку первоначальная эпитафия Г. С.-В. звучала следующим образом: «Hugo sub hoc saxo jacuit vir origine Saxo» (Под этим камнем лежит Гуго, муж саксонского происхождения - Histoire littéraire de la France. P., 1869. T. 12. P. 6; Meibom. P. 427-432). По более поздним свидетельствам, Г. С.-В. род. в имении Хартингхам, происходил из рода графов Бланкенбургских ( Derling. 1745) и его дядей был Рейнхард, еп. Хальберштадтский (подробнее о саксонском происхождении Г. С.-В. см.: Hugonin. Étude. Col. XL-XLIV; Mignon. Vol. 1. P. 7-9; Bonnard. Vol. 1. P. 85-86). Согласно 2-й т. зр., родиной Г. С.-В. следует считать Ипр во Фландрии. Это мнение основывается на свидетельствах 2 рукописей XII в. (Douai. Bibliothèque municipale. MS 362. Anchin; MS 363, Marchiennes), в к-рых в связи с датой смерти Г. С.-В. говорится, что он «происходил из области Ипра» (см.: Histoire littéraire de la France. T. 12. P. 2; Chevalier U. Répertoire des sources historiques du moyen âge: Bio-bibliogr. P., 1903. T. 1. Col. 2217). 3-я т. зр., менее распространенная в научном мире, признает родиной Г. С.-В. Лотарингию. Она опирается на свидетельство Роберта Монского, к-рый в своей «Хронике» называет Г. С.-В. «magister Hugo lothariensis» (учитель Гуго Лотарингский; см.: MGH. SS. 1844. T. 6. P. 495). Большинство совр. исследователей объясняют это свидетельство тем, что Роберт Монский спутал Лотарингию с Саксонией или Фландрией, поскольку границы этих земель были в те времена весьма неопределенными. Сам Г. С.-В. говорит о себе, что он с детства «жил в изгнании» (Didasc. III 20).

http://pravenc.ru/text/Гуго ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 93. О цели или назначении создания человека Теперь мы приступаем к рассмотрению цели или назначения создания человека, о котором сказано, что оно суть „образ и подобие Божие». Под этим заглавием наличествует девять пунктов: 1) присутствует ли в человеке образ Божий; 2) присутствует ли образ Божий в неразумных тварях; 3) представлен ли образ Божий в ангелах в большей [степени], нежели в человеке; 4) присутствует ли образ Божий в каждом человеке; 5) присутствует ли в человеке образ Божий в смысле уподобления Сущности, или всем божественным Лицам, или же только одному из Них; 6) присутствует ли в человеке образ Божий только в том, что касается его ума; 7) присутствует ли образ Божий в человеческих силах, или же в его навыках и актах; 8) присутствует ли в человеке образ Божий посредством уподобления любому объекту; 9) о различии между «образом» и «подобием». Раздел 1. Присутствует ли в человеке образ Божий? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что в человеке нет образа Божия. Ведь сказано же [в Писании]: «Итак, кому уподобите вы Бога, и какое подобие найдете Ему?» ( Ис. 40, 18 ). Возражение 2. Далее, быть образом Бога принадлежит Перворожденному, Который, по словам апостола, есть «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» ( Кол. 1, 15 ). Следовательно, в человеке нет образа Божия. Возражение 3. Далее, Иларий говорит, что «образ есть вид, подобный тому, что он представляет»; а еще он говорит, что «образ есть единое и неделимое подобие одной вещи, адекватно представляющей другую» 362 . Но нет такого вида, который был бы общ Богу и человеку; и при этом не может быть никакого сравнения между Богом и человеком. Следовательно, в человеке не может быть образа Божия. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт. 1, 26 ). Отвечаю: как говорит Августин: «(де есть образ, там непременно есть и подобие, но где есть подобие, там не всегда есть образ» 363 . Из сказанного ясно, что подобие относится к сущности образа, и что образ прибавляет нечто к подобию, а именно то, что он подражает чему-то другому Ведь образ потому и называется образом, что он возникает как подражание чему-то другому; так, например, яйцо, которое подобно и даже равно другому яйцу, не называется образом другого яйца, поскольку не подражает ему.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Перечень публикуемых документов Книга вторая 352. Беседа первого заместителя наркома иностранных дел СССР А. Я. Вышинского с посланником Королевства Югославии в СССР М. Гавриловичем. 1 апреля 1941 г. 353. Беседа первого заместителя наркома иностранных дел СССР А. Я. Вышинского с посланником Королевства Югославия в СССР М. Гавриловичем. 2 апреля 1941 г. 354. Телеграмма НКГБ УССР в НКГБ СССР Фитину о передвижениях немецких войск. 2 апреля 1941 г. 355. Справка 1 управления НКГБ СССР по сообщению «Захара». 2 апреля 1941 г. 356. Беседа первого заместителя наркома иностранных дел СССР А. Я. Вышинского с посланником Королевства Югославия в СССР М. Гавриловичем. 3 апреля 1941 г. 357. Сообщение «Рато» из Парижа от 3 апреля 1941 г. 358. Из письма премьер-министра Великобритании У. Черчилля к И. В. Сталину. 3 апреля 1941 г. 359. Записка наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова членам и кандидатам Политбюро ЦК ВКП(б). 4 апреля 1941 г. 360. Беседа первого заместителя наркома иностранных дел СССР А. Я. Вышинского с посланником Королевства Югославия в СССР М. Гавриловичем. 4 апреля 1941 г. 361. Беседа наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова с послом Германии в СССР Ф. Шуленбургом. 4 апреля 1941 г. 362. Сообщение «Софокла» из Белграда от 4 апреля 1941 г. 363. Сообщение «Софокла» из Белграда от 4 апреля 1941 г. 364. Сообщение НКГБ СССР наркому обороны СССР Тимошенко с препровождением агентурных сообщений из Берлина. 4 апреля 1941 г. 365. Записка НКГБ СССР наркому обороны СССР Маршалу Советского Союза Тимошенко с препровождением сводки агентурных сообщений. 4 апреля 1941 г. 366. Контрольный план проведения сборов высшего начсостава, игр, полевых поездок и учений в округах в 1941 году, утвержденный 4 апреля 1941 года начальником оперативного управления Генштаба Красной Армии генерал-лейтенантом Маландиным 367. Спецсообщение Разведуправления Генштаба Красной Армии об усилении группировки немецких войск на границе с СССР. 4 апреля 1941 г. 368. Договор о дружбе и ненападении между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Югославия. 5 апреля 1941 г.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Краткое сведение о Астерии, епископе Амазийском в Понте Астерий, епископ Амазийский, жил в последней половине четвёртого и в начале пятого столетия по Р.Х. Сие видно из оставшихся сочинений его. В беседе о корыстолюбии и порочном желании иметь собственность ближнего он говорит о гонении на христиан, воздвигнутом от императора Юлиана, как очевидный свидетель оного. А сие гонение было в 362 и 363 годах по Р.Х. В беседе в день Нового года о том, что христиане должны оставить языческие обыкновения в праздновании сего дня, он говорит, что Евтропий был консулом в предыдущем году, то есть в 399. История жизни Астерия мало известна. В юношестве он занимался науками под руководством некоторого скифа, который был рабом у одного антиохийского гражданина, и, несмотря на рабское состояние, при пособии своего господина приобрёл великие познания в науках и прославился своей учёностью между греками и римлянами. Сие рассказывает о себе сам Астерий 1 . Он не говорит, каким наукам обучался у скифа; но красноречие, которое видно в беседах Астерия, не оставляет сомнения в том, что он тщательно занимался изучением правил оного. В беседе о богатом и Лазаре он говорит о себе, что некогда ходил в судебное место. Из сих слов с вероятностью можно заключать, что он в молодых летах упражнялся в судопроизводстве и для сего предварительно занимался правоведением. Епископом Амазийской Церкви он поставлен, вероятно, по смерти Евлалия, который был Амазийским епископом в продолжение и после гонения, воздвигнутого арианами против правоверных в царствование императора Валента в 364 году и продолжавшегося до 378 года 2 . Астерий жил до глубокой старости 3 . Год смерти его неизвестен. Только известно, что он умер ранее 431 года по Р.Х., потому что в сем году епископом Амазийским был уже Палладий, присутствовавший на Ефесском, Третьем Вселенском Соборе. Из сочинений Астерия сохранились до нашего времени 12 бесед, которые он говорил к народу, на разные места Святого Писания и в похвалу некоторым святым. Комбефизий собрал и издал сии беседы в Париже в 1648 году в первом Прибавлении к Библиотеке отцов, и присоединил к ним извлечения, сделанные Фотием, Патриархом Константинопольским , из бесед Астерия 4 , из которых некоторые дошли до нашего времени, а другие утрачены. Котелерий издал с рукописи Парижской королевской библиотеки семь слов на пятый, шестой и седьмой псалом 5 и усвоил их Астерию. Но, по мнению Дюпеня 6 и Тиллемонта 7 , подлинность их весьма сомнительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследований и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства. 4 апреля. ПРАВМИР. Церковь чтит память священномученика Василия Анкирского. Священномученик Василий был пресвитером в Анкире Галатийской. Во время широкого распространения арианской ереси он призывал свою паству твердо держаться Православия. За это святой Василий был лишен священнического сана местным арианским собором, но на Палестинском Соборе 230 епископов он был восстановлен в сане пресвитера. Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследований и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства. Для отвращения святого Василия от Православия к нему были приставлены два отступника — Елпидий и Пегасий. Однако святой остался непоколебим и за это снова подвергся мучениям. Когда же в город Анкиру прибыл император Юлиан Отступник (361 — 363), святой Василий на суде перед ним мужественно исповедал Христа, а императора обличил за отступничество. Юлиан приказал вырезать ремни из кожи со спины святого. Однако святой пресвитер Василий бестрепетно перенес эту страшную муку. Когда же святого стали жечь и колоть раскаленными прутьями в плечи и живот, он в мучениях упал на землю и громко молился. Совершив молитву, весь исколотый раскаленными прутьями, святой словно уснул сладким сном, предав душу свою в руки Божии. Священномученик Василий скончался 29 июня 362 года. Память его ради праздника святых апостолов Петра и Павла была перенесена на 22 марта. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 января, 2021 18 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 4 апреля, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 12. «Кведлинбургские анналы» (около 1030 г.) «Анналы» созданы при женском монастыре св. Серватия в Кведлинбурге на основе «Больших хильдесхаймских анналов» (см. введение к 18), которые были использованы в списке, доведенном до 1003 г. Работа началась в 1007/8 г. и была продолжена, вероятно, до 1030 г., хотя единственный сохранившийся поздний список (Dresden, Sächsische Landesbibliothek, Misc. Q 133, середины XVI в.) обрывается на статье 1025 г.; в нем имеются и другие лакуны (отсутствуют, например, статьи за 962–983 гг.). Сочинение принадлежит одному автору, который, начиная со статьи 993 г., выступает как современник и очевидец событий. Издания: Ann. Quedl. 1839. Р. 22–69, 72–90; Ann. Quedl. 2004. Переводы: На немецкий язык: Ann. Quedl. 1941; на русский язык: Свердлов 1. С. 105–106 (только фрагменты, касающиеся Руси). Литература: Кроме обширного введения М. Giese к изданию 2004 г. (S. 41–380), см. также: Holtzmann 1925. S. 64–125; Wattenbach, Holtzmann 1. S. 44–46; RFHMAe 2. P. 320. 1. Смерть Людолъфа, сына короля Оттона 358 . 958. На одеждах появлялся знак креста, приносивший смерть тому, кто над ним насмехался. 959. Нет записей.] 960. К королю Оттону явились послы народа Руси (Ruscia) с мольбою, чтобы он послал кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины. Они уверяли, что хотят отказаться от язычества и принять имя и веру христиан. И он согласился на их просьбу и послал к ним епископа Адальберта 359 правой веры. Они же, как показал впоследствии исход дела, во всем солгали, так что даже названный епископ не избежал смертельной опасности от их происков 360 . Пришли послы папы Иоанна, которые звали короля в Италию 361 . 962–974. Записей нет.] (Ann. Quedl. 1839. Р. 60, прав, стб.; Ann. Quedl. 2004. S. 469) 2. 1009. [Наводнение в январе. Смерть падерборнского епископа Ретара, которого сменил Майнверк.] Святой Бруно, прозванный Бонифацием 362 , архиепископ и монах, на 11-й год своего пострижения 363 обезглавленный язычниками на пограничье Руси (Ruscia) и Литвы (Litua) 364 , взошел на небеса в 7-е иды марта 365 вместе со своими 18 [спутниками]. [Кончина мерзебургского епископа Вигберта, которому наследовал Титмар.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священномученику Дорофею некоторые приписывают составление ‘Синопсиса’ — собрания сказаний, а также житий святых пророков и апостолов. 18 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память священномученика Дорофея, епископа Тирского. Священномученик Дорофей в период гонений на христиан при императоре Диоклитиане (284 — 305) был епископом города Тира Финикийского. По слову Евангелия, святитель удалился из Тира и скрылся от мучителей. В царствование святого Константина Великого он вернулся в Тир, вновь занял епископский престол и управлял паствой более 50 лет, обратив в христианство множество язычников. Когда Юлиан Отступник (361 — 363) начал открыто преследовать христиан, святителю Дорофею было уже более 100 лет. Он удалился из Тира в Мизийский город Уд (ныне Варна). Там его схватили придворные императора. За отказ принести жертву идолам святого старца стали жестоко истязать, и под пыткой он предал душу свою Господу (+ около 362 года в возрасте 107 лет). Священномученику Дорофею некоторые приписывают составление «Синопсиса» — собрания сказаний, а также житий святых пророков и апостолов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТИХИЙ († ок. 366/7), еп. Элевтеропольский (Палестина) (ок. 359 - 366/7), арианин. Один из сторонников Акакия, еп. Кесарийского, в борьбе со свт. Кириллом Иерусалимским ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] LXXII 23, 27). В 359 г. участвовал в Соборе в Селевкии Исаврийской (см. Аримино-Селевкийский Собор ), где примкнул к партии Акакия. Подписался под выдержанным в аномейском духе вероисповеданием Акакия, к-рое было отвергнуто омиусианским большинством Собора. На последнем, неофиц. заседании Собора (1 окт. 359) присутствовавшие на нем омиусиане оправдали примкнувшего к ним свт. Кирилла Иерусалимского и временно отлучили от церковного общения Е. в числе др. сторонников Акакия ( Athanas. Alex. De Synod. 12). На К-польском Соборе в кон. янв.- нач. февр. 360 г. Е. вместе с Акакием присоединился к партии омиев. Благодаря усилиям Акакия и Е. Собор низложил свт. Кирилла Иерусалимского ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 41-42). Под надзором Е. находился сосланный после Медиоланского Собора 355 г. Луцифер , еп. Каралитанский, один из ревностных защитников Православия на Западе. В послании рим. пресв. Марцеллина и Фаустина имп. Феодосию I Великому рассказывается о притеснениях, к-рые Луцифер претерпел в Элевтерополе (Coll. Avel. II 109). Однажды, когда Луцифер совершал Евхаристию для небольшой правосл. общины Элевтерополя, диакон Е., по имени Турбон, ворвался в храм, разогнал присутствующих, избил Луцифера и разбросал священные сосуды и книги. Однако о причастности к этому Е. авторы не сообщают. После смерти имп. Констанция II в нояб. 361 г. Е. вместе с Акакием временно примкнул к сторонникам Никейского Символа веры . Он участвовал в работе Антиохийского Собора 363 г. ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 25). Собор принял Никейский Символ, но с дополнениями омиусиан. Строгие никейцы, такие как свт. Афанасий I Великий , отказались признать этот Собор православным не только из-за омиусианских дополнений к Никейскому Символу, но и из-за принятия в общение еретиков Акакия и Е., к-рым пришлось смириться с возвращением на Иерусалимскую кафедру их главного противника свт. Кирилла (362).

http://pravenc.ru/text/187579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ЕВГЕНИЙ мч. Севастийский (пам. 13 дек.) - см. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, мученики Севастийские ЕВГЕНИЙ Федорович Дмитриев (Митинский; 1913-1937), мч. (пам. 18 авг., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ И МАКАРИЙ († 362/363), исповедники Антиохийские, Мавританские, преподобные (пам. 19 февр.; пам. зап. 20 дек.) ЕВГЕНИЯ Петровна Доможирова (1871-1933), мц. (пам. 5 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГРАФ Васильевич Еварестов (1858-1919), прот., сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) ЕВГРАФ Иванович Плетнёв (1868-1918), прот., сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Архипова Евдокия Сергеевна; 1886-1938), мон., прмц. (пам. 1 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Бучинёва Евдокия Тимофеевна; 1885 - 1931), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Перевозникова Евдокия Александровна; 1880-1937), мон., прмц. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Синицына Евдокия Ефремовна; 1879-1938), мон., прмц. (пам. 7 марта и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Ткаченко; † 1918), мон., прмц. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ Ивановна Гусева (1912-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ Петровна Кузьминова (1884-1938), мц. (пам. 23 янв. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_31.html

Содержание Чудо 1-ое св. Алексия, новаго Чудотворца, о испустившем ума    Некоему человеку, именем Тимофею, ума ему испустившу до толика, яко не ведети ему, камо и откуда грядет; иногда же и вопрошающу ему, камо идти. Но убо Богу хотящу явити чюдеса и прославити угодника своего, во ум ему тако вложи: молитися некиим — довести его в монастырь архистратига Михаила. л. 361 об. Бывшу же ему тамо и гроб св. Чудотворца Алексия видевшу, и абие в себе бысть; и яко от некоего сна возбудившуся ему и бысть здрав и смыслен Благодатию Христовою и молитвами св. Алексия, яко ничтоже пострадав, и отъиде хваля и славя Бога, и благодать велику исповедуя его угодника, яко его ради молитв помилова его Бог, такоже и человецы, иже прежде видящи его. Не чувственна и ничтоже ведущу, такоже, яко единаго от человек мысляща, такоже и те, и славу воздаяху Богу, творящему Богу дивная святым своим. Чудо 2-е о умершем отрочати    Ниже се да умолчано будет. л. 362. От чудес св. Алексия, не токмо стяжавша дар от Бога его же немощных исцеляти, но и мертвыя воскрешать. Яко же прилучися болевшу некоему отроку, именем Димитрию. Сему от зельныя болезни изнемогшу умрети. Принесоша же его в погребатальных ризах во время Литургия поющу и свершившеся божественной Литургии. И изшедшим же братиям из церкви архистратига Михаила в трапезу ясти, того же отрока оставивше у раки св. Алесея. Родителя пришедша, хотяще его погре(б)сти. Бяше же отроча третьим летом суще, влезоста-же в церковь л. 362 об. — священницы и родители его, хотяше нести ко гробу, и обретоста отрока жива суща. И радости же велия исполнишася. Взем отроча живо и возвратишася в дом свой, славяще Бога и угодника его, Алексия. Чудо 3 е о разслабленном    И иному же паки человеку, Андрею именем, родом же града Мурома, многими времены разслаблену, ему лежкащу на одре, и принесоша его на носилицах в церковь архистратига Михаила, люте сему тако страждущу. И положиша его близ раки Святаго и абие, исцеление получив, отъиде; его же в мале прежде чуждыми л. 363. руками принесена — сей на своих ногах здрав в свой дом возвратися, велику славу воздая Богу и его угоднику Святому великому Алексею.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010