ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ († 1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/64418.html

Зимой 1207/08 г. вел. кн. Всеволод Юрьевич перевел К. В. с Новгородского княжения на Ростовское, присоединив к территории княжества «5 городов» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 434) - Ярославль, Мологу, Угличе Поле, Белоозеро и Устюг ( Кучкин. 1984. С. 98-100; Кузьмин. 2014. Т. 1. С. 200). В Ростове К. В. построил «на дворе своем» ц. арх. Михаила, которая была освящена 25 нояб. 1207 г. (Там же. Стб. 433). Зимой 1208/09 г. по приказу отца К. В. участвовал в походе из Ростова на Торжок для оказания помощи родным братьям, боровшимся против торопецкого блгв. кн. Мстислава (Феодора) Мстиславича Удатного, взявшего в плен блгв. вел. кн. Святослава (Гавриила) Всеволодовича. В 1211 г., опираясь на поддержку бояр, К. В. отказался подчиниться воле тяжело заболевшего отца и перейти с Ростовского княжения во Владимир, к-рый теперь считался старейшим городом Сев.-Вост. Руси, «хотя взяти Володимерь к Ростову» (ПСРЛ. Т. 26. С. 108). За этот политический демарш Всеволод Большое Гнездо не лишил своего старшего сына отчины, но был вынужден при поддержке Ростовского еп. Иоанна собрать знатных людей во Владимире и заключить с ними «ряд», утверждавший Владимирское великое княжество и старейшинство среди сыновей за кн. Георгием Всеволодовичем, к-рому присягнули представители всех городов и волостей. В 1212-1216 гг. с переменным успехом К. В. вел борьбу за великое княжение. Первоначально на его стороне выступил лишь блгв. кн. Владимир (Димитрий) Всеволодович . Между тем Георгий Всеволодович с союзными ему князьями в первые годы имел перевес в междоусобной борьбе и дважды предпринимал походы на Ростов. В 1214 г. оставил кафедру еп. Иоанн, который «отписася епископьи всея земля Ростовьскыя». В 1214/15 г. в результате соглашения К. В. и блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича эта епархия была разделена на 2 части: на Ростовскую кафедру был поставлен игум. Пахомий , «духовный отец» К. В., на Владимирскую и Суздальскую - св. Симон . В кон. марта - нач. апр. (до 9 апр.) 1216 г. К. В. заключил союз со смоленскими князьями и с новгородским кн. Мстиславом Мстиславичем. 20-21 апр. 1216 г. в битве на р. Липице под Юрьевом-Польским вместе с новгородско-псковско-смоленской ратью войска К. В. приняли участие в разгроме сил князей Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель во главе с блгв. вел. князьями Георгием и Ярославом Всеволодовичами. В результате этой победы правитель Ростовского княжества вместе с союзниками подошел к Владимиру-на-Клязьме, где заключил «ряд» (договор) с его жителями и братом Георгием Всеволодовичем. В результате этого соглашения последний уступил К. В. старейший стол и удалился на княжение в Городец-Радилов на Волге. Вместе с ним Владимир покинул и еп. Симон. Объединив под своей властью Владимирское, Суздальское и Ростовское княжества, К. В. тем не менее был вынужден сохранить первенствующее положение Владимира как политического центра Сев.-Вост. Руси. Вместе с ним во Владимире остался Ростовский еп. Пахомий.

http://pravenc.ru/text/2057066.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ I ДАНИЛОВИЧ (Ок. 1228/29 - 1299/1300), вел. кн. Галицкий, Перемышльский, Дорогичинский и Мельницкий (с 1264), Холмский, Белзский и Червеньский (с 1269), Львовский (ок. 1240/41). Второй сын галицкого кор. Даниила Романовича и вел. кнг. Анны Мстиславны, племянник Владимирского блгв. вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича , двоюродный брат блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского , Владимирских вел. князей Андрея Ярославича и Ярослава (Афанасия) Ярославича , Черниговского и Брянского блгв. вел. кн. Романа Михайловича Старого. В честь рождения сына, по одной из версий, вел. кн. Даниил Романович основал г. Львов. Впервые Л. Д. упоминается в источниках в 1233 г. В 1240 г. при подходе войск монг. царевича Батыя он вместе с отцом бежал из Юго-Зап. Руси в Венгрию. Из-за внешнеполитических угроз и снижения авторитета рус. князей во время монг. нашествия кор. Бела IV Арпад отказался выдавать своих дочерей за сыновей Киевского вел. кн. Даниила Романовича и Черниговского блгв. вел. кн. Михаила Всеволодовича , претендовавших на верховную власть в Юж. Руси. Тем не менее в 1240-1241 гг. вместе с частью галицких бояр Л. Д. по приказу отца был оставлен в Венгрии ( Пашуто. 1968. С. 285). С 1242 г. Л. Д. принимал участие во всех внешне- и внутриполитических акциях вел. кн. Даниила Романовича. В 1242-1245 гг. вместе с отцом активно участвовал в борьбе за Галицко-Волынскую землю с блгв. вел. кн. Михаилом Всеволодовичем и его старшим сыном бывш. перемышльским кн. Ростиславом Михайловичем, с местным оппозиционным духовенством и боярами, а также с их венг. и польск. союзниками; 17 авг. 1245 г. отличился в битве под г. Ярославом на р. Сан. В 1246 г., после поездки вел. кн. Даниила Романовича в Золотую Орду и получения им инвеституры от ее правителя Батыя, происходит усиление внешнеполитического авторитета Галицко-Волынской земли среди зап. соседей. Результатом этого в 1246/47 г. стало согласие кор. Белы IV на брак своей младшей дочери Констанции ( после 1287/88) с Л. Д. Посредником в этом вопросе стал Киевский митр. свт. Кирилл II , к-рый посещал Венгрию во время поездки в Никею (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 809; Пашуто. 1950. С. 87-88, 91-92).

http://pravenc.ru/text/2463291.html

Во владимирских землях большое распространение получили изображения Г. В. вместе с др. особо почитаемыми там святыми - прежде всего с его князьями-сродниками. Такие произведения появились уже в сер. - 2-й пол. XVII в.: на раке Г. В. дробница с его фигурой сочеталась с образами блгв. князей Андрея Боголюбского и Александра Невского ( Трофимова Н. Н. Рус. прикладное искусство XIII - нач. XX в.: Из собр. ГВСМЗ. М., 1982. Кат. 61), изображения св. владимирских князей присутствовали в росписи св. ворот Рождественского мон-ря во Владимире ( Георгиевский В. Т. Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности. Владимир, 1896. С. 111; Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 4), а также на обороте писанного на камне запрестольного образа этой обители ( Георгиевский В. Т. Краткое описание церк.-ист. древлехранилища Братства св. блгв. вел. кн. Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. С. 34. 27). На шитой хоругви сер. - 2-й пол. XVII в. Г. В. и блгв. кн. Александр Невский предстоят Пресв. Богородице на престоле (ГВСМЗ); известна икона «Спас Смоленский с припадающими блгв. князьями Александром Невским и Георгием Владимирским» сер. XVII в. из Успенской (Богородицкой) ц. Успенского жен. мон-ря во Владимире (ГВСМЗ), где Г. В. представлен без княжеской шапки. Эта особенность, к-рая часто встречается в изображениях св. князей XVII в., свидетельствует о том, что Г. В. воспринимали не только как князя-воина и сродника рус. государей, но и как смиренного мученика и заступника за правосл. христиан. Молитвенный жест святого на этой иконе - воздетая правая рука (в отличие от позы блгв. кн. Александра Невского),- возможно, соотнесен с описанием его мощей (содержится в Степенной книге и разных вариантах жития), где указано, что Г. В. лежит в гробу с поднятой десницей: «Еще же и страстотерпческая его честная рука воздета выспрь в молении к Богу, показующу его теплую веру и страдалческия подвиги» (Путь к граду Китежу. С. 21-22).

http://pravenc.ru/text/164457.html

3 . Имена тех угодников Божиих, о которых достоверно известно, что они не были канонизированы ни местной, ни общецерковной властью, но которые прославились богоугодной жизнью, мученической кончиной за веру во Христа и благодатными явлениями и вследствие этого почитались верующим народом, а имена их вносились в различные агиографические памятники. В данном списке их имена выделены курсивом. Список, основанный на этих принципах, впервые составлен в русской агиологии специально для данного издания. Он позволяет увидеть неиссякаемость святой жизни в Церкви, он может быть использован как пособие для деятельности местных и общецерковной канонических комиссий. Время преставления к Богу, день памяти Канонизированные святые, подвижники благочестия и мученики (в скобках указаны другие дни памятей) † 869, 14 февраля Св. равноап. Кирилл, учитель Словенский (11 мая). † 885, 6 апреля Св. равноап. Мефодий, учитель Словенский (11 мая). † Х в. (?) Прп. Сергий Валаамский (11 сентября, 28 июня). † Х в. (?) Прп. Герман Валаамский (11 сентября, 28 июня). † 936, 28 мая Св. блж. Андрей (славянин из Новгорода), Христа ради юродивый. Константинопольский (2 октября). † 969, 11 июля Св. равноап. блгв. вел. кнг. российская (киевская) Ольга (в крещении Елена). † 983, 12 июля Св. мч. Феодор варяг. Киевский. † 983, 12 июля Св. мч. Иоанн варяг. Киевский. † 992, 15 июня Свт. Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси (30 сентября). Ок. 1005 ? Св. мч. Дионисий Туровский (28 апреля). † 1015, 15 июля Св. равноап. блгв. вел. кн. российский (киевский) Владимир (в крещении Василий). † 1015, 24 июля Св. блгв. кн. ростовский Борис (в крещении Роман), страстотерпец российский (2 мая). † 1015, 24 июля Св. мч. Георгий отрок, угрин. † 1015, 5 сентября Св. блгв. кн. муромский Глеб (в крещении Давид), страстотерпец российский (24 июля, 2 мая). Св. блгв. кнг. новгородская Анна (10 февраля, 4 октября). † ок. 1023 г., 8 нюня Свт. Феодор, еп. Ростовский. Свт. Иоаким Корсунянин, еп. Новгородский (10 февраля, 4 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Преподобный Сисой схимник, Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Софроний затворник, Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Мардарий (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Аммон (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Кассиан (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Пиор (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Феодор (молчаливый), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Анатолий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Евлогий старец, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Павел (послушливый), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Лонгин, вратарь Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Григорий затворник и чудотворец, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Захария (постник), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Моисей (чудотворец), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Силуан схимник, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Агафон (чудотворец), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Лаврентий затворник, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Мартирий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV XIV век Преподобная Марфа Псковская Андрей III Александрович (1294 – 1304) Блгв. кн. Даниил Московский Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский Св. Михаил III Ярославич (1305 – 1318) и в Твери Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский Мученик блгв. кн. Михаил Тверской Блгв. кн. Давид Ярославский, сын блгв. кн. Феодора Георгий III Даниилович, внук Александра Невского (1319 – 1322) Димитрий II Михайлович (1322 – 1326) Блгв. кн. Феодор Стародубский Иоанн I Данилович (1328 – 1340), в Москве Преподобный схимонах Кирилл, отец прп. Сергия Радонежского Ок. 1337 Преподобная схимонахиня Мария, мать прп. Сергия Радонежского Ок 1337 Преподобная Анна Кашинская Мученик Антоний Литовский Симеон Иоаннович Гордый (1340 – 1353) Мученик Иоанн Литовский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Примечание. Рядовая песнь праздничного канона не поется. На входе – «...вознесыйся во славе...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь праздника, тропарь Богородицы (Владимирской иконы), тропарь блгв. кн. Димитрия; кондак праздника. «Слава» – кондак блгв. кн. Димитрия, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы). В храме святого – тропарь праздника, тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь блгв. кн. Димитрия; кондак праздника, кондак храма. «Слава» – кондак блгв. кн. Димитрия, «И ныне» – кондак Богородицы. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и Богородицы. Апостол и Евангелие – дня, блгв. кн. Димитрия (под зачало) и Богородицы. Задостойник Вознесения. Отпуст: «Иже во славе...». В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 4-й – 3, Богородицы, глас тот же – 4, и Константина, глас тот же – 3. «Слава» – Константина, глас 2-й: «Богатых даров...», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Приидите, российстии собори...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – Константина, глас тот же: «Свет пресветлый...», «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Да радуются российстии собори...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й. «Слава» – тропарь Константина, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й. Отпуст: «Иже во славе...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь Константина, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален Триоди, глас 5-й: «Сошедый с Небесе...». «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 4-й: «Божественными зарями...». По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 8-й: «На гору возшед...». «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 3-й: «Яко звезда многосветлая...». Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. По полиелее седален Богородицы, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие Богородицы – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Готовися, всечестный граде...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-01/

Дополнительным подтверждением, что это тот самый мощевик, является то, что в самом низу по центру композиции находится часть омофора святого небесного покровителя святителя Афанасия - святителя Афанасия III Пателлария - Лубенского чудотворца и Патриарха Константинопольского (в письме сообщалось, что размещение частиц было сделано строго по указаниям святителя). Резьба по дереву также указывает на то, что столик-подставка сделан в едином стиле и одновременно с мощевиком, о чем говорят и письма архимандрита Пимена. В мощевике хранятся святые мощи: ап. Иакова; свт. Григория Богослова; прп. Евфимия Великого; свт. Феодора, епископа Суздальского; блгв. кн. прп. Анны Новгородской; блгв. кн. Владимира Новгородского; свт. Никиты, епископа Новгородского; блгв. кн. Андрея Боголюбского; блгв. кн. Глеба Владимирского; мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца; блгв. кн. Георгия Владимирского;прп. Евфросинии Суздальской; свт. Петра, митрополита Киевского; свт. Иоанна, епископа Суздальского; прп. Евфимия Суздальского; прпп. Савватия, Зосимы, Германа и Иринарха, Соловецких;сщмч. Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси; свт. Митрофана Воронежского . В мощевике есть залитые воском пустые вместилища, возможно, для других святых мощей, планируемых к размещению в нем святителем Афанасием, но по тем или иным причинам так и не помещенных. Помимо этого, архимандрит Пимен (Хмелевской) для святителя Афанасия провел работу по собиранию иконописных изображений и богослужебных последований. Так, на Благовещение 1959 года он сообщил: «Сегодня пишу о. Антонию [Мельникову] в Жировицы, попрошу прислать службу в праздник Чудотворной иконы, а также пишу о. Севастиану [Пилипчуку] в Почаев относительно фотографирования икон русских святых». Спустя месяц он сообщает владыке: «Был ответ от Почаевского наместника. Обещает заказать фотокопии. Жировицкий наместник прислал только тропарь и пр[очее] на бумажечке. Обещает разыскать остальное». Позже он отвечает на напоминание епископа: «В отношении почаевских изображений я вспомнил, что именно Вы имеете в виду. На днях я напишу о[тцу] наместнику, чтобы он переснял все группы святых по векам, расположенные в галерее по пути к святым мощам препод[обного] Иова».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас тот же. Отпуст: «Иже во славе...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондаки праздника и Богородицы читаются попеременно. На Литургии блаженны 1-го канона праздника (Вознесения), песнь 8-я – 4, и Богородицы, песнь 3-я (или 6-я) 4. На входе – «...вознесыйся во славе...». По входе: при полиелее – тропарь праздника, тропарь Богородицы (Владимирской иконы), тропарь храма святого; кондак праздника . «Слава» – кондак храма святого, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы); при всенощном бдении – тропарь праздника, тропарь Богородицы (Владимирской иконы). «Слава» – кондак праздника, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы). Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и Богородицы. Апостол и Евангелие – дня и Богородицы. Задостойник Вознесения. Отпуст: «Иже во славе...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 4-й – 3, Богородицы, глас тот же – 4, и блгв. кн. Димитрия, глас тот же – 3. «Слава» блгв. кн. Димитрия, глас 5-й: «Благословен еси...», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Приидите, российстии собори...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» блгв. кн. Димитрия, глас 5-й: «Радуйся и веселися...», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Да радуются российстии собори...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й. «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й. Отпуст: «Иже во славе...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален Триоди, глас 5-й: «Сошедый с Небесе...». «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 4-й: «Божественными зарями...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-01/

Существование летописного свода конца 80-х гг. – источника свода 1518 г. (Льв.– С II) – было установлено Α. Η. Насоновым. Α. Η. Насонов отметил сочувствие составителя свода конца 80-х гг. митрополиту Геронтию и предположил, что это был митрополичий свод Геронтия. Назвал А. Н. Насонов и предполагаемого составителя сводамитрополичьего дьяка Родиона Кожуха, чьи сказания ο чудесах Варлаама Хутынского включены в свод. Однако представлению об официальном характере этого памятника как свода Геронтия противоречат критические высказывания ο нем в дошедшем до нас тексте свода. Б. М. Клосс и В. Д. Назаров высказали предположение, что свод был составлен при Успенском соборе, строительству которого летописец уделял особое внимание. Но настоятелем Успенского собора после его постройки стал протопоп Алексей, новгородский еретик, вряд ли разделявший сугубо ортодоксальные воззрения составителя свода, который был склонен обвинять в недостаточной вере в новоявленные мощи даже самого митрополита Геронтия. Перед нами, очевидно, памятник, вышедший из церковных кругов, составленный при каком-нибудь монастыре или храме, – но неофициальный. Реконструкция Независимого свода 80-х гг. связана с особыми трудностями. Говоря ο летописных сводах, лежащих в основе дошедших до нас летописей, мы опираемся обычно на совпадающий текст этих летописей, – так, реконструируя Севернорусский свод 1472 г., мы учитывали сходные известия Ермолинской летописи и Сокращенных сводов и статьи, органически связанные с этими известиями. Но тексты Льв. и С II совпадают до 1518 г., и какой-либо специфической грани между ними, проходящей на 80-х гг., мы не обнаруживаем. Окончание Независимого свода мы относим, вслед за А. Н. Насоновым, к 80-м годам на том основании, что здесь кончается цепь своеобразных известий Льв.–С II, отличающихся от всех других летописей. Однако если заимствования из Московского свода (особенно известия ο Флорентийском соборе, явно повторяющие соответствующие материалы великокняжеского летописания) и Типографской летописи до 1490 г., очевидно, принадлежали составителю свода 1518 г., то заимствования из Ермолинской летописи могли иметь двойное происхождение. Β ряде случаев тенденции Севернорусского свода 1472 г. и Независимого свода 80-х гг. явно расходились – например, в отношении к казни Мамоновой в 1443 г. и к ярославским чудотворцам. Сосуществование в своде 1518 г. статей противоположного направления, естественно, может быть объяснено соединением их в своде 1518 г. Но некоторые статьи из Севернорусского свода могли быть заимствованы уже сводчиком, работавшим в 80-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010