69 . Обозрение богословских наук в отношении их к преподаванию в высших духовных училищах, 1814 г. (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1872, март и апрель). 70 . О храме Божием (Руск. инок, 1911, вып. 40, с. 19–20; вып. 47, с. 11–12). 71 . Христианское учение о девстве и целомудрии, предложенное в слове на Успение Пресвятыя Богородицы, августа 15 дня, 1836 г., синодальным членом митр. Филаретом (Христ. чтен., 1836, ч. IV, с. 74–88). 72 . Выписка из письма митр. Филарета к Н.Н., (от 24 ноября 1852 г.). (Чтен. в общ. любит. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 100). 73 . Всеподданейшее письмо Московского митр. Филарета (Странник, 1865, т. IV, кн. 10, с. 1–2). 74 . Два письма к родственнику диакону (Душеп. чтен., 1886, ч. III, с. 89–90). 75 . Два письма покойного митр. Филарета Моск. к Е. П. Головиной (Душеп. чтен., ч. II, июль). 76 . Донесение Св. Синоду Филарета, митр. Московского (Душеп. чтен., ч. II, июль, с. 116–118). 77 . Донесения Св. Синоду Филарета, митр. Московского, по миссионерским делам. (Восп. архим. Пимена – смесь. М., 1877, с. 127–129). 78 . Донесение Св. Синоду Московского митр. Филарета (О конспектах Патристики), 8 декабря 1839 г. (Душеп. чтен., 1879, ч. I, с. 500–503). 79 . Донесение Св. Синоду моск. митр. Филарета (11 июля 1835 г.) (Душеп. чтен.. 1892, ч. II, май, с. 129–130). 80 . Донесение Св. Синоду московского митр. Филарета (14 февраля 1861 г.), там же, с. 466. 81 . Донесение Св. Синоду митр. Моск. Филарета (сентябрь 1849 г.) (Душеп. чтен. 1895, ч. 1, с. 470–471). 82 . Из переписки митр. Филарета с Андр. Ник. М. о времени преложения св. Даров. (Душеп. чтен., 1869, ч. III, с. 74–82). 83 . Из переписки с А.Н. Олениным покойного Филарета, митр. Московского (Прав. обозрен., 1869, март, с. 363–371). 84 . Из писем Моск. митр. Филарета к миссионеру, пропевшему «Отче наш» в магометанской мечети (Душеп. чтен., 1869, ч. III, с. 72–73. Известия и заметки, ноябрь. 85 . К дворянству Московской губернии, пред его выборами, свят. Филарета, митр. Московского, декабря 9 дня 1846 г. (Душеп. чтен., 1890, ч. I, март, с. 324–326).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

16 Письма к М. Х. 16.1 123. Монахиня, обрученная Христу, должна быть верна Ему 16.2 124. Молодым надо держаться устной молитвы 16.3 125. В Иерусалим ехать – искушение 16.4 126. Как избавляться от блудных помыслов 16.5 127. Смирение достигается терпением 16.6 128. Как проводить Рождество 16.7 129. Хорошо, что умеешь каяться 16.8 130. Утешение от молитвы 16.9 131. Внимай себе 16.10 132. Скорби – приданое Жениху Христу 16.11 133. Проси у Бога полезнаго тебе 16.12 134. Молись больше 16.13 135. Не стремись через силу в церковь, а молись дома 16.14 136. Не ищи почестей и не завидуй другим 16.15 137. Истинное монашеское одеяние 16.16 138. Снисходи немощным 16.17 139. У Бога нет мертвых – все живы 16.18 140. Скорби – начало славы 16.19 141. В миру скорбей не меньше, чем в монастыре 17 Письмо к М. Г. 17.1 142. О Ш-ском приюте 18 Письмо общее. 18.1 143. О всемогуществе Божием 19 Письмо к В. 19.1 144. Терпение приводит в рай 20 Письмо к Е. 20.1 145. Даждь кровь и приими духа 21 Письма к М. Г. 21.1 146. Мы пришли в монастырь искать царствия Божия, а не здравия телу 21.2 147. Не гордись тем, что держишь молитву Иисусову. Плод этой молитвы 21.3 148. О даре разсуждения помыслов 21.4 149. Скорби научают молитве. Действие молитвы Иисусовой 21.5 150. Предосторожности в молитве Иисусовой 21.6 151. При обучении умной молитве нужен опыт 21.7 152. О молитве Иисусовой устной и сердечной 21.8 153. Еще о молитве Иисусовой 21.9 154. Еще о молитве Иисусовой и о видениях 21.10 155. Еще о случаях при молитве Иисусовой 21.11 156. Об искушениях во время молитвы 21.12 157. Заботься о спасении, не стесняясь тем, что скажут иные 21.13 158. От помыслов, которым не сочувствуешь, не погибнешь 21.14 159. Блудные помыслы – верный признак прелести в молитве 21.15 160. Неловко спасаешься 21.16 161. Молитва Иисусова некрепка без крепких скорбей 21.17 162. Чтобы утвердилась молитва, терпи скорби и презрения 21.18 163. От креста не убежишь 21.19 164. В действии молитвы не все понятно для неопытных 21.20 165. В молитве полагайся на волю Божию

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

122 Проф. А. А. Д м и т р и е в с к и й, Ευχολογια , стр. 161 —162. 123 Т а м ж е, стр. 88. 124 См., напр., рукопись Син. библ. 1096, XII-XIII вв. — Проф. А. А. Д м и т р и е в с к и й, Τυπικα , ч. II, стр. 21—23, 34—35. См. т а м ж е, стр. 57. 125 Рукопись Син.библ. 1096, XII-XIII вв., Τυπικα , ч. II, стр. 22. 126 См., напр., Студийско-Алексиевский устав Моск. Син. бпбл. 330 380, XII-XIII вв. — Проф. Е. Е. Г о л у б и н с к и й, История Русской церкви, т. 1, 2-я половина, стр. 494, 496. 127 См. устав Евергетитского монастыря по рукописи Афинского университета 788. XI- XII вв. — Проф. А. А. Д м и т р и е в с к и й. Τυπικα , ч. I, стр. 364. 128 Иногда этот термин понимают, как указывающий на особенную продолжительность праздничной вечерни сравнительно с вседневной, между тем это неверно. Вседневная вечерня, совершаемая с соблюдением всех установлений церковного устава, касающихся этого чиноследования, — с чтением полной кафизмы, с пением всех светильни 129 Тактикон, сл. I. Цит. изд., л. 12. 130 T а м ж е, л. 1 и 3. 131 Т а м ж е, л. 1. 132 Т а м ж е. 133 Т а м ж е, л. 3 об. и 4. 134 См., напр.. Типикон Евергетитского монастыря по рукописи Афинского университета 788, XI-XII вв Τυπικα , ч. I, стр. 431. 135 См., напр., рукопись Афоно-Ватопедской библ. 320(931) 1346 г., Τυπικα , ч. II, стр. 424. 136 Цит, труд., M i g n e, Ρ . Gr., t. 155, col. 597. 137 Этот текст получен был мною от светлой памяти моего учителя — проф. Α . А. Дмитриевского, который выписал его из певческой тетради в бытность свою на Афоне. 138 См., напр., рукопись Син. библ. 1097, 1214 г. — Проф. А. А. Д м и т r и е в с к и й, Τυπικα , ч. II стр. 400, прав, столбец. 139 Проскинитарий Арсения Суханова. Правосл. Палест. сборник, т. VII, вып. 3. СПб., 1889, стр. 212. 140 См., напр., типикон Русского Пантелеймонова монастыря. Проф. А. А. Д м и т р и е в с к и й, Τυπικα , ч. II, стр. 562. 141 „Блажен муж... все три псалма пели нараспев по стихам с полчаса”. Инок П а р ф е н и й, Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле, ч. III. M., 1856, стр. 81.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовало по Его слову, а женщине той говорили: «Уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». По прошествии же двух дней, Он вышел оттуда и пошел в Галилею ( Ин.4:39–43 ). Исцеление сына царедворца в Кане Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря: «Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14–15 ). Галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, ибо и они ходили на праздник. Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где превратил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец 129 , у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес 130 ». Царедворец говорит Ему: «Господи! приди, пока не умер сын мой». Иисус говорит ему: «Пойди, сын твой здоров!» Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги и сказали: «Сын твой здоров 131 ». Он спросил у них: «В котором часу стало ему легче?» Ему сказали: «Вчера в седьмом часу горячка оставила его». Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: «Сын твой здоров». И уверовал сам и весь дом его. Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею ( Ин.4:45–54 ). Проповедь Иисуса Христа в Назарете Пришел Иисус Христос в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу 132 , и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии 133 ; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне 134 ; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим 135 , и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем 136 , проповедовать пленным освобождение 137 , слепым прозрение 138 , отпустить измученных на свободу 139 , проповедовать лето Господне благоприятное 140 , 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

на стр. 82. 55) Св. священномуч. Киприан, еп. Карфагенский. Творения его в рус. пер. Киев, 1861 г. Вып. на стр. 1–2, 13, 29, 37, 52–53, 75, 86, 120–122, 136–137, 148–150, 173–174, 201, 234–235,279–280 288–89, 306, 328, 354–355; указ. на стр. 53, 75, 86, 103, 328 и 363. 56) Св. Кирилл, архиеп. Александрийский, Творения его в рус. пер. Серг. Посад, 1882–1906 гг. Вып. на стр. 26–28, 36, 41, 48–50, 67–73, 100, 119–120, 130–131, 150, 159–160, 165, 167–168, 200–201 211–212, 229–230, 268, 353–354; указ. на стр. 27, 28, 71, 168 и 363. 57) Св. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Огласительные и тайноводственные слова, изд. 1855 г. Вып. на стр. 4, 149, 159, 247–254, 264, 269 и 310. 58) Св. Климент Александрийский . Строматы. Вып. на стр. 33. 59) Св. Климент Римский . Писания мужей апостольских в пер. прот. Преображенского. СПб., 1895 г. Вып. на стр. 13, 32, 128–129 и 132. 60) Книга о вере, печ. 1648 г. в Москве. Вып. на стр. 86, 131–132 153, 281–282, 301 и 315; указ. на стр. 86. 61) Книга Кириллова, печ. 1644 г. в Москве. Вып. на стр. 82, 271–272. 62) Кормчая греческая – Пидалион. Вып. из статьи Бердникова в Прав. Собес. 1888 г., март, на стр. 342 и из сочинения Сергия, еп. Вятского «О правилах и чинопоследованиях принятия неправослав. христиан», изд. 3, 1894 г., на стр. 347. 63) Кормчая полная (Правила св. Апостол, св. соборов вселенских и поместных и святых отец с толкованиями. Вып. I–VI с указателем.) М., 1880–1903 гг. Вып. на стр. 103–107, 123–128, 141, 181, 183–184, 187–188, 193, 272–277, 287–288, 290, 301, 327, 340–341, 359–360; указ. на стр. 325, 329, 330 и 340. 64) Кормчая славянская, печ. 1650 г. в Москве. Вып. на стр. 108, 128, 194, 272, 276–277, 332 и 346. 65) Лебедев А. П. Церковная историография. М., 1898 г. Вып. на стр. 349. 66) Луг духовный. Вып. на стр. 313. 67) Макарий, м. Московский : а) История Русской Церкви. СПб., 1883–1903 гг. Вып. на стр. 302–303, 313–317; б) Введение в Православно-Догматическое Богословие. СПб., 1897 г. Вып. на стр. 138–139. в) Догматическое Богословие. СПб., 1895 г. Указ. на стр. 195.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

То же выражение может означать раздражение и злость. Обращаясь к Авессалому, Хусий говорит о воинах Давида, что они «храбры и сильно раздражены» (       букв.- «они горьки душой» - 2 Цар 17. 8). После нападения амаликитян на г. Секелаг, закончившегося разорением города и пленением мн. его жителей, оставшиеся в живых хотели побить камнями Давида, не сумевшего их защитить. О причинах, побудивших к этому жителей Секелага, повествователь говорит: «...ибо скорбел душою весь народ» (       букв.- «поскольку душа всего народа [была] горькой» - 1 Цар 30. 6). В ряде метафорических высказываний о скорби, страдании, отчаянии и печали   выступает в качестве субъекта этих состояний. Прор. Иеремия говорит о Д., к-рая «будет плакать» (   - Иер 13. 17), Д. псалмопевца «истаевает (   букв.- «капает», «стекает», т. е. «плачет») от скорби» (Пс 118. 28; ср.: Пс 106(7). 5) и «отказывается от утешения» (     - Пс 76(77). 3). Рассуждая о жизни человека, Иов говорит, что «плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» (   т. е. «рыдает», «плачет», «скорбит» - Иов 14. 22). Ему же принадлежат слова: «Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли (  ) душа моя о бедных?» (Иов 30. 25). Значительно реже встречаются высказывания о положительных эмоциях, испытываемых Д. Знание «приятно» ей (Притч 2. 10), а речь может быть «сладка» для нее (    ) как мед (Притч 16. 24). Удовольствие Д. может находить и во грехе: «...заколающий вола - то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву - то же, что задушающий пса; приносящий семидал - то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам - то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их» (       - Ис 66. 3). В характерных для поэтических текстов описаниях взаимоотношений человека и Бога место человека иногда занимает его Д. Господь «веселит» ее (Пс 85(6). 4) и услаждает утешениями (Пс 93(4). 19). Она же надеется (    ) на Него (Пс 32(33). 20; 129(130). 5), ищет Его (Плач 3. 25) и в Нем успокаивается (   - Пс 61(2). 2; ср.: 6).

http://pravenc.ru/text/180712.html

113-114 114-115 АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина АВГУСТИНЦЫ-ЕРЕМИТЫ историческое название католического монашеского ордена, основанного буллой папы Александра IV 115-117 АВГУСТОВСКОЕ [СЕЙНЕНСКОЕ] КАТОЛИЧЕСКОЕ ЕПИСКОПСТВО административная единица католической Церкви, созданная на польско-литовском пограничье после включения Царства Польского в состав Российской империи АВГУСТЫ МОНАСТЫРЬ монастырь в Константинополе, основан императором Юстином I (518-527) и его супругой Августой Евфимией - см. Константинополь АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.) 117-118 118-119 АВДИЕС мч. Персидский (пам. 9 апр.) - см. Илиодор и Доса, священномученики, и др. мученики Персидские АВДИЙ 4-й в ряду 12 малых пророков (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста) 119-120 АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока 121-122 АВЕЛЛАНОВО СОБРАНИЕ название рукописного сборника из собрания монастыря святого Креста в Фонте-Авеллана (Италия) 123-125 АВЕЛЬ (Поплавский Андрей Константинович; род. в 1958), еп. Люблинский и Холмский Польской автокефальной Православной Церкви 125-126 122-123 АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт 126-127 127-128 128-129 АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям 129-130 АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) 130-131 131-132 132-133 133-134 АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/vol/i.html

— Результаты деятельности Василия (103–104). — Св. Григорий Богослов и его деятельность в Константинополе (104–108). —  Второй вселенский собор . — Вопрос о замещении константинопольской кафедры (109–112). — Догматическая деятельность собора (112–113); вопрос о происхождении никео-цареградского символа (113–117). — Недовольство решениями собора на западе (117–118). — Конец раскола павлиниан (118–119). — Общий обзор борьбы с арианством в IV в. (119–121). — Дальнейшая судьба арианства в империи (121–122). 2. Заблуждения, возникшие в период борьбы с арианством. —  Маркелл анкирский . — Противопоставление им своего «библейского» богословия «церковному» богословию арианствующих (122–123). — Учение о Логосе, как первичном определении Сына Божия (124–126). — Термины δυνμει и νεργεα (125–126). — Имманентное единство Божества и Троица откровения (первое и второе домостроительство) (126–128). — Учение о конце царства Христова (128–129). — Отношение к Маркеллу на востоке (129–130) и его особое положение как богослова (130–131). — Фотин еп. сирмийский. — Расхождение его с Маркелом относительно бытия Логоса δυνμει и совпадение в воззрениях с монархианами-динамистами (131–133). — Осуждение его учения и историческое значение его выступления (133–134).   II. Cnopы христологические («христологическая» стадия споров о Богочеловеке) 134–506 1. Время до возникновения несторианского спора. —  Переход от триадологических споров к христологическим : Аполинарий лаодикийский. — Xpucmoлoruчeckuй вопрос в древнейшее время; христология ариан (134–135). — Аполинарий и его ересь (136–137). — Его смелость и игра словами при разъяснении неразрешимых вопросов (137–138). — Учение Аполинария о Св. Троице (138–141). — Уступка его арианам в христологии и критика учения о принятия Христом цельной человеческой природы (141–143). — Теория самого Аполинария (143–145). — Возражения против неё противников его (145–147). — Аполинарианские подлоги (147–148). —  Христология противников Аполинария . Феодор мопсуэстийский . — Христологическая терминология Афанасия В., Григория Богослова, Григория Нисского (148–149). — Борьба с аполинарианством в сирийской церкви: Диодор тарсский и Феодор мопсуэстийский (149–151). — Учение Феодора о способе соединения Божества и человечества во Христе (151–154) и ошибочность его теоретических предположений (154–156). — Экскурс: Оригенистические споры в конце IV и в начале V века . — Палестинская стадия споров: Иероним и Руфин, Иоанн иерусалимский и Епифаний кипрский (156–160). — Александрийская стадия: Феофил и его столкновение с Исидором и нитриотами (160–162). — Константинопольская стадия: обращение нитриотов к Златоусту (162–163). — Личный характер Златоуста и его положение в Константинополе (163–167). — Действия против него Феофила, собор при Дубе и осуждение Златоуста (167–169). — Возвращение его на кафедру и вторичная ссылка (169–175).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.) ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) 79-105 105-106 ЕЦИОН-ГАВЕР ветхозаветный город-порт в сев. части Акабского зал. Красного м., на границе между Др. Израилем и Идумеей 108-110 110-112 112-114 ЖАК ДЕ ВИТРИ († 1.05.1240, Рим), еп. Акры (ныне Акко, Израиль), кард. (с 1228), автор агиографических и исторических сочинений ЖАК ЛЬЕЖСКИЙ (70-80-е гг. XIII в. - между 1333 и 1343 (?)), западноевроп., вероятно франко-фламанд., теоретик муз. искусства и литургического пения 115-116 ЖАЛИЯ груз. (вероятно, мужской) мон-рь во имя Пресв. Богородицы на северо-западе Кипра (ок. 60-70-х гг. X - не ранее XIV в.) 116-117 117-118 ЖАНЕН (мирское имя Жюль Эмильен) (1882 - 1972), франц. историк-византинист, мон. католич. ордена ассумпционистов 118-120 ЖАННА Д " АРК (6.01.1412 (?) - 30.05.1431),национальная героиня Франции, покровительница франц. армии (с 1920), покровительница Франции (с 1922), святая католической Церкви (пам. 30 мая) 120-123 123-125 ЖДАНОВ Александр Алексеевич (1860 - 1909), библеист, экзегет; отец советского политического деятеля А. А. Жданова 125-127 127-128 128-129 129-130 ЖДРЕБАОНИК жен. мон-рь во имя арх. Михаила Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви 130-131 131-132 133-137 137-141 159-164 ЖЕЛУДКОВ Сергий Алексеевич (1909 - 1984), свящ., духовный писатель, деятель правозащитного движения

http://pravenc.ru/vol/xix.html

Выявление особенностей почерка Н. Г. позволило установить его многочисленные автографы ( Š ev enko. 1964; Lilla. 1991; Фонкич. 1999; Cl é rigues. 2007). Среди них есть рукописи, полностью или по преимуществу написанные Н. Г. (Palat. gr. 129), и списки, в к-рых содержатся небольшие тексты (Monac. gr. 529. Fol. 246-254; Vat. gr. 2660. Fol. 1-2v, 19-34v) или отдельные пометы, сделанные им (Vat. gr. 303, 1365; Paris. gr. 1776, 2003; Laurent. Plut. 70.5). Кодекс Palat. gr. 129 представляет собой «записную книжку» Н. Г.- создававшуюся на протяжении неск. лет коллекцию выписок из античных авторов для личного пользования. В годы, когда Н. Г. заведовал б-кой мон-ря Хора в К-поле, через его руки прошли десятки книг. На сегодняшний день известны более 50 рукописей, в которые рукой Н. Г. внесены те или иные дополнения ( Bianconi. 2005; i dem. La «biblioteca». 2008; Idem. La controversia. 2008). Помимо научной литературы по арифметике, муз. теории, астрономии и зоологии ( Manolova. 2014. P. 27-49) Н. Г. изучал диалоги Платона (Vat. gr. 228; P é rez-Mart í n. 2004), «Римскую историю» Диона Кассия Кокцеяна (Marc. gr. 395; P é rez-Mart í n. 2015), «Жизнеописание Аполлония Тианского» Флавия Филострата ( Bianconi. La controversia. 2008. P. 340-343), сочинения Ксенофонта (Vat. Palat. gr. 140; Lond. Brit. Lib. Egerton. 2624), «Библиотеку» свт. Фотия I , патриарха К-польского (Vat. gr. 130. Fol. 1v), причем работал с лучшим кодексом сочинения Marc. gr. 450, сер. X в. ( Фонкич. 1999. С. 65, 71-72). Биография Н. Г. рано лишился отца, с 1299 г. его воспитывал дядя по материнской линии свт. Иоанн , митр. Ираклии Понтийской. Благодаря Иоанну Н. Г. познакомился с сочинениями Платона ( Laurent. 1935. Σ. 55). В возрасте ок. 20 лет Н. Г. переехал в К-поль, где изучал риторику и логику под руководством буд. патриарха К-польского Иоанна XIII Глики (1315-1319). В 1316 г. Н. Г. поступил в ученики к самому яркому интеллектуалу эпохи, великому логофету Феодору Метохиту , благодаря к-рому Н. Г. обрел глубокие познания в философии и астрономии.

http://pravenc.ru/text/2565528.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010