Белоруссии). Не ранее 1357 г. под власть О. перешел Брянск. После смерти московского кн. и вел. кн. Владимирского Иоанна II Иоанновича Красного (1359), ослабившей Московское княжество, О., по-видимому, удалось добиться признания своего верховенства над Смоленском и утверждения власти в Брянске, к-рый признал церковную власть митр. Литовского Романа и стал использоваться как база для литов. походов на черниговские земли. Однако уже в сер. 60-х гг. XIV в. Смоленск выступил против О., так что осенью 1365 г. О. вынужден был осаждать его. К нач. 70-х гг. XIV в. московское влияние распространилось на правителей Верховских княжеств (Новосиль, Оболенск, Таруса), а также Брянского княжества. В 1372 г. вел. кн. Смоленский Святослав (Севастиан) Иоаннович выступал на стороне О. в перемирной грамоте с вел. кн. Владимирским св. Димитрием Иоанновичем , в нач. 1375 г. сын вел. кн. Смоленского участвовал в походе кн. Кейстута и 4 сыновей О. в Ливонию. Однако уже летом и осенью 1375 г. племянник вел. кн. Смоленского кн. Иоанн Васильевич ходил вместе с вел. кн. Владимирским Димитрием Иоанновичем на Тверь, в московско-тверском договоре вел. кн. Святослав Иоаннович был отнесен к союзникам московских князей, а смоленские волости вскоре подверглись нападению войск О. В Брянске (а впоследствии и в Смоленске) была признана церковная власть митрополита Киевского и всея Руси свт. Алексия . Поход вел. кн. Литовского Ольгерда на Москву, поражение моск. сторожевого полка на р. Тростне в 1368 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 601 об.) Поход вел. кн. Литовского Ольгерда на Москву, поражение моск. сторожевого полка на р. Тростне в 1368 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 601 об.) В кон. 60-х гг. XIV в. О. вмешался в противостояние Московского и Тверского великого княжеств. После того как блгв. вел. кн. Тверской Михаил Александрович был арестован в Москве в нарушение гарантий безопасности, а на его владения был совершён поход, Михаил Александрович бежал к О., женатому на его сестре, и просил помощи.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД († 5.02.1325, Новгород), архиеп. Новгородский. Был избран на кафедру зимой 1308/09 г., после того как предыдущий Новгородский архиеп. св. Феоктист удалился в Благовещенский монастырь «своего деля нездоровия». Покидая кафедру, свт. Феоктист благословил Д., являвшегося духовным отцом святителя, как своего преемника. Возможно, Д. имеется в виду в сообщении Никоновской летописи 20-х гг. XVI в. о кандидатах на кафедру, назначенных архиеп. Далматом в 1273 г. перед смертью, среди к-рых назван «игумен Давид» (ПСРЛ. Т. 10. С. 152); в более ранних летописях в сообщениях об этом событии его имя отсутствует. Очевидно, избрание Д. произошло путем жеребьевки на престоле собора Св. Софии: в летописи говорится, что новгородцы «възлюбиша» Д. как «Богом избрана и Святою Софьею» (НПЛ. С. 92, 332). 5 июня 1309 г. он был поставлен во архиепископа во Владимире, хиротонию возглавил Киевский митр. св. Петр . В Новгород Д. вернулся 20 июля. tab Д., как и его предшественники, выполнял важные дипломатические функции, его деятельность свидетельствует об увеличении влияния архиепископа на решение Новгородом внешнеполитических вопросов. Время управления Д. кафедрой совпало с началом противостояния Москвы и Твери по вопросу об обладании ярлыком на Владимирское великое княжество . Правитель, обладавший ярлыком на вел. княжение, со времени блгв. кн. Александра Ярославича Невского признавался также новгородским князем, поэтому Новгород выступал активным участником данного противостояния. Архиеп. Далмат перед смертью благословляет игум. Давида в преемники. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 30.7.30. Л. 77 об.) Архиеп. Далмат перед смертью благословляет игум. Давида в преемники. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 30.7.30. Л. 77 об.) В 1311 г. вел. кн. св. Михаил Ярославич Тверской воевал с Новгородом, весной 1312 г. Д. в Твери заключил мир с вел. князем (согласно Софийской I летописи, Новгород выплатил 1,5 тыс.

http://pravenc.ru/text/168494.html

кн. Всеволода, из-за особенностей композиции иконостаса оба представлены коленопреклоненными), ориентируется на изображение Д. на Мирожской иконе Божией Матери. В мастерской того же иконописца написана икона блгв. князей Александра Невского, Всеволода и Д. для псковского храма архангелов Михаила и Гавриила (ПЭ. Т. 9. С. 550). Мирожский образ с фигурами Д. и кнг. Марии повторен в воссозданной в кон. XX в. росписи храма Христа Спасителя в Москве. Цикл исторических композиций, посвященных событиям с участием Д., присутствует в 1-м Остермановском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 40 об., 41, 69 об. и др.; нек-рые миниатюры воспроизведены: Охотникова. 1985. Ил. на с. 176-186). Здесь представлены приход Д. в Псков и его крещение, вокняжение в Пскове, возвращение в Псков с плененной женой кн. Герденя, оповещение Д. о приходе литов. войска, моление блгв. князя и битва с литовцами, возвращение с пленниками в Псков, поход новгородцев и псковичей на Литву, походы на немцев, нападение на Псковскую землю магистра Ливонского ордена, молитва Д. в Троицком соборе и вручение ему меча (большого размера, что, очевидно, связано с почитанием меча Д., находившегося в этом храме), сражение с войском ордена, поход на Чудскую землю, отсылка Д. казны и людей из Копорья и Ладоги к блгв. вел. кн. Димитрию Александровичу. Облик Д. условен, хотя форма бороды и залысины (в композиции крещения) указывают на знакомство миниатюриста с иконографией святого. Св. князь представлен в княжеских одеждах (шуба, шапка) или в доспехах с плащом (в сценах битв), в молении - с непокрытой головой. Единственное изображение Д. с нимбом включено в композицию крещения. Образ Д. в светском искусстве XIX в. воспроизведен, в частности, на литографии Б. А. Чорикова «Клятва псковского князя Довмонта» ок. 1836 г. (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд.: А. Прево. СПб., 1836-1844; Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 293); в горельефе на постаменте памятника «1000-летие России» в Вел.

http://pravenc.ru/text/178701.html

Свт. Петр, митр. Московский, закладывает Успенский собор в Московском Кремле и устраивает себе место для погребения. Преставление свт. Петра, митр. Московского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 299) На годы святительства П. приходится период резкого обострения московско-тверских отношений. Московский князь женился в 1317 г. на сестре хана Узбека - Кончаке, к-рая приняла Православие c именем Агафия. В том же году Юрий Данилович получил ярлык на вел. княжение и в кон. 1317 г. выступил в поход на Тверь, но был разбит блгв. кн. Михаилом Ярославичем и бежал в Новгород; Агафия (Кончака) была взята в плен и вскоре умерла в Твери, что было поставлено в вину тверскому князю в Москве. Враждующие князья направились в Орду, и в 1318 г. блгв. кн. Михаил Ярославич по приговору Узбека был там казнен. В 1322 г. вел. князем стал тверской кн. Димитрий Михайлович Грозные Очи, из мести за своего отца убивший кн. Юрия Даниловича в Орде 21 нояб. 1325 г.; после казни Димитрия Михайловича 15 сент. 1326 г. ярлык на вел. княжение Владимирское получил брат последнего - блгв. кн. Александр Михайлович. Незадолго до кончины П. совершил одно из важнейших по своим последствиям для истории митрополии всея Руси деяние - переезд в Москву, притом что признанной на Руси (но все еще не в К-поле) митрополичьей резиденцией продолжал оставаться Владимир-на-Клязьме. По мнению Е. Е. Голубинского, св. митрополит часто гостил у Юрия Даниловича после того, как явно определилось отношение к П. вел. кн. Михаила Ярославича, т. е. уже с рубежа 1300-х гг. и 10-х гг. XIV в. ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 141-142). Нельзя исключать, что переезд из Владимира в Москву произошел в вел. княжение Юрия Даниловича, возможно уже в 1317 г., благодаря тому что Москва не имела своего епископа, и П. мог пребывать в одном городе с вел. князем, что соответствовало каноническим установлениям ( Мусин. 2008. С. 359-361). По другим версиям, это произошло после получения ярлыка на вел. княжение Димитрием Михайловичем в 1322 г. ( Борисов. 1986. С. 45-46) или после убийства последним Юрия Даниловича в кон. 1325 г., когда П., не рискуя оставаться во Владимире, укрылся в Москве под защитой брата Юрия Даниловича, Иоанна I Даниловича Калиты ( Кучкин. 2014. С. 74).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Лит.: [Г. С. ] Ист. описание соборных и приходских церквей, в Российской империи находящихся, с показанием времени построения оных. М., 1828. С. 18; Муромцов И. Глеб Василькович, кн. Белозерский//ЖМНП. Приб. 1846. Кн. 2. С. 30-36; Богословский Н. [Г. ] Мат-лы для истории, статистики и этнографии Новгородской губ., собр. из описаний приходов и волостей//Новгородский сб. Новгород, 1865. Вып. 1. С. 5-6, 9, 47-50; Экземплярский А. В. Вел. и удельные князья Сев. Руси в татар. период с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2. С. 154-157; Копанев А. И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М.; Л., 1951. С. 16-20; Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере, X-XIII вв. М., 1973. С. 60, 62, 195; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 120; Макаров Н. А. , Захаров С. Д. Древности затопленного Белоозера//Белозерье: Ист.-лит. альм. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 9, 10; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. М., 1998. С. 83, 350; Макаров Н. А. , Захаров С. Д. , Бужилова А. П. Средневековое расселение на Белом озере. М., 2001. С. 181-183; Лаушкин А. В. К истории возникновения ранних проложных сказаний о Михаиле Черниговском//ВМУ: Ист. 1999. 6. С. 10-12; он же. Малоизученный эпизод ростовского летописания 2-й пол. XIII в.//ИКРЗ, 2001. Ростов, 2002. С. 6-13; Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос-ва. Монголы и Русь. СПб., 2002. С. 261-268. А. В. Лаушкин Иконография Г. В. представлена на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., в частности 1-го Остермановского тома, куда включены основные события жизни блгв. князя: женитьба в Орде, возвращение Васильковичей в Ростов (молитва у иконы Божией Матери и благословение свт. Кирилла и матери вел. кнг. Марии), рождение у Г. В. сына Михаила, длительная болезнь после поездки к татарам (изображен на одре и в молитве пред иконой), присутствие на постриге перед смертью блгв. кн. Димитрия Святославича, преставление кнг. Феодоры, поездка князей в Орду, вокняжение Г. В. в Ростове (восседает на престоле, с жезлом в руке, в окружении слуг), война с ханом Менгу-Тимуром, молитва после возвращения в Ростов, венчание сына и пир в Ярославле, Г. В. посылает сына «в татары на войну», преставление и погребение блгв. князя (неск. миниатюр с рассказом о его добродетелях), перезахоронение гроба в мон-ре (БАН. 30.7.30. С. 20, 25-26, 42, 56, 100-102, 153, 178, 187-191, 194-198, 200-206, 226). В ранний период Г. В. изображен молодым, безбородым, в традиц. княжеских одеждах, на ростовском княжении - средовеком, с кудрявыми волосами и короткой бородой, тоже без индивидуальной характеристики и нимба.

http://pravenc.ru/text/165103.html

Судьба мощей Д. С. после Октябрьской революции 1917 г. неизвестна. В частности, в публикации, освещающей результаты вскрытия 17 февр. 1919 г. гробницы св. кн. Святослава Всеволодовича, о мощах Д. С. ничего не сообщается (Отчет VIII (ликвидационного) отдела Народ. комиссариата юстиции VIII Всерос. съезду советов: Мощи//РиЦ. 1920. 9/12. С. 75). Гробницы Д. С. и кн. Святослава в Георгиевском соборе Юрьева-Польского не сохранились. Почитание Д. С. возобновилось в кон. XX в. Его имя включено в Собор Владимирских святых (праздн. установлено в 1982). Не позднее XVII в. память Д. С. 3(16) февр. начала праздноваться в Юрьеве-Польском. Иконография Изображения Д. С. в виде средовека встречаются на нек-рых миниатюрах из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в.: в рассказе о совместном походе на Новгород с блгв. вел. кн. Александром Невским, пострижение в схиму и преставление Д. С. (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 5 об., 53). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 450, 469, 472, 474, 521, 525; Т. 4. Ч. 1. С. 221, 236, 475; Т. 6. Вып. 1. Стб. 298, 348; Т. 10. С. 137, 147; Т. 23. С. 87-88; Т. 25. С. 129, 141, 148; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 323, 325, 329-330; Правосл. церк. календарь, 2000 г.: Владимирская епархия. СПб., 1999. С. V; ПЦК, 2002 г. М., 2001. С. 76. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 162-163; Описание о российских святых. С. 213; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 166-167, 174; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татар. период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1889. Т. 1. С. 23-24, 35, 285. 1891. Т. 2. С. 156, 257-259, 449; Голубинский. Канонизация святых. С. 322; Знаменский А. Г. , прот. Георгиевский собор 1152-1234 гг. в г. Юрьеве-Польском Владимирской губ.: Реставрация его и построение нового соборного храма. Юрьев-Польской, 1907. С. 4, 11; Малицкий Н. В. Из прошлого Владимирской епархии. Владимир, 1911. Вып. 3. С. 19-26; Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967. С. 109, 137, 175, 178; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 112; Житие св. блгв. кн. Святослава III Всеволодовича и сына его блгв. кн. Димитрия Святославовича, Юрьевских чудотворцев//Вестник Ополья: Газ. Юрьев-Польской, 1998. 3 февр. С. 3; Маштафаров А. В. Вкладная кормовая книга Михаило-Архангельского мон-ря г. Юрьева-Польского XVI - 1-й четв. XVII вв.//RM. 2001. T. 10. Fasc. 1. S. 224-225; Минин С. , свящ. Очерки по истории Владимирской епархии X-XX вв. Владимир, 2004. С. 129.

http://pravenc.ru/text/178227.html

В 1279 г. М. Р. умер в Смоленске. Место его захоронения неизвестно ( Присёлков. 2002. С. 336). Преемником М. Р. стал его младший брат ярославский св. блгв. кн. Феодор Ростиславич Чёрный (Ю. А. Лимонов, не учитывая сведений лаврентьевско-троицкой группы летописей, полагал, что в 1279 г., после смерти М. Р., столица его княжества была захвачена войсками ростовского кн. Димитрия Борисовича ( Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967. С. 110)). Участие Феодора Ростиславича в судьбе сына М. Р. косвенно свидетельствует о близкой дружбе 2 братьев; по-видимому, М. Р. способствовал передаче старейшего престола в княжестве св. блгв. кн. Феодору, а не своему старшему племяннику, буд. Смоленскому вел. кн. Александру Глебовичу (1297-1313). Вероятно, в честь М. Р. его младший брат нарек своего старшего сына - Ярославского св. блгв. князя - Михаилом. От брака с княгиней, имя к-рой неизвестно, у М. Р. родился сын - вяземско-дорогобужский кн. Андрей Михайлович. Скорее всего, между 1307 и 1310/11 гг. именно он, а не вяземский кн. Андрей Афанасьевич, как считают В. Л. Янин и П. Г. Гайдуков (ср.: Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 279; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 75), был наместником Владимирского и Тверского св. блгв. вел. кн. мч. Михаила Ярославича в Новгороде ( Кузьмин. 2004. С. 109, 111, 118-119; 2014. Т. 1; 2015. Т. 2. С. 127-128). Упоминание М. Р. в позднейших источниках тесно связано с началом почитания св. блгв. вел. кн. Феодора Ростиславича Чёрного. После обретения его мощей во 2-й пол. XV-XVII в. составлены неск. редакций и изводов его Жития, к-рые были включены в состав рус. летописей, мн. рукописных сборников и в печатный Пролог . В этих источниках, включая «Книгу степенную» царского родословия, неизменно упоминается М. Р. Кроме того, после освобождения Смоленска от власти Ягеллонов в 1514 г. начинается составление первых подробных русских родословных росписей потомков смоленских князей.

http://pravenc.ru/text/2563762.html

история в картинах/Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1. 41, 43), М. И. сравнительно молод, одет в доспехи и горностаевую мантию, на голове шлем. Первый сюжет воспроизведен также на репродукции по рис. В. П. Верещагина из альбома «История государства Российского в изображениях державных его правителей» (СПб., 1890. 21). В эту серию включено и отдельное изображение М. И. верхом на коне, со щитом в руке, на фоне сражения 22). Бронзовый бюст М. И. (без бороды, в плаще и княжеской шапке) был изготовлен на фабрике Ф. Шопена по рис. Ф. Г. Солнцева в серии «Галерея бронзовых бюстов российских вел. князей, царей и императоров» к празднованию 1000-летия российской государственности (60-е - 80-е гг. XIX в.). Лит.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факс. воспроизв. рукописи; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр; Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2014. Кн. 1, 2. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) ПЕТР И ФЕВРОНИЯ (XIII в.?), св. благоверные кн. и кнг. Муромские (пам. 25 июня, в воскресенье перед 6 сент., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/2564284.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (До 1160 - 28.03.1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших). Второй сын Ростово-Суздальского блгв. вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (от 1-го брака), младший брат блгв. кн. Изяслава Андреевича , старший брат блгв. кн. Глеба Андреевича и буд. груз. царя кн. Юрия (Георгия) Андреевича. Основные источники сведений о М. А. сохранились в древнерус. летописях, памятниках агиографии и синодиках. После кончины своего старшего брата Изяслава Андреевича, погребенного с участием М. А. 28 окт. 1165 г. во владимирском Успенском соборе (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 524; Бережков. 1963. С. 67, 158, 165, 176), М. А. стал наследником Андрея Боголюбского. В нач. 1169 г. по приказу отца М. А. возглавил масштабный поход в Ср. Поднепровье, в к-ром участвовали войска коалиции 11 рус. князей против Киевского и Владимиро-Волынского блгв. кн. Мстислава Изяславича . 8 марта 1169 г., после 3-дневного штурма, войскам М. А. удалось занять Киев. «Весь град», включая «Подолье и Гору» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 545), в течение 2 дней подвергался разграблению со стороны войск союзников. Пострадали не только почти все киевские мон-ри (кроме Печерского), но и главные городские святыни - Софийский собор и Десятинная церковь : «...и взяша именья множьство, и церкви обнажиша иконами и книгами, и ризами, и колоколы изнесоша все Смолняне и Суждалцы и Черниговцы» (Там же). 12 марта 1169 г., посадив на киевском столе своего дядю, переяславского кн. Глеба Юрьевича, вместе с ростово-суздальскими войсками М. А. выехал из Киева в Сев.-Вост. Русь. 8 мая 1169 г. М. А. мог стать свидетелем низвержения из самовольно присвоенного сана нареченного Владимирского митрополита (избранного по воле Андрея Боголюбского, но не признанного в Киеве и К-поле) Феодора (Феодорца), который вскоре был выслан Владимирским вел. князем в Киев на суд митр. Константина II .

http://pravenc.ru/text/2564280.html

Св. блгв. кнг. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (Покровский собор Новоспасского мон-ря) Св. блгв. кнг. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (Покровский собор Новоспасского мон-ря) 12 июня 1650 г. при участии царя и царицы состоялось перенесение мощей А. К. из деревянной Успенской ц. в соборную Воскресенскую. На Соборе в Москве А. К. причислили к лику святых. Вскоре после перенесения мощей (между 1650 и 1652) было составлено «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской» (по мнению С. А. Семячко, оно написано московским автором, сопровождавшим царя Алексея Михайловича в его поездке в Кашин). Службу на перенесение мощей по указу царя в Москве составил иером. Епифаний (Славинецкий) и привез с собой на праздник прославления святой. Тропарь и канон на обретение мощей (21 июля) написали кашинские прот. Иван Наумов и посадский человек Семен Осипов сын Сухоруков. Неск. позже (по предположению Семячко, после 1652) было написано житие А. К. Его составитель неизвестен, скорее всего им был старец Соловецкого мон-ря Игнатий. В житии св. блгв. кн. Михаила Ярославича, составленном тверским клириком в 1657-1658 гг., автор поместил «Плач княгини Анны», подражавший «Плачу» блгв. кнг. Евдокии , жены блгв. кн. Димитрия Донского . К 1675-1676 гг., по мнению В. А. Кучкина, был создан комплекс агиографических памятников, посвященных А. К.: житие, Сказание о явлении св. княгини пономарю Герасиму, Сказание об обретении и перенесении мощей, повести о чудесах (сборник ГИМ. Син. 622). В 1677 г. предполагалась поездка в Кашин царя Феодора Алексеевича . Однако накануне Патриархом Иоакимом в Кашин была направлена комиссия, к-рая 12-21 февр. провела исследование случаев исцелений от мощей А. К. На основании выводов комиссии на малом соборе в Москве было принято решение не почитать А. К. как святую (один из списков документов Собора: РНБ. Погод. 1608), это решение подтвердил Собор 1678-1679 гг. соборы признали почитание и житие А. К. ложными, по княгине было разрешено петь панихиды, шитый покров и иконы с изображением святой предписывалось взять в Москву для рассмотрения, а имя А.

http://pravenc.ru/text/115602.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010