XXI:34 – 36), Господь открыл им то, что полезно знать для того, чтобы сохранить благоразумную осторожность и не увлечься общим потоком беспечной чувственности. Якоже бо бысть во дни Новвы: тако будет и пришествие Сына человеческого; якоже бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до него же дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дондеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына человеческого. Тогда два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется; две мелюще в жерновах; едина поемлется и едина оставляется (Матф. XXIV:38 – 41). О такой внезапности приществия Своего на страшный суд Господь предупреждал учеников еще раньше, указывая им на времена не только Ноя, но и Лота (Лук. XVII:26 – 30, 35, 36). В настоящий раз, повторив предсказание, Он присоединил к нему увещание Свонм верным последователям о постоянной и неослабной бдительности в ожидании последнего дня мира: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет, – и чтобы яснее представить слушателям необходимость бдительности в ожидании пришествия Своего и горестные последствия небрежности в важнейшем деле спасения души, Господь напомнил ту притчу о рабах ожидающих пришествия господина, которую произнес прежде (Лук. XII, 39, 40, 42 – 46). – (Извлеч. с опущ. нек. мест из кн. „Евангельская история о Боге Слове, Сыне Божием, Господе нашем И. Христе», прот. П. Матвеевского. С.-Пб. 1890 г. стр. 603 – 7).   2. Библейские тексты о втором пришествии Иисуса Христа    Второе пришествие И. Христа произойдет на облакох: тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все пленена земные, и увидят Сына человеческаго, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мат?. XXIV, 30);    во славе Отца: придет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его (Матф. XVI:27);    во славе Своей: когда же придет Сын человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей (Матф. XXV:31);    с силою и славою: и тогда увидят Сына человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Вмъ твоя дла, яко ни студенъ еси ни теплъ: не да студенъ бы былъ ни теплъ (о, дабы студенъ былъ еси или горящь). Тако, яко обуморенъ еси, и ни теплъ ни студенъ, изблевати тя от устъ Моихъ имамъ (тако, понеже теплъ еси, и ни студенъ еси ниже горящь, имамъ тя изблевати изъ устъ Моихъ). Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Холодный человек, не познавший веры, скорее может уверовать и стать горячо верующим, чем охладевший, сделавшийся равнодушным к вере христианин. Даже явный грешник лучше теплохладного фарисея, довольного своим нравственным состоянием. Поэтому Господь Иисус Христос и порицал фарисеев, предпочитая им кающихся мытарей и блудниц. Явные и открытые грешники легче могут прийти к сознанию своей греховности и искреннему раскаянию, чем люди с тепловатой совестью, не сознающие своих нравственных недугов. Откр. 3:17–18. Зане глаголеши, яко богатъ есмь и обогатихся и ничтоже требую: и не вси, яко ты еси окаяненъ и бденъ, и нищь и слпъ и нагъ. Совщаю теб купити от Мене злато разжжено огнемъ, да обогатишися, и oдяhie бло, да облечешися, и да не явится срамота наготы твоея: и koллypieмъ помажи очи твои, да видиши. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. «Золото, очищенное огнем, одеяние белое и глазная мазь (коллурий)», которые Господь советует купить у Него лаодикийцам, означает любовь и благоволение Божие, приобретаемые покаянием, добрые дела, чистое и непорочное поведение и высшая небесная премудрость, дающая духовное зрение. «Если желаешь обогатиться, то советую тебе пламенным желанием и горящим сердцем приобрести у Меня, Обогатителя золото переплавленное, то есть очищенное огнем искушений. И от него будешь иметь с своем сердце сокровище некрадомое, облечешься в пресветлую одежду добродетелей, которою и покроешь происшедшую наготу греховную» (св. Андрей, гл.9).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Глава 33. Погибель страшных и гордых язычников и спасение на Сионе верных Богу-Спасителю 1. Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя. (Горе обидящим вас, вас никтоже изобидит, и отвергаяй вас не отвержет: пленени будут отметающии (вас), и предадятся, и яко молие в ризе, тако побеждени будут). У Израиля много врагов, питающих к нему непрестанную вражду и желающих его гибели; но горе этим людям: они не могут нанести обиды народу Божию; они желают отвергнуть или удалить народ с его родной земли или, по крайней мере, обессилить его, но за это они сами будут побеждены и сделаются жертвою плена; к позору своего могущества, они будут не только побеждены, но и выброшены из святой земли также легко, как вытряхивают моль из одежды. 2. Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное. (Господи, помилуй ны, на тя бо уповахом: бысть племя непокоряющихся в пагубу, спасение же наше во время печали). От лица верных пророк молит Бога о спасении и вместе с тем исповедует, что племя непокорных Его закону при всех увещаниях пророка, обречено на погибель от меча врагов, а для покорно-преданных сам Господь будет спасителем во время печали – во дни предстоящего нашествия оных. 3. От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена. (Гласом страха твоего ужасошася людие от страха твоего, и разсеяшася языцы). Все враги людей Божиих ужаснутся от грозного гласа Божия, возвещающего им погибель и рассеются от этого гласа, когда Господь, по милости своей будет спасать свой народ. 4. И будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча. (Ныне же соберутся корысти ваши малаго и великаго: якоже аще кто соберет пруги, тако наругаются вам). Рассеявшиеся от страха гласа Божия оставят все свои добычи – и малые, и великие: а люди спасаемые возьмут эти добычи без страха, как собирают пруги – саранчу. Так, многочисленные враги нападут, как саранча, и покроют землю, но не одержат победы и не покроются геройской славой, а погибнут все, как саранча, и покроются позором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Господь — Творец наш, Он потребит нас, но может и опять создать и насадить нас: все в Его ноле и власти. Ст. 35. ..Аз не отвергурода Израилева от всех (за всех), яже сотвориша, глаголет Господь. Тако рече Господь, давый солнце в свет дне, луну и звезды на свет нощи, и вопль на мори (бурю), и возшумеша волны его, Господь Вседержитель имя Его. Аще премолкнут законы сии (течение планет) от лица Моего, рече Господь, то и род Израилев престанет быти язык пред лицем Моим во вся дни. Судие и Творче наш! Не отвергни и нас до конца. Гл. 32. В 18-й год царствования Навуходоносора войско его осадило Иерусалим, а пророк Иеремия стережен был в темничном дворе, находившемся во дворце царя Иудейского, куда заключил его царь, говоря: «Зачем ты пророчествуешь и говоришь: тако говорит Господь: вот, Я отдаю этот город в руки царя Вавилонского, который возмет его, и Седекия, царь Иудейский, не спасется от рук халдеев, потому что предан будет в руки царя Вавилонского и будет говорить с ним лицом к лицу и глаза к глазам, и войдет в Вавилон и там останется до посещения Моего, говорит Господь; если же станет воевать против халдеев, ничего не успеет». Ст. 17 и далее. Пророк молится: О, Сый Господи Боже! Ты сотворил ecu небо и землю крепостию Твоею великою и мышцею Твоею высокою, не утаится от Тебе ничтоже, творяй милость в тысящи, и отдаяй грехи отчи в недра чад их по них: Бог великий и крепкий, Бог велика совета и силен делесы, Бог великий Вседержитель и великоименит Господь: очи Твои отверсты на вся пути сынов человеческих, дати комуждо по пути его и по плоду начинаний его. Только чтитель истинного Бога может так взывать к Богу своему, проникаясь чувством Его бесприкладного величия. Ст. 39. И дам им путь ин и сердце ино, боятися Мене вся дни, на благоту им и чадом их по них: и завещаю им завет вечный, егоже не отвращу последи их, и страх Мой дам в сердце их, ко еже не отступити им от Мене. Господи! Я принимаю к себе эти слова: дай же Ты мне путь ин и сердце ино, боятися Тебе вся дни на благоту мне. И если благоволишь сделать от меня потомство, то чадам моим по мне. Не отврати от мене завета Твоего, заключенного со мною в Пречистом Теле и в Пречистой Крови Твоей, вложи в сердце мое страх Твой, чтобы я никогда, никогда не отступал от Тебя. — Этою молитвою можешь молиться Богу и о своих пасомых, употребляя вместо будущих времен и первого лица повелительное наклонение, второе лицо единственного числа.

http://predanie.ru/book/203392-dnevnik-1...

Для изображения воинской славы Александра взят не один ветхозаветный образец. Несколько раз упоминается царь Давид. Когда речь идет о Ледовом побоище, автор пользуется следующей параллелью: «Тако у князя Александра множество храбрых муж, якоже древле у царя Давида крепцыи, сильнии, тако же и мужи Александровы исполнишася духа ратна, бяху сердца их аки лвом». Эти слова предполагают знакомство автора с той частью истории Давидова царства, где говорится о войсках царя между прочим так: «И из Гадитян перешли к Давиду в укрепление в пустыню люди мужественные, воинственные, вооруженные щитом и копьем; лица львиные – лица их, и они быстры, как серны на горах» ( 1Пар.12:8 ). Когда, после счастливой победы, Александр покинул поле битвы и приближался к Пскову, множество народа вышло ему навстречу и, воспевая славу победителя, восклицало: «Пособивый Господи кроткому Давиду победити иноплеменники и верному князю нашему Александру оружием крестным свободити град Псков от иноязычных рукою Александровою». Несомненно, что этот эпизод возник под влиянием библейского рассказа о возвращении Давида с победы над Филистимлянами: «Когда они шли, рассказывается в первой книге Царств ( 1Цар.18:6–7 ), при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!» Пышность восточной встречи заменена церковной торжественностью: вместо пляшущих женщин в северном пересказе фигурируют игумены с крестами и священники в ризах. И сама «песнь славы» изменилась в силу необходимости и получила другой смысл под влиянием другого места из той же связи: «… ибо Господь сказал Давиду: рукою раба моего Давида я спасу народ мой, Израиля, от руки Филистимлян и от руки всех врагов его» ( 2Цар.3:18 ). Посмотрим, нет ли еще каких-нибудь параллелей между житием и историей Давидова царствования. Перед Невским побоищем автор влагает в уста своего героя молитвы, содержащие в себе изречения из псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

е. имеет полноту божественной власти. Вследствие принятия зрака раба для спасения людей, Сын человеческий не имать где главы предклонити ( Мф. 8:20 ; сн. Лук. 9:58 ). В добровольном уничижении Его причина того, что иже речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему, тогда как хула на Духа не отпустится человеком ни в сей век, ни в будущий ( Мф. 12:31–32 ). Крестные страдания и смерть Сына человеческого имели совершиться во исполнение пророческих о Нем предсказаний: се восходим в Иерусалим, говорил Он, и скончаются (исполнятся) вся написанная пророки о Сыне человеческом ( Лук. 18:31 ); Сын человеческий идет по реченному ( Лук. 22:22 ), но горе человеку тому, имже предается ( Лук. 22:22 ). Сын человеческий предан будет архиереем и книжником, и осудят Его на смерть, и предадят Его языком на поругание, и биение, и пропятие ( Мф. 20:18–19 ). И якоже бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи ( Мф. 12:40 ). После же этого последует прославление Его, почему еще задолго до крестных страданий Он говорил иудеям: егда вознесете Сына человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь ( Иоан. 9:28 ), а при наступлений страданий взывал: прииде час, да прославится Сын человеческий (12:23); ныне прославися Сын человеческий, и Бог прославися о Нем (13:31). Сын человеческий в третий день воскреснет ( Мф. 17:23 ). Узрите Сына человеческаго восходяща, идеже бе прежде ( Иоан. 6:62 ), и одесную седяща силы ( Марк. 14:62 ; сн. Лук. 12:19 ). Бог Отец область даде Ему и суд творити, яко Сын человечь есть ( Иоан. 5:27 ). И будет время, когда явится знамение Сына человеческаго на небеси, и тогда воспла- чутся вся колена земная и узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф. 24:30 ). Яко молния исходит от восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына человеческаго ( Мф. 24:27 ). Тогда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея ( Мф. 19:28 ), послет Сын человеческий ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны и творящих беззакония и ввергнут в пещь огненную ( Мф. 13:41–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или матерь, или жену, или чада, или села Имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит. Мнозиже будут первии последни, и последнии перви 160 . 8) Иисус Христос часто исцелял и творил другие чудеса в Субботы; Фарисеи и другие лжеревнители за сие на Него негодовали, но Господь желая показать, что добрыми делами день праздника не токмо не нарушается, но тем более освящается, сказал им: естьли котораго от вас осел или вол в студенец впадет, не абие ли исторгнет его в день субботный; и далее: не человек субботы ради, но суббота человека ради, Сын же человеческий Господь есть и субботы 161 . 9) К Иисусу Христу очень часто сходились мытари и грешники слушать Его утешение; Фарисеи и книжники противу Него за сие роптали и говорили: Он грешников принимает и ест с ними; но Господь желая дать им почувствовать колико приятны для него грешники обращающиеся, рек: Кий человек от вас имый сто овец, и погубл едину от них, не оставит ли девятдесят и девять в пустыни, и идет в след погибшия, дóндеже обрящет ю; и обрете, возлагает на раме свои радуяся; и пришед в дом созывает други и соседы, глаголя им, радуйтеся со мною, яко обретох овцу мою погибшую. Глаголю вам, яко тако радость бывает на небесах о едином грешнице кающемся нежели о девятидесяти и девяти праведниках, иже не требуют покаяния. Или кая жена имущи десять драхм, аще погубит драхму едину, не вжигает ли светильника, и пометет храмину, и ищет прилежно, дóндеже обрящет; и обретши созывает други и соседи глаголющи: радуйтеся со мною, яко обретох драхму погибвшую. Тако глаголю вам, радость бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся 162 . 10) Иисус Христос идя некогда из Вифании во Иерусалим взалкал и увидя близ дороги одну смоковницу, подошел к ней, и ничего не найдя на ней кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во веки; и смоковница тотчас изсохла. Увидев сие ученики дивились, и говорили: как смоковница тотчас изсохла? Иисус же сказал им в ответ: аминь глаголю вам, аще имате веру, и не усумнитеся, не токмо смоковничное сотворите, но аще и горе сей речете: двигнися и верзися в море, будет.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

И ясно ему, что в преисподнюю сойдут, ищущие его души, враги его, а царь – только возвеселится о Господе. I. 2. БОЖЕ, БОЖЕ мой! к Тебе утреннюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе – плоть моя, в земли пусте, и непроходне и безводне… 2. Боже. Боже мой! К Тебе с утра обращаюсь я: возжаждала Тебя душа моя! и во сколько раз больше (устремилась к) Тебе плоть моя, в земле пустой и непроходимой, и безводной. 3. Тако во святем явихся, Тебе – видети силу Твою и славу Твою. 3. Так (бы) во святилище явиться мне к Тебе – узреть силу Твою и славу Твою. 4. Яко лучше милость Твоя паче живот. Устне мои похвалите Тя. 4. Ибо милость Твоя – дороже жизни. Уста мои – восхвалят Тебя. 5. Тако благословлю Тя в животе моем: о имени Твоем воздежу руце мои! 5. Так буду благословлять Тебя в жизни моей, во имя Твое – воздену руки мои! 6. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. 6. Пусть, как туком и елеем, наполнится душа моя, и языком радости восхвалят Тебя уста мои. II. 7. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя. 7. Вспоминал ли я Тебя на постели моей – в (часы) утренние в помышлениях своих устремлялся к Тебе. 8. Яко был-еси Помощник мой, и – в крове крилу Твоею возрадуюся. 8. Ибо был Ты Помощником мне, и под кровом крыл Твоих (я) буду радоваться. 9. Прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя! 9. Прильнула душа моя к Тебе, меня же восприняла десница Твоя! 10. Тии-же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли, – 10. Те-же напрасно искали душу (жизнь) мою: внидут они в преисподнюю земли, – 11. Предадятся в руки орудия, части лисовом будут. 11. Будут преданы в руки меча, достанутся на съедение лисицам. 12. Царь-же возвеселится о БОЗЕ: похвалится всяк кленыйся Им! Яко заградишася уста глаголющих неправедная! 12. Царь-же возвеселится о Боге: хвалим будет всякий, клянущийся Им! Ибо заградились уста говорящих неправедное. Примечания к Псалму LXII-мy Надписание: Пространнейшее описание этого пребывания в пустыне зри в первой книге Царств, в гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Кол 4:10–18 К СОЛУНЯНОМ ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТАГО АПОСТОЛА ПАВЛА. Послание к солуняном первое, зачало 262. Павел и Силуан, и Тимофей церкви Солунстей о Бозе Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога всегда о всех вас, поминание о вас творяще в молитвах наших, непрестанно поминающе ваше дело веры, и труд любве, и терпение упования Господа нашего Иисуса Христа, пред Богом и Отцем нашим, ведяще, братие возлюбленная, от Бога избрание ваше, яко благовествование наше не бысть к вам в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе, и во извещении мнозе, якоже и весте, какови быхом в вас ради вас. 1 Фес 1:1–5 Послание к солуняном первое, зачало 263. Братие, вы подобницы бысте нам и Господу, приемше слово в скорби мнозе с радостию Духа Святаго, яко быти вам образ всем верующым в Македонии и Ахаии. От вас бо промчеся слово Господне не токмо в Македонии и Ахаии, но и во всяко место вера ваша, яже к Богу, изыде, яко не требовати нам глаголати что. Тии бо о нас возвещают, каков вход имехом к вам, и како обратистеся к Богу от идол, работати Богу живу и истинну и ждати Сына Его с небес, Егоже воскреси из мертвых, Иисуса, избавляющаго нас от гнева грядущаго. 1 Фес 1:6–10 Послание к солуняном первое, зачало 264. Братие, весте вход наш иже к вам, яко не вотще бысть, но предпострадавше и досаждени бывше, якоже весте, в Филиппех, дерзнухом о Бозе нашем глаголати к вам благовествование Божие со многим подвигом. Утешение бо наше не от прелести, ни от нечистоты, ни лестию, но якоже искусихомся от Бога верни быти прияти благовествование, тако глаголем, не аки человеком угождающе, но Богу искушающему сердца наша. Никогдаже бо в словеси ласкания быхом к вам, якоже весте, ниже в вине лихоимания: Бог свидетель! Ни ищуще от человек славы, ни от вас, ни от инех, могуще в тяготе быти, якоже Христовы Апостоли, но быхом тиси посреде вас, якоже доилица греет своя чада. Тако желающе вас, благоволихом подати вам не точию благовествование Божие, но и душы своя, занеже возлюблени бысте нам.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-n...

Мзда всякаго человека иже аще работати будет у тебе; да не примедлишь, но отдаждь ему абие; аще послужиши Богу воздастся тебе; внемли себе, чадо; во всех делах твоих; и буди наказан во всем житии твоем; и еже ненавидиши; да никому же твориши. Вина в пиянство да не пиеши, и, да не ходит с тобою пиянство в пути твоем. От хлеба твоего даждь алчущему и от одеяний твоих нагим; все, аще преизбудет тебе, твори милостыню; иждивай хлебы твоя при гробе праведных, грешником же да не даси; совета у всякаго премудрого ищи; и да не брежеши о всяком совете полезном. И на всякое время благослови Господа Бога твоего, и от Него проси, яко да пути твои прави будут, и вся стези и советы твоя да благоуспеют, зане всяк язык не имеет совета, но сам Господь дает вся благая, и его же аще восхощет, смиряет, егоже хощет. И ныне, чадо, помяни заповеди моя, и да не изгладятся от сердца твоего, и не бойся чадо, яко обнищахом: суть тебе многа, аще убоишися Бога, и отступиши от всякого греха, и сотворити, еже угодно пред Ним. 4:3–21. Из Книги Псалмов Учение о том, что праведные будут блаженны, а нечестивые погибнут Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных неста, и на седалищи губителей не седе: но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и ночь. И будет яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивые, не тако: но яко прах, егоже возмещает ветр от лица земли. 1:1–5. Побуждения к хождению пред Богом Сынове человечестии! Доколь тяжкосердии всякую любите суету, и ищете лжи; увидите, яко удиви Господь преподобного своего; гневайтеся и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших; на ложах ваших умилитеся; пожрите жертву правды, и уповайте на Господа. 4:3–6. Учение о том кто суть наследники Царствия Божия Господи! кто обитает в жилищи твоем, или кто вселится суть ю во святую гору твою? Ходяй непорочне, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем, иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя: уничижен есть пред ними лукавнуяй, боящияся Господа славит; кленыйся искреннему своему, и не отметаяйся; сребра своего недаде в лихву, и мзды на неповинных неприят: творяй сия неподвижится во век. 14:1–5.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010