«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Православие и экуменизм» — сборник материалов о экуменической дискуссии среди православных за XX век. Как писал Владимир Лосский вопрос о Церкви, её природе и границах — главный догматический вопрос современности. Различные, иногда диаметральные противоположные ответы на этот вопрос и составили книгу: документы Поместного Собора 1917–1918 гг., статьи о христианском единстве митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Николая (Ярушевича), митрополита Никодима (Ротова), протоиерея Сергия Булгакова, профессоров Н. Арсеньева, А. Карташева, Н. Бердяева и других. Помимо заявлений, принятых православными представителями на экуменических собраниях, в книгу включены и некоторые тексты Всемирного Совета Церквей. В предисловии к этой книге митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Патриарх) пишет: «издавая эти тексты, мы отнюдь не авторизуем содержащиеся в них мысли и идеи: это лишь рабочий материал, которым каждый читатель вправе воспользоваться так, как он сочтет нужным. Все тексты публикуются с единственной целью — начать серьезный и вдумчивый разговор на тему, которая сегодня волнует многих верных чад Русской Православной Церкви». В сборник «Православие и экуменизм» вошли следующие тексты: РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. Историко-богословское обозрение ОБМЕН ПОСЛАНИЯМИ МЕЖДУ ВСЕЛЕНСКОЙ ПАТРИАРХИЕЙ И СВЯТЕЙШИМ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИМ СИНОДОМ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1902 – 1905) ВОПРОС О СОЕДИНЕНИИ ЦЕРКВЕЙ НА ПОМЕСТНОМ СОБОРЕ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1917 – 1918 ГОДОВ ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА 1920 года Проф. Н. ГЛУБОКОВСКИЙ. О ХРИСТИАНСКОМ ЕДИНЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ УЧАСТНИКОВ НА ПЕРВОЙ ВСЕМИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВЕРА И ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО». Лозанна, август, 1927 год Н. АРСЕНЬЕВ. ЛОЗАННСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Митрополит Сергий (Страгородский). ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ К ОТДЕЛИВШИМСЯ ОТ НЕЕ ОБЩЕСТВАМ

http://pravbiblioteka.ru/book/pravoslavi...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 2 октября 1997 года 8 2005 р. 12:00 2 октября 1997 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха о состоявшейся 24 сентября 1997 года в Одессе встрече Предстоятеля Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение состоявшейся встречей и духовным общением двух Предстоятелей. 2. Особо отметить важность полного совпадения взглядов и позиций Предстоятелей двух Церквей в вопросах преодоления расколов, нарушающих церковное единство и серьезно препятствующих успешному свидетельству Православия в мире. 3. С удовлетворением отметить поддержку, выраженную Патриархом Константинопольским Варфоломеем, канонической Православной Церкви на Украине во главе с Митрополитом Киевским и всея Украины (Московский Патриархат). 4. Констатировать единую и конструктивную позицию обоих Предстоятелей в вопросах межхристианских отношений и признание необходимости всеправославного рассмотрения в ближайшее время вопросов, связанных с участием Православных Церквей в экуменическом движении, а также назревших проблем в этой области. СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха о его визите в Литву с 25 по 27 июля 1997 г. Справка: С 25 по 27 июля 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II находился в Литве. Цель визита пастырское посещение Литовской епархии Русской Православной Церкви и участие в торжествах, связанных с 650-летием кончины Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и 400-летием основания Виленского Свято-Духова монастыря. Состоялись встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви с Президентом Литовской Республики Альгирдасом Бразаускасом и премьер-министром Литвы Гядиминасом Вагнорюсом. В своем выступлении Президент Литвы подчеркнул, что с 1990 года, после восстановления го-сударственной независимости, в стране идет возвращение недвижимого имущества, отобранного в годы советской власти у верующих всех конфессий, в том числе у православных. Отметив выдающийся вклад Его Святейшества в укрепление дружбы между Литвой и Россией, Президент наградил Первосвятителя Русской Церкви высшей наградой республики орденом Великого князя Литовского Гядиминаса I степени.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971866...

поиск:   разделы   рассылка Александр Кырлежев Русская Православная Церковь перед проблемой модернизации После падения коммунистического режима Русская Православная Церковь (РПЦ) оказалась перед необходимостью решать две главные задачи: конфессиональной самоидентификации и позиционирования в социально-политическом пространстве. Специфика условий, в которых предстояло решать эти проблемы, заключалась в том, что не только общество, но и церковь (в большей степени именно церковь – как религиозное сообщество и как церковная институция) переживала начало нового исторического периода как " ситуацию после двух великих обвалов " (1917 и 1991). В отличие от общества (в лице определенной его части) церковь не была вовлечена в подготовку этих " обвалов " , скорее, напротив, была фактором, работающим на сохранение и стабилизацию " старого порядка " . В то же время как в начале XX века (до 1917), так и в советский период (до 1991) Российская православная церковь столкнулась с рядом вызовов, которые можно назвать вызовами модернизации. Двойная предыстория В самом начале XX века, после долгого существования внутри государственной структуры в т.н. синодальный период (когда законодательно был закреплен статус императора как главы церкви), произошло несколько важных событий, вынуждающих церковь к изменению ее самопонимания. Это встреча и открытая дискуссия " церковников " с представителями интеллигенции, предложившими проект " нового религиозного сознания " . Это указ о веротерпимости, вышедший в пореволюционном 1906 году, который открыл возможности для активизации инославных конфессий, но не изменил институциональный статус Православной церкви как государственного " ведомства православного исповедания " . Это необходимость иметь дело не только с монархом, но и с парламентом (церковный бюджет проходил через утверждение Думой, а среди членов Думы были представители духовенства). Наконец, это интенсивная подготовка к Поместному собору, который, однако, смог открыться только после падения самодержавия. К этому же периоду относятся ростки будущего всемирного экуменического движения в христианском мире, в которое Российская церковь включилась с самого начала. 1

http://religare.ru/2_8380.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

поиск:   разделы   рассылка Призываем молиться о даровании нам законной власти Царя – Помазанника Божьего ________________________________________ Решение епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии Московской Патриархии Мы, нижеподписавшиеся: 1. Осуждаем экуменизм как ересь, повреждающую и извращающую учение Святой Православной Церкви. Просим всех ответственных лиц о скорейшем соборном рассмотрении вопроса по выходу РПЦ МП из еретического экуменического движения по примеру Иерусалимской, Сербской и Грузинской Православных Церквей. Ради мира и церковного единства просим всех причастных к этой ереси принести покаяние и отречься от нее, да пребудем все едины в чистоте православного вероисповедания. 2. Просим руководство Московской Патриархии осудить такое явление церковной жизни как " неосергианство " , и в дальнейшем строить взаимоотношения с государственной властью и светским обществом, руководствуясь евангельскими и святоотеческими принципами, по слову Апостола Павла – " Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым " (Гал. 1:10). 3. Выражаем нашу боль и обезпокоенность священноначалию РПЦ МП, в связи с недостаточной активностью обличения нравственных пороков современного общества. Призываем архипастырей и пастырей, являть своим примером образец высокой нравственности, а в отношениях с государственной властью, последовать примеру Святейшего Патриарха Тихона (пророка Илии, Иоанна Крестителя, св. Патриарха Ермогена) и более решительно обличать пороки и недостатки современной государственно-политической и общественной жизни. Например: проведение гейпарадов содомитов, разрешение абортов и эвтаназии, поголовную вакцинацию, алкоголизм и наркоманию, пропаганду " полового воспитания " , " планирования семьи " , агрессии и насилия. Так же, согласно церковным канонам, необходимо предать публичному отлучению от Церкви лиц, повинных в растлении нации, в первую очередь, через средства массовой информации. " Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели " (1 Тим. 5:20). Убедительно просим более твердо придерживаться традиций Православной Церкви, чтобы не быть виновными за происходящие ныне попрания Божественных законов по слову Св. Писания: " И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: беззаконник! ты смертью умрешь, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою " (Иез. 33:7–9).

http://religare.ru/2_55847.html

Поиск христианского единства и православная церковь Ситуация Экуменическая проблема – неприятная тема для православных богословов. Честно говоря, это не их проблема. Она возникла на другой богословской почве, в другом историческом окружении и климате. В своем современном виде и содержании и в своей непосредственной действительности экуменическая проблема – это проблема протестантского мира. В понимании текущего экуменического движения термины актуальной проблемы заданы и установлены западной Реформацией или, скорее, разными «Реформациями» – точно по описанию «Истории разновидностей протестантских Церквей» у Боссюэ. В этой обстановке главный вопрос составляет «деноминационализм». А «деноминационализм» как таковой и «деноминационализм» как испытание и затруднение, очевидно, являются продуктом или, возможно, нежелательным побочным продуктом исторической Реформации. Это, в сущности, протестантское явление. Соответственно, в данной ситуации проблема христианского единства, или христианского воссоединения, обычно рассматривается в плане межконфессиональных соглашений, более или менее затрагивающих участников. Именно таким образом в последние десятилетия начинались разные переговоры о воссоединении – частичном или всеобъемлющем. И самым заметным достижением в этой области, несомненно, стала Церковь Южной Индии. Во вселенной протестантского дискурса это справедливый и естественный подход к проблеме воссоединения. Но он чужд православному духу. Этот подход к проблеме воссоединения включает две предпосылки. Прежде всего предполагается, что Церковь , задуманная как совместная со всем «христианским миром» или христианством, не разделена, только ее «единство» или «цельность» не адекватно проявляется в зримых формах. Иными словами, проблема воссоединения ограничивается областью «порядка» или «иерархии», сферой исторического проявления. С этой точки зрения можно сказать, что главной является проблема порядка, и можно утверждать, что в этой сфере нет места разнообразию и относительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Послушание и свидетельство 948 Впервые (на англ. яз.): Obedience and Witness//The Sufficiency of God. Essays in Honor of W. A. Visser’t Hooft (Ed. by Robert C. Mackie, Charles C. West). London: Strident Christian Movement Press, 1963. P. 58–70. На рус. яз.: Вестник Русского Студенческого Христианского Движения (Париж). 1963. 70–71. III–IV. С. 18–28. Печатается по последнему изданию. В экуменическом движении мы встречаемся как христиане. Встречаемся во имя Христово. Но встречаемся мы как «разделенные христиане», с полным сознанием нашей взаимной разделенности, наших «несчастных разделений». Больше того, мы рождаемся в этот разделенный христианский мир, мы вовлечены в этот христианский раскол, прежде чем мы знаем о нем, прежде чем мы отдаем себе отчет в его существовании и смысле. И это создает главную трудность нашего христианского положения в мире. Никто не стремится быть сектантом, членом секты. Христиане разных исповеданий или толков хотят быть христианами, не членами секты, но членами именно Церкви, Единой, Святой, Кафолической и Апостольской, и часто как раз для этой цели выделяются и отделяются, уходят в раскол. Проблема сейчас стоит острее, чем во времена религиозного индивидуализма, когда она решалась довольно просто. Тогда можно было утверждать, что религия, и в том числе христианство, было «частным делом» каждого, – eine Privatliche, – как то часто заявлялось в прошлом веке, поверх и вне всех вероисповедных границ. Границы эти тогда могли легко быть перейдены или просто оставлены без внимания. Предполагалось, что вполне можно было быть христианином, не принадлежа ни к какой Церкви. Устанавливалось не только различие, но и прямое противоположение между христианством и церковностью. Странным образом, в то время даже церковные люди не осознавали своей собственной церковности, считая ее как бы чем-то случайным, «чисто историческим», относительным, условностью исторического положения. Противополагались «вера» (или «дух христианства») и « Церковь », как установление или учреждение, и этот «институционный» аспект христианского бытия рассматривался как нечто человеческое, и «слишком человеческое», и потому, второстепенное и относительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Предисловие Перед нами книга, принадлежащая перу известного православного французского богослова Оливье Клемана. Она посвящена проблемам разделения христиан и обсуждению перспектив христианского единства. Несколько слов об авторе книги. Оливье Клеман – профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже, его перу принадлежит немалое количество трудов, посвященных актуальным богословским вопросам. В них он знакомит западного читателя с преданием Восточной церкви, пытается с православной точки зрения отвечать на вызовы современности, как часто выражается он сам, «преодолевать современность изнутри». Особенно волнуют его проблемы христианского единства. Урожденный протестант, взращенный на почве французской католической культуры, агностик по своим убеждениям, он в зрелом возрасте стал православным христианином. Подчеркнем, что о нем нельзя сказать, будто он перешел в Православие из иной конфессии. У О. Клемана не было «православных корней» и он не искал греческой, русской или румынской традиции как таковой. По своему происхождению и культуре он является западным христианином, нашедшим в Православной Церкви свой дом. И в этом символичность его фигуры. Для тех, кто оказался на стыке культур и конфессий, вопрос разделения между ними является вопросом личным. Книга «Рим. Взгляд со стороны.» является примером именно личной заинтересованности. Но, прежде всего, она стала ответом на призыв ныне покойного Папы Римского Иоанна Павла II, об- ращенный ко всем христианам, – обсудить проблему служения Римского епископа, сущность которого, как считает католическая сторона, состоит в том, чтобы быть «видимым знаком и гарантией единства». Из православных, пожалуй, именно О. Клеман одним из первых откликнулся на этот призыв. Характерно, что книга, появившаяся в 1997 г., до сих пор не была переведена на русский язык. Не секрет, что экуменическое движение сегодня переживает не лучшие времена. С одной стороны, окончательно стало ясно, что протестантские модели, предлагаемые Всемирным Советом Церквей, оказались в конечном итоге неприемлемы. С другой стороны, диалог между Католической и Православной Церквями фактически сведен до минимума. Еще в девяностые годы минувшего столетия перспективы сближения именно этих церквей представлялись, по крайней мере, целым рядом участников процесса, в достаточно оптимистических тонах. Особые надежды и ожидание некоего чуда вмешательства Божия приурочивались к юбилейному рубежу третьего тысячелетия. Именно в этот момент и прозвучал призыв Иоанна Павла II обсудить проблему служения Римского епископа, и вскоре после этого появилась в свет книга, перевод которой сегодня предлагается русскому читателю. Чуда, однако, не произошло. Границы конфессионального водораздела остались в своих берегах. Воцарилась атмосфера прохлады и отстраненности.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/r...

Пресвитер Константин Симон: «Русский дом» в Риме Я надеюсь на добрые отношения между православными и католиками. 9 июня, 2014 Я надеюсь на добрые отношения между православными и католиками. Архиепископ Петергофский Амвросий совершил чин присоединения к Православной Церкви католического священника Константина Симона — настоятеля «русского дома». История Руссикума, легендарного «русского дома» в Риме – удивительное свидетельство действия промысла Божия. Основанный в начале XX столетия для иностранцев, которых Ватикан готовил к миссии в России, сегодня он стал домом для русских студентов. Они живут здесь, получают специальное литургическое и церковно-правовое образование в Папском Восточном институте и, возвращаясь к себе на Родину, вносят свой вклад в развитие отечественной богословской науки. Большинство учащихся из России курирует пресвитер Константин Симон, член Общества Иисуса, профессор истории, автор недавно вышедшей в свет монографии «Pro Russia: Руссикум и католическая работа для России». С отцом Константином мы беседуем о прошлом и настоящем «русского дома» в Риме. Биография: Константин Симон родился в 1955 году в США (Нью-Джерси). Имеет венгерские и малороссийские корни. Среди предков– православные, кальвинисты и католики. Обучался в Папском Григорианском университете и Папском Восточном институте в Риме и там получил докторскую степень в 1982 году за работу «Русинская эмиграция в США в ранний период (1884 – 1894 гг.)». Затем  повышал квалификацию в области балканской филологии и славистики с углубленным изучением албанского языка и албанской культуры в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана. С 1994 году ординарный профессор по славянской и русской истории в Папском Восточном институте. Член Южно-Бельгийской провинции общества Иисуса. Служил советником в Папском совете по христианскому единству и в Экуменической Папской комиссии по подготовке торжеств встречи «Второго тысячелетия». Много путешествовал по Балканскому полуострову и по России. Свободно владеет английским, русским, французским, немецким и итальянским языками, читает на четырнадцати языках. Автор нескольких монографий по русской и балканской церковной истории, а также первого тома из серии, посвященной русскому католическому движению.

http://pravmir.ru/presviter-konstantin-s...

Протопресвитер Михаил Помазанский. «То, что имеешь, держи» (Апок. 2:25) Современное христианство, понимаемое в широком смысле слова, извратив подлинную идею Церкви, в духовной растерянности последних десятилетий ищет для себя неких новых путей. Вчера, в экуменическом движении, оно обратилось к мысли построения Царствия Божия на земле, даже в соединении с противохристианскими силами. А сегодня, в тех же сферах зовет к «обновлению Пятидесятницы». Это значит – к восстановлению таких событий или состояний, к умножению тех переживаний, когда Дух Святой, по повествованию священной книги Деяний, излился обильно, «как бы от несущегося сильного ветра» на святых апостолов: «и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». По-видимому, толчок к этому мечтательному устремлению дало общение с сектой Пятидесятников в экуменизме, сектой, пытающейся в своей среде воспроизводить, как бы подражать духу Апостольской Пятидесятницы и тем свидетельствовать о «благодатности» их религиозного объединения, их секты. По попадавшим в печать сообщениям можно судить, что названное движение принципиально не встретило возражений и в Римо-католической церкви и имеет там свои опыты. В Америке проявилось оно и в кругах «православного» экуменического направления. Мы не имеем потребности изучать это явление: «Что нам судить внешних?» ( 1Кор. 5:12 ). Нам следует только оградить себя самих. Чтобы оставаться верными апостольскому и святоотеческому преданию, нужно отмежеваться от этой новизны, от соответствующего ей образа мыслей. Для этого обратимся к самому повествованию книги Деяний, к подлинной Апостольской Пятидесятнице и к связанной с ней непосредственно дальнейшей проповеди святых апостолов. Итак, в тот день, 50-тый по Воскресении Христовом, исполнилось над апостолами обетование Спасителя, что «они будут крещены Духом Святым». Тогда Дух Святой обильной благодатью в виде огненных языков излился на них, – и с этого момента из их уст излилось вселенское благовестие о Воскресении Сына Божия, Господа Иисуса Христа, из мертвых, совершившемся только за 50 дней перед этим; раздалась проповедь о событии, которое должно было потрясти ибо оно доказало истинность высокого и чистейшего учения Его и Его божественность, как Единородного Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010