Познание о Боге приближает нас ко спасению. Следовательно, удаление от познания о Боге приносит человеку погибель. Один из малых пророков сказал: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих» ( Ос.4:6 ). Многие люди погибают только потому, что они правильно не научены Православной вере. Они имеют уродливое, ложное представление о Боге. И этим ложным представлением о Боге они оскорбляют Бога. Как я вам уже говорил, некоторые считают, что Бог – грозный, сидит на Небесах и только ждет, как бы уничтожить грешников. Такого Бога нет, его придумали неверующие еретики. Это мусульманский бог такой. Наш Бог – милостивый и милосердный, Который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание веры. В Библии сказано, что Бог не хочет смерти грешника. Поэтому, мы должны иметь правильное представление о Боге, чтобы не оскорбить Его божественную сущность. А Его божественная сущность раскрывается в слове «любовь». Сказано: «…Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). А что такое любовь? В Писании сказано: «…облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Кол.3:14 ). Совокупность всех совершенств в Боге – это есть единство Бога. А единство – это первое качество Бога, которое мы ставим на первое место. Как мы читаем Символ Веры : «Верую во Единого…» Если я скажу, что Бог милосердный, это будет означать, что я не сказал, что Он правосудный. Если я скажу, что Бог – грозный Судья, я не скажу, что Он добрый Защитник, заступник за нас. А если мы говорим «Бог есть Любовь», а под любовью понимаем совокупность всех совершенств, – это значит, на первое место мы ставим единство Бога и единство в Нем всех Его качеств. Поэтому Символ Веры начинается с этих слов: «Верую во Единого…», очень важно это осознать. Если ты в Боге видишь только правосудный гнев, но при этом забываешь о Его любви, ты имеешь неправильное представление о Боге. Поэтому вот этот Ангел, который утвердился в деле наказания, и на земле, и на воде поставив свои ноги как огненный столп, он увенчан все-таки радугой, которая является символом Божьего милосердия. В Божьих посланниках проявляется и характер Бога, здесь наказание соединено с милостью. Бог никогда не мстит, потому что, Он никогда не раздражается. Месть – это проявление слабости, Бог наказывает, проявляя Свою любовь. Это разные вещи: наказание и месть. Бог ревнив, да, об этом сказано в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Сам Господь Иисус, очевидно, исходил из того, что величайшее благо для человека – знать Бога и пребывать в общении с Ним. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (От Иоанна 17:3 ) Это благо определяет для нас Бог (не мы сами для себя). Он нас сотворил и знает, что для нас хорошо. Любовь – к Богу и людям – проявляется в соблюдении заповедей. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Иоан.14:15 ) «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» ( 1Иоан.5:3 ) «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:9,10 ) Вера предполагает принятие заповедей – даже если человек их не понимает. Мне доводилось беседовать с человеком, который не понимал, что же небогоугодного в его визитах к проституткам. Мои попытки объяснить это были неуспешны. Все что я мог ему посоветовать – это поверить, что Бог имел веские причины запретить такое поведение – причины, которые станут ясны ему позже, а пока ему просто стоит поверить слову Божиему. Любовь , которой учил Иисус – и Апостолы, которых Он избрал – состоит в соблюдении заповедей. То, что побуждает вас к нарушению заповеди (в данном случае, заповеди «не прелюбодействуй») совершенно точно не имеет отношения к любви, о которой говорил Иисус. В случае с «благословением» однополых союзов мы имеем дело с совершенно другим представлением о любви – и о благе. Представлении, опять таки, по умолчанию атеистическом. В мире без Бога никакого блага, предназначенного для нас Создателем, нет, как нет никакого Божиего замысла о человеческой сексуальности, от которого мы могли бы уклониться. Люди вольны считать благом для себя что хотят. Можно, конечно, говорить о физическом вреде гомосексуализма – катастрофически, в десятки превышающей средний уровень по населению, частоте заражаемости ВИЧ и тому подобном, можно указать на полную неприспособленность мужского тела для рецептивной роли в контакте. Но в мире, где никакого объективного блага нет, человек волен считать однополые контакты благом столь великим, что это перекрывает все издержки. «Любовь» же оказывается желанием человеку того блага, которое он сам таковым считает – даже если речь идет о саморазрушении или прямом самоубийстве. Мысль о том, что человек может быть неправ, находиться под влиянием больной страсти или ложных убеждений, натыкается на то, что никакого объективного, истинного блага, с точки зрения которого мы могли бы оценить его выбор как ложный, просто нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Вопрос этот важен и актуален особенно в современной России. Что такое патриотизм? «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Согласно толковому словарю, «патриотизм» - это преданность, любовь к своему отечеству, к своему народу. Настоящая же любовь по своей сути – духовна (ведь Сам Бог есть Любовь), она – плод Духа Святого. Именно такая жертвенная, безусловная любовь позволяет человеку отдать собственную жизнь ради спасения ближних и Родины. Потому Христос и говорил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 13; 15). Что понимается под Отечеством? Это страна, где мы родились, выросли, где живут наши родители; это общество, народ, в среде и под благотворным влиянием которого мы получили воспитание и образование, его нравы, обычаи и духовная культура. Совокупность всего этого составляет то, что принято называть Отечеством. Патриотизм – явление всеобщее в человеческом роде, и он также естественен, законен и понятен, как все нормальное и необходимое в жизни человека. Коренное свойство истинной любви – активность и жертвенность (самоотверженность). Любить свое Отечество такой любовью – долг христианина. Эта любовь у него – та же любовь, по которой «узнают узника Христова», любовь, полагающая в требуемых случаях «положить душу свою за други своя» (Ин. 13;15). Патриотизм и христианская традиция. Раннее христианство. Христианская вера указывает христианину для подражания многие примеры самой чистой любви и привязанности к Отечеству в Аврааме, Иакове, Моисее, пленном народе иудейском. Высочайший пример любви к Отечеству представляет Сам Господь Иисус Христос. Будучи послан на землю для спасения всего мира, Он прежде всего пришел к своим единоплеменникам, «к овцам погибшего дома Израилева» (Мф. 10; 6). Он избрал местом проповеди неблагодарную Иудею, в которой не имел даже где главы преклонить, и, несмотря на то, что видел одну ненависть и преследование со стороны соотечественников, старался «собрать их около Себя, как птица собирает своих птенцов под свои крылья»; когда же они того не восхотели, не приняли Его, возненавидели и захотели убить, Он скорбел и плакал об их ослеплении, предвидя ожидавшую их погибель (Мф.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=177...

Гимн любви В 13-й главе первого послания к Коринфянам св. ап. Павел говорит нам о том, какой должна быть истинная любовь. Святой Иоанн Златоуст называет эту главу «гимном любви». Апостол Павел утверждает, что, если бы он раздал свое имение, или тело свое отдал на сожжение, или умел бы говорить всеми языками человеческими и ангельскими, а любви бы не имел, – он оставался бы ничем, «медью звенящей». Так велика и так нужна нам любовь на пути нашей христианской жизни. Ведь любовь к Богу – это, по словам Самого Господа Иисуса Христа, «первая и наибольшая заповедь»; любовь к ближнему – «подобная» ей ( Мф. 22:38–39 ). Любовь – это основа, на которой стоит весь мир, созданный Господом, и основа, на которой мы, православные христиане, совершаем свой путь к жизни вечной, к своему вечному спасению. Любовь – это основание всего дела нашего спасения, совершенного Господом Иисусом Христом. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», – говорит Сам Спаситель ( Ин. 3:16 ). Дитя, любящее своих родителей, знает, чем оно может и чем должно радовать родительское сердце: успехами в учении, хорошими, добрыми поступками. И такое дитя спешит доставить радость родителям послушанием, добрыми делами и усердными трудами в доступной для ребенка области. Мы все – дети своего Небесного Отца. Если мы любим Господа своего, мы должны спешить исполнить то, что завещает нам исполнить в нашей жизни земной наш Господь, сделать то, что утешает и радует Его Отеческое сердце. Кто любит Господа Бога своего, тот принимает от руки Его и благое, и скорбное в этой жизни, веруя в промыслительный путь, каким ведет его Господь по земной дороге. Кто любит Господа своего, тот скажет вместе с Псалмопевцем: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться?» ( Пс. 26:1 ). Любовь к Богу не может жить и приумножаться в сердце христианина без любви к ближнему. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец», – учит нас слово Божие ( 1Ин. 4:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Может ли Бог наказывать? Что такое наказание за грех? Неужели Бог способен мстить и гневаться? А как же любовь? 11 августа, 2014 Что такое наказание за грех? Неужели Бог способен мстить и гневаться? А как же любовь? Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться. Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам. Может ли Бог наказывать? Может ли Бог мстить? Может ли Он помнить зло? Многие уверены, что может. Ведь в Библии есть много мест, где мы видим следы «гнева» Божьего: сожженные города, где торжествовал модный ныне в Европе грех, – Содом и Гоморра; поглощение разверстой землей самозваных конкурентов Моисея – Корея, Дафана и Авирона. Примеров несть числа – вплоть до бичевания Христом торговцев в храме. Протоиерей Константин Камышанов С другой стороны, одна из ипостасей Бога – Дух, который есть Любовь. О ней сказал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. И другой апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине». Как же можно это совместить? Единственным способом. Воспоминанием дней творения мира и пониманием свободы, данной человеку при сотворении мира. Бог создал Адама подобным себе. Главный отпечаток Божьего перстня в воске нашей души – благость и свобода. Богу не нужны оловянные солдатики, которые бы Он – как игрок – передвигал по шахматной доске. Ему нужны живые и свободные личности. Свобода имеет выбор – любить Бога или не любить, а иначе она не была бы свободой. Человек волен идти в селения райские или, наоборот, добровольно удалиться во тьму внешнюю. Греша, человек приходит в область, населенную дьяволами. В некий Мордор, где все гремит, взрывается, приносит смрад и боль. И Бог не может, не повредив глубинной конструкции человека, насильно выдернуть его из ужаса, в который он сам себя затащил. Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться.

http://pravmir.ru/i-v-nem-net-nikakoy-tm...

Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто». Так, по словам апостола Павла, любовь составляет все, что есть самого лучшего и драгоценного в христианине. Отнимите от христианского сердца любовь, и вера его станет мертвою. Равным образом отец без любви не был бы истинным отцом и мать без любви не была бы истинною матерью. Даже самое небо без любви не было бы небом. Любовь , посему, есть самое блаженное состояние, которое только может быть на небе и на земле. Все Ангелы и все святые люди блаженны только в любви, ибо она, собственно, и есть самое блаженство. Откуда же происходит любовь? Где ее первоисточник? «Бог есть любовь», – говорит апостол Иоанн и тем научает, что первоисточник любви находится в Боге. От Него именно происходит она, подобно тому, как от Него же происходят всякая премудрость и всякий разум. О любви Божией мы и будем говорить теперь. Непостижимы все свойства и совершенства Божии, но любовь непостижимее их всех. Скорее можно исчерпать море, чем надлежащим образом измерить и постигнуть любовь. Она подобна солнцу, все согревающему и оживляющему на обширном пространстве земном. Лучи ее многообразны, но чаще всего она обнаруживается как благость, милосердие, милость и долготерпение. Все эти проявления Божественной любви мы постараемся объяснить здесь. В силу любви Своей Бог исполнен затем милосердия к нам, почему и называется в Писании «Отцом милосердия». Объяснение этого вида любви Божественной мы можем заимствовать из притчи о милосердном самарянине. При виде несчастного, израненного разбойниками, самарянин этот сжалился над ним и оказал ему помощь. Милосердие, поэтому, есть такое проявление любви, в силу которого сожалеют о несчастных и оказывают им помощь. Бог именно по милосердию Своему сожалеет о несчастных и в нужное время оказывает им помощь Свою. Примеров на это очень много находится в священной истории. Тяжело было, например, израильтянам жить в Египте, и Бог умилосердился над ними и вывел их оттуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Искренняя и сильная любовь к какому-либо человеку делает для нас самым милым и дорогим все то, что для него дорого и приятно. «Друзья моего друга – и мои друзья“,– говорит пословица. И эта любовь ко всему дорогому для любимого лица не только не ослабляет, напротив, питает и усиливает любовь к нему самому. Отсюда в любви к Богу implicite необходимо заключена и любовь к Его тварям и особенно к человеку, как предмету Его преимущественной любви и попечения. Равным образом, стремясь воспитать в себе любовь к ближним на место прежнего эгоизма, человек постепенно сообщает своей жизни и душевному настроению то направление, которое составляет свойство Божественной жизни. Но такое родство в направлении воли и жизнедеятельности между Богом и человеком, по общему психологическому закону, представляет самую благоприятную почву для возникновения и развития в душе человека любви к Богу. «Бога никогда никто не видел. Если мы любим друге друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. 602 «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога, любил и брата своего“. 603 «Всякий, верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий любящий родившего, любит и рожденного от Него“. 604 Учение о полнейшей взаимной зависимости и нераздельности любви к Богу и любви к ближним ясно и определенно раскрыто свв. отцами церкви. По учению, например, св. Василия Великого , Сам Господь дал порядок Своим заповедям, определив, что заповедь о любви к Богу есть первая и большая, вторая же по порядку и подобная первой, лучше же сказать, служащая дополнением её и от неё зависящая, есть заповедь о любви к ближним. 605 По словам преподобного Ефрема Сирина , «каждый прежде всего и всеми мерами ( προ πντων κα πανταχς) должен стараться иметь в своем сердце священную любовь и страх Божий“, непрестанно прося их себе у Бога, стремясь непрестанным памятованием о Господе и о небесной любви ежедневно возвращать их в себе, при помощи благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Если любовь не стала главным содержанием человеческого сердца, главным содержанием его души, то нечего делать в вечности. Раз мы начали со смысла человеческой жизни, то будем говорить языком евангельским, языком богословским. Господь Иисус Христос сказал: Ищите прежде Царства Божия и правды его и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Немного иначе выражает ту же мысль преп. Серафим Саровский . Он говорит о том, что цель человеческой жизни — стяжание благодати Святого Духа. На самом деле Царство Божие это и есть Царство благодати Святого Духа, пребывание в благодати Святого Духа. Царство Божие внутри вас есть (Лк. 17, 21), – говорит Господь. Когда в нас пребывает благодать Божия, то мы еще в этой земной жизни соприкасаемся с Царством Божиим. У святых отцов есть слово «обжение», то есть соединение с Богом, когда человек в Боге и Бог в человеке, когда человек и Бог становятся единым целым. Это и есть высшая цель, к которой должен стремиться человек. Термин «обожение» использован здесь как церковный и богословский, однако, иногда можно сказать проще, по-мирскому, может быть, не совсем точно, но более понятно. Спасти душу свою — это значит научиться любить . Все, о чем я сказал выше — Царство Божие и стяжание благодати Святого Духа, является тем же самым. Ведь что такое соединение с Богом, обожение? Мы с вами знаем слова апостола Иоанна Богослова: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге (1 Ин. 4, 7). То есть обожение — это такое состояние, когда любовь становится господствующей в человеке. В той мере, в какой человек научиться любить, в той мере он пригоден для вечности. Если любовь не стала главным содержанием человеческого сердца, главным содержанием его души, то нечего делать в вечности. Не потому что его туда не пустят, а потому что ему там самому нечего будет делать. Например, если человеку с расстроенным зрением приходится носить черные очки, потому что ему нельзя смотреть на солнечный свет, то каково ему будет при ярком свете? Так же, наверное, человеку, не способному любить по-настоящему, будет совершенно невозможно и больно находиться в области того света, Который есть Бог, Который есть Любовь . А раз главная задача человека в этой земной жизни — научиться любить, значит и ценность в этой жизни приобретает все то, что способно этой любви научить. В самом деле, каждый эпизод человеческой жизни, каждая ситуация, каждое событие, каждая встреча – это есть, с одной стороны, урок для человека, а, с другой стороны, в тоже время и экзамен. Потому что мы проверяем, насколько мы по-настоящему научились любить. Я думаю, что для человека, который это понял, есть определенная опасность. Ему может начать казаться, что он уже научился любить, а на самом деле не научился.

http://pravmir.ru/semya-v-ko/

6 июня. «Ищите прежде Царствия Божия». Эти слова вы слышали из Евангелия, читанного нынче за литургией, и принадлежат они Господу нашему Иисусу Христу. Спаситель сказал, что люди заботятся о пище, об одежде, о других разных предметах существования, а между тем что всего главнее и необходимее, о том они и не думают, не заботятся они о Царствии Божием. Но что такое Царствие Божие и как нам искать его? Вы, вероятно, и не вдумывались в это. Евангелист Иоанн Богослов за свою любовь и преданность Богу был осужден на изгнание на остров Патмос, и там он уразумел, что такое Царствие Божие, и он оставил нам книгу, из которой и мы можем познать, что такое Царствие Божие. Чтобы лучше уяснить это, представьте себе, что Царствие Божие – это такой город, в котором живет Бог и народ. В этом городе ни скорбят, ни ропщут, а если и плачут, то Сам Господь стирает слезы с глаз их; в нем нет ни воплей, ни стенаний, ни отчаяния; люди все спокойны, все радостны, все светлы, все чисты, так как там никакая нечистота не может быть; в этом городе нет ни солнца, ни звезд, а между тем все светло, все блистает, все лучезарно, потому что в нем присутствие Самого Бога; в нем люди всех званий, всех возрастов, всех поколений, в нем и старцы, и юноши, и младенцы, в нем нет порочных чувств, похотливых желаний, нет пола ни мужеского, ни женского. Итак, мы видим, что Царствие Божие – такое место, куда бы, кажется, только и должен стремиться человек, а между тем человек и не ищет его, и оно улетает от него, подобно тому как легкое облачко плывет наверху и исчезает в лучезарных небесах. Но как же можно попасть в Царствие Божие и кто попадает туда? Запомните хорошенько мои слова: по свидетельству святых отцев, в Царствии Божием могут быть все и никто; это такой город, куда нельзя войти через все ворота, и только Один Спаситель указал нам путь в него, дал нам ключи от него. Кто следует за Христом, кто идет по Его пути, тот попадет и в Царствие Божие. А как следовать за Христом, это всякий из вас знает. Сам Спаситель сказал: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вас; наследуйте царство, уготованное вам от создания мира». Как Он болел и страдал, так и мы должны, как Он был всемилостивым, так и мы не должны быть жадными, но быть милостивыми, и войдем мы тогда в Царствие Божие. Но что там делают, в Царствии Божием? Там вечное блаженство. Это такое пресветлое место, где ангелы славословят Господа, где непрестанно слышится херувимский восторг, где нет ни болезней, ни смерти; это такое счастье, выше которого и нет ничего; попасть туда трудно, но уже кто попал туда, тот вечно там будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

  29. Бог вседоволен, ни в чем не нуждается    Св. ап. Павел говорит, что Бог ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя, что Сам дая всем живот и дыхание и вся (Деян. XVII, 25).    Св. Григорий Богослов учит: „Бог, как самодовольный, не нуждается ни в чем человеческом и маловажном, тем менее увеселяется недостойными приношениями: напротив того, жертвою нечестивого, хотя бы это был телец, гнушается, как псом,. и, хотя бы это был ливан, оскорбляется, как богохульством (Исаии 3); ценит же ту одну жертву, которую Чистейшему приносят чистые руки, высокий и очищенный ум“ (Твор. св. Григория Богослова, ч. I, стр. 101. Москва 1843 г.).   30. Бог благ    Бог ест любовь, говорит св. ап. Иоанн (1 Иоан. IV:8), т. е. в Нем столько любви и благости, что Он весь любовь. Благ Господь ко всему, и на всяком творении милость Его, говорит псалмопевец (Пс. CXLIV, 9) . „Если бы кто спросил, – говорит один из отцов церкви, – что мы почитаем и чему поклоняемся? Ответ готов: мы чтим любовь. Ибо, по выражению Св. Духа, Бог наш есть любовь (1 Иоан. IV:8), и это наименование благоугоднее Богу всякого другого имени“ (Григ. Бог. Слово 32 в тв. св. отцов).    Неизреченная благость и любовь Божия в особенности к человеку открылась: а) в сотворении его по образу и по подобию Божию, б) в спасении его воплощением, страданиями и крестною смертию Единородного Сына Божия, и в) в последовавшем за тем превознесении его во Христе Иисусе.    О сотворении человека Давид говорить в одном из псалмов своих: „когда взираю я на небеса Твои, дело перстов, Твоих, на луну и звезды, которые Ты поставил; то – что такое человек, что Ты помнишь его? И Сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами: славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих: все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями! Господи Боже наш! Как величественно Имя Твое по всей земле!» (Псал. VIII).    Безграничная любовь Божия в спасении нас грешных воплощением, страданиями и смертию единородного Сына Божия раскрывается особенно в Свящ. Писании Нового Завета. В Евангелии Иоанна говорится: „так Бог возлюбил мир, что и Сына Своего единородного отдал (на жертву), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. III:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010