Не удалось извлечь искомое из базы (((

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.0 из  5) Глава 22. Экуменическое движение Географическое положение Русской Церкви в рассеянии, вкрапленность среди других вероисповеданий невольно заставили нас соприкоснуться с инославными нашими братьями. Перед нами встали проблемы, которые раньше, до эмиграции, внимания нашего не привлекали; ни внутренней необходимости интересоваться ими, ни внешней — с ними считаться у нас тогда не было. Русская Церковь чувствовала себя самодовлеющей и слабо откликалась на попытки сближения с нами инославных Церквей. Правда, говорили у нас о старокатоликах, об англиканах в связи с приездом некоторых англиканских епископов и священников, но за пределами малых групп и отдельных лиц (протопресвитер И.Л.Янышев, генерал А.А.Киреев) никто серьезно сближением с инославными не интересовался. Даже те профессорские круги, которые изучали другие вероисповедания, одушевления не проявляли, а холодно и схоластически спорили об отступлениях от православия, анализируя инославные богословские формулы и теории. В нашей полемической литературе все внимание было направлено на пункты расхождения, а не на пункты нас с другими христианскими вероисповеданиями объединяющие. Словом — сближение не удавалось. Нашему несчастью — эмигрантскому существованию — обязаны мы тем, что Русская Церковь, оказавшись в соприкосновении с инославной стихией, была самой жизнью вынуждена войти в общение с нею и тем самым преодолеть свою косность и обособленность. Говоря об экуменической проблеме в эмиграции, надо определить наши отношения к католикам и к протестантам. Смешивать нельзя. Эти вероисповедания — два разных аспекта христианства; в нашем церковном опыте мы по–разному пережили соприкосновение с ними. С католиками у нас больше общего, нежели с протестантами и в области догматической, и в литургике, и в некоторых формах церковной жизни. Однако вследствие особых свойств католической иерархии наши отношения с католиками не наладились. В первые годы эмиграции возникли кружки, где встречались католические и православные богословы и философы, но дальше профессорских докладов и дискуссий дело не пошло и на взаимоотношения Церквей не повлияло.

http://azbyka.ru/fiction/put-moej-zhizni...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Экуменизм. Экуменическое движение Цель и история экуменизма 1942. Васильева О. Ю. Государство, Русская Православная Церковь и экуменизм: исторические аспекты проблемы//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 115–118. 1943. Декларация Ассоциации ревнителей Великой Схизмы им. кардинала Гумберта и патриарха Михаила Керул-лария//Страницы. 1996. 2. С. 141–146. Иронические замечания в адрес противников экуменизма. 1944. Замен К. Развитие стремлений к Вселенской Церкви [во Франции, Германии, Англии и Швеции]: Обзор духовной жизни протестантизма/К. З.//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 114–119. 1945. Робертсон Р. Дж., свящ. Отношения католиков и православных в посткоммунистической Европе: призраки прошлого и задачи на будущее//АиО. 1994. 1. С. 82–104. 1946. Свидлер Л. Межрелигиозный диалог: истоки, проблемы, перспективы: Беседы с профессором религиоведения Университета Темпл, основателем и главным ред. журн. «Экуменические исследования» Л. Свидлером/Беседу вел: М. Сергеев//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 452–461. 1947. Секачев В., диак. Греко-католичество в экуменической перспективе//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 38–42. 1948. Соловьев И. В. [Рец. на кн.:] Православие и экуменизм: Документы и материалы/ОВЦС МП. М., 1998//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 173–175. 1949. Трауберг Н. Л. [Рец. на кн.:] Крифт П. Экуменический джихад=Kreeft P. Ecumenical jihad. San Francisco: Ignatius Press, 1996//Страницы. 1996. 4. С. 147–150. 1950. Уляхин В. Н., свящ. Русская Православная Церковь и экуменическое движение XIX-XX вв.//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 31–37. 1951. Уляхин В. Н., свящ. К вопросу об экуменическом движении в России в XIX в.//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 61–64. 1952. Чернышева О. В. Современный шведский экуменизм//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 220–226. См. также 1447, 1470, 1842, 1893, 2494, 2824, 2914. Проблема соединения Церквей 1953. Бьянки Э. Мы верим, что возможна монашеская жизнь католиков и православных вместе: Беседа с Энцо Бьянки/Беседу вел: А. Э. Бодров; Пер. с итал.: С. Файн//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 622–628.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Экуменическое эхо Русского раскола 29.04.2016 1691 Время на чтение 7 минут От редакции : Как видим, автор публикуемой статьи - сторонник современного зилотского движения, но он предлагает посмотреть на нынешние события церковной жизни под оригинальным углом зрения. В поисках истоков современного экуменизма и филокатолицизма он обращается к эпохе церковного раскола XVII века. Но эта оригинальность играет с автором порой злую шутку, - его призывы отказаться от модерна и вернуться к традиционализму оборачиваются куда горшим модернизмом, по сравнению с которым экуменизм выглядит невинной забавой. Призыв автора избавиться от чуждых православию явлений (обливательное крещение, партесное пение), на первый взгляд, не вызывает сомнений, но дальше видим призыв избавиться от «живописных икон». Но, позвольте, это ведь исторические артефакты, уничтожать которые - варварство. А если «живописная икона» чудотворная, от нее тоже избавимся?! Ну а призыв, которым автор заканчивает статью, к «консервативной, традиционалистской, святоотеческой (?!) революции» - это настоящий модернизм, по сравнению с которым нынешний экуменизм - шалость. Трудно согласиться с автором и в оценке церковной политики Патриарха Никона. К примеру, утверждать, что «Никон положил начало экуменической политике», на основании того, что он стремился унифицировать практику богослужения с греками - вольное использование понятие «экуменизм». Все-таки контакты с православными называть экуменизмом нельзя. Как нельзя и признать основательной мысль о том, что «патриарх Никон подверг русское православие систематическому окатоличеванию» на том основании, что церковные деятели из Малороссии, которых привлекал Патриарх, были заражены католицизмом. А где же ему было взять других ученых священнослужителей в ту пору? Такова была та трагическая эпоха. Также нельзя согласиться с автором, что реформа Никона стала причиной модернизма и секуляризма. Скорее нужно говорить о том, что дух времени вторгался в общественную, в том числе и церковную, жизнь.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Келья, в которой жил и работал отец Серафим. ИЕРОМОНАХ СЕРАФИМ (РОУЗ) ПРАВОСЛАВИЕ И РЕЛИГИЯ БУДУЩЕГО ВВЕДЕНИЕ 1. " ДИАЛОГ С НЕХРИСТИАНСКИМИ РЕЛИГИЯМИ " НАШ ВЕК, — век духовного шатания, когда многие православные христиане чувствуют себя колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. IV, 14). Кажется, и вправду настало время, когда люди здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. IV, 3–4). С недоумением читаешь о последних действиях и заявлениях экуменического движения. На самом высоком научном уровне православные богословы, представляющие Постоянный американский Совет православных епископов и другие официальные организации Православия, ведут ученые диалоги с католиками и протестантами и выпускают " совместные заявления " по таким вопросам, как евхаристия (причащение), духовность и тому подобное, даже не указывая инаковерующим, что Православная Церковь — это Церковь Христова, к которой все должны быть призваны, что лишь ее таинства несут благодать, что православная духовность может быть постигнута личным опытом только в лоне Православной Церкви и что все эти " диалоги " и " совместные заявления " — всего лишь академическая пародия истинно христианского диспута, — диспута, который ставит перед собой цель спасения душ. По правде говоря, многие из православных участников этих " диалогов " знают или догадываются, что православному там не место, что самая атмосфера экуменического " либерализма " отторгает любое истинное слово, произнесенное там; но они молчат, потому что в наши дни " дух времени " часто сильнее, чем голос совести православного христианина (См.: " Диакония " 1, 1970, стр. 72; " Богословский альманах св. Владимира " 4, 1969, стр. 225). На более общедоступном уровне организуются экуменические " конференции " и " дискуссии " , часто с " православным оратором " или даже с отправлением " православной литургии " .

http://pravoslavie.ru/put/biblio/rose_pr...

Критика экуменической мысли Зандера Очевидно, что в кратком обзоре невозможно адекватно изложить все сомнения и возражения, которые неизбежно возникают даже при беглом чтении этой книги. При внимательном рассмотрении аргументации первоначальное замешательство лишь усиливается. Это очень личная книга. Она отнюдь не типична для православной позиции. В каком-то смысле это «голос с Востока», но голос, говорящий не «восточное» и не «православное». Автор воспитан в определенной традиции, и его трактовка «экуменической реальности» имеет явственный оттенок его особых убеждений. Возникает вопрос, совместимы ли эти убеждения с основными догматами Православной веры. Более того, совместима ли новая концепция «экуменизма», которой придерживается автор, с главными принципами исторического Экуменического Движения. Автор, по-видимому, не слишком интересуется проблемами «Веры» и «Устройства». Он предпочитает обитание вне догматов, канонов и обрядов. «Экуменизм» в понимании автора, имеет мистическую сущность. Он не связан с внешними событиями и не интересуется историческими достижениями. «Единство, которое составляет его цель, есть единство любви, не осуществимое в какой-то исторической форме, но обещанное в жизни мира грядущего». В этом смысле экуменизм есть «предвидение царства». Экуменизм по сути своей парадоксален и металогичен. «Экуменизм возможен только вопреки логике или, скорее, независимо от нее». Историческое планирование отвергается и порицается. Такой опыт «сравнительного богословия» лишь усугубляет раскол. «Это едва ли можно назвать экуменическим трудом». Никакое «смыкание раскола» невозможно в истории, и все усилия бесполезны. Автор не верит в возможность экуменического прогресса на уровне истории. Нам предлагается некое «эсхатологическое» видение, без призыва к трезвому и ответственному действию. Возникает сомнение: что если это не «видение», а обычное мечтание? «Эсхатологическая интерпретация, с одной стороны, свободна от всяких исторических ошибок. Перспектива “постоянного разделения» для нее не страшна; вся история Церкви есть история разделений и, следовательно, она не может считаться неким предисловием к еще не написанной книге о единстве; историческая трагедия христианства это неизбежное условие грешного человечества – и эта грешная реальность является предметом вечного преображения и будущего parousia» . Автор явно упускает из виду тот факт, что «видимое единство», а именно «единство в вере», составляет один из отличительных признаков Церкви, согласно учению Нового Завета, и Церковь предназначена Христом быть «столпом и утверждением истины». Вопрос не в «неминуемом» прогрессе, а в долге и предстоящей позитивной задаче.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

М.В. Легеев, иером. Мефодий (Зинковский), иером. Кирилл (Зинковский) Содержание 1. Введение: причины появления экуменизма 2. Зарождение экуменического движения и его цель 3. Экклезиологические концепции экуменического движения 4. Что такое «православный экуменизм»? 5. Оценка «экуменизма» церковным самосознанием 6. Экуменическая концепция Критского Собора и миссия Церкви 6.1. Единство 6.2. Святость 6.3. Кафоличность 6.4. Апостоличность 7. Заключение Литература     Немного найдется явлений в современном мире, которые вызывали бы столь разноречивые оценки, как экуменизм – от восторженных до крайне отрицательных. Что же такое экуменизм? На какой почве он возникает? Какие цели ставит? Что вообще стоит за этим понятием? Однороден ли экуменизм в своем составе? Какие тенденции направляют его движение? Какова оценка его подлинно церковным самосознанием? Хотя сказано об экуменизме было немало, однако почти все сказанное представляет собой тот или иной срез, ту или иную грань экуменизма как явления. Настоящая статья представляет попытку краткого систематического обзора данной темы, отвечая на заданные вопросы с точки зрения богословия истории, без которого ее раскрытие вряд ли оказалось бы возможным. Ключевые слова: экуменизм, экумена, экуменический, вселенский, Церковь , экклезиология, миссия Церкви, Собор на Крите, актуальные проблемы богословия. Rev. Mikhail Legeev, hier. Methody (Zinkovskiy), hier. Kirill (Zinkovskiy) ECUMENISM AS A PHENOMENON OF MODERNITY Few phenomena in the modern world receive such contradictory judgments as ecumenism. In fact they vary from highly enthusiastic to extremely negative. So what is ecumenism? On which soil does it appear? What ares its purposes? What actually hides behind this concept? Is ecumenism’s structure homogeneous? Which impulses are directing its development? How does the true ecclesiastic consciousness view it? Although quite a lot has been said about the ecumenism, still most of these thoughts consider just particular facets of the ecumenism as a phenomenon. This article is an attempt of a brief systematic overview of the topic via answering of the above stated questions from the theology of history point of view, without which its disclosure would hardly have been possible.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/eku...

Мониторинг СМИ Немецкие протестанты против реконкисты Одна из евангелических Церквей Германии призвала прекратить проповедь среди мигрантов 19.11.2015 17:40 Немецкая Евангелическая церковь в Рейнской области (первая в стране начавшая прием и размещение беженцев) выступила против обращения в христианство мигрантов, прибывающих в Германию.  Инициатива создания документа, озаглавленного «Братство мигрантов и свидетельство в диалоге с мусульманами» принадлежала главе экуменического департамента Евангелической церкви Рейнской области Барбаре Рудольф, известной активистке экуменического движения, главы «Рабочей группы христианских Церквей», участвовавшей в сближении православного богослужения с западными традициями в 2008 году. Автор документа признается, что на формулирование идей, заложенных в текст послания, ее вдохновила беседа с известным австрийским социологом, заведующим кафедрой исламских религиозных исследований в университете Мюнстера Муханадом Хуршидом. Барбара Рудольф решила, что попытки прозелитизма, направленные на представителей интеллектуальной элиты другой религии, не имеют смысла и могут быть даже вредны для установления межнационального диалога. «Он будет прав, если воспримет мои попытки обратить его в христианство как пощечину», – призналась Рудольф журналистам после беседы с Хуршидом. Вместо этого Рудольф составила документ, согласно отрывку из которого, приведенному в издании Welt, «общение с мусульманами с прозелитическими намерениями противоречит духу и букве учения Иисуса Христа и потому должно быть решительно отвергнуто». Вместо этого христианам и мусульманам предлагается «создавать общее видение точек соприкосновения в спорных моментах». Но основано это новое общее видение должно быть не на теологических постулатах, а на социально-политических предпосылках. Например, попытка обращения мусульман в христианство, по мысли Рудольф, ставит под угрозу «межрелигиозный мир». «В обществе, не свободном от конфликтов, проявление Церковью стремления к мирному сосуществованию послужит всем добрую службу», – считает она.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Содержание Предисловие Введение 1. " Диалог с нехристианскими религиями "      Наш век, - век духовного шатания, когда многие православные христиане чувствуют себя колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4, 14). Кажется, и вправду настало время, когда люди здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим. 4, 3-4).      С недоумением читаешь о последних действиях и заявлениях экуменического движения. На самом высоком научном уровне православные богословы, представляющие Постоянный американский Совет православных епископов и другие официальные организации Православия, ведут ученые диалоги с католиками и протестантами и выпускают " совместные заявления " по таким вопросам, как евхаристия (причащение), духовность и тому подобное, даже не указывая инаковерующим, что Православная Церковь - это Церковь Христова, к которой все должны быть призваны, что лишь ее таинства несут благодать, что православная духовность может быть постигнута личным опытом только в лоне Православной Церкви и что все эти " диалоги " и " совместные заявления " - всего лишь академическая пародия истинно христианского диспута, - диспута, который ставит перед собой цель спасения душ.      По правде говоря, многие из православных участников этих " диалогов " знают или догадываются, что православному там не место, что самая атмосфера экуменического " либерализма " отторгает любое истинное слово, произнесенное там; но они молчат, потому что в наши дни " дух времени " часто сильнее, чем голос совести православного христианина (См.: " Диакония " 1, 1970, стр. 72; " Богословский альманах св. Владимира " 4, 1969, стр. 225).      На более общедоступном уровне организуются экуменические " конференции " и " дискуссии " , часто с " православным оратором " или даже с отправлением " православной литургии " . Высказывания на подобных конференциях часто настолько невежественны, а общая атмосфера настолько лишена серьезности, что они не только не способствуют " единению " , которого жаждут их организаторы, но даже служат доказательством того, что между истинным Православием и " экуменическим " мировоззрением лежит непроходимая пропасть (См.: " Соборность " - Зима, стр. 494-498 и т.д.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит 1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в деле продвижения христианского единства в современном мире. 2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер. 3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах. 4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением « чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства с другими христианами в Единой Святой Соборной Апостольской Церкви нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях. 5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на ее православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства всех христиан на основе истины веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.

http://pravmir.ru/otnosheniya-pravoslavn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010