Закрыть itemscope itemtype="" > Очерки по теории иконописания. Часть 11 (нерукотворность) 27.03.2008 330 Время на чтение 6 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Аскетика есть высочайшее духовное творчество, творчество, материалом которого является сам человек. (Напомним, что дух, душа и тело рассматриваются христианами как единый психосоматический организм). Но икона при этом, как результат аскетического творчества, является выражением конкретного духовного опыта святости: Христос в человечности Своей может быть изображаем, как Он видим человеком через разнообразные субъективные призмы, хотя Он и не изобразим в истине и славе Своей, ибо для этого, по мысли С. Булгакова, изображающий должен быть не только подобен и сроден, но и равен изображаемому. 1 Значит, если и можно говорить об авторстве в иконе, то только в виде выбранного тона, тональности. Собственно тон - ТОНОС (tonos) - лук, изгиб его пред выстрелом. Для иконы - это степень кривизны линии, по которой Дух ниспускается в сердце: Дух - глаз - стрела кисти с целью в сердце. Духовный жест художника образует пространство иконы, вызывая в нем натяжение, и тем направляя его. Натяжениями от жеста - выбранной духовной тональностью - направление пространства, его кривизна в данной иконе знаменуется. Сказать по-иному, тональность иконы, как выражение степени одухотворенности художника, - это творческий жест в рамках канона. Различение степени тональности иконописи возможно как раз благодаря единосущию духовной благодати - Дух един. О жесте иконописца как выборе тональности, удивительно писал преподобный Иосиф Волоцкий: " Подобно сему стрелок, если хочет попасть в цель, сначала позаботится о выборе правильной позиции и, встав с осторожностью против цели, со тщанием берется за стрелу. Так и ты, желая уязвить стрелою главу лукавого диавола, прежде позаботься о благочинии твоих чувств, затем - об умирении внутренних помыслов, ибо уязвляет врага молитва чистая " . 2 Вообще тональность иконописи в православном мировоззрении есть следствие греховной искаженности мира. Но Церковь защитила икону от искажений, положив в ее основу канон, подобно тому, как Бог в основание человека положил свой образ. Благодать лежит на каждой иконе, соответствующей канону, как, по словам св.Дионисия Ареопагита, " изображение на печати принадлежит ее многочисленным оттискам, причем каждому из них также отнюдь не частично, но всецело " . 3 Отец Павел Флоренский считал, что все иконы явленные. " Первообразная икона - это подлинное восприятие мира потустороннего. Копии же ее имеют то же самое духовное содержание " . 4

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: «Новый год помогает людям отсчитывать время жизни» Предстоятель Русской Церкви совершил молебное пение на новолетие в Храме Христа Спасителя 03.01.2013 412 Время на чтение 3 минуты 31 декабря 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве , сообщает Патриархия.Ru. Перед началом молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. «Несколько часов отделяют нас от нового года. Сама по себе дата празднования нового года является условной. Разные дни полагались в основу нового лета, и долгое время на Руси новым годом было 1 сентября по юлианскому календарю, но со времени государя императора Петра I этим днем стало 1 января. Новый год помогает людям отсчитывать время жизни. Дата нового года помогает вести хронологию. Это необходимо, и не просто из-за праздного любопытства, — необходимо для того, чтобы у людей было целостное восприятие истории, чтобы не смешивались события и чтобы человек был способен, по крайней мере раз в году, подумать о прошлом и о будущем», - отметил Предстоятель Русской Церкви. По его словам, «в этом смысле празднование нового года имеет и духовный смысл, потому что мы, люди верующие, оценивая год прошедший, должны в первую очередь применять к оценке этого года не те мерила, которые используют люди светских профессий, оценивая минувший год с точек зрения политической, экономической, социальной». «У нас должно быть свое видение истории, которое тесно связано с понятием спасения», - добавил Патриарх. Предстоятель Русской Церкви задается вопросами: «Что произошло с нами? Что произошло с окружающими нас людьми? Что произошло с нашим обществом? Что произошло с родом человеческим? Куда мы идем? Становимся ли мы лучше или хуже?» «Этот вопрос каждый должен обратить к самому себе, в том числе сравнивая свои мысли, свои поступки с тем, что было в прошлом. И если, честно размышляя пред лицом Божиим о своей собственной жизни, мы почувствуем, что в минувшем году жили в духовном смысле хуже, чем в году предыдущем, то это будет означать для каждого человека, трезвенно относящегося к своей духовной жизни, необходимость что-то в ней изменить», - продолжил его Святейшество.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/03/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Первую бомбу «армянского вопроса» заложил Исраэл Ори» 20.03.2020 1255 Время на чтение 11 минут В студии " Вестника Кавказа " побывал известный исследователь истории Ближнего Востока Филипп Экозьянц, выпустивший в этом году первую часть масштабного исследования документов о жизни и деятельности одной из ключевых фигур " армянского мифа " – Исраэла Ори, представляемого в современном армяноведении как " основоположника и идеолога армянского национально-освободительного движения " . Исраэл Ори известен тем, что, покинув пределы родной Персии в 1678 году после неудачной поездки патриарха Иакова IV на запад, вернулся домой 21 год спустя, в 1699 году, с письмом курфюрста Пфальцского Иоанна Вильгельма к армянским меликам, обещавшим защиту персидским армянам от мусульман; затем он получил от меликов ответные письма с просьбой о военной помощи, обращенной к Иоанну Вильгельму, папе римскому и Петру I, и вновь уехал за границу, и именно так в мировой истории впервые был поставлен так называемый " армянский вопрос " . В книге " Исраэл Ори. Ларец Пандоры. Книга 1: Персия " Филипп Экозьянц детально исследовал историю Исраэла Ори и опубликовал все известные свидетельства о нем и " письмах армянских меликов " , показав читателю, что традиционная трактовка доступных документов далека от объективности и является результатом усердной трехвековой работы по созданию ложной истории Армении, превратившей ближневосточных христиан в инструмент реализации интересов Европы в Персии и Турции. Результаты этого исследования и стали темой беседы в нашей студии. - Сегодня у нас в гостях известный исследователь истории Ближнего Востока Филипп Вартанович Экозьянц. Здравствуйте! - Доброго здоровья! - Недавно у вас вышла первая книга, посвященная развенчанию мифов об армянской истории " Исраэл Ори - Ларец Пандоры. Книга 1: Персия " . Мы хотели бы с вами сегодня поговорить об этой книге и о тех исторических фактах, которые вы в ней излагаете. В первую очередь, кем был, согласно вашим выводам и тем документам, которые вы нашли, Исраэл Ори – в первую очередь тот, который приехал в Персию в 1699 году?

http://ruskline.ru/opp/2020/03/20/pervuy...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Поражает участие в Божественной литургии очень большого числа братчиков» Координатор проекта «Наследие» Александр Парамонов о юбилейных торжествах в честь столетия Александро-Невского братства 03.02.2018 951 Время на чтение 5 минут Как сообщалось , 1 февраля, в день памяти священномученика Петра Скипетрова, в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре прошли юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию Александро-Невского братства. В рамках торжеств состоялась передача Александро-Невскому братству картины, выполненной студентом московского колледжа 26 Александром Лариным . «Колледж Архитектуры Дизайна и Реинжиниринга 26 города Москвы готовит специалистов для реставрационной отрасли. В этом году один из выпускников колледжа, Александр Ларин, выбрал в качестве темы дипломной работы изготовление копии картины П. Корина Александр Невский. Тему Александр выбрал не случайно, так как образ святого князя оказался близок ему, а работа оказалась интересна и увлекательна. Руководителем работы Александра была Галина Александровна Гантимурова, художник, искусствовед с высшим педагогическим образованием, член Московского Союза художников, участник городских и региональных выставок, художник-иллюстратор детской литературы. Она посвятила работе с дипломником много времени, передала ему часть своего таланта», - сообщил РНЛ руководитель отделения «Реставрация и деревообработка» ГБПОУ Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга 26 Дмитрий Валерьевич Тузов. «В январе 2107 года Александр защитил дипломную работу и получил квалификацию художник-реставратор. Руководство колледжа и автор решили передать работу в дар Александро-Невскому братству в честь его столетия. 1 февраля на торжественном собрании братчиков в Лавре представители московского отделения Александро-Невского братства передали картину иеромонаху Прокопию», - отметил Д.Тузов. Своими впечатлениями от юбилейних мероприятий делится в интервью «Русской народной линии» их участник, кандидат педагогических наук, председатель ученого совета Колледжа предпринимательства 11 г. Москва , координатор проекта «Наследие», председатель Московского отделения Александро-Невского братства Александр Иванович Парамонов :

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/03/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сегодня нам необходимо жертвенное служение» В Александро-Невской Лавре 1 января состоялся 23-й крестный ход православных трезвенников 03.01.2023 1145 Время на чтение 8 минут Фото: Предоставлены автором 1 января 2023 года, в день памяти святого мученика Вонифатия, в Петербурге, на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоялся двадцать третий крестный ход православных трезвенников. Крестные ходы в первый день гражданского нового года в главном духовном центре Санкт-Петербурга уже давно стали благочестивой народной традицией . В этом году молитвенное шествие началось несколько позже, чем в предыдущие годы, а именно в 13.00. Возглавили крестный ход руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, священник храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга протоиерей Максим Плетнев; сотрудник координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге протоиерей Георгий Пименов; священник храма в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в Приморском районе (Каменка) иерей Игорь Хлынов. Как всегда, участники крестного хода двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала священника Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Служил ее протоиерей Георгий Пименов, по ее окончании он произнес проповедь. Священник, в частности, сказал : «Были разные эпохи в жизни страны, в жизни общества в минувшем ХХ веке.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/03/se...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сестричество " Отрада и Утешение " 20.03.2009 441 Время на чтение 10 минут Шестнадцатый год ведет попечительскую деятельность в психоневрологической больнице N 1 Киева сестричество в честь афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» Кирилловского прихода Украинской Православной Церкви. Ежегодно оказывается духовная и материальная помощь пациентам 28 отделений, среди которых два детских, а также отделение для людей, преступивших закон и проходящих судебно-психиатрическую экспертизу. Всего сестричеством за год опекается более 11 тысяч больных. Кирилловский приход был организован в 1993 году и стал первым «больничным» в Киеве. Священным Синодом Украинской Православной Церкви неоднократно признавался одним из лучших на Украине. Настоятель Настоятель прихода - протоиерей Феодор Шеремета. В 1993 году батюшка служил в Покровском монастыре, и осенью по просьбе духовных чад пришел в Павловскую больницу, как называют психбольницу N 1 киевляне. Несколько будущих прихожан принесли стул и сосуд для освящения воды. Больница находится вблизи древней Кирилловской церкви (XII в.), известной всему миру своими уникальными фресками и художественными работами Михаила Врубеля и уже многие годы действующей как музей - храм был закрыт в 1926 году. И вот впервые за 67 лет над этим уголком Киева звучали слова водосвятного молебна. Через некоторое время стали подходить пациенты больницы, которым разрешался свободный выход из отделений. Некоторые приближались к отцу Феодору и руками касались его рясы со словами: «А это настоящий батюшка?». После молебна отец Феодор стал раздавать крестики и иконки. Больные с радостью принимали святыни, крестились, кто как умел, восклицая: «Вот и к нам Бог пришел!.. Этого батюшку Христос прислал!.. И Матерь Божия…». По сути, именно в тот осенний день Кирилловский приход и начал свою душеспасительную деятельность. Главврач больницы Виталий Лисовенко откликнулся на инициативу православных. В здании старого клуба, где некогда размещалась трапезная Кирилловского монастыря, было выделено помещение для совершения богослужений. А затем Церкви был передан в пользование и весь одноэтажный корпус, на то время пребывающий в аварийном состоянии. Несколько сестер по благословению настоятеля устроились работать санитарками в больничные отделения клиники, они же, а затем и другие сестры и братья стали приводить группы больных на богослужения. Так начало свою деятельность сестричество милосердия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Символы Евангелистов у прп. Андрея Рублева Иконография «Спас в силах» 03.09.2023 1995 Время на чтение 31 минут Источник: rublevmuseum Далеко не все христиане, даже в среде образованных, могут объяснить происхождение и значение символов четырех Евангелистов: Ангела, Орла, Тельца и Льва. Хотя на эту и близкую ей тему иконографии «Спас в силах» написано большое количество специальных исследований, статей и даже книг. Илл. 1. Христос с апостолами Петром и Павлом. Агнец на горе, из которой истекают четыре райские реки.Фреска в катакомбах Петра и Марцеллина. Сер. IV в., Рим Первоначально символами евангелистов служили четыре райские реки, в древнехристианском искусстве они представлены множеством памятников. Самый ранний из сохранившихся, возможно, фреска в катакомбах Марцеллина и Петра IV в. (илл. 1) и примерно того же времени мозаика в мавзолее Санта-Констанца 2 пол. IV в. (илл. 2). Илл. 2. Христос Эммануил с апостолами Петром и Павлом. Из-под Его ног истекают четыре райские реки. По сторонам от них четыре агнца символизируют четырех Евангелистов. Мозаика в мавзолее Санта-Констанца. 2-я пол. IV в., Рим Также второй половиной IV в. датируются мозаики баптистерия Сан-Джовани-ин-Фонте в кафедральном соборе Неаполя, здесь евангелисты представлены уже в виде символов Ангела и Льва (два других изображения утрачены). Надо заметить, что эти мозаики находятся в тромпах – парусах сферической формы, там, где они позднее обрели каноническое место в крестовокупольных храмах (илл. 3, 4). Илл. 3, 4. Свод с тромпами, в которых помещены символические изображения Евангелистов – Ангела и Льва. Мозаики в баптистерии Сан-Джованни-ин-Фонте в кафедральном соборе Неаполя. 2-я пол. IV в. Далее мы находим символы евангелистов в базилике Санта-Пуденциана, построенной в самом начале V в., а в последней четверти V в. они появляются в конхе церкви Осиос Давид в Фессалониках (илл. 5). Илл. 5. Видение пророка Иезекииля. Христос Эммануил на радуге в окружении четырех символических животных. Мозаика в апсиде храма Осиос Давид. 475–500 гг., Фессалоники

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собрание духовенства и мирян в Черновицкой епархии: нестроения в Церкви растут 29.03.2016 1573 В Свято-Вознесенском мужском монастыре с. Банчены Черновицкой епархии Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата под председательством викария Черновицкой епархии епископа Банченского Лонгина состоялось собрание священников, монашествующих и мирян. На собрании была осуждена встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском, 30 пунктов декларации, подписанной в Гаване, епископ Лонгин уподобил 30 сребреникам, а Всеправославный собор, который состоится на праздник Святой Троицы на Крите, собравшиеся заранее определили как «волчий собор». Собрание состоялось 10 марта, но видео-отчет выложен в сети только 26 марта. Судя по тому, что ответы на вопросы мирян выступавшие монахи зачитывали, собрание было подготовлено заранее. Епископ Банченский, викарий Черновицкой епархии УПЦ МП Лонгин (Жар) известен тем, что он создал приют для нескольких сотен больных детей, за что был удостоен звания Герой Украины. В последнее время обличал киевские власти за войну на юго-востоке Украины. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 3. Re: Собрание духовенства и мирян в Черновицкой епархии: нестроения в Церкви растут Послание к Галатам 1:17.и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. 1:18.Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Путин договаривается (Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Онъ направляетъ его) с арабами и евреями и настоятельно приветствует встречу Патриарха с преемником кафедры апостола Петра. Если епископ найдет в послании к Галатам параллели с сегодняшними событиями, то может легко пересмотреть свое мнение. Слишком много у него в выступлении исторических ошибок и лжи(про ревизию догматов и литургии). А маленькая ложь приводит к большому недоверию.

http://ruskline.ru/video/2016/mart/29/so...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ушел подлинный подвижник благочестия» Диакон Владимир Василик об известном ученом и общественном деятеле Сергее Зегжде, скончавшемся 1 октября 03.10.2015 1329 Время на чтение 4 минуты 1 октября на 81-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончался последний член довоенного Александро-Невского братства Сергей Андреевич Зегжда, доктор математических наук, профессор математическо-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Редакция «Русской народной линии», деловое сообщество «ДелоРус» и Александро-Невское братство выражают глубокие соболезнования родным и близким покойного. Да упокоит Господь новопреставленного раба Божия Сергия в селениях праведных… О личности С.А.Зегжды рассуждает в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик : Его жизнь действительно необычайна. Отец его Андрей Зегжда и мать Варвара Сергеевна, урожд. Заспелова принадлежали к Александро-Невскому братству и благодаря ему и познакомились. Отец Сергея Андреевича был расстрелян в 1937 году. Мать, еще будучи девушкой, была знакома с митрополитом Петроградским Вениамином и получила его благословение. Его тетушка – монахиня Сергия (в миру Анастасия Сергеевна Заспелова) принадлежала к Петергофскому сестричеству преподобного Серафима Саровского, которое возродилось после того, как сестры подворья Серафимо-Дивеевской пустыни уехали после революции. В 1920-е годы иеромонах Варсонофий (Веревкин) восстановил сестричество и к нему принадлежала Анастасия Сергеевна Заспелова, будущая монахиня Сергия. Сергей Андреевич рос в духовной молитвенной обстановке. Он познал тяготы войны, бедствия в эвакуации. Будучи отроком в 1945 году, он помнил приезд митрополита Гор Ливанских Илии и рассказ его о явлении ему Пресвятой Богородицы. Сергей Андреевич хранил веру постоянно и в школе, и в университете, в котором он отлично учился и в котором проработал практически всю свою жизнь. Как математик он сделал выдающееся открытие, и многие помнят его как мудрого внимательного наставника, благожелательного сотрудника. Но гораздо важнее его духовная миссия. Он был духовным чадом владыки Гурия (Егорова) и близко общался со всеми братчиками и братчицами Александро-Невского братства. Его духовным отцом являлся архимандрит Кирилл (Павлов). Сергей Андреевич Зегжда в 60-80-е годы был наставником для многих, наставником для университетской и не только университетской молодежи. Он не имел семьи, но воспитывал детей своих близких и друзей в духе Православия, давал им уроки Закона Божия, рассказывал о новомучениках и исповедниках российских, приобщал к Православной вере.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/03/us...

Закрыть Зачем Церковь пытаются продавить под себя? Ведущий программы «Вести недели» Дмитрий Киселев призвал Русскую Церковь изменить отношение к суррогатному материнству 03.12.2019 1518 Время на чтение 4 минуты Журналист, автор и ведущий программы «Вести недели» на телеканале «Россия 1» Дмитрий Киселев считает, что Русская Православная Церковь могла бы изменить свою позицию относительно суррогатного материнства путем религиозно-светских дискуссий, при этом он призвал разработать при участии Церкви соответствующую моральную норму, сообщает РИА Новости. Ранее 44-летняя продюсер Яна Рудковская в интервью журналу Hello! сообщила, что вместе со своим мужем, фигуристом Евгением Плющенко, хочет воспользоваться услугами суррогатной матери. Пара уже нашла подходящую женщину, которую они готовы на время поселить у себя дома. Перед этим Рудковская несколько раз неудачно пыталась забеременеть с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). «Понимаю, что вопрос дискуссионный. Ну и хорошо. Наша Церковь как важнейший и уважаемый общественный институт не раз доказывала, что способна и к внутренним дискуссиям, и к дискуссиям на остросоциальные темы. Это все естественно и нормально по мере развития культуры нашей цивилизации и появления новых нравственных вызовов», — заявил Киселев в программе «Вести недели» на телеканале «Россия 1». Как отметил журналист, Русская Церковь считает суррогатное материнство «противоестественным» и «недопустимым», а крестить детей, рожденных суррогатной матерью, священнику разрешено лишь после раскаяния родителей в содеянном. Таким образом, будущий ребенок Плющенко и Рудковской сможет покреститься по собственному желанию в зрелом возрасте. «В то же время с точки зрения государства Яна и Женя ничего не нарушают. Суррогатное материнство разрешено законом, конкретно ФЗ-323, принятом еще в 2011 году», — напомнил Киселев. Журналист указал, что Россия находится на втором месте в мире после США по числу детей, рожденных с помощью суррогатных матерей. В то же время Социальная концепция РПЦ предусматривает, что «если муж или жена не способны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/03/za...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010