1925 Властарь, Δ, 4 (Аф. Синт., VI, 207–208). Толков. Вальсамона 40 кан. Трул. соб., 5 перво-втор. соб. и 81 Карф. соб. (ив. II, 400, 667; III, 506). 1926 Напр., относительно Австрии см. § 647 и сл. свода гражд. законов, равно как и приведенные в примечании 651 § того же свода законов соответствующие постановления закона в Manz’sche Gesetz-Ausgabe (XII Aufl. S. 197–198). 1927 Instit. Justin. II. 7, pr. Digest. XXXIX 5, 1 (Basilic. XLVII, 1, 1). Ср. § 938 и сл. австр. свода гражд. законов, § 561 и сл. србск. свода гражд. зак., ст. 896 и сл. черногорск. свода законов об имуществе. 1931 Instit. Justin. II, 23, 24, Digest. ΧVIII, 1. Cod. Justin. IV, 38 (Basilic. ХИХ, 1). Collect, const. eecles., lib. II. Номокан. II, 1. 1933 Cp. §§ 356, 362 и 1054 австр. свода гражд. законов и соответствующие законоположения этим параграфам. 1934 Digest. XLI 3, 35 (Basilic. L. 3, 3). О самом слове «пользование» см ст. 845 черногорского свода законов об имуществе. 1938 Nov. 111, с. 1. Nov. 131, c. 6 (Basilic. V, 2, 16; 3, 7). Дальнейшие подробности об этом см. в Zhishman, Das Stifterrecht. S. 89–95. 1941 «Praeter privatas res nostras et ecclesias catholicas... nemo ex nostra jussione praecipius emolumentis familiaris juvetur substantiae» Cod. Theodoa XI, 1, 1. 1942 «Habeat unusquisque licentiam sanctissimo catholicae ecclesiae venerabilique concilio decedens bonorum, quod optavit, relinquere». Cod. Theodos. XVI, 2, 4. 1950 Напр., новелла Василия Багрянородного 988, которою уничтожается новелла Никифора (ib. III, 303). 1951 См. De commendis у Thomassin, Vet. et nova eccl. disciplina. Р. II, lib. III, с. 10 eq. Церковь в области имущественного права считается лицом умершим (manus mortua), а законы, ограничивающие право церкви на приобретение имущества, называются leges de non amortisando (Amortisationsgesetze). 1952 В 1580 г. при царе Иоанне IV Васильевиче. Ср. об этом соборный приговор 15 января 1581 г. у Бердникова, Курс церк. права, стр. 452–453. 1953 Напр. относительно Австрии ст. 6 основного закона 21 дек. 1867 г. об общих правах граждан говорит: «для мертвой руки (für die todte Hand) право приобретения недвижимых имуществ и распоряжения ими может быть ограничено законом в видах общего имущества».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и прп. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (ц. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и прп. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (ц. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. Рождества Христова в с. Хабоцком Краснохолмского р-на Тверской обл. Кон. XIX в. Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. Рождества Христова в с. Хабоцком Краснохолмского р-на Тверской обл. Кон. XIX в. С XVIII в. получили распространение композиции с образами М. Я. и др. Тверских святых. В описях старицкого Успенского мон-ря 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. упоминаются образы свт. Арсения и М. Я., преподобных Макария Калязинского и Нила Столобенского, а также икона, на к-рой помимо этих святых были изображены преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские (Ист. б-ка Тверской епархии. Тверь, 1879. Т. 1. С. 153, 154, 155, 178, 207, 214). Аналогичную программу имеет образ нач. XIX в. (ок. 1801-1804) из местного ряда иконостаса ц. прор. Илии в Старице (Частный музей русской иконы; Иванникова А. И. Возрожденные из небытия//Рус. искусство. 2012. 3(35). С. 66-73. Ил. на с. 70; сохр. 5 икон местного ряда, в т. ч. схожий по композиции образ св. Иоанна Предтечи, образы 3 Вселенских святителей и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских). Святые представлены в молении Христу Вседержителю; М. Я. в характерном для Твери иконографическом типе,- слева, позади свт. Арсения, симметрично прп. Аркадию Новоторжскому. Известна икона М. Я., свт. Арсения и Новоторжских чудотворцев (XIX в., частное собрание). Сохранились данные и о др. иконах или комплексах, в которых образ М. Я. соседствовал с образами Тверских святых: в кладбищенском храме кашинского Сретенского девичьего мон-ря, сооруженном в 1863 г., находилась икона свт. Арсения и М. Я., а также его супруги - прп. кнг. Анны Кашинской; на парном образе были представлены преподобные Сергий Радонежский, Нил Столобенский и Макарий Калязинский ( Лебедев А. Н.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ МИХАЙЛОВНА († 9.12.1271, ростовский Княгинин в честь Преображения Господня на Песках жен. мон-рь), кнг. ростовская (1227-1271), одна из младших дочерей Киевского, Новгородского и Черниговского св. блгв. вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича , племянница Владимирской св. блгв. вел. кнг. мц. Агафии Всеволодовны , младшая сестра Черниговского и Брянского вел. кн. мч. Романа Михайловича Старого и кнж. Феодулии Михайловны (в монашестве прп. Евфросинии Суздальской), тетка брянского св. блгв. кн. Олега Романовича , жена ростовского и белозерского св. кн. мч. Василия Константиновича . М. М. вышла замуж за кн. Василия (Василька) Константиновича благодаря посредничеству Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , который договорился о свадьбе старшего племянника со своим шурином Черниговским вел. кн. Михаилом Всеволодовичем. Этот брак должен был укрепить военно-политический союз рус. князей и подтвердить привилегированные права князей Сев.-Вост. Руси на Новгородский стол в Сев.-Зап. Руси и Переяславскую землю, расположенную в юго-вост. части Ср. Поднепровья. На княжение в последнюю был отправлен младший брат кн. Василька Константиновича - ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович . Союз князей распался в 1230-1231 гг. Зимой 1226/27 г. венчание молодых состоялось в Благовещенском соборе Чернигова, а в субботу, 12 февр. 1227 г., они приехали в Ростов, где «бысть радость велиа» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 450; Присёлков. 1950. С. 310; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 108). 18 мая 1231 г. вместе с мужем, горожанами, черным и белым духовенством М. М. встречала перед въездом в Ростов вернувшегося из Киева Ростовского еп. Кирилла II , поставленного на Ростовскую кафедру Киевским митр. свт. Кириллом I (II) . Княгиня неоднократно посещала богослужения в ростовском Успенском соборе и внимательно слушала поучения местного архиерея. 14 авг. 1231 г. она приняла участие в торжествах по случаю великого освящения Успенского собора. По-видимому, в кон. янв.-марте 1238 г. вслед за Ростовским еп. Кириллом II вместе с детьми М. М. укрывалась на Белоозере от монг. изгонных ратей царевича Батыя ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 203). В кон. марта-апр. 1238 г., после возвращения в Ростов, М. М. и еп. Кирилл II приняли экстренные меры по поиску тела св. блгв. кн. мч. Василька Константиновича, казненного захватчиками в Шеренском лесу. М. М. и еп. Кирилл II отправили своих людей к поповичу Андриану, жена которого обнаружила останки князя. Тело кн. Василька Константиновича было перенесено в Ростов и в присутствии его семьи торжественно захоронено в ц. Успения Пресв. Богородицы рядом с останками св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 466; Приселков. 1950. С. 318).

http://pravenc.ru/text/2562150.html

1139–1146 Переход киевского стола из рук Мономашичей в руки черниговских Ольговичей; киевский кн. Всеволод Ольгович 1146–1154 1136 Создание Смоленской епископии путем отделения от епископии Переяславской 1146–1154 Киевский кн. Изяслав Мстиславич (с перерывами, вызванными борьбой за Киев с Юрием Долгоруким) 1147 Мученическая смерть св. блгв. кн. Игоря Ольговича 1147 Первое упоминание о Москве в древнерусских летописях 1147 Поставление на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского патриарха Климента Смолятича, не признанного, однако, в Новгородской, Смоленской и, возможно, Ростовской епархиях 1151–1196 Стефан Неманя основывает независимое от Византии Сербское государство 1140-е гг. Учреждение Галицкой епископии путем отделения от епископии Волынской или перенесения кафедры из Перемышля 1153–1187 Возвышение Галицкого княжества при Ярославе Владимировиче Осмомысле 1155 Перенесение иконы Пресвятой Богородицы Владимирской из Вышгорода в Ростовскую землю св. блгв. кн. Андреем Боголюбским 1157–1174 Княжение Владимире-суздальского св. блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского 1156–1157 Поместные Соборы в Константинополе о толковании слов «Ты еси приносяй и приносимый» из молитвы на литургии 1159–1168 Киевский кн. Ростислав Мстиславич 1157–1168 Споры в Русской Церкви относительно постов в среду и пятницу, если на эти дни попадают Господский или какие-либо другие праздники 1164 Успешная война св. блгв. кн. Андрея Боголюбского с Волжской Булгарией после 1164 г. Установление по инициативе св. блгв. кн. Андрея Боголюбского в Русской Церкви праздника во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы 1 августа ок. 1165 г. Подтверждение архиепископского титула Новгородских епископов и дарование такого титула Ростовскому епископу Леону (Леонтию II) 1166 Поместный Собор в Константинополе о толковании слов «Отец Мой более Мене» ( Ин. 14:28 ) 1169 Взятие и разграбление Киева войсками св. блгв. кн. Андрея Боголюбского 1169 Кандидат во Владимирского митрополита и узурпатор Ростовской кафедры Феодор(ец) казнен в Киеве по приказу митрополита Константина II

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Лит.: С[негирёв] И. [М.] Родословное древо государей рос., изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. III; Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 364-365, 368-370; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 77; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 118-119; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. Кат. R-62; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/293519.html

СПб., 1883. Вып. 7. С. 48). Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. св. Александра Невского в Абастумани, Грузия. 1899–1904 гг. Худож. М. В. Нестеров Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. св. Александра Невского в Абастумани, Грузия. 1899–1904 гг. Худож. М. В. Нестеров В произведениях светского искусства 2-й пол. XIX в. наметилась тенденция к поиску исторически точных вариантов интерпретации образа Тверского князя. Тем не менее в целом они продолжали академическую традицию, истолкованную в национально-романтическом духе. На памятнике «Тысячелетие России» в Вел. Новгороде (1862, проект М. О. Микешина, фигура М. Я.- работы скульптора М. А. Чижова) облик М., стоящего на коленях, со скованными руками, напоминает о тяготах татарского ига, тогда как представленные рядом с ним князья Александр Невский и Димитрий Донской олицетворяют собой образы героев событий рус. истории XIII-XIV вв. Выполненная В. П. Верещагиным композиция с изображением М. Я. и кн. Юрия Московского на суде у хана из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей» (СПб., 1896) отличается большей по сравнению с памятником исторической точностью. Условный образ князя в средневек. одеждах включен в композицию «Древо государей Российских» на своде парадных сеней Исторического музея в Москве (1883, выполнена под рук. Ф. Г. Торопова). Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. 10-е гг. XX в. (ЦМиАР) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. 10-е гг. XX в. (ЦМиАР) Убиение блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Орде. Центральная часть иконы-складня. 80-е гг. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Убиение блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Орде. Центральная часть иконы-складня. 80-е гг. XIX в. (собрание В. М. Федотова) В кон. XIX в. иконография М. Я. в профессиональном церковном искусстве приобретает большую историческую точность и все более следует рекомендациям иконописных подлинников, хотя имеет мало общего с памятниками XVI-XVII вв., в т. ч. с произведениями, отражающими аутентичную тверскую традицию.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

1147, 5 июня Св. блгв. князь-мученик Игорь молился пред кончиной образу Божией Матери, прославившемуся как Игоревская икона (5 июня) (1. С. 334–335). 1-я пол. XII в. Явление и прославление Патриаршей иконы Пресвятой Богородицы (исцеление кн. Симеона от слепоты) (15 августа) (1. С. 531–533). Вознесение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы (Владимирской) на воздухе посреди храма вышгородского монастыря. Св. блгв. кн. Андрей перенес чудотворную икону из Вышгорода во Владимирское княжество. Остановка иконы в Боголюбове как изъявление воли Пресвятой Богородицы на пребывание во Владимире (1. С. 282–283). 1158–1160 Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский построил во Владимире собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, где предполагалось хранить Владимирскую икону (1. С. 283). Прославление Владимирской–Ростовской иконы Пресвятой Богородицы (сохранение невредимой во время пожара в деревянном Успенском соборе Ростова) (15 августа) (1. С.529). Ок. 1160 г. Явление Пресвятой Богородицы прп. Еразму Печерскому (1 ок. 1160, память 24 февраля) (1. С. 170–172). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Владимирскую икону за русские войска в битве св. блгв. кн. Андрея Боголюбского с волжскими болгарами (1 августа) (1. С. 502–504). Ок. 1160 г. Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли и распространил празднование Покрова Пресвятой Богородицы в Северо-Восточной Руси (1. С. 610; 6). Ок. 1165 г. Явление Пресвятой Богородицы Илии (Иоанну), пресвитеру новгородскому (впоследствии свт. Иоанн, † 1186), и подаяние помощи на завершение строительства Благовещенского монастыря (1. С. 567–568; 3. Кн. 1. С. 163–165). До 1169 г. Прп. Евфросиния Полоцкая († 1173) приняла в дар от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга для полоцкого Богородицкого мужского монастыря икону Пресвятой Богородицы из Эфеса, писанную евангелистом Лукой, – Корсунскую (в 1239 г. перенесена в Торопец) (9 октября) (1. С. 634). 1170, 25 февраля Заступничество Пресвятой Богородицы по молению святителя Иоанна († 1186) чрез Ее Новгородскую икону «Знамение» за Новгород при нападении на город объединенных войск («вся земля просто Русьская») св. блгв. кн. Андрея Боголюбского († 1174) (27 ноября) (1. С. 730–732).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

На миниатюре, иллюстрирующей текст Сказания о Каменном мон-ре в составе сборника житий Вологодских святых кон. XVII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 174), судно Г. В. во время шторма прибивает волной к Каменному о-ву (где «изыдоша в сретение его старцы пустынножители»), юный Г. В., с кудрявыми волосами, молится впереди слуг (в надписи ошибочно назван Глебом Константиновичем), на него указывает монах, стоящий у кельи ( Шульгина Э. В. Лицевой сб. житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1°)//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 253). Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо

http://pravenc.ru/text/165103.html

А. Шахматова , рассказ состоит из 2 разновременных частей. Первая (до слов: «Исакии же всприять въздержанье пакы жестоко») принадлежит автору Киево-Печерского свода 70-х гг. XI в. (т. н. Свода Никона); вторая (со слов: «Феодосью же преставльщюся и Стефану в него место бывшю, Исакии же рече») - составителю Начального свода сер. 90-х гг. XI в. ( Шахматов. 2001. С. 320-321). Л. Мюллер полагает, что существовало 2 рассказа об И. В первом, созданном вскоре после 1087 г., отстаивались идеалы монашеского общежительства, во втором, возникшем вскоре после первого,- подвиг затворничества. На рубеже 1-го и 2-го десятилетий XII в. 2 рассказа были соединены в одно повествование автором, «который был больше историк, чем полемист». Мюллер допускает, что этим автором мог быть составитель ПВЛ, работавший ок. 1115 г. ( Мюллер. 2003). По нашему мнению, рассказ об И., восходящий к древнему Житию прп. Антония Печерского, прошел 2 этапа редактирования. В сер. 90-х гг. XI в. с ним работал автор Начального свода, в нач. XII в.- составитель ПВЛ (см.: Артамонов. 2001. С. 23-24, 72-79). Мнение о разновременности создания рассказа об И. разделяют не все исследователи (см.: Чернин. 2005). Летописный текст об И. неоднороден в разных летописных сводах: в отличие от Лаврентьевской летописи в Радзивиловской и Ипатьевской летописях читается, что разбитый параличом И. в течение 2 лет не принимал ни воды, ни пищи. Эти сведения есть и в патериковом рассказе о святом. Биография Погребение прп. Исаакия Киево-Печерского. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 114 об.) Погребение прп. Исаакия Киево-Печерского. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 114 об.) И., носивший в миру имя Чернь, был богатым купцом из Торопца. Задумав стать монахом, он раздал имущество бедным и монастырям и отправился в Киев к прп. Антонию Киево-Печерскому, от которого принял постриг. И. стал затворником: надев власяницу и поверх нее шкуру козла, он поселился в небольшой пещере («в кельици мале»), заложив вход.

http://pravenc.ru/text/674768.html

О-5. Л. 194, список 40-х гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 409). Однако в нек-рых рукописях этого времени среди погребенных лиц имя М. А. было пропущено (РНБ. Погод. 1563. Л. 94 об., список 40-х гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 410). Вместе со старшим братом св. блгв. кн. Изяславом Андреевичем он также не был упомянут в «Описании во граде Владимире, где положены святые мощи в Соборной церкви» (РНБ. Солов. 888/998. Л. 225 об.- 227, список 80-х гг. XVII в.; Сиренов. 2003. С. 37-39). Смерть и погребение блгв. кн. Мстислава Андреевича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 290 об.) Смерть и погребение блгв. кн. Мстислава Андреевича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 290 об.) Со 2-й пол. XVII в. о местном почитании М. А. свидетельствует его упоминание вместе с отцом и братьями в ряде списков «Росписи, что во Владимире у Пречистые Богородицы лежат благоверные и великие князи и княгини и их дети и епископы», а также в «Описании о российских святых» (Описание о российских святых. С. 215-216). По наблюдениям А. В. Сиренова, в XVII-XVIII вв. наряду с др. вел. князьями, княгинями и епископами М. А. почитался не только как местный святой, но и как исторический деятель ( Сиренов. 2006. С. 401). В кон. XVII в. в надгробном листе св. блгв. кн. Глеба Андреевича сообщалось, что на его похоронах присутствовал отец, Андрей Боголюбский, и брат, М. А., к-рые «положиша честное тело его зде, в славном граде Владимире в соборной церкви Пресвятыя Богородицы Златоверхия, на сем месте». Отдельный надгробный лист во владимирском Успенском соборе был посвящен М. А. В нем отмечаются его сила, мужество, личная храбрость и подчеркивается, что князь «повелением отца своего многие грады и земли сопротивных непокаряющихся разорил и попленил и под нозе покорил». При этом особо упоминались действия М. А. в Волжской Булгарии, где он «всю землю поимал и попленил и многих во святое крещение просветил, а непокаряющихся мечю предавал».

http://pravenc.ru/text/2564280.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010