Любовь 17 ноября, 2015 Откуда произошло слово «любовь»? Что такое христианская любовь? Что есть любовь к Богу, а чтолюбовь к ближнему? Что такое любовь? Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и ею управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же — самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а также в жизни целых народов, обществ и семейств, постоянно враждуют между собой. Если в этой борьбе побеждает любовь, в жизни царят мир, счастье, радость, довольство, блаженство. Но когда преобладает самолюбие, то возникают непорядки: вражда, борьба, ненависть и злоба. Вообще, любовь всех умиротворяет, объединяет, сближает, даруя счастье без всякой зависимости от материального довольства и наслаждений естественной жизнью. Наоборот, самолюбие, даже при внешнем благополучии, всегда возбуждает недовольство, вселяет беспокойство и злобу в сердце человека, производит раздоры, разделяет народы, общества, семейства. Словом, где любовь — там счастье и блаженство, а где самолюбие — там зло и страдания. Любовь с христианской точки зрения Господь наш Иисус Христос оставил нам две основные заповеди, на которых основан весь Закон Божий, а именно – заповеди о любви: Что же есть любовь? Святые Отцы дают такое определение: Бог есть Любовь. Значит, вся любовь всего мира есть Бог. Наш человеческий язык крайне ограничен и беден. Мы не в состоянии выразить достаточно четко и определенно всю бесконечную гамму личных и взаимных чувств между людьми, начиная с природной, естественной любви и кончая совершенной любовью Христовой, которые обычно заключаем в одном слове любовь. Это слово вмещает в себя множество различных понятий и чувств, которые выразить словами невозможно, и только некоторые эпитеты помогают нам уточнить это слово, например: любовь Христова, брачная, к врагам – однако и они не дают достаточной четкости определения чувств. Любовь: этимология термина

http://pravmir.ru/lyubov/

О Божественной любви Любовь Бога и ее дары Очень часто христиане теряют цель, к которой нужно стремиться, теряют духовную перспективу, их духовный рост замирает. Преподобный Иоанн Лествичник замечает, что всегда нужно проверять, на какой ступени духовного роста мы находимся. Цель, к которой мы должны стремиться, поставлена Самим Господом Иисусом Христом, который говорил, что весь закон и все пророки сводятся к двум заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:37–40 ). Заповедь любви является той целью, к которой должны вести все остальные заповеди. Господь говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:34–35 ), и, как говорит апостол Павел: «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Гал.5:14 ). Любовь к Богу и ближнему несовместима ни с какими грехами. Любовь является сердцевиной совершенства. Что такое любовь? Апостол Иоанн Богослов, давая определение любви, сказал, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 )- Преподобный Иоанн Лествичник , повествуя о 30-й степени совершенства – о той ступени, которая уводит человека в Небо, – о Божественной любви, говорил, что «любовь по качеству своему есть уподобление Богу, по действию любовь есть Бог, и кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской». Любовь – это Господь Бог в Троице. Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, насколько того люди могут достигнуть. Многие думают, что любовь – это чувство, но это не так, любовь – это состояние воли. Если бы любовь являлась чувством, то она не была бы заповедью. Конечно, любовь сопровождается определенными чувствами, но по сути своей это состояние воли. По действию же она есть упоение души. А по свойству – источник веры, бездна долготерпения, море смирения. Душа человека ищет тот источник, в котором она свою жажду может утолить, и когда она найдет его, то блаженствует. Если же не может утолить жажду, то любви такая душа еще не достигла. Любовь удовлетворяет тягу человеческой души к совершенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Любовь выше справедливости В Православии особое место занимает любовь. Бог есть любовь, и человека Он создал с любовью. Сегодня, когда вокруг столько зла и несправедливости, значительно сложнее стало возжигать и сохранять в себе это высокое чувство. Тяжело также постичь, что есть истинная любовь к ближнему. Что такое христианская любовь? Как достичь ее? – это часто задаваемые христианами вопросы. Апостол Иоанн Богослов говорит, что Бог есть сама любовь. Это – главный постулат, который всегда должен помнить каждый христианин. И никогда не следует приберегать любовь и ее экономить – я имею в виду, прежде всего, христианскую любовь. Любовь – это то чувство, о котором говорится все время в святом Евангелии. И Господь с тем, в чьем сердце живет любовь, и сам такой человек находится с Богом. А кто не имеет любви, с тем нет Бога, и он сам далек от Господа. Не может так быть, чтобы человек верил в Христа, молился, причащался, и при этом у него не было бы любви. Или наоборот – чтобы человек обладал любовью, но не молился, не причащался и не был бы чадом Православной Церкви. Все то, что мешает нам возжечь любовь и укрепиться в ней, становится и препятствием на пути к Богу, тормозит нас, мешает нашему спасению. Мы должны хорошо усвоить: любовь – выше страха, выше справедливости; закон христианской любви превыше всех иных законов. Поэтому и мы больше всего должны бояться потерять любовь. Этот страх не позволит нам совершить зло. Мы должны гореть любовью к Богу, и эта любовь не позволит нам совершить грех, сделает нас всегда милосердными и смиренными. Многие христиане не совсем понимают смысл слов Евангелия: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», – и спрашивают: как же можно любить всех? Никто и не утверждает, что достичь этого легко и просто, однако христианин всячески должен стремиться к исполнению этой одной из основных Божиих заповедей. Мы не должны делить людей на злых и добрых, богатых и бедных, чужих и своих, врагов и друзей . Каждый человек наш учитель. Если мы с самого начала изберем неправильную позицию и будем относиться к людям предвзято, или с недоверием, или враждебно, или с холодком и примемся раздумывать: полюбить его или нет, верить ему или нет, – то мы никогда не почувствуем искренней христианской любви, очень тяжело будет возжечь ее в нашем сердце. Мы должны воспитать в себе как глубоко свойственные нам и характеризующие нас черты приветливость ко всем, доброжелательность и настроенность на любовь; эти качества должны проявляться нами в любое время, будь то утро, день или вечер. Надо стараться, чтобы прожитый нами день был наполнен любовью, если желаем, чтобы каждый вечер на исходе дня нас не мучила наша совесть.

http://pravoslavie.ru/48005.html

Слово Патриарха Неделя 31-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым    Участвуя в Евхаристии, мы прикасаемся к Божиему Царству Совершая Божественную литургию, вознося жертву о наших грехах и человеческих неведениях, мы совершаем действие, с одной стороны, физическое, зримое, укорененное во времени и пространстве, но, с другой стороны, это то самое великое благодарение Богу силой Святого Духа, вне всякого времени и пространства, которое Господь накануне Своего страдания завещал нам совершать, и, участвуя в Евхаристии, мы прикасаемся к Божиему Царству, к иному миру. Нет в сердце любви, и любовь Божия нас не коснется Почему же мы не всегда чувствуем любовь Божию в нашей жизни? Почему нам иногда кажется, что мы вообще не чувствуем Божие присутствие в своей жизни и не знаем, что такое любовь Божия? Но мы знаем, что такое любовь человеческая, и знаем: когда мы перестаем чувствовать любовь другого человека, когда сами перестаем его любить, он может нам в любви изъясняться, а слова эти нас не трогают. Клянется жена неверному мужу: «Я люблю тебя», а эти слова его не трогают. Плачет муж, стоя на коленях перед женой: «Я люблю тебя», а ее сердце на это не откликается, и она уходит на страну далече. Любовь живет только тогда, когда два сердца, два существа соединяются. Вот и у любви Божией, которая не имеет никаких границ — ни глубины, ни высоты, ни жизни, ни смерти, ни настоящего, ни будущего — есть только одно условие пребывания в нашей жизни — это наша любовь. А если любви к Богу нет, то мы никогда не будем чувствовать Божию любовь, как бы часто мы в храм ни ходили и какие бы молитвы наизусть не знали. Нет в сердце любви, и любовь Божия нас не коснется. Любовь Божия — это великая сила Любовь Божия — это великая сила, которую мы опознаем только тогда, когда сами любим Бога. А ведь любовь к Богу начинается с малого — с молитвы, которую мы стараемся произносить не машинально, а вдумываясь в слова. Любовь к Богу начинается с маленькой жертвы, которую мы приносим тем, кто нуждается, когда мы разделяем с нуждающимися свой достаток, когда совершаем для других добрые дела. В недрах этих действий и вызреваются семена любви к Богу.

http://pravoslavie.ru/89388.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь постмодернизма и вечные муки Учение об апокатастасисе сегодня 12.02.2013 4206 Время на чтение 12 минут Как совместить любовь и страх? Вечные муки и вечную любовь? Радость одних и, в то же время, боль иных. На эти и сродные по теме вопросы пытался ответить в своей статье «Всех православных - с Днем Сурка!» протоиерей Димитрий Струев. Статья вышла более философской, чем богословской, но поставлены важные вопросы, давайте посмотрим и проанализируем ответы о.Димитрия. I. Любовь не может этого понести Именно эту фразу преп. Силуана, о. Димитрий берёт на знамя своей статьи (и своего учения). Но преп. Силуана мы коснёмся отдельно. Сейчас же разрешите рассмотреть сам концентрат «учения о любви», выразителем которого явился о. Димитрий, и которым пропитана вся статья. Первый тезис автора можно обозначить так: человек не сможет находиться в блаженном состоянии, зная, что его любимые где-то мучаются (пример с матерью и сыном самоубийцей), мол этого любовь не сможет понести, ведь: «любовь, по слову апостола, никогда не перестает». Свою позицию о. Димитрий пытается выразить словами преп. Силуана: « Преподобный не утверждал, что Бог должен обязательно всех спасти. Он вообще в этих словах не говорит о «долженствовании» Бога. Он лишь свидетельствует, что та любовь, которую дал ему Бог, не может понести чьих-то мучений». Вторым тезисом идёт мысль, что спасутся всё же не все, ведь идея спасения всех: «противоречит принципу свободной воли человека». Казалось бы, о. Димитрий всем угодил - и консерваторам, не отрицая вечности мучений, и либералам, говоря, что любовь этого понести не сможет. Но логический вывод, который следует из построенной о. Димитрием системы получается ужасным. Выходит, что человеческая любовь (которая по определению несовершенна) понести вечных мучений не может, а Божественная Любовь (совершенная) допускает их. В результате получается, что человеческая любовь выше Божественной. Придерживаясь такой точки зрения, мы себя выставляем любвеобильней Бога. Об этом и свт. Феофан говорит: « Но когда такое определение постановил сам Господь, - всеблагий и всемилостивый, то уместно ли как бы в лице говорить Ему: «Быть не может, это противно Твоей благости?» Как будто бы Он говорил не знать что? Разве Он переставал быть благим, когда изрек сие? Конечно, нет. А если не переставал быть благим, то нет сомнения, что такое определение совершенно согласно с Его благостью. Ибо Бог никогда ничего не делает и не говорит, что было бы противно Его свойствам. Для детской веры этого объяснения совершенно достаточно. И я на нем покоюсь более, нежели на каких-либо других разъяснениях, что и вам советую ».

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/13/...

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ Иные находят, что уединение – ближайшее средство к духовному успеху, а другие говорят, что приводит в духовный успех любовь к ближнему. Моему сердцу более нравится последнее, потому что любовь к ближнему – непременный долг каждого, а к безмолвию способны немногие. 76 . О любви к ближнему мы знаем из учения Отцов, что она бывает двух родов: естественная и евангельская, или о Христе. Естественная насаждена в нас при нашем сотворении и потому непременно есть в каждом человеке. Она повреждена, как и прочие благие свойства, падением, или прародительским грехом, а потому в каждом человеке подвержена большим или меньшим, кратким или продолжительным изменениям. Христос, исцеляющий все наши недуги дивным образом, исцеляет и поврежденную любовь: заповедует Себя, Господа, любить в человеках. Этим возводит любовь на высочайшую степень горячности, дарует ей чистоту, духовность, святыню – и погашается пламенем любви о Христе нестройный, дымный пламень плотской любви, смешанной, составленной из мечтательного, несуществующего наслаждения и жестокого, убийственного мучения. Ощущение духовной любви водило пером святого Иоанна Лествичника , когда он сказал: «Любовь к Богу погашает любовь к родителям и прочим близким по плоти; говорящий, что имеет ту и другую любовь, обольщает себя». Также он сказал в 15-й Степени: «Огнь погашается огнем, то есть любовь плотская любовию Божественной». Когда мы рассмотрим себя со вниманием, то увидим с Божией помощью (на такое видение нужна помощь Божия! Такое видение – дар Божий!), что наиболее имеем любовь естественную, а евангельскую должны еще стяжать. Это самое разумел я, когда писал Вам, что Евангелию от Иоанна предшествует Евангелие от Матфея. Евангелие от Иоанна говорит наиболее о любви к Богу, о смотрении Божием, ясном для одних очищенных. Очищается же человек, входит в видение Бога и любовь к Нему – любовью о Христе к ближнему или любовью Христа в каждом ближнем, а в чуждом христианства и Христа – любовью к образу Божию. И лишенный славы христианства не лишен славы человечества, есть образ Божий! 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

«Бог первый полюбил нас, и наша любовь к Нему – ответная» (+ВИДЕО) Беседа с протоиереем Сергием Правдолюбовым о любви к Богу Никита Филатов Бог есть любовь, и нам Господь заповедал любовь. Но что такое любовь? В чем и как должна проявляться любовь к Богу? Если человек соблюдает все заповеди, он любит Бога? Как вообще любовь к Богу связана с духовной жизнью? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Сергию Правдолюбову . – Добрый день, это программа «Сретение». Сегодня мы в гостях у протоиерея Сергия Правдолюбова, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Здравствуйте, отец Сергий. – Христос воскресе! – Воистину воскресе! Большое спасибо, что вы согласились ответить на вопросы портала « Православие.ру ». Тема нашей встречи – «О любви к Богу и пути к Богу». Мы знаем, что, по слову Христа Спасителя, мы должны отвергнуть себя ради Бога. А как при попытке исполнить эти слова Спасителя не впасть в уныние, увидев, насколько это сложно? Какие вы можете дать советы? – Вопрос о любви к Богу очень существенный, и надо помнить, что и Сам Господь Иисус Христос сказал: Бог – это Любовь, – как напоминает нам апостол Иоанн Богослов (см.: 1 Ин. 4: 16). Поэтому и любовь – это Божественное свойство. Бог Сам есть любовь. А вот как ее познать? А почему нужно отвергаться себя? Потому что мы находимся в некоей сфере своих представлений, тех вот, что мы в школе проходили. Потом еще есть и сфера домашняя, такая уютная, и бывает, что места Богу в ней нет. А ангелы, херувимы и серафимы беспрерывно взывают, кричат: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф!» Почему они это делают? Потому что знают то, о чем мы никогда не задумывались. Они созерцают это и потому так взывают. А у нас – своя жизнь, свой мирок. Господь не нарушает нашего благополучия, но Он хочет, чтобы мы имели полноту общения с Ним. А для этого надо выйти из своего замкнутого круга, отвергнуться своего домашнего мирка, внимательно посмотреть на звезды в хорошую ясную ночь, на всю природу… И еще – хорошо учиться в школе, а чтобы учителя при этом говорили бы: «Ты учишься не для того, чтобы что-то знать, а для того, чтобы познать, как мир устроен: мир – Божие творение». Если бы в школе показывали, как сотворен Богом мир, учиться было бы гораздо интереснее. И школьные предметы стали бы предметами Богопознания, потому что знание непременно возводит к Богу – любое знание, даже противоположное по сути Божественному учению. Мы даже в семинарии пользовались карманными «Словарями атеиста». Мы отбрасывали атеизм, а информацию – даты, события и имена – использовали при подготовке к экзаменам. Так что те, кто старались против Бога, могли и могут, наоборот, заставить больше о Боге думать. Но так было в прошедшую эпоху; сейчас, правда, эпоха без всякого безбожия. Но есть и верующие, и неверующие.

http://pravoslavie.ru/94695.html

Слово в Неделю Мироносиц 82 Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите ( Ин.14:15 ). Св. Церковь прославляет ныне св. жён-мироносиц, которые пришли рано ко гробу с ароматами да помажут тело Иисусово ( Мк.16:1 ). Это были первые провозвестницы воскресения Христова. За что прославляет их Церковь ? – Неужели за ароматы, которые остались без употребления? Или за то, что они первые сообщили радостную весть, Христос воскресе? – Нет! Прославляет их Церковь за любовь, которую имели они тогда к Божественному своему Учителю, за любовь чистую и святую, полную и совершенную; внемлите: 1. Стояху при Кресте Иисусове Мати Ею, и сестра Матере Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина, повествует св. апостол и евангелист Иоанн ( Ин.19:25 ). Любовь есть сила сердца, располагающая всем существом человека и движущая всеми его силами. Если любовь сия чувственна, то всегда бывает раздражительна, нетерпелива и безрассудна. Если духовна, то всегда спокойна, великодушна, благоразумна. Любовь св. Жён к распятому Господу была любовь духовная, чистая и святая. Какая из наших матерей устояла бы пред страданиями единственного своего сына и не разразилась бы раздирающими душу воплями? О скорбящей Матери Иисусовой Евангелист заметил только, что она стояла при кресте Сына своего. Какая из наших сестер устояла бы, смотря на брата своего, безвинно страждущего и мучимого жесточайшим образом? Сестра Матери Иисусовой стоит при Кресте Иисусове. Какой из учеников и почитателей решился бы присутствовать при жесточайшей казни, совершённой над уважаемым его учителем? Но ученица Иисусова, Мария Магдалина, стоит при Кресте Его, несмотря на то, что враги Его пылали ненавистию не только на Учителя, но и на всякого, кто был к Нему привержен. Что же выражает такое спокойное, мужественное стояние св. жён при Кресте? Любовь,любовь, которая, по слову апостола, не ищет своего; – св. жёны не искали для себя безопасного убежища, где бы могли скрыться от врагов и проливать в тайне горькие слезы, но шли прямо за своим Учителем на Голгофу, не опасаясь ни язвительных насмешек, ни поруганий. Любовь, по слову того же апостола, не раздражается, долготерпит, не мыслит зла; и – св. жёны не потеряли рассудка и чувств при виде Божественного Страдальца, не роптали и не издавали воплей скорби и отчаяния при всей несправедливости, злобе и неистовстве врагов. Как не прославлять таковых Жён!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Разделы портала «Азбука веры» Вопрос священнику: Батюшка, благословите! Прошу Вас, ответьте на очень мучающий меня вопрос: как соотносятся в Православии любовь к Богу и любовь осознанная, всепрощающая, долготерпящая к конкретному живому человеку? Возлюбить ближнего своего – это можно отнести ко всем окружающим людям, даже вызывающим равнодушие либо неприязнь. А вот когда любовь к одному конкретному человеку – что это, для чего? Нигде не могу найти ответа в Православной литературе. Посоветуйте, что почитать, а то я постепенно прихожу к мысли Шопенгауэра, что любовь – лишь уловка природы для того, чтобы склонить людей к деторождению. Это не так! Но нигде в Новом Завете я не нашла слов о любви к конкретному лицу, противоположному полу, речь идет только о любви к Богу. Если эту любовь к Богу осознать и прочувствовать (а я уже не так далеко от этого осознания), то возникает ощущение, что мне вообще не нужен близкий человек. Даже дорогу можно переходить на красный свет, только потому, что все в руках Божиих. Зачем тогда семья, дети, да и как они возникнут без трепета любви? Получается, девушкам нужно прямиком в монастырь, ребятам – туда же. Человечество вымрет, если все будут соблюдать целомудрие пожизненно. Как же без своей «половины», без волнения сердец, без этого всепоглощающего чувства? Если есть возможность, прошу Вас, ответьте. Простите мне мою темноту, но я очень хочу понять. Заранее спасибо. Марина. Ответ священника: Уважаемая Марина! Прежде чем попытаться ответить на Ваше письмо, полагаю необходимо определиться со словом «любовь». В нашей современной цивилизации, полной, по выражению Честертона, «христианских добродетелей, сошедших с ума», очевидно, что аналогичное помешательство постигло и понятие «любовь». Под этим словом может пониматься, что угодно, как угодно, – от крайнего своеволия и эгоизма, до извращенной чувственности. Когда кто-либо слушает в церкви проповедь о любви к ближнему или клянется с избирательной трибуны о «любви к народу», это еще не гарантирует того, что данный человек внял идее, «логосу» заключенному в данном слове.

http://azbyka.ru/chto-takoe-lyubov

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - сентябрь 2010 г.   В журнале «Русский Дом» я прочитал объявление о Вашей книге «Миражи любви». Книги я не читал, но название меня заинтересовало. Что такое любовь? Я понимаю, что такое любовь к родителям, к своим детям, потому что связан с ними всей своей плотью и кровью. И любовь к женщине, наверное, определяется, пусть несколько иного рода, но тоже органическим влечением. Или возьмите, например, любовь к природе. Чем ее можно объяснить? Очевидно, существует какая-то изначальная связь с ней человека — высшего ее творения. Но вопрос у меня по поводу слов Христа в Евангелии: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Не понимаю, как можно одно противопоставлять другому. Как можно предпочитать любовь к тому, с кем связан всем своим существом, любви к тому, кого, выражусь так, знаешь не очень хорошо? Не назовешь же любовь к самым дорогим на свете людям «миражом»? Михаил К., г. Зеленоград Дорогой Михаил! Никакого противопоставления нет, но существует порядок. Чтобы понять этот порядок, надо узнать о Христе и Самого Христа гораздо больше. Желательно — очень хорошо. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», — говорит Христос (Мф. 10, 37). Есть в сердце человека то, что глубже всех чувств. Некоторые люди, наивно полагающие, что материя первична, утверждают, что любовь в человеке не существовала с самого начала. В начале, говорят они, были только инстинкты, подобно тому как у животных есть инстинкты, но у человека с течением времени эти инстинкты развились и стали чувствами. Человек, говорят они, не особенно отличался от животных. Однако не только Божественное откровение, но и внимательные новейшие исследования психологов и философов доказывают, что это чувство любви первозданно. Бог насадил его в человеческих сердцах.

http://moral.ru/dom_0910.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010