Скачать epub pdf Протокол 7 заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, от 11/24 августа 1938 года Заседание открывается в 9 часов утра пением молитвы «Царю Небесный». Присутствует 91 член Собора. I. Слушали: Протокол Постановили: Протокол утвердить. Доклад прот. П. Беловидова «О церковной дисциплине среди клира и мирян» II. Слушали: Доклад протопресвитера П. Беловидова О церковной дисциплине среди клира и мирян Церковной дисциплиной, по установившемуся пониманию, называется совокупность мер и правил, обязательных для всех, кто вступил в состав данного организованного целого. Ею определяется как характер и направление деятельности каждого члена организации, так и взаимоотношения их  друг ко другу, направленныя к достижению поставленной цели или задачи. Объем и содержание церковной дисциплины определяется понятием о Церкви. Возьмем общеизвестное из Пространного Христианского Катихизиса Митрополита Филарета определение: « Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православною верою, законом Божиим (т. е. исполнением заповедей Божиих), священноначалием и таинствами». Церковь установлена и устроена по Божественной воле ея Основателя ( Mф. XVI, 18 ). Эта воля, святая и совершенная пребывает в Церкви до ныне, как сказал об этом наш Спаситель: «Я буду с вами во все дни до скончания века» ( Mф. XXVIII, 20 ). В состав Церкви входят все те, кто добровольно, через таинство Св. Крещения, вступил в нее, дав обет отречься от диавола и всех дел его, и всех ангел его, и от всего служения его и сочетаться со Христом или, другими словами, как бы прилепиться ко Христу, сраствориться в Нем, чтобы путем христианского делания уподобиться Ему, а через Него слиться со всеми, кто также стремится слить свое существо со Христом. У проф. Н. А. Ильина прекрасно выражена эта мысль: «верующие люди имеют единый и общий им всем духовный Предмет; они вступают в творческое единение с Ним, а через это объединяются и между собою слагается религия и церковь»  8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Содержание От автора Введение Глава I. Грузинская Православная Церковь История Грузинской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Грузинской Православной Церкви 2. Грузинский Экзархат в составе Русской Православной Церкви 3. Восстановление автокефалии 4. Католикосы-Патриархи после восстановления автокефалии 5. Духовная жизнь: древнейшие храмы и их святыни; монашество; подвижники, мученики 6. Современное положение Грузинской Православной Церкви 7. Отношения между Грузинской и Русской Православными Церквами в прошлом и настоящем Монастыри Грузинской Православной Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви Предстоятели Грузинской Православной Церкви Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» Глава II. Сербская Православная Церковь Исторический очерк Сербской Православной Церкви 1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии 2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии 3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине 4. Черногорская митрополия 5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого 6. Сербская Православная Церковь в XX веке 7. Современное положение Сербской Православной Церкви 8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей 9. Участие в экуменической и миротворческом движениях Македонская Православная Церковь 1. Краткая история с древнейших времен 2. Обстоятельства провозглашения автономии и «автокефалии» 3. Современное положение Епархии Сербской Православной Церкви Епархии Македонской Православной Церкви Предстоятели Сербской Православной Церкви IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» Глава III. Румынская Православная Церковь Исторический очерк Румынской Православной Церкви 1. Период раннего христианства на территории современной Румынии 2. Церковь в румынских княжествах до турецкого порабощения 3. Румынская Православная Церковь при османском владычестве 4. Православная Церковь в Валахии и Молдове, объединенных в единое государство Румынию 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Содержание     «που ν κριστς, ησος, κε καθολικ κκλησα»    Ignatiusad Smyrn. 8, 2.    Католическая церковь до настоящего времени остается чуждой так называемому «экуменическому движению», в котором принимают участие представители православной церкви, англиканской церкви и протестантизма. В этом факте все до известной степени парадоксально. Выявление вселенской природы христианства взяли на себя представители тех церквей, которые до самого последнего времени слишком мало — если не сказать больше — интересовались вселенскими задачами. С другой стороны почти полное равнодушие к экуменическому движению проявляет та церковь, которая никогда не забывала своего вселенского призвания. Католическая церковь по самой своей природе есть вселенская церковь, и такой она была с самого начала своего существования, такой она остается и в настоящее время. Надо быть справедливым к католичеству и пора отказаться от взгляда, что движущей силой католичества является одно только стремление пап к власти над христианским миром. То, чем жило в течение многих веков и чем живет и движется и сейчас католичество, есть его вселенское призвание и вселенские задачи. Это сказалось на его учении о церкви, на самом устройстве церкви и даже на его учении о таинствах. Католичество не мыслит себя вне своей вселенской природы. С особой силой вселенское самосознание католичества отразилось на его известном учении, по которому всякий правильно крещенный христианин ео ipso является членом католической церкви. Если одни — ее истинные и верные дети, то другие — блудные сыны, но те и другие — ее дети. И потому, если католичество отталкивается от участия в экуменическом движении, то именно в силу своей вселенской природы, своего вселенского призвания, своих вселенских задач. Идея вселенской церкви, которую представляет католичество, приходит в столкновение с другой идеей той же вселенской церкви, которая лежит или должна лежать в основе «экуменического движения». Подлинное единство христианского мира зависит от того, какая из этих идей окажется в настоящее время исторически действенной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3720...

Содержание От издателя Архимандрит Августин (Никитин). Предисловие. Православно-католические отношения. Страницы истории I. Римско-католическая Церковь. Общий обзор H. Я. Данилевский. Папство. Разделение Церквей. Фрагменты В. С. Соловьев Папство и папизм Фрагмент Преосвященный Филарет Московский, святой Иоанн Златоуст, Давид Штраус и Прессансе о первенстве Петра Апостол Петр и папство Папа святой Лев Великий о первенстве А. А. Киреев. Несколько ответных слов на брошюру г. Навиля «Католическая Церковь и свобода вероисповеданий» С. Н. Булгаков Два града. От автора (предисловие) Фрагмент Средневековый идеал и новейшая культура (По поводу книги Гейнриха Эйкена «История и система средневекового мировоззрения» ) Фрагменты H. С. Арсеньев. Католичество Фрагменты II. О разделении церквей Епископ Порфирий (Успенский) Книга бытия моего. Фрагменты Святыни земли Италийской. Фрагмент Святитель Игнатий (Брянчанинов). О ереси и расколе. Фрагменты Протопресвитер Виталий Боровой, А. С. Буевский. Русская Православная Церковь и экуменическое движение Фрагменты А. А. Киреев. Ответ «Римскому вестнику» – «Moniteur de Rome». По вопросу о соединении Церквей В. С. Соловьев. Письмо в редакцию III. О различии в вероучении Н. Я. Данилевский. Различие вероисповедное В. В. Розанов. Папская «непогрешимость» как орудие реформации без революции Протоиерей Михаил Мудьюгин . Православная трактовка развития римско-католической мариологии за последнее столетие IV. Полемика западников и славянофилов И. С. Гагарин Письмо 1-е Ю. Ф. Самарину Письмо 2-е Ю.Ф. Самарину Ю. Ф. Самарин. Письмо князю И. С. Гагарину И. С. Гагарин. Письмо 4-е Ю. Ф. Самарину И. В. Киреевский. Письмо князю И. С. Гагарину И. С. Гагарин. Письмо И. В. Киреевскому И. С. Гагарин. Письмо отца Гагарина, священника общества Иисусова, Юрию Федоровичу Самарину (В ответ на письма, напечатанные в журнале «День») А. С. Хомяков. Письмо к редактору «L’Union Chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный». (По поводу речи отца Гагарина, иезуита) Ю.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Содержание Часть первая. Православие и другие христианские исповедания Православная Церковь и остальной христианский мир Единая Святая, Кафолическая и Апостольская Церковь как уникальный богочеловеческий организм Высказывания некоторых русских православных богословов о причастности инославных к жизни Кафолической Церкви Часть вторая. Православие и проблемы, связанные с участием в экуменическом движении Первосвященническая молитва (Ин. 17,1–26) как откровение о Церкви и ее онтологическом единстве Православие перед лицом иного понимания единства Церкви «Вступление» Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. Мотивы вступления и позиция, вытекающая из видения трудностей     Предлагаемый доклад составлен мною во исполнение послушания, возложенного на меня решением Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, принятым 13 ноября 1986 года. Считаю своим долгом, прежде всего, напомнить сказанное в 1974 году Его Святейшеством Святейшим Патриархом Пименом о наличии у православных богословов различных мнений и оценок касательно современного экуменизма. Начиная свой доклад на тему «Православный взгляд на современный экуменизм», прочитанный им 6 мая 1974 года в университете г. Йоэнсу, Святейший Патриарх сказал: «К данной теме – о «Православном взгляде на современный экуменизм» – я подхожу с пастырской точки зрения... Я не считаю, что моей задачей является представить вам, что православные богословы, православные экуменисты и ответственные руководители Православных Церквей думают о современном экуменизме и как они его понимают... Конечно, все эти вопросы и мнения нас весьма интересуют, и мы их тщательно изучаем и анализируем... Я отнюдь не считаю себя вправе говорить от имени всех православных и представить вам единый православный взгляд на экуменизм. Такого единого, всеправославного взгляда не только нет между всеми Православными Церквами, но нет единого взгляда и единого отношения и внутри каждой отдельной Поместной Православной Церкви... Таким образом, я могу и хочу представить вам по данному вопросу мои взгляды. Надеюсь, однако, что изложенные здесь взгляды большинством православных будут найдены отвечающими их собственным взглядам» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Указетель имен Алексий (Симанский) I , Патриарх Московский и всея Руси (1877–1970). В 1904 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. 28 апреля 1913 года хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. 18 мая 1932 г. возведен в сан митрополита с титулом Старорусский. 11 авг. того же года стал титуловаться митрополитом Новгородским и Старорусским. 5 окт. 1933 г. переведен на Ленинградскую кафедру с сохранением управления Новгородской епархией. Поместным Собором РПЦ 2 февраля 1945 г. избран Патриархом Московским и всея Руси. Скончался 17 апреля 1970 г. Варлаам (Рященцев), архиепископ Пермский . В миру – Виктор Степанович Рященцев, родился 8 июня 1878 г. в купеческой семье Тамбовской губернии. В 1900 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. 13 января 1913 г. хиротонисан во епископа Гомельского, вик. Могилевской епархии. С 3 сентября 1923 г. – епископ Псковский и Порховский. С января по декабрь 1924 г. управлял Могилевской епархией. Год возведения в сан архиепископа неизвестен. С 13 июля 1927 г. – архиепископ Пермский. С 11 ноября 1927 г. уволен на покой. С декабря 1927 г. назначен временно управляющим Любимским викариатством Ярославской епархии. Скончался в 1942 г., в Вологде. В 1922–1923 гг. отпадал в обновленчество; при покаянии принят в РПЦ. Принадлежал к Ярославской оппозиции и с 6 февраля по 3/16 мая 1928 г. находился в отделении от митрополита Сергия. Вениамин (Румянцев), митрофорный протоиерей (1914–1991). Родился в крестьянской семье во Владимирской губернии. Диаконское, а затем священническое служение проходил во Владимирской епархии: во Мстере и Вязниках в сане диакона, а затем в г. Гороховце. Владимир (Котляров), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (г.р.1929). В 1958 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия. 30 декабря 1962 г. хиротонисан во епископа Звенигородского. С 12 мая 1987 г. – архиепископ Псковский и Порховский. Определением Св. Синода от 3 апреля 1990 г. решено именовать Преосвященного Псковского и Порховского впредь «Псковский и Великолукский». С 22 февраля 1993 г. митрополит Ростовский и Новочеркасский. С 27 декабря 1995 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Активный участник экуменического движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Экуменизм до экуменического движения Речь на акте Православного Богословского Института в Париже, 11-го декабря 1955 года. На призыв Петра Великого Россия ответила не одним только Пушкиным. Девятнадцатый век показал всему миру, что Россия не какое-то азиатское ханство, а полноправное европейское государство. Русская наука и искусство блеснули именами мировой известности. Начало XX в. некоторые склонны были называть «ренессансом». Но русский бунт 1917 г. положил всему этому конец. Вместо цветения христианской цивилизации началось строительство на основах диалектического материализма. Одно из самых ярких явлений XIX в. и начала XX в. это богатейшие плоды на ниве духовного просвещения. Наши Духовные Академии за сто лет своего существования (с 1809 г.) прославили русскую церковь такими именами, что европейская наука теперь справедливо изумляется величием наших духовных школ. Русская эмиграция также способствовала этому. Благодаря встречам инославных европейцев с представителями православного духовенства и науки за эти 35 лет, римскому католичеству и протестантизму открылся мало дотоле известный мир. Но не следует, однако, обобщать этого факта. Не только благодаря так наз. экуменическим съездам Европа узнала просвещенное русское духовенство и сокровища русской богословской науки. Задолго до этого наше заграничное духовенство старалось знакомить западный мир с Православием и с богатством нашего богословия. Имена этих священнослужителей вошли в историю и долг справедливости требует напомнить хотя бы некоторые из них. Если не считать посольства нашей первой духовной миссии в Китай в 1684 г., так как ее положение было совсем особым, то можно думать, что старейшей церковью на чужбине является Стокгольмская. Уже Столбовским мирным договором 1617 г. было утверждено законное положение русского священника в Русском дворе («Ryssgarden») в Стокгольме для обслуживания русских торговых людей. Богослужение совершалось в «молитвенных анбарах», снимаемых русскими купцами у шведского городского управления. Известен некий «поп Емельян» в 1651 г. Но это было делом частным и приезжавшие тогда вместе с русскими купцами священники являлись, конечно, людьми случайными. Настоящая, более или менее постоянная русская церковь при дипломатическом нашем представителе в Швеции основана была в 1700 г., с какого времени богослужение совершалось для русских почти постоянно 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/d...

" Я лютеран люблю богослуженье... " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22739.html 02 ноября 2005 Марк Смирнов " Я лютеран люблю богослуженье... " Можно ли перенести опыт церковной жизни Германии на русскую почву Источник:  http://religion.ng.ru/ НГ-религии Немецкая слобода появилась в Москве в XVI веке, при Иване Грозном. Многие из московских немцев были лютеранами, и уже к концу столетия у них появились первая деревянная церковь и свой пастор. С тех пор прошло четыре столетия, и в российской столице по-прежнему немало немцев-лютеран, граждан Германии. Кто руководит их духовной жизнью? С этим вопросом " НГР " обратились в посольство ФРГ, где и произошла встреча ответственного редактора газеты с пастором Фридтьофом Амлингом. – Господин пастор, вы являетесь сотрудником посольства ФРГ в России. Кто ваши прихожане здесь, в Москве? – Я работаю не только для работников посольства и членов их семей, но и для московских немцев вообще. Мои прихожане – не только лютеране, но и представители так называемых Свободных Церквей, у которых в Москве нет своих пасторов. Помимо пасторского служения я занимаюсь преподаванием в немецкой школе, а также выступаю в качестве представителя Евангелической Церкви Германии в области контактов с Московским Патриархатом. Я участвую в подготовке официальных визитов и конференций между православными и лютеранами. – Диалог Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви длится уже полвека. Однако среди значительной части православных верующих и духовенства и сегодня распространено мнение, что экуменический диалог невозможен, так как вторая сторона в этом диалоге – еретики и схизматики... – В советские времена участие Русской Православной Церкви в экуменическом движении было обусловлено государственным " заказом " . Сейчас внутри Православной Церкви происходит переосмысление экуменизма. Безусловно, в православии, как, впрочем, и в лютеранстве, существуют тенденции к ретроградности, однако я смотрю в будущее с оптимизмом.

http://religare.ru/2_22739_1_21.html

Оксфорд и Чичестер: борьба за общий ум Воспоминания об Амстердаме еще живы и свежи. Тем не менее, нужно смотреть вперед и дальше. Полное значение и воздействие Амстердама еще предстоит выяснить и изучить. Церкви-участницы Всемирного Совета еще не дали адекватного ответа на вызов Амстердама. А это был великий вызов. Амстердам создал новые трудности и напряженности, и выдвинул новые проблемы и загадки. Решение Амстердама «оставаться вместе» было замечательным, но авантюрным и рискованным. Нужно честно признать, что для членов разделенного христианского мира пребывание вместе оказалось трудным и даже болезненным. Очевидно, невозможно вкратце обобщить все процедуры различных экуменических собраний, проведенных этим летом в Оксфорде и Чичестере. Данный очерк не предназначен как отчет и не претендует на беспристрастность. Беспристрастное мышление обычно нереально. Можно лишь высказывать собственное мнение. И быть может, сознательное умолчание помешает истинному экуменическому движению вперед? Ибо нам необходимо, прежде всего, развивать взаимопонимание. Ведь в Экуменическом движении нам нужны не столько беспристрастные заявления, в которых оживленная дискуссии и сама напряженность жизни просто исчезнут, сколько расширение видения и перестройка ума и сердца. Значение «экуменического» Каково полное и подлинное значение «экуменического» призыва? Каков масштаб экуменического предприятия? Какова на самом деле предполагаемая oikoumene и какой она должна быть? Вообще говоря, большинство участников Всемирного Совета составляют протестантские церкви, а старые католические, англиканские и Восточные Православные составляют меньшинство. Преобладает протестантская ментальность. Можем ли мы прийти к согласию в такой ситуации? Или следует смело признать это как серьезное ограничение, неминуемую опасность, подрывающую все экуменическое предприятие? Вопрос, очевидно, неприятен для многих. Возможно, проблема слишком деликатна для открытого обсуждения. Но она не может и не должна замалчиваться. Как протестантская организация, Всемирный Совет просто развалится и перестанет быть тем, на что претендует и для чего предназначался. Но боюсь, что в экуменических кругах нет истинного согласия именно по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

  разделы   рассылка  распечатать Протоиерей Всеволод Чаплин Лоскутки Источник: Православная Москва Нужно ли нам, православным, одобрять политическую борьбу, экономическую конкуренцию, другие человеческие " ристалища " ? Нам, между прочим, говорят: смотрите, все это развивает человека и общество, устраняет монополизм, препятствует застою! Да, развивает, устраняет, препятствует. Монополизм в экономике и застой в политике – вещи нехорошие, и обществу нужно их избегать. Между прочим, мудрые цари и элиту меняли, и монополистов обуздывали. А теперь давайте задумаемся: чем хуже конкуренции, например, война? Она еще лучше развивает экономику, двигает вперед науку и технику, стимулирует мысль и культуру. И вот здесь секулярные гуманисты споткнутся и скажут нам: нет-нет, войны не надо. Однако война – лишь наиболее грубое проявление гордыни, жажды власти и денег. Более тонкое проявление того же самого – современный политический и экономический процесс. И он в корне противоречит евангельскому идеалу любви, общности, единства, жизни ради веры и ради ближнего. Да, в политической и экономической конкуренции есть позитивные стороны. При ее помощи можно уйти от большего зла – от тирании, от рабства, от той же войны. Но и добром она не является. А потому вряд ли может быть " включена " в христианский общественный идеал. " Да будут все едино " (Ин. 17. 21) – этими словами Господа Иисуса вдохновлялись многие энтузиасты движения за единство тех, кто именует себя христианами. Движение получило название " экуменического " , хотя более неудачного термина нельзя было придумать. " Экуменизм " – буквально, " вселенскость " – есть нечто совершенно размытое, и кто-то под этим термином может понимать всеправославное единство, а кто-то – чуть ли не учение о " равноистинности " всех мировых религий. На самом деле на Западе, где этот термин и родился, под словом " экуменизм " понимаются именно межхристианские отношения, и тот же Всемирный совет церквей как главная институция экуменического движения не является ни " сверхцерковью " , ни средством " объединения разных религий " – утверждающие это в наш век доступности официальной информации не могут не понимать, что говорят неправду.

http://religare.ru/2_50180.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010