Гимнографическая деятельность Русской Православной Церкви после восстановления Патриаршества (1917–1988) Источник Скачать epub pdf (Доклад, прочитанный в 1988 году на III конференции, посвящённой Тысячелетию Крещения Руси) Обозреваемый период гимнографической деятельности Русской Церкви делится на два периода: 1) 1917–1945; 2) 1945–1988. В первый период можно наметить три основных группы служб: 1) Богородичные; 2) связанные с деятельностью Поместного Собора 1917–1918 гг.; 3) написанные по особым побуждениям. Иконам Пресвятой Богородицы за период 1917–1945 написаны следующие службы: «Державная» (явилась 2 марта 1917) – первая служба (и акафист) составлена с участием Святейшего Патриарха Тихона (†7.04/25.03.1925), вторая служба – Владимиром Васильевичем Богородским. Служба, составленная Святейшим Патриархом Тихоном, должна быть признана одним из лучших образцов православной гимнографии. Одни тексты составлены от первого лица и открывают перед нами душевное состояние песнотворца, другие тексты, как монументальные картины, показывают состояние Церкви того времени, исполнены молений о прощении грехов и помиловании, а также прославляют державное заступничество Пресвятой Богородицы. Вот, например, как необычайно начинается великая вечерня: «И рыдах, и взывах к Тебе, Владычице, но не возмогл есть глас мой и како умолю Тя? Сама убо даждь ми молитву и сохрани раба Твоего… " (стихира глас 4). Канон службы – драгоценное свидетельство смирения, стойкости и веры Святейшего Патриарха Тихона: «Аз из глубины зол моих вопию Ти, и не премолчит стон мой пред Тобою; виждь, о, виждь, Владычице Дево и не отвержи мене, услыши убо вопль гласа моего…». «Обольсти мя змий, клеветник бо есть…»; «Горьким плачем моим, яко воду, излию сердце мое…»; «Аз, егда и во уздех, но Тобою, Отроковице Чистая, выну свободь есмь, и не в страх ми умаление мое есть…»; «Слово лестче положиша на мне врази мои и сокрушает мя рог непокоривых. Друзи мои и тии оставиша мя, но не остави мене и Ты, Владычице…»; «Из печи разжжения моего, яко из адова пламени, вопию Ти: Владычице Дево, окропи мя росою слез Твоих…». Невозможно остаться равнодушным к стенаниям этой службы, которая удивительно соединила в себе и Богодухновенное творчество, и документальность личного свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Гимнографическая деятельность Русской Православной Церкви после восстановления Патриаршества (1917–1988) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 18 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 (Доклад, прочитанный в 1988 году на III конференции, посвящённой Тысячелетию Крещения Руси) Обозреваемый период гимнографической деятельности Русской Церкви делится на два периода: 1) 1917–1945; 2) 1945–1988. В первый период можно наметить три основных группы служб: 1) Богородичные; 2) связанные с деятельностью Поместного Собора 1917–1918 гг.; 3) написанные по особым побуждениям. Иконам Пресвятой Богородицы за период 1917–1945 написаны следующие службы: “Державная” (явилась 2 марта 1917) — первая служба (и акафист) составлена с участием Святейшего Патриарха Тихона (†7.04/25.03.1925), вторая служба — Владимиром Васильевичем Богородским. Служба, составленная Святейшим Патриархом Тихоном, должна быть признана одним из лучших образцов православной гимнографии. Одни тексты составлены от первого лица и открывают перед нами душевное состояние песнотворца, другие тексты, как монументальные картины, показывают состояние Церкви того времени, исполнены молений о прощении грехов и помиловании, а также прославляют державное заступничество Пресвятой Богородицы. Вот, например, как необычайно начинается великая вечерня: “И рыдах, и взывах к Тебе, Владычице, но не возмогл есть глас мой и како умолю Тя? Сама убо даждь ми молитву и сохрани раба Твоего…”(стихира глас 4). Канон службы — драгоценное свидетельство смирения, стойкости и веры Святейшего Патриарха Тихона: “Аз из глубины зол моих вопию Ти, и не премолчит стон мой пред Тобою; виждь, о, виждь, Владычице Дево и не отвержи мене, услыши убо вопль гласа моего…”. “Обольсти мя змий, клеветник бо есть…”; “Горьким плачем моим, яко воду, излию сердце мое…”; “Аз, егда и во уздех, но Тобою, Отроковице Чистая, выну свободь есмь, и не в страх ми умаление мое есть…”; “Слово лестче положиша на мне врази мои и сокрушает мя рог непокоривых. Друзи мои и тии оставиша мя, но не остави мене и Ты, Владычице…”; “Из печи разжжения моего, яко из адова пламени, вопию Ти: Владычице Дево, окропи мя росою слез Твоих…”. Невозможно остаться равнодушным к стенаниям этой службы, которая удивительно соединила в себе и Богодухновенное творчество, и документальность личного свидетельства.

http://pravmir.ru/gimnograficheskaya-dey...

Документы Послание Святого и Великого собора Православной Церкви православным людям и каждому человеку доброй воли 26.06.2016 15:03 Мы восхваляем и славим Бога «милости и всякого утешения», что сподобил нас собраться в неделю Пятидесятницы (18-26 июня 2016 года) на острове Крит, где апостол Павел и ученик его Тит проповедовали Евангелие в первые годы жизни Церкви. Мы благодарим Бога в Троице, что благоволил нам завершить в единодушии работу Святого и Великого Православного Собора, созванного Вселенским Патриархом Киром Варфоломеем в единомыслии с Предстоятелями Поместных Православных Автокефальных Церквей. Верно следуя примеру Апостолов и Богоносных отцов, мы снова углубились в Евангелие свободы, «которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1). Основой наших богословских обсуждений  была уверенность в том, что Церковь не живёт для себя. Она несёт свидетельство Евангелия благодати и истины, и предлагает всему миру дары Божии: любовь, мир, справедливость, примирение, силу Креста и Воскресения и чаяние вечности. 1. Главным приоритетом Святого и Великого Собора было провозглашение единства Православной Церкви. Опирающееся на Божественную Евхаристию и апостольское преемство Епископов, существующее единство должно укрепляться и приносить новые плоды. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь является Божественно-человеческим обществом, предвкушением и переживанием последних реалий в Божественной Евхаристии. Как непреходящая Пятидесятница она есть неумолчный пророческий голос, присутствие и свидетельство Царства Божией любви. Верная последовательной апостольской традиции и таинственному опыту, Православная Церковь является подлинным преемником Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, каковая исповедуется в Символе веры и подтверждается в учении Отцов Церкви. Наша Церковь переживает тайну Божественной икономии в таинственной жизни, сосредоточенной на Евхаристии. Православная Церковь выражает своё единство и соборность в Соборе. Соборность определяет организацию, принятие решения и выбор своего пути. Православные Поместные Церкви являются не конфедерацией Церквей, но Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Каждая Поместная церковь, где совершается Евхаристия, являет собой присутствие в данном месте и выражение Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. В православной диаспоре в различных странах мира было решено продолжить работу Епископских собраний до тех пор, когда станет возможным применение канонической акривии. Эти собрания состоят из канонических Епископов, назначаемых каждой автокефальной Церковью и пребывающих в подчинении ей. Скоординированное  функционирование Епископских Собраний гарантирует соблюдение принципа православной соборности.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Балет «Распутин» Старая ложь на человека Божия и хула на Святых Царственных мучеников 07.03.2023 1157 Время на чтение 16 минут Фото: Lenta.ru «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (1 Пар. 16:22) 11 марта 2023 года во Дворце Республики Минска анонсирован показ драматического балета «Распутин» со скандально известным артистом балета Сергеем Полуниным в главной роли. Действующими лицами драмы являются Григорий Распутин (Сергей Полунин), Царь Николай II , императрица Александра Фёдоровна, царевич Алексей (15-летний сербский танцовщик Джордже Каленич) и убийца Распутина князь Феликс Юсупов (Йохан Коббург, Англия) . Согласно официальному сайту продажи билетов на шоу Сергея Полунина география его гастролей со спектаклем «Распутин» по России на апрель 2023 года следующая: 1-2 апреля – Казань, 4 – Уфа, 6 – Челябинск, 7 – Екатеринбург, 9 – Тюмень, 11 – Ханты-Мансийск, 20 – Томск, 23 – Новосибирск, 27 – Красноярск. Григорий Ефимович Распутин – яркая историческая личность, о роли которой в судьбе России до сих пор ведутся непримиримые споры. Немалое число православных людей склонны считать его святым. Противники же России, Православия и русского народа демонизируют его, как и всё русское. Кампания клеветы на Григория Распутина, начатая перед переворотом 1917 года, возобновилась во времена распада СССР. Тогда, в начале XX века, клевета в отношении Распутина велась с целью опорочить Царя Николая II и его семью для последующего свержения монархии и разрушения России. В конце 90-х для либералов, в том числе и церковных, возобновленная клевета на старца была главным предлогом, чтобы не допустить реабилитации в глазах народа оклеветанного Царя-мученика Николая II и канонизации его и его семьи. Казалось бы, клеветникам России пора успокоиться, но нет, и в наши дни они продолжают распространять давние наветы. Как тогда многие простодушные христиане, некоторые священнослужители, в том числе и архиереи, поверили клевете на Григория Распутина, так и ныне некоторые даже почитающие Царя-мученика Николая II православные верующие и священнослужители не знают и не утруждают себя, чтобы узнать правду о личности друга Царской семьи. Несмотря на то, что количество лживых книг о Григории Ефимовиче уже перевалило за сотню, в последние годы издан и ряд правдивых книг о нем историков и писателей, разоблачивших клевету на него на основе подлинных архивных документов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/07/ba...

Закрыть itemscope itemtype="" > Война с храмами в СССР: краткая летопись. Ч. 3 05.03.2020 516 Время на чтение 13 минут Источник: Православная жизнь Продолжая повествование о безпрецедентних гонениях на Православную Церковь в ХХ столетии, стоит отдельно остановиться на масштабной войне, развернутой атеистической властью против «культовых сооружений», то есть храмов Божих. Послевоенный подъем духовной жизни победившего народа был неподдельным, вызывая ярость сотрудников идеологических служб ВКП (б) и поток «записок» от профессиональных специалистов по «научному атеизму» типа Бориса Кандидова, автора многочисленных опусов вроде «Крестом и нагайкой». Немало граждан близко восприняло призыв Поместного собора РПЦ 1945 года ко вступлению в церковный брак. В марте 1945 г. в Казани старший лейтенант-танкист Сергей Соловьев, пять раз раненый, кавалер боевых наград, по просьбе невесты в полной воинской форме венчался с ней в храме – и тут же был исключен из За телевизор ответишь В общей сложности к 1 апреля 1946 г. в Украинс кой ССР насчитывалось 6070 действующих православных церквей – около 58% от их общесоюзного Всего же в СССР на то время было учтено 10 547 православных церквей, причем имелось 16 297 недействующих храмов, из которых 2 953 пустовали, а 13 344 использовались под «хозяйственные нужды». Однако государственные органы сразу же приступили к перерегистрации религиозных общин, что стало дополнительным поводом для закрытия «нежелательных» храмов или роспуска общин верующих. До начала 1945 г. зарегистрировали 1900 православных храмов (около 30%). Например, на Пасху 1948 года, как сообщалось в отчете Уполномоченного Совета по делам православной церкви при СМ СССР по УССР от 18 мая 1948 посещаемость храмов резко выросла по сравнению с прошлым годом, церкви переполнены и не могут вместить всех прихожан, среди которых до четверти – дети и молодежь, офицеры в форме (в Николаеве – около 100). Даже индустриальной Сталинской области общее число пришедших на службу оценивалось в 300 тыс., в городских храмах молилось от 4 до 15 тыс. человек, в церквях райцентров – 1-3 тыс. прихожан. При этом святило куличи 50-60% собравшихся, до 40-50% доходила часть детей и молодежи, четверть – мужчины трудоспособного возраста.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/05/voina_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Дальше только адская пропасть» На Украине мы наблюдаем массовый психоз 17.03.2023 1007 Фото: из открытых источников «Сколько нужно времени, чтобы свести с ума одного человека? Вопрос открытытй. Если не простого, а подготовленного, да в закрытой камере под монотонную, ни днем - ни ночью не замолкающую мелодию... или под звук стихов Мао Цзе Дуна (было описание такой пытки в приключенческой лит-ре про шпионов), то от пары дней до недели. Дальше - необратимые последствия», - пишет в тлг-канале клирик храма святителя Василия Великого Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачёв. «А если целую страну? Накрыть информационным куполом, плотней, чем когда-то в Союзе, и включить геббельсовскую шарманку из ТСН, 1+1 и т.п. Через сколько лет люди массово двинутся башкой? Тут и пары лет бы хватило. А 15 или 20 лет однозначно хватит, чтобы на выходе получить многомиллионнную армию сдвинутых по фазе людей», - отметил священник. «Причем массовость явления сделает так, что псих на психа глянет и ничего не заметит. Все же одинаковые! Если деньги считать, то люди будут вполне смышлеными. А вот если разбираться с совестью да с исторической памятью, с вопросами нравственности и личной ответственности, то получатся совсем непроходимые дебри. И на наших глазах этот эксперимент с целой страной (!) вполне удачно проведен. Впрочем, эти чары расколдовываются. Мальчишка один украинский в центральной России оказался. Полгода был как волчонок. Например, после посещения зоопарка на вопрос: Тебе что понравилось? отвечал: Мне ничего не понравилось. Я с украины. Через полгода оттаял, заулыбался, стал друзей среди сверстников искать... Правда, его регулярно причащали и водили на службы. Он в себя и пришел помаленьку. Так что дело имеет обратный ход, если с Богом не рассориться», - подчеркнул проповедник. «Вот, кстати, почему в украине под Церковь копают. С никудышними попами-предателями последняя возможность расколдоваться у украинцев исчезает, как дым.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/17/da...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем нам Евангелие? Часть 2. Заповедь о покаянии (продолжение) 31.03.2023 472 Время на чтение 14 минут Фото: из открытых источников Часть 1 . Продолжу начатый в предыдущей статье разговор. В ней мы решили проверить, знаем ли мы и исполняем ли евангельские заповеди, и начали мы рассмотрение этого вопроса с главной, основополагающей заповеди Господа о необходимости покаяния – «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), в которой, как пишут святые отцы, заключено всё Евангелие. Для этого рассмотрения мы применяем учение о покаянии святителя Игнатия (Брянчанинова) – святого отца нашей Церкви, которого она называет «учителем покаяния и молитвы изрядным» (тропарь святителю Игнатию). Церковь не зря назвала так святителя Игнатия – он подробно рассматривает покаяние как непрерывный процесс всей нашей духовной жизни, его учение о покаянии стройно, последовательно и всесторонне освещает это спасительное духовное врачевство, вводящее своих постоянных и настойчивых делателей в Царство Небесное. Живое слово владыки, точно соответствующее учению древних святых отцов, подкрепленное личным опытом и изложенное прекрасным литературным языком, действует на душу подобно обоюдоострому мечу, «проникающему до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 14:12). 1.3. Святитель Игнатий пишет: « Покаяние во грехе, – сказал некий великий отец, – заключается в том, чтоб сознать свой грех, раскаяться в нем и уже не повторять его (преподобный Пимен Великий)». «Покаяние в смертном грехе состоит в том, чтоб исповедать грех духовному отцу, принять от него епитимию и впредь в этот грех не впадать. Но как многим, впавшим в смертный грех, не оказалось возможности принести покаяния в грехе!». «Покаяние тогда только признается истинным и действительным, когда последствием его бывает оставление греха смертного. Без этого последствия покаяние — бесплодно… Если же, при покаянии, смертный грех не оставляется по привязанности к нему, не оставляется по произволению; если кающийся не удаляет от себя причин греха или и сам не удаляется от них произвольно: то покаяние такое, покаяние слабое, двоедушное, поверхностное, причисляется к деяниям лицемерства. Оно — гибельная попытка обмануть и Бога, и себя». «Ненависть к грехам – признак истинного покаяния, решимости вести жизнь добродетельную».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/31/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Конец «японского чуда» Иерей Александр Шумский рассуждает о значении катаклизма в Японии 14.03.2011 40729 Время на чтение 3 минуты «Всё опустело, как после разорения чужими» (пророк Исайя) Ужас произошедшего в Японии состоит даже не в том, что этой стране и её народу нанесен почти непоправимый ущерб, а в том, что подобная катастрофа и даже ещё более страшная в любой момент может произойти снова. В этом видится абсолютная безысходность. Для любого думающего человека, очевидно, что никакие достижения прогресса не способны противостоять даже вполне среднему, по меркам нашей планеты, землетрясению и другим природным катаклизмам. Образно говоря, земля лишь «вздрогнула во сне», у неё всего лишь «дернулось веко» и кончилось японское чудо со всеми «хондами», «тойотами», роботами и тому подобному. А что будет, если матушка-земля захочет перевернуться на другой бок? Когда-то прогрессисты всех мастей, в том числе и коммунисты, ставили задачу овладения природой. И что же мы видим? Человечество не приблизилось к решению этой задачи даже на миллиметр. Знаменательным, безусловно, является тот факт, что катастрофа в Японии произошла в дни Великого Поста. Конечно, подобное наблюдение вызовет ярость у людей неверующих. Но мы, православные, прекрасно понимаем, что такое совпадение случайным быть не может, ибо согласно Евангелию даже волос с головы не может упасть случайно. Тем более, что Япония, самая православная из всех азиатских стран. Ведь именно в то самое время, когда сотрясалась японская земля и многометровые волны слизывали города и селения в японских православных храмах читали паремии пророка Исайи и Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Как содрогалось сердце православных японцев, когда они слышали слова пророка Исайи «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! (1:10)… Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (1:16,17)» . Что творилось в душе японского православного священника, когда он читал стихи покаянного Канона преподобного Андрея Критского «Вкушаяй присно горькаго напоения; время сокращается, восстани, близ при дверях Судия есть. Яко соние, яко цвет время жития течет: что в суе мятемся»? Не совпадает покаянный Канон с новым мировым порядком, ну никак не совпадает, но напротив, каждое слово преподобного Андрея вступает в конфликт с этим порядком. Между ними не может быть никакого компромисса. Чем дальше человечество движется по пути либерального прогресса, тем сильнее нарастает этот конфликт.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/03/14/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > О несовместимости творчества с «Левиафаном» Часть 2. Году российского кино посвящается 29.03.2016 716 Время на чтение 9 минут Часть 1 Когда было много разговоров о фильме «Левиафан», я его специально не смотрел. Руководствуясь правилом, что лучше эту дрянь не смотреть вообще. Однако вполне определенное мнение об сем сомнительном «шедевре» у меня уже тогда сложилось. Но когда я решил написать об этом статью, то предварительно ради нее (хотя и с большим трудом, за пять или шесть присестов) просмотрел сию муру. Уже первое впечатление от сего кина - оно представляет собой полнейший набор несуразностей, нелепостей и глупостей, являющихся следствием абсолютно халтурной работы режиссера и сценариста (почти в одном лице) А.Звягинцева. Так совершенно нелепа завязка фильма: у мелкого российского бизнесмена местный мэр хочет отобрать дом и мастерскую, чтобы построить на их месте церковь. Заметим, что дело происходит не в густонаселенной Москве , а на депрессивном, т.е. крайне малонаселенном севере РФ, где квадратных километров гораздо больше, чем людей! Для справки г-на Звягинцева и почитателей его таланта: в одном кв.км - 1000000 (1 миллион) квадратных метров, а не 1000 сантиметров, как, по-видимому, считают они, плохо учившиеся в СШ. Так что же, из этого миллиона (а на семью киношного бизнесмена в среднем, наверняка, все десять миллионов будет) мэр не мог найти в другом, пустом место несколько сотен квадратных метров для храма?! Здесь не убеждает даже киношное всесилие бандита мэра. Люди все-таки предпочитают входить и выходить через двери дома, а не каждый раз проламывать стену лбом, даже в том случае, если она тонкая и хрупкая, а входящий - дуболом. А почему?! Потому, что через дверь удобнее. Так и мэру, особенно электорально озабоченному, какой он ни есть бандит, зачем создавать себе абсолютно ненужные и излишние проблемы перед выборами?! А, г-н Звягинцев, - логично?! Тогда зачем же вы самом начале вашей кинохалтуры вешаете эту свою алогичную лапшу на уши зрителю?! Которая не имеет ничего общего ни с реальностью, ни логикой, ни со здравым смыслом, а является лишь следствием желания режиссера; его, так сказать, хотелкой. Оно и понятно, без сего ненаучно-фантастического зачала и фильма бы не было. А так высосал режиссер начало из пальца и пошел дальше «творить».

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/30/...

Закрыть itemscope itemtype="" > От Сталина пытаются оставить только рукав К 70-летию кончины советского вождя 04.03.2023 1927 Время на чтение 5 минут Фото: Из интернет-источников 5 марта 70 лет тому назад умер советский вождь Иосиф Виссарионович Сталин. Его смерть явилась горем для всего Советского Союза. Глубоко знаменательны слова Святейшего Патриарха Алексия на панихиде по Сталину, которую, подчёркиваю, он совершил добровольно: « Упразднилась сила великая, нравственная, общественная, сила, в которой наш народ ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет». Слова святителя Алексия явились пророческими. Наследники Сталина промотали и «разбазарили» его империю. Хрущёв, уничтожив физически или морально своих конкурентов, стал проводить политику оголтелой десталинизации. Причём, временами доходя до абсурда: в присутствии полководцев Великой Отечественной войны, знавших, как работал Сталин, вымеряя по картам 1 сантиметр – 1 километр, Хрущёв нагло заявлял, что Сталин руководил войной по глобусу. Отметим, что Хрущёв устроил самый настоящий погром в армии. По воспоминаниям генерала Александра Васильевича Пыльцына, выгоняли людей, которым оставалось до конца службы три месяца. Некоторые не выдерживали и кончали жизнь самоубийством. Хрущёв ненавидел всё, связанное со Сталиным: традиционную русскую культуру и архитектуру, именно он едва не уничтожил её, покончив с тем, что называли Сталинским ампиром и что сейчас многие осмысляют как подлинный русский стиль послереволюционной эпохи. Отметим, что под каток антисталинских репрессии попала и Русская Православная Церковь, которую Хрущёв ненавидел, в том числе и за то, что Сталин в 1943 году восстановил Патриаршество, административные и учебные структуры Русской Православной Церкви, открыв или допустив открытие тысяч храмов. Во времена «хрущёвских» гонений на Церковь была закрыта большая часть семинарий, уничтожено большая часть монастырей, закрыта половина приходов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/04/ot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010