119. В каком из этим четырех как бы возрастов благодать возрождения застанет известного человека, тогда ему и отпускаются все прошлые грехи, и виновность, приобретенная вместе с рождением, снимается возрождением. И такое большое значение имеет то, что «Дух дышит, где хочет» ( Ин. 3:8 ), что некоторые не узнают того второго рабства под законом, но одновременно с заповедью начинают иметь божественную помощь. 120. Прежде чем человек может стать способным воспринимать заповедь, он необходимо живет сообразно с плотью; но если он уже омыт таинством возрождения, то ничего не теряет, если и теперь отойдет из этой жизни. «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, ...чтобы владычествовать и над живыми и над мертвыми» ( Рим. 14:9 ); и не будет держать царство смерти того, за кого умер Он, свободный среди мертвых ( Пс. 87:6 ). 121. Итак, все божественное учение направляется к любви, о которой апостол говорит: " цель же назидания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» ( 1Тим. 1:5 ). Итак, цель всякой заповеди есть любовь, то есть всякая заповедь направляется к любви. Если же или из страха наказания, или по какому-нибудь плотскому побуждению бывает так, что она (заповедь) не направляется к той любви, которую изливает Дух Святой в сердца наши ( Рим. 5:5 ), то она еще не исполняется надлежащим образом, хотя и кажется, что исполняется. Любовь эта есть именно любовь к Богу и ближнему; и именно «на этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:40 ). Возьми Евангелия, возьми апостолов; ведь не откуда-нибудь еще – этот голос: »цель назидания есть любовь ( 1Тим. 1:5 ) и «Бог любовь есть» ( 1Ин. 4:16 ). Следовательно, все, что заповедует Бог, например: «не прелюбодействуй» ( Мф. 5:27 ), и все, что не повелевается, но предлагается в качестве совета, например: «хорошо человеку не касаться женщины» ( 1Кор. 7:1 ), – все это правильно исполняется тогда, когда направляется к любви Бога и ближнего ради Бога, и в этом веке, и в будущем; Бога – теперь, посредством веры, тогда, посредством виденья, и самого ближнего – теперь, посредством веры. Ибо мы, смертные, не знаем сердца смертных, тогда же «осветит Господь скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и... каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор. 4:5 ); потому что предметом похвалы и любви одним ближним в другом будет то, что в целях открытия будет освещаться Самим Богом. Похоть же уменьшается по мере возрастания любви до тех пор, пока эта последняя дойдет здесь до такой высоты, больше которой уже ничего не может быть: " большей же любви никто... не имеет, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). Там же, где не будет никакой похоти, кто укажет, какова там будет любовь? Ведь когда не будет никакого притязания со стороны смерти, тогда будет высшее совершенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Если не получается найти свою вторую половину, то дело тут не во внешней непривлекательности, на которую многие привыкли пенять в таком случае. Понятия любви и красоты в современном мире, к несчастью, очень часто неверно истолковываются людьми. С точки зрения христианина любовь – дар Господа, то, за что человек готов бороться. И прежде всего бороться с самим собой: со своими греховными пристрастиями, недостатками, мешающими понять и полюбить ближнего всецело. Любовь – это ощущение нерушимой духовной связи, всепроникающее, всепронизывающее чувство. Вспомним об удивительных словах апостола Павла о любви, которые многие слышали и знают: Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. А истинную красоту не стоит путать с внешним мимолетным блеском. Тот же апостол Павел пишет в одном из своих посланий о том, чтобы жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Подлинную красоту невозможно спрятать – она проявится даже за самой невзрачной, казалось бы, внешностью. Известные слова Федора Михайловича Достоевского именно об этом: только по-настоящему красивая душа способна любить так, как заповедовал Господь. Именно к красоте души мы и должны стремиться. Любовь и красота многими нашими современниками сегодня понимаются, к сожалению, только лишь исходя из эгоистичных устремлений. Велик соблазн принять такое толкование за норму. Однако следует помнить о том, что Бог рано или поздно все расставляет по своим местам. Все, что казалось истинным, но было ложным, таковым впоследствии и окажется. Бывает, что одинокий человек, не имеющий семьи, что-то не так сделал, неправильно поступил по отношению к тому, с кем пытался связать свою жизнь: не смог понять, простить, пожалеть… Конечно, трудно давать ответы на достаточно абстрактные вопросы. У каждого человека будет что возразить мне, опираясь на собственный жизненный опыт. И нужен серьезный индивидуальный разговор со священником, разговор, имеющий целью что-то изменить в себе, в своей жизни. И даже это – всего лишь часть решения проблемы одиночества. Главное – искренняя молитва к Господу о даровании смирения и разумения.

http://azbyka.ru/semya/za-ljubov-nuzhno-...

Святой Исаак Сирин сам себе задавал вопрос: «Что есть сердце милующее?», т.е. Любовь. И отвечал: «Это возгорение о всей твари, о всем живущем, о человеке, о самих демонах, о врагах Истины. И не может оно удовлетвориться ничем, как только желанием всякого блага человеку». Т.е. любовь, оказывается, может стать свойством человеческой души, и больше этого для человека ничего быть не может. Этого действительно достигали многие подвижники, и они об этом писали. Причем, если вы почитаете того же Исаака Сирина, то увидите, что это был не сумасшедший, это человек потрясающей глубины. Уильям Джеймс, американский психолог, живший на рубеже XIX-XX веков, сказал, когда прочитал его: «Это же величайший психолог мира!» Оказывается, любовь – это то, к чему человек приходит при правильной человеческой жизни. Вы скажете: «А что до этого?» Что такое наша обычная, земная любовь? Она присуща всем тварям земным и, увы, преходяща. Она часто через какое-то краткое время, как писал один из Отцов, превращается в бешеную ненависть. Только что люди клялись в любви, прошло совсем немного времени, а они уже ненавидят друг друга. Флоренский называл это «переодетым эгоизмом»: я люблю до тех пор, пока меня любят, пока мне приносят всякое удовлетворение. Как только перестали это делать, я уже ненавижу. Это – любовь? Странно! Христианство же утверждает, что человек может при правильной христианской жизни достичь такого состояния, когда любовь становится свойством души. Как глаз может видеть и черное, и белое, так и душа любит все: всякую тварь, всякого человека. Христос указал потрясающий идеал: «Любите врагов ваших». Кстати, знаете почему? Как только я кого ненавижу, – кто страдает? Я. Люби всех – и ты будешь радоваться. Будешь ненавидеть – будешь страдать. «Любите даже врагов ваших!» И к этому приходило бесчисленное множество христиан. Вот идеал, к которому призывает христианство. Апостол Павел так и пишет: «Любовь есть союз совершенства, царица добродетелей. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал бряцающий. Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы». Вы слышите?

http://azbyka.ru/otnoshenie-xristianstva...

Вопрос: И черные дыры тоже? Все, все в Божественной Любви. Эта Божественная Любовь осуществила эту вселенную. Она ее начала. И эта вселенная, я цитирую Библию, была абсолютно совершенной (Бт. 1, 31), то есть всего того, что сейчас есть в нашей вселенной, что относится к несовершенству и к злу, не было. Об этом говорится в первой книге «Бытия». Первая книга «Бытия» определенно говорит: «и увидел Бог, что это хорошо». И в конце первого рассказа о творении мира говорится в самом начале. Начало можно понять не только как временное начало, но и начало по существу, как источник. Сказано так: «Так сотворены Небо и Земля,» — я уже цитировал не раз, — «и все воинство их». Поскольку здесь говорится и «Земля», и говорится «их», то совершенно ясно, что воинство Земли тоже там сотворено, то есть мы все. Это любовь Божия, огромная, потрясающая, которую трудно себе представить. И эта Божия Любовь не изменилась никогда и ни в чем. Хотя у нас так антропоморфически иногда говорится: «Господь прогневался или Господь наказывает». Это да, это так, потому что других слов нет, чтобы это выразить — отношение Бога ко злу или к любому нашему греху. Но тем не менее во всем этом, по учению церкви, во всем этом только Божия любовь. У Бога нет ненависти, никакой и ни к кому. У Него нет никакой вражды ни к кому. Он не был бы Тем, что Он есть, если бы в Нем было что-то такое из наших понятий человеческих, к тому же огреховленных людей. И поэтому наше православное христианское учение совершенно не похоже на учение дуалистов, которые говорят о том, что есть бог добра и есть бог зла. Нет, это абсолютно невозможно. Более того, тот, который оказался, казалось бы, источником зла — этот первый ангел, Архистратиг, который носил имя Люцифер, что значит на латинском языке «носитель света». Он «носитель света» потому, что он нес в себе свет Божественной Любви. И вот он, благодаря тому, что свернулся вокруг самого себя в эгоистическом стремлении, и потом сказал первым людям «будете как боги», решил, что и он может быть как Бог. Это и было началом падения всех и всего. Вот это отношение, отношение к Богу Любви. Вместо того, чтобы эту принять Любовь, как принял другой Архистратиг — Архангел Михаил. Он и до сих пор стоит на страже Царства Божия как великий воин и страж.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4068...

…Мы уже говорили, в основе любой добродетели лежит естественная потребность. Каждый хочет любить и быть любимым. Кстати, это может быть основой любой беседы с детьми, подростками, молодежью. Старец Паисий так и рассказывает, что он легко договаривался с панками, с «оторванными» молодыми людьми. Он их спрашивал: а ты хочешь быть любимым? Иоанн Златоуст говорит: «Любовь есть основание всякой добродетели». И высшая добродетель. «Любовь есть Бог, а кто хочет определить словом, что есть Бог? Тот слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской», – пишет Иоанн Лествичник. Действительно, дать определение любви очень сложно. Как же определить, что такое Бог? Есть апофатическое (отрицательное) и катафатическое (утвердительное) богословие; через отрицания или аналогии с чем-то мы можем с вами приблизиться к тому, что такое любовь. Сегодня мы с вами этим и займемся. Первое: любовь к Богу проявляется в исполнении заповедей. «…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). А вот что святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Свойственно любви часто воспоминать и помышлять о любимом; свойственно любви часто направляться и устремляться сердцем и душою к любимому. Непрестанно помнить любимого и помышлять о нем, непрестанно ощущать себя привлеченным к любимому свойственно любви совершенной. Богу угодно, чтоб такою совершенною любовью мы любили Его». Совершенная любовь – это Бог Троица. Лекарство от инфаркта Любовь выше любых даров и благодеяний. Апостол Павел пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:1–3). У апостола Павла дается очень красивое, поэтичное определение, которое я студентам рекомендую выучить на всю жизнь, запомнить.

http://pravoslavie.ru/100705.html

Все наши беды, все наши непонимания, все наши грехи происходят только оттого, что мы не способны на любовь, и цель духовной жизни – как раз этому научиться. Научиться же можно только так, как Господь говорит: огонь принес Я на землю, и как бы Я хотел, чтобы он уже загорелся, – Он говорит как раз об этой Божественной любви. Человек, пока не встретится в жизни с любовью настоящей, истинной, не может понять, что это такое. Любовь (не хочется это слово говорить, но оно наиболее понятно для нашего слуха) как эстафета, она так и передается: от Христа к апостолам. Он их научил любви – и они из людей малодушных, боязливых вдруг превратились в бесстрашных львов, которые не только с охотой пошли на смерть, но и проявляли чудеса храбрости ради этой любви. Когда апостола Петра приговорили к распятию, он попросил палачей: пожалуйста, распните меня вверх ногами, потому что я человек грешный, и я не могу распяться так, как мой Учитель. Вот такая у него была любовь и смирение. Его приговорили к смерти, чудовищной, страшной, очень болезненной, но он думал не о себе – больно ему будет висеть или не больно, – он думал только о том, как бы ему не вознестись слишком высоко, не дерзнуть быть в этом похожим на Спасителя и поэтому попросил прибить его вверх ногами. Вот такая любовь, которая нашему сознанию недоступна. Нам кажется, что это сказка, потому что мы никогда еще в своей жизни не совершали таких благородных поступков. Это естественно – каждый судит по себе. Человек, который сам способен к воровству, всех подозревает в воровстве. А тому, кто способен на благородный поступок, на любовь, ему уже в ту степень, на которую он сам способен, понятно это и в других. Апостолы своей любовью зажгли учеников, но прошли века, две тысячи лет, и, как сказано в Писании, «по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь». Это действительно так, и сейчас, в нашей жизни, мы почти не встречаем людей, которые эту любовь являют. Поэтому нам, собственно, не от кого зажигаться, и этот огонь угасает.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Идеологически, теоретически человекоубийца тот, кто отрицает Бога и бессмертие души, и тот, кто не признает в людях ничего Божественного и бессмертного. И таков всякий, кто ненавидит брата своего. Но такой человекоубийца есть прежде всего самоубийца, поскольку он не имеет вечной жизни. И он не имеет ее, поскольку ненависть и остальное зло парализует каждое Божественное, бессмертное и вечное ощущение и отвергает всякое осознание его, так что человек не чувствует, не постигает ничего Божественного и вечного. В своем ощущении, в своем постижении он убил Бога и душу. И поэтому он есть и богоубийца и человекоубийца, и прежде всего – самоубийца. 1Ин. 3:16 .  О сем познахом любовь, яко Он по нас душу свою положи: и мы должни есмы по братии души полагати. ( Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.) Что такое любовь? – Это бессмертие того, кого любишь. Это дарование себя Божественному и бессмертному Любимому, это дарование Ему вечной жизни, и это значит предоставление любимому вечной Божественной истины, Божественной правды, Божественной любви, Божественной вечности и остальных Божественных совершенств. Это есть истинная, Божественная, вечная любовь. Любовь во всем ее совершенстве, и в каждом человеческом творении нам даровал Господь наш Иисус Христос. Святой Иоанн Богослов благовествует: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев». Богочеловек положил (пожертвовал) Свою душу за нас. По человеколюбию Он предал Себя добровольно на крестную смерть, чтобы нам даровать со Своим воскресением, после того, как разрушил смерть, вечную жизнь и бессмертие. В нашем мире существует одна единственная истинная, Божественная и бессмертная любовь, поэтому и мы должны полагать души свои за братьев. Это значит, что мы всем должны жертвовать, чтобы в них насадить и возрастить ощущение Божественного, бессмертного и вечного, посредством нашего богоподобного самоприношения и самопожертвования даровать им Божественную, бессмертную и вечную жизнь и утвердить их во всем этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Любовь, будучи совершенством, хотя указывает на известную степень близости человека к Богу, всегда, однако, заключает в себе стремление к Богу и божественному, или, лучше, потому-то любовь и влечет человека к Богу, что она дает человеку возможность быть близким к Богу. He мыслима любовь, в которой бы не было стремления к следующей, более высокой, степени любви Лишь только человек возомнит о себе, как о достигшем совершенства, и перестанет идти к большему совершенству, так это одно будет уже достаточным свидетельством о ниспадении его даже с той высоты, которой он достиг; такое самомнение может довести его даже до окончательного падения, если оно в нем укоренится. Идеал любви, как и всякого совершенства, для человека недостижим; но человек тем сильнее стремится к нему, чем больше возрастает в нем любовь. Этот идеал, к которому стремится любящий, есть Бог. Пребывание Бога в любящем всегда относительно, не полно и потому побуждает человека стремиться к более и более полному водворению в себе божественного начала: ощутивший божественное в малом получает ненасытимую жажду испытать его и наслаждаться им в большей и совершенной мере. Вот почему слова Иоанна Богослова, что любящий в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает, не только не противоречат нашему понятию о любви, как стремлении к божественному, но положительно подтверждают его. – Что истинная любовь есть стремление к Богу, как конечной цели, и что это стремление, будучи деятельным, сопровождается постоянным возрастанием божественного начала не только в отдельных людях, но и во всей Христовой Церкви, ясное учение об этом мы находим и у апостола Павла в послании к Еефесенам. Апостол убеждает христиан, чтобы они истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава, Христос, из которого все тело составляемое и совокупляемое посредством всяких, взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (4:15–16). Церковь потому и называется телом Иисуса Христа, что в ней обитает Бог, как душа в человеческом теле, и к Нему-то, как к средоточию и источнику жизни всего тела Церкви и как к высочайшему образцу для подражания в жизни, устремляются взоры, чаяния и желания членов этого тела, к Нему должна направляться их деятельность; это-то стремление их к Нему, обнаруживающееся в соответственной деятельности как начало творческое и созидающее, и есть истинная любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Однажды к одному старцу пришли три брата и стали ему хвалиться своими делами. Первый сказал: – Я выучил наизусть Ветхий и Новый Заветы, что мне будет за это? Старец отвечал: – Воздух ты наполнил словами, а все-таки пользы тебе от твоего труда нет. За первым второй приступил и тоже спросил: – А я, отче, все Священное Писание переписал для себя! Старец сказал: – И тебе нет пользы. Тогда третий воскликнул: – А я, отче, чудеса творю! – И тебе нет пользы, – сказал и этому старец, – ибо и ты любовь отогнал от себя. Потом, обратившись ко всем, сказал: – Если хотите спастись, имейте ко всем любовь, в милости будьте прилежны и тогда спасетесь 102 . «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, – объясняет св. Апостол, – а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» ( 1Кор.13:1 ). Смысл очевиден: если мне станут известными все иностранные для меня языки и даже языки невидимых ангельских сил, но любви к ближнему я при этом иметь не буду, то ничем не отличусь от неодушевленных орудий. Более того, уподоблюсь таким орудиям, которые издают пустой, бесцельный, бесполезный звук и кажутся беспокойными, тягостными и несносными для окружающих. «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:3 ). То есть и подвиг нестяжания ничего не значит без любви. Даже сверхъестественные дарования без любви не имеют цены, потому что Господь говорил: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили»? На что Он им ответит: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:22–23 ). Господь не признает их своими, несмотря на такие знамения, потому что эти люди не творили Его воли, которая состоит в исполнении заповеди о любви к ближнему. Что же такое любовь? «У этой любви много имен и дел много, и признаков ея преобильно, и свойств премногое множество, – говорит св. Симеон Новый Богослов , – но существо ея одно и для всех совершенно непостижимо, и для ангелов и для людей, и для всякой другой твари, нам, может быть еще неведомой. Она неизъяснима словом, неприступна в славе, неизследима в советах. Она и вечна, ибо безвременна. И незрима она, ибо умопредставляется, но не постигается» 103 . В этом отношении любовь сходна со смирением. Как Бог-Отец и Бог-Сын имеют одинаковую сущность, но различные ипостаси, так любовь и смиренномудрие, хотя и разные по своим проявлениям, но одинаковы по своей сущности. И как сущность Божия непостижима для человеческого познания ( Ин.1:18 ), так непостижима в существе своем и любовь. Но как Бог познается через некоторые свои свойства, так и любовь можно определить по ее характерным качествам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Господь Иисус Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:33 ). То есть все остальное, все земные проблемы решатся, если человек главным усилием своей жизни сделает поиск Царства Божия и правды Его. Об этом же, но немного по-другому говорил Серафим Саровский : «Цель человеческой жизни — стяжание благодати Святого Духа». На первый взгляд, это совсем другой ответ, но на самом деле Царство Божие и есть Царство благодати Святого Духа, пребывание в благодати Святого Духа. «Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:21 ), — говорит Господь, а Оно тогда в нас, когда в нас пребывает благодать Святого Духа. Уже в этой земной жизни мы соприкасаемся с Царством Божиим. Есть в православном богословии такое понятие — «обожение». Это такое соединение с Богом, когда Человек и Бог становятся единым целым — человек пребывает в Боге и Бог в человеке. Прекрасно выразил суть этого состояния апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). Вот та высшая цель, к которой может стремиться любой из нас. И все-таки, что это такое — обожение? Как может человек соединиться с Богом? Ключ к пониманию находим у апостола Иоанна Богослова: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1 Ин. 4:16 ). Поэтому обожение и есть такое состояние, когда любовь становится господствующей в человеке. В какой мере человек научится любить, в той мере он пригоден для вечности. Если любовь не стала главным содержанием человеческого сердца, главным содержанием его души, то нечего делать ему в вечности. Не потому, что его туда не пустят, но потому, что ему самому там нечего делать. Как человеку с расстроенным зрением нельзя смотреть на яркий свет и он вынужден ходить в темных очках, так же и человеку, не способному любить по-настоящему, болезненно, невозможно находиться в области того Света, Который есть Бог, есть Любовь. Выходит, главная задача человека в этой земной жизни — НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ. А значит, ценность приобретает все то, что способно его этой любви научить, то есть каждый эпизод человеческой жизни, каждая ситуация, каждое событие, каждая встреча — это и есть, с одной стороны, урок для человека, а с другой, в то же время и экзамен, потому что именно здесь мы проверяем, насколько по-настоящему научились любить.

http://azbyka.ru/semya/razmyshlenija-o-b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010