Икона происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске, где была приобретена старообрядцем-федосеевцем Н. А. Папулиным и в 1822 г. вывезена оттуда в судиславский скит Преображения Господня (Костромская губ.); после закрытия скита, с 1847 г. находилась в собрании С. Г. Строганова (Москва, С.-Петербург) ( Пивоварова. 2000). По мнению Н. В. Пивоваровой, надпись «Палестинская» появилась на иконе в результате старообрядческой реставрации, произведенной в Судиславле в 1-й четв. XIX в. На это указывает отсутствие в описях Благовещенского собора Сольвычегодска наименования «Палестинская», к-рое впервые фиксируется в конфискационных документах 1846 г.: Костромских описях приказа общественного призрения, Духовной консистории, Ипатиевского мон-ря и в сдаточной С. Г. Строганову. В описях сольвычегодского Благовещенского собора икона значится под названием «Одигитрия» (ср.: Иконы Москвы. 2006. С. 285). По иконографии образу из ГРМ аналогична икона Богоматери с Младенцем без надписи «Палестинская» (ЦМиАР, см.: Поствизантийская живопись. 1995. Кат. 55. С. 214), считающаяся более ранней по времени создания (80-90-е гг. XVI в.). Л. М. Евсеева полагает, что автор иконы из ЦМиАР постарался воспроизвести «местными художественными приемами» особенности образца, восходящего к памятнику итало-критской живописи (Иконы Москвы. 2006. С. 286). Тем не менее в этой иконе хорошо читаются особенности т. н. строгановской школы живописи с ее тяготением к тонкому «каллиграфичному» письму, увлечением формой и проч. (согласно мнению Пивоваровой, икона, поступившая в ЦМиАР из старообрядческой часовни в Вольске, также происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске, подтверждением чему служат конфискационные описи, упоминающие 2 «Палестинские» иконы, близкие по размерам к существующим (соответственно 9×7 вершков и 1 аршин 11/2 вершка × 14 вершков; последняя икона в момент конфискации имела раму) (см.: Пивоварова. 2004. С. 374-375). На истоки иконографии икон этого типа указал Кондаков. На примере образка из собрания Пинакотеки Ватикана, аналогичного упомянутым рус.

http://pravenc.ru/text/2578712.html

Помимо икон свт. Николая от XIV в. дошли новгородский образ «Чудо вмч. Георгия о змие, с житием вмч. Георгия» (1-я пол. XIV в., ГРМ), иконы «Святые Борис и Глеб, с житием» из ц. Бориса и Глеба в Запрудах в Коломне (2-я пол. XIV в., ГТГ), «Арх. Михаил, в деяниях» из Архангельского собора Московского Кремля (кон. XIV в., ГММК). При тесных связях древнерус. искусства с визант. миром рус. мастера имели собственный опыт и предпочтения в области житийной иконографии, напр. помещали в среднике Ж. и. изображение вмч. Георгия, попирающего змея. Исследователи отмечали, что нек-рые сцены из Жития вмч. Георгия встречаются только в рус. памятниках (см.: Барская Н. А., Сергеев В. Н. Живопись XVI-XVIII вв. из верховьев реки Мсты в собрании ЦМиАР//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 275-292). В XV в. продолжали развиваться житийные циклы свт. Николая, о чем свидетельствуют иконы из Тихвинского мон-ря (нач. XV в., ГРМ), из посада Б. Соли (нач. XV в., ГРМ), из Георгиевской ц. Теребужского погоста близ Ст. Ладоги (1-я пол. XV в., ГРМ), из собрания К. В. Воронина (ок. сер. XV в.), из Андреевской ц. в Вологде (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ), из Введенского собора в Сольвычегодске (2-я пол. XV в., АМИИ), из Покровского мон-ря в Суздале (1-я пол. XV в. и нач. XV в.- обе во ВГИАХМЗ). Каждая из икон имеет свою программу, отличающуюся составом сюжетов. Примеры Ж. и. др. святых в искусстве XV в. единичны: «Святые бессребреники Косма и Дамиан, с житием» из Космодамиановской ц. в Вологде (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ), «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (2-я пол. XV в., Нижегородский гос. художественный музей). Особо следует отметить новгородское произведение «Евангельские сцены» («Земная жизнь Иисуса Христа») из ц. Бориса и Глеба в Плотниках (1-я пол. XV в., НГОМЗ). На иконе нет средника. 25 клейм, начиная с Крещения Господня и заканчивая Вознесением, расположены в 5 регистрах. Это единственный известный сохранившийся пример «ленточного» изложения евангельских сюжетов. Из новгородских памятников XV в. аналогична по композиционному решению икона «Акафист Богоматери», от 3 створок которой сохранилось только 2 (ГММК; частное собрание, Москва).

http://pravenc.ru/text/182315.html

По сторонам Великой лаврской церкви с Киево-Печерской иконой Успения Пресв. Богородицы над ней представлены 2 группы святых: левую группу святых, почивающих в Ближних пещерах, возглавляет прп. Антоний Печерский, правую, чьи мощи покоятся в Дальних пещерах,- прп. Феодосий Печерский. Если в подлинниках относительно местоположения Н. С. сказано: «правая страна, 25-й», то в этой композиции его образ помещается в левой группе, в 9-м снизу ряду, открывающим «пятерицу» святых - Дамиана Целебника, Агапита Врача, Матфея Прозорливого, Иеремии Прозорливого (расположение образа Н. С. рядом с образами святых Киево-Печерских врачевателей обусловлено его почитанием как целителя от болезней ног). Н. С. изображен оглавно, в клобуке (или в куколе). Самые ранние примеры гравюр со ставшей классической схемой Собора Киево-Печерских святых упоминает Д. А. Ровинский: кон. XVII в., грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей, и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507). В XVIII и XIX вв. такие композиции воспроизводились на эстампах, были распространены в иконописи, в т. ч. в вариантах миниатюрной живописи, напр. на эмалевых иконках. Примеры гравюр: почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621. 1505); Мартина Нехорошевского (сер. XVIII в. Там же. 1509); Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. 1510); Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. 1511) (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505а; С. 761-763. 1517) и мн. др. Примеры икон: из Кириллова Белозерского мон-ря (1-я треть XIX в., КБМЗ); из Киево-Печерской лавры (2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ, см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); иконописца из посада Клинцы Стародубского уезда Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.) (2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова); на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) и мн. др. Редко, но встречаются варианты др. иконографии святого в этой композиции при сохранении размещения его фигуры в общей схеме. Так, напр., на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ) Н. С. показан «беседующим» с прп. Дамианом Целебником, т. е. обращенным от центра влево (Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28). Как правило, в нимбе при имени святого указано его прозвание, в т. ч. на поздних памятниках: напр., на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) - «прп. Никонъ Сухий». За недостатком места на миниатюрных эмалевых иконках надпись нередко отсутствует, но образ Н. С. опознается в своем ряду благодаря сохранению схемы композиции, как, напр., на иконке из ЦМиАР.

http://pravenc.ru/text/2577577.html

представлен, как правило, в левой группе чудотворцев, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах, крайним слева в 5-м ряду. Изображается старцем или средовеком в монашеском облачении, куколе: на иконе 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ), на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), на иконе кон. XVIII в. (собрание банка «Интеза», Палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия; см.: Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 321), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия), на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И. в правой части иконы, за прп. Феодосием Киево-Печерским, крайний справа в 4-м ряду («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Примеры изображений И. в тиражной графике - гравюра на меди В. Белецкого (1751, РГБ), раскрашенные гравюры 1-й четв. и 1-й трети XIX в. (РГБ, ГЛМ), раскрашенная литография мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ); тонолитография 1893 г. и хромолитография 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ), хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). Облик И. чаще всего не индивидуализирован. В академической монументальной живописи XIX в. И. включен в группу подвижников XI в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), а также в число 34 Киево-Печерских святых в росписи 70-х гг. XIX в. юж. части зап. крыла храма Христа Спасителя в Москве худож. К. А. Горбунова ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996. С. 86). Изображение И. в трапезной части ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Киево-Печерской лавры (нач.

http://pravenc.ru/text/674768.html

1607, СПГИАХМЗ). В графическом образе сохраняются основные черты внешности святого: впалые щеки, густые, зачесанные назад волосы, спадающая отдельными прядями кудрявая борода; рука со свитком приподнята; надпись: «прп(до) па(θ)нотïе боро(в)скï(и)» (дробница с образом П. в молении - ГИМ). Резное изображение П. с крестом и свитком в руках имелось на оборотной стороне золотого креста-мощевика 1698 г. из монастырской ризницы, вложенного в память кн. И. Б. Репнина его сыновьями; на лицевой стороне серебряного креста-мощевика 1639 г. (вклад кн. Н. М. Мезецкого в память брата, схим. Давида) образ П. помещался у подножия Распятия ( Леонид (Кавелин). 1907. С. 78-79). В сер.- 2-й пол. XIX в. в старообрядческой среде получили распространение поясные иконы П., на к-рых пальцы его благословляющей руки сложены в двуперстие (свиток в левой руке часто развернут). Особенности облика святого на подобных изображениях - борода с обильной проседью, разделенная на 5-8 длинных веерообразных «космочков», высокий лоб с проплешинами. Иконы этого круга, выполненные в традиц. стилистике, ориентированной на древние образцы, хранятся в Малоярославецком музейно-выставочном центре им. И. А. Солдатёнкова, СГИХМ (написана в Гуслицах?), Гороховецком историко-архитектурном музее, Гос. музее истории космонавтики им. К. Э. Циолковского, музее Пафнутиева Боровского мон-ря, в частных собраниях (напр., работа Л. М. Иванова). Вероятно, боровские мастера-старообрядцы писали также небольшие поясные или поколенные образки П. того же извода, иногда дополненные образом Спаса Нерукотворного (характерен для икон беспоповцев) или фигурами приписных святых - небесных покровителей заказчиков (3 в ЦМиАР, ЗИАХМ, частное собрание). Иконы П. хранятся в храмах Боровска и его окрестностей, напр. в боровском кафедральном соборе Благовещения Пресв. Богородицы - редкий образ П. вполоборота вправо (1839, «изуграф» А. С. Крюк[ов?]). Возможно, в это же время Пафнутиев Боровский мон-рь заказывал партии эмалевых икон для раздачи и продажи паломникам (финифть с поясным образом П. со свитком и четками в руках - ЦМиАР). Существовали и ростовые варианты единоличной иконографии П., в частности исполненные во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в мастерских Москвы, Палеха и Мстёры. На рисунке акварелью и тушью из собрания по иконографии рус. святых кн. М. А. Оболенского (сер. XIX в., Красноярский краевой краеведческий музей) П. представлен с не характерной для него окладистой бородой, едва раздвоенной на конце, в рост, правая рука возле груди, левая - под мантией. На рубеже XIX и XX вв. получили распространение небольшие хромолитографии с фигурой преподобного на фоне пейзажа (1893; 1901, мастерская Е. И. Фесенко в Одессе, АОКМ; см. также: Леонид (Кавелин). 1907. С. 3).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Блж. Исидор, преподобные Петр и Авраамий, Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Ростовские чудотворцы, с видом Ростовского кремля». Кон. XIX в. (ЦМиАР) Блж. Исидор, преподобные Петр и Авраамий, Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Ростовские чудотворцы, с видом Ростовского кремля». Кон. XIX в. (ЦМиАР) О своей смерти И. знал заранее. Во время преставления святого город наполнился благоуханием. В месяцесловах XVII в. (см., напр.: РНБ. Погод. 1962. Л. 76) кончина И. отнесена к 1474 г., в Ростовском летописце XIX в.- к 1484 г. Святого похоронили на месте его хижины, где впоследствии была построена деревянная ц. в честь Вознесения (позднее называвшаяся также ц. Исидора Блаженного, Твердислова в валах). По предположению Ковалевского, церковь была освящена в честь Вознесения, «потому что в день погребения святого, т. е. 18 мая, было навечерие этого праздника» ( Ковалевский. 1902. С. 255). В Житии рассказывается, как некий священник, служивший в Вознесенской ц., из любопытства попытался вскрыть погребение святого, но был отброшен от могилы, онемел и впал в расслабление. Он исцелился после молитвы у могилы И. По мнению Каган, аналогией этому чуду является летописный рассказ 1462 г. о посещении вел. кн. Иоанном III Васильевичем гробницы прп. Варлаама Хутынского . Мотив наказания «безумного дерзнутия» был характерен для новгородских памятников ( Лихачёв Д. С. Литература Новгорода 2-й пол. XV - 1-й пол. XVI в.//История рус. лит-ры. М.; Л., 1945. Т. 2. Ч. 1. С. 376). Сразу же после преставления И. началось его почитание. У гроба И. исцелились человек из с. Соли, обезумевший от пьянства, Федор из ростовского села - от болезни глаз и головы. Оба чуда произошли во время пения канона святому, 2-е сопровождалось видением исцеленному. Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в., поновления — 70-е гг. ХХ в., ок. 2010 г. Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре. Кон.

http://pravenc.ru/text/674886.html

Троицы, Божией Матери «Знамение»), где П. представлен слева: икона XVI в. (СПГИАХМЗ); прориси с икон XVI в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 342-345. 170, 171), иконы кон. XVI - нач. XVII в. из ризницы Соловецкого мон-ря (АОКМ; П.- в центре), 1-й трети XVII в. (строгановский мастер, ГИМ), 1-й пол.- сер. XVII в. (ЦМиАР), XVII в. (ПЗИХМЗ), XVII в. из старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве; шитые пелены 50-60-х гг. XVII в., 1639 г. и ок. 1639 г. (вклад А. С. и Д. А. Строгановых в Благовещенский собор в Сольвычегодске; СИХМ); пелена «Святители Московские, с избранными святыми» кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVII в. (вклад Г. Д. Строганова в нижегородский Преображенский собор) (НИАМЗ); иконы 1744-1745 гг. работы Е. И. Грека (из ц. прп. Сергия Радонежского, впосл. «всей артиллерии» собор, в С.-Петербурге, ГРМ; в руках П. жезл и Евангелие), ок. 1796 г. (РГИАХМЗ), из иконостаса 1815 г. в старообрядческой часовне в Хвалынске (ГРМ) , XIX в. (ГЭ). После перенесения в Москву мощей свт. Филиппа (Колычева) в 1652 г. появились иконы 4 святителей Московских, представленных прямолично, в рост, П. обычно изображен крайним слева. Известны, напр., иконы 2-й пол. XVII в. из Макариева Троицкого мон-ря в Калязине (ЦМиАР), сер.- 3-й четв. XVII в. (частное собрание), сер.- 3-й четв. XVII в. (ЦМиАР; все святители в архиерейских шапках), XVIII в. (СГИАПМЗ), посл. трети XVIII в. (ц. вмч. Георгия «за верхом» в Калуге), 1-й трети XIX в. из ц. Св. Троицы на московском Пятницком кладбище, 1865 г. письма К. Ф. Соколова (частное собрание; вверху Спас Нерукотворный), 1899 г. письма И. В. Брягина, В. И. Шитова (ГРМ), кон. XVIII - нач. XIX в. и нач. XX в. (ГЭ), иконные образцы XVII-XIX вв. С 60-х гг. XVII в. возобладали более сложные выразительные композиции молитвенного предстояния святых Иисусу Христу и Пресв. Богородице, П. изображен, как правило, в 1-м ряду слева, напр. на иконах 80-90-х гг. XVII в. мастера круга Оружейной палаты (Собрание рус. икон при Фонде ап. Андрея Первозванного), 2-й четв.- сер.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

(ЦМиАР) Сказанное о традиц. схеме композиции «Собор Киево-Печерских святых» на примере эстампов является верным и для икон, напр.: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117) - волосы М. с проседью, борода недлинная, округлая, подпись в нимбе: «      »; 1-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87); сер. XIX в., предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 3-й четв. XIX в. на эмали (Нововалаамский мон-рь, Финляндия); посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве) - каштановые волосы без проседи разделены на прямой пробор и убраны назад, борода окладистая; 2-й пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова; см.: Русские святые: Избранные иконы из колл. Феликса Комарова. М., 2016. С. 59-65. 6), выполненная иконописцем из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город Брянской обл.). На нек-рых иконах взгляд М. обращен вперед, как, напр., на иконах: посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ; см.: Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) - седовласый старец, борода клиновидная; 1-й трети XIX в. (КБМЗ; см.: Русские святые: Кат. выст./Авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 98-99, 258. Кат. 42) - голова не покрыта, каштановые волосы с проседью, борода недлинная, клиновидная, подпись: «      ». Определенное место в композиции и сохранение особенностей облика М. позволяют опознать его образ на небольших по размеру иконах, в т. ч. эмалевых, где отсутствуют подписи при изображениях святых (напр., на образке работы одной из мастерских г. Ростова Ярославской обл., 2-я пол. XIX в., ЦМиАР; см.: Алёхина. 2006. С. 48. Кат. 79). В композиции «Собор Киево-Печерских святых» встречаются изменения в группах святых относительно их традиц.

http://pravenc.ru/text/2563960.html

Наиболее раннюю гравюру с такой композицией Д. А. Ровинский датировал нач. XVIII в. ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1507) и приводил неск. повторений и копий с единого киевского образца на примере гравюры из своего собрания работы почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621-623. 1505), напр. гравюры: Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ), Иоанна Кончаковского (1771/74), Герасима Проценко (1821) и др. ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623-625. 1506-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). Одно из ранних сохранившихся изображений этой композиции в иконописи представлено на иконе из частного собрания (по надписи: «1766 г. Харковъ») - образ П. соответствует варианту, напр., на гравюре Белецкого: голова П. с пышными седыми волосами до плеч дана в 3/4-ном повороте влево, он смотрит вверх, правая рука прижата к сердцу, куколь лежит на плечах. Этот вариант сохраняется в основных чертах и на др. иконах и эстампах (различия касаются гл. обр. положения головы). Примеры икон: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771(?), ИркОХМ); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР); 2-й пол. XIX в., Клинцы Брянской обл. (собрание Ф. Р. Комарова). Примеры эстампов: раскрашенная гравюра 1-й трети XIX в. (ГЛМ); офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ); тонолитография 1893 г. (ГЛМ); хромолитография 1894 г. (ГЛМ, РГБ) и мн. др. В наст. время основной в единоличной иконографии святого является икона, написанная в 40-х гг. XIX в. в мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками). Она была создана в ряду др. образов преподобных обители, размещенных при их гробах в Дальних и Ближних пещерах. Святой представлен фронтально, погрудно, в схиме, позади него на темном фоне справа - пещерка, как память о затворническом подвиге. В облике подчеркнуты аскетические черты: у П. лицо исхудавшего от поста человека с огромными глазами, он седовласый, борода недлинная, узкая, на конце по сторонам разделена на 2 «космочки». В нимбе надпись: «С. прп (д). Narkpamiй Затворникъ».

http://pravenc.ru/text/2578813.html

На иконах «Собор Киево-Печерских чудотворцев» в облике Н. сохраняются те же черты, к-рые присущи гравированным работам, однако рука у груди святого - жест-характеристика, призванный отображать молитвенное делание, в иконописи даже в хорошо детализированных памятниках (при погрудном изображении) встречается редко (напр., на иконе 1-й пол. XIX в., ЦМиАР - Н. в схиме, с куколем на голове). К иконам «Собор Киево-Печерских чудотворцев», отображающим раннюю традицию, примыкают иконы: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 2-й пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова - в схиме, с куколем на голове) и др. На миниатюрных эмалевых иконах «Собора Киево-Печерских святых» (изготавливались по заказу Киево-Печерской лавры в Ростове в качестве паломнических образков), где могут отсутствовать надписи с именами, образ Н. определяется по месту расположения при строгом сохранении схемы изображения (напр., на эмалевой иконе 3-й четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь, Финляндия). В переработанных вариантах композиции «Собора Киево-Печерских святых», когда отсутствует деление на группы святых Ближних и Дальних пещер, образ Н., как и мн. др. Печерских преподобных, идентифицировать сложно. Напр., на московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. изображение Н., возможно, находится в левой группе и опознается благодаря размещению рядом фигур святых из близких «пятериц», в частности, прп. Анатолия. В монументальной живописи образ Н. показан в группе рус. святых XIV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники - иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) - вместе с преподобными Паисием и Павлом Послушливым (поскольку изображен крайним, видна лишь часть головы в куколе).

http://pravenc.ru/text/2565116.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010