Конструкция иконостаса, декор и состав икон, напр. местный образ Богоматери на престоле с Младенцем, держащим скипетр и державу, указывают на продолжение традиций кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. В 40-50-х гг. XVIII в. в В. е. работали местные и приезжие иконописцы. Так, посадский человек из Серпухова Иван Лязгунов подрядился писать иконы для Крестовоздвиженского собора Новохопёрска по образцу иконостаса воронежской Тихвино-Онуфриевской ц. Согласно дореволюционному описанию, высоким качеством письма икон отличался 5-ярусный иконостас усадебной ц. Алексия, человека Божия, в с. Лосеве Воронежского у., построенный в одно время с церковью, где находилась местночтимая икона «Явление Божией Матери пономарю Юрышу» (см. ст. Беседная икона Божией Матери ), известная под названием Тихвинской,- родовой образ храмоздателей и владельцев усадьбы Лосевых. В Богоявленской ц. в слободе Лушниковке г. Острогожска существовал пышный барочный иконостас (ок. 1780) с многочисленными выступами-ризалитами, общий для главного храма и 2 приделов. В деревянных храмах по укр. традиции встречались внутренние росписи, напр., согласно ведомости 1800 г. ( Димитрий (Самбикин), архим. 1886. Вып. 4. С. 61), в ветхой Петропавловской ц. в с. Репьёвка Коротоякского у. (1761). Свт. Тихон Задонский. Икона на эмали. 2-я пол. XIX в. Ростов (ЦМиАР) Свт. Тихон Задонский. Икона на эмали. 2-я пол. XIX в. Ростов (ЦМиАР) Из прославившихся в то время в В. е. икон известны: образ Смоленской Божией Матери, хранившийся у вдовы флотского офицера грека Янова и в 1777 г. перенесенный в специально устроенный Смоленский придел при ц. Нерукотворного образа Спасителя (Спасской), списки с Тихвинской иконы Божией Матери в Петропавловской, Ильинской и Тихвино-Онуфриевской церквах в Воронеже, в ц. Происхождения древ Креста в с. Усерд (бывш. город) Бирюченского у., возможно почитавшиеся в XVIII в.; как и в укр. землях, Ахтырская и Каплуновская-Казанская иконы Божией Матери, напр. 2-сторонняя из Вознесенской ц. г. Коротояка; Ахтырская икона с шитым на пелене орлом из ц.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Николая» ( Маханько М. А. К истории сюжета «Служба св. Николы»//От Царьграда до Белого м.: Сб. ст. по средневек. искусству в честь Э. С. Смирновой. М., 2007. С. 243-274). Среди икон данной редакции надпись на соответствующем клейме сохранилась лишь на иконе из дер. Луды («Ст…Никол(ае) служи лит…гию»). На иконах, близких к этой редакции, клеймо имеет подпись «Никола созда храм святыи Сион», напр. на иконе 1558 г. из Сольвычегодска. Широкое распространение получил еще один иконографический вариант, к-рый можно назвать сокращенной редакцией,- из 8 клейм, традиционных по сюжетам, но без «Рождества свт. Николая Чудотворца» и с небольшими изменениями: во 2-м клейме - «Явление епарху Евлавию», а не имп. Константину; 4-е клеймо - «Служба в церкви свт. Николая». Иконы происходят из разных мест и разнообразны по художественным приемам, различаются по степени мастерства иконописцев - от самых простых ремесленников до столичных мастеров. Напр., икона из окрестностей Александровской слободы (ныне в ЦМиАР) характеризуется примитивностью письма и рисунка ( Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Александровская слобода. М.,1970. С. 31; Иконы XIII-XVI вв. в собр. Музея им. А. Рублёва. М., 2007. Кат. 100. С. 537). Этого типа иконы также могли быть подписаны (икона 3-й четв. XVI в., ЦМиАР), могли быть в размер пядницы, как икона с золотым фоном в среднике (Из новых поступлений: Кат. выст. из фондов ЦМиАР: 1988-1992. М., 1995. 3. С. 17. Ил. 5). Среди них есть составные: когда средник является маленькой вставной иконкой внутри рамы с клеймами, как икона из Сольвычегодска письма Андрея Васильева (1558, АМИИ; Белов. 1988. С. 202-206; Вешнякова О. Н., Кольцова Т. М., сост. Подписные и датированные иконы в собр. АМИИ: Кат. Архангельск, 1993. 2. С. 9). К этой же редакции относится много икон кон. XVI-XVII в.: икона из дер. В. Мудьюга (АМИИ), икона из костромской ц. Воскресения на Дебре (XVII в., см.: Разумовская И. М. Кострома. Л., 1989. Ил. на с. 95), икона из филиала ГИМ «Покровский собор» ( Успенская Л. С. Святыни Покровского собора (храма св. Василия Блаженного). М., 2004. С. 55, 56), иконы XVII-XVIII вв. из КХМ. Большинство сохранившихся икон Николы Великорецкого не имели др. подписи, кроме имени святителя в среднике. Исключение составляет икона из собрания ЦАК МДА, в среднике которой образ подписан как «ОАГ нÏколае велÏкоре(ц)ки чю(до)творе(ц)». Сохранились иконы с поясным изображением свт. Николая и подписью «Великорецкий»: икона сер. XVI в. в частном собрании Вологодской обл. (Шедевры древнерус. иконописи XIV-XVI вв. из частных собраний. М., 2008. Кат. 57 (описание Т. Н. Нечаевой)), а также оборотная сторона 2-сторонней иконы посл. четв. XVI в. из Тотемского р-на Вологодской обл. (Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. Кат. 144. С. 791). Монастыри в честь иконы

http://pravenc.ru/text/2566196.html

— Лопухина Е.В. (Киево-Печерский заповедник). Портрет в барочном интерьере Успенского собора Киево-Печерской лавры. — Хромов О.Р. (НИИ РАХ, НИОР РГБ). Гравюры в рукописных книгах Румянцевского собрания РГБ. К вопросу о составлении сводного каталога гравюр в собрании научно-исследовательского отдела рукописей РГБ. 12 октября. Утреннее заседание. — Комашко Н.И. (ЦМиАР). Об освидетельствовании нижегородских иконописцев в 1723 г. — Пестова А.И. (Пермская государственная художественная галерея). Иконостас Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря и его исторического преемника - Пермского кафедрального собора. — Мохова Г.А. (Кировский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых). Иконописание вятского Успенского Трифонова монастыря XVI-XVIII веков. — Виноградова Л.П. (Ивановский художественный музей). Икона «Богоматерь Иерусалимская» из собрания Юрьевецкого историко-художественного музея в контексте костромской иконописной традиции. — Юрьева Т.В. (Ярославский госуниверситет). Иконостас Свято-Троицкого храма села Горицкое Даниловского района Ярославской области. — Антонова Л.И. (ЦМиАР). Пучежские фрески в собрании ЦМиАР и их место в росписи церкви Воскресения Христова. — Кожух Н.М., Трифонова Н.Я. (Минск, НХМ РБ). Изучение произведений русской иконописи в собрании Национального художественного музея Белоруссии. Дневное заседание. — Сиговский П.Я. (Люблин). Церкви в Корощине и Теребуне на Западном Буге, основанные князями Шуйскими. — Ярошевич А.А. (Минск, НХМ РБ). Житийные иконы преподобного Онуфрия Великого. — Гамлицкий А.В. (НИИ РАХ). Библейские гравюры Питера ван дер Борхта: от Антверпена до Ярославля. — Яворская С. Л. (Домодедовский музей). Образ Распятия. К вопросу об иконографии, типологии и стилистических особенностях большемерных резных распятий второй половины XVII века. — Николаева М.В. (РГАДА). Церковный иконостас: позолотные работы в храмах Москвы и Подмосковья в первой четверти XVIII века. — Власова О.М. (Пермская художественная галерея). Московские традиции в Пермской деревянной скульптуре XVIII века.

http://patriarchia.ru/db/text/150204.htm...

Однако не только техническими решениями интересен новый объект музейной экспозиции. Расположенные здесь памятники составляют два раздела: первозданные архитектурные детали 1420-х годов из стоящего буквально в сотне метров Спасского собора (древнейшего в пределах первопрестольного града православного храма) и надгробия из трех давно разрушенных церковных некрополей.  И сразу вопрос, который приходит в голову искушенному посетителю при взгляде на первую часть коллекции: зачем реставраторам удалять белокаменные резные блоки из здания собора и передавать их музейщикам?! «Дело в том, что эти фрагменты были обнаружены в так называемом вторичном использовании — в забутованной кладке фундамента собора, — объясняет художник-реставратор ЦМиАР Анастасия Макарова. — Естественно, оставить их в конструктивных элементах здания мы не могли, ведь это ценнейшие архитектурные памятники. Поэтому в ходе многолетних изыскательских и реставрационных работ они передавались в музейные фонды, а их места занимали аналоги из современного строительного известняка». Вторая часть коллекции — попавшие в фонд ЦМиАР надгробные памятники с кладбища соседнего Сергиевского храма в Рогожской слободе и из двух монастырских некрополей. Помимо самого Спасо-Андроникова, это захоронения из московского Георгиевского женского монастыря на Большой Дмитровке. Городской топонимике он оставил «в наследство» Георгиевский переулок за нынешним зданием Государственной Думы, а упразднен был после Отечественной войны 1812 года, когда сильно пострадал от пожара. Но оба его храма — Георгиевский и Казанский — продолжали действовать как приходские. Закрыли их по ходатайству дирекции Большого театра в 1930 году1, а снесли в 19352. Археологи исследовали эту территорию уже после Великой Отечественной войны. «Обследуя вырытый для здания 179-й московской школы котлован, они нашли остатки фундамента Георгиевского собора, — рассказывает хранитель фонда археологических материалов ЦМиАР Светлана Гаркуша. — Казалось бы, при чем тут надгробия?! Но еще высочайшим петровским указом монастырское кладбище разрешалось сравнять с землей как переполненное, а “излишние”, как выразился самодержец, камни   использовать в качестве строительного материала при возведении каменного соборного храма».

http://e-vestnik.ru/analytics/osen_vross...

и др. по идентификации честных останков прп. Иосифа Волоцкого//Там же. С. 114-125; Звягин В. Н., Нарина Н. В. О результатах исслед. мощей, обретенных в дьяконнике древнего Успенского собора в 2001 г. (царевича Ф. М. Долголядского)//Там же. С. 315-328; Сайгина Л. В. Сведения о деятельности художника-реставратора И. С. Кузнецова в Иосифо-Волоколамском мон-ре, 1905-1912//Там же. С. 394-413; Сергий (Воронков), игум. О выборе посвящения главного монастырского храма Иосифо-Волоцкого мон-ря//Там же. С. 163-181; Соломина О. Л. Музей Библии в Иосифо-Волоколамском мон-ре и его директор//Там же. С. 370-379; Фролов М. В., Смирнов Ю. А., Русакова П. Е. Археол. исследования фундаментов первого каменного храма Иосифо-Волоцкого мон-ря и погребений, совершенных в его приделах//Там же. С. 103-113; Чернов С. З. Некрополь Иосифо-Волоколамского мон-ря в свете археол. исследований 2001 г.: Старый и новый приделы//Там же. С. 269-314. А. И. Алексеев Древнейшие памятники и святыни Владимирская Волоколамская икона Божией Матери. Ок. 1572 г. (ЦМиАР) Владимирская Волоколамская икона Божией Матери. Ок. 1572 г. (ЦМиАР) Согласно Житию прп. Иосифа Волоцкого, на место буд. обители он пришел с 4 иконами Божией Матери, 3 из них были письма прп. Андрея Рублёва , 1 - письма Дионисия . В XVI в. в мон-рь были вложены еще неск. икон «Андреева писма Рублева»: ок. 1503/04 г.- Феодосием, сыном Дионисия (состав вклада неизв., иконы были отданы волоцкому кн. Федору Борисовичу), и в 1561 г.- Алексием (Ступишиным), архим. московского Симонова монастыря, «складни путные» с образом Божией Матери и ап. Иоанна Богослова «на одной половине» и с образами мч. Никиты, свт. Николая Чудотворца и архидиак. первомч. Стефана на другой. В монастырской описи 1545 г. упомянуты: 10 икон письма прп. Андрея Рублёва, 87 икон - Дионисия, 20 и 17 икон - его сыновей Феодосия и Владимира соответственно. Из масштабных работ в Успенском соборе времени Дионисия сохранилось лишь 2 иконы местного ряда - «Богородица Одигитрия» и «Св. Троица» (обе в ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/673721.html

текстов того периода и по данным совр. археологии. Дискуссия по вопросу не имеет завершения; аргументация сторонников ранней датировки события Исхода может быть представлена следующим образом (о научных спорах по вопросу о датировке Исхода см. в ст. Исход ). 2-я пол. XV и 1-я пол. XIV в. до Р. Х.- время наивысшего расцвета Египетского Нового Царства (18-я династия; фараоны Тутмос III, Аменхотеп II, Тутмос IV, Аменхотеп III). Егип. войска движутся на север через Палестину, они подчиняют себе не только ее, но и Финикию и Сирию, достигая Евфрата. После походов Тутмоса III все палестинские царьки платят египтянам дань, ни один из них не решается открыто им противиться. Власть Египта над Азией слабеет при Аменхотепе IV (Эхнатоне) и его преемниках во 2-й пол. XIV в. до Р. Х. Затем наступает новый период могущества Египта в Азии, он совпадает почти с 70-летним (1279-1212 или 1300/1290-1224 гг. до Р. Х.) правлением Рамсеса II (19-я династия); по Юж. Сирии проходит граница Египетского и Хеттского царства, но Палестина остается под властью египтян. В кон. XIII - нач. XII в. до Р. Х. Египет переживает упадок, и только при Рамсесе III (ок. 1190-1159 гг. до Р. Х.; 20-я династия) егип. присутствие временно сохраняется на юге Палестины и в Беф-Сане (Бейт-Шеане), где стоит егип. гарнизон. Прор. Моисей. Эмаль Пала д’Оро (Золотого алтаря). Кон. Х — нач. XII в. (собор Сан-Марко в Венеции) Прор. Моисей. Эмаль Пала д’Оро (Золотого алтаря). Кон. Х — нач. XII в. (собор Сан-Марко в Венеции) От периода егип. господства в Азии (XV-XIII вв. до Р. Х.) сохранились многочисленные егип. документы, связанные с Палестиной. Они не содержат упоминаний о народе, к-рый, согласно Книге Иисуса Навина, покорил всю Палестину, включая такие важнейшие ее города, как Асор (Хацор) и Лахиш. Этноним Израиль встречается в егип. текстах один раз - на стеле фараона Мернептаха (ок. 1212-1202 или 1224-1214 гг. до Р. Х.). Кроме того, в Книгах Иисуса Навина и Судей при перечислении многочисленных врагов, с к-рыми Израиль сталкивается в Палестине, не упоминаются египтяне, что также было бы невозможно, если бы эти книги описывали историю Палестины в XV-XIII вв.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

И. изображается на иконах «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (известно более 15 гравюр и ряд литографий). Один из ранних примеров - на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./Сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28): И. в куколе, с округлой бородой с проседью, в 4-м ряду 3-й справа. Так же, в правой группе святых в 4-м ряду 3-м справа, между преподобными Зиноном и Григорием, седовласым старцем И. изображен: на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (без куколя); на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии); на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ); на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения креста в Женеве) и др. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И.- средовек с раскрытой ладонью правой руки, надпись: «Пре Uлapiohъ схим». На раскрашенных гравюрах 1-й четв. XIX в. (РГБ) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ) он изображен в 5-м ряду 3-м справа, оплечно, в клобуке, с небольшой бородой, без индивидуальных особенностей. На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) показан необычно - без куколя, с волнистыми волосами. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. И.- в 5-м ряду, но в левой группе за прп. Антонием Киево-Печерским (рядом др. подвижники Дальних пещер). В надписях святой нередко именуется «схимником». На полотне «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г., созданном в мастерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), И. показан прямолично, с небольшой седой бородой, правая рука с четками прижата к сердцу. Представление об И. как сокелейнике прп. Феодосия нашло отражение в хромолитографии «Святые труженики Киево-Печерской лавры» 1893 г. московской мастерской Морозовых (РГБ), где он изображен в келье переписывающим книги (средовек, в отличие от остальных без нимба, надпись: «Пр. Uллapiohъ»), вместе с прп. Никоном, изготавливающим переплет, и прп. Феодосием, прядущим для этого нити. Образ И., выполненный в академической традиции, был помещен в росписи интерьера храма Христа Спасителя в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов -Храм Христа Спасителя: Перепеч. изд. «Ист. описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» М. С. Мостовского/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86).

http://pravenc.ru/text/389127.html

XVII в., ГИМ; см.: «Обитель пресветлая и дивно украшенная…»: К 480-летию основания Новодевичьего мон-ря: Путев. М., 2004. С. 55). И. написан в правом нижнем клейме на темном фоне, по пояс в земле, обнаженным, со склоненной головой и сложенными крестообразно руками, рядом горящая свеча. Иконографическим источником большинства икон являются гравюры Киево-Печерского патерика. В 1-м издании Патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661) помещена ксилография 1656 г. работы мастера Илии , названная «Многотерпеливый Ианъ Д[у]ш свою преда[ет] в рц Б[о]г», т. е. изображено успение святого. Безбородый И. показан в пещере, закопанным в землю почти по самые плечи, со скрещенными руками; слева на земле свеча, вокруг 3 ангела: один, с пальмовой ветвью в правой руке, подносит ему венец, 2 других держат душу И. в виде младенца. Вверху поясной образ Иисуса Христа в облаках с исходящей из уст надписью: «Вниди в радо[сть] Г[оспод]а своего». Внизу 2 клейма с полуфигурой И. (с небольшой бородой) в земле: в левом - изображение крылатого змея, опаляющего голову преподобного, в правом - И. дает монаху кость прп. Моисея Угрина; ниже вирши. Над мощами И. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится образ 40-х гг. XIX в., исполненный в живописной манере лаврскими иконописцами под рук. иером. Иринарха . И. представлен по пояс, обнаженным, с небольшим крестом в левой руке (руки сложены крестообразно), у него небольшая седая борода и короткие волосы, лоб с залысинами, взгляд устремлен в лежащую перед ним книгу, справа череп, слева свеча. Единоличное изображение святого подобного извода, созданное в центральных областях России, имеется также на иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР): изображены горки с пещерой, И. в белой набедренной повязке, в раскрытой книге текст: «Не скорбите оубо семъ Бpamie», слева вверху - благословляющий Спаситель в небесном сегменте, справа - летящий ангел. В надписях на иконах И., как правило, именуется Многострадальным; на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР) воспроизведена надпись с гравюры мастера Илии (детали иконографии аналогичны, изображены 2 ангела, к-рые держат душу И.

http://pravenc.ru/text/469003.html

Арх.: Автографы муз. сочинений И. Д.: Ath. Dionys. 571. Fol. 1–144v, 1-я пол. XIX в. (Анфология); 645, XIX в. (Анфология); 646, 1-я пол. XIX в. (Стихирарь-Матиматарий); 651, 1-я пол. XIX в. (Стихирарь Германа, митр. Нов. Патр); 652, 1-я пол. XIX в. (Стихирарь Германа, митр. Нов. Патр.— Анастасиматарий Хрисафа Нового); 678, 1-я пол. XIX в. (Анфология); 679, 1819 г. (Доксастарий Триоди —Пентикостарий Иакова Протопсалта. Т. 1); 681, 1-я пол. XIX в. (Анфология); 682, 1-я пол. XIX в. (Доксастарий Иакова Протопсалта. Т. 1); 683, 1-я пол. XIX в. (Доксастарий Иакова Протопсалта. Т. 2); 690. Fol. 17–197v, 1837 г.; 693, 1-я пол. XIX в. (Анфологион Стихираря); 694, 2-я четв. XIX в. (Анфологион Стихираря); 695. P. 1–106, 1834 г. (Анфология — Доксастарий стиховных Хурмузия Хартофилакса); 705, 1-я пол. XIX в. (Сборник подобнов с медленным мелосом (ργν προσομοιριον)); 707, 1858 г. (Стихирарь — Матиматарий); 708, сер. XIX в. (Анфология); 722, сер. XIX в. (Анфология); 727. P. 1–862, сер. XIX в. (Анфология); 754, сер. XIX в. (Сборник причастнов); 767, сер. XIX в. (Анфология); 768. Fol. 182–282, 1848 г. (Анфология); 775. Fol. 1–16v, сер. XIX в. (Сборник (Φυλλδα)); 784, сер. XIX в. (Сборник); 806, сер. XIX в. (Анфология); 823, ок. 1860 г. (Печатный сборник 1: Приб. к 1-му т. Доксастария, изданного протопсалтом Иаковом (Δοξαστριον...μελοποιηθν παρα ακβονπρωτοψλτον ττο Χριστο Μεγλης κκλησας. ν Γαλατ, 1836. T. 1), и к 1-му т. Доксастария стиховных, изданного хартофилаксом Хурмузием (1859)); 824, сер. XIX в. (Печатный сборник 2 (27а): Приб. к изд.: Πανδκτη τς ερς κκλησιαστικς μνωδας το λου νιαυτο. Κωνσταντινοπολις, 1851); T. 1); 825, сер. XIX в. (Печатный сборник 3: Приб. к изд.: Πανδκτη 1851. T. 2); 826, сер. XIX в. (Печатный сборник 3: Приб. к изд.: Ταμεον νθολογας. Κωνσταντινοπολις, 1851); 827, сер. XIX в. (Печатный сборник 5: Приб. к изд.: Πανδκτη. 1851. T. 4); 828, 2-я пол. XIX в. (Печатный сборник 6: Приб. ко 2-му т. Доксастария стиховных, изданного хартофилаксом Хурмузием (1859)); 829, сер.

http://pravenc.ru/text/578124.html

2006. С. 286). Обе иконы являются такими повторениями. Высказанную, хотя и с оговорками, версию, что оригиналом для иконы Семена Хромого мог быть образ, ныне находящийся в ЦМиАР ( Алфёрова. 2008. С. 231), трудно считать убедительной, поскольку обе иконы разнятся в деталях. Так, на иконе из ЦМиАР воспроизведен более редкий для икон Madre della Consolazione вариант изображения левой стопы Богомладенца - она не симметрична правой стопе, а параллельна лузге иконы; линия каймы мафория по правой стороне в 2 местах (на уровне плеча и ближе к застежке) не имеет логичного продолжения, в районе сгиба на левой руке она значительно упрощена, а по нижнему краю словно обрезана; в орнаменте совмещены греч. и слав. буквы. На иконе Семена Хромого обе стопы Младенца обращены вперед, но возникла путаница с пальцами (из-за чего обе ноги анатомически читаются как правые); мастер не смог верно передать продолжение каймы мафория на стыке с прозрачной тканью слева, но справился с ее линией почти по всему объему сложной драпировки, в т. ч. по низу. В то же время общие черты икон могут свидетельствовать о том, что иконописцы имели перед собой рус. протограф, переработанный с итало-критского образца, а возможно, и сверялись с самим образцом. Напр., не имеет аналогов такая уникальная деталь иконографии обеих рус. икон, как направление взгляда Богомладенца - не на молящегося, не на Мать, а в сторону от Нее. Вторым важным моментом является надпись в свитке Христа. На всех известных итало-критских иконах цитируется текст Евангелия от Луки (Лк 4.18): «ΠΝ(ΕΥΜ)Α Κ(ΥΡΙΟ)Υ Ε/ΠΕΜΕ ΟΥ/ΕΝΕΚ(ΕΝ)/ΕΧΡΙΣΕ...» («Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня») (напр., на иконе Николаоса Зафуриса 2-й пол. XV в. (Музей изобразительных искусств, Сплит)). С ним ничего общего не имеет надпись на рус. иконах: «              » - по варианту иконы из ЦМиАР (в 3 строчки) и с ошибкой на иконе С. Хромого (в слове «  »; в 6 строчек); лит. источник надписи не выявлен, близкий по содержанию гимнографический текст встречается в тропарях воскресных, «по непорочных», строки к-рых обращены к Божией Матери: «Жизнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси».

http://pravenc.ru/text/2578712.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010