Том II. Пленарное заседание 10 июля Доклад проф.-прот. И. Комана «Экуменическое движение и Православная Церковь» Блаженнейший Митрополит Стефан: Слово для чтения доклада от Румынской Церкви проф. Бухарестского университета прот. И. Коман на тему «Экуменическое движение и Православная Церковь » предоставляется протопресвитеру Η. Φ. Колчицкому. Протопресвитер Η. Φ. Колчицкий ( читает доклад, представленный в письменном виде). Вступление Экуменическое движение в своей основе исходит из широкой инициативы сближения и единения Христианских Церквей. Оно является в летописях христианства беспримерным событием как по своему существу, так и по целям, поставленным им. Оно насчитывает более двух Десятилетий постоянной и многообразной работы, в его современной сложной форме, и более ста лет со дня его возникновения. Оно является своего рода рекордом и наивысшим успехом и для самого христианства. Вселенский идеал первоначального христианства, столь прекрасно проводимый в жизнь тогдашней Церковью и засвидетельствованный на неизгладимых страницах святоотческих писаний, постепенно стал тускнеть в церковном сознании вследствие тех огромных и печальных ошибок, каковыми были схизма 1054 года и протестантство XVI в. Эти ошибки, постепенно усугубляемые другими ошибками, привели к разрыву христианского единства, чем не только ослабили силу Церкви в деле обращения нехристиан, но, что всего печальнее, вызвали взаимное недоверие, подозрительность и даже братоубийственную ненависть среди христиан. Таковы отрицательные итоги, раздирающие завесу церковную. Конечно, Церковь Христова продолжает быть единой и неделимой, даже при существующих видимых разделениях. Но то зрелище, которое представляет христианский мир, из-за вековых распрей и взаимного отчуждения, является крайне прискорбным и даже кощунственным фактом не только для самих христиан, но и для неверующих. Христианство не есть совокупность сект или каких-то отдельных групп, но полное и цельное Откровение Божественной Истины в истории. Эта Божественная Истина есть сам Бог, единый, неделимый и неразделяемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русская Православная Церковь и экуменическое движение. Часть II (Окончание. См. начало статьи .) Протоиерей Максим Козлов Первой попыткой ответить на вопросы, поставленные перед Русской Православной Церковью экуменическим движением, стало широко известное Московское Совещание глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в 1948 году. Конечно, можно по-разному относиться к решениям Совещания по вопросам экуменизма. Можно, и отчасти справедливо, считать их устаревшими, однако невозможно отрицать тот факт, что с 1948 года в нашей Церкви на протяжении долгих десятилетий, может быть, до Архиерейского Собора 2000 года, не предпринималось попыток такой же всесторонней аналитической соборной оценки экуменического движения. Совещание дало отрицательную оценку тогдашнему экуменическому движению в целом и сочло нецелесообразным участие в нем Русской Православной Церкви. Совещание констатировало качественно новый характер современного ему экуменического движения. Цитируем: «История экуменического движения в современном значении этого слова начинается с 20-х годов нашего столетия. Методы, цели и характер его настолько отличны от имевших место в XIX столетии попыток соединения между Церквами, что история этих попыток не дает материала к пониманию современного экуменического движения». На Совещании была признана неприемлемой для православных практика совместных молитв с инославными в точном соответствии с буквой апостольских правил (правила 10-е и 15-е). В докладе протоиерея Г. Разумовского «Экуменическое движение и Русская Православная Церковь», который несомненно выражал тогдашнюю официальную точку зрения нашей Церкви, содержится упрек в адрес представителей Константинопольской Церкви в том, что они, участвуя в экуменических мероприятиях, не отказывались от участия в совместных молитвах, тогда как, например, представители Болгарской Церкви в них участвовали. Более того, отказ Русской Церкви послать своих представителей на Амстердамскую ассамблею, не в последнюю очередь мотивировался недопустимостью для православных идти против святых правил, которые запрещают молитвенное общение с еретиками.

http://pravoslavie.ru/478.html

Иеромонах Серафим (Роуз) в монастыре преп. Германа Платина, Калифорния ИЕРОМОНАХ СЕРАФИМ (РОУЗ) ПРАВОСЛАВИЕ И РЕЛИГИЯ БУДУЩЕГО ПРЕДИСЛОВИЕ Каждая ересь имеет свою собственную " духовность " , свой особый характерный подход к практике религиозной жизни. Так католицизм до недавнего времени обладал своим особым, легко отличимым видом благочестия, связанным с " сердцем Христовым " , папством, чистилищем и индульгенциями, с откровениями различных " мистиков " и тому подобным; и внимательный православный наблюдатель может различить в этих современных аспектах латинской духовности практические результаты теологических заблуждений Рима. Протестанты-фундаменталисты также имеют свой собственный подход к молитве, свои типичные гимны, свой подход к духовному " возрождению " ; и во всем этом можно заметить влияние на религиозную жизнь фундаментальных искажений христианской доктрины. Эта книга повествует о " духовности " экуменизма, главной ереси XX века. До недавнего времени казалось, что экуменизм — нечто настолько искусственное, синтетическое, что никакой собственной духовности он не несет; " литургии " , проводимые на экуменических собраниях — от больших до малых, казались всего-навсего чуть более сложным вариантом протестантской воскресной службы. Но сама природа экуменической ереси — вера в то, что нет единой видимой Церкви Христовой, что такая Церковь только еще формируется, — такова, что она подвергает душу, поддавшуюся ее влиянию, определенным духовным воздействиям, которые с течением времени должны привести к типично экуменическому " благочестию " и " духовности " . В наши дни, наконец, это, по-видимому, и происходит, так как экуменическая настроенность религиозного " ожидания " и " поиска " начинает вознаграждаться неким " духом " , дающим религиозное удовлетворение иссохшим душам экуменической пустыни и несет характерное " благочестие " , которое уже никак нельзя спутать с простым протестантизмом. В основу этой книги легло изучение в 1971 году последней " экуменической " моды — начала " диалога с нехристианскими религиями " . Четыре главы, посвященные этой теме, были напечатаны в " Православном слове " в 1971 и 1972 годах и сообщали в основном о событиях конца 60-х — начала 70-х годов. В последней из этих глав подробно обсуждалось " харизматическое возрождение " – движение, впервые тогда принятое несколькими православными священниками в Америке, которое определялось как форма " экуменической духовности " , включающей религиозный опыт, который можно с уверенностью назвать нехристианским.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/rose_pr...

Доклад. М.: Московская Патриархия, 1948 Содержание Раздел I. История экуменического движения, его участники и формы проявления 1. «Вера и Устройство» 2. «Жизнь и Деятельность» 3. «Всемирный Союз международной дружбы чрез посредство церквей» 4. Объединение двух направлений 5. Энциклика Константинопольского Патриарха 1920 г. 6. Всемирные юношеские христианские организации Раздел II. Отношение к экуменическому движению со стороны не-англиканских и не-протестантских вероисповеданий 1. Римо-католики и экуменическое движение 2. Мнение зарубежных русских православных иерархов о возможности участия в экуменическом движении 3. Отношение братских Православных Церквей к экуменическому движению 4. Русские зарубежные православные богословы и экуменическое движение Раздел III. Разбор решений Эдинбургской и Оксфордской конференций 1937 г. 1. Конференция по вопросам вероучения и церковного устройства в Эдинбурге (3–18 августа 1937 г.) 2. Оксфордская экуменическая конференция по вопросам церкви, общества и государства (июль 1937 г.) Раздел IV. Экуменическое движение после войны Раздел V. Отношение Русской православной церкви к экуменическому движению в настоящий период его развития Наши выводы     Русская Православная Церковь приступила к изучению экуменического движения совсем недавно. Внешняя обстановка, создавшаяся вокруг нее как в семье братских Православных Церквей, так и в инославных церковных кругах мира, оказалась весьма неблагоприятной для того, чтобы она могла быть уверенной в искренности любого мирового объединения прочих православных Церквей с инославным миром. Русская Православная Церковь не принимала до сих пор участия ни на одном экуменическом совещании или конференции. Руководители экуменического движения сочли возможным восполнить этот недостаток за счет русских православных церковных и научно-богословских деятелей, проживающих в Западной Европе на положении русских эмигрантов и не считающих себя состоящими в юрисдикции Русской Православной Церкви. Не без воли Божией сложились обстоятельства, вследствие которых Русская Православная Церковь в течение многих лет находится в стороне от церковной деятельности и движений богословской мысли в прочих христианских исповеданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

КАК СМОТРЕТЬ НА ЭКУМЕНИЗМ С ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Экуменизмдвижение, стремящееся к объединению всех христианских Церквей. Исходит оно, во-первых, из недр римско-католической церкви, как движение католического миссионерства по существу, с другой стороны, по линии различных протестантских объединений, откуда это движение наиболее широко распространилось и приняло наиболее широкие организационные и идейные формы, и, наконец, как организация современное экуменическое движение сформировалось и получило утверждение на конгрессе в Амстердаме в 1948 г. при создании Всемирного Совета Церквей, который и является теперь главенствующим органом движения экуменизма. Началом экуменического движения можно считать всемирную конференцию в Эдинбурге в 1910 г. Ассамблеи ВСЦ проходили: в Эвенстоне (США) в 1954 г.; Дели (Индия) в 1961 г.; в Упсале (Швеция) в 1968 г.; в Найроби (Кения) в 1975 г. Русская Православная Церковь вошла в ВСЦ в 1961 г.; Грузинская Православная Церковь – в 1962 г. В эту организацию входят многие религиозные объединения, которые нельзя назвать Церквами: лютеране, англикане, григориане, старокатолики, евангелисты-баптисты, методисты, квакеры, реформисты, пресвитериане, конгрегационалисты и т. п. Какова же идеология экуменизма? «Идеология, стоящая за экуменизмом, – идеология, которая относится к уже хорошо известным ересям: « Церковь Христова не существует, никто не знает истины, Церковь начинает строиться только сейчас...» Введение]. Один из наиболее известных экуменистов, проф. В. В. Зеньковский , говорил в 1935 г.: « Церковь не явлена миру в полноте своей силы и правды, и лишь в результате экуменического общения мы сподобимся получить откровение о Церкви» (Вестник русского студенческого христианского движения. – 1935, Янв., февр.). Экуменист проф. Илья Цоневский (Софийский университет) в 1947 г. говорил: «Природа Церкви и ее основные свойства самым тесным образом связаны с ее единством, потому что она есть Тело Христово и Христос ее Глава. Церковь не могла бы быть ни святой, ни кафолической (соборной), ни апостольской, если она не едина. Весь смысл и полное значение экуменического движения заключается в единстве Церкви; оно является его основой, а также и его задачей и осуществлением» (Духовная культура. – 1947, Июнь. – С. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? Доклад архиепископа Серафима, прочитанный им в 1948 году на Московском Всеправославном Совещании, и определивший государственно-церковную политику страны в отношении экуменизма - вплоть до прихода к власти Хрущева. 01.09.2000 350 Время на чтение 29 минут С 20-х годов и до конца жизни управляющим русскими православными общинами в Болгарии был епископ, а впоследствии архиепископ Серафим (Соболев) (1881 - 1950). Он похоронен в крипте софийской церкви святителя Николая Чудотворца, в которой прослужил больше четверти века. Владыка не причислен к лику святых, но веруюущие во всем мире почитают его как святого и едут к нему со всех концов света со своими болями, скорбями и нуждами. Более того (подобного нигде не припоминаю): с оказией передают ему письма или пишут их здесь же. В комнатке рядом с гробницей стоит стол, на столе - бумага, авторучки... Опускают эти молитвенные послания в ящик, который стоит возле гробницы. Народу очень много: кто-то только что опустил свою записку, кто-то жарко благодарит за то, что был услышан... Так вот, для меня поездка в Болгарию (об этом визите в дружественную страну российской делегации подробно рассказывается в предыдущем материале) с самого начала была онаменована ожиданием встречи с архиепископом Серафимом. Перед кончиной он говорил своим духовным детям: " Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас " . Как видим, не оставил, чему свидетельством нескончаемый людской поток у гробницы, многочисленные факты чудотворений владыки, изустные и уже опубликованные рассказы о его помощи и заступничестве. Владыка Серафим был одарен от Бога даром прозорливости, которая проявлялась даже на расстоянии, ангельской чистотой и целомудрием. Его верный ученик и личный секретарь архимандрит Пантелеймон (Старицкий) вспоминал: " За свою чистоту Владыка получил от Господа дар усматривать самые тонкие отклонения от православной истины. Он следил за жизнью Православия и был как бы совестью ее. Где замечал он неправильность, бескомпромиссно изобличал ее, не боясь пострадать за истину. В результате появились бесценные богословские творения архиепископа Серафима " . Одно из этих творений посвящено изобличению экуменизма как опаснейшей ереси. Речь идет о докладе " Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? " , прочитанном владыкой на Московском Всеправославном Совещании 1948 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/0...

Una sancta 349 (основания экуменизма) Движение, направленное к «соединению церквей», представляет собой некоторый догматический парадокс. Оно исходит из предположения, что существует Единая Святая Церковь , Una Sancta, и притом не как нечто только искомое, но как высшая, превозмогающая действительность, – не только идея, но и факт. В то же время оно предполагает наличие ряда церквей (или исповеданий), из которых каждая обладает атрибутом церковности, есть Церковь , по крайней мере, в смысле принадлежности к Una Sancta. Последняя, конечно, не делится на части и не состоит из частей, а в то же время все их, очевидно, в каком-то смысле в себе содержит если не статически, в единой организации, то динамически, в едином бытии. Так именно изображается Церковь в Посланиях апостольских: как единое Тело Христово и в то же время неопределенная множественность церковных общин или «церквей». Никакой трудности отсюда не возникало бы и теперь, если бы, видимо, существовала только одна Церковь, которая с полным правом утверждала бы себя как Единую и всеобъемлющую и тем самым отрицала бы самую возможность существования Церкви за пределами этой данной организации или исповедание. Тогда различались и противопоставлялись бы между собой Церковь и не-церковь, и не могло бы быть речи о движении, направленном к объединению церквей в пределах Церкви. В известном смысле подобным же образом и стояло дело в христианстве до возникновения нового «экуменического сознания», которое упорно отказывается принять подобное упрощенное воззрение в качестве некоторой самоочевидности, но утверждает прямо противоположное. Для до-экуменического или анти-экуменического сознания единственно последовательной линией поведения является отрицание даже самой мысли об отношении к «инославию» как Церкви. Вместо того здесь является уместен только прозелитизм, стремление привлечь инославных, которые фактически приравниваются язычникам или не-христианам, в лоно единоспасающей Церкви. Экуменическая идея для такого воинствующего конфессионализма, признающего Церковь только в пределах одной конфессиональной организации, есть некоторое самоочевидное противоречие или nonsens.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Русская Православная Церковь и экуменическое движение Протоиерей Максим Козлов Прежде чем говорить об участии Русской Православной Церкви в экуменическом движении, следует сделать некоторые уточнения. В собственном смысле слова под экуменическим движением понимают движение многочисленных, главным образом протестантских, деноминаций, декларирующих своей целью достижение возможно полного единства между последователями различных христианских исповеданий. Первой конференцией различных христианских исповеданий стала Всемирная миссионерская конференция в июне 1910 года в городе Эдинбурге, одна из комиссий которой называлась «Сотрудничество в области достижения единства». Конференция прошла без участия православных представителей. Почти одновременно, в октябре 1910 года, на ежегодной конференции Американской Епископальной Церкви в городе Цинциннати (Соединенные Штаты Америки) была принята резолюция об образовании специальной комиссии для созыва всемирной конференции по вопросам веры и церковного устройства. Отсюда эту дату, 19 октября 1910 года, можно с определенной долей условности считать началом экуменического движения в современном смысле этого слова. Это решение привело впоследствии к созданию так называемого Всемирного Совета Церквей. Решение о создании Всемирного Совета Церквей (ныне широко употребляемая аббревиатура ВСЦ) было принято в мае 1938 года на консультативной конференции в городе Утрехте (Нидерланды). А первая ассамблея Всемирного Совета Церквей, состоявшаяся в 1948 году в Амстердаме, по существу завершила процесс организационного оформления экуменического движения. Таким образом, применительно к истории Русской Православной Церкви до 1917 года представляется вообще затруднительным использование термина «экуменическое движение». В этом смысле название таких книг как «Православие и экуменизм» с привлечением материала XVIII–XIX веков чисто исторически не вполне корректно. Целесообразно говорить лишь о межконфессиональных контактах Русской Церкви. В этот период истории Русской Церкви с точки зрения рассматриваемой нами темы нас могут интересовать, во-первых, высказывания авторитетных иерархов, богословов, подвижников благочестия Российской Церкви, многие из которых ныне канонизированы, по вопросам, касающимся отношения Православной Церкви к инославию и вопросам церковного единства и церковного общения, а также, естественно, официальные суждения священноначалия, Святейшего Синода по данным проблемам. Во-вторых, нас также должны интересовать непосредственные  контакты Российской Церкви с инославным миром, как на личном уровне (известная переписка А.С.Хомякова с архидиаконом Англиканской Церкви Уильямом Пальмером), так и на официальном уровне, контакты, имевшие своей целью вероисповедное единство и установление полного церковного общения.

http://pravoslavie.ru/475.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Бенедикт XVI выступает как своеобразный римо-католический Кураев» Диакон Владимир Василик о постыдных высказываниях понтифика 24.12.2010 2192 Время на чтение 8 минут «Кардинал Карл Кох заявил, что католики или православные объединены апостольской традицией, в отличие от протестантских деноминаций. Во время оно Алексей Степанович Хомяков сказал горькие, но верные и мудрые слова: протестантизм является законным и мятежным чадом романизма. Святитель Николай (Велимирович), говоря о католицизме и протестантизме, писал о похоти воли, воплощенной в папе, и похоти разума, воплощенной в Лютере. И та и другая похоть органически переходят из католического мира в протестантский и обратно, так сказать, происходит " обмен свойствами " . Как некогда сказал тот же Хомяков, каждый протестант – это мини-папа, а каждый папа – это в известном смысле мини-протестант. Ярчайший пример тому – последнее высказывание Бенедикта XVI который по сути дела легализует мужскую проституцию », - заявил в интервью «Русской народной линии» известный богослов, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик в связи с рассуждениями главы Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Карла Коха о пользе экуменического движения. Об этом кардинал Кох заявил в интервью агентству AsiaNews. Перевод интервью кардинала на русский язык осуществлен порталом «Благовест-инфо» . Отвечая на вопрос, каким должен быть ответ католикам и православным, выступающим против любых экуменических инициатив, кардинал отметил, что «даже среди католиков есть меньшинство, не желающее экуменизма». «Но я думаю, что главный наша задача в сегодняшнем мире глобализации – дать Церкви, по выражению Иоанна Павла II, " дышать обоими легкими " – восточным и западным. Поэтому экуменический диалог может обогатить всех», - выразил уверенность Карл Кох. «Очень важно в сегодняшнем мире, мире глобализации, чтобы Христианство было глобальной реалией. Поэтому во всем, в том числе в экуменизме, возможность говорить на одном языке – важнейшая потребность нашего времени: только так можно справиться с социально-политическими и нравственными вызовами. Потому что если у Церкви нет единого языка, мы ничего не сможем сказать нашему обществу. Поэтому само присутствие Церквей в обществе зависит от экуменического движения. Основа экуменизма – наша вера, общее крещение. В этом смысле мы должны, в первую очередь, понять свою идентичность как христиан, и лишь во вторую – как католиков или православных, понять, что принадлежим к двум Церквам, объединенных апостольской традицией, в отличие от протестантских деноминаций», - считает глава Папского совета по содействию христианскому единству.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/24/be...

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.0 из  5) Глава 22. Экуменическое движение Географическое положение Русской Церкви в рассеянии, вкрапленность среди других вероисповеданий невольно заставили нас соприкоснуться с инославными нашими братьями. Перед нами встали проблемы, которые раньше, до эмиграции, внимания нашего не привлекали; ни внутренней необходимости интересоваться ими, ни внешней — с ними считаться у нас тогда не было. Русская Церковь чувствовала себя самодовлеющей и слабо откликалась на попытки сближения с нами инославных Церквей. Правда, говорили у нас о старокатоликах, об англиканах в связи с приездом некоторых англиканских епископов и священников, но за пределами малых групп и отдельных лиц (протопресвитер И.Л.Янышев, генерал А.А.Киреев) никто серьезно сближением с инославными не интересовался. Даже те профессорские круги, которые изучали другие вероисповедания, одушевления не проявляли, а холодно и схоластически спорили об отступлениях от православия, анализируя инославные богословские формулы и теории. В нашей полемической литературе все внимание было направлено на пункты расхождения, а не на пункты нас с другими христианскими вероисповеданиями объединяющие. Словом — сближение не удавалось. Нашему несчастью — эмигрантскому существованию — обязаны мы тем, что Русская Церковь, оказавшись в соприкосновении с инославной стихией, была самой жизнью вынуждена войти в общение с нею и тем самым преодолеть свою косность и обособленность. Говоря об экуменической проблеме в эмиграции, надо определить наши отношения к католикам и к протестантам. Смешивать нельзя. Эти вероисповедания — два разных аспекта христианства; в нашем церковном опыте мы по–разному пережили соприкосновение с ними. С католиками у нас больше общего, нежели с протестантами и в области догматической, и в литургике, и в некоторых формах церковной жизни. Однако вследствие особых свойств католической иерархии наши отношения с католиками не наладились. В первые годы эмиграции возникли кружки, где встречались католические и православные богословы и философы, но дальше профессорских докладов и дискуссий дело не пошло и на взаимоотношения Церквей не повлияло.

http://azbyka.ru/fiction/put-moej-zhizni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010