Древние и новые святыни Мцхеты: Ежевика святой Нины и могила старца Гавриила Недаром Мцхету называли «вторым Иерусалимом» 25 марта, 2014 Недаром Мцхету называли «вторым Иерусалимом» Монастырь Самтавро хранит множество святынь: ежевичник святой Нины (Маквловани), часть Животворящего Столпа Светицховели, чудотворные иконы Божией Матери «Иверская» и святой Нины, мощи святого Абибоса Некресского и Шио Мгвимского… Мцхета – древняя столица Грузии и ее духовный центр. Недаром в древних грузинских источниках город называли «вторым Иерусалимом». Колокольня XV — XVII вв На месте, где проповедовала святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, много веков находится красивейшая церковь Самтавро. Сейчас здесь действует небольшой женский ставропигиальный монастырь святой Нины. Просвещение Грузии В 319 году в грузинскую столицу Мцхету вошла каппадокийская девица Нина и начала проповедовать забытое в этих землях учение Господа Иисуса Христа. Вскоре крестилась исцеленная по молитвам святой царица Нана. Царь Мириан, ее муж, вначале не внимал ни проповеди, ни явным чудесам – кроме исцеления супруги, он во время языческого жертвоприношения был свидетелем низвержения идолов по молитвам святой Нины (это событие совпало с днем празднования Преображения Господня). Монахиня возле иконы святой Нины (1870), привезенной из Петербурга Один раз, отправившись на охоту, Мириан стал размышлять о том, чтобы предать мучениям царицу Нану и святую Нину. В этот момент солнце померкло, и напуганный царь взмолился к «Богу Нины». Тьма рассеялась. После этого события Мириан вместе со свитой крестился. В 324 или 327 году христианство было объявлено государственной религией Грузии. История Самтавро После смерти святой Нины в Бодби, царь Мириан построил возле ежевичника, где она проповедовала, маленький храм – ныне это часовня «малая церковь святой Нино». Ежевичник святой Нины Чуть западней устроена «Верхняя церковь» Преображения Господня – Самтавро («нижней церковью» называли церковь Светицховели). Здесь хранится частица Столпа животворящего (Светицховели)

http://pravmir.ru/drevnie-i-novye-svyaty...

Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 5 дней информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Экспедиция обнаружила на Афоне пещеру Илариона – Грузина     Экспедиция обнаружила на Афоне пещеру Илариона – Грузина         Примерное расположение пещеры – между скитом Катунакия и скитом Василия Великого. Пещера надежно укрыта от посторонних глаз: выход заслоняет буйная растительность, каменные дубы и ежевика. Увидеть пещеру можно только из одного небольшого участка тропы, поднимающейся ко Кресту. Пещера мелькает в просвет и мгновенно исчезает из поля зрения.         Обратно пути нет     Приходится признать, что буйство красок афонской осени померкло перед красотой тайной пещеры. Описать пещеру трудно подобно тому, как нелегко описать закат на море. Если у кого-то с детства остались воспоминания о сказочных пещерах, в которых разбойники хранят сокровища, то вспомните - и не ошибетесь! Именно такова пещера Илариона – Грузина. Она имеет большие размеры и огромный вход, занимающий всю восточную часть.     Взгляд из глубины пещеры: С чем пришли?        Но удивительнее всего – красивейшие сталактитовые своды пещеры, создающие непередаваемое ощущение сказки. Сталактиты динамично растут, с них постоянно капает дождевая вода, собирающаяся по скальным протокам. К сожалению, именно эти сталактиты и создают влажный климат внутри пещеры. Так что находиться в ней длительное время просто опасно для здоровья.

http://isihazm.ru/?id=1415

– Я это сделал, потому что нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Зачем вы пишете: «Слава Ленину», ведь такая слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу, который победил смерть и подарил нам вечную жизнь». Монаха Гавриила избила толпа. Полуживым его доставили в изолятор КГБ. В Москве узнали о преступлении и потребовали расстрелять мятежника без суда и следствия. Пытками его заставляли признать, что он совершил поджог по заданию Церкви, но монах был тверд, и на допросе называл Ленина «зверем» и «приспешником сатаны». Типичный грузинский подсвечник В конечном итоге, приговор отменили (возможно, потому, что о деле отца Гавриила много писали в иностранной прессе). Монаху Гавриилу был поставлен диагноз: «психопатическая личность, предрасположенная к психозным шизофреноподобным провалам». Психиатры объявили, что он постоянно находится в галлюцинациях. Фрески После этого отец Гавриил начал явно юродствовать: изображать пьяного, проповедовать на улице… «Здесь будут службы Богу» В 1971 году он был назначен настоятелем в Самтавро, но почти двадцать лет он скитался и служил в разрушенных или заброшенных во время коммунистического режима храмах. – Мы дождемся, что эти церкви и монастыри будут восстановлены, и здесь вновь будет проводиться служба Божья, – говорил он. В последние годы жизни он жил в башне монастыря Самтавро и тяжело болел водянкой. Умер 2 ноября 1995 года. Башня-крепость XVII в. Говорят, чада отца Гавриила так любили его, что не могли заставить себя засыпать гроб. Комья земли кидали вокруг могилы, и на глазах у хоронивших земля как бы обняла гроб, смыкаясь над ним… Поучения старца Гавриила – Выше всех канонов и уставов – любовь. Если ненавидишь хотя бы одного человека – отвратителен перед Богом. Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра. В последние времена людей спасёт любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога. – В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина.

http://pravmir.ru/drevnie-i-novye-svyaty...

Приготовлял её так: наливал в небольшую кастрюлю воды и сыпал немного соли, и как закипит вода – всыпал четверть фунта муки и получалась жиденькая кашица. Ради меня он ещё столько же прибавлял, и это была вся наша трапеза. Правда, он был человек сильный и крепкий во всём, а я, пожив при таких условиях полтора месяца, почувствовал большой упадок сил. Отец Онисим хотя и замечал, что мне трудно терпеть крайнюю скудость пищи, но изменить ничего не мог, потому что у него не было никаких средств и жил он в крайней нищете. Но вот у нас на поляне в изобилии поспела прекрасная ежевика. Я обрадовался, подумав: «Ну, теперь я поправлюсь». Попробовал есть её с кукурузной похлёбкой и мне понравилось. Но, к моему несчастью, о ежевике узнали медведи и повадились по неё. Мне приходилось отгонять их, чтобы они не топтались по ягодам. Бывало, наберу ежевики, принесу отцу Онисиму и говорю: «Отец, покушай ягод». И он скажет: «Хорошо, положи». Я положу их, и они лежат, пока не испортятся. Таково было его воздержание. Однажды запала мне в голову мысль узнать, откуда он родом, но спросить как-то не решался. А однажды и сам отец Онисим начал меня расспрашивать, откуда я и есть ли у меня родные. Я ему рассказал всё о себе подробно, а затем осмелился и сам его спросить, откуда он. Вот что он мне рассказал о себе: – Я, брат, родом Тамбовской губернии. Родители мои были крестьяне. Они не были богаты, но и бедности не терпели. Они держались старообрядческой секты. Отец был ревностный старообрядческий начётчик, и мать была закоренелая старообрядка. В этом и меня воспитывали. Но вот последовала над нашим домом измена десницы Вышнего. Отец мой начал прилежно рассматривать, в чём разница веры между Восточной Церковью и старообрядцами и увидел крайнее своё заблуждение. Немедля он стал приготовляться к принятию Православной веры. А мать всё ещё оставалась в своём прежнем мудровании и не хотела слушать отца, когда он ей доказывал, что вера Восточной Церкви истинная и незаблудная, что святость её доказывается великими чудесами, совершавшимися через Святых угодников от начала её и до нашего времени просивающими, как, например, святитель Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский , Серафим Саровский .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Песнь Вардзийской иконе Пресв. Богородицы» - один из наиболее значительных памятников гимнографической лит-ры и духовной культуры Грузии. Сохранились 8 песней канона, 2-я утеряна. Кекелидзе исследовал строфический состав и метрическую структуру песней и отметил ямбической строй канона. Для создания акростиха И. Ш. искусственно разбил мн. строки, т. о. дополнив их число до необходимого. По мнению Кекелидзе, Л. Джгамаия и Лолашвили, моделью структурно-поэтической формы канона Вардзийской иконе Пресв. Богородицы послужил для И. Ш. канон Рождеству Христову, написанный и внесенный в Минею прп. Георгием Святогорцем . Своей смысловой глубиной и высокохудожественной формой канон выражает идеологическое кредо и эстетическую природу груз. действительности «золотого века» св. царицы Тамары. Как следует из акростиха, песнопение было создано в храме Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Вардзиа после победы груз. войск в Басианской битве. В обильном использовании И. Ш. символических и аллегорических эпитетов ученые усматривают многочисленные параллели с метафрастическими чтениями прп. Иоанна Дамаскина и прмч. Андрея Критского на праздник Рождества Пресв. Богородицы. Воспевая Богоматерь, И. Ш. использует такие эпитеты, как «Ежевика», «Лествица», «Гора», «Жезл Ааронов», «Ларец», «Манна», «Подсвечник», «Руно» и др. Эпитеты «Царица» и «Дева» Р. Сирадзе и Н. Сулава трактуют как аллюзию к образу царицы св. Тамары, обителью к-рой считалась Вардзиа, что указывает на наличие в сочинении 2-го смыслового плана. В каноне отражена распространенная в то время идея избранности Грузии и груз. народа, а также бытующее в груз. традиции мнение о Божественном происхождении груз. царского дома Багратиони «от корней Иисусовых» ( Сирадзе. 1992. Т. 1. С. 97-105). Для толкования новозаветных парадигм гимнограф прибегает к иподигмам Ветхого Завета, что позволяет говорить о параллелизме образов. «Новый путь», к-рый стал возможен с рождением Богомладенца Непорочной Девой, подан в произведении как олицетворение пути Христа, дающего человечеству возможность духовного спасения, возвращения в Эдем. Первородному греху праматери Евы противопоставлена высшая безгрешность непорочно зачавшей Сына Пресв. Девы. Гимнограф обращается к Богоматери с мольбой освободить человеческий род от духовного плена, от незримой темницы (пещеры) преходящего мира, возвратить ему «Божественное облачение». Образу пещеры, места духовного испытания души, противопоставлен образ горы Синай, на к-рой Бог передал заповеди прор. Моисею. В каноне также находит отражение и полемика вокруг вопросов христ. догматики: обличаются и порицаются ереси Оригена, арианство, несторианство.

http://pravenc.ru/text/471558.html

Фотогалерея Преображение на Афоне / «Преобразился еси Хрсте Боже наш» и души любящих тебя преображаются в испытании на Святой Горе. Каждый унесет с собой частичку Тела Христова, Благодать и незабываемые впечатления. А главное - это ощущение внутреннего преображения души, избавления от помыслов и суеты, предвкушение чистой жизни в Царстве Небесном. / 36 Французские боевые части на Афоне 1918 год. (Уникальные фото высокого качества) / Части генерала Саррэла высадились в монастыре вмч. Пантелеимона, затем отправились в Кариес, затем - в Лавру. / 16 Экспедиция в пещеру двенадцати невидимых старцев (вся галерея фотографий) / Кто из афонских отшельников не мечтал найти эту пещеру? – Все мечтали. А кто пробовал найти ее? – Таких гораздо меньше, потому что разумных людей всегда больше. Может быть, есть такой, кто нашел это место? / 58 Экспедиция в пещеру Пахомия - Серба / Снова наш путь к Тайнам Святой Горы. Катер устремляется в неизвестность, а мы предаемся раздумьям о предстоящей экспедиции. Ведь по сути, мы плывем туда – не знаю куда, искать то – не знаю что… / 34 Пещера Иллариона – Грузина / Эта пещера находится в Катунакии на скале в труднодоступном месте. Примерное расположение пещеры – между скитом Катунакия и скитом Василия Великого. Пещера надежно укрыта от посторонних глаз: выход заслоняет буйная растительность, каменные дубы и ежевика. Увидеть пещеру можно только из одного небольшого участка тропы, подинмающейся ко Кресту. / 33 Навешиваем перила, лестницы и цепи. Фотография появилась на Афоне вскоре после ее изобретения, а к концу XIX в. на Святой Горе, главным образом в Карее. Памятная фото в Карее. Русский монах. Томлю томящего мя Галактиона и Епистимии На время - пока два иеромонаха приводили в порядок свою келью - Старец отдал им Квлью святых Архангелов, а сам переселился в кро хотную «хижинку», которую построил в некотором отдалении из каштановых досок. В Ивере приняли нас радушно. Здесь мы сладко отдыхали и угощались «Люди испытывают такие муки! Да пропади он пропадом, этот цемент

http://isihazm.ru/?id=16&sid=0&pid=62

– Ты не осуждай, судия – сам Бог. Тот, кто осуждает, как пустой колос пшеницы, у которого всегда поднята голова и который поэтому всегда смотрит на других сверху в низ. Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил их повода, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого и погибнуть. – Сначала лечит Бог, а потом врач, но кто не благодарит врача, не благодарит Бога. Труженик достоин награды. Ум и руки врача творят богоугодные дела. – Для Бога не важно, кто ты: монах или мирянин. Главное – это стремление к Богу. Но сможет ли кто-нибудь достичь совершенство? Однако стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина – мирское. – Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу – всё в воле Божией. Много было таких случаев. Колокол — дар Троице-Сергиевой Лавры (1897) Родословие Христа. Современная вышитая икона У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 апреля, 2024 13 марта, 2024 20 декабря, 2023 17 августа, 2023 19 июля, 2023 6 июня, 2023 16 мая, 2023 16 мая, 2023 12 мая, 2023 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/drevnie-i-novye-svyaty...

Новости Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Пещера Илариона – Грузина     Экспедиция обнаружила пещеру Илариона – Грузина   Катер отправился к Святыне   Экспедиция, проведенная порталом Исихазм.ру и   экстремально-приключенческим потралом VVV.RU и группой энтузиастов bask-company , обнаружила и ислледовала пещеру Илариона – Грузина. Эта пещера находится в Катунакии на скале в труднодоступном месте. Примерное расположение пещеры – между скитом Катунакия и скитом Василия Великого. Пещера надежно укрыта от посторонних глаз: выход заслоняет буйная растительность, каменные дубы и ежевика. Увидеть пещеру можно только из одного небольшого участка тропы, подинмающейся ко Кресту.     Восхождение по Каруле. К риску нам не привыкать   Мы руководствовались материалами к Житию старца Илариона – Грузина (описание иером Антония) , собранными на портале Исихазм.ру. В Житии нет точных указаний, но зато есть точное описание этой пещеры. Тем не менее, найти пещеру удалось лишь с помощью местных отшельников-исихастов.     Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления

http://isihazm.ru/?id=384&sid=16&iid=316

Женский монастырь святой Нины в Мцхете (Самтавро) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Самтавро — комплекс из Самтавро-Преображенской церкви и женского монастыря святой Нины расположен при слиянии рек Мтквари и Арагви (город Мцхета, Грузия). Монастырь находится в ведении католикос-патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского. Содержание История [ править править код ] История святыни берет начало в IV веке и имеет прямое отношение к святой Нине. Тогда нынешняя территория храма была расположена за пределами крепостной стены города, рядом с краем оврага, который выступал в роли крепостного рва. Прибыв в город, равноапостольная Нина на какое-то время остановилась в жилище царского садовника, который жил за стеной и оврагом, позже она поселилась в уединенном месте рядом с северной границей Мцхеты. Ее домом стал шалаш в кустах ежевики, это временное жилье называется в церковной истории Маквловани или «ежевика», деятельностью святой продолжало оставаться чтение проповедей. Царь Мириан, придя в христианство и в дальнейшем возведя церковь Светицховели, начал проходить через этап психологической трансформации: мысли о собственной греховности препятствовали его вхождению в основной храм, сооруженный в этой местности. Из-за этого он принял решение основать другую святыню, проще имеющейся. Это привело к постройке храма на месте куста ежевики, его стали называть «Верхней церковью». Записи историка Вахушти Багратиони сообщают, что храм обладал каменным куполом, это было достаточно странно, так как в IV веке купольная архитектура еще не была изобретена. До нашего времени святыня не дошла, о ее размерах также нет никакой информации, предполагают лишь, что это была базилика. Кончина царя Мириана пришлась на 361 год, похоронили его в этом же храме. Сразу слева от входа, в углу, стоит его саркофаг из камня, за которым выложена мозаика, она изображает царя с царицей. С тех пор святыня известна по большей части захоронением первого христианского правителя страны, даже на дверях храма изображены Мириан и его жена.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Пантократор - гора-вседержитель Вид от монастыря Пантократор Гора Пантократор - самая высокая точка острова (914 метров). На вершине - монастырь Спаса Вседержителя, престольный праздник здесь отмечают на Преображение Господне. В этот день к началу Литургии уже казалось, что в храм нельзя войти, столько внутри людей. Правда, заглянув с бокового входа, мы поняли, что все толпятся в крохотном притворе, а ближе к алтарю свободно. Многие богомольцы предпочитали сидеть на монастырском дворе и слушать трансляцию богослужения. Богослужение на Преображение в монастыре Пантократор Прямо внутри монастыря располагается телевизионная вышка, а у стен - множество высоких антенн и спутниковых тарелок. Говорят, раньше это был военный объект. На Преображение телебашня была украшена традиционными для греческих церковных праздников вымпелами и флажками - Греческого государства и Митрополии. - Не туда вы поехали, - сказал нам позднее один корфиот. - Не на вершине Пантократора праздник, не в монастыре, а в селении пониже: целые барашки на вертелах, оркестры, фестиваль! Но есть барашков мы не поехали, а отправились в заброшенную деревню на склоне Пантократора - в Старую Перифию. Правда, чтобы не съезжать с асфальта, пришлось спуститься по серпантину к морю и снова взобраться наверх. Старая Перифия - деревня восьми храмов. Построена она была в византийские времена - около XIV века, когда жители покидали поселки на побережье из-за частых пиратских набегов. Позже островитян удерживала в горах малярия: чем ближе к морю, тем больше было москитов. К началу ХХ века здесь жили более 1500 человек, были школа, полицейский участок и даже суд, деревня была центром муниципалитета. Потом угрозы с моря прекратились, и жители стали спускаться на побережье, так что к 1955 году деревня была заселена только летом, а к 1975 здесь остались лишь несколько человек. Кто-то вернулся в Старую Перифию навсегда в 1979 году, уже в пустую деревню Теперь Старая Перифия - музей под открытым небом. Большинство домов разрушились: рухнули перекрытия и кровли, окна зияют небесной синевой, можно подняться на расшатанное крыльцо и оказаться в проеме второго этажа, а внутри все будет заплетено ежевикой. Где-то осталась печка и утварь. Дико разрослись оливки и инжир, изредка встретится слива или айва, и снова ежевика - зацепится за одежду, поманит спелыми черными ягодами, но слишком высоко...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002    003    004   005     006    007