Василий Михайлович (1.03.1862, с. Антиповка Камышинского у. Саратовской губ.- 1.06. 1926, Москва), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог. Род. в семье сельского свящ. Михаила Александровича Металлова. Судьба М. складывалась непросто. Мать М. умерла, когда ему было 4 года, в 10 лет, после смерти отца, не осталось никого из родственников, кто мог бы позаботиться о нем. Оказавшись без попечения, М. в 1872 г. поступил на казенное содержание в Камышинское ДУ, в 1876 г.- в Саратовскую ДС, где он пел в хоре, самостоятельно научился играть на скрипке и фортепиано, изучал книги по теории музыки, начал сочинять светскую и духовную музыку. Окончив в 1882 г. семинарию по 1-му разряду (т. е. с отличием), продолжил обучение в МДА. В том же году он женился на дочери священника Павле Петровне Кортневой; несмотря на неустроенность и крайнюю нужду в первые годы совместной жизни, их брак был долгим и счастливым; у них родились 3 сына и 2 дочери. Из-за сложного материального положения в 1884 г., будучи на 3-м курсе МДА, М. был вынужден оставить обучение и поступить сельским священником в Саратовскую епархию. 10 сент. 1884 г. еп. Саратовский и Царицынский Павел (Вильчинский) рукоположил его во иерея ц. арх. Михаила с. Липовка Царицынского у. Здесь М. организовал муж. хор из прихожан, составлял для него переложения песнопений. В 1886 г., по его прошению, М. был переведен в Казанскую ц. с. Рыбинка Камышинского у., в 1887 г.- в Саратов, в ц. свт. Николая Саратовского исправительного арестантского отд-ния. Большое влияние на М. оказало знакомство (с июня 1887, по переписке) с проф. Московской консерватории прот. Д. В. Разумовским , основоположником рус. муз. медиевистики, создателем и руководителем кафедры истории церковного пения. М. просил прот. Д. Разумовского содействовать ему в получении диплома учителя пения или регента и разрешения на публикацию его муз. переложений. В Саратове М. продолжил делать переложения обиходных песнопений, написал ряд статей, посвященных истории рус. церковнопевч. искусства (см.: Саратовские ЕВ. 1888, 1890, 1891). В 1889-1893 гг. изд-вом попечительства над Саратовским исправительным отд-нием было напечатано 4 выпуска проповедей М. под заголовком «Из бесед с заключенными».

http://pravenc.ru/text/2563066.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Морально-нравственная беседа с сотрудниками МЧС 13.04.2019 1115 Время на чтение 3 минуты Беседа протоиерея Димитрия Смирнова с сотрудниками МЧС, состоявшаяся 8 апреля 2019 года в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете. Ниже под видео представлен список вопросов поднятых в беседе • Свернуть список вопросов 1. Церковь и религия. Насколько они близки друг к другу на фоне негатива, который льётся на Церковь из СМИ? (2:02) 2. Есть ли в Церкви программа по привлечению молодёжи? (14:10) 3. Как РПЦ относится к признанию автокефалии УПЦ? (16:15) 4. Почему в церкви всё платно? (22:42) 5. Почему так мало развито духовное воспитание детей и молодёжи через дополнительные занятия при храмах, спортивные секции, языковые курсы? (26:04) 6. «Хочу» и «должен» по отношению к ближнему. Как не срываться на близких, исполняя свой родственный долг? (28:38) 7. Чем грозит решение Украины о создании автокефальной церкви? (32:16) 8. Что ждёт институт семьи? Он сохранится или отомрёт? (34:19) 9. Есть ли у Церкви инструментарий, чтобы изменить демографическую ситуацию в стране? (41:04) 10. Совместно ли смирение и защита своих прав? (46:06) 11. Понятие светлой и тёмной души связано с физическим телом или душа существует в астральном мире? (46:33) 12. Каково отношение Церкви к повышению пенсионного возраста? (48:38) 13. Есть ли пенсия у священников? (50:00) 14. Вы из священнической семьи? (51:36) 15. Большая ли у Вас семья? (52:20) 16. Не противоречат ли занятия единоборствами православию? (53:30) 17. Среди молодёжи набирает обороты увлечение славянскими традициями с нотками язычества. Как к этому относится Церковь? (57:01) 18. Что происходит, если человек считает себя верующим, но не посещает храм и не участвует в церковных Таинствах? (57:55) 19. Что такое православная христианская семья? Чем она отличается от других семей? (59:40) 20. Почему православные христианские семьи не рожают детей, как мусульманские? (1:02:20) 21. Что говорит Библия о семье и браке? (1:03:37)

http://ruskline.ru/video/2019/aprel/13/m...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нечистые духом и сердцем: закрывая все вопросы 1. Третий день выступления (окончание, с допросом) на судебном заседании 17.10.2019 г. 21.01.2020 999 Время на чтение 69 минут Третий день выступления (окончание, с допросом) Николая Каклюгина на судебном заседании 17.10.2019 г. в Пролетарском районном суде города Ростова-на-Донус пояснениями по сути дела и полным блокированием всех ходатайств адвокатов. 1 часть Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Почему вы не понимаете речи моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец – диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он – лжец и отец лжи. Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога». /Евангелие от Иоанна, 8:34, 8:43, 8:44, 8:47/ «Превосходная должность — быть на земле человеком, сколько видишь чудесного, как мучительно сладко волнуется сердце в тихом восхищении пред красотою! Ну, да — порою бывает трудно, вся грудь нальется жгучей ненавистью и тоска жадно сосет кровь сердца, но это — не навсегда дано, да ведь и солнцу часто очень грустно смотреть на людей: так много потрудилось оно для них, а не удались людишки. Разумеется, есть немало и хороших, но — их надобно починить или — лучше — переделать заново». /М. Горький, «Рождение человека»,1912 г., из цикла рассказов «По Руси»/ Каклюгин Н.В.: Я сегодня рассчитываю, надеюсь завершить своё выступление, остановившись на конкретных эпизодах, связанных с теми событиями, которые произошли во время задержания и обусловили его... то задержание. И как вели себя некоторые лица в это время: как штатские, так и оперативные сотрудники областного УКОН, а также позже и следователи, сотрудники прокуратуры и судьи, в единой массе оказавшиеся нарушителями моего права на защиту и тех статей УПК и УК РФ, которые я называл в своих прошлых выступлениях 03.10. и 10.10. 2019 года. [См. по ссылкам:

http://ruskline.ru/analitika/2020/01/21/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Очерки по теории иконописания. Часть 7 (единство образа и имени) 11.03.2008 311 Время на чтение 4 минуты Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Икона, изображая лица разных святых, показывает на единую сущность святости, но достигнутую в разных ипостасях. Сами эти ипостаси являют собой совершенные способы достижения святости, вся сущность которых направлена на отсечение своей воли во вверении себя в волю Божью, ипостаси, каждое видимое созерцание которых являет сверх-ипостасное проявление благодати. Поэтому именно иконы святых часто сопровождаются клеймами - маленькими изображениями из жития святого, обычно расположенными каймою вдоль ковчежца иконы. Ведь лик святого, изображая личность его, дает и общую идею святости; но вот именно клейма из жития его призваны показать ипостасное (и потому уникальное) воцарение святости, живой способ и методику для ищущих блага, ипостасное создание для храма Духа. Христоцентризм как общая идея святости делает ненужным излишнее многообразие иконных ликов, но ипостасная уникальность духовного опыта находит иконе каждого святого особое место в иконостасе и системе фресок храма. Иконостас как " эпифания " святых, " облако свидетелей " , как " тело Христово " , как соборная личность во Христе всегда был априори строго типологичным, каждой составляющей его личности святого отведено особое место. Экклезиологический аспект иконописи вводит в систему иконостаса и образы ветхозаветных праведников, которые, по мнению архиепископа Анатолия (Мартыновского),1 предызображали своими добродетелями лицо Христово. Тема Премудрости из книг Соломоновых Притч преломляется в иконографии образом Софии Премудрости Божией: " Премудрость созда себе дом " (Притч. 9,1), и зачастую этот неканонический образ связывается с иконографией Богородицы. Тем не менее, богородичные иконы христологичны по определению, так как через рождение Христа Мария становится Богородицей, Богоматерью: тварь вмещает Творца. Преп.Григорий Палама пишет " Девственная мать и есть граница между тварной природой и нетварной " . 2 Именно Христоцентризм иконы не позволяет перейти этот рубеж: София в иконографии не смешивается с Богородицей, так как отождествляется Логосу (Христу).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первая мемориальная доска, посвященная священномученику протоиерею Петру Скипетрову, появится в Александро-Невской Лавре 03.06.2015 422 Мемориальную доску священномученику протоиерею Петру Скипетрову откроют и освятят в митрополичьем корпусе Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербургское епархиальное управление, наб. реки Монастырки д.1) 4 июня в 11:30. Чин освящения возглавит наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий, сообщили РНЛ организаторы. Это первая в Санкт-Петербурге мемориальная доска, посвященная одному из новомучеников и исповедников Российских. Она установлена непосредственно на том месте, где 1 февраля 1918 года протоиерей Петр Скипетров получил смертельное ранение от выстрела солдат, пришедших арестовать Петроградского митрополита Вениамина (Казанского). Мемориальная доска выполнена в виде креста из гранита и бронзы с иконой священномученика Петра в центре и памятной надписью. Ее создала петербургский скульптор Эвелина Соловьева. Инициатором установки и автором идеи выступила секретарь епархиальной комиссии по канонизации святых, директор музея Александро-Невской Лавры Лидия Соколова. Мемориальная доска создана и установлена на средства благотворителей. Справка: Протоиерей Петр Иванович Скипетров (1863 — 1918) – священномученик, прославленный Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Родился в семье священника. С 1884 по 1892 гг. служил в Исаакиевском кафедральном соборе. В 1890 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1898 г. священник, а с 1912 г. – настоятель церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Шлиссельбургском проспекте (снесена в 1932 г.). 1 февраля 1918 года отец Петр пришел в Александро-Невскую Лавру на прием к митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому). Зайдя в митрополичий корпус Лавры, он стал свидетелем противостояния между верующими и революционными солдатами, посланными арестовать владыку Вениамина. Отец Петр обратился к вооруженным солдатам с увещеванием не творить насилия и не издеваться над святынями. В ответ на свой призыв он получил смертельное ранение и скончался в муках вечером того же дня.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/03/pe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Поэтическое богословие» Арсения Тарковского Статья из сборника «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начала XXI века». Том 3, ч.1. Ред.-сост. А.Л.Казин. СПб, «Петрополис», 2017. Часть 1 29.03.2019 2705 Время на чтение 39 минут 1. «Преображение» в поэтическом мире А. Тарковского Русский религиозный философ Владимир Соловьёв, много размышлявший о природе творчества, в статье «Общий смысл искусства» говорил о произведении искусства как о «превращении физической жизни в духовную» , причём художественное произведение есть « ...изображение какого бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира ...» (курсив мой - С.К.). Эта афористически выраженная мысль Соловьёва даёт нам своеобразную формулу искусства как преображения. Понятие Преображения связано не только с конкретным Евангельским событием, не только с праздником Церкви, - оно является важнейшим понятием христианского богословия в целом. Одним из аспектов этого понятия является аспект эсхатологический: в день Преображения мы видим, какой славой и светом призван воссиять материальный мир в конце времён. Второй аспект этого понятия - антропологический. Можно сказать, что вся христианская антропология своим основанием имеет понятие преображения или обожения человеческой природы, а преображение или обожение человеческой личности - та задача, которая стоит перед каждым верующим христианином. Можно утверждать, что основой большинства стихотворений А. Тарковского является память о том, что в подлинной человеческой жизни по подобию происходит то же, что происходило с Христом. В наиболее явственном виде мы встречаемся с этой памятью в стихотворении «Как Иисус, распятый на кресте»: Как Иисус, распятый на кресте, Зубец горы чернел на высоте Границы неба и приземной пыли, А солнце поднималось по кресту, И все мы, как на каменном плоту, По каменному океану плыли. Так снилось мне. Среди каких степей, В какой стране, среди каких нагорий

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/30/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Я плачу русскими слезами, я верю русскою душой… К 150-летию со дня рождения Владимира Григорьевича Жуковского 31.03.2021 1095 Время на чтение 11 минут Потомственный дворянин, русский дипломат, поэт и переводчик Владимир Григорьевич Жуковский родился 19/31 марта 1871 года в Самаре. Его отцом был коллежский секретарь Григорий Иванович Жуковский (1835-1900), член Самарского окружного суда (впоследствии, с 1895 года – тайный советник, сенатор). Мать, Ольга Фердининдовна, урожденная баронесса Корф, происходила из боковой ветви этого старинного и знатного рыцарского рода. Дед Владимира Григорьевича по матери, барон Фердинанд Николаевич Корф, родился 4 июля 1806 года в Кенигсберге в семье Никласа фон Корфа, майора прусской армии и Антуанеты-Теодоры Граун, внучки композитора Грауна. Датой смерти Никласа фон Корфа обозначен 1812 год. Обстоятельства этой смерти мне неизвестны, но общеизвестно, что в 1812 году Пруссия была союзницей Наполеона при вторжении оного в Россию. Так что майор Никлас фон Корф мог погибнуть и в боях против русской армии. Его сын Фердинанд осиротел в шесть лет. Мне неизвестны также обстоятельства поступления Фердинанда на русскую службу. На русской службе барон Фердинанд Корф сделал неплохую карьеру: дослужился до генерал-лейтенанта и, скончавшись в 1869 году, был погребен в Царском селе. От своей жены Нины Александровны, урожденной Шишковой, имел двух сыновей и пять дочерей. Одна из дочерей, Ольга, и вышла замуж за Григория Ивановича Жуковского. Как и положено дворянину, Владимир Григорьевич Жуковский выбрал государственную службу. В 1897 году он окончил с дипломом 1-й степени юридический факультет Санкт-Петербургского университета и был определен на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел в чине коллежского секретаря. Женился на Анне Алексеевне Неклюдевой. 1 августа 1900 года родилась дочь Александра. 1 января 1904 года родился сын Григорий. В 1899 году с должности секретаря генерального консульства в Галаце (Румыния) начал дипломатическую карьеру, В 1902-1903 гг. служил секретарём генерального консульства в Иерусалиме. С 1903 по 1907 гг. служил вице-консулом в Адрианополе (ныне – город Эдирне в Турции). В 1907 году с пожалованием чина надворного советника был переведен консулом в Кенигсберг, где служил до 1909 года. С 1910 по 1914 гг. занимал должность российского консула в Праге, откуда был отозван в связи с началом Первой мировой войны уже в чине статского советника.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/31/...

Закрыть Христос и Церковь. Священное Таинство Брака Брак мужчины и женщины в любви друг ко другу в союзе мира является одной из главных граней единства Христа и Церкви Николай Павленко   10:19 05.03.2024 133 Время на чтение 6 минут Священное Таинство Брака было установлено Богом еще в раю. «Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их”» (Быт. 1:27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода : «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве» (Основы социальной концепции РПЦ, гл. Х). Блаженная жизнь первых людей в раю имела перспективу в вечности, и только непослушание прародителей сделало их смертными. Отношения в браке стали залогом надежды на рождение Спасителя рода человеческого, последующее обновление всей жизни и восстановление полноты общения Бога и человека. Еще ветхозаветные пророки сравнивают завет Бога со Своим народом с супружеством, а религиозное отступничество, идолопоклонство с супружеской изменой. Именно в таком аллегорическом понимании понятно значение любовной поэмы – книги Песни Песней – как священной книги в каноне Ветхого Завета. Сегодня в христианской аскетике есть понятие духовного прелюбодеяния, что подразумевает совершение человеком греха, который отлучает его от Христа. Новый Завет начинается с того, что «…Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Совершенный Бог стал совершенным человеком, во всем подобным нам кроме греха, дабы все уверовали, что «Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/05/hr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ Виталий (Введенский), архиеп. Дмитровский. Фотография. 1946 г. (Архив ц. Воскресения Христова в Сокольниках) Виталий (Введенский), архиеп. Дмитровский. Фотография. 1946 г. (Архив ц. Воскресения Христова в Сокольниках) (Введенский Владимир Федорович; 8.07.1870, с. Песковатое Белёвского у. Тульской губ.- 25.03.1950, Москва), архиеп. Дмитровский. Из семьи диакона. В 1880-1890 гг. обучался в Тульском ДУ, затем в Тульской ДС, к-рую окончил по 1-му разряду. В 1890-1891 гг. работал сельским учителем, затем был рукоположен во диакона, 8 сент. 1891 г.- во иерея к храму белёвского Крестовоздвиженского жен. мон-ря Тульской епархии. В 1897 г. назначен делопроизводителем, затем председателем правления эмеритальной кассы духовенства Тульской епархии. С 1 февр. 1900 по 1 авг. 1902 г. являлся инспектором белёвского епарх. жен. уч-ща. С авг. 1903 г. преподавал Закон Божий в белёвском реальном уч-ще, с 1905 г. также в белёвской жен. гимназии. В 1907 г. назначен председателем совета белёвского епархиального жен. уч-ща. В 1917 г. свящ. Владимир был избран делегатом от духовенства Тульской епархии на Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. 27 мая 1918 г. вошел в состав Тульского епархиального совета, в том же году стал его председателем. 15 сент. 1919 г. принял монашество, был возведен в сан архимандрита, служил в белёвском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . 15 авг. 1920 г. В. был хиротонисан во епископа Епифанского, викария Тульской епархии. В нач. июня 1922 г. стал председателем епархиального совета, созданного управляющим Тульской епархией Белёвским еп. сщмч. Игнатием (Садковским) . 18 июня 1922 г. в Тулу прибыл член обновленческого ВЦУ Владимир Красницкий , к-рый, вынудив еп. Игнатия отказаться от управления епархией, убедил В. присоединиться к обновленчеству и занять пост председателя обновленческого епархиального управления с титулом «епископ Тульский и Епифанский».

http://pravenc.ru/text/158832.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Евгений (Мерцалов), еп. Юрьевский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Мерцалов Евгений Александрович; 6.03.1857, Тульская губ.- 7.05.1920, Петрозаводск), еп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель. Из семьи диакона. По окончании Тульской ДС определен 30 окт. 1878 г. надзирателем Ефремовского ДУ, с 5 сент. 1880 г. учитель чистописания. 1 окт. 1883 г. рукоположен во иерея к Введенской ц. с. Берёзовец Новосильского у. Тульской губ. 17 дек. 1883 г. утвержден законоучителем местной сельской школы. Овдовев, в 1889 г. поступил в МДА. В 1892-1894 гг. по болезни находился вне академии. В 1895 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. Указом от 22 янв.- 3 февр. 1896 г. определен в Олонецкую ДС преподавателем основного, догматического и нравственного богословия; с 1 марта 1897 г. одновременно преподавал евр. язык. Летом 1899 г. совершил паломничество в Св. землю, под впечатлением которого впосл. написал ряд очерков. 19 сент. 1901 г. определен инспектором семинарии. 22 дек. того же года пострижен в монашество. 20-21 февр. 1902 г. определен ректором Олонецкой ДС. 3 марта возведен Олонецким и Петрозаводским еп. Анастасием (Опоцким) в сан архимандрита. Председатель Олонецкого епархиального училищного совета; редактор «Олонецких ЕВ». 8 янв. 1903 г. назначен ректором Тверской ДС. Цензор «Тверских ЕВ» (с февр. 1903), член Совета Тверского епархиального историко-археологического комитета, член епархиальной Комиссии по составлению и изданию историко-статистического описания Тверской епархии (с дек. 1906). 16 дек. 1907 г. хиротонисан во епископа Муромского, стал 2-м викарием Владимирской епархии. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский) . Е. пребывал в муромском Спасском мон-ре, управляя им на правах настоятеля. С 14 июня 1912 г. епископ Юрьевский, 1-й викарий той же епархии, настоятель Боголюбского в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) монастыря .

http://pravenc.ru/text/186985.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010